Открытый урок работа на гончарном круге. Гончарное дело для начинающих

Это процесс в котором участвуют умелые руки мастера и глина, действо, в ритмичных движениях которого рождается внутренняя связь между ними. До недавнего времени самим распространенным гончарным кругом был ножной круг, состоящий из вертикальной оси из железа, в верхней части которой укреплен небольшой диск, на котором происходит лепка, а нижний - маховик, который приводит в движение верхний круг. Сам же маховик приводится в движение ногой гончара. В последнее время всё чаще используется электрический станок: скорость вращения круга регулируется при помощи педали. Диск всегда вращается против часовой стрелки.

Приготовление кома. Перед началом работы на гончарном круге желательно приготовить несколько комов глины, которые следует накрыть влажной тряпкой, чтобы гляняное тесто не высохло.

После того как от цельного блока отделили количество глины, необходимое для изделия, глина разделяется на две части, которые снова соединяются решительным и сильным шлепком. Это повторяется несколько раз за тем глине придается форма шара.

Основные этапы. Главный принцип, положенный в основу работы на гончарном круге, заключается в сопротивлении с помощью одних только рук центробежной силе, которая при вращении выталкивает глиняный предмет за пределы круга.

Центровка. Глиняная заготовка помещается в центр круга. Чтобы её приготовить отделите небольшое количество глины, с которым вам будет удобно работать на гончарном круге, сильным движением бросьте заготовку на круг, и прижмите её нижнюю часть к кругу. Руки, слегка касаясь диска, охватывают ком глины. Надавливайте на глину, немного смещая её в разные стороны. Руки и запястья должны быть напряженными. Подталкивайте глину вверх, ладонями оказывая давления в нижней части кома, за тем перемещайте её опять вниз. Таким образом происходит проминка глины.

Углубление внутри заготовки. Большим пальцем левой руки нажимайте на центральную часть глины. Затем большой палец правой руки должен достать до дна, оставив слой для основания, в то время как левая рука поддерживает и направляет всю массу. Установив какой ширины будет изделие, приступайте к стенкам: большой палец с внутренней стороны, остальные пальцы - с внешней.

Формовка цилиндра. Цилиндр формируется после центровки и проминки глиняной массы. Теперь проделайте углубление и поднимите стенки.

Вытягивание стенок. Одной рукой примите положение «клещами»: указательный и средний пальцы располагаются с внутренней стороны, а остальные пальцы - с внешней. Второй рукой поддерживайте и направляйте изделие. Помните, что стенки должны быть одинаковой толщины. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней стенке, а косточки пальцев левой руки, сжатые в кулак, должны изнутри прижимать их к стенке. Повторите эту операцию несколько раз.

Циклевание. Циклей разровняйте и разгладьте внешние стенки сосуда. После этого гончарной струной отделите изделие от гончарного круга. Снимать сосуд следует только сухими руками. Держите его осторожно, равномерно распределяя вес, так как изделие сохраняет пластичность и, следовательно, легко деформируется.

При работе руки всегда должны быть смочены водой, чтобы они легко скользили по поверхности изделия. Желательно иметь миску с водой, чтобы время от времени смачивать руки.

Расширение верхней части. После центровки и проделывания углубления в центре заготовки, настало время расширять кверху стенки сосуда, поддерживая при этом одинаковую толщину стенок. Самая распространенная ошибка на этом этапе работы- слишком тонкие и непрочные стенки, которые не могут сохранять форму.

Работа по расширению верхней части изделия особенно важна при изготовлении тарелок и блюд, небольших, средних и крупных размеров.

Формовка тулова. С тех пор, как появился гончарный круг, человек научился изготавливать круглые сосуды. Выполните заготовку, повторяя те же этапы, что и при изготовлении цилиндра: центровка, проделывание углубления и расширение, затем вытягивание вверх стенок. При придании сосуду шарообразной формы, руки занимают положение «молота».

Расширение стенки. Подушечками пальцев руки, которая находится внутри сосуда, надавливайте на стенку цилиндра смещая её от центра, в то время, как второй рукой придерживайте работу и давите с внешней стороны. Для сужения сосуда - с силой давите с внешней стороны к центру. Помогайте себе циклей.

Сужение. Выполняйте сужение до тех пор, пока отверстие не достигнет намеченного размера. Если сужающаяся часть сосуда должна иметь долинное и узкое горлышко, то надо равномерно нажимать руками, смещая глину как по направлению к центру, так и вверх.

Носик. Одной рукой придерживая надавливайте на стенку, а указательным пальцем второй руки поддерживайте изделие. Чтобы оно не смещалось с оси. Тем же пальцем нажимайте книзу, чтобы сформировать изгиб носика. Разгладьте стенки циклей и губкой. Если хотите расширить горлышко, вылепите носик для вытекания жидкости. Большой и указательный пальцы левой руки расположите над верхним краями оказывайте давление по направлению к центру. Одновременно указательным пальцем правой руки смещайте стенки к внешнему краю и вниз. Это движение будет определять форму сосуда.

Ручка. Приготовьте и хорошо промойте длинную и округлую полоску глины. Разгладьте её сверху вниз смоченными водой руками. Когда нижняя часть достигнет нужной длины и толщины отделите кусок глины.

Чтобы прикрепить ручку сделайте надрез на поверхности кувшина при помощи зубчатого резца. Приложите ручку к верхней части кувшина и прижмите её к краю кувшина. Тоже самое проделайте с нижней частью кувшина, разгладив место соединения таким образом, чтобы поверхность оставалась ровной.

Обтачивание. Когда изделие снимается с гончарного круга, его стенки еще недостаточно очищены. Слегка подсушите сосуд, чтобы он приобрел прочность и не деформировался при дальнейшей обработке. Снова поставьте сосуд на гончарный круг. Теперь скорость его вращения должна быть умеренной. Вам понадобятся стеки с железным концом. Особое внимание нужно уделять нижней части изделия - дну.

Ростовская Яна Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «ДС № 9 «Олененок» , ст. Староминская, Краснодарский край

Введение

Одно из важных направлений в работе нашего дошкольного учреждения является трудовое воспитание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Для успешной реализации трудового воспитания у детей дошкольного возраста, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Поэтому, в МБДОУ «Детский сад» № 9 «Олененок» станицы Староминской открылась гончарная мастерская. Для функционирования мастерской были установлены детские гончарные круги, приобретена глина, фартуки и нарукавники.

Студия «Гончарная мастерская»

Творческая мастерская - это одна из новых форм совместной и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организована 1 раз в неделю по 20 – 25 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Работа в мастерской построена так, чтобы в конце работы дети видели результат своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей при создании работ из глины.

Задачи:

  • Обучить практическим навыкам лепке из глины, техническим приемам, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла
  • Приучать детей аккуратно обращаться с рабочими принадлежностями, оборудованием, с готовыми и не законченными работами
  • Развивать: самостоятельную творческую деятельность детей, инициативу, фантазию, творческое воображение
  • Воспитывать: умение работать самостоятельно, усидчивость и трудолюбие.

Работа в «Гончарной мастерской» проводилась в два этапа:

1 этап – подготовительный.

  1. Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования и выявление необходимости в расширении поля деятельности в данном направлении.
  2. Выявление актуальности изучения данной проблемы, учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка.
  3. Постановка цели и основных задач – помочь ребенку познать свойства реальных предметов и объектов окружающего мира, доступными его пониманию способами и средствами.
  4. Разработка методики работы на гончарном круге.
  5. Разработка учебно – тематического плана работы с детьми по данному направлению.
  6. этап – основной.

Основным этапом данного опыта является работа в творческой гончарной мастерской.

Основой мастерской является «ручной труд» ребенка. Работая руками, дети, изучают свойства материалов, инструменты с которыми они работают, создают продукты деятельности, которые используются как в развивающей предметно пространственной среде группы и детского сада, так и как подарки младшим детям и родным. Всё это позволяет им проявлять инициативу и выражать свою индивидуальность.

Воспитатель ведет определенную, заранее выбранную работу, которая происходит во время свободной деятельности. Настроение, создаваемое за рабочими столами, наполняет всю комнату. В мастерской дети подходят к воспитателю, наблюдают и включаются в работу. А кто – то из детей быстро возвращается к своим самостоятельным играм. Здесь все работают сплоченно и коллективно. В ходе такой работы развиваются способность к концентрации, дисциплина, спокойствие, привычка доводить начатое дело до конца. Дети наблюдают все эти качества в работе воспитателя, и они передаются им естественным образом.

Дети поэтапно овладевают разными техниками «мастерства» . Работа ведется от «простого к сложному» . От знакомства с правилами при работе с гончарным кругом - к технике работы на гончарном круге. А также в мастерской работа проходит в два этапа: подражательный - дети видят, учатся, повторяют за взрослым, и на основе подражания усваивают алгоритм деятельности и творческий этап – дети применяют полученные знания и умения на практике.

Здесь детям не даются определенные задания или даются в такой форме, чтобы дети проявляли свою инициативу. Здесь воспитатель своими руками лепит на глазах детей сначала форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки. Дети воспринимают формы предметов и существ (животных, героев сказок и т.д.) сначала целостно, затем фантазируют, лепят и стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию. Также в студии дети осваивают правила и приемы работы на гончарном круге, например, лепка кувшина, тарелки, чашки, Работа на гончарном круге дает возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Изготовленные детьми игрушки и поделки раскрашиваем гуашью (например, с элементами народно – прикладного искусства) , и используем, как атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

Методика работы на гончарном круге.

  • Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.
  • Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.
  • Включаем гончарный круг. Для работы в гончарной мастерской установлены детские гончарные круги. На гончарном круге есть две скорости – большая и маленькая. На большой скорости мы будем работать, когда освоим работу на маленькой скорости. Если рычаг включения слегка приподнимем вверх и повернем налево, то скорость будет маленькая. И, соответственно, если – вправо, то скорость будет большой.
  • При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот - глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.
  • Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.
  • В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге) . Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.
  • Углубляем отверстие практически до основания - получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр - стаканчик с толстыми стенками.
  • На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик) .
  • Система педагогического процесса по обучению работе на гончарном круге предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель - обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки.

Метод «пяти пальцев» , предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. «Система пяти пальцев» - технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. Для того, чтобы лучше запомнить детям эту схему технология представлена в форме ладони. «Пятипальцевый» метод формирует у детей самостоятельность, развивает инициативу, творческую деятельность.

Тематическое планирование работы

в гончарной мастерской

  1. Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.
  2. Чтение сказок, художественной литературы.
  3. Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины, керамических статуэток и фигурок.
  4. Просмотр слайд – шоу «Чудеса из глины» .
  5. Просмотр видео материалов о работе гончара.
  6. Изображение предметного мира. Создание простых форм.
  7. Предметная лепка.
  8. Сюжетная лепка.
  9. Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.
  10. Декоративная лепка.
  11. Выставка детских работ.

Используемая литература:

  1. Алексашина Н.Н. Волшебная глина.
  2. Федотова Г.Я. Послушная глина.
  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.
  4. Лыкова И.А. Лепим, Фантазируем, играем.

Многие люди с удовольствием посвятили бы себя творчеству с таким материалом, как глина, однако первое, что останавливает всех желающих – это цена гончарного круга. Так, в среднем, за указанный агрегат придется отдать от 500 $, если говорить о моделях отечественного производства. Что же касается зарубежных фирм, за изделие нужно быть готовым отдать от 1300 $. Возникает вопрос, что же в этом случае делать, отказаться от этой идеи? Ответ прост: можно смастерить гончарный круг своими руками.

Естественно, понадобится приложить усилия. Рассчитывать на то, что выйдет высококлассная модель не нужно, однако для новичков конечный результат вполне подойдет.

Прежде всего, стоит разобраться, что собой представляет гончарный круг. В общих чертах он имеет следующий вид: вертикальный вал с круглым плоским диском наверху. По сведениям историков, за последние несколько тысяч лет данная конструкция не потерпела кардинальных изменений. Единственное отличие – сейчас вал может приводиться в движение мотором, а не ножным приводом. К слову, до сих пор есть мастера глиняного дела, которые предпочитают работать именно с механическим кругом, утверждая, что так можно максимально прочувствовать весь процесс творения глиняных изделий.

Выяснив принцип действия агрегата, разберемся, какие существуют виды гончарных кругов.

Ножной

Данная конструкция наиболее незамысловатая и используется вот уже на протяжении не одной сотни лет. Это устройство состоит из вала, на который с обеих сторон надеты приводной и рабочий круги. Вращать такой агрегат мастер должен самостоятельно ногой по часовой стрелке. Такой гончарный круг прост в создании, поэтому пользовался особой популярностью сред мастеров.

Механический

Подобный агрегат увидел мир благодаря Бернарду Личу –гончару, который создал этот вид круга. К слову, конструкция выдалась столь успешной, что тут же была отправлена на промышленное производство. Принцип действия круга основан на работе кривошипного механизма. Это оказалось удобным в том плане, что появилась возможность регулировать обороты круга.

Электрический

С момента возникновения электрического привода, механизация в принципе шагнула вперед. Это касается и гончарных кругов. Так, отпала необходимость в физической активности со стороны человека. Кроме того, электрический привод позволяет более точно устанавливать скорость вращения. Также размеры самого станка стали значительно меньше.

Как сделать гончарный круг

Сегодня в любом специализированном магазине можно найти большой ассортимент различных гончарных кругов. Однако, как мы уже выяснили ранее, ценник этого изделия довольно высок, особенно для тех, кто хочет испытать себя в новом творчестве. Именно поэтому многие, узнав о стоимости нового профессионального изделия, тут же начинают интересоваться, как сделать гончарный круг собственными силами.

На самом деле это не так уж и сложно. Так, прежде всего, необходимо сделать станину, которая изготавливается из таких материалов, как деревянный брус или металлический профиль. В нижней и верхней части готовой детали нужно поставить подшипники, что позволит валу с закрепленным на нем кругом вращаться. Что касается круга, его лучше всего сделать из материала, который устойчив к влаге. Для этого подойдут: пластик, алюминий, бронза, латунь или стеклотекстолит. Конечно, идеально будет, если диаметр круга выйдет от 250 до 300 мм. Лучше всего, если эту деталь изготовить на токарном станке. Готовый круг закрепляют непосредственно на вал благодаря фланцу или при помощи любого другого доступного способа.


В целом, можно смело утверждать, что конструкция гончарного круга довольно простая и сделать приспособление сможет каждый, кто когда-либо в своей жизни имел дело со слесарными инструментами.

Дополнительные инструменты

Независимо от того, на каком уровне вы решили освоить ремесло – на любительском или приближенном к профессиональному, потребуются дополнительные инструменты, без которых работу нельзя считать полноценной. К тому же, это значительно облегчит творческий процесс. Так, дополнительно стоит обзавестись следующими инструментами:

  • Стеки – можно взять деревянные, металлические или пластиковые лопатки любой формы и размера.
  • Струна (металлическая), которая должна быть с двумя ручками на концах для удобства. Указанным инструментом готовая работа срезается с круга.

Для тех, кто только начинает знакомство с глиной, вовсе не обязательно сразу ставить своей целью приобретение профессионального гончарного круга. Чтобы познать азы творческой работы достаточно будет приобрести или сделать гончарный круг своими руками.

Оборудование мастерской для работ

Каждый должен понимать, что любые гончарные работы – это весьма грязное дело и заниматься этим у себя в квартире возможно без ущерба для интерьера, только если выделить отдельную комнату. Тем не менее, это может позволить себе не каждый. Помимо всего прочего, работа гончарного круга совсем не бесшумная, что может вызвать неодобрение со стороны соседей. Поэтому идеально сделать мастерскую, в которой можно будет воплощать любые творческие замыслы вне города – на даче или в деревне.

В теплые деньки заниматься гончарным делом свободно можно и на улице, однако прямые солнечные лучи или осадки для материала, инструментов и самого гончарного круга не очень хороши, поэтому стоит задуматься над тем, чтобы выделить помещение под место для работ.

Оборудование мастерской для работ не представляется сложным делом. Так, вполне достаточно будет найти стол для хранения инструментов и вещей, а также полки, где будут стоять незаконченные и готовые гончарные изделия. Еще один важный момент – необходимо обеспечить рабочее место хорошим светом.

Круг с ножным приводом

Для тех, кто хочет изготовить круг с ножным приводом, стоит позаботиться о том, чтобы на нижней части вала был установлен крепкий маховик. Его можно сделать из массивных досок и лучше, если он будет иметь форму колеса. Также для этих целей замечательно подойдет и крепкий металлический диск. Например, 30-ти килограммовый блин от штанги подойдет как нельзя лучше.

Круг с электрическим приводом

Для тех, кто все-таки желает сделать круг с электрическим приводом, в качестве силового агрегата сойдет двигатель от швейной машинки. Его плюс в том, что он позволит корректировать частоту оборотов самого вала и сделать это можно благодаря специальной педали. Двигатель можно купить в соответствующем магазине, но этот вариант окажется не из дешевых. Альтернативой может стать «блошиный» рынок или барахолка.

При работе с электрическим приводом можно не делать акцент на специальное основание, заменив его любым столом или массивным табуретом. Помимо этого, нужно подобрать неглубокую емкость (желательно выбрать пластик диаметром от 40 до 45 см.), которая должна прочно закрепляться на основании таким образом, чтобы и внутри нее без проблем вращался круг. Такая манипуляция необходима для того, чтобы смесь глины и воды не разлеталась по всем сторонам, а равномерно размещалась в емкости.

В современном мире есть масса школ раннего развития для детей, которые призваны всестороннему обучению чада. Так, например, популярностью пользуются и занятия по лепке из различных материалов – слоеного теста, пластилина или глины. Подобная деятельность способствует развитию творческих способностей у ребенка, развивает мелкую моторику рук, расслабляет и даже избавляет в некоторых случаях от тех или иных страхов.

На определенном этапе детям будет уже не интересно просто заниматься ручной лепкой, вот тут стоит задуматься над тем, чтобы приобрести или самостоятельно сделать гончарный круг.
Сделать гончарный круг для детей можно по аналогии, приведенной выше. Основное – остановиться на типе агрегата.

Глина для гончарного круга

Итак, практически все важные технические особенности уже рассмотрены, теперь стоит разобраться, что собой представляет глина для гончарного круга. Сейчас существует большое разнообразие видов данного материала, которые отличаются друг от друга происхождением и составом.

Глина для гончарного круга по техническому параметру делится на сланцевую, огнеупорную и так называемые каолины. Кроме того, материал обладает определенной «жирностью». Так, чем выше этот параметр, тем пластичнее на ощупь глина. Если рассматривать тощий материал, он хуже поддается лепке, а готовые изделия из него чаще всего трескаются на этапе обжига. В свою очередь жирная глина зарекомендовала себя гораздо лучше. При этом стоит понимать, что если необходимо сделать тонкое изделие, лучше всего выбирать наиболее жирный материал.

Также глина отличается по цвету, варьируется в зависимости от того, сколько в ней содержится оксидов металла. Например, если в состав материала входит до 1% примесей, любое изделие, получившееся из него, будет белым. Если данный показатель превышен, оно покраснеет на этапе обжига, даже если до этого глина имела белый цвет.

Новичкам в гончарном деле лучше всего остановить свой выбор на подготовленном материале, который следует приобретать в специализированных магазинах. И только когда уровень профессионализма дойдет до определенной отметки, можно будет без проблем находить подходящую глину в иных местах.

Работа на гончарном круге

Работа на гончарном круге имеет некоторые особенности, которые рассмотрим далее. Независимо от того, какая берется глина – магазинная или нет, перед работой ее в обязательном порядке необходимо «перебить». Сделать это довольно просто. Для начала, необходимо скатать из материала «колбаску» и разделить ее пополам. При этом, разделять глину нужно путем скручивания. Далее материал бросается на поверхность, складывается, раскатывается и снова разрывается.

Подобные манипуляции стоит проделать раз 20, но без этого не обойтись, ведь таким образом из глины убирается весь ненужный для работы воздух и она становится более однородной. Для сравнения, можно попробовать начать работу с не перебитым материалом. В итоге вы увидите, что пузырьки воздуха будут мешать манипуляциям с глиной и это в лучшем случае. В худшем – лишь на последних этапах, при обжиге, изделие лопнет.

Следующий этап подготовки материала – замешивание по спирали. Для этого, берется кусок глины, кладется на рабочую поверхность и далее на нее необходимо надавливать ладонями так, чтобы отталкивать от себя и пытаться провернуть по направлению к себе. Если подобные действия будут сопровождаться хлопающими действиями (это из глины будут выходить пузырьки воздуха), значит, вы все делаете верно. Такое замешивание стоит делать до 35-40 повторений. После этого этапа материал полностью готов к работе.

Далее от куска материала отрезается нужное количество, которое помещается в центр круга и незначительно придавливается. Необходимо следить за тем, чтобы она была четко посередине (иначе материал попросту улетит), и только убедившись в этом, можно запускать гончарный круг.
При работе с глиной также важно, в каком положении находятся руки. Так, локти необходимо прижимать к телу, кисти должны быть согнуты, а запястья максимально сближены к куску материала. И помните – никакого напряжения, ведь вы занимаетесь творческим делом!

Каких только дачников не бывает! Одни любят отдыхать на речке или с шашлыками, другие – на огороде. А третьих хлебом не корми, дай только смастерить что-нибудь своими руками. И чем сложнее работа, чем ценнее достигнутый результат. Вот как раз для таких мастеров мы продолжаем наш цикл «Подзабытые ремесла». На этот раз на очереди увлекательнейшее рукоделие – гончарство. О нем нас специально просили рассказать читатели.

Поиск и заготовка сырья

Главное для гончара – это, конечно, глина. И хотя может показаться, что такого добра вокруг валом, далеко не вся подходит для изготовления керамики. Например, слишком бедная глина (содержание песка свыше 25%), или слишком жирная (песка меньше 10%) в гончарном деле точно не пригодится. Но как узнать качество сырья? Не будешь же ради горшка заказывать лабораторную экспертизу. Все просто – возьмите образец глины из предполагаемого места для копанки, увлажните его и раскатайте между ладоней в валик диаметром 1,5-2,5 см. Затем согните пополам. Если на месте изгиба не будет никаких трещин и разрывов, значит, вы нашли то, что искали.

Лучшими помощниками в поиске могут оказаться старожилы вашего района. Не побрезгуйте советом, спросите, где раньше копали глину для производства черепицы. Если местные ничего не помнят, вас может выручить карьер кирпичного завода. В Подмосковье – это знаменитый Гжельский карьер, глина которого давно уже используется для производства керамики. Ну, а если вы непременно хотите иметь источник сырья под рукой, на нужное место укажет сама природа. Низменные, поросшие белокопытником и мать-и-мачехой участки обычно бывают источником прекрасной гончарной глины. Когда найдете нужный материал, набирайте его сразу с запасом.

Подготовка к работе

Как бы вам ни хотелось сразу начать лепить из привезенного домой сырья, остановитесь. Глина еще должна пройти довольно трудоемкий этап подготовки. И первый пункт в этом списке — измельчение . Чтобы не высекать свой горшок из засохшей глиняной глыбы, об ее измельчении нужно подумать загодя, пока она еще сырая. Для этого глину нарежьте на куски (диаметр 3-4 см) и выставьте их на просушку. Когда глина засохнет, переложите ее в холщовый мешок и прямо в нем истолките киянкой.

Под пунктом номер два идет изготовление шликера . Этим странным термином называют сметаноподобную суспензию глины с водой. Готовится она так:

1. Заполните металлическое ведро на две трети своего объема горячей (50-60°C) водой и, постоянно помешивая, добавьте туда глиняную крошку. Закройте тару полиэтиленом, чтобы влага не испарялась, и оставьте все это часов на 6-7 настаиваться. За это время глина должна полностью раскиснуть.

2. Прилепите к стенкам ведра 5-6 сильных постоянных магнита (можно купить на рынке или вытянуть из старых динамиков), они помогут отфильтровать из суспензии мельчайшие металлические включения, которыми сегодня богат окружающий мир.

3. Возьмите строительный миксер или дрель с соответствующей насадкой и тщательно смешайте глину с водой. На выходе никаких, даже крохотных, комочков между пальцами чувствоваться не должно. Но для гарантии вновь закройте емкость пленкой и забудьте о ней уже на сутки, после чего, аккуратно, дабы не взболтать осадок, слейте 2/3 содержимого в чистую тару. С этим материалом можно работать дальше, в осадке же осталось слишком много мусора – для гончарства он непригоден.

4. Может показаться, что теперь-то шликер абсолютно чист и в дальнейшей фильтрации не нуждается. Это не так. Необходима последняя очистка. Лучшее сито получается из двух-трех пар женских колготок, вложенных друг в друга. Налейте в них несколько ковшиков глиняной жижи и, выдавливая, процедите суспензию над тазиком.

5. Вот теперь шликер действительно чист, и в него при желании можно внести добавку. Чаще всего это бывает доломитовая мука. Она придает изделию пористость и тем самым улучшает его адгезию (слипаемость), что очень важно при глазировании или покраске. Но добавлять муку нужно немного, «по вкусу», почти как соль. Пересолил – получил при обжиге кучку черепков. Так что отметьте для себя такую возможность, но экспериментировать лучше позже, когда изрядно наберетесь гончарного опыта.

К сожалению, из глиняного молочка кувшин не слепишь, а потому размоченную с трудом глину нужно еще и обезводить. Делается это снова в несколько этапов.

Для начала дайте шликеру отстояться в ведре два-три дня, пока глина не осядет и на поверхности не образуется прослойка чистой воды. Слейте ее аккуратно тоненькой трубкой.

Теперь вам понадобятся гипсовые плиты – звучит необычно, но технология именно такова. Плиты можно купить у специализированных фирм или, что намного дешевле, отлить из строительного гипса (тот же алебастр) самостоятельно. Рекомендуемый размер изделия 500×700×70 мм.

Выложите плиты на столе и осторожно разлейте по поверхности глиняную суспензию. Гипс буквально на лету начнет вытягивать из нее влагу. Толщина массы должна быть не более 2 см, иначе и шликер будет сохнуть дольше, и гипс слишком размокнет.

Через пять часок обезвоженный корж сложите в пласты по 1-1,5 кг и скатайте их, как тесто, в однородные валики. Упакуйте герметично в полиэтиленовые пакеты – в таком состоянии глину можно хранить неограниченное время.

Но и это еще не все! Перед тем, как положить шликер на гончарный круг, его придется хорошенько промять. Отрежьте струной необходимый для работы кусок глины и бросьте его на фанерный стол (не забудьте оставшееся сырье вновь тщательно упаковать в полиэтилен). От выбранного отрезка отрывайте небольшие кусочки (чтобы легко помещались в руке) и сжимайте их ладонями, словно экспандер. На один отрывок – 15-20 выжиманий. В результате из глины удалятся все пузырьки воздуха, и ее срез будет абсолютно чист.

Теперь соберите кусочки вместе и вымесите их как обычное тесто, до образования монолитной массы. Похлопайте по ней, чтобы образовался шар, и можете наслаждаться творческим трудом.

Пора, в самом деле!

Работа на гончарном круге

Для начала – пара слов о гончарном круге. Они бывают разные: как механические, приводимые в движение человеком, так и с электроприводом. Последние, конечно, предпочтительней, поскольку не требуют от гончара каких-либо дополнительных усилий. Стоит такой инструмент от 10-12 тыс рублей за слабенький учебный круг и от 20 тыс за профессиональный. Но при желании его можно изготовить и самому, например, из старой стиральной машинки (расскажем об этом, если вам будет интересно).

Возвращаемся к нашим горшкам. Возьмите подготовленный окатыш глины, оторвите от него щепотку и смажьте ею центр гончарного круга – это будет «липучка». Оставшийся материал одним сильным шлепком усадите на только что подготовленное место. Теперь, смочив руки и глину водой, запускайте мотор – начинается центрирование .

Если вы не левша и круг у вас крутится против часовой стрелки, приобнимите глиняный окатыш правой ладонью так, чтобы пальцы скользили по глине, а не встречали ее движение. Накройте ее левой рукой. Это важно: в гончарстве редко что делается только одной ладонью.

Сжимая пальцы, придайте заготовке конусную форму, а затем, слегка надавив сверху, вновь получите полусферу, и так 3-4 раза. Все это позволит вам точно расположить глину на круге и окончательно ее вымесит. Выглядит это примерно так.

Независимо от того, хотите ли вы сделать кувшин или обычную чашку, после центрирования идет этап формирования «стакана», то есть в отцентрированном куске глины необходимо сделать углубление и определить толщину донышка. Его высота и диаметр для будущего изделия задаются именно сейчас.

Найдите большими пальцами рук центр заготовки и медленно продавите там небольшую ямку.

Смочите ее водой и только потом указательными пальцами расширяйте углубление до нужных размеров. Важные нюансы:

1. Работать нужно всегда в две руки. Помогая друг другу, они образуют с вашим телом жесткий треугольник, который хорошо держит центр заготовки.

2. Чтобы сделать донышко нужной вам толщины, большой палец правой руки должен обязательно касаться гончарного круга, тогда при определенной тренировке вы сможете точно определить толщину получаемого донышка.

Но пока нужная чувствительность не выработалась, измерение можно проводить обычной иголкой. Проткните глину и посмотрите, насколько глубоко она ушла. Не бойтесь, в месте прокола течи не будет, диаметр слишком мал. Все затянется еще на гончарном круге.

3. При работе усилия указательного пальца должны быть направлены не только в низ, но и от центра, что позволит вам получать идеально центрированное изделие. Пальцы из глины извлекайте постепенно, плавно сбрасывая усилия. Иначе форма получаемого сосуда нарушится.

Теперь нужно расширить стенки и дно получившегося «стакана». Подушечкой указательного пальца несильно обопритесь о донышко и осторожно потяните от центра.

Не забывайте «звать» на помощь и вторую руку . Основа будущего сосуда почти готова, осталось подровнять ее изнутри указательными пальцами. Двигаясь от центра к стенкам, плавно сглаживайте неровности.

Теперь пора «гнать волну» — так гончары называют поднятие стенок будущего изделия и придание им нужной толщины. Опытные «глиногоны» вытягивают материал по-разному. Кто-то защемляет стенку «стакана» между ребром ладони и указательным пальцем. Другие работают только кончиками пальцев, цепляя ими глину и постепенно поднимая ее вверх. Но в любом случае между руками всегда сохраняется контакт. Обратите внимание на фото.

Одна из самых частых ошибок – излишнее утончение стенки в самом верху сосуда. Из-за этого их легко разрушают центробежные силы. Всегда оставляйте на венчике небольшую каемку. Это утолщение при необходимости потом можно срезать.

Сама работа над формированием изделия из готового «стакана» несложна. Имея дно и определив толщину стенки, из заготовки можно получить как горшок, так и чайник. Глина меняет форму довольно просто, вы научитесь управлять этим увлекательным процессом интуитивно. Но некоторые моменты полезно знать.

Во время работы важно не только периодически смачивать руки и глину, но и при помощи губки удалять лишнюю влагу, которая всегда скапливается внутри сосуда.

Когда изделие сформировано, его венчик ровняется мягким кусочком кожи, а стенки специальным деревянным скребком. И все это не выключая круг!

По окончании работы изделие просто срезают струной и аккуратно отправляют на просушку.

После гончарного круга

Путь от комка глины к готовому горшку довольно сложен и на гончарном круге, увы, не заканчивается. А потому – смотрим, что делать дальше. Через час-два, когда глина немного «подмерзнет», изделие необходимо выгладить: влажной губкой убрать все следы от пальцев и неровности, образовавшиеся в процессе работы.

Через сутки, когда горшок или чашка еще наберут прочности, у них нужно проточить дно. Вы наверняка обращали внимание – у любой посуды оно не совсем плоское, а имеет некоторое углубление. Снова отнесите свое творение на гончарный круг.

Отцентрируйте там изделие и закрепите его несколькими кусочками сырой глины донышком вверх. Теперь, включив небольшие обороты, структурной петлей, как токарным резцом, вы легко вырежете в глине все, что вам нужно.

И вновь продолжайте просушку. При комнатной температуре она длится дней 10. Не допускайте в комнате сквозняков! Они создают в глиняной конструкции напряжение, которое обязательно разрушит изделие во время термической обработки.

В печке

А теперь, наконец-то, самый ответственный момент – обжиг. Именно от него зависит, будете ли вы обладателем красивой керамики или результаты трудов рассыплются глиняной крошкой. И снова посвятим небольшое отступление оборудованию, а именно – муфельной печи. Только в ней вы сможете не просто достичь нужной температуры в 900-1000 °С, но и длительно контролировать ее. Рыночная стоимость такой печурки стартует от 40 000 рублей, но при желании ее опять-таки можно смастерить и самому.

Главные правила обжига – это точность и терпение. Так, заложенные в муфельную печь изделия до первых 100°C нужно доводить постепенно в течение часа, после чего еще полтора часа разогревать печку до 300°C. При этом температура наращивается постепенно, по чуть-чуть. Если же у вас нет времени играться с выключателем и вы хотите форсировать процесс в течении получаса, не забудьте принести с собой мусорное ведро. Ваши горшки такого пренебрежительного к себе отношения не простят .

Начиная с 300 градусов и до 575°C, следует как раз поторопиться. Температура расширения кварца должна быть достигнута за минимальный отрезок времени, после чего следует 30-40 минутная пауза. В течение нее в печке просто поддерживается полученная температура.

Следующий рубеж – 900-1000°С. На его «взятие» вам придется потратить часа два. Раскочегарить муфель до такой температуры все-таки непросто. Главное, не перестараться, при 1050°С разрушается даже кварц. А потому, достигнув необходимого пика, удерживайте режим около получаса. После этого можно гасить печь, хотя и ненадолго – на час-полтора.

Когда в процессе остывания на датчике вновь покажется магическое 575°С, включите рубильник и подержите минут сорок эту температуру.

Все, труды закончены! Окончательно вырубайте агрегат, и можно идти отдыхать. Изделия остынут вместе с печкой. Вытаскивайте их оттуда, когда она достигнет комнатной температуры.

Вы еще не передумали становиться гончаром?..

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.