Жуткая по современным меркам традиция была популярна. Жуткая по современным меркам традиция

Советская власть выстраивала жесткую молодежную политику: с первого класса дети попадали в октябрята, где готовились стать пионерами, а потом комсомольцами. У тех, кто выпадал из этой системы, могли быть сложности с поступлением в университет, работой и не только. За всю историю участниками ВЛКСМ были больше 200 миллионов человек. В сентябре 1991 года, за несколько месяцев до распада СССР, историческую роль ВЛКСМ признали исчерпанной, а организацию распустили. Дворцы пионеров переименовали в Дома творчества, а в пионерских лагерях стали открываться частные турбазы и пансионаты - многие из них просто оказались заброшены. Но уже в начале 2000-х в России стали появляться новые масштабные молодежные движения. Для спецпроекта T&P и Фонда Егора Гайдара мы поговорили с антропологом Дмитрием Громовым, социологом Еленой Омельченко и директором московского Центра творчества Юлией Лившиц о том, как с конца 80-х в России менялась молодежь и отношение к ней. Рэп для бедных, панки как бренд, обиженный патриотизм, большой теннис для детей элиты, зарплата в авоськах и новая эра молодежного строительства - в очередной серии проекта «Выпуск-90».

Глава первая. Субкультуры


Дмитрий Громов

ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

В 80-е в комсомол еще все вступали в обязательном порядке, но это была скорее ширма, формальная организация, которая занималась сама собой. Например, через комсомол решались технические вопросы: скажем, если возникал студенческий театр, он обращался туда, чтобы найти помещение. Распада ВЛКСМ с точки зрения собственной занятости молодежь не заметила: она уже была занята чем-то другим.

В стране был мощный всплеск субкультурности. Конечно, субкультуры были и до этого, но про них мало говорили, их притесняли, молодежь туда шла не так активно. В конце 80-х это стало новой социальной реальностью. Расцвели многие субкультуры прошлого. В частности, тогда у нас была третья волна движения хиппи. Кроме этого, например, был всплеск интереса к религиозности (все ходили на крестные ходы, в церкви) и волна осмысления нетрадиционной религиозности, когда в большом количестве появлялись секты. Это нормальные процессы для общества, которое открыло для себя, что социальная жизнь может быть разной. Потом этот ажиотаж спал.

В начале 90-х у нас возникло движение ролевиков. Сначала - вместе с переводами - появился толкинизм. Постепенно ролевые игры стали проходить по разным темам, не только по мирам Толкина. Движение остается массовым и сейчас, причем давно вышло за рамки молодежной субкультурности. Те, кто начинали студентами в 90-е, теперь взрослые мужчины и женщины, создают между собой семьи и продолжают этим увлекаться.

Чаще всего мы брали какие-то западные формы, в которые вкладывали новые смыслы. Я называю это переводом субкультурности на русский язык. Например, довольно быстро на российской почве была осознана рэп-музыка. Эта демократичная музыка, которая в Америке изначально появилась в черных кварталах, у нас стала восприниматься как музыка небогатых слоев населения. Тексты про пацанскую жизнь брутальных парней были переосмыслены для русской тематики. У нас аналог черных кварталов - это спальные районы, рабочие и окраинные кварталы, провинциальные города.

Ролевики

С середины 80-х во многих городах СССР был Клуб любителей фантастики: там публично зачитывали первые переводы «Властелина колец», раз в год все собирались на фестивале в Свердловске, а между встречами писали друг другу письма. К тому моменту формат «Хоббитских игрищ» по Толкину давно существовал на Западе. В 1990 году их решили провести в СССР - первая в стране большая ролевая игра прошла под Красноярском, туда съехались около 130 участников. Один из них рассказывал , что на фоне перестройки битва хранителей кольца и гномов с назгулами (девять владык из расы людей, которых поработило Кольцо Всевластия) особенно впечатляла. Ролевики шутили, что от результатов игр зависит будущее: «Победили силы тьмы - СССР распался, победили светлые - жить стало немного легче».

Видео о «Хоббитских игрищах» 1995 года.

Рок - это вообще отдельная тема. Сейчас мы с удивлением понимаем, что, скажем, советская группа «Песняры», над которой в 80-е годы смеялись как над попсой, - это, на самом деле, рок-музыка первой волны, которая восходит к «Битлз». К концу 80-х мы уже мало отставали от западных стран по времени: если что-то появлялось там, у нас это было примерно тогда же, максимум через год. Скажем, пик интереса к металу у нас совпадал с пиком интереса к металу на Западе. А вот субкультура готов в России получила широкое распространение в первой половине 2000-х годов, со значительным опозданием по отношению к Западу; при этом музыка gothic metal была известна любителям еще в начале 90-х.

Многообразные направления, не похожие друг на друга, возникают под брендом «панк». Если бы в одном помещении собрались панки начала 80-х, 90-х и современные, они были бы удивлены, потому что это люди, стоящие на совершенно разных позициях - и идеологических, и эстетических. К концу 90-х годов панков можно было встретить в диаметрально противоположных политических движениях - например, в ультраправых и крайне левых. И там, и там люди находили в панк-культуре какое-то идеологическое обоснование.

Именно в 90-е годы появился молодежный политический активизм. Мы все в конце 80-х - начале 90-х пережили волны мощного политического протеста, но он не был молодежным. К сожалению, социологических исследований нет, но, судя по фотографиям, в конце 80-х на улицы выходили в основном люди повзрослее, лет 30. А в 90-е возникли движения чисто молодежные. В первую очередь левые, а уже нацболы, которые совмещали ультралевую и ультраправую позиции. Конечно, туда при желании могли приходить и пенсионеры, но есть такая закономерность, что политическим радикализмом занимается в основном молодежь. Потом из радикалов уходят, и если интерес к политической активности при этом сохраняется, то переходят в более умеренные организации. Радикальных политических движений было не так уж много, но они были на виду. В те времена знали, кто такие нацболы, про них писали СМИ - тогда еще было можно.

Глава вторая. Дома пионеров


Юлия Лившиц

директор московского Центра творчества
«На Вадковском»

Советские Дома пионеров строились на идеологии, кружков тогда было немного, и они были нацелены просто на то, чтобы дети не болтались на улице. Были дискотеки, были какие-то вечерушки-праздники. Это называлось «внешкольное учреждение». Непосредственно к образованию, хоть номинально и относилось, никакого отношения не имело.

В 1992 году вышел закон «Об образовании», где первый раз прозвучало словосочетание «дополнительное образование»: нас признали равноценной частью непрерывного образования. Вместо Домов пионеров появились центры детского творчества. У нас появились свои образовательные программы, и руководители кружков стали педагогами дополнительного образования. Идеология ушла, хотя люди остались. Но статус повысился. И, соответственно, повысились требования. Сейчас сертификат, который мы выдаем (хотя государство его так и не признало, у нас нет государственного образца), может играть роль при поступлении.

Мы всегда были государственным учреждением, поэтому те копейки, которые полагались, государство нам давало. Правда, не всегда вовремя, но потом как-то это нормализовалось. Другое дело, что на наши подвиги нам чаще всего не хватало. Тогда мы побирались, искали везде, где можно. Ходили к каким-то банкам, просили, чтобы они милосердствовали, чтобы организовать детям праздник. А первую красивую мебель мы привезли, потому что она списывалась в гостинице «Националь». И у нас были прекрасные диваны, кресла и очень красивые стулья.

Но, во всяком случае, мы были свободнее. У нас появились права решать самим свои проблемы. Мы сдавали часть помещений в аренду, за счет этого существовали. Моя бывшая директор иногда договаривалась с нашими арендаторами, ехала к ним и привозила оттуда деньги в авоське, чтобы людям заплатить хоть что-то, потому что зарплаты не было.

В какой-то момент мы сюда пустили частную школу. Она была очень дорогая, здесь было много детей криминалитета. И я как-то присутствовала при разговоре, когда учительница говорила директору школы: «Я не могу ему поставить четверку, он вообще ничего не знает». А директор ей говорил: «Ну смотри, пуля тебя найдет». Мы их выдержали меньше года и выгнали.

В 90-е и нам разрешили платные услуги, это была возможность продержаться. Тогда это было абсолютно непривычно, потому что всегда все было бесплатно. Мы ввели платные занятия для тех, кто мог платить. Таких было очень мало. Это же были очень тяжелые годы. Помню, мы проводили праздник Масленицы и один папа из первых предпринимателей привез для детей несколько ящиков апельсинов, которые мы раздавали. И вот мы шли по переходу, навстречу нам шла старушка, которая, проходя мимо нас, сказала: «Сколько же вы наворовали себе в карман, что детям апельсины бесплатно раздаете!»

Так что мы брали деньги, только когда это правда было необходимо. Допустим, на бальные танцы нужны костюмы. И все равно ребенок имел право два раза в неделю заниматься бесплатно, а третий день был платный. Что-то платное мы открывали для взрослых. Мы много тогда экспериментировали: например, для «новых русских» и для детей элиты вводили занятия иностранным языком, большой теннис. То есть мы искали пути. И, наверное, выжили в какой-то момент за счет этого. Но главное, что при этом к нам мог зайти каждый.

Сюжет о первом московском рейве Gagarin Party, который прошел в павильоне «Космос» на ВДНХ 14 декабря 1991 года

Вечеринка «Рейвмонтаж» в петербургском клубе «Планетарий», 1996 год

В 1997 году в Петербурге на День города промоутеры под предлогом съемок фильма захватили руины конюшен Николая I в бывшей усадьбе Знаменка. Развалины подсветили прожекторами, привезли 30 киловатт звука, на рейве Air Fair собралось больше 6 тысяч человек. В итоге их разгоняла милиция.

Первые вечеринки электронной музыки проходили в Петербурге еще в конце 80-х, когда Тимур Новиков устроил сквот на Фонтанке, 145. Потом другой проект, «Новые композиторы», по сути нелегально оккупировал помещение планетария. Один из организаторов, Валерий Алахов, рассказывал : «В 1988-м я стал главой творческого объединения «Научная фантастика». В то время любой, кто придумывал себе громкую должность, мог рассчитывать на сотрудничество с государственными организациями, потерявшими бдительность из-за перестройки». Сначала в звездном зале планетария ставили «лекции-композиции для детей и взрослых», а в январе 1991 года там прошла первая вечеринка с диджеями из Риги и Берлина. Потом, по рассказам, планетарий попал к бандитам, из-за их конфликтов с соседним казино там часто бывали драки и даже стрельба. Рейверы оттуда на время ушли, но вернулись, когда открылся клуб «Планетарий». Техно тогда считали музыкой космоса, поэтому локации часто выбирали вроде планетария или павильона «Космос» на ВДНХ, где в 1991 году прошел первый московский рейв Gagarin Party, после которого движение стало массовым .

Было очень смешно, когда у нас открылся ансамбль народной песни «Лад». Пришла девочка, которая окончила Гнесинку с красным дипломом, сама фольклорная певица. А здесь рядом детский парк - там всегда всякий молодняк тусовался. И вдруг девчонки оттуда повалили к нашей Свете. Приходили в своих тогда модных «стукалках», черт-те как одетые, переодевались в фольклорные костюмы, пели четырехголосие, балдели, выступали, потом надевали свои «стукалки» и отправлялись обратно в парк.

Была еще история: мы решили открыть клуб взаимоотношений «М плюс Ж». И весь этот парк, порядка 70–80 человек, сюда привалил. Оказалось, что у них есть потребность говорить, обсуждать. Руководителем был аспирант соседнего института, который в это время писал диссертацию. Они к нему настолько привязались, что не хотели отпускать. Но он в итоге сбежал, около года клуб просуществовал.

В 1994 году мы открыли компьютерный класс - кто-то принес к нам первые «Ямахи». В него стояла очередь, записывались по 300 человек. Дети здесь учились с нуля, это была пятилетняя школа, выпускные экзамены - все как положено. До середины 90-х еще ведь не было ни мобильников, ни компьютеров ни у кого. Первый мобильный у моего директора появился, по-моему, в 2000 году.

В 2015 году мы сбежали из системы образования - наш центр удалось перевести в систему департамента соцзащиты. Потому что руководитель департамента образования счел, что все такие центры должны находиться при школах. В итоге из 156 учреждений дополнительного образования за последние годы в Москве осталось 25. Какие-то закрывали, какие-то присоединяли, многие попали в школы, которым оказались не нужны: у них отобрали помещения и уволили 80–90% педагогов.

Бюджет нам теперь выделяют только на социально незащищенных. Дополнительное образование мы сохранили, но стали еще и организаторами городских праздников, фестивалей, методических площадок - практически городским ресурсным центром. При этом у нас как было около 5 тысяч детей, так и осталось. Прощаться с ними не хотелось, поэтому мы ввели разные условия: оставляем бесплатными занятия для тех, кто ходит к нам больше двух лет, для одаренных, для выпускников. Плюс если в группу набирается нужное количество льготников, то остальных берем бесплатно. То есть 90% занятий у нас остаются бесплатными.

Сейчас больше практикуется развитие технического творчества, и это правильно - наверное, стране это нужно. Но есть еще и те дети, которым хотелось бы просто танцевать, играть в теннис или футбол, не будучи в спортивном сообществе, и заниматься при этом наукой, техникой. Дополнительное образование - это совсем не школа. Здесь между ребенком и взрослым скорее отношения соратников, объединенных интересом к предмету. Дополнительное образование может дать больше, чем изучение обычных школьных предметов. Сейчас можно прийти сюда в 4 года, до 18 здесь практически жить и получить профессию.

Глава третья. Власть


Елена Омельченко

руководитель Центра молодежных исследований Высшей школы экономики

В рамках советской идеологии молодежь конструировалась как надежда прогрессивного человечества: молодым людям говорили, что они будут первыми коммунистами нового типа, им была приписана миссия, которая способна изменить ход истории, - формировался новый человек. Это мощная идея, которая могла работать в ситуации жесткого контроля. Была единая цепочка: октябрята, пионеры, комсомольцы, кандидаты, члены партии и так далее. Если человек выпадал на каком-то из этапов, то у него возникали очень большие сложности и с поступлением в университет, и с особыми типами работы, и в целом это определялось как ненормативность и подчас даже девиантность. Такая социализация через образование и воспитание была очень эффективной с точки зрения подготовки молодежи к разным ролям в обществе.

После перестройки рушится вся система молодежной политики советского типа. А когда наступает тяжелая экономическая и политическая ситуация, молодежь где-то на десятилетие вообще выпадает из фокуса такого пристального внимания. Меняется политический конструкт: молодежь из мессии и надежды превращается в социальную проблему и источник новых рисков для общества. Все это происходит на фоне резких социальных изменений в России. С одной стороны, с конца 80-х до начала 2000-х становится больше свободы, и это период неформального всплеска, который оказался вне внимания и контроля со стороны политиков - просто потому, что было не до молодежи, она не попадала тогда в актуальную повестку.

С другой стороны, это был крах социальности на фоне беднеющих родителей. В исследованиях отмечается кризис маскулинности, потому что безработица прежде всего ударяет по мужчинам, а это алкоголизация, рост бандитизма, «новые русские» и так далее. То есть это все такой клубок новых типов расслоения, неравенства. Кто-то получает преимущества, а кто-то, естественно, оказывается в еще более сложной жизненной ситуации. С этим связан и рост криминогенности. За ним стоит вопрос власти среди молодежи. Потому что если в советское время уже были заданы координаты (что правильно, что неправильно; кто имеет власть, кто нет; кто и за что должен каяться), то здесь вопрос о правильном и неправильном решается фактически на улицах, в явочном порядке и через борьбу идентичностей.

До 16 и старше

Передача «До 16 и старше» 1988 года - о том, что читает молодежь и каким должен быть «молодой человек перестройки»

Жуткая, по современным меркам, традиция была популярна в Викторианской эпохе 19 века.
А именно – традиция делать фотографии недавно умерших родных, под названием «Memento mori», что в переводе означает «помни о смерти».

Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.

Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.

Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.

Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.

Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.

Сегодня посмертные фотографии являются предметом коллекционирования. Самая крупная коллекция снимков викторианской эпохи принадлежит Томасу Харрису из Нью-Йорка. Своё необычное увлечение он комментирует так: «Эти фотографии успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»

вт, 08/10/2013 - 15:37

Жуткая, по современным меркам, традиция была популярна в Викторианской эпохе XIX века. А именно -традиция делать фотографии недавно умерших родных, под названием «Memento mori», что в переводе означает «помни о смерти».

ВНИМАНИЕ! Данная статья содержит фотографии мёртвых людей и не предназначена для просмотра лицами с неустойчивой психикой.

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) - обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Из истории посмертной фотографии.

В 1839 на гладко полированной металлической пластине был напечатан первый дагерротип, изобретенный французом Луи-Жаком Дагерром. Американцы с готовностью взяли его на вооружение. Фотографировать усопших начали практически тогда же, когда появились первые дагерротипы. До этого великого изобретения только состоятельные люди могли себе позволить иметь посмертные портреты своих близких. Их рисовали именитые художники, но с появлением фотографии создание памятных картин стало доступнее. Несмотря на точность воспроизведения образов, процесс дагерротипии требовал кропотливой работы. Экспозиция могла занимать до пятнадцати минут, чтобы фотография получилась резкой. Занимались подобным родом фотографии, как правило, те же самые фотоателье, которые изготавливали портреты. В первые годы своего существования дагерротипы - маленькие фотографии на полированном серебре - были такими дорогими, что часто человек мог фотографироваться лишь один раз в жизни, вернее, после смерти. В 1850-е популярность дагерротипа снизилась в связи с заменой его более дешевым аналогом, известном как амбротип. Амбротип был ранней версией фотографии, изготавливался он отображением негатива на стекле, за которым располагалась темная поверхность. Также применяли ферротипию. Ферротипией называли фотографии-позитивы, которые делались непосредственно на железную пластину, покрытую тонким чувствительным слоем. В шестидесятых годах XIX века фотография стала доступна почти всем слоям общества. Появились фотокарточки на бумажной основе. С изобретением фотографий в паспарту (англ. Carte de visite) у родственников появилась новая возможность - отпечатывать с одного негатива несколько фотографий и отправлять их родственникам.

Невозможно по-настоящему разобраться в причинах, которые привели к появлению посмертной фотографии, не раскрыв более детально отношение людей в первой половине XIX века к смерти как таковой. В Европе и Америке первой половины XIX века, как уже было сказано выше, наблюдалась очень высокая смертность, особенно среди новорожденных и младенцев. Смерть всё время была где-то рядом. В те времена умирающего не отвозили в больницу - люди, как правило, болели и умирали дома, в кругу своих близких. Более того, зачастую в течении последних дней брат или сестра могли делить с умирающим ребенком одну постель. Подготовка к погребению тоже происходила в доме покойного и занимались этим родные и близкие. После всех приготовлений тело оставалось ещё какое-то время в доме, дабы все могли проститься с усопшим. Всё это достаточно хорошо объясняет отношение людей Викторианской эпохи к смерти. В отличии от наших современников, они не видели в смерти что-то особенное, её не чурались, как не чурались собственно и самого тела покойного. Их сознание фокусировалось на потере, на разлуке с любимым человеком, а не на мертвом теле. Именно поэтому коммерческие фотографы тех времен и могли предложить им свой необычный товар - увековечивание памяти о любимом в виде фотографического портрета.Фотография покойного, с семьей или без, не была напоминанием о смерти, а скорее сувениром сохраняющем память об усопшем, о любимом и дорогом для близких человеке. Зачастую эта посмертная фотография была единственным изображением покойного.

На рубеже XVIII-XIX веков формирование изысканных погребальных и траурных традиций викторианской Англии, с одной стороны, и высочайшая детская смертность в Европе и Северной Америке, с другой, фактически подготовили благодатную почву для создания концептуального прототипа посмертной фотографии в живописи. В этот период в Европе создаётся множество небольших по размеру посмертных детских портретов. Как правило, на этих портретах ребенок изображался либо сидящим, либо до плеч, при этом самая важная характеристика работ такого рода то, что ребенок изображался живым. По этим портретам практически невозможно узнать о драматических предпосылках приведших к их созданию. Но дабы выделить эти работы из общей массы живописных портретов, художники вносили визображение четко регламентированные символы, однозначно указывающие на то, что изображенный ребенок уже мертв: перевернутую розу в руках малыша, цветок с надломленным стеблем, цветы «утреннее сияние» (morning glories) - цветок расцветающий, увядающий и осыпающийся в течении одного дня, а так же тщательно проработанные и выделяющиеся часы, стрелки которых указывают на время смерти. Так же использовались такие символы, как плакучая ива и надгробные плиты. Иногда, чтобы намекнуть на то, как именно умер ребенок, использовался мотив лодки: в спокойной воде - легкая, спокойная смерть; шторм - тяжелая и мучительная.

На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим. Фотографии умерших детей были особенно дороги, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей. Иногда родители или братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком. Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам. Большинство из них считались скорее памятными подарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти. Отсутствие сделаных при жизни портретов также может служить дополнительной причиной к попытке «оживления» портрета умершего человека. В силу этого зачастую доминировали клоузапы или поясные портреты, как лежачие, так и сидящие. Иногда, фотографируя лежащего человека, карточка снималась таким образом, чтобы потом её можно было развернуть, дабы создать впечатление того, что портретируемый сидит. Нередко встречаются работы, в которых портретируемый изображен «спящим». При соответствующей постановке кадра закрытые глаза умершего могли сойти за моргнувшие глаза живого, что было характерным «побочным явлением» фотографического портретирования в те времена в силу использования длинных выдержек. Зачастую поверх век мастерски рисовались глаза с выразительным взглядом. После появления амбротипии и тинитайпов во второй половине XIX века многие фотографы стали раскрашивать лица на портретах в естественные «живые» цвета. Всё это позволяло достаточно легко стереть грань между изображением живого человека и мертвеца. Особенно заметно это по фотографиям, сделанным в студии, что впрочем не являлось частой практикой. Иногда с целью придать портретируему вертикальной положение и изобразить его стоящим. использовались специальные распорки-крепления, в которых закрепляось тело усопшего.

Коллекционирование посмертных фотографий.

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть: «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни». Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Фотографии именно из этого архива были использованы в фильме «Другие». Коллекция «Умирание и смерть» состоит из 4000 фотографий (1840-1996), представляющих различные мировые культуры. Она содержит один из самых обширных архивов ранних изображений умирания и смерти и особенно примечательна своими дагерротипами. Многочисленные выставки, а также «Лучшийфотоальбом 1990 года», книга «Спящая красавица: Мемориальная фотография в Америке» были составлены при помощи этой коллекции. В настоящее время готовятся к выпуску новые альбомы. Главный акцент коллекции - личные, мемориальные фотографии, сделанные семьей усопшего или по ее заказу. Другие разделы коллекции включают сцены гибели на войне, казни, смерти, которые попадают в блоки новостей и связаны с насилием, несчастными случаями и прочими примерами насильственной смерти. В наличии также ограниченный выпуск отпечатков ряда стандартных изображений.

Виды посмертной фотографии.

Есть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти. На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью.

На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели. Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом.
Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В этом случае глаза почти всегда закрыты. Тело уже облачено в погребальную одежду, часто покрыто саваном. Внимание, как правило, акцентируется на лице покойного, а иногда лицо видно с трудом из-за ракурса фото-графии или закрывающих гроб со всех сторон цветов и венков. Иногда фотограф старался подчеркнуть роскошь и убранство гроба и комнаты.
В редких случаях изображен закрытый гроб и венки, возможна также прижизненная фотография усопшего, вмонтированная в один из венков.
Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище.

Посмертная фотография сегодня.

В последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков. Автору статьи известен веб-сайт, содержащий две версии статьи - одна с фотографией усопшей, другая - без фотографии, специально для тех, кого подобные фотографии отталкивают. В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным, если не признанным явлением американской жизни. Это такой же род фотографии, как эротика, которую снимают супружеские пары в домах среднего класса, при этом, несмотря на широкое распространение этой практики, снимки редко выходят за пределы узкого круга близких друзей и родственников. Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым американцы попытались сохранить свои тени. Американцы снимают
и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких
снимков.
Посмертная фотография очень часто практикуется в современном обществе, ею интересуются множество людей. Очевидно, что она играет важную роль для следователей по уголовным делам и всей системы правосудия в целом.

    В Сети появилось видео с участием странного существа, которое привело всех в ужас! Испуганные местные жители сразу же отнесли загадочного детёныша в больницу, что б им объяснили кем он является.
    Когда учёные получили результаты анализов, они потеряли дар речи. Ведь все сходится к тому, что это...
    По всему миру в последнее время стало происходить множество странных явлений. То огромная рыба непонятного вида выплывает на берег, то огромный краб прячется у причала. С неба вместо дождя падают огромные двухкилограммовые рыбы. Представляю лица тех людей, которым они стали падать на голову.

    В общем чего только не происходит: собаки и кошки стали говорить человеческим языком. Надо же некоторые люди только к семи годам начинают говорить, а эти не успеют вырасти и уже ругаются как люди.
    А такого явления еще никогда раньше не было. Откуда только такое могло взяться? По фото и видео видно, что это не человек, но с какой-то стороны оно напоминает тело человека.

    В Сети появилось видео с участием странного существа фото...
    Это нечто, очень похожее на оборотня из Голливудских кошмаров было найдено в районе Паханга, Малайзия. Испуганные местные жители сразу же отнесли загадочного детёныша в больницу, что б им объяснили кем он является. Когда учёные получили результаты анализов, они потеряли дар речи.
    Ведь все сходится к тому, что это действительно детеныш оборотня! Сказали они это в шутку, или это действительно правда - стоит лишь догадываться, так как дополнительная информация не была озвучена, а само существо оставили в лаборатории для проведения дополнительных анализов (по их словам).
    Но если бы они не хотели что-то скрыть, они б предоставили больше информации, по крайней мере, результаты самих анализов, не правда ли? В общем это существо оставило за собой очень много вопросов после своего появления, и местные жители уверенны - им что-то не договаривают.

    19 БЕЗУМНО МЕРЗКИХ ФОТО ДЕТЕЙ.
    Младенцы милы и восхитительны, но делают пи-пи и ка-ка совсем не тогда, когда родители успеют подготовиться.
    Мы собрали кадры самых отвратительных детских фотосессий, которые показывают грязную сторону воспитания детей. Родители – нынешние или будущие – смотрите и наслаждайтесь...

    Младенцы милы и восхитительны, но делают пи-пи и ка-ка совсем не тогда, когда родители успеют...

    Все эти фото были найдены в самых потаенных закоулках мировой сети. Там, где, так сказать, не кликала мышка человека.

    Хотя, возможно, некоторые из них вы уже видели. Наберитесь мужества, уберите детей от экрана и на всякий случай держите поблизости целлофановый пакетик.

    Подборка пугающих снимков непонятного происхождения. Слабонервным не заходить.

    И т.п. Сейчас это как вы знаете острая тема. А еще вспомнилась индийско-пакистанская тема- где то здесь есть поезд.

    Но на самом деле этим фотографиям уже почти 25 лет и события, которые на них запечатлены можно найти в интернете по словосочетанию «La nave dolce» или «сладкий корабль».

    7 августа 1991 года в албанском порту Дураццо шла рядовая разгрузка кубинского сахара с корабля «ВЛОРА». Неожиданно к нему приблизилась толпа людей, которая в мгновение ока превратилась в лавину.

    Она штурмом взяла корабль и его капитану Налиму Милади приказано было брать курс на Италию. Никакие уговоры и угрозы со стороны портовой охраны не помогли.

    Не помогли и уверения капитана, что мотор «Влоры»находится в аварийном состоянии. В общей сложности на корабль погрузилось 20 тысяч человек. Среди них были женщины, дети и старики.

    Капитан вынужден был подчиниться. Неисправное судно приблизилось к итальянскому берегу только через сутки. Но в Бриндизи «Влору» отказались принять категорически.

    Отчаявшихся пассажиров не хотели принимать и в следующем порту. В Бари. Капитан по рации сообщил, что ситуация на корабле близка к катастрофе. Вода и провизия закончились, судну срочно нужен ремонт. Портовое руководство сдалось. «Влоре» позволили причалить к молу.

    Но что делать с такой лавиной голодных, измученных людей?

    Для Италии это событие было из ряда вон выходящим. В декабре этого 1991 года рухнул Советский Союз. А двумя годами раньше торжественно снесли Берлинскую стену. Европа с восторгом приветствовала эти события, не подозревая, что их ждет в скором будущем. И теперь правительству Италии срочно нужно было куда-то определить 20 тысяч нежданных гостей. С трудом местной полиции удалось препроводить толпу на стадион Виктория.

    Было решено депортировать всех назад в Албанию.
    Когда пассажиры «Влоры» об этом узнали, то начались массовые беспорядки. Местная полиция была не в состоянии справиться с обезумевшей толпой. Но оставлять людей голодными тоже было нельзя. Провизию на стадион бросали с вертолетов. Тогда правительство страны пошло на обман.

    Албанцам пообещали, что всех без исключения доставят в Рим на самолетах.
    На самом деле самолеты брали курс на Тирану. Убежать удалось двум-трем тысячам человек. Среди них был Кледи Каду. 17 летний танцовщик. Сейчас он стал очень известным в Италии человеком. В фильме Даниэле Викари «Сладкий корабль» Кледи вспоминает о событиях того дня:
    Кледи Каду берет интервью у солиста балета Владимира Деревянко.

    Кледи говорит, что русская школа балета всегда его восхищала.
    - Мне до сих пор кажется, что я хочу пить.
    Жажда была такой мучительной, что я пил морскую воду, от которой становилось только хуже.
    Его спросили: - Что изменилось за 20 лет в Италии по отношению к эмигрантам?
    - У итальянцев к ним пропал интерес. Раньше такого равнодушия не было.

    Близится лето, и народ всё больше стремится сбросить надоевшие одежки. Конечно, доходит и до курьезов, а всему виной излишняя самонадеянность и нежелание отнестись к своему гардеробу чуть более осознанно.

    В эру современных гаджетов, когда у каждого индивида есть телефон с камерой и доступ к Интернету, появляется возможность посмотреть на самых неосторожных и безвкусно одетых. И это происходит из года в год!

    Сегодня наша фотоподборка посвящается лосинам. Кажется, они вошли в моду еще в конце 90-х и с тех пор появляются на улицах городов довольно волнообразно.

    Здесь мы покажем серию снимков со всего мира, и всё, что ты увидишь, - это лосины. Если засомневаешься, тогда просто присмотрись повнимательнее! Мы оставили всё как есть, без прикрас.

    Чего только не увидишь на этой планете! Самое забавное, что носители лосин, кажется, совсем не замечают своих промашек или им просто плевать на мнение окружающих. Что же, в этом тоже есть своя правда!
    Поделись этой подборкой с другими, пусть и они улыбнутся, глядя на эти сумасшедшие фото!

Эта история не редактировалась. Её орфография и пунктуация сохранены в своём первозданном виде.

Эта 21 посмертная фотография викторианской эпохи настораживает. Как это было?

Викторианская эпоха была весьма "готичным" периодом в истории человечества. Одной из самых будоражащих традиций эпохи была практика посмертной фотографии (то есть фотографирование умерших). По сегодняшним меркам это было бы табуировано, однако в то время это воспринималось вполне нормально.

Это не значит, что сегодня смотреть на эти фотографии менее жутко, напротив, это, вероятно, делает их ещё более жуткими. Вот 21 из самых будоражащих примеров викторианской посмертной фотографии которые мы смогли найти. Внимание. #13 может действительно вас шокировать.

1.) Стремясь произвести эффект обратный "жуткости", подобные "mementos" (англ. - "памятные подарки", "сувениры") наоборот делались для "поминовения" умерших близких.

2.) По этой причине, многие фотографы пытались сделать своих "клиентов" выглядящими живыми.

3.) Фотографы применяют различные уловки, чтобы сделать своих "клиентов" более похожими на живых.

4.) Один из самых распространенных способов, который они использовали - ставить людей рядом с их любимыми вещами и созданиями (как этот человек в кресле со своими собаками).

5.) Или эта девочка здесь со своими игрушками.


6.) В некоторых случаях фотографы пытались сделать вид, что мертвый человек спит.


8.) Обратили внимание, как фотограф использует руку человека для поддержания его головы?

9.) Обратили внимание на странное положение занавески за мальчиком? Вполне вероятно, что кто-то за ней поддерживает голову мальчика.

10.) Эту девочку посадили боком на стул так, чтобы скрыть поддерживающее устройство.

11.) Она выглядит почти живой на этом снимке.


12.) Не видите ничего странного на фоне? Эта девочка сидит на чьих-то коленях. Во время фотоснимка кто-то держал её на месте.

13.) На этой фотографии девочка стоящая посередине - покойница. Фотограф попытался сделать её более живой, оперев на своих воспитателей.

14.) В других случаях не удалось сделать "клиентов" похожими на живых.

15.) Для членов семьи было нормальным позировать с умершими близкими для этих фотографий.

16.) Вы, должно быть, скажете, что это трудно для живых членов семьи. Выражение тяжелого страдания на лице родителей очевидно.

17.) Можно только представить, каково это позировать рядом с умершей близкой родственницей. В то время фотосъемка была медленной, и вы не могли двигаться, пока фотография не будет готова.

18.) На этом фото вы можете увидеть, что мертвая девочка лучше попала в фокус, чем её родители, это потому, что они сдвинулись во время фотосъемки.

19.) Есть что-то в ее глазах на этой фотографии.


20.) Это довольно очевидно. [что? не совсем понятно - переводчик].

21.) Я не уверен, какая из них покойница.

Я почти потерял дар речи. Первое впечатление от фотографий однозначно жуткое, но эффект они производят в целом очень сильный. Вы, возможно, думаете, что это странно для родителей, позировать для фото с их мертвым мертвым ребенком, но в ту пору такая не скрываемая от публики демонстрация горя считалась еще и проявлением душевной смелости.