Смена человеком профессии является проявлением. Кризис профессионального самоопределения

Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.

Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Этапы формирования

Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.

В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.

Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.

Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.

В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.

Маленькие дети не имеют собственного мнения

Подростковый этап

В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.

Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:

  • закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
  • формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • появляется избирательность в специальностях;
  • образ будущей профессии сформирован нечетко.

Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.

Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.

Юношеский этап

В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.

Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.

Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:

  • романтические мечты о профессии исчезают;
  • человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
  • выбор специальности происходит под влиянием взрослых.

После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.

Этап взросления

В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).

К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:

  • выбранная профессия не приносит удовольствия;
  • трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
  • человек испытывает психологический дискомфорт;
  • возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
  • индивид задумывается о смене работы и поиске себя.

Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.

Усталость от профессии может проявиться после 30 лет

Пенсионный период

Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.

Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.

Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Заключение

Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.

В одной из советских газет была опубликована замечательная карикатура: стоит на распутье богатырь и с озадаченным видом чешет в затылке. Как и полагается, перед ним лежит камень, а на камне высечено: "Направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь - надо работать!" Это утверждение не потеряло актуальности и в наши дни. Не менее важны и вопросы о том, где и кем работать.

Смена места работы - явление очень распространенное. Специалисты переходили и переходят из одной организации в другую в поисках какой-либо выгоды (чаще всего материальной), при этом их профессиональные обязанности и методы остаются неизменными. Однако перемещение по организациям без смены рода деятельности не всегда безоговорочно полезно.

Психологи доказали, что человек добьется большего успеха, если с периодичностью в пять-семь лет будет менять специальность, получать новые знания и встречать в своей профессиональной жизни совершенно новые, необычные для него задачи. Ведь даже в случае планомерного построения карьеры от рядового работника до старшего менеджера в конкретной компании новые обязанности не заменяют старые, а добавляются к ним. Другими словами, суть деятельности не меняется - увеличивается только сфера ответственности. Человек продолжает работать в той же профессиональной области.

Как ни парадоксально это звучит, но по прошествии нескольких лет работник скорее теряет квалификацию, чем приобретает ее. Накапливается усталость от привычного круга трудовых обязанностей, человек выполняет их автоматически, без интереса. Поэтому психологи считают, что любому профессионалу необходимо время от времени менять не место работы, а ее содержание. Рональд Рейган, как известно, был в свое время уволен с киностудии "Уорнер Бразерс". Вряд ли он стал бы великим актером, если бы продолжал там работать, и совершенно точно мир не узнал бы 40-го президента Соединенных Штатов Америки.

Обычно руководители компаний и их кадровики совершают одну и ту же ошибку: ищут на вакантные места специалистов "с опытом работы в аналогичной должности не менее года", практически не рассматривая переквалифицировавшихся или вовсе не работавших ранее претендентов. Они не учитывают, что у неопытных кандидатов есть значительные преимущества перед теми, кто уже съел собаку в том или ином деле: отсутствие профессиональных штампов, готовность к самосовершенствованию, интерес к новой работе и др.

Тем не менее, в наше время на российском рынке труда наметилась позитивная тенденция: все чаще люди стали менять не место работы, а саму профессию. Массовая переквалификация началась в период экономического кризиса 90-х годов, когда успешно приспособились к изменениям только те, кто не боялся учиться, приобретать новые знания и начинать свою профессиональную жизнь с нуля.

Юлия Ведмеденко, специалист кафедры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, считает: "Сегодня все больше людей добровольно меняют специальность. Это явление в социальной психологии принято называть "профессиональной реориентацией". Современный человек свободен во взглядах и поступках (по сравнению с человеком советской эпохи), он стремится к высокому уровню жизни и готов нести личную ответственность за события собственной жизни, за ее качество. Однако профессиональная реориентация наиболее характерна для молодежи. Мышление зрелых людей менее гибкое - на их профессиональную жизнь влияют уже сложившиеся стереотипы, требования к себе слишком высоки. Зрелые люди боятся рисковать".

Действительно, люди старше 35 лет менее активны, чем молодежь. Даже в случае разочарования в своей деятельности они редко меняют профессию. Мысль о кардинальной переквалификации кажется зрелым людям бессмысленной и даже опасной. У большинства из них нет возможности или желания тратить время и деньги на получение дополнительного образования. Исключение составляют только две категории граждан: домохозяйки, у которых уже выросли дети, и появилась возможность заниматься карьерой, и военные, уволенные в запас. И те и другие сталкиваются с массой трудностей как объективных (нежелание работодателей предоставлять место неопытному человеку, ограничения по возрасту при поступлении в высшие учебные заведения и т. п.), так и психологических (боязнь сделать ошибку, неверие в свои силы, отсутствие поддержки со стороны близких и т. п.).

Специалисты разных профилей (социологи, психологи, экономисты) считают страх смены профессии одним из самых вредных заблуждений российских граждан. Многие люди ощущают, что полностью потеряли интерес и творческий подход к своей деятельности, но боятся перемен из-за возможности потерпеть неудачу. Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, бизнес-тренер, отмечает: "К сожалению, говоря о карьере, люди чаще всего имеют в виду ее вертикальную составляющую - повышение в должности или рост заработной платы. Но существует еще и горизонтальная динамика. Сотрудник, исчерпав содержательные возможности в решении задач, которыми он давно занимался, начинает осваивать новое направление профессиональной деятельности - стремится получить новые знания, налаживает новые контакты, накапливает опыт решения новых задач. Возраст не помеха для переквалификации. Доказано: стремление человека после пятидесяти лет получить новую профессию активизирует его интеллект, способствует здоровью и долголетию".

Психологи признают, что решиться на резкое изменение своей профессиональной жизни способны только люди с определенным складом характера. Согласно так называемому термометру стрессов американского психиатра Томаса, вынужденная смена профессии лежит приблизительно на том же уровне, что и , - около 73 градусов (для сравнения: смерть одного из супругов - 100 градусов).

Способность пойти на разумный риск в своей профессиональной жизни - важнейший фактор успеха. И наоборот - страх перед изменениями или боязнь провала часто не дают человеку достичь хороших результатов. Тот, кто научится смотреть на учебу и смену профессии как на естественную часть трудовой биографии, никогда не останется без дела. Более того, современный уровень развития экономики фактически вынуждает людей к переквалификации. Недаром даже в благополучной Швеции практически каждый человек в течение своей жизни два-три раза меняет профессию.

Положительной особенностью нашего времени является наличие консультационных центров, в которых желающим сменить профессию помогают компетентные специалисты. Но это не единственный способ найти себе новое предназначение. Один из методов предписывает не кардинально менять квалификацию, а расширить круг своей деятельности. Для этого необязательно оставлять работу, приносящую деньги, просто нужно найти себе дополнительное занятие, как говорится, по душе. Это может быть репетиторство, написание статей, шитье, столярничество и др. Часто новое дело становится впоследствии не только любимым, но и основным.

Например, Д. Р. Толкиен, автор легендарной книги "Властелин колец", был профессором в области англосаксонского языка и литературы. Для своих четверых детей он начал сочинять сказку про хоббитов. Сперва он рассказывал им ее на ночь, позже записал и опубликовал, а издательство, оценив, насколько хорошо произведение приняли читатели, заказало продолжение. Так была создана трилогия "Властелин колец", которая имела колоссальный успех. В 62 года к скромному профессору пришли слава и богатство. И он наконец смог отказаться от многолетней необходимости вести списки расходов.

"Есть экспресс-способ для определения того, в какой профессиональной сфере лежат истинные интересы человека, - говорит психолог Алена Скалкина. - Представьте себя молодым, здоровым и сказочно состоятельным человеком. У вас есть все материальные блага, какие только можно выдумать, и нет сложностей с приобретением новых вещей или услуг. Свое богатство вы получили по наследству, поэтому тащить на себе бремя семейного бизнеса от вас не требуется. Отбросив все реалистичные возражения, которые подкидывает воображение, представьте себе главное: работать необязательно . Чем вы стали бы заниматься? Конечно, несколько месяцев или даже лет можно потратить на курорты, бассейны, казино и прочий активный отдых. А потом, устав отдыхать? Как вы будете бороться с неизбежным чувством бессмысленности жизни, скуки и безысходности? Какое дело увлекло бы вас по-настоящему? Честно и обдуманно ответив на этот вопрос, вы поймете, какой профессиональный путь - ваш".

Необходимо заниматься тем делом, которое будет приносить не только финансовое благополучие, но и внутреннее удовлетворение, а также признание со стороны окружающих. Отлично сформулировал эту мысль известный американский предприниматель Харви Маккей, автор нескольких книг по психологии бизнеса: "Человек, который непрерывно учится, найдет нечто такое, что ему по душе, и добьется того, что оно станет на него работать (даже если на первый взгляд это не имело отношения к его роду занятий). Не стоит всю жизнь работать на одном месте ради того, чтобы вас наградили золотыми часами при выходе на пенсию".

Обсуждение

Абсолютно согласен с Кити Щербацкой, что необходимы практические рекомендации.Тем более, что именно сменой профессии я и собираюсь заняться в ближайшее время. Работать в системе образования стало совсем уж тяжело...

01.04.2005 15:31:44, павел

Цены б не было этой статье, если бы были даны практические рекомендации как сменить профессию человеку, полностью отвественному за свою семью. Не отправив ее при этом жить на вокзал или в долговую яму.
А то и правда, засиделись...

Я бы, наверно, если бы была наследницей фамильного бизнеса и о деньгах могла бы не думать вообще, все время бы только училась:-) Работать мне нравится только пока я в стадии активного обучения - много нового, сама чувствуешь как растешь. Как только общие контуры становятся более-менее ясны, интерес угасает. К деталям не тянет. Плохо это:-(Интересно, это лечится?

Надо же, даже не зная о выводах психологов, я на практике убедилась, что пять лет для меня как раз тот период, за который интерес к деятельности совершенно угасает и требуется смена.

Комментировать статью "Смена профессии в зрелом возрасте, или как стать президентом"

Это семейные занятия для детей от 4 до 11 лет по десяти различным профессиям в течение учебного года. Мороженщик, Спортсмен, Строитель, Искусствовед, Декоратор, Ветеринар, Судья, Диктор, Часовщик, Астроном станут гостями Школы в 2016/2017 учебном году. Школа Профессий - это живое общение с уникальными профессионалами, которые нашли своё призвание, возможность сделать что-то своими руками, проверить себя во взрослом деле, почитать детские книги по теме и поиграть с детскими психологами. В...

Смена профессии. Скажите честно.. Серьезный вопрос. Образование взрослых. Для смены сферы деятельности в возрасте, когда главное преимущество - опыт, нужно именно этот опыт конвертировать. Правда, сейчас всего меньше стало, но все же.

Обсуждение

Есть специальность, освоив которую можно и за 60+ лет отлично зарабатывать и жить активной жизнью, а уж в 40 лет жизнь вообще только начинается;)
Главное - было бы желание обучаться новому.
Я точно знаю.
Всего Вам наилучшего!

Я считаю, если хотите то все получится.

Дорогие родители старшеклассников! Идет сбор заявок на участие в уникальном проекте для школьников «Всероссийский Ломоносовский Конкурс», успейте к нему присоединиться! «Мы ищем юных «Ломоносовых», талантливых ребят, где бы они ни жили, - говорит один из основателей Международного Ломоносовского Клуба Дмитрий Пунин, - и готовы дать тем, кто пройдет все этапы конкурса, прямую дорогу в научную и интеллектуальную элиту страны. Для этого мы организуем подготовку в лучших московских школах, что...

Первый раз ушла из юридической профессии в журналистско-издательское дело, второй Во втором, честно говоря, вступать на этот путь лучше в чуть зрелом возрасте, а не в совсем это физически тяжелая работа с ночными сменами. я вот как-то стала понимать, что хочу спать...

Обсуждение

я вас понимаю и поддерживаю:) по теме могу сказать только, что имею образование в одной сфере, огромный успешный опыт работы в другой, и сейчас тоже рассмтриваю вопрос об обучении ремеслу.

Я дважды начинала с нуля. Первый раз ушла из юридической профессии в журналистско-издательское дело, второй раз - в преподаватели вуза.
В первом случаев я уходила, имея 4 года опыта работы журналистом-фрилансером. Во втором, честно говоря, вступать на этот путь лучше в чуть зрелом возрасте, а не в совсем юном, особенно в наше время. С журналистикой, кстати, полностью и не порвала, продолжаю работать фрилансером, но это уже подработка в дополнение к основной профессии.
Правда, оба этих раза были, когда мне не было еще 30-ти и не было ребенка, так что условия не такие, как у вас.

Кто сказал, что возможности человека ограничены? Стать настоящим Президентом детской республики? Создать свой собственный бизнес? Стать олимпийским чемпионом? Сняться в главной роли в фильме? Защитить научную работу и получить степень магистра Академии наук? Выйти в открытый космос или спуститься на дно затонувшей Атлантиды? Все это и не только возможно за одну только смену в нашем лагере! Невозможное возможно! Программы Детского творческого лагеря «СОЗВЕЗДИЯ» летом 2015 года будут проходить...

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом. С МЛАДЫХ НОГТЕЙ Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы - кем же...

Существует распространенный стереотип, что с возрастом наши профессиональные способности снижаются. Это неправда. Сегодня многие научные исследования подтверждают обратное - с годами профессиональные способности только растут, обогащаясь приобретенным опытом. По современным меркам, именно после 50 наступает самое плодотворное, профессионально успешное время в жизни. Начать новую карьеру, с нуля запустить бизнес, найти работу своей мечты, освоить незнакомую профессию - все это более чем...

Вопрос профориентации остро стоит для многих родителей детей подросткового возраста. Чем будет заниматься ребенок в будущем, как найти профессию именно его мечты? Предлагаем вам рассмотреть возможность поездки в детский профориентационный лагерь. О работе с детьми рассказывает профориентационный лагерь "Нить Ариадны" [ссылка-1] "Многие родители интересуются, дает ли эффект профориентационная направленность нашего лагеря, часто нас просят рассказать о том, какие выводы дети делают в конце...

Кризис середины жизни, кризис 40-летия, получил наибольшую известность и одновременно наиболее противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих...

Здравствуйте мои дорогие читательницы сайта «Мамина карьера» . Итак, мы продолжаем разбирать шаги, позволяющие найти любимую работу. И в этой статье будут рассмотрены методы работы с ограничивающими убеждениями, страхами и недостаточной уверенностью по поводу смены профессии и работы. 5 шаг. Сменить установки и убеждения Начнем мы с из изменений своих мыслей, в частности тех, что ограничивают нас. Их называют «ограничивающие убеждения». Например « женщинам платят меньше, чем мужчинам за ту...

Из этой статьи вы узнаете о том, как меньше сомневаться и научиться принимать даже самые сложные и судьбоносные решения. В том числе и том, какую любимую работу выбрать, выходить после декрета на работу или нет, звонить подруге, которую вы вчера обидели или нет. Прежде чем, перейти непосредственно к приемам помогающим принять решение, поговорим о том, что не все решения одинаково важны и, в связи с этим, подходить к ним можно по-разному. Судьбоносные, важные и рутинные решения Все ситуации...

Бытует мнение, что девочке нужна профессия, работать независимо от мужа, а то мол У меня вот был случай - в соц. сети чисто случайно "задружилась" с вице- президентом одной оч. крупной да-да...нет не могу- есть не хочу. я вот в более зрелом возрасте решила, что это...

Обсуждение

но у Вас хоть стаж есть, профессиональный опыт, представления о коллективах на работе и т.п. А если бы Вы с 20 лет дома сидели, то вероятность устроиться была бы в десятки раз меньше. Считаю, что полезно девушке поработать, не в ущерб всему остальному. Муж может и не уйти, но сам остаться на длительный срок без работы, заболеть сильно, мало ли.

А я все же на стороне бытующего мнения! Лучше все же дать шанс девочке самореализоваться. Конечно толк может быть, а может и не быть, как в любом другом жизненном аспекте. И тут не важно девочка или мальчик. А вот, если воспитывать исключительно в девочке сиди смирно - муж обеспечит,вот тут шансы как раз и увеличиваются в сторону варианта "в 40 лет никому ненужная" ибо не привыкла работать, ибо не умеет, ибо образования нет, ибо... ибо...ибо...

8-й с выраженной УО, но там тоже стараются профессию получить. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие Пошли в 6-ку для того, что опека направила в связи со сменой формы семейного устройства с опеки на приемную семью.

Обсуждение

Я сначала почему-то подумала, что девочка в 11 классе. Пропустила, что ей 6 лет. Для 6-летки, нормальный ребенок. Если она в 11 классе будет делать такие ошибки, тогда задумаеетесь.

Кстати, мой двоюродных брат имеет УО, на том уровне, когда человек понимает сложение, но умножение понять не может. Ничего, стал водителем, и очень хорошим, кстати. Он высокий, представительный, не пьет, очень исполнителен...короче пресональный водитель мечты. А что тупой - так это начальству даже нравится. Москву он выучил наизусть, память хорошая..в церковь ходит. Очень помогает, потому что он не понимает многообразия законов. А так легче - 10 заповедей, он освоил. Жену себе нашел в церкви...ладно, она знала, кого в музья берет.

21.03.2012 02:23:56, masha__usa

У меня приемный ребенок из 8го вида, забрала после 2го класса, отдала в третий массовую школу, пытались не взять, но я настояла, по закону обязаны. Программу он толком не освоил, но зато компанию имел поприличнее, чем в 8м виде. Так что решать этот вопрос будете вы сами, а не комиссия. Другое дело, что я не уверена, что для ребенка благо быть всегда отстающим.

Раздел: Серьезный вопрос (как стать логопедом в 40 лет). Продолжая про смену профессии в 40-50 лет. -) Да, еще xотела сказать про методики - я, наверно в силу возраста, больше доверяю классическим методикам.

Обсуждение

Мне сейчас 38 лет, первый диплом о высшем образовании-социальный педагог, повышение квалификации-управление персоналом. 10 лет работаю в отделе кадров, и уже надоело не то слово. Мне уже работать в этой сфере не интересно, хотя на сегодняшний день работаю в очень хорошей организации. Буду поступать учиться на логопеда. Считаю что смена деятельности раз в 10 лет -это неплохо, а очень даже хорошо.Сейчас в наше время повышают пенсионный возраст до 63 лет. Задаю я себе вопрос-а смогу ли я продолжать работать в кадрах в таком случае еще 25 лет? , а не 17 лет, что тоже очень много надо сказать. И говорит моя душа-25 лет, однозначно нет! Учиться и развиваться никогда не поздно! Что-то менять, чем старше мы становимся -страшно. Но и дальше так долго продолжаться не может. Будет трудно, но развиваться и получать новые знания-это интересно!

20.07.2018 10:13:14, будущий логопед

Чтобы стать логопедом - не совсем гммм.. достаточно на него выучиться. Но если получится - то о материальныx проблемаx можно будет забыть:-)
У меня занятия расписаны на 5-6 месяцев вперед минимум, беру дополнительно только если очень жалко ребенка. Ученики приxодят домой, только по рекомендации, расценки высокие, моя репутация - еще выше:-), результаты занятий родителей радуют очень.
НО - я действительно люблю и детей и свою работу. Абы как и не от души, как банально это не звучит, получаться xорошо не будет. Подумайте.

06.06.2011 00:58:49, Бабулька - практик

Я вообще не знаю ни одного маркетолога, проект- и продукт-менеджера.Ни разу не видела реально.Они существуют или это фантастика? 3) После 8 класса наш "сборный" спортивный класс разогнали по своим районным школам. Я боялась идти в незнакомый 9 класс, и решила поступить в техникум. Листая справочник "Куда пойти учиться", наткнулась на интересную профессию "Программирование для быстродействующих математических машин" в Московском приборостроительном техникуме. Очень заинтересовалась новизной специальности, туда и поступила. В группе было только 2 парня, остальные девчонки:)
Закончив техникум, пошла работать, училась на вечернем в МЭИ.
4) Работаю уже 12 лет по специальности - одна из нашей техникумовской группы:))) Обожаю свою работу.

Мне очень понравилось все то, что там, внизу...Приятно...
О себе добавлю..
1. то, что не физик и не математик - в средней школе, хотя с математикой все было нормально, а с физикой - полнейший ноль. Русский не любила(училка - сволочь жуткая,очень непорядочный человек была -хотя про умерших так нельзя) Французский нравился всегда.
2. Дрессировщицей, наездницей, певицей...Переводчицей.
3. 9-10 - все родственники-учителя решили, что это только пед. Ин.яз. Обломались. тк иняз сдавался на 5, а вот за сочинение - неоднократные 2-3... Поработала 2 года, попала на репетиторшу - осилила литературу - легко сдала на 5, но пошла уже на начальные классы - так было вернее... Возлюбила русский язык, благодаря гениальной русачке...Закончила...
И - пошла работать кассиром - тк наступил 91 год - а кушать хотелось. и дочке - тоже.
4. Прошло 100 лет. И вдруг из закоренелой домохозяйки произрос репетитор французского. Ну надо же! я очень рада. Очень, очень, очень!

Достигнув определённой высоты на карьерной лестнице, специалист задумывается над тем, куда ему двигаться дальше. Если он не находит ответа и упирается в «потолок», то один из возможных выходов из ситуации – смена профессиональной сферы деятельности. По мнению экспертов, это одна из основных причин, по которой работники решают строить карьеру в новом направлении «с нуля». Успешность же в новой профессии зависит от многих факторов, но самое главное – не сдаваться, верить в свои силы и действовать.

Смена профессии: что толкает специалистов к профессиональным поискам себя?

Нередко оказавшись на конкретной карьерной вершине человек начинает задаваться вопросом о том, что же его ждёт дальше. И если его текущая точка пребывания ему представляется конечной целью пути, то у него есть как минимум три варианта дальнейшего развития событий: либо стоять и топтаться на одном месте, либо благодаря своему профессионализму расширять границы своего влияния и горизонты компании, либо, зайдя в профессиональный тупик, сменить сферу деятельности. Выбор третьего варианта – не такая уж и редкость. По данным исследования рекрутинговой компании «Бигл» , 45% россиян кардинально меняли свою профессию. Из тех же, кто остался верен своему делу, 61% доволен тем, чем занимается, 19% не удовлетворены своей работой, однако менять ничего не собираются. А вот 20% недовольных, напротив, планируют поменять профессию. Нежелание менять что-либо в профессиональном плане связано с тем, что работники не готовы к возможному снижению материальной планки (39%) и понижению позиции (7%), считают, что экономическая ситуация не столь благоприятна для смены сферы деятельности (20%). Часть респондентов уверена в том, что нужно заниматься тем, что было выбрано первоначально (13%), а ещё одна — пеняет на возраст – он не позволяет делать резких изменений (7%).

Что же толкает россиян искать профессиональное счастье в другой сфере? Одни (36%) ищут новую, более прибыльную профессию. Другие (32%) решают заняться тем, что им по-настоящему интересно. Третьи (22%) утверждают, что для них смена профессии была вынужденной мерой. Четвёртые (10%) возвращаются к профилю деятельности в соответствии с их образованием.

Действительно ли причины резких карьерных переходов связаны с озвученными вариантами или они намного глубже и шире? Эксперты предлагают не ограничиваться данным списком. «Многим кажется, что наиболее частой причиной является «охота за деньгами», на самом же деле это далеко не самый главный и не самый частый ответ на вопрос, почему люди решают сменить профессию/сферу деятельности. Правда, стоит оговориться – многое зависит от статуса специалиста и образования. Так, чем выше статус (руководитель направления, например) и уровень образования, тем чаще среди причин слышишь: хочется новых задач, исследовать новую область, пробовать себя в новых направлениях… Что это? Не только стремление реализовать себя, но и зачастую стремление сменить компанию в силу поиска другой модели корпоративных отношений, либо действительно смелое решение полностью изменить профессиональную жизнь как ответ на «эмоциональную усталость» в целом. У сотрудников исполнительского плана финансовый вопрос чаще бывает определяющим. Хотя всё чаще среди очень разных людей встречается именно решение изменить жизнь «по-крупному» — реализовать нереализованные в силу разных причин планы, дать себе свободу», — комментирует коуч, тренер, психотерапевт Алёна Август.

При этом одни эксперты говорят о частной смене профессии среди молодых специалистов, а также о кросс-переходах в смежные сферы деятельности. «Основных причин для смены профессии, как правило, три: потеря интереса к «текущей» профессии и, наоборот, яркое появление интереса к другой профессии, экономическая причина (например, больше не устраивает уровень заработной платы, перемены в личной жизни (переезд в другой регион, где рынок труда «работает» иначе, и др.). Ситуация с профессиональным опытом соискателей и рынок труда сегодня характеризуются двумя противоположными трендами: с одной стороны, работодателю нужны профессионалы и уникальные специалисты с многолетним, достаточным опытом работы в отрасли/компании, — рассуждает операционный директор рекрутингового агентства «Penny Lane Personnel» Татьяна Курантова. — С другой стороны, высокая скорость изменений в большинстве отраслей и профессий, автоматизация процессов на всех уровнях, функционал многих специалистов «на стыке» нескольких профессий, рост удалённых сотрудников и самозанятости объясняют, почему люди в течение 10 лет могут 3 – 5 раз менять профессию. Это, конечно, в большей степени относится к молодым людям в возрасте 18 – 28 лет. Также, согласно исследованию Высшей школы экономики (2017), примерно каждый пятый работник в нашей стране ежегодно меняет работу (это 22% от всех работающих!), и это связано с переходом на более высокооплачиваемую должность».

«Сферу деятельности чаще меняют молодые специалисты. Таким образом они ищут себя. Ведь часто бывает, что родители определяют направление деятельности ребёнка, не уделяя внимания его профессиональной ориентации. Поэтому, проучившись на бухгалтера и немного проработав, но поняв, что эта профессия ему не интересна, он тянется к творчеству, пытается отыскать своё место, — подхватывает управляющий директор кадрового агентства «Rational Grain» Ольга Степанова. – Другая ситуация связана с тем, что зачастую специалист понимает, что в другой сфере он может рассчитывать на большее вознаграждение. Поэтому он получает дополнительное образование и старается перейти в другую сферу. Опять же молодым специалистам тут карт-бланш, так как многие компании, часто иностранные, рады видеть на начальных позициях молодых сотрудников, которые даже возможно имеют опыт работы не по данной специальности. Такие переходы практически исключены, если мы говорим о специалистах с большим стажем. Также случаются кросс-переходы из функциональных подразделений. К примеру, человек работает менеджером, но он понимает, что ему интереснее не искать клиентов, а развивать отношения, например, с поставщиками, так специалист может перейти в закупки. Кстати, как и наоборот. По моим наблюдениям, в продажах такие переходы не редкость».

«Причин смены профессии может быть несколько. Порой случается так, что некоторые профессии становятся просто неактуальными из-за научно-технического прогресса, автоматизации, изменений в законодательстве… Тогда специалистам просто жизненно необходимо переквалифицироваться и осваивать новую профессию. Бывают кросс-функциональные переходы в рамках внутрикорпоративных программ развития, и иногда это тоже приводит к смене профессии. Мы наблюдали успешные переходы из продаж в маркетинг, из финансов в управление персоналом/подбор персонала, из управления персоналом в область общего управления, управления проектами, генерального менеджмента, — делится директор проектов компании «Consort Group» Алиса Ефремова. – Иногда увольнение и относительно длительный поиск новой работы даёт специалисту возможность рассмотреть и другие сферы применения своих сильных сторон, что тоже приводит к смене профессии и сферы деятельности».

Другие в список причин смены профессии добавляют достижение карьерного «потолка». «Ещё одна причина связана с достижением «максимума» в профессиональном плане в определённой отрасли, когда специалист не видит развития своих компетенций и расширяет сферу интересов для дальнейшего карьерного роста. На самом деле, далеко не все могут себе позволить такую смену, но уверенные в себе лидеры и специалисты, постоянно ищущие развития, принимают подобное решение», — полагает управляющий партнёр компании «Консорт Урал» Надежда Ехлакова.

«Существуют разные причины смены профессии и сферы деятельности и далеко не всегда они связаны с неуспехом в основной профессии. Часто мы встречаем кейсы противоположного характера, когда успешные и состоявшиеся профессионалы понимают, что достигли потолка в своей сфере и хотят попробовать принципиально новый опыт. Ключевые причины – усталость от офисной работы и желание попробовать себя на фрилансе, либо в своём проекте, либо в более творческой сфере. Другими факторами является выгорание в рамках привычной деятельности и отсутствие «челленджа». Ещё одним важным фактором становится желание осуществить юношеские мечты, попробовать себя в новой сфере, в чём-то совершенно альтернативном, но кажущимся привлекательным и интересным», — отмечает руководитель департамента здравоохранения и fashion&beauty retail хэдхантинговой компании «Агентство Контакт» Вероника Ноговицина.

Смена профессии: как наводить мосты

Кстати, согласно всё тому же исследованию рекрутинговой компании «Бигл» 60% работодателей в смене профессии специалистов видят признак стремления к росту и развитию. 26% расценивают это как обычное течение профессиональной деятельности. А для 14% это сочетание первых двух вариантов. Любопытно, что при этом 80% российских работодателей считают, что нужно учитывать былые заслуги соискателя, так как специалист, добившийся успехов в прошлой профессии, способен достичь результата и в новой.

Примерно похожую картину можно увидеть и в более раннем опросе от компании «HeadHunter» . По его результатам, 12% российских рекрутёров позитивно относятся к соискателям, долго проработавшим в одной профессии и сменившим её на другую, так как убеждены, что наконец-то и в России стала применяться распространённая на западе практика. 75% одобряют ситуацию и считают, что каждый случай требуется рассматривать отдельно, выясняя причины смены профессии. 10% отрицательно относятся к освоению новой сферы деятельности, так как полагают, что каждая профессия требует длительного обучения и наработки базы знаний, которую нельзя быстро приобрести. Ещё 1% воспринимает этот переход крайне негативно, так как склоняется к той точке зрения, что кандидат не добился ничего в прошлой профессии, либо у него были трудности на прежнем месте работы.

HR-менеджеры правы: каждая ситуация индивидуальна и для того, чтобы работодатель в соискателе разглядел успешного специалиста, осваивающего новые горизонты, а не неудачника, решившего сменить обстановку, нужно преподнести информацию о себе соответствующим образом. Первоначальное знакомство с кандидатом начинается с его резюме. По мнению участников опроса, резюме не станет рассматриваться, если в нём не будет указана информация об образовании по новой профессии (91%), о любом опыте работы за последние 3 года (83%), профессиональных навыках (88%) и сведений о последнем месте работы (65%). Работодатель уделит внимание резюме, если в нём есть данные о дополнительных курсах (82%), об образовании по прошлой профессии (74%) и весь опыт работы по прошлой профессии (61%), возрасте (56%), а также информация «обо мне» (64%), сопроводительное письмо (58%) и рекомендации от работодателей (56%).

При поиске работы в новой сфере не стоит ограничиваться рамками идеально составленного резюме. Наши эксперты советуют сосредоточиться на самом процессе поиска, а также при необходимости пройти специальные курсы обучения. «Поиск работы в новой сфере, как правило, не бывает «на ровном месте». Этот процесс всегда чем-то подкреплён: дополнительным образованием, стажировкой, практикой, проектом… Информацию об этом нужно выделить и более подробно описать в резюме. Соискатель, занятый поиском работы в новой сфере, должен также осознавать, что у него уйдёт больше времени и усилий по сравнению с «обычным» соискателем, — подчёркивает Алиса Ефремова. — Нужно быть готовым к этому и понимать, что от него будет требоваться больше активности – рассылка резюме, отклики на открытые вакансии, звонки потенциальным работодателям. Есть отдельная консалтинговая услуга, которая называется Outplacement Consulting (консультирование высвобождающихся работников по вопросам дальнейшего трудоустройства), которая даёт полный инструментарий для успешного поиска работы».

«В первую очередь, конечно, важно выцепить из собственного опыта все релевантные для нового места работы моменты, которые встречались в предыдущей деятельности – образовании – непрофессиональной деятельности. Далее важно быть готовым к уменьшению зарплатных ожиданий, позиции, понижения статуса или масштаба компании, — предупреждает Вероника Ноговицина. – Также крайне важно чётко понять собственную мотивацию и уметь отвечать на вопрос, почему вы хотите именно эту новую для вас сферу, не передумаете ли вы через полгода, посчитав, что ошиблись. Кроме того, рекомендуем получить любые релевантные опыты, коррелирующие с новой сферой – попробовать какие-то проекты на фрилансе, пройти релевантные курсы на courser, тренинги и любые другие активности, которые позволят убедить нового работодателя, что вы принимаете осознанное и взвешенное решение».

«Существует несколько основных моментов, которые помогут соискателям трудоустроиться в новой сфере. Во-первых, так как знакомство с кандидатом у рекрутёра начинается с формальной процедуры, прежде всего, необходимо максимально правильно проработать резюме. Наверняка в имеющемся опыте кандидата есть те навыки, которые ему пригодятся на новом месте. Стоит сконцентрироваться на совпадениях. А также описать свои преимущества в наличии отличного опыта в сопроводительном письме. Во-вторых, необходимо проявить «гиперактивность» в продвижении своей кандидатуры, — перечисляет Ольга Степанова. — В-третьих, нужно чётко понимать, что вы ждёте от новой профессии, готовьтесь ответить и на вопрос рекрутёра о том, почему вы решили сменить профессию. Это про мотивацию. В-четвёртых, желательно, если у вас есть знакомые и друзья из данной профессиональной сферы, то поговорите с ними, «поднатаскайтесь». Речь и об опыте, и о профессиональном сленге, и о различных профессиональных кейсах. Если знакомых нет, то можно воспользоваться полезными профессиональными форумами в интернете».

«На мой взгляд, нужно определить, что наиболее важно для той новой отрасли, где ищет себя специалист – где-то больше ценится творчество и реализованные проекты, где-то – дисциплина и наработанные навыки, где-то – связи», — предполагает Алёна Август.

«Самое важное – не делайте поиск работы стихийным и под девизом «Может, мне повезёт!». 4 – 6 месяцев – такой средний срок поиска работы сегодня. Пять важных первых шагов: 1) готовьте резюме под конкретную должность/работодателя/отрасль, акцентируйте в резюме внимание на уже имеющиеся компетенции и результаты (в цифрах), которые убедят будущего работодателя в вашей профессиональной эффективности и на новом месте. Рекрутёры ищут кандидатов и по поисковым словам в резюме, поэтому позаботьтесь о том, чтобы в резюме были все важные навыки, компетенции и факты; 2) опыт, соотносящийся с новой позицией, вам крайне необходим, поэтому постарайтесь его получить хотя бы с помощью волонтёрства или проектно. Будьте «в теме» — займитесь сообразованием; 3) подготовьте короткое сопроводительное письмо, адресованное конкретному работодателю – обоснуйте, чем вы можете быть полезны компании. Оно не должно повторять резюме, — советует Татьяна Курантова. – Отправьте его как вместе с резюме через job-сайты, так и на адрес HR-службы компании. Возьмите «обратную связь»; 4) заручитесь надёжными рекомендателями, которые смогут порекомендовать вас и в новой отрасли/профессии; 5) мониторьте рынок труда (нужные специалисты, уровень заработных плат, компании-работодатели, возможность переквалификации, советы HR-специалистов, вакансии, соцсети) – и на этом обосновывайте желаемый уровень заработной платы. Учтите, что при смене работы возможно «проседание» по доходам в среднем на 30% от среднерыночной зарплаты кандидатов с опытом 1 – 3 года: вашу ценность в новой профессии придётся ещё доказывать работодателю».

Смена профессии: падение или взлёт?

При умении правильно расставлять акценты, подчёркивая свои сильные стороны, и стремлении схватывать всё на лету, впитывая полученные знания и практику как губка, можно рассчитывать на благосклонность работодателя при трудоустройстве по новой профессии. Однако нужно быть готовым к тому, что работа в новой сфере не только открывает широкое поле деятельности и массу новых возможностей, но и заставляет проделывать тернистый карьерный путь заново. Только время покажет к чему он приведёт. По результатам исследования рекрутинговой компании «Бигл», только у 57% россиян, сменивших профессию, наблюдается карьерное развитие. 33% говорят, что в их карьере не произошло никаких изменений. А 10% признались, что пришлось перейти на должность более низкого уровня, а восстановиться так и не удалось.

Будет ли распространяться данная социостатистика на каждого последующего «новичка» или каждый – кузнец своего профессионального счастья и способен значительно перевесить показатели, разбавив своими историями успеха? Вопрос риторический. Карьерные взлёты и падения зависят от многих факторов, в том числе от настроя и мотивации специалиста, при этом свои шансы на успех необходимо объективно взвешивать. Примерно такой же позиции придерживаются и наши эксперты: и это не просто слова, мнения и оценки – за ними стоят опыт, практика и конкретные примеры. «Возможность успешного развития в новой сфере весьма существенная, особенно если кандидат приходит на понижение по позиции и должности, и за счёт накопленной зрелости, социальных связей, разнообразного опыта гораздо быстрее других сотрудников на этой же ступеньке разбирается с новой индустрией, а за счёт предыдущего опыта и soft skills обращает на себя внимание как эксперт c более широким профессиональным кругозором, — убеждает Вероника Ноговицина. – При этом много кейсов заканчивается неуспешно просто потому, что решение попробовать себя в новой сфере было принято на эмоциях, необдуманно и поэтому, оказавшись в новой непривычной среде со своими правилами, кандидаты разочаровываются, быстро лишаются первоначальных иллюзий, принимают решение закончить эксперимент и вернуться в привычную сферу».

«Историй успешной смены профессии достаточно много – и среди моих знакомых, и среди кандидатов нашего рекрутингового агентства. Верная, честно проработанная мотивация изменений способна быть мощным двигателем, компенсирующим психологические «минусы» изменений профессии – стресс, страх изменений и потери социального статуса, «отложенную» перспективу стать экспертом в этой области. Могу привести в пример и себя – и из-за переезда семьи, и из-за экономической ситуации в 26 лет пришлось сменить профессию. Думаю, что коммуникативные способности, стрессоустойчивость, работа в команде и на результат – качества и ценности, которые и сейчас со мной, — убедили будущих коллег из столичного рекрутингового агентства принять меня на работу без опыта в финансовый департамент, — рассказывает Татьяна Курантова. — Так получилось, что я тогда поменяла свою профессию на две: через год работы с клиентами, рассчитывая зарплату, работая с дебиторской задолженностью, ведя деловую коммуникацию, я решила получить второе высшее образование в области бухгалтерского учёта и аудита. Вслед за этим мне предложили должность консультанта по подбору бухгалтеров – по принципу «профессионалы подбирают профессионалов». Я стала лучшим консультантом агентства 2006 года, мне предложили быть руководителем направления подбора финансистов».

«Во многом на успешность в новой сфере влияет личностная составляющая – умение учиться новому, «читать» специфику взаимоотношений в новой компании, сфере, направлении, умение не зацикливаться на неудачах и идти вперёд. Этому не учат в институтах, это личностная мотивация и жизненный опыт – живость ума и живость эмоций, — считает Алёна Август. — Довольно много успешных специалистов в фармкомпаниях, например, не имевших подобного опыта ранее – те же педагоги становятся успешными продажниками (с оговоркой – если они не успели эмоционально перегореть напрочь в образовании). Многие рекламщики и пиарщики – люди из совершенно других областей, которых «случайно» увлекла эта сфера, и они обнаружили, что тут «драйвово и интересно», то есть нашли комфорт в этой полубезумной в вечных дедлайнах работе».

«Вероятность карьерного роста, как представляется, довольна высока, поскольку это осознанный выбор специалиста, подкреплённый опытом работы в других сферах. А вообще, шансы карьерного и профессионального роста не будут сильно отличаться от специалистов, которые давно в профессии. Проактивный подход, креативность, добросовестное выполнение обязанностей – эти качества всегда ценятся в любой компании и в любой сфере деятельности», — уверяет Алиса Ефремова.

«В этой жизни всё возможно. Нужно найти свою цель и идти к ней. В том числе и заниматься любимым делом. Из примеров, их немало, один человек, долго проработав журналистом, ушёл из профессии и занялся торговым бизнесом (учредил предприятие), причём весьма успешно. Другой пример о том, как молодой специалист пытался построить карьеру в бухгалтерии, но вовремя поняв, что это не его, решил делать карьеру в управлении персоналом и в итоге стал директором по персоналу в крупной компании. Также есть пример директора по персоналу, который открыл в себе литературный талант и решил в дальнейшем посвятить себя писательской карьере», — приводит примеры Ольга Степанова.

«Некоторые крупные производители применяют практику переходов из профессии в профессию для развития компании, внесения «свежего взгляда» на процессы. Вот случай из нашего опыта: специалист крупного производственного предприятия после 8 лет развития в области маркетинга перешла с позиции бренд-директора в производственную логистику и в течение последующих 8 лет успешно выросла до директора производства и логистики», — добавляет Надежда Ехлакова.

Смена профессии: на пути к успеху

Не всё, но многое на пути построения успешной карьеры зависит от самого специалиста. Если в ней наметился поворот на 180 градусов, то нужно быть готовым к серьёзной работе с первого дня и с первого шага. Ведь в новой сфере с самого начала придётся доказывать, что работник – не ошибся дверью, проходя мимо, что он – не случайный гость, а полноправный участник дружной команды. Добросовестное отношение к новой работе и выполнение обязанностей на должном уровне или даже чуть лучше, чем требуется, в дальнейшем принесут свои плоды, исходя из принципа «сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя». Если же браться за сложные задачи, которые подбрасывает не только рабочий круг обязанностей и которые имеют вес в рамках всей компании, видеть в них возможности для профессиональной самореализации и их решать, то такие маленькие победы уж точно не окажутся без внимания. Они станут надёжным фундаментом будущего карьерного успеха. Рекомендации же наших экспертов будут как раз кстати.

Советы экспертов

Что Вы можете посоветовать специалисту, чтобы он успешно освоился в новой профессии/новой сфере деятельности?

Татьяна Курантова, операционный директор рекрутингового агентства «Penny Lane Personnel»:
«По возможности постарайтесь проработать свой переход в другую сферу как бизнес-план. Нужно учесть несколько моментов:
1) Выработайте и детализируйте собственную мотивацию изменений. Постарайтесь разобраться, что именно вы хотите изменить: может, достаточно сменить компанию или отрасль, не меняя профессию?.. Не идите вразрез с тем, что вам действительно нужно, только из-за материальной составляющей.
2) Ищите для себя работу, которая может вас эмоционально удовлетворить. Должна быть хотя бы в перспективе реализация профессиональных или карьерных амбиций, оптимальное сочетание рабочего и личного графика, времени занятости и уровня дохода.
3) Оцените свои ресурсы и личностные качества применительно к новой профессии. Например, тем, кто меняет профессию в 40 – 45 лет – возможность конкурировать с более молодыми сотрудниками, мобильность которых и временной ресурс, как правило, больше. Возможно, вам здесь достаточно перейти с «исполнительской» работы на «тренерскую». Нужно учитывать и то, что доход при смене профессии может упасть.
4) Переход в профессии, смежные с вашей прежней, осуществляется более легко и безболезненно.
5) В первые 1 – 3 года в новой профессии главная цель – рост внутри профессии. Станьте экспертом, приобретайте опыт, расширяйте профессиональные контакты. И здесь ваша предыдущая профессия может вам помочь необходимыми компетенциями.
И психологическая рекомендация – каждый день заботьтесь о восполнении своих ресурсов вне работы. Например, хобби, которое позволит вам снимать стресс от работы, и, возможно, станет дополнительным источником дохода. Читайте простые человеческие «истории успеха», позитивно мыслите, заручитесь поддержкой друзей и близких, общайтесь с интересными людьми».

Вероника Ноговицина, руководитель департамента здравоохранения и fashion&beauty retail хэдхантинговой компании «Агентство Контакт»:
«Рекомендуем ещё до выхода на новое место и даже поиска работы в новой сфере постараться собрать максимум информации, через социальные сети познакомившись с opinion-лидерами, топ-менеджерами, инсайдерами из новой сферы – чтобы расширить понимание интересующей деятельности, приобрести контакты, которые могли бы вас в дальнейшем рекомендовать, быть готовым к подводным камням и специфике индустрии. Это же может позволить попасть по рекомендациям на более высокие ступеньки, на позиции, которые не публикуются в открытых источниках».

Алиса Ефремова, директор проектов компании «Consort Group»:
«Здесь применимы те же советы, которые актуальны и для всех новых сотрудников в компании (но не новичков в профессии) – проактивность, гибкость, следование корпоративным правилам, добросовестное выполнение должностных обязанностей. Хочется также пожелать успехов тем смельчакам, которые отважились на смену профессиональной сферы деятельности. Эта смелость – одно из конкурентных преимуществ, которое будет из выгодно отличать от коллег».

Надежда Ехлакова, управляющий партнёр компании «Консорт Урал»:
«Дополнительным советом к вышесказанному можно добавить профессиональное обучение и развитие необходимых навыков, изучение опыта успешных людей в новой области».

Ольга Степанова, управляющий директор кадрового агентства «Rational Grain»:
«Я могу посоветовать только одно – найти дело себе по душе. Модна ли профессия, является ли лучшим выбором, по мнению близких, вы никогда не будете успешны в профессии, от которой не будете получать истинного удовольствия. А дальше, выбрав свой путь, необходимо постоянно развиваться в нём. Самообразование и самосовершенствование день за днём!».

Алёна Август, коуч, тренер, психотерапевт:
«Первое: эмоции. Быть одновременно чувствительным и внимательным, но стойким и самосберегающим. То есть постараться найти баланс между желанием всё узнавать и понять, соответствовать, но понимать, что сделать сразу и всё на отлично невозможно. Второе: коммуникации. Не бояться переспрашивать и расспрашивать, установить позитивные взаимоотношения. Третье: анализ. Да, это снова «в первый класс», а значит, стоит анализировать тщательно, что получается, а что нет и почему. Да, снова много читать и учиться.

Кризисы профессионального развития личности

Таблица 21

Факторы, обусловливающие кризис

Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)

Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

Кризис профессионального выбора (16-18 лет)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности

Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)

Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей

Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года)

Неудовлетворенность возможностями реализовать ебя в сложившейся профессиональной ситуации. оррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. сихофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи

Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет)

Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность

Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет)

Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью

Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности

Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления создают условия для прогрессивного целенаправленного профессионального становления, способствуют профессиональной самоактуализации работников. Кризисы профессионального развития могут также стать следствием внедрения новой организации труда, новых технологий, аттестации, тарификации и т.п. Но они не являются предметом нашего анализа, как и кризисы, вызванные крупными жизненными неудачами и провалами.

Выводы

1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают: возрастные психофизиологические изменения; изменение социально-профессиональной ситуации; качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности; тотальная погруженность в социально-профессиональную среду; социально-экономические условия жизнедеятельности; служебные и жизненно важные события. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. В любом случае они порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой. Часто кризисы протекают без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции подготавливают личность к изменению профессиональной биографии. 2. Кризисы в профессиональном развитии - явление нормативное. Они являются судьбоносными моментами в жизнедеятельности человека. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии. 3. Кризисные явления - неотъемлемый атрибут динамического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Она зависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис. Количество выделяемых кризисов во многом зависит от социально-профессиональной направленности, активности личности. Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает в своей профессиональной биографии большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии. 4. Наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью. Однако на любой стадии профессионального становления в качестве фактора, детерминирующего возникновение кризиса, чаще выделяется социально-профессиональная активность. Именно чувство постоянной неудовлетворенности собой, поиск новых форм и способов самоосуществления в профессиональном труде, центрация на вопросах профессионального развития личности неизбежно приводят человека к противоречию с реальностью, порождают конфликт с собой. 5. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Большинство обследуемых не указало на деструктивную функцию кризисных явлений. Видимо, это связано с особенностями контингента исследуемых. Человек, находящийся в постоянном поиске новых способов выполнения деятельности, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать себя в работе, имеет больше шансов на успешное преодоление кризисов. К деструктивному выходу из кризиса относится поиск реализации себя вне профессиональной деятельности (в быту, в хобби и т.п.), а также появление профессионально нежелательных качеств личности. Если при конструктивном выходе из кризиса профессионально нежелательные качества преодолеваются личностью, то при деструктивном они становятся все более выраженными. 6. Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе. Не всякая личность может самостоятельно найти конструктивный выход из кризиса. Высокая психическая напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная самооценка часто приводят к деструктивному профессиональному поведению. Личность, находящаяся в ситуации кризиса, нуждается в своевременной психологической поддержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную помощь могут оказать практические психологи. Действенным средством преодоления кризисов являются тренинги личностного и профессионального роста, семинары по выработке альтернативных сценариев профессионального становления, составление психобиографии и траектории профессионального становления личности.

Если сравнивать периодизации, предлагаемые различными авторами, анализирующими взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека пересматривать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности.

«Профессиональное самоопределение» уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

В последнее время все чаще высказывается мнение, что и профессиональное самоопределение, и профессиональное самосознание формируются много позже подросткового возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно понять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное сознание проходят разные этапы в своем развитии, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга: в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.

Переживаемый людьми среднего возраста переход середины жизни оказывается одним из факторов, который может вынуждать их резко изменить свое отношение к работе, да и саму работу. После 40 лет у взрослых людей могут измениться ценности и цели, что заставляет их думать об изменении направления своей профессиональной карьеры. Эти изменения объясняются возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения.

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью в той работе, которая у них есть. Причиной этого могут быть изменения характера работы или снижение трудности задач за счет достигнутого человеком высокого уровня профессионализма.

Э.Ф Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

Вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, в аттестациях);

Полная поглощенность профессиональной деятельностью («трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях);

Изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова в числе факторов, обусловивших кризис социально-профессиональной актуализации (38-42 года) выделяют:

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации;

Коррекция «Я-концепции», связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы;

Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом;

Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;

Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Способы преодоления кризиса:

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). К этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему экспериментировать и рисковать без сильного ущерба делу.

Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом.

Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным «кормильцем», может сопротивляться выходу такого «кормильца» на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремление своего «кормильца» к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. В данном возрасте это серьезная причина многих разводов.

Несообразности в субъективной картине профессионального жизненного пути, дисбаланс представлений о прошлом, настоящем и будущем могут выражаться в более или менее тяжелых кризисных переживаниях, существенно отражающихся на реализации, построении жизненного пути. В связи с этим требуется, в частности, компетентный самоанализ кризисных ситуаций и поиск исхода из них, что в итоге дает эффекты развития профессионала.

В частности, Р.А. Ахмеров приводит варианты так называемых «биографических кризисов»:

Кризис нереализованности . Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается, и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию.

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемы средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»).

Кризис опустошенности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант - при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего. Здесь полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ» и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личностные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Компетентные люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее развитие человека как личности и как профессионала.

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту, их возникновение и протекание очень индивидуально.