Финансовым анализом не является анализ. Методы финансового анализа предприятия (преимущества, недостатки, сравнение)

План.

1. Сущность платежного баланса.

2. Структура платежного баланса.

3. Сальдо платежного баланса.

Термины и понятия:

Кредит, дебет, текущие трансферты, принцип двойного счета, счет текущих операций, прямые инвестиции, финансовые деривативы, сальдо платежного баланса, активное сальдо, отрицательное сальдо

Краткое содержание.

Платежный баланс – это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны за определенный период в виде соотношения платежей за границу и поступлений из-за границы.

Платежный баланс отражает с количественных и качественных позиций масштабы, структуру, характер участия страны в мировом хозяйстве. Составляется на основе статистических данных о совершенных за определенный период внешнеэкономических сделках: об экспорте и импорте товаров и услуг, об объемах предоставленных и полученных за рубежом кредитов, об участии страны в работе международных фондовых рынков.

Как любой счет, платежный баланс состоит из двух частей – кредита и дебета. По кредиту счета отражаются источники денежных средств, а по дебету – направления их расходования. (Принцип двойного счета. Регистрация двух сторон одной и той же сделки). Информация, по которой составляется платежный баланс, носит оценочный характер, что приводит к определенной погрешности. Поэтому в структуре таблицы платежного баланса есть статья «Ошибки и пропуски».

Составляется платежный баланс в национальной валюте или в валюте, которая применяется во внутренних расчетах и учете. Дополнительно, в целях анализа проводится трансляция полученных данных в базовую валюту (доллар США, евро, СДР) по среднему за составляемый период курсу.

МВФ периодически издает Руководство по платежному балансу. Но некоторые страны вносят коррективы в предложенную МВФ схему.

Стандартный платежный баланс состоит из двух разделов: счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовых операций. А также статья «Ошибки и пропуски».

А. Счет текущих операций показывает результат взаимодействия страны с остальным миром за определенный промежуток времени, и с другой стороны – баланс внутренних инвестиций и сбережений. Счет текущих операций включает:

– Товары. Здесь отражается экспорт и импорт товаров;

– Услуги. Платежи и поступления по транспортным услугам; электронной, спутниковой, телеграфной, телефонной, факсимильной, почтовой связи; финансовым услугам, страхованию, строительству и т.д.;

– Доходы. Подразделяются на оплату труда и доходы от инвестиций;

– Текущие трансферты. Односторонние переводы – передача материальных ресурсов, не сопровождающаяся встречным движением стоимостного эквивалента. Отражается либо в дебете, либо в кредите (в зависимости от направления);

В. Счет операций с капиталом и финансовых операций – группа статей платежного баланса, фиксирующих международное движение капитала, с помощью которого финансируются экспорт и импорт товаров и услуг. Счет операций с капиталом и финансовых операций включает:

1.Счет операций с капиталом:

Капитальные трансферты, которые сопровождаются передачей прав собственности на основной капитал и списанием долгов кредиторами.

Приобретение (продажа) непроизводственных нефинансовых активов.

2.Финансовый счет основан на классификации капитала по экономическому содержанию; предпринимательского капитала, ссудного капитала. И включает:

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Финансовые деривативы

Другие инвестиции

Резервные активы

С. Ошибки и пропуски – статья платежного баланса, отражающая пропуски платежей, которые по каким-либо причинам не были записаны в других статьях платежного баланса, и ошибки, закравшиеся в записи отдельных платежей.

Сальдо платежного баланса – разность между заграничными платежами и поступлениями. Положительное, активное сальдо – означает превышение поступлений над расходами, а отрицательное – наоборот.

Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать:

1. усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями;

2. понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации;

3. повышение учетной ставки Центрального банка;

4. введение или усиление валютного контроля;

5. диверсификация валютных резервов.

Проверь себя:

1. Что такое платежный баланс?

2. На основе чего составляется платежный баланс?

3. Из каких частей состоит платежный баланс?

4. В каких денежных единицах составляется платежный баланс?

5. Назовите разделы платежного баланса.

Охарактеризуйте два главных принципа составления платежного баланса.

Какие методы использует государство в процессе регулирования платежного баланса?

ТЕМА 16. Международная миграция рабочей силы.

План:

1. Международная миграция рабочей силы: сущность, формы,

факторы. Участие РБ в процессах международной миграции рабочей силы.

2. Центры международной миграции рабочей силы и их характеристика.

3. Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов

4. Государственное регулирование миграционных процессов

Термины и понятия:

Переселение, эмиграционные потоки, иммиграционные потоки, миграционное сальдо, безвозвратная миграция, маятниковая миграция, нелегальная миграция, высококвалифицированная, низкоквалифицированная рабочая сила, реэмиграция, ограничительная политика, иммиграционная квота, страны-реципиенты, ограничение «цепной реакции», дискриминационные меры, «мягкие» меры регулирования, «жесткие» меры регулирования, репатрианты, страна-донор, страна-реципиент.

Краткое содержание.

Международная миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие с целью поиска работы сроком более одного года, вызванное прежде всего причинами экономического характера (а также политического, этнического, культурного, семейного и т.д. характера).

Определяющими мотивами являются желание больше заработать, стремление найти лучшее применение своей квалификации.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Разность эмиграции и иммиграции составляет миграционное сальдо. Согласно классификации МОТ современная трудовая миграция подразделяется на 5 типов:

работающие по контракту;

1. профессионалы;

2. нелегальные иммигранты;

3. беженцы;

4. переселенцы.

Причины миграции рабочей силы обусловлены воздействием факторов как экономического так и неэкономического характера.

К неэкономическим факторам относятся: политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные, экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические.

К экономическим факторам относятся:

Различные уровни развития стран;

Состояние национального рынка труда;

Структурная перестройка экономики;

Развитие научно-технического прогресса;

Вывоз капитала, функционирование ТНК;

В настоящее время сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1. По направлениям – из развивающихся постсоциалистических стран в промышленно-развитые; в рамках промышленно-развитых стран; между развивающимися странами, высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2. По территориальному охвату – межконтинентальная, внутриконтинентальная.

3. По уровню квалификации мигрантов – высококвалифицированная рабочая сила, низкоквалифицированная.

4. По времени – безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая.

5. По степени законности – легальная, нелегальная.

Основные центры миграции – США, Канада, Австралия, Западная Европа, нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока, новые индустриальные страны.

До 60-х годов главная роль в миграционных потоках населения РБ принадлежала внешней миграции. Рабочая сила убывала в Россию, Украину, Казахстан, республики Прибалтики.

Во второй половине 80-х годов внешняя миграция стала уменьшаться и на ее место приходит внутренняя миграция – из сельской местности в города, из меньших городов – в более крупные. В связи с катастрофой на ЧАЭС изменилась направленность и интенсивность миграционных потоков.

В настоящее время для РБ характерны небольшие объемы регистрируемой трудовой эмиграции. За 1996 г. за границу выехало 1672 чел., за 1997 – 1834 чел., за 1998 – 1748 чел. Однако по экспертным оценкам, из-за снижения жизненного уровня, экономической нестабильности за границу готов выехать каждый четвертый. В структуре трудовой эмиграции, преобладают представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенты. Эмиграция носит характер «утечки мозгов».

В настоящее время трудоустройством белорусских граждан за рубежом занимается 13 фирм.

Сократилось число выезжающих белорусов в Россию и Польшу, но увеличилось в Германию и Израиль, в Чехию.

Получили распространение полулегальные и нелегальные формы работы – по гостевой визе с временным трудоустройством. Работают в большинстве в строительстве, на с/х работах и в промышленности.

Растет приток иностранных граждан в РБ. (строительные организации, торгово-закупочные операции). Уже сейчас в народном хозяйстве республики работают 14,5 тыс. иностранцев по различным профессиям и специальностям.

По прогнозам следует ожидать приток иммигрантов из стран Балтии, Грузии, Средней Азии и Казахстана, что объясняется усиливающейся исламизацией стран этого региона, стимулирующий отток европейцев. Потенциальными иммигрантами для РБ являются 2,2 млн. этнических белорусов, живущих за пределами РБ в бывших советских республиках.

Повысился рост нелегальной иммиграции. На территории страны на нелегальном положении находится от 150 до 300 тыс. лиц, прибывших из стран СНГ. В стране проживает около 1000 вьетнамцев, у которых истек срок контрактов. Часть из них не желает уезжать.

В 90-е годы массовый характер приобрела и вынужденная иммиграция. Увеличивается число беженцев, иностранных студентов, не желающих уезжать за границу.

Разрабатывается концепция государственной миграционной политики и государственная миграционная программа РБ.

Первый центр мирового рынка рабочей силы сформировался в 70-е годы в районенефтедобывающих стран Ближнего Востока, которые притягивают огромное число людей из Индии, Пакистана, Иордании, Йемена, Греции, Турции, Италии. К началу 90-х гг. здесь работало более 4,5 млн. иностранцев (местных рабочих – 2 млн. чел.). Доля иммигрантов в общей численности рабочей силы отдельных стран значительна. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах она составляет 97 %, Кувейте – 86,5 %, Саудовской Аравии – 40 % .

Некоторые страны арабского мира одновременно являются экспортерами и импортерами рабочей силы (Иордания, Йемен). Эти страны экспортируют низкоквалифицированную рабочую силу и импортируют – высококвалифицированную.

Второй центр сложился в странах Западной Европы. Существенную роль здесь сыграл ЕС, одним из элементов которого является создание общего рынка рабочей силы. Страны ЕС широко привлекали рабочую силу из стран, не входящих в сообщество. Иностранные рабочие используются в тех отраслях, где велика доля ручного труда, где работа является опасной, грязной и считается непрестижной для местного населения. За два истекших десятилетия страны ЕС завербовали из бедных стран Средиземноморья 30 млн. человек, из которых 6,8 млн. осело на постоянное жительство. Были завезены рабочие из Западной и Центральной Африки, Среднего Востока, стран Карибского бассейна. В странах ЕС насчитывается 13 млн. мигрантов и членов их семей. В 80-х годах во Франции 7,3% от общего числа работающих составляли трудящиеся – иммигранты, в Германии – 7,3%, в Люксембурге – 33%. Однако в этих странах велика доля рабочих – эмигрантов. В Португалии – 11,4%, в Греции – 5,5%, Испании – 4.8%, Италии – 3,9%.

Особенность иммигрантов состоит в том, что основная часть их – молодежь до 25 лет, пригодная к самым тяжелым физическим работам.

Характерной чертой этого региона является не стандартность, а специфичность каждой страны. Для Италии характерна как внутренняя миграция, так и внешняя. За последние 100 лет эту страну покинуло 27 млн. итальянцев. В Германии уже в 1910г. насчитывалось 1,3 млн. иностранных рабочих. Сейчас иностранцы составляют 10% занятых. Франция предпочитает черпать недостающую рабочую силу из бывших французских колоний.

В последнее время наблюдается тенденция снижения занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении. И увеличения в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью. По прогнозам европейских экспертов на место неорганизованной массы работников низкой квалификации станут коллективные договора по целевому назначению. В перспективе число высококвалифицированных профессионалов будет расти.

Третий центр рабочей силы принадлежит США. Иммигранты составляют около 5% от общего числа рабочей силы. Послевоенная иммиграция в США проходила в несколько этапов:

1 этап – европейский поток из стран Западной Европы составил 6,6млн. чел.

2 этап – в 1965г. был принят закон создавший благоприятные условия для выходцев из Азии и Латинской Америки.

3 этап – с 1993г. предпочтение отдается эмигрантам из Европы – Ирландии, Италии, Польши, Аргентины. Доля белого населения в числе занятых уменьшается и увеличивается доля цветного населения.

США активно переманивает к себе научно-технические кадры высокой квалификации, в том числе из Западной Европы. 23 % членов Национальной Академии Наук, 33 %лауреатов Нобелевской премии в США – иммигранты.

Четвертый центр сформировался в Латинской Америке, в частности в Аргентинеи Венесуэле. Общее число составляет 3 млн.чел., большинство которых латиноамериканцы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточных европейцев, в том числе выходцев из бывшего СССР. Они остро нуждаются в нефтяниках, инженерах – химиках, фермерах.

Пятый центр - страны АТР (Азиатско–Тихоокеанского региона) - Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Пакистан. Для АТР характерно несколько форм трудовой миграции:

а) регулируемая трудовая миграция. Характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга.

б) скрытая или нелегальная. Восточная и Западная Малайзия, Гонконг, Япония, Пакистан, Тайвань.

в) миграция высококвалифицированной рабочей силы. Япония, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Его называют «транзитной профессиональной миграцией».

Шестой центр – Австралия. Здесь наблюдается тенденция ассимиляции иммигрантов. В первую очередь принимаются иммигранты, делавшие инвестиции в экономику. Поощряется иммиграция женщин из других стран для решения проблемы рождаемости.

Седьмой центр – Африканский. Сложился вокруг самой богатой страны ЮАР. Неквалифицированных работников берут из соседних стран. Для ЮАР характерен высокий процент нелегальных иностранных рабочих, выходцев из Мозамбика, Анголы и других стран. ЮАР заинтересована в притоке специалистов из бывших стран СССР, но на постоянное место жительство.

При анализе экономических последствий международной миграции рабочей силы необходимо принять во внимание ее влияние на доходы и расходы государства как в стране-эмиграции, так и в принимающей стране. Мигранты перестают платить налоги в родной стране и начинают платить их в стране пребывания, (легальные иммигранты). Их благосостояние зависит от того, повысилось или понизилось налоговое бремя.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы двойственны.

С одной стороны она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей. С другой стороны – приводит к чрезмерно быстрому росту крупных городов и обострению экологической ситуации, обезлюдению сел и феминизации его населения, порождает проблемы связанные со сложностью приспособления иммигрантов к новым социально-экономическим, культурным, природным условиям.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, имеются преимущества:

1. Нормализация положения на рынке труда в стране (сокращение безработицы), повышение среднего уровня зарплаты.

2. Рост квалификации выезжающих в другие страны. Приобщение к новым, более современным технологиям, к более передовым стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства.

3. Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает с одной стороны, сокращение налоговых поступлений, с другой стороны сокращение трансфертных платежей и социальных расходов.

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами родственникам. Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и улучшает платежный баланс страны. Этот источник резко улучшает положение национальной валюты.

Существует 4 прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

Налоги с прибыли фирм-посредников.

Налоги с непосредственных переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников.

Личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства, предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг).

Капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

4. Выгоду получает госбюджет. Это налоги фирм-посредников по трудоустройству.

5. Международные организации активно включаются к научно-практической разработке и реализации многих проблем стран-экспортеров (создание новых рабочих мест, организация сети курсов переквалификации, улучшение системы образования, материальная помощь наименее защищенным слоям населения) для предотвращения оттока рабочей силы.

6. Эмиграция позволяет исправить нарушения процессов воспроизводства рабочей силы. Расширенное воспроизводство дает возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов.

Импорт рабочей силы производит многостороннее воздействие на экономику принимающих стран.

Повышается конкурентоспособность производимых страной товаров.

1. Преодоление «узких мест» в трудоемких отраслях и тех видах производства, которые не пользуются спросом у местного населения.

2. Без привлечения иностранных рабочих некоторые отрасли национальной экономики не могут нормально функционировать – строительство, угольная промышленность, сфера услуг и т.д.

3. Происходит перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики и рост ее квалификации. Иммигранты вносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.

4. В результате процессов трудовой иммиграции во многих странах складывается двойной рынок труда (экспорт-импорт). Иммигранты заняты на более трудоемких видах работ, имеют более продолжительную трудовую неделю и ниже заработную плату.

5. В случае кризисов и безработицы иммигранты первыми могут быть уволены.

6. Экономия стран-реципиентов на подготовке кадров.

7. Иммигранты платят налоги, приезжают в страну в раннем трудоспособном возрасте. Нелегальные рабочие также платят налоги, но в то же время отлучены от общественных благ и услуг.

8. Иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением.

9. С финансовой стороны принимающая страна несет дополнительную нагрузку за счет роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов. Но страна в то же время не несет затрат на образование и профессиональное обучение, получает в казну дополнительные налоги. Финансовый результат от эмиграции также положительный.

Отрицательные моменты:

Понижение реальных зарплат неквалифицированных рабочих.

Среди иммигрантов возникают межнациональные конфликты, преступность.

Отрицательные эмоции у населения принимающей страны (настороженность, враждебность), в основе которых лежат этнические и расовые предрассудки, религиозная нетерпимость.

Почти все государства мира в настоящее время регулируют процесс иммиграции, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников, либо простимулировать их отъезд (реэмиграция). С этой целью во многих развитых странах созданы государственные органы, которые решают вопросы, связанные с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. Это специальные бюро, службы и т.д.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Соглашения принимают вид межправительственных и межведомственных договоров.

Принимающими странами ограничительная практика применяется не ко всем категориям иммигрантов. Иммиграция высококвалифицированных специалистов, рабочих редких профессий, крупных ученых, выдающихся музыкантов или спортсменов даже стимулируется. Для представителей большинства обычных профессий принимающие страны устанавливают существенные ограничения. Они могут касаться профессиональной квалификации, уровня образования, стажа работы по специальности, времени пребывания в стране, национальности или происхождения, самой личности (состояние здоровья, отсутствие судимости и т.п.).

В некоторых странах, испытывающих большой наплыв иностранной рабочей силы (Германия, Франция) разрабатываются программы поощрения иностранных рабочих к возвращению на родину. Это и выплаты материальной компенсации уезжающим, профессиональная подготовка иностранных рабочих. На межгосударственном уровне путем оказания финансовой помощи странам-экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов.

В качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере.

В странах - реципиентах широко распространены профессионально-отраслевые ограничения в форме прямых запретов (в Турции существует перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя, например, врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, экскурсоводы и т.д.). Косвенно профессионально-отраслевые ограничения существуют, когда выделяют приоритетные профессии для въезда.

Предпочтение отдается: просторабочим, претендующим на низкооплачиваемую работу;специалистам-экономистам;специалистам редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы и т.д.);

- специалистам высшего класса (музыканты, спортсмены, ученые); руководящему персоналу фирм.

Страны-импортеры рабочей силы используют более жесткие меры: - эластичные квоты; сдерживание «маятниковой» миграции; ограничения иностранного влияния (рестрикции в отношении инвесторов, менеджеров и высококвалифицированных работников).

Некоторые государства применяют дискриминационные меры (мигранты не могут владеть недвижимостью, запрещена служба в государственных учреждениях, документы мигранта хранятся у местного предпринимателя и т.д.). Применяются насильственныемеры: выселение участников забастовок и лиц, долго остающихся без работы, сокращение доступа к фондам социальной помощи.

Цели эмиграционной политики стран-экспортеров заключаются в сокращении безработицы, поступлении валютных средств и т.д.

Комплекс мер, связанных с эмиграционной политикой включает «мягкие» меры регулирования и «жесткие», нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.

Валютная и банковская политика. Предоставление гражданам права открывать счета в национальных банках. Создание благоприятного валютного климата в странах трудовой эмиграции:льготы по валютным вкладам; открытие зарубежных филиалов отечественных банков; использование иностранных банков.

Финансовая политика заключается в эффективном использовании сбережений мигрантов для развития национальной экономики. Одним из путей вовлечения этих сбережений в экономический кругооборот – вложение их в ценные бумаги при предоставлении определенных финансовых льгот. Инвестиционная налоговая политика: создание инвестиционного климата;международное сотрудничество;консалтинговые услуги.

Таможенная политика: льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов (ввоз товаров)

Экспансионистская политика: стимулирование сопутствующего экспорта (выезд специалистов, связанных с ростом экспорта отечественных материалов и оборудования – сварщики, строители и т.д.); подготовка кадров (для страны-реципиента).

Регулирование структуры и объема эмиграции (практически также как и в странах-импортерах).

Содействие занятости репатриантов. Разработка специальных мер для обеспечения занятости.

Проверь себя:

1. Что представляет собой международная миграция рабочей силы?

2. Назовите определяющие мотивы международной миграции рабочей силы.

3. Назовите факторы экономического характера, являющиеся причиной миграции рабочей силы.

4. Назовите факторы неэкономического характера, являющиеся причиной миграции рабочей силы.

5. Назовите основные центры миграции рабочей силы.

6. Каким образом классифицируются формы миграции рабочей силы?

7. Каково положение РБ в международных миграционных процессах на современном этапе?

8. Какие страны имеют в общей численности рабочей силы наибольшее количество иммигрантов?

9. Какую роль сыграл ЕС в создании второго центра рабочей силы в Западной Европе?

10. В каких областях используются иностранные рабочие?

11. Назовите этапы прохождения иммиграции в США?

12. Какую цель преследуют США в иммиграционной политике?

13. В каких кадрах больше всего нуждаются в Латинской Америке?

14. Назовите формы трудовой миграции, характерной для АТР.

15. Какова особенность иммиграционной политики Австралии?

16. Какова особенность иммиграционной политики ЮАР?

18. Какие меры принимают правительства для поощрения иностранных рабочих к возвращению на родину?

19. Какие дискриминационные меры применяют государства для ограничения иммиграции?

20. Какие цели преследуют страны-экспортеры рабочей силы?

21. Назовите «жесткие» и «мягкие» меры регулирования эмиграционных потоков.

22. Назовите общие глобальные последствия миграции рабочей силы.

23. Какие преимущества получают страны, экспортирующие рабочую силу?

24. Какие преимущества получают страны, импортирующие рабочую силу?

25. Назовите отрицательные моменты иммиграции.

26. Назовите четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы.

Общая схема составления платежного баланса, рекомендуе­мая МВФ, содержит 112 статей (детальное представление). Ук­рупненная схема сводит эти статьи в семь блоков (агрегирован­ное представление). Однако даже укрупненная схема достаточно сложна. Она станет яснее, если разбить ее на три части: счет те­кущих операций, счет операций с капиталом и финансовыми инструментами; балансирующие операции. И расчетный и пла­тежный балансы страны имеют форму таблицы.

Счет текущих операций отражает все поступления от прода­жи товаров и услуг нерезидентам и все расходы резидентов на товары и услуги, предоставляемые иностранцами, а также чис­тые доходы от инвестиций и чистые текущие трансферты. То­варный экспорт и экспорт услуг учитываются со знаком «плюс» по кредиту, так как создаются запасы иностранной валюты в на­циональных банках. Наоборот, товарный импорт и импорт услуг учитываются в графе «дебет» со знаком «минус», потому что он сокращает запасы иностранной валюты в стране.

Следующий показатель счета текущих операций - это чис­тые доходы от инвестиций, т. е. платежи между резидентами и нерезидентами, связанные с доходами на инвестиции. Если на­циональный капитал за рубежом приносит больший объем дохо­дов, чем иностранный капитал, инвестированный в данной стра­не, то чистые доходы от инвестиций окажутся положительными; в противном случае - отрицательными.

Схема платежного баланса страны

Еще один показатель данного счета - чистые текущие трансферты, которые включают переводы частных и государст­венных средств в другие страны без получения в обмен товара или услуги. Это пенсии, подарки, денежные переводы за грани­цу или безвозмездная помощь иностранным государствам. В за­висимости от своего направления трансферт отражается либо в дебете, либо в кредите баланса.

Баланс внешней торговли - часть платежного баланса странны, в которой отражены операции с товарами. Он является важ­нейшим исходным показателем общей ситуации, поскольку на долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений. Положительное сальдо баланса внешней торговли расценивается как благоприятный факт, гово­рящий о конкурентоспособности продукции данного государст­ва на внешних рынках. Отрицательное сальдо считается нежела­тельным и обычно расценивается как признак слабости мирохо­зяйственных позиций страны. Однако для некоторых государств большую роль играет раздел «услуги». Как правило, это государ­ства, через территорию которых проходят большие туристиче­ские потоки и в которых велики поступления от туризма.

Баланс по текущим операциям - часть платежного баланса страны, в которой отражены все статьи, связанные с движением средств по товарам и услугам, а также чистые доходы от инве­стиций и чистые текущие трансферты. Положительное сальдо этого баланса свидетельствует о том, что доходы страны от экс­порта товаров и услуг и текущие трансферты из-за границы пре­вышают ее расходы на импорт товаров и услуг. Дефицит же ба­ланса по текущим операциям отражает увеличение задолженно­сти страны другим странам.

Счет операций с капиталом - группа статей, платежного ба­ланса, фиксирующих капитальные трансферты и сделки куп­ли-продажи непроизведенных нефинансовых активов. Чистые капитальные трансферты включают передачу права собственно­сти на основной капитал, связанные с приобретением или ис­пользованием основного капитала или предусматривающие ан­нулирование долга кредитором. К ним относятся инвестицион­ные гранты, предоставленные, например, на строительство дорог, больниц, аэродромов. «Списание» задолженности прави­тельству также включается в данный раздел платежного баланса. Сделки по купле-продаже непроизведенных финансовых активов отражают передачу прав собственности на материальные активы, не являющиеся результатом производственной деятельности (земля и ее недра), а также нематериальные активы (торговые знаки, патенты, лицензии и пр.). Положительное сальдо счета движения капитала определяется как чистый приток капитала в страну. Напротив, чистый отток (или вывоз капитала) возникает на фоне дефицита счета движения капитала,

Финансовый счет - группа статей платежного баланса, охва­тывающих все операции, в результате которых происходит пере­ход права собственности на внешние финансовые активы и обя­зательства данной страны. Кредиты предоставляются в форме прямых или портфельных инвестиций. Прямые зарубежные инве­стиции - приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии-резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями), которые обес­печивают управленческий контроль над объектом инвестирова­ния. Портфельные инвестиции - вложения капитала в иностран­ные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального кон­троля над объектом инвестирования.

Резервные активы, в отличие от других статей финансового счета, находятся под прямым контролем государства и могут быть использованы им для достижения целей экономической по­литики. Резервные активы - международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть исполь­зованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты. Рост официальных валютных резервов в центральном банке отражается в дебете со знаком «минус», так как данная операция представляет собой расход иностранной валюты. Наоборот, уменьшение официаль­ных резервов иностранной валюты учитывается в кредите со зна­ком «плюс», поскольку в этом случае предложение иностранной валюты увеличивается.

Сальдо баланса операций с капиталом и финансовых опера­ций показывает чистые поступления иностранной валюты от всех сделок с активами.

Чистые ошибки и пропуски - статья платежного баланса, от­ражающая пропуски платежей, которые по каким-либо причи­нам не были записаны в других статьях платежного баланса, и ошибки, закравшиеся в записи отдельных платежей. Погреш­ность возникает в силу ряда обстоятельств. Среди них можно на­звать разрыв во времени между совершением сделки и поступле­нием платежа. Другая причина возникновения статистических погрешностей состоит в том, что отдельные позиции можно оце­нить весьма приблизительно (например, расходы туристов за ру­бежом). Некоторые потоки экономических ценностей могут во­обще остаться за пределами статистического учета, особенно ко­гда это касается противозаконных сделок.

Разность между заграничными доходами и расходами состав­ляет сальдо платежного баланса. Оно может быть активным, ко­гда доходы страны по всем внешним операциям превышают рас­ходы. В противном случае, при превышении расходов над дохо­дами страна сталкивается с пассивным сальдо, или дефицитом. Платежные балансы должны всегда быть сбалансированы или сводиться к нулю.

1 ПЛАТЁЖНЫЙ БАЛАНС

Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность.

Платёжный бала́нс - это статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономии» (1767 г.) (Inquiry into the Principles of Political Economy). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

    расходов граждан за рубежом;

    платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам;

    предоставления денежных займов другим странам.

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями. С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное - если платежи превышают поступления.

2 СТРУКТУРА ПЛАТЁЖНОГО БАЛАНСА. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС

Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.

В основе данной методики лежит отражение объективной реальности - необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса. Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны - торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «-»). В принципе суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «-»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами. МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Хотя на практике используются различные схемы представления платёжного баланса, составляемого по методике МВФ, в основном и главном они совпадают. Структура платёжного баланса в том виде, как он публикуется в периодических изданиях МВФ:

1. Счёт текущих операций

A. Товары и услуги

B. (Факторные) доходы

C. Текущие трансферты

2. Счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами

A. Счёт операций с капиталом

B. Финансовый счёт.

1. Прямые инвестиции

2. Портфельные инвестиции

3. Другие инвестиции

4. Резервные активы

Первым подразделом счёта текущих операции является внешнеторговый баланс. МВФ рекомендует оценивать и экспорт и импорт единообразно - по цене на границе экспортирующей экономики. Таким образом, для оценки и экспорта, и импорта следует использовать цены FOB. Часто на практике данные о импортных поставках известны в ценах CIF, тогда в платёжные балансы вводится соответствующая поправка. Эта поправка для таких стран, как США, Германия, Франция составляла в конце 90-х годов от 3 до 4 % объёма импорта в ценах FOB. В то же время для Японии, во внешней торговле которого удельный вес морских перевозок значителен, она была выше (10 %).

Вторым подразделом счёта текущих операций является баланс услуг. Услуги приобретают всё большее значение в международной торговле. Весьма важной частью счёта текущих операций является также баланс факторных доходов, поскольку в этом подразделе учитывается, в частности, доход от заграничных инвестиций или платежи по иностранным инвестициям.

Не случайно, что именно этот подраздел счёта текущих операций имеет особое значение для развития иностранного предпринимательства в той или иной стране. Невозможность переводить прибыли, полученные от инвестиций, за пределы страны является мощным тормозом для иностранных инвестиций. В Уставе МВФ есть специальная статья, восьмая (части 2 (а), 3 и 4), в соответствии с которой страна, принимающая на себя обязательства, указанные в этой статье, не может в дальнейшем, в частности, вводить, без получения соответствующего согласия МВФ, ограничения по совершению платежей и переводов по текущим операциям, вводить множественность валютных курсов или устанавливать дискриминационные валютные ограничения.

Значительное большинство стран - членов МВФ присоединились к этой статье. Россия объявила о присоединении к восьмой статье 1 июня 1996 г.

К текущим переводам относятся также различные односторонние переводы, в т. ч. поступления ресурсов и платежи на безвозмездной основе.

Второй раздел платёжного баланса состоит главным образом из статей, в которых отражается движение капитала и финансовых инструментов, в частности учитываются прямые и портфельные инвестиции. В этом разделе отражаются торговые кредиты и авансы, предоставленные и привлечённые; ссуды и займы, предоставленные и привлечённые; наличная иностранная валюта; остатки на текущих счетах и депозиты; просроченная задолженность, в том числе задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений; изменение задолженности по своевременно непоступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам.

Поскольку данные, на основе которых составляется платёжный баланс, поступают из разных источников, то для подведения окончательного итога приходится прибегать к статье «Чистые ошибки и пропуски». В тех странах, где учёт имеет прочные традиции, относительная величина этой статьи, как правило, невелика. Там, где имеют место бегство или нелегальный отток капитала, эта величина может быть существенно больше. Объём неучтённых ресурсов может быть значительным и в государствах, куда устремляется нелегальный капитал.

С формальной точки зрения величина этой статьи платёжного баланса рассчитывается как разница между суммой счёта текущих операций и счёта операций с капиталом и финансовыми инструментами, с одной стороны, и величиной изменения официальных валютных резервов - с другой.

Суммирование первого и второго разделов баланса, а также статьи «Ошибки и пропуски» позволяет подвести итоговый баланс, который может иметь либо положительное, либо отрицательное сальдо.

Если итоговое сальдо положительно, то, следовательно, страна увеличивает свои требования к другим странам и, соответственно, на такую же сумму уменьшаются её обязательства по отношению к ним. Наоборот, если итоговое сальдо баланса отрицательное, то, следовательно, она должна увеличить свои обязательства по отношению к другим странам, с тем чтобы покрыть дефицит платёжного баланса.

Вот почему в этом подразделе баланса (балансирующие статьи) знак «+» означает рост обязательств по отношению к нерезидентам или уменьшение требований к нерезидентам (и, следовательно, ухудшение состояния платёжного баланса). Знак «-» означает уменьшение обязательств перед заграницей или увеличение требований к последним.

Внешнеторговый баланс страны - соотношение стоимости экспорта и импорта товаров за определенный период времени. Он включает фактически оплаченные и осуществленные в кредит товарные сделки. Внешнеторговый баланс составляется по отдельным странам и по группам государств. Торговый баланс отражает прежде всего конкурентоспособность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая положительная величина торгового баланса, его положительное сальдо (преобладание экспорта над импортом) означает приток в страну иностранной валюты, что повышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса (дефицит торгового баланса - импорт преобладает над экспортом) означает низкую конкурентоспособность товаров данной страны на внешних рынках; это ведет к росту внешней задолженности и падению курса национальной валюты.

3 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:

    Платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

    После отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

    В условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

    государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы;

    возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;

    непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

    регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса,а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

Странами c дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.

3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

    ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

    прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

    расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно- техническими знаниями и т.д.

    регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.

Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.

В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

В условиях частичной демонетизации золото как всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги.

Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты. Окончательным средством погашения дефицита платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий и даров.

Активное сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса. Оно возникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточной эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

Платёжных балансов . В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса , предложенная... курсовой работе рассмотрены понятия платежного баланса , его структура и факторы, на него влияющие. ...

  • Платежный баланс , его структура и методы погашения дефицита

    Реферат >> Финансы

    ... БАЛАНС ……………………………………………………………….5 1.1. Понятие платёжного баланса ……………………………...……………………5 1.2. Показатели ПБ…………………………………………………………………….7 1.3. Структура платёжного баланса ……………………………………………….14 1.4. Факторы, влияющие на платёжный баланс ………………………..........16 ...

  • Платежный баланс - это статистический отчет о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период (за 1 год); соотношение платежей и поступлений денежных средств в страну по всем внешнеэкономическим операциями, совершенным за определенный период времени.

    Он показывает положение страны в системе мирохозяйственных связей, её сильные и слабые стороны, т.е. на чем страна зарабатывает валюту и имеет положительный баланс, по каким операциям или статьям платежного баланса страна имеет дефицит. Платежный баланс отражает масштабы и итоги внешнеэкономической деятельности страны, которые учитываются правительством при разработке и осуществлении экономической политики. Полная схема платежного баланса, рекомендуемая МВФ, содержит 112 статей, укрупненная схема содержит 7 блоков (групп), которые можно разбить на три части.

    • Таким образом, структуру платежного баланса в несколько упрощенном виде можно представить следующим образом˸
      • I. Текущий платежный баланс или баланс текущих операций.
      • II. Баланс движения капиталов (ввоз-вывоз капитала).
      • III. Официальные резервы страны.

    I. Статьи текущего платежного баланса являются основными; сальдо этих статей характеризует страну как чистого экспортера или импортера капитала. Остальные статьи считаются балансирующими, т.е. они регулируют сальдо текущего платежного баланса. Хроническое положительное сальдо текущего платежного баланса, как правило, свидетельствует о заниженном валютном курсе национальной валюты, который при плавающем (рыночном) режиме будет дорожать (ревальвироваться). Напротив, хронический дефицит текущего платежного баланса является показателем завышенного обменного курса национальной валюты, которая будет дешеветь (девальвироваться), в случае если её не будут поддерживать законодательно или интервенциями центрального банка, который будет скупать национальную валюту за доллары или иную свободно конвертируемую валюту. 1. Первая статья текущего платежного баланса - это доходы от экспорта товаров и платежи по импорту товаров, выраженные в ценах "фоб", т.е. без учета стоимости страхования и транспортировки в отличие от таможенной статистики, которая показывает импорт в ценах "сиф", включающих страхование и фрахт. 2. Другие статьи текущего платежного баланса - это платежи и поступления от предоставления и получения различных услуг.

    • Сюда входят˸
      • платежи-поступления по транспорту, страхованию, связи, деловым поездкам, туризм, научно-технический обмен (патенты, лицензии, роялти и др.), лизинг (долгосрочная аренда оборудования, машин и пр.);
      • доходы от государственного и частного, краткосрочного и долгосрочного капитала, вывезенного за рубеж, и платежи по иностранному капиталу, инвестированному в том или ином виде в экономику данной страны. Эта статья показывает приток-отток не самих капиталов, а доходов-расходов по капиталу - движение процентов, дивидендов, прибыли; сюда включаются и реинвестированные доходы, которые не репатриируются;
      • в текущий платежный баланс включаются также государственные административные, военные и иные расходы за рубежом, включая содержание посольств и других представительств, военных баз на чужих территориях; ведение военных операций, в частности по борьбе с терроризмом; безвозвратная и льготная помощь иностранным государствам (военная, техническая, продовольственная и другая), взносы в международные организации; другие односторонние переводы˸ государственные пенсии, частные денежные переводы иностранных рабочих, специалистов.

    Сальдо текущего платежного баланса должна быть отрицательным (дефицитным) или положительным. Хронический дефицит текущего платежного баланса обычно влияет на обменный курс национальной валюты в сторону ᴇᴦο понижения. Понижение валютного курса выгодно национальным экспортерам товаров, т.к. они получают ценовое преимущество на рынке, а заработанная иностранная валюта обменивается на национальную валюту по высокому курсу. Низкий валютный курс невыгоден импортерам, т.к. импортные товары дорожают на внутреннем рынке и их сбыт сокращается. Напротив, хронический актив (профицит) текущего платежного баланса вызовет повышение валютного курса национальной валюты, что крайне нежелательно для экспортеров, т.к. их товары и услуги подорожают на внешних рынках, а валюта будет обмениваться на национальную валюту по низкому курсу. Высокий валютный курс будет стимулировать вывоз капитала и импорт товаров. Дефицит обязательно должен быть покрыт либо из официальных резервов, либо путем привлечения иностранного капитала из частных или официальных источников. Покрытие отрицательного сальдо иностранными заемными ресурсами (кредитами, займами) образует внешнюю задолженность (внешние долги). Страны заимствуют из внешних источников не только на покрытие дефицита платежного баланса, но и на внутренние нужды˸ на пополнение государственного бюджета, проведение экономических реформ и т.д. Развитые страны, более половины развивающихся стран и некоторые страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) являются состоятельными должниками, т.е. они вовремя погашают свои долговые обязательства. 55 развивающихся государств, бывшие республики СССР и некоторые страны ЦВЕ нарушают свои долговые обязательства, допускают просрочки, обращаются к МВФ, иностранным государствам-кредиторам и банкам-кредиторам с просьбой о списании (прощении) части долгов, о переносе сроков платежей, о конверсии долгов в акции и другие активы. II. Баланс движения капиталов показывает движение долгосрочного и краткосрочного капитала.

    Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики. Платежный баланс - это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.

    Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

    Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:

    • - Выручки от экспорта товаров и услуг;
    • - Доходов от действующих за границей предприятий;
    • - Процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;
    • - Односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);
    • - займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;
    • - денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;
    • - выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.

    Отток валюты из страны происходит при импорте товаров и услуг, денежных переводах за рубеж, кредитах иностранным государствам и фирмам покупке иностранных ценных бумаг.

    Платежный баланс - отражение внешнеэкономических связей страны.

    Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления.

    В последнее время в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о движении потоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости полученных и предоставленных страной кредитов, инвестиций, других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные активы невелики. У других стран велики и разнообразны и те, и другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных финансовых ресурсов. Показатели международной финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны.

    С бухгалтерской точки зрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основным разделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи, либо пассивное - если платежи Структура платежного баланса.

    Платежный баланс имеет следующие разделы:

    • - торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;
    • - баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);
    • - баланс движения капиталов и кредитов.

    Торговый баланс. Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций.

    Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.

    Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом.

    Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений.

    Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США.

    Баланс услуг. Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают.

    С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства.

    Развитие международного производства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализации хозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера.

    По принятым в мировой статистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг.

    По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе:

    • - государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации;
    • - частные операции- переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса.

    Перечисление операции услуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок: услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы.

    Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

    Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумаг заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство, которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. В 1992г. накопленная стоимость прямых пограничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений нарастающим итогом, составила около 2 трлн. долларов.

    Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром.

    Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

    Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами.

    По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.

    Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах.

    Если в 60 - 70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е годы основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100 - 150 млрд. долларов) направляется в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и курсом доллара (в начале 90-х годов снизился до 70 млрд. долларов).

    Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава централизованных официальных золото - валютных резервов.