Чем занимаются социологи в госкомпаниях. Что за профессия социолог и кому она подойдет? Современные российские социологи

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.

Учреждение.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

В организационно-правовой форме учреждений создаются и действуют государственные органы и органы местного самоуправления, многие организации здравоохранения, культуры, образования, иные организации, которые осуществляют лишь тот минимальный объём хозяйственной деятельности, который необходим им для реализации целœей, ради которых они созданы учредителœем.

Учреждение создается на базе имущества, переданного ему учредителœем, и не имеет членства . При этом учреждение, в отличие от иных видов некоммерческих организаций, не является собственником переданного ему учредителœем имущества. Оно, как и казенное предприятие, обладает закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления . При этом, в отличие от казенного предприятия, учреждение должна быть создано на базе не только публичной, но и частной собственности. Соответственно, учредителœем данной формы некоммерческой организации должна быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое либо физическое лицо. Законами, регулирующими некоторые виды деятельности, должна быть ограничен субъектный состав лиц, имеющих право создавать учреждения. К примеру, только религиозная организация вправе создать учреждение профессионального религиозного образования для подготовки служителœей и религиозного персонала (п. 1 ст. 19 Закона о свободе совести).

Учредительным документом учреждения является его устав (положение). Устав утверждается учредителœем и должен соответствовать требованиям закона к уставу юридического лица вообще и соответствующего вида юридических лиц, в частности. Учреждения некоторых видов действуют на основании общих, типовых положений (к примеру, Типовое положение об общеобразовательном учреждении) либо разрабатывают свои уставы на базе примерных положений (к примеру, примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приюте для детей, о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителœей). Деятельностью учреждения руководит единоличный исполнительный орган (директор, заведующий и т.п.), назначаемый собственником.

По общему правилу учреждение не может распоряжаться имуществом, переданным ему собственником в оперативное управление, а также средствами, выделяемыми собственником по смете. В виде исключения для образовательных учреждений предусмотрена возможность выступать в качестве арендодателя закрепленного за ними имущества (п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 ᴦ. N 3266-I "Об образовании").

В уставе собственник может предоставить учреждению право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Такие доходы и приобретенное на них имущество учитываются на самостоятельном балансе учреждения и поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК).

Учреждение отвечает по своим обязательствам всœеми имеющимися у него денежными средствами. Под ними принято понимать не только денежные средства, переданные учреждению собственником по смете, но и доходы от разрешенной ему деятельности, а также имущество, приобретенное на эти доходы. При недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. На имущество собственника, закрепленное за учреждением, и имущество, приобретенное им за счёт средств, выделœенных по смете, взыскание по долгам учреждения обращено быть не может.

ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ .

1. В перспективе следует ориентироваться на модерни­зацию гражданско-правового положения учреждения в качестве собствен­ника своего имущества, отвечающего по обязательствам перед кредиторами всœем своим имуществом.

2. Необходима унификация содержащихся в отдельных законах норм, ре­гулирующих гражданско-правовой статус учреждений, посредством их включения в ГК.

3. Госкорпорации не являются ни корпорациями (не имеют членства), ни государственными организациями (будучи частными собственни­ками своего имущества), ни некоммерческими организациями, ибо в ряде случаев создаются для осуществления предпринимательской деятельности. Главную особенность статуса этих юридических лиц составляет то обстоя­тельство, что каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, а потому в отличие от всœех других юридических лиц не имеет учредительных документов. При этом для госкорпораций законом устанавливается правило о целœевом характере их имущества, присущее учреждениям.

4. Фактически госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле ГК и гражданского права вообще, а специальным способом соз­дания субъектов права, уникальных по своему правовому (частно-правовому и публично-правовому) статусу.

ГК РФ – ст. 124-127, ст. 217 и некоторые другие.

К числу ППО относятся : государство (в лице собственно государства и отдельных субъектов федерации) и муниципальные образования как субъекты, обладающие публичной властью.

ППО выступают на равных началах со всœеми участниками гражданского оборота͵ они не вправе использовать властные полномочия по отношению к своим контрагентам. За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к ППО бывают в судебном порядке применены обычные меры имущественной ответственности. Незаконными должны считаться любые попытки органов публичной власти использовать свои полномочия для получения ППО односторонних преимуществ или ограничений в их пользу прав и интересов других участников гражданского оборота.

Подходы к оформлению гражданской правосубъектности ППО:

1. Юридические лица публичного права, создающиеся на базе публично-правового (административного) акта и преследующие в своей деятельности публичные цели.

2. Государство в целом – фиск (казна), органы – представители фиска (к примеру, в Германии).

3. В РФ ППО принимаются за особые субъекты права , существующие наряду с ФЛ и ЮЛ. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, касающиеся положения юридических лиц, в случае если иное не предусмотрено законом или не вытекает из их природы (к примеру, невозможность применения норм о порядке создания, реорганизации и ликвидации). Т.е. в тех случаях, когда закон говорит о конкретных видах правоотношений с участием ЮЛ – он по общему правилу говорит и о публично-правовых образованиях.

Государство и иные ППО обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. Важно отметить, что данные субъекты созданы не для участия в гражданских правоотношениях, это имеет вспомогательный характер.
Размещено на реф.рф
Т.о. гражданская правоспособность ППО, хоть и должна быть широкой по содержанию, носит специальный характер.
Размещено на реф.рф
Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

ППО приобретают права и создают обязанности, ᴛ.ᴇ. реализуют дееспособность, через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов. Действия органов власти в рамках своей компетенции являются действиями самих публично-правовых образований.

Компетенция органов власти устанавливается актами публичного законодательства. Важно заметить, что для сферы ГП значение имеет их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможность распоряжения им, а также компетенция в области возложения имущественной ответственности. Речь идёт об имуществе, не закрепленном за предприятиями или учреждениями на самостоятельном вещном праве. Такие ЮЛ не отвечают по долгам учредивших их ППО. Государство и другие ППО отвечают по обязательствам лишь нераспределœенной частью государственного и муниципального имущества (казной).

Имущество казны состоит, прежде всœего, из средств соответствующих бюджетов. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (министерства финансов, их управления и отделы), в связи с этим эти органы чаще всœего выступают в качестве уполномоченных публично-правовыми образованиями, а не от собственного имени.

Распоряжение находящимся в публичной собственности имуществом (создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений, наделœение их имуществом) осуществляют уполномоченные министерства и ведомства, в настоящее время – федеральные агентства . Οʜᴎ же принимают решения об изъятии излишнего, не используемого или используемого предприятиями и учреждениями не по назначению имущества, распоряжаются имуществом от имени собственника.

Другие органы исполнительной власти осуществляют от имени ППО приватизацию их имущества, в т.ч. выступают в качестве продавцов в сделках приватизации и учредителœей хозяйственных обществ с государственным участием, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий.

Органы публичной власти могут участвовать в граждански правоотношениях и самостоятельно – в форме учреждений (на праве оперативного управления). При этом не всœе органы публичной власти одновременно являются и ЮЛ. По этой причине важным является разграничение подобных ситуаций. Здесь крайне важно учитывать, основаны ли действия органа публичной власти по распоряжению имуществом, находящимся в собственности ППО, на имеющихся у него полномочиях. В случае если это так – нужно рассматривать действия органа как действия публичного образования; если же нет – нужно считать, что орган действует как учреждение, распоряжающееся только имеющимся у него на ограниченном вещном праве имуществе.

Законом предусмотрен принцип раздельной ответственности ППО по своим обязательствам: РФ не отвечает по обязательствам субъектов и муниципальных образований и наоборот.

Участие ППО в вещных отношениях:

1. Особые случаи приобретения имущества в собственность: клад; бесхозяйные недвижимости, находки и безнадзорные животные; отчуждение у частного собственника изъятых из оборота или ограниченных в обороте вещей; изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация (государству).

2. Только эти собственники производят отчуждение своего определœенного имущества в порядке приватизации .

3. Сервитутные права.

4. Участники наследственных отношений (как по завещанию, так и по закону – выморочного имущества).

5. Создание юридических лиц, наделœение их необходимым имуществом на ограниченном вещном праве или праве собственности.

6. Вещные или иные способы защиты имущественных прав.

Участие ППО в корпоративных отношениях:

1. Участие через уполномоченных представителœей в акционерных обществах.

2. ʼʼЗолотая акцияʼʼ - возможность права вето в совете директоров общества.

Участие ППО в обязательственных отношениях:

1. В качестве государственных или муниципальных заказчиков в договорах поставки или подряда (госконтрактах).

2. В качестве заемщиков или заимодавцев в договорах займа или кредита.

3. Выдача государственных или муниципальных гарантий.

4. Договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом.

5. Договоры купли-продажи, залога, аренды имущества; договоры банковского счета.

6. Государство – обязательная сторона в соглашениях о разделœе продукции (право на поиск и добычу минœерального сырья из недр).

7. Обязательства из причинœения вреда, к примеру, вследствие издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Имущественный вред подлежит возмещению за счёт соответствующей казны.

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Публично-правовые образования как субъекты гражданского права." 2017, 2018.

1. Помимо физических и юридических лиц участниками гражданских правоотношений являютсяпублично-правовые образования . Таким термином обозначается комплекс субъектов, перечисленных законодателем вст. 124ГК РФ: "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования..." Публично-правовые образования, как следует из перечня, объединяют две группы участников отношений:

Государственные образования (Российская Федерация и перечисленные выше субъекты РФ);

Муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные).

В юридической литературе и законодательстве для обозначения государственных, а также муниципальных образований часто используется собирательное понятие "государство". Допустимость такого термина объясняется сложившейся традицией и единством статуса тех или иных разновидностей публичных образований (с учетом того, что каждое из них выступает от своего имени в пределах своей компетенции).

Государство не является традиционным участником гражданских (частных) правоотношений. Известно, что публичные образования создаются с целью осуществления тех или иных властных функций - регулирования экономики, упорядочения социальных и политических процессов и т.п. Как носители публичной (государственной, муниципальной) власти такие образования обладают суверенитетом (верховенством), в силу чего их веления носят общеобязательный характер. Они сами определяют правила, которыми обязаны руководствоваться при осуществлении своих полномочий. Вместе с тем отношения частного права требуют юридического равенства всех участников. Закон указывает, что публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124ГК РФ). Такое "двойственное" положение обусловливает особое место этих субъектов в имущественном обороте.

Статус публично-правовых образований в целом приравнен к положению юридических лиц. К ним "применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (п. 2 ст. 124ГК РФ). Такой подход законодателя объясняется прежде всего общностью правовой конструкции статуса названных субъектов: оформление юридического "облика" в форме организационного единства тех или иных структурных звеньев; участие в гражданских правоотношениях через свои органы; зависимость объема правоспособности от целей создания и др.

Однако названные черты определяют лишь внешнее, формально-юридическое сходство государства и юридических лиц. Их роль как участников гражданских правоотношений различна. Юридические лица - это субъекты, специально созданные для участия в гражданском обороте, тогда как публично-правовые образования участвуют в нем постольку, поскольку это необходимо для осуществления их функций. Выступая как равный субъект гражданских правоотношений, публичное образование не теряет своей властной сущности. Оно не может навязывать свою волю другим лицам, но, вступая с ними во взаимоотношения, преследует не свои собственные, а публичные интересы. Таким образом, с учетом цели, достижению которой подчинена деятельность субъектов, характер участия государства в имущественном обороте можно охарактеризовать как вспомогательный, второстепенный.

Различается также порядок возникновения рассматриваемых субъектов. Юридические лица становятся участниками гражданских правоотношений только в том случае, если процесс их создания не противоречит правилам, установленным гражданским законодательством в отношении той или иной организационно-правовой формы юридического лица, правил его регистрации и т.п. Публичные образования возникают на основе "властно-распорядительного" (чаще всего административного) акта. Их статус и компетенция определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Таким образом, двойственный характер участия государственных и муниципальных образований в имущественном обороте: юридическое равенство в вопросах взаимодействия с контрагентами, с одной стороны, и особый порядок создания, характер реализации полномочий, обладание публичной властью - с другой, - позволяет охарактеризовать их в качестве особого субъекта гражданских правоотношений.

2. Как субъект гражданского права государство наделено правоспособностью и дееспособностью. Несмотря на достаточно широкие возможности участия в различных видах гражданских правоотношений,правоспособность этого лица носит целевой, или специальный, характер: оно действует в рамках строго очерченной компетенции и не может выходить за ее пределы.

Как уже отмечалось, публично-правовые образования осуществляют только те виды деятельности, которые необходимы им для реализации публичной власти. При этом они сами формируют правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правосубъектности.

Реализация дееспособности государственных и муниципальных образований происходит с помощью соответствующих органов. Это качество указывает на сходство правовой конструкции государства и юридического лица. В силу п. 1и2 ст. 125ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут приобретать и осуществлять органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. При этом действия органов власти, не выходящие за пределы их компетенции, считаются действиями самого образования.

3. Российским законодательством предусмотрены двеформы участия государства в гражданских правоотношениях:

Непосредственная - через свои органы (п. 1,2 ст. 125ГК РФ);

Опосредованная - через представителей (п. 3 ст. 125ГК РФ).

Как правило, публичные образования выступают в гражданском обороте от своего имени через органы исполнительной власти. На федеральном уровне к таковым относятся Правительство РФ, федеральные министерства, ведомства и их территориальные единицы, на уровне субъектов РФ - администрации, мэрии и иные аналогичные структуры, на муниципальном уровне - соответствующие административные органы. Исполнительные органы реализуют интересы государства в рамках установленной компетенции. Так, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью (п. 1 разд. 1Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432).

Непосредственное участие публичных образований в имущественных правоотношениях следует отличать от самостоятельных действий их органов, наделенных правами юридического лица. В последнем случае органы не осуществляют публичных функций, выступают не от имени соответствующих государственных или муниципальных образований, а от своего собственного имени, действуют в своем интересе (например, приобретая оборудование или инструменты для удовлетворения каких-либо хозяйственных нужд) и несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Отношения представительства складываются в тех случаях, когда публичное образование наделяет государственные или муниципальные органы, не имеющие права выступать от имени публичных образований непосредственно, а также юридические лица или граждан специальными полномочиями, основанными на нормативном или административном акте (в отношении государственных органов и органов местного самоуправления) или договоре (в отношении граждан и юридических лиц). Например, Правительство РФ или субъект РФ может заключить договор доверительного управления частью своего имущества с коммерческим банком или управленческой компанией. В акционерных обществах, часть акций которых находится в собственности публичных образований, интересы этих образований по договору могут представлять физические лица.

4. Специфика участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях обусловлена тем, что характер выполняемых ими функций исключает возможность осуществления тех или иныхвидов деятельности , характерных для граждан или юридических лиц, или, наоборот, позволяет им обладать такими правомочиями, которые не свойственны иным субъектам. В таком качестве государство становится участником достаточно обширного круга видов правоотношений частноправового характера.

Являясь собственниками своего имущества, публичные образования могут приобретать имущество, передавать в пользование, отчуждать его, наследовать, т.е. вступать в различного рода вещные правоотношения. Закон предоставляет им и особые возможности при осуществлении названных правомочий, например в отношении права на получение части обнаруженного клада или приобретение бесхозяйного имущества. Только государству присущи правомочия по реквизиции, конфискации или национализации частного имущества. Приобретая имущество в качестве наследника по завещанию, государство не может завещать свое имущество, отказаться от наследства и т.п. Но при условии, что субъектом этих правоотношений является Российская Федерация, оно может выступить законным наследником выморочного имущества.

Как собственники публично-правовые образования могут создавать юридические лица на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, выступать в роли учредителей хозяйственных обществ или товариществ, в том числе в рамках приватизации государственных предприятий и учреждений. Через своих представителей они участвуют в управлении такими коммерческими организациями и иной деятельности, носящей характер корпоративных отношений.

В рамках обязательственных правоотношений государство заключает сделки по распоряжению своим имуществом (может его дарить, обменивать, продавать и т.д.). К исключительной компетенции государства относится заключение договоров подряда, поставки или проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных и муниципальных нужд, государственного займа, соглашений о разделе продукции.

В сфере внедоговорных отношений публично-правовые образования наделены возможностью быть участниками обязательств, вытекающих из неосновательного обогащения и причинения вреда. В последнем случае, в частности, они обязаны возместить вред, причиненный гражданам или юридическим лицам незаконными действиями государственных органов (дознания, следствия, прокуратуры, суда), органов местного самоуправления или должностных лиц.

Участие государственных и муниципальных образований в отношениях, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности, незначительно. Они могут приобретать права патентообладателя (если интеллектуальная собственность создана при выполнении государственного или муниципального заказа), а в некоторых случаях - права на товарные знаки, фирменные наименования. Российская Федерация может становиться наследником некоторых авторских прав, в этом случае она принимает на себя охрану этих прав.

Приведенный перечень не исчерпывает возможные варианты участия публичных образований в гражданских правоотношениях, но сам по себе наглядно свидетельствует о признании их полноправными участниками гражданского оборота.

Вместе с тем специфика участия государства в гражданском обороте позволяет отметить такие виды его деятельности, которые не свойственны иным лицам. Так, например, только этот субъект может приобрести право собственности по таким основаниям, как реквизиция, конфискация, национализация. Специальным способом прекращения права собственности выступает приватизация. Когда у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию либо все наследники лишены права наследования, или не приняли наследства, или отказались от него, наследственное имущество переходит к государству (выморочное имущество). Относящиеся к памятникам истории и культуры вещи, обнаруженные в кладе, подлежат передаче в государственную собственность. В рамках обязательственных правоотношений особо регламентируется статус публично-правового образования в договорах поставки для государственных нужд, государственного займа и др.

Государство в силу своего специального статуса не может быть участником отдельных видов гражданских правоотношений. В частности, в отличие от граждан и юридических лиц оно не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, выступать в качестве доверительного управляющего по договорам доверительного управления ценными бумагами и другим имуществом, не может быть наследодателем.

5. По общему правилу публично-правовые образования несутответственность по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. Изъятие установлено законом в отношении:

Имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

Имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В первом случае действует общее правило: юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом. Так, государственные и муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам созданного ими:

Казенного предприятия при недостаточности его имущества (абзац третий п. 6 ст. 113ГК РФ);

Казенного учреждения при недостаточности у него денежных средств (п. 4 ст. 123.22ГК РФ);

Автономного или бюджетного учреждения в случае причинения ими вреда гражданам, при недостаточности их имущества, на которое может быть обращено взыскание (абзац второй п. 5иабзац второй п. 6 ст. 123.22ГК РФ соответственно).

Второе изъятие включает правило о том, что на имущество, находящееся в исключительной собственности государства, не может быть обращено взыскание. В частности, п. 1 ст. 126ГК РФ устанавливает, что обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Выступая в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных участников с обособленным имуществом, публичные образования несут раздельную ответственность по своим обязательствам. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.

Принцип раздельной ответственности не действует в случае, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Имущество, являющееся средством обеспечения обязательств государственных и муниципальных образований, - это принадлежащее соответствующим публичным образованиям на праве собственности и не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями имущество, составляющее государственную или муниципальную казну . Казна Российской Федерации, казна субъектов РФ, казна городского, сельского поселения или другого муниципального образования состоит из средств соответствующего бюджета и иного государственного или муниципального имущества (п. 4 ст. 214ГК РФ). С учетом того, что к "иному" имуществу относятся прежде всего внебюджетные фонды, имущество государственного резерва, золотой запас, фонд драгоценных камней и металлов и т.п., т.е. имущество, взыскание на которое не может быть обращено, то более реальным объектом для взыскания кредиторов остаются бюджетные (денежные) средства, на что указывает судебная практика.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит особенность правосубъектности гражданско-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений? Чем она отличается от правоспособности граждан и юридических лиц?

2. По каким критериям различают формы и виды участия публично- правовых образований в гражданском обороте?

3. Каковы особенности ответственности публично-правовых образований?

Нормативно-правовая основа участия публичных образований в гражданских правоотношениях

Государство в лице своих органов и уполномоченных лиц во все времена было участником экономических отношений вследствие концентрации в своих руках собственности (в первую очередь земель) и денег, а впоследствии – капитала.

Замечание 1

Переход от командной модели экономики к рыночной обусловил необходимость по-новому определить статус государства, его органов и должностных лиц в сфере частных правоотношений, поскольку в настоящее время государственная собственность – не единственно возможная форма собственности. В настоящее время помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса такие субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.

Абзац 2 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ относит к участникам гражданских правоотношений не только частных лиц – граждан и организации, но и публичные субъекты. Правовой статус этой категории лиц определен главой 5 ГК РФ.

Понятие и специфика публично-правовых образований

В настоящее время под публичными образованиями понимаются:

  • Российская Федерация в целом;
  • субъекты Федерации (края, области, города федерального значения и пр.);
  • муниципальные образования (города, поселки, муниципальные округа и пр.).

Как известно из теории права, государство, его административные единицы, местная власть – понятия абстрактные. Реализация функций государства возложена на его механизм – конкретные органы и должностные лица (замещающих государственные должности).

Таким образом, участие публичных субъектов в частных правоотношениях опосредуют:

  • органы государственной власти (в первую очередь исполнительной);
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане.

Замечание 2

При этом полномочие представлять публичное образование может вытекать как из компетенции соответствующего органа власти, так и из специального поручения физическому или юридическому лицу.

Публично-правовые образования имеют немало отличий от традиционных субъектов гражданских правоотношений – частных лиц и их объединений (корпораций). Среди таких отличий:

  • способ создания, реорганизации, ликвидации – в распорядительном порядке на основании нормативного правового акта (исключается свобода воли);
  • цель деятельности – публичная (участие в гражданском обороте не является основной деятельностью таких субъектов, они призваны решать общественно значимые задачи);
  • правовая основа участия в гражданских отношениях – компетенция публичных субъектов определяется в нормативных актах (положениях);
  • специальная правоспособность – наделение гражданскими правами и обязанностями – следствие выполнения публичных функций.

Замечание 3

Таким образом, наиболее важная черта публично-правовых образований – это одновременное осуществление ими властных, распорядительных функций (в том числе в сфере экономики) и выступление в гражданском обороте на равных с иными участниками.

Правосубъектность публично-правовых образований

Решение проблемы правосубъектности публично-правовых образований предполагает:

  • установление экономической основы их существования и деятельности;
  • наделение их правами юридических лиц в конкретных общественных отношениях.

Участие публичных субъектов в гражданских правоотношениях строится на следующих принципах:

  1. Равенство с иными участниками таких отношений. Так, органы государства и местного самоуправления не должны извлекать преимуществ из своего властного положения, в том числе навязывать свои условия частным субъектам (п. 1 ст. 124 ГК РФ);
  2. Распространение на публичных субъектов правил, установленных для юридических лиц (если это не противоречит особому правовому статусу данных субъектов) (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
  3. Органы и лица, выступающие от имени публично-правовых образований, наделены полномочиями приобретать и осуществлять права и обязанности (как имущественные, так и неимущественные), выступать от их лица в суде.
  4. Особые правила ответственности. Так, законом разграничены обязательства публичных образований и созданных ими корпораций, предприятий, учреждений (п. 2 и 3 ст. 126 ГК РФ), публичных образований разных уровней (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). При этом публичные образования несут гражданско-правовую ответственность на равных с иными субъектами гражданского права, но в пределах находящегося в их собственности имущества (для природных ресурсов и земельных участков устанавливается особое регулирование).

Е.А. Павлодский, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена субъекту гражданского оборота, который в литературе чаще всего обозначается понятием "юридическое лицо публичного права".

Это понятие было известно российским дореволюционным <1> и современным ученым <2>, его выделяет зарубежный законодатель <3>.

<1> Дювернуа Н.Л. Чтения по гражданскому праву. М., 1898. С. 516; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1911. С. 122.
<2> Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо. М., 1970. С. 35; Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. N 5. С. 16.
<3> Так, в ст. 298 Гражданского кодекса Квебека указывается, что юридические лица бывают как публичного, так и частного права. Гражданский кодекс Квебека / Науч. ред. О.М. Козырь, А.А. Маковская. М., 1999. С. 77; Часть III второй главы ГГУ названа "Юридические лица публичного права". Германское право. Часть I / Науч. ред. В.В. Залесский. М., 1996. С. 29.

Сложность характеристики этих субъектов определяется отсутствием легального определения в отечественном и иностранном праве.

Вместе с тем десятилетняя практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации подтвердила необходимость учета особенностей и специфики регулирования гражданских отношений с участием этих лиц <4>.

<4> См., например: Суханов Е.А. Система частного права // Вестник МГУ. Серия: Право. 1994. N 4. С. 26 и др.; Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2004. N 5. С. 127; Головизин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 59.

Публично-правовые образования в форме юридических лиц

Юридическое лицо - это исключительно гражданско-правовое понятие, независимо от его вида, правоспособности и других особенностей.

Наделение министерства, органов местного самоуправления, другого публично-правового образования правами юридического лица позволяет ему участвовать в гражданском обороте: приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, отвечать по обязательствам своим имуществом, нести обязанности и выступать в качестве истца и ответчика в суде.

Понятие "юридическое лицо публичного права" означает, что данное публичное образование создано на основании законодательных актов, а не учреждено в силу гражданско-правовых договоров <5>, наделено властными полномочиями <6>, способно участвовать в гражданском обороте. Так, А.В. Венедиктов отмечает, что в буржуазном законодательстве к ним подходят лишь как к участникам гражданского оборота <7>. Известный цивилист Е.А. Флейшиц указывала на переход в позднем римском праве от "казны - объекта права" к "казне - субъекту права" <8>. Для гражданского права существенными являются не публичные функции данного лица, а его правосубъектность.

<5> Норма ст. 300 Гражданского кодекса Квебека устанавливает, что юридические лица публичного права регулируются прежде всего специальными законами, которыми они были созданы. Указ. соч. С. 42.
<6> А. Эннекцерус отмечает, что юридические лица публичного права созданы для исполнения задач публичного характера. См.: Эннекцерус А. Курс германского гражданского права. Том 1. Полутом 1. М., 1949. С. 419.
<7> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность М.-Л., 1948. С. 636.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Римское частное право" (под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

<8> См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 2001. С. 116 (автор раздела Е.А. Флейшиц). И.А. Покровский применительно к римскому праву писал, что "практически государство-казна живет как юридическое лицо, но в теории его особенность... в личности императора". Покровский И.А. История римского права, 1918. С. 242. А известный дореволюционный российский юрист Д.Д. Гримм отмечал, что уже в римском праве со временем стали различать государство в смысле политического союза и государство в качестве самостоятельного субъекта имущественных прав и обязанностей. При этом, как отмечал Д.Д. Гримм, имущество государственной казны было отделено от личной собственности императора. См.: Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М., 2003. С. 88 - 89 (печ. по учебнику 1916 года).

Вот почему можно и нужно говорить о публично-правовых образованиях, о публичных учреждениях (по терминологии зарубежных юристов), но речь идет о частном праве, а не об институте публичного права. Не случайно М.И. Кулагин не выделяет специфические признаки публично-правовых образований в форме юридических лиц <9>.

<9> Кулагин М.И. Указ. раб. С. 31 и др.

По этой причине публично-правовые образования не выделены в Гражданском кодексе. Исключение сделано лишь для Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В ст. 124 ГК РФ отмечается, что данные публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами. В этом отношении необходимо обратить внимание на два момента: на возможность участия в гражданском обороте Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований и на участие этих субъектов на общих условиях как обычных субъектов гражданского права <10>.

<10> Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.

Важно подчеркнуть, что в гражданско-правовых отношениях в полной мере справедливы такие принципы, как равенство участников, свободный выбор партнера, определение условий договора по взаимному согласию контрагентов, самостоятельность предпринимательской деятельности, возможность судебной защиты гражданских прав независимо от того, кто участвует в этих отношениях: гражданин, организация или государство <11>.

<11> Садиков О.Н. Комментарий к ст. 1 ГК РФ // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2005. С. 3 - 6.

На этом основании представляется неточным понятие "юридическое лицо публичного права". Речь идет об участии в гражданском обороте публично-правовых образований. Образования публично-правовые, но право - гражданское.

Более правильным представляется понятие "юридические лица, наделенные публичными полномочиями". Характер этих полномочий диктует форму участия в гражданском обороте. От имени государства в гражданских отношениях чаще всего выступают государственные органы <12>. Муниципальные образования в гражданском обороте представляют в пределах их полномочий органы местного самоуправления (п. 2 ст. 125 ГК РФ) <13>. Однако госорганы, органы местного самоуправления также должны обладать определенным имуществом для выполнения своих публичных функций. Как правило, эти органы являются юридическими лицами. В отдельных случаях идут по пути создания юридического лица с целью хозяйственного обслуживания тех или иных государственных органов.

<12> Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 191; Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских отношениях. М., 1981. С. 65 и др.
<13> Более подробно о субъектах муниципальной собственности см.: Аккуратов И.Ю. Право муниципальной собственности. М., 2002. С. 68 и др.

Примером является Управление делами Президента Российской Федерации, которое в качестве федерального органа исполнительной власти наделено правами юридического лица, в задачу которого входит непосредственное осуществление материально-технического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации (далее именуются - федеральные государственные органы) <14>.

<14> См.: Положение об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. N 1444 (с изм.).

В этой связи важно, чтобы нормативно было закреплено, что данное публично-правовое образование в качестве юридического лица вправе участвовать в гражданском обороте, либо указано юридическое лицо, которое от имени публично-правового образования вступает в гражданско-правовые отношения <15>.

<15> Основываясь на публичных функциях, не всегда можно объяснить причины того, что тот или иной государственный орган является либо не является юридическим лицом. К примеру, Федеральная служба по финансовым рынкам не является юридическим лицом, и непонятно, кто от ее имени заключает гражданско-правовые договоры и наделяет имуществом, необходимым для осуществления функций по контролю и надзору на финансовых рынках. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам".

Вопрос о наделении публичных образований правами юридического лица непосредственно связан с закреплением за этим лицом имущественных прав. При этом следует отличать имущество, закрепленное за данным публично-правовым образованием, от государственного имущества, переданного юридическому лицу для управления в интересах Российской Федерации, ее субъекта либо муниципального образования.

Обособление имущества Российской Федерации (муниципального образования), субъектов Российской Федерации от имущества юридического лица, представляющих эти публично-правовые образования в целом, должно осуществляться путем ведения двух раздельных балансов.

Необходимость различать два указанных вида имущества наглядно прослеживается в случаях, когда публично-правовые образования призваны управлять имуществом Российской Федерации.

В первую очередь, в этом отношении следует назвать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Так, согласно п. 5.4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691, оно осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.

Управляют госимуществом и другие госорганы, которые, как правило, наделены правами юридического лица. С этой целью, как представляется, независимо от правомочий все публично-правовые образования должны быть наделены оргтехникой, мебелью и другим имуществом.

Примером может служить Федеральная служба охраны Российской Федерации, которая является юридическим лицом <16>.

<16> См.: Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 (с посл. изм.) "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации".

В противном случае необходимо в соответствующем нормативном акте указать, кто от имени публичных образований осуществляет хозяйственные и иные организационно-технические функции.

Очень важно, чтобы законодателем было определено, что данное публичное образование выступает не от своего имени, а от лица Российской Федерации, субъекта либо муниципального образования. Так, согласно п. 5.37 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается возникшим в соответствии с федеральными законами.

В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691 указывается, что Федеральное агентство "осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства" <17>.

<17> Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом".

В иных случаях не представляется возможным отграничить имущество Российской Федерации от имущества госоргана.

Примером нежелания установить четкий водораздел между государственным имуществом и имуществом юридического лица является Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Согласно ст. 2 данного Закона уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Однако Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. На абсурдность данной нормы неоднократно указывалось в литературе <18>. "Мятеж не может кончиться удачей - в противном случае его зовут иначе" <19>. Уставный фонд является имуществом Банка России, а золотовалютные резервы принадлежат не Банку, а Российской Федерации, которыми Банк России управляет в интересах государства.

<18> См., например, Мозолин В.П. Об организационно-правовой форме Банка России и правовом титуле принадлежащего ему имущества // Банк России в XXI веке. М., 2003. С. 227.
<19> Из переводов С.Я. Маршака // Маршак С. Собр. соч. Т. 4. М., 1969. С. 92.

Организационно-правовая форма публично-правовых образований

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 50) предусматривает, что юридические лица должны быть облечены в организационно-правовую форму.

Это требование справедливо и для публично-правовых образований, поскольку организационно-правовая форма определяет правовой статус имущества юридического лица.

Министерства и ведомства по умолчанию признаются в форме государственного учреждения <20>. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения в настоящее время является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

<20> См., например: Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в гражданском обороте // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998. С. 247; Головизин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (местного самоуправления) // Хозяйство и право. 1999. N 6. С. 62.

Следует помнить, что государственным органам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью <21>.

<21> Исключение составляет Банк России, который является государственным органом, т.е. публичным образованием, который не подпадает под существующие организационно-правовые формы (см.: Мозолин В.П. Об организационно-правовой форме Банка России и правовом титуле принадлежащего ему имущества // Банк России в XXI веке. М., 2003. С. 226 и др.; Павлодский Е.А. Центральный банк: особенности правового статуса // Право и экономика. 2001. N 6).

Как отмечалось, наличие четкой организационно-правовой формы публично-правового образования позволяет определить режим имущества данного юридического лица. Последнее необходимо для разграничения имущества, принадлежащего госоргану, от государственного имущества.

Возможность создания двух правовых режимов имущества не зависит от организационно-правовой формы юридического лица, наделенного публичными полномочиями.

Независимо от организационно-правовой формы юридических лиц, наделенных публичными полномочиями, у них находится имущество, переданное для выполнения уставных функций, и имущество, которым публично-правовое образование управляет в интересах собственника и которое должно находиться на особом балансе. Необходимость разграничения государственного имущества и имущества госоргана впервые была обоснована профессором В.А. Рахмиловичем <22>.

<22> Рахмилович В.А. Гражданско-правовое положение Банка России как юридического лица // Право и экономика. 2001. N 6. С. 30 и сл.

Представляется, что это основная особенность юридических лиц, наделенных публичными полномочиями, с которой связан вопрос об их ответственности по гражданско-правовым обязательствам.

Особенности ответственности публично-правовых образований

Две ипостаси юридических лиц, наделенных публичными полномочиями, - выступать в гражданском обороте от своего имени, а в установленных случаях - от имени собственника диктуют особенности гражданско-правовой ответственности этих субъектов права.

В тех случаях, когда публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях от своего имени, например приобретают на выделенные по смете средства вычислительную технику, субъектом гражданско-правовой ответственности выступают публично-правовые образования, наделенные правами юридических лиц.

По сделкам, связанным с имуществом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, субъектом ответственности выступает собственник имущества как непосредственно представляемый.

Так, например, в отношениях с участием Министерства финансов Российской Федерации, когда Минфин выступает представителем Российской Федерации по обязательствам, связанным с выпуском государственных займов, то стороной в договоре - займодателем будет не Министерство финансов Российской Федерации, а государственная казна, которая и будет нести ответственность в случае неоплаты в установленный срок облигаций <23>.

<23> Суханов Е.А. Указ. раб. С. 120 - 121.

Данная точка зрения нашла отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам. Так, указывается, что в случае предъявления исков к государству о возмещении вреда на основании ст. 1069 ГК РФ ("Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами") и ст. 1070 ГК РФ ("Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда") в решениях следует указывать, что сумма возмещения взыскивается за счет казны РФ, а не за счет денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, поскольку Министерство финансов Российской Федерации представляет в судах казну Российской Федерации <24>.

<24> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации с постатейным приложением материалов судебной практики. М., 2001. С. 894.

Таким образом, представляется целесообразным на уровне закона закрепить следующие особенности создания и деятельности публично-правовых образований:

  • публично-правовые образования создаются не вследствие заключения гражданско-правовых сделок, а на основе правового акта;
  • публично-правовые образования вправе участвовать в гражданских отношениях только в случае наделения их правами юридического лица, т.е. в акте, на основе которого они образовались, должно быть указано, что государственный орган или орган местного самоуправления является юридическим лицом определенной организационно-правовой формы;
  • в тех случаях, когда публично-правовое образование не наделено правами юридического лица, необходимо указать, кто от его имени выступает в гражданском обороте и представляет интересы данного органа;
  • публично-правовые образования наделяются необходимым имуществом для осуществления своих публичных функций, а также им может быть передано имущество Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, которым публично-правовое образование управляет в интересах собственника и которое должно находиться на отдельном балансе;
  • по сделкам, связанным с оборотом имущества Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, ответственность несет собственник.

Специфика создания и деятельности публичных образований в форме юридических лиц должна быть в самом общем виде отражена и в Гражданском кодексе Российской Федерации.