Первым в процедуре операционного бюджетирования. Составление операционных бюджетов

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками :

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его (государство) в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Положения Конституции, определяющие основы конституционного строя, обладают наивысшей юридической силой среди всех норм российской правовой системы. Статья 16 Конституции РФ устанавливает, что никакие другие положения Конституции РФ (а следовательно, и других актов) не могут противоречить основам конституционного строя. Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью своего содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения норм первой главы. Эти нормы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а только Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При этом невозможно внесение отдельных изменений в основы конституционного строя. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания либо выносится на общероссийский референдум.

16.Российская Федерация – демократическое государство: понятие, принципы, формы демократии.

Демокра́тия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство . Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, или, иначе говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Государственную власть характеризует суверенитет государства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости. Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия .

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство – важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), – являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации»,* референдум – это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут.

Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах , а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

1. Прямая демократия . В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Референдум , который иногда называется плебисцитом (что в исследовательском переводе - народное решение), является прямым голосованием народа из важнейших государственных вопросов.

Инициатива - это процедура, средством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос, непосредственно на референдуме, либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. К другим формам демократического участия, которые позволяют гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, обращения к властным структурам всех уровней и в СМИ .

2. Представительная (репрезентативная) демократия . В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее называют делегированной демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в законах и решениях, которые принимаются. Между народными представителями и теми, кого они выражают, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

17.Российская Федерация – федеративное государство: понятие, признаки, принципы федеративного устройства РФ.

Федеративное государство - такая форма государственного устройства, в структуру которой помимо центральной власти входят государственные образования, обладающие политической самостоятельностью, включающей, в частности, собственное законодательство, судебную и налоговую системы. Оно состоит из субъектов федерации (штатов, земель, княжеств, кантонов и т. п.), которые раньше были отдельными самостоятельными государствами.

Все федеративные государства характеризуются следующими юридическими признаками : двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта Федерации; наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило, верхняя, представляет интересы субъектов Федерации); верховенством федерального права; непризнанием за субъектами Федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми признаками государственного суверенитета); финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, права чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков).

Федеративное государство выполняет две главные функции: децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали; интегрирует территориальные сообщества, т. е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Федеративное устройство России основывается на следующих принципах , закрепленных в Конституции (ст. 4, 5): государственная целостность России; равноправие и самоопределение народов в РФ; верховенство Конституции РФ и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип «государственная целостность» означает, что Российская Федерация представляет не сумму отдельных составных частей, а неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.

Принцип равноправия и самоопределения народов России проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69).

Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов Федерации. Единство системы власти обусловлено тем, что органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ), наличием единой федеральной системы судов и единого в масштабе страны централизованного прокурорского надзора, наличием в механизме российской государственности института федерального Президента и др.

Верховенство федерального права как принцип федеративного устройства означает, что федеральные законы обладают по отношению к законодательству субъектов Федерации высшей силой. Данный принцип вытекает из суверенитета России, распространяемого на всю ее территорию (ст.4 Конституции РФ), призван обеспечить единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны

Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами предполагает, что взаимоотношения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенции их деятельности.

Принцип равноправия субъектов Федерации означает, что они поставлены в равные юридические условия, равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий.

18.Российская Федерация – правовое государство: понятие, признаки, основные принципы.

Правовое государство - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» . Российская Федерация - правовое государство.

В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

1. Верховенство права.

В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства - Конституция.

2. Разделение власти.

Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов.

3. Гарантированность прав и свобод граждан.

Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д.

4. Взаимная ответственность государства и личности.

Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

19.Российская Федерация – социальное государство: понятие, принципы. Задачи и направления социальной политики РФ.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.

Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Основные направления социальной политики:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты);

на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Принципы социального государства

Экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

Доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

Развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

Социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

Гендерное равенство мужчин и женщин;

Участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

20.Суверенитет РФ: понятие, признаки. Народный суверенитет и его формы реализации в РФ.

Суверенитет - верховная власть, верховенство, господство - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Государственный суверенитет - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Принцип суверенного равенства государств включает следующие элементы:
· государства юридически равны;
· каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
· каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
· территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
· каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические,
социальные, экономические и культурные системы;
· каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории .

Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность - носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором - вопрос о верховности власти самого государства.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.


Похожая информация.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Обобщая мнения большинства современных отечественных государствоведов, следует отметить, что главное свойство конституционного строя - обеспечивать подчинение государства праву и конституции как верховному его источнику.

Но далеко не всякое государство, даже имеющее самый совершенный писанный Основной закон, обладает конституционным строем. В понятие конституционный строй включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется. Причем конституционный строй - это не столько упорядоченность, сколько целостная, скрепленная нормами права система общественных отношений, включая ее экономический, политический, социальный и духовный компоненты.

Понятно, что столь масштабную систему отношений объективно невозможно закрепить каким-то одним нормативно-правовым актом. Эта совокупность общественных отношений существует объективно, а задача конституции - закрепить лишь основополагающие устои государства, принципы его отношений с личностью и гражданским обществом. В Конституции РФ указанные принципы, устои именуются основами конституционного строя. Одновременно основы конституционного строя выступают как генеральный институт конституционного права России.

Таким образом, конституционный строй есть совокупность (система) социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих.

Гл. 1. Конституции РФ «Основы конституционного строя». Основы конституционного строя закрепляют форму РФ как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета РФ (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности. Закрепление их в гл. 1 Кон. РФ подчеркивает их особое значение, особую юридическую силу. Им не могут противоречить никакие другие положения Конституции, которая само по себе, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, принятым в РФ.

В числе основополагающих признаков РФ, закрепленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 1), на первом месте указан демократический характер Российского государства. Понятие демократия неразрывно связано с идеей народного суверенитета. Народный суверенитет - это неограниченное всевластие народа, определяемое общей волей граждан государства, которое реализуется во всех сферах общественной жизни в определенных Конституцией и законами РФ формах. Суверенитет обладает рядом важнейших свойств: единством, верховенством, полнотой и неограниченностью, неотчуждаемостью.

Далее, - в признании человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2 К РФ) выражен гуманистический потенциал конституционного строя. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Гос. устройство России основывается на принципе федерализма . Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированы в ст. 5 Конституции:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Кон. РФ провозглашает РФ правовым государством , т.е. государством, во всей своей деятельности подчиняющимся праву, считающим главной своей целью и ценностью обеспечение прав и свобод человека.

Кон. РФ провозглашает РФ социальным государством , т.е. государством которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Конституционный принцип социального государства требует от властей проведения политики, сглаживающей наиболее острые противоречия между частным и публичным интересом, не допускающей противозаконных действий со стороны естественных монополий и иных субъектов хозяйственной деятельности, охраняющей права прежде всего социально незащищенных слоев населения России.

Согласно Кон. РФ (ст. 14) РФ - светское гос. , никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В целом можно сказать, что данные принципы выступают как свод юридических норм и политико-правовой каркас, организационно, функционально и социально скрепляющий общество и государство.


Понятие "основы конституционного строя"

Это понятие - одно из наиболее важных. Оно определяет основные принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком. Наличие конституционного строя означает, что государство служит обществу, человеку и создано для того, чтобы гарантировать права и свободы личности.

В этой связи конституционный строй можно определить как порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Конституционный строй включает принципы (основные начала) взаимоотношений государства, общества и личности, организации органов государственной власти, определяющие основы правового статуса человека и гражданина. Рассмотрим некоторые из них:

1) принцип народовластия - источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Данный принцип характеризует российское государство как государство демократическое (ст. 1). Свою власть народ осуществляет непосредственно (через референдум, свободные выборы) либо опосредованно - через органы государственной власти:

2) принцип народного суверенитета - только народ как источник власти вправе учреждать властные институты, передавать полномочия своим избранникам. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону" (п. 4 ст. 3);

3) принцип федерализма (ст. 5) означает разделение власти по вертикали между союзным государством и его субъектами, которые являются равноправными. По Конституции их 89: 21 республика. 10 автономных округов, I автономная область. 6 краев, 49 областей,

2 города федерального значения. К 2009 г. произошло укрупнение субъектов, и в Федерации стало 83 субъекта. Они взаимодействуют с органами Федерации на основе сохранения территориальной целостности (п. 3 ст. 4). равноправия и самоопределения (п. 4 ст. 5), единства системы государственной власти (ст. 11), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов (п. 3 ст. II);

4) принцип верховенства права (ст. 1) характеризует Россию как правовое государство. Это означает связанность государства правом как в организации деятельности его органов, так и во взаимоотношениях с человеком. Верховенство права выражается в верховенстве Конституции, наделенной высшей юридической силой и прямым действием на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 4). В соответствии с Конституцией издают свои нормативные правовые акты субъекты РФ;

5) принцип верховенства прав человека означает, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Государство создается для защиты прав и свобод человека (ст. 2). Более того, забота о человеке, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и его свободное развитие, ставятся в качестве главной цели государства (ст. 7). Тем самым Российская Федерация провозглашается социальным государством;

6) принцип суверенитета Российской Федерации (п. 1 ст. 4) означает верховенство государственной власти над всеми иными видами власти внутри государства, ее единство и независимость от других государств. Согласно данному принципу Российское государство для осуществления своих функций наделено максимальным объемом полномочий, устанавливает общий правопорядок, права и обязанности граждан, юридических лиц, навязывает свою волю другим субъектам права, используя для этого средства легитимного насилия;

7) принцип разделения властей (ст. 10) - такая организация государственной власти, которая осуществляется на основе разделения как по горизонтали (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по вертикали (между органами Федерации и ее субъектами). Этот принцип является необходимым условием, которое предохраняет общество от опасности быть подчиненным абсолютной власти государства.

Кроме того, принцип разделения властей означает не только относительную самостоятельность трех ветвей власти в пределах своей компетенции, но и взаимное равновесие между ними, чтобы ни одна из них не могла получить возможность концентрации в своих руках всей полноты власти;

8) жизнедеятельность гражданского общества основана на принципах идеологического (п. 1 ст. 13) и политического плюрализма (п. 3 ст. 13). Они признают идеологическое многообразие, невозможность установления государственной идеологии, предполагают наличие различных по своей направленности политических партий. Запрещается лишь создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Значение института основ конституционного строя

Значение основ конституционного строя весьма велико для понимания иных положений и глав Конституции в целом. Прежде всего, основы конституционного строя включают принципы и нормы, которые определяют:

1) сущность и форму Российского государства, основы его взаимоотношения с гражданским обществом;

2) основы правового положения личности:

3) закрепляют юридическую силу Конституции, порядок ее изменения.

Регулируя важнейшие стороны жизнедеятельности государства, общества и личности, основы конституционного строя являются первичной нормативной базой для остальных положений Конституции и всей системы российского законодательства. Эти принципы и нормы наделены верховенством: они имеют более высокую юридическую силу и им не должны противоречить нормы остальных глав Конституции, конституционные и обычные законы, указы Президента, постановления Правительства.

Не менее важно и то, что в случае пробела (т.е. отсутствия нормы, регулирующей конкретное общественное отношение, которое нуждается в такой регуляции) гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь принципами конституционного строя, которые имеют прямое действие.

Основы конституционного строя закрепили новую модель взаимоотношений "личность - государство". Если раньше интересы государства имели верховенство над интересами человека, а личность была призвана служить государству, то теперь наоборот. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признание, зашита их - конституционной обязанностью. Личность получает конституционную защиту от любых посягательств государства и его органов, должностных лиц на свои частные интересы.

Основы конституционного строя, будучи набором фундаментальных принципов, представляют собой своеобразную "конституцию в конституции". Эти принципы нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, чему служит, в частности, усложненный порядок пересмотра положений гл. 1.

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность взаимосвязанных норм. Они сведены в определенную систему, внутри которой существуют сложные связи, которые проявляются во внутренней структуре этой отрасли. Система конституционного права совпадает со структурой Основного закона. В разделах Конституции РФ объединены нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и др., т.е. нормы, совокупность которых образует конституционно-правовые институты. Каждый из них представляет собой упорядоченную совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид (группу) однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Но среди них особое место занимают те, которые включены в основную часть Конституции РФ - в первый раздел. К их числу отнесены - институт основ конституционного строя (гл. 1), институт нрав и свобод человека и гражданина (гл. 2), институт федеративного устройства Российской Федерации (гл. 3), институт органов публичной власти (гл. 4-8). Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения.

Институт основ конституционного строя

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Конституционный строй - это определенная форма, установленный способ организации государства, закрепленный в его конституции, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать сложившийся в государстве порядок (систему) взаимоотношений между гражданами, органами власти, государственными и общественными организациями, при котором их права и обязанности закреплены в конституции (основном законе) государства и непременно соблюдаются.

Понятие "основы конституционного строя" является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конституции РФ, гл. 1 которой называется "Основы конституционного строя" .

К основам конституционного строя относятся закрепленные в Конституции РФ устои, наличие которых призвано обеспечить России характер конституционного государства (рис. 3.3).

Рис. 3.3.

В гл. 1 Конституции РФ закреплены не все общественные отношения, входящие в предмет конституционно-правового регулирования, а только наиболее важные, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образуют конституционно-правовой институт, занимающий ведущее место в системе конституционного права России. В нем получили юридическое выражение основополагающие ценности общественного и государственного строя России. Это ценности:

Демократии:

"Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство" (ч. 1 ст. 1); "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2); "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3); "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3) и др.;

Государственности:

"Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию" (ч. 1 ст. 4); "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4) и др.;

Социального мира:

"Запрещается... разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (ч. 5 ст. 13) и др.

В Конституции РФ эти и другие основополагающие ценности переведены на язык права, получив предметное выражение в принципах конституционного строя (рис. 3.4).

Рис. 3.4.

Важно охарактеризовать следующие основы конституционного строя Российской Федерации:

1. Демократическое государство с республиканской формой правления (ст. 1).

Демократическое государство - это государство, в котором решение публичных дел происходит в соответствии с волей народа, большинства населения и власть не является монополией узкой группы лиц.

2. Суверенное государство (ст. 4).

Суверенитет государства означает возможность самостоятельно и независимо осуществлять государственную власть как в международных отношениях, так и внутри страны. Носителем суверенитета Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации.

3. Народовластие (ст. 3).

Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации единственный источник власти - ее многонациональный народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством. Конституция РФ предусматривает две формы народовластия: непосредственное осуществление народом своей власти и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народом имеет место на выборах, референдуме, при проведении голосования по отзыву депутата, на собраниях, проводимых среди жителей муниципальных образований, и т.д. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Высшие формы непосредственной демократии - референдум и свободные выборы на основе всеобщего равного тайного голосования. Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными), в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления - лишение свободы. Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности.

4. Федеративное устройство государства (гл. 3).

Его основными принципами являются: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между различными уровнями государственной власти и государственными органами, равноправие субъектов РФ. Государственное устройство - это важнейший элемент государства, закрепляемый в Конституции РФ, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Российская Федерация юридически закрепляет добровольность объединения пародов, но не предусматривает права выхода субъекта из Федерации. Россия состоит из следующих субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов РФ как за счет вступления новых субъектов, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового. Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65. Равноправие субъектов проявляется общим для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. 71, 72 и 73. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа Российской Федерации. Если вопрос относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, то законы и иные правовые акты издаются субъектами в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан и по установлению структуры органов государственной власти на своей территории. В соответствии со ст. 71 к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. К ведению Федерации относятся вопросы принятия и изменения Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, национального развития России, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны.

5. Правовое государство (ст. 1).

Российская Федерация связана нормами права и признает их высшую юридическую силу. Государство и общество должны достигнуть состояния, в котором Конституция имеет высший приоритет. Правовое государство характеризуется наличием разветвленной системы законодательства, обеспечивающего защищенность прав и свобод граждан, функционирование демократической организации государственной власти, основанной на принципе разделения властей, независимости суда.

6. Человек и гражданин, его права и свободы являются высшей ценностью (гл. 2).

Государство обязано защищать, признавать, соблюдать и гарантировать права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией РФ.

7. Принцип разделения властей (ст. 10).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется па основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем: законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами. Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и быть подотчетной главе государства. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти. Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно. Ни одна из грех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью. Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ. Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.

  • 8. Независимость местного самоуправления (ст. 12, гл. 8). В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
  • 9. Идеологическое, политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений (ст. 13).

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены па насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

10. Светское государство (ст. 14).

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются республиками (например, Великобритания, Дания, Япония). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Основы конституционного строя Российской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам ее конституционного строя (ст. 16). Не случайно гл. 1 Конституции РФ называют "конституцией в конституции". Этим обеспечивается неизменность провозглашенной государственной воли народов России относительно фундамента всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Однако это не означает автоматического обеспечения конституцией його характера нашего государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике всех закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя. А здесь Российская Федерация, как показывает жизнь, находится на самом начальном этапе решения этой задачи.

  • Основы конституционного строя как форма организации российского государства закреплялись в той иди иной морс и всеми российскими конституциями. Впервые же они были закреплены в Своде Основных Государственных Законов Российской Империи от 23.04.1906 - акте конституционного значения. См.: Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М.: Норма, 2008. С. 195.

конституционный строй демократия российский

Понятие, содержание и назначение института основ конституционного строя

Говоря об основах конституционного строя, необходимо разобраться с понятием «Конституционный строй». В современной науке конституционного права это понятие используется довольно часто. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла.

Однако в понятие "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция действительно надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Он обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики.

Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

Определению понятия конституционного строя помогает определение современной Конституции. Конституция - это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления. Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

Говоря об основах конституционного строя, следует подчеркнуть, что они не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу.

Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.

Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» Ст.16, п.2. Конституции Российской Федерации. Это говорит о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления». Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 - как светское.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации.

Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на конкретизацию, дальнейшее развитие основ конституционного строя.

В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.