Юридические лица в сфере таможенного дела. Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений денисова марина сергеевна

Органы государственной власти и органы государственного управления руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ. Конституция РФ (ст.15 ч.3) и Федеральный закон (ст.5 ч.4) «О международных договорах РФ» закрепили положение о том, что принятые Россией международно-правовые нормы являются составной частью её правовой системы. Правоохранительные органы (суды, прокуратура, МВД, органы юстиции, таможенные органы и другие правоохранительные органы, например Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств (федеральная служба) уполномочены применять «Международный пакт о гражданских и политических правах»; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», различные универсальные и региональные конвенции по вопросам гуманитарного права, уголовного права (например, Конвенцию о борьбе с международными преступлениями). В рамках гражданско-правовых отношений, включая отрасль экономического права, применяются- Конвенции (соглашения) по вопросам международной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контрактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуальной собственности и др. Получили также распространение международные акты узковедомственного характера (например, Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г. в ГИБДД МВД РФ). Международно-правовая ответственность и санкции в международном праве подробно рассматриваются в разделе 11.

Международные договоры РФ – как ранее отмечено, составная часть правовой системы. Это предусмотрено в Арбитражно-процессуальном кодексе РФ (ст.11); статье 10 ГПК РФ; ст.3 Федерального закона «О прокуратуре РФ»; ст.4 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»; п.3 положения «О Министерстве внутренних дел РФ»; п.3 положения «О Министерстве юстиции РФ»; Федерального закона РФ «О военно-техническом сотрудничестве» и т.д.; ст.3 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и других законах и подзаконных актах РФ.

Именно для суда и прокуратуры – статья 7 и 2 Гражданского кодекса РФ гласят о непосредственном применении к гражданско-правовым отношениям международные договоры РФ.

Кроме того устанавливаются на базе универсальных актов акты регионального характера на двусторонней основе.

Так действует «Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам РФ и КНР». Со стороны РФ – Минюст РФ и Генеральная прокуратура РФ, со стороны КНР – Минюст КНР и Верховная народная прокуратура КНР (ст.2). Такой же договор принят между РФ и Финляндией. Однако круг сотрудничества намного шире в том числе на уровне ведомств – это ФСБ РФ, МВД РФ, Генпрокуратура РФ и Федеральная таможенная служба (ранее Таможенный комитет), а для Финляндии – это Полицейская служба, Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.


В обобщенном виде можно сказать, что правоохранительные органы осуществляют:

1.применение принципов и норм общепризнанных в международном праве на основе норм международных договоров РФ, как юридическое основание принимаемых решений (самостоятельно или совместно, приоритетное применение международных норм; ссылки, аргументы).

2. вступают в деловые контакты (по своим направлениям) и прежде всего в форме правового сотрудничества (например, контрольные функции механизма по защите прав и свобод, взаимоотношение с Европейским судом по правам человека в рамках Совета Европы).

3. заключают договора межведомственного характера (от имени федеральных органов исполнительной власти на основе ст.3 и 2 ФЗ «О международных договорах РФ»). Это - самостоятельная функция компетентных органов, определяемая их правовым статусом и назначением (соглашения, заключаемые Конституционным судом РФ, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, Минюстом РФ, МВД РФ, ФТС РФ (ГТК РФ) , ФСБ (например, по вопросам охраны госграницы, а равно как и другие ведомства (Минобразования и науки РФ, Минкультуры и массовых коммуникаций РФ, Минобороны РФ и т.д.). К примеру, согласно, федеральным конституционным законам Верховный суд (ВС РФ), Высший арбитражный суд (ВАС РФ) и Генеральная прокуратура (ГП) РФ могут предоставлять на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров РФ.

Конституционный суд РФ осуществляет конституционное судопроизводство и, наряду с гражданским, уголовным и административным, являются средством осуществления судебной власти, однако он имеет свою особенность по сравнению с судами общей юрисдикции.

Суд ведет судопроизводство и дает толкование норм конституции, международных актов; соответствие принимаемых актов органами власти и управления, -конституции (законов, подзаконных актов).

Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ международных договоров России, «не вступивших в силу» (ст.125 ч.2 п.«Г»).

Согласно Венской конвенции «О праве международных договоров» 1969 г. «не вступившие в силу договоры» означают, что государство согласилось на обязательность договора не зависимо вступил ли он в силу или нет, т.е. «договорившееся государство». Обязательность договора не означает его вступление в силу автоматически. Конституция предоставляет суду право разрешать дела о конституционности только определенных международных договоров РФ, в отношении которых она (Россия) выступает как «договорившееся государство», соглашаясь на их обязательность, но еще для нее не действующих. Имеются ввиду следующие условия:

Ст.89 Федерального конституционного закона (ФКЗ) «О конституционном суде» предписывает запрос о проверке конституционности, если акт подлежит ратификации, а заявитель считает не подлежащим введение его в действие из-за несоответствия его конституции. Проверке подлежат содержание норм, форма договора, порядок подписания, заключения, принятия, опубликования, вступление в действие, соответствию конституции, разграничение предметов ведения, национальные интересы, выгода). Ратификация - согласие государства на обязательность договора. Осуществляется высшим органом- парламентом или президентом. В РФ - прерогатива Федерального собрания –Советом Федерации, после этого он направляется на подписание Президенту РФ или утверждается, Ратификация осуществляется в форме федерального закона (ст.4 ФЗ «О праве международных договорах»). О ратификации договора составляется ратификационная грамота, которая сдаётся депозитарию (депозитарий - хранитель подлинного текста; это государства, несколько государств или международная организация). Постановление суда о несоответствии конституции акта либо его отдельных норм (положений), в силу чего он не может быть ратифицирован или утвержден и т.о. не может вступить в силу для РФ. Именно конституционности, а не международному праву. И потому он не может стать частью правовой системы РФ (в силу ст.15 ч. 4 Конституции).

Правомочие суда по разрешению дел, касающихся прав и свобод человека. Суд исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод, как высшей ценности, признаются и гарантируются согласно общепризнанным нормам и принципам международного права, являются конституционной обязанностью государства, являются составной частью основ конституционного строя РФ (суд ссылается на международный пакт «О гражданских и политических правах; экономических, социальных и культурных правах). Например, из положение международного пакта «об экономических, социальных и культурных правах. было принято постановление от 01.05.95г. по делу о проверке конституционности ст.12 закона «О порядке разрешения коллективных споров (конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации.

В конституции РФ нашли отражение такие нормы международного права как: «о равенстве всех перед законом и судом», о праве на судебную защиту прав и свобод», «об обязанности государства обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсации причиненного ущерба», «о праве каждого на жизнь», «о праве законно находясь на территории РФ, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» , (например отсутствие регистрации не является основанием в отказе в приёме на работу), «о неотчуждаемости основных прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения» и др.

Конституционный суд в своих решениях ссылается на международные стандарты, Всеобщую декларацию прав человека (10.12.48); Международный пакт «О гражданских и политических правах». Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира (Международный пакт о гражданских и политических правах). В субъектах РФ, где приняты конституции РФ (уставы) (Адыгея, Дагестан, Башкортостан, Коми, Карелия, Марий Эл, Якутия и др.) действуют Конституционные (Уставные суды), которые так же применяют нормы международного права или ссылаются на решение Конституционного суда РФ. Так, Уставной суд Свердловской области в постановлении от 22.12.2000г. ссылаясь на постановление Конституционного суда РФ, давшего освобождение от уплаты налоговых платежей общественных организаций инвалидов как разновидности социальной поддержки, адресованной инвалидам и не зависящей от статуса общественной организации, подчеркнул, что этот вывод согласуется с п.10 Декларации «О правах инвалидов», принятой ГА ООН 09.12.75 г. (инвалиды должны быть защищены от любых видов регламентации, носящих дискриминационных характер).

Верховный суд. Верховные суды республик и других субъектов федерации общей юрисдикции разрешают гражданские, уголовные, трудовые дела и определенную категорию административных дел, в необходимых случаях применяют нормы международного права. Значительная часть их рассмотрения касаются прав и свобод человека. В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31.10.95г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» подчеркивается важность обеспечение прав и свобод человека от любых нарушений путем прямого применения Конституции РФ и обеспечения ими верховенства международных договоров над внутренним законодательством РФ (через положение гл.2 Конституции РФ).

Здесь речь идет о реализации договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Пленум ВС СССР от 19.06.59г. и Пленум ВС СССР от 11.07. 72г. «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам». Пленум дал разъяснения и указания судам по порядку конкретных действий, основанных на договорах при приеме заявлений и рассмотрении исков граждан, юридических лиц соответствующих государств; при обращении судов с поручениями; при признании и исполнении судебных решений.

Важное место в практике Верховного суда заняли проблемы юридической квалификации:

Международных перевозок багажа на основе Соглашения «О международном железнодорожном сообщении» (1996);

В соответствии с ГК РФ и международным договором судам подведомственны дела по спорам перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между государственными предприятиями и учреждениями. Спор рассматривается между этими предприятиями и органами железнодорожного и воздушного транспорта.

Следует иметь в виду, что правовая помощь оказывается тем государствам, с которыми имеются договоры (соглашения): т.е. «на основании закона и международного договора».

Так, лицо, являясь гражданином РФ совершило преступление на территории Узбекистана и было выделено в отдельное производство Узбекским судом. Определение городского суда РФ было отложено судебной коллегией ВС РФ по уголовным делам на основании ст.1 закона РФ «О гражданстве РФ» и ст. 61 Конституции РФ («гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора»). Такого договора не было.

Другой пример когда отсутствует договор о правовой помощи.

Граждане РФ (четверо) совершили нападение на один из центральных банков Таиланда, убив сержанта-охранника, похитили примерно 60 тыс. долларов (больше не было). Трое были задержаны и осуждены судом Таиланда. Так как с ним у РФ нет договора о правовой помощи. Трое были приговорены к длительным срокам заключения (один – 37 лет и 3 месяца): один к расстрелу (высшая мера в Таиланде - пулеметом или инъекция). Однако он может быть помилован на пожизненное заключение. МИД РФ направил письмо с просьбой о снисхождении и экстрадиции в РФ (5.11.2003).

Судья районного суда отказал гражданину ФРГ в приеме искового заявления о возмещении ему принесенного вреда, сославшись на то, что с ФРГ нет договора о правовой помощи. Судебная коллегия по гражданским делам удовлетворила протест Председателя ВС РФ, отменила определение суда, а материал отправила в тот же суд. Отсутствие договора значения не имел, поскольку Гражданский Кодекс РФ предусматривает право иностранных граждан обращаться в суды РФ наравне с гражданами РФ.

Между ВС РФ и Верховными судами СНГ подписано соглашение (01.07.92г.) «О сотрудничестве в сфере правосудия» . А статья 28 Конвенции СНГ «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам»,-говорит о применение дел о расторжении брака подлежит законодательством государства, гражданами которого являются супруги. Так, расторжение брака граждан Украины, но проживающих: она – в Нефтеюганске (РФ), а он – в Ивано-Франковске(Украина), было поручено Нефтеюганскому городскому суду, который применил нормы законодательства Украины, сославшись на Конвенцию СНГ и семейное законодательство Украины.

Высший Арбитражный суд РФ и другие арбитражные суды РФ являются частью судебной системой РФ, руководствуются федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ»(ст.3) и федеральным конституционным законом от 28.4.95 «Об арбитражных судах в РФ» относительно норм конституционного права. А Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ст.11 ч 1), характеризуя подведомственность дел, относит к своей компетенции хозяйственные споры не только организаций и граждан РФ, но и иностранные организации, международные организации иностранных граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором (ст.22 ч.6). В большей степени применяются положения Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (11.04.80г.)

Президиум ВАС РФ (из обзора практики ) сформулировал , что арбитражный суд вправе принимать официальные иностранные документы без консульской легализации, если это предусмотрено двусторонним международным договором. В деятельности ВАС РФ обусловлено применение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;(Конвенция по вопросам гражданского процесса; Гаагская конвенция, отменяющей требование легализации официальных иностранных документов; Нью-Йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», соглашения СНГ).

В другом случае суд установил статус международной межправительственной организации, обладающей правосубъектностью, имеется ввиду Объединенного института ядерных испытаний, возражая против налоговых органов за взыскание по налоговому законодательству. Этот Институт (штаб-квартира в РФ) в соответствии со своим Уставом (утверждён в 1956г. с изменениями в 1992г.) пользуется привилегиями и иммунитетом в том числе от налогов и сборов, как международная межправительственная научно-исследовательская организация. (Здесь ссылка была на Конвенцию «О правовом статусе, привилегиях и иммунитетах международных экономических организаций (05.12.80г. ст.7)).

В деятельности суда применяются информационные письма . Так, Информационное письмо от 16.08.95г. содержит перечень международных договоров и соглашений, в исполнении которых участвуют арбитражные суды РФ, согласно ст.11 АПК РФ и ст.22 Кодекса относительно подведомственности дел.

Информационное письмо от 01.03.96г. «О применении международных договоров и исполнении арбитражных решений других государств» (имеется ввиду выбор договорных норм при решении вопроса об исполнении решений арбитражных судов на территории другого государства –(ссылка на Нью-Йоркскую Конвенцию «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958г.»).

Информационные письма, специальные обзоры из судебной практики рекомендуются для судов и публикуются в «Вестнике ВАС РФ». Одной из форм работы суда является сотрудничество с другими арбитражными (хозяйственными) судами иностранных государств (выполнение отдельных поручений, процессуальных действий (ст.215 АПК РФ). В рамках СНГ - это совместное участие в работе Пленума Экономического суда СНГ).

Генеральная ПрокуратураРФ. Федеральный закон от 17.11.95г. (изм.1999г., 2001г.) «О прокуратуре РФ» относит к правовым основам международные договоры РФ (ст.3). В структуре ГП имеется международно-правовой департамент, включающий отделы: договорно-правовой, протокольный и экстрадиции (выдачи).

Функции ГП РФ заключаются :

В надзоре за реальной связью законов и международных договоров;

Надзор за соблюдением прав человека, уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов;

Организационно-правовая помощь по уголовным делам, выдача лиц, совершивших преступления (ссылка на договоры о правовой помощи).

Необходимо иметь ввиду, что договоры не предписывают конкретно функции прокуратуры, а называют «учреждения юстиции», под которыми понимаются суды, прокуратура, нотариат и другие органы, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела.

Так, гражданин Литвы совершил преступление в Башкортостане, а находится на территории Литвы. Генеральная прокуратура РФ вышла с ходатайством (на основе ст.59 и Договора «О правовой помощи») и направила дело для окончания предварительного следствия в Литовскую Республику.

В отдельных случаях ходатайство не удовлетворяются по причине того, что в законодательстве отдельных государств деяние не квалифицируются как преступления (или отнесены к административному законодательству).

Заключенные с прокуратурами ряда стран (Армения, Монголия, Грузия, Украина, Туркменистан, КНР и др.) двусторонние соглашения затрагивают вопросы правовой помощи и сотрудничества. Заключены даже четырехсторонние соглашения (Беларусь, РФ, Казахстан, Киргизстан).

Особо можно отметить Соглашение между ГП РФ и Верховной народной прокуратурой КНР 29.03.97г. (информация, дополнительные сведения по расследуемым делам, обмен опытом, совместные научные исследования и др.).

В практике ГП РФ применяются Приказы «Об объявлении соглашения о правовом сотрудничестве и проведении работ по правовым вопросам (ГП РФ, прокурором субъектов РФ, начальником управлений и отделов, военным и транспортным прокурором). Двусторонние соглашения могут касаться и специальных вопросов. Например, соглашение МНР (ст.4) с КНР (ст.9) предусматривает сотрудничество приграничных районов. На основе Соглашения с КНР (15.10.97г.) в Хабаровске подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов РФ и КНР.

Министерство юстиций РФ (Минюст) . Согласно «Положению о Министерстве юстиций РФ» (утв. Указом Президента), Минюст представляет предложения о подготовке, заключении и исполнении международных договоров РФ; правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; договоров в области охраны интеллектуальной собственности. Согласно (ст.32 ч.2) закона «О международных договорах РФ», федеральные органы исполнительной власти (в компетенции которых входят вопросы, регулируемые договорами), обеспечивают выполнение обязательств и наблюдают за выполнением обязательств другими участниками.

В структуре министерства имеются Международно-правовой департамент и Департамент судебных приставов .

Россия имеет договора о правовой помощи;- более 40 двусторонних соглашений, охватывающих более 100 государств (на 2004г.). Это, стадия подготовки судебного рассмотрения гражданских дел; исполнения судебных решений; выполнения обязательств; направления заграницу судебных поручений; обобщения судебной практики; выявления характерных ошибок; информации о новых соглашениях; подготовки сборников договоров и т.д.

Министерство принимает и реализует инструкции, разъяснения, обзорные письма, практику, методическую литературу. Так, продолжает действовать Инструкция Минюста СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28.02.72г. Совместная Инструкция Прокуратуры, Верховного суда, МВД от 25.10.79г. по применению Указа 1979 г. во исполнение Конвенции 1978г. «О передаче осужденных лиц» или обзор работы органов юстиции и судов по исполнению нарушений и обязательств, вытекающих из договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам за 2000г. Так же могут быть обзоры «о недостатках в работе», «о совершенствовании работы», «об объеме правовой помощи», которая постоянно растет (для сравнения,1998г. – 21879, а за 2000г. – 39166 документов).

Рекомендации могут носить такой характер как, изучать регулярно правила исполнения обязательств по договору; ознакомится с информацией в сфере международно-правовых отношений. Министерство непосредственно участвует в выполнении международных договоров; поручает вопросы судам зарубежных стран; проверяет условия договоров; проверяет правильность оформления документов и др. Огромная роль принадлежит территориальным органам Минюста РФ. Так, Главное управление Минюста РФ по Свердловской области возвратило документы из управления юстиций г. Ташкента (Узбекистан) так, как правовая помощь по административным делам не предусмотрена договором.

Одной из новых функций Министерства является представление по поручению Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека материалов и заключений в связи с поступившими обращениями о нарушении РФ положений Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».

Кроме того, предложение любых ведомств о заключении договоров для представления Президенту РФ в Правительство РФ согласуется с Минюстом, которое дает заключение по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ их юридической силе; вступление в силу, выполнение такого договора.

Министерство внутренних дел РФ (МВД РФ) в своей деятельности охвачено многими международно-правовыми нормами – «О правовом положении иностранных граждан в РФ»; «О порядке въезда и выезда из РФ»; «Об оперативно-розыскной деятельности»; «О содержании под стражей»; положения уголовного и административного кодексов РФ. Например, ФЗ от 06.02.1997г. «О внутренних войсках МВД РФ» предусматривает выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов; а закон РФ от 22.01.93г. «О статусе военнослужащего» предусматривает соблюдать нормы международного права в военной области. Ссылка на международные договоры включена и в закон РФ «О милиции» (ст.4 в редакции 31.03.99г.) и Положении «О МВД» (утв. Указом 2004г.), т.е. МВД РФ руководствуется не только внутригосударственными актами, но и общепризнанными нормами и принципами международного права и договорами.

Учитывая специфику задач, выполняемых МВД РФ, деятельность министерства связана с правами и свободами человека. Поэтому основу составляют пакты и конвенции «О правах человека и гражданина». Например, «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в соответствии с нормами и принципами международного права). Запрещаются пытки, применение противозаконного ущерба; жестокое обращение, унижение человеческого достоинства и т.д. (закон о милиции, закон о внутренних войсках МВД РФ).

Представляется интересным применение ст.23 закона РФ «О гражданстве » - ходатайство о выходе из гражданства РФ- может быть отклонено , если государство, в котором проживает или хочет поселиться гражданин,1.- не связанное с РФ договорными обязательствами о правовой помощи либо; 2.- имеет имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами РФ,3.- либо неисполнением обязательств перед государством, вытекающие из оснований закона.

Инструкция МВД РФ (утв. Приказом от 30.06.94г.) предусматривает информацию о стране проживания за пределами РФ и об имущественных обязательствах (неисполненных обязательствах); при этом к ней приложен список стран, с которой у РФ действуют договоры о правовой помощи. В соответствующих ситуациях и для дипломатических и консульских учреждений действует данная инструкция.

Реализация правовой помощи затрагивает визовый и безвизовый въезд в РФ и пребывание на ее территории. Регистрация иностранных гражда н производится на основании паспортов и иммиграционных или неиммиграционных виз, если иной порядок не установлен договорами. Под иным порядком понимаются правила двусторонних отношений об отмене виз, т.е. безвизовый проезд и пребывание на территории государства (Например с Украиной заполняется только таможенная декларация, а с Белоруссией действует безвизовый проезд и др.).

Особое место занимает статус Национального центрального бюро – Интерпола (положение утв. Постан. Правительства РФ от 14.10.96г.), которое является подразделением криминальной полиции и входит в состав центрального аппарата МВД РФ и взаимодействует с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом); с правоохранительными органами иностранных государств – членом Интерпола и Генеральным секретарем Интерпола.

Действует (НЦБ) на основе федерального законодательства; норм и принципов МП; устава Интерпола; решений ГА Интерпола. Штаб – Лион (Франция).

МВД РФ вправе заключать международные договоры межведомственного характера , а также выполняет обязательства в пределах полномочий по международным обязательствам в т.ч. Главные управления (управления) внутренних дел в субъектах федерации.

В настоящее время заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве с МВД Польши, Болгарии, Македонии, Турции, Литвы, МОБ КНР, Федеральным Департаментом юстиции и полиции Швейцарской конфедерации, Главным полицейским управлением Швеции.

Заслуживает внимание соглашение о взаимодействии министров внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24.04.93г., специальные соглашения . Например, соглашение «О порядке передачи и транзитной перевозке лиц, взятых под стражу». Соглашение «О борьбе с преступностью на транспорте». Для взаимодействия и координации в борьбе с преступностью создан Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ (1996г.).

Федеральная таможенная служба РФ (ранее Государственный таможенный комитет РФ) – в своей деятельности руководствуется Таможенным кодексом РФ и Положением «О Федеральной таможенной службе РФ» (утв. Указом 2004г.) Так, ТС РФ определяет участие в международном сотрудничестве в области таможенного дела в направлении гармонизации и унификации норм с общепринятыми международными нормами и практикой на основе таможенной политики (подготовка проектов международных договоров, работа в международных организациях, исполнение обязательств, сотрудничество в борьбе с преступностью).

Одной из функций ФТС РФ является регулирование взаимоотношений с иностранными государствами и международными организациями, а так же с физическими и юридическими лицами. ФТС РФ участвует в разработке и подписании договоров (от имени Правительства РФ) по таможенным вопросам. Например, соглашение «О сотрудничестве в таможенных делах» между РФ и КНР от 03.09.94г; соглашение между ГТК РФ и Таможенным департаментом Эстонии «О борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 07.05.94г.

В структуре ФТС РФ имеется Департамент внешних связей . Открываются загранпредставительства ФТС РФ- в соответствии с Положением «О представителях ФТС России в зарубежных странах» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 4.12.1995г)).

Россия имеет статус постоянного члена (далее Политической комиссии Совета таможенного сотрудничества) Всемирной таможенной организации (вошла в финансовый комитет этой организации).

Применение норм имеет исполнительное практическое значение. Так, ФТС РФ предусматривает ограничение или запрещение ввоза или вывоза с территории РФ товаров и транспортных средств, которые регулируются как внутренним правом, так и международными договорами, т.е. если есть противоречия правил, установленных законодательством РФ, применяются правила международного договора.

Однако международный договор может не только расширить, но и ограничить полномочия таможенных органов. Например, в соответствии с договором, лица могут быть освобождены от определенных форм таможенного контроля (ст.188 ТК РФ); льготы (ст.211 ТК РФ).

Другим примером может служить Правило определения страны происхождения товаров, утвержденные Советом глав правительств СНГ (24.09.93г.).

Ряд документов требуется привести в соответствие с нормами международного права (таможенного права). Например, введение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), в основе которой лежит гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (ст.216 обязывает таможенные органы следить за изменениями и дополнениями). Правовой основой сотрудничества (рекомендации, разъяснения, нормативные положения) является так же договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность (ОРД); оперативно-следственные мероприятия (метод контролируемой поставки) взаимодействует с правоохранительными органами, Всемирной таможенной организации, Интерполом.

В рамках СНГ от 23.12.93г. решением Совета глав правительств государств СНГ одобрено Положение «О Совете руководителей таможенных служб стран СНГ ».

Выходя за рамки данной темы надо отметить, что подобную деятельность международного характера осуществляют и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством и договорами международного характера (например, Минобразования и науки РФ, Минобороны РФ, Минкультуры и массовых коммуникациях РФ, Внешэкономбанк, Центральный Банк России, .Министерство финансов РФ Федеральное агентство по физической культуре и спорту и туризму и др.).

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполнительной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различные универсальные и региональные конвенции по вопросам обеспечения и защиты прав и основных свобод, т. е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях и сходные с ними по предметурегулирования международно-правовые акты. В области сотрудничества уголовно-правового характера должны исполняться указанными органами конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера. В рамках гражданско-правовых отношений, включая отрасль международного экономического права, реализуются судами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам международной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуальной собственности и т. д.

Получают распространение и такие международно-правовые акты, которые затрагивают относительно узкие, специальные вопросы правоохранительной деятельности. Примерами такого рода могут служить Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г., представляющие особый интерес для Государственной автомобильной инспекции МВД.

Можно с удовлетворением констатировать, что в большинстве случаев в самих нормативных правовых актах международные договоры РФ включаются в правовую основу деятельности соответствующих органов. Сошлемся на ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности", п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел РФ. В Таможенном кодексе РФ сходная по замыслу статья имеет в виду только законодательство РФ о таможенном деле, но во многих других статьях идет речь о применении международных договоров.

Особое значение имеет федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому (ст. 3) единство судебной системы обеспечивается путем применения всеми судами не только Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Именно судам, а также прокуратуре "адресована норма п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ о непосредственном применении к гражданско-правовым отношениям международных договоров РФ. Столь определенного предписания нет, к сожалению, в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, Транспортном уставе железных дорог РФ.

Существенным фактором в рассматриваемой проблеме служит согласование норм о правовой, в том числе судебной, защите в Конституции РФ и в международных актах. Так, в Конституции каждому гарантируются государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45) и судебная защита (ч. 1 ст. 46). В Международном пакте о гражданских и политических правах закреплена обязанность участвующих в Пакте государств обеспечить находящимся на их территории и под их юрисдикцией лицам право на правовую защиту, обеспечиваемое компетентными органами, и развивать возможности судебной защиты (ст. 2). В рамках Совета Европы действует Конвенция о защите прав человека и основных свобод, согласно ст. 13 которой каждый, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед национальными властями.

В российском законодательстве международные договоры рассматриваются и как регулятор прямых связей, взаимоотношений правоохранительных органов с родственными органами зарубежных государств. Так, согласно ст. 4 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" эти органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств РФ.

В международные договоры нередко включаются согласованные между их участниками предписания относительно государственных органов, ответственных за реализацию договорных положений. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 5 марта 1993 г. ориентировано на сотрудничество компетентных органов с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений. В качестве компетентных органов в самом Соглашении (п. 2 ст. 1) названы: для Российской Стороны - Министерство безопасности (ныне Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура и Государственный таможенный комитет; для Финляндской Стороны - Полицейская служба, Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.

Кроме того, на основе заключенных договоров на уровне высших органов государственной власти могут назначаться исполнители договорных правил. Характерно в этом плане постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", в котором было четко определено, какие вопросы оказания правовой помощи находятся в введении Министерства юстиции СССР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, Министерства иностранных дел СССР.

В конкретных ситуациях возможны различные методы решения вопроса о компетентных органах, что можно показать на примерах двух договоров Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. В договоре о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. непосредственно названы те центральные учреждения, через которые осуществляются сношения при обращении с просьбами и оказании правовой помощи со стороны РФ - Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ; со стороны КНР - Министерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР (ст. 2). В Договоре о выдаче от 26 июня 1995 г. порядок сношений определен иначе: для целей настоящего Договора Договаривающиеся Стороны сносятся друг с другом через назначенные ими компетентные органы. До их назначения связь осуществляется по дипломатическим каналам (ст. 6). Поскольку здесь назначение органов отнесено к ведению самих государств, Федеральное Собрание РФ при ратификации Договора о выдаче (Федеральный закон от 13 июня 1996 г.) установило, что компетентными органами со стороны РФ в соответствии со ст. 6 Договора являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ.

В обобщенном виде можно представить себе следующие виды международного правоприменения в деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ определяют общее состояние правоохранительной деятельности, ее подчинение принятым нашим государством по согласованию с другими государствами либо в пределах международного сообщества в целом правилам и обязательствам. Действия указанных и всех иных органов государственной власти подчинены принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

2. Суды и другие органы обладают в пределах своей компетенции полномочиями по непосредственному применению международных договоров РФ, признанных Россией международно-правовых норм, В этом контексте они при рассмотрении дел (вопросов), содержание которых затрагивается не только внутригосударственным, но и международно-правовым регулированием, используют применимые международные нормы как юридическое, основание принимаемых решений. Имеются в виду варианты самостоятельного, совместного и (или) приоритетного применения правил международных договоров.

3. Суды и другие органы в соответствии с международными договорами РФ вступают в деловые контакты с родственными органами других государств, прежде всего в сфере правовой помощи и правового сотрудничества. Общим правилом является поддержание таких отношений между центральными органами взаимодействующих государств (применительно к России имеются в виду федеральные органы).

4. Правоприменительные акты, принимаемые компетентными органами (в их числе приговоры судов и судебные решения), а также - в пределах их ведения - ведомственные нормативные акты (инструкции, приказы), постановления федеральных судебных инстанций могут, а в надлежащих случаях должны включать в себя ссылки на международные договоры (нормы), аргументы международно-правового характера. Такого рода ссылки в одних случаях имеют решающее значение, в других оказывают помощь при его обосновании.

5. Поскольку высшие судебные органы, Генеральная прокуратура, другие правоохранительные органы федерального уровня могут выступать в качестве конечной инстанции в системе внутригосударственных средств правовой защиты, вполне реальны сегодня (и особенно в перспективе) их действия, основанные на международных договорах относительно международных контрольных механизмов по защите прав и свобод, и соответственно их взаимоотношения с межгосударственными органами, рассматривающими индивидуальные обращения. Наиболее эффективный вариант - взаимоотношения с Европейским Судом по правам человека в рамках Совета Европы.

6. Самостоятельной функцией компетентных органов является заключение международных договоров межведомственного характера. Строго говоря, Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" именует договорами межведомственного характера лишь те, которые заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти (ч. 2 ст. 3). Прибегая к расширительному толкованию, можно отнести к этой категории соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ с прокуратурами зарубежных государств, а также соглашения о сотрудничестве между верховными (высшими) судами различных государств. Согласно указанному Закону Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ могут представлять на рассмотрение Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации.

Компетенция органов, определяемая на основе федеральных законов и международных договоров РФ, порядок их деятельности обусловлены, естественно, их правовым статусом, их основным назначением и функциями.

Соответственно ниже, в отдельных параграфах, характеризуется роль международно-правовых норм в деятельности судов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов, в деятельности Генеральной прокуратуры РФ и региональных прокуратур, в деятельности Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета РФ. За рамками темы остаются такие правоохранительные органы, как Федеральная служба безопасности, Налоговая полиция, некоторые другие, обобщение работы которых предстоит в дальнейшем. Для нас очевидно, что и рассматриваемые органы нуждаются в более солидной характеристике, поскольку то, что сказано в этой главе, лишь в малой степени отражает их реальную правоприменительную практику, связанную с действием международных договоров РФ, международно-правовых норм.

Органы государственной власти, осуществляющие установ¬ленные для них функции в сфере судопроизводства и правоох¬ранительной деятельности, руководствуются не только отече¬ственным законодательством, но и международными договора¬ми РФ, признанными Россией международно-правовыми нор¬мами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской право¬вой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.
Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполни¬тельной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различ¬ные универсальные и региональные конвенции по вопросам обес¬печения и защиты прав и основных свобод, т. е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и пра¬вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным де¬лам. В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Вен¬ская конвенция о дипломатических сношениях, Венская кон¬венция о консульских сношениях и сходные с ними по предме¬ту регулирования международно-правовые акты. В области со¬трудничества уголовно-правового характера должны исполнять¬ся указанными органами конвенции о борьбе с международны¬ми преступлениями и преступлениями международного харак¬тера. В рамках гражданско-правовых отношений, включая от¬расль международного экономического права, реализуются су¬дами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам меж¬дународной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуаль¬ной собственности и т. д.
Получают распространение и такие международно-право¬вые акты, которые затрагивают относительно узкие, специаль¬ные вопросы правоохранительной деятельности. Примерами такого рода могут служить Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г., представляю¬щие особый интерес для Государственной автомобильной ин¬спекции МВД.
Можно с удовлетворением констатировать, что в большин¬стве случаев в самих нормативных правовых актах междуна¬родные договоры РФ включаются в правовую основу деятель¬ности соответствующих органов. Сошлемся на ст. 11 Арбитраж¬ного процессуального кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 4 Федерального зако¬на "Об органах федеральной службы безопасности", п. 3 Поло¬жения о Министерстве внутренних дел РФ. В Таможенном ко¬дексе РФ сходная по замыслу статья имеет в виду только зако¬нодательство РФ о таможенном деле, но во многих других стать¬ях идет речь о применении международных договоров.
Особое значение имеет федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому (ст. 3) единство судебной системы обеспечивается пу¬тем применения всеми судами не только Конституции РФ, фе¬деральных законов и законов субъектов РФ, но и общепризнан¬ных принципов и норм международного права и международ¬ных договоров РФ. Именно судам, а также прокуратуре "адресо¬вана норма п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ о непосредст¬венном применении к гражданско-правовым отношениям меж¬дународных договоров РФ. Столь определенного предписания нет, к сожалению, в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодек¬се РФ, Транспортном уставе железных дорог РФ.
Существенным фактором в рассматриваемой проблеме слу¬жит согласование норм о правовой, в том числе судебной, за¬щите в Конституции РФ и в международных актах. Так, в Кон¬ституции каждому гарантируются государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45) и судебная защита (ч. 1 ст. 46). В Междуна¬родном пакте о гражданских и политических правах закрепле¬на обязанность участвующих в Пакте государств обеспечить находящимся на их территории и под их юрисдикцией лицам право на правовую защиту, обеспечиваемое компетентными органами, и развивать возможности судебной защиты (ст. 2). В рамках Совета Европы действует Конвенция о защите прав че¬ловека и основных свобод, согласно ст. 13 которой каждый, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, распо¬лагает эффективными средствами правовой защиты перед на¬циональными властями.
В российском законодательстве международные договоры рассматриваются и как регулятор прямых связей, взаимоотно¬шений правоохранительных органов с родственными органами зарубежных государств. Так, согласно ст. 4 Закона РФ "О фе¬деральных органах налоговой полиции" эти органы осуществ¬ляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми службами других государств на основе международных догово¬ров и обязательств РФ.
В международные договоры нередко включаются согласо¬ванные между их участниками предписания относительно го¬сударственных органов, ответственных за реализацию договор¬ных положений. Соглашение между Правительством Россий¬ской Федерации и Правительством финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 5 марта 1993 г. ориентировано на сотрудничество компетентных органов с це¬лью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия пре¬ступлений. В качестве компетентных органов в самом Соглаше¬нии (п. 2 ст. 1) названы: для Российской Стороны - Министер¬ство безопасности (ныне Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура и Го¬сударственный таможенный комитет; для Финляндской Сторо¬ны - Полицейская служба, Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.
Кроме того, на основе заключенных договоров на уровне высших органов государственной власти могут назначаться ис¬полнители договорных правил. Характерно в этом плане пос¬тановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", в котором было четко определено, какие вопросы ока¬зания правовой помощи находятся в введении Министерства юстиции СССР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, Министерства иностранных дел СССР.
В конкретных ситуациях возможны различные методы ре¬шения вопроса о компетентных органах, что можно показать на примерах двух договоров Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. В договоре о правовой помощи по гра¬жданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. непосредственно названы те центральные учреждения, через которые осуще¬ствляются сношения при обращении с просьбами и оказании правовой помощи со стороны РФ - Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ; со стороны КНР - Мини¬стерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР (ст. 2). В Договоре о выдаче от 26 июня 1995 г. порядок сноше¬ний определен иначе: для целей настоящего Договора Догова¬ривающиеся Стороны сносятся друг с другом через назначен¬ные ими компетентные органы. До их назначения связь осуще¬ствляется по дипломатическим каналам (ст. 6). Поскольку здесь назначение органов отнесено к ведению самих государств, Фе¬деральное Собрание РФ при ратификации Договора о выдаче (Федеральный закон от 13 июня 1996 г.) установило, что компе¬тентными органами со стороны РФ в соответствии со ст. 6 Дого¬вора являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ.
В обобщенном виде можно представить себе следующие виды международного правоприменения в деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов.
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ определяют общее состоя¬ние правоохранительной деятельности, ее подчинение приня¬тым нашим государством по согласованию с другими государ¬ствами либо в пределах международного сообщества в целом правилам и обязательствам. Действия указанных и всех иных органов государственной власти подчинены принципу добросо¬вестного выполнения международных обязательств.
2. Суды и другие органы обладают в пределах своей компе¬тенции полномочиями по непосредственному применению меж¬дународных договоров РФ, признанных Россией международ¬но-правовых норм, В этом контексте они при рассмотрении дел (вопросов), содержание которых затрагивается не только внут¬ригосударственным, но и международно-правовым регулиро¬ванием, используют применимые международные нормы как юридическое, основание принимаемых решений. Имеются в виду варианты самостоятельного, совместного и (или) приоритетного применения правил международных договоров.
3. Суды и другие органы в соответствии с международны¬ми договорами РФ вступают в деловые контакты с родственны¬ми органами других государств, прежде всего в сфере правовой помощи и правового сотрудничества. Общим правилом являет¬ся поддержание таких отношений между центральными орга¬нами взаимодействующих государств (применительно к России имеются в виду федеральные органы).
4. Правоприменительные акты, принимаемые компетент¬ными органами (в их числе приговоры судов и судебные реше¬ния), а также - в пределах их ведения - ведомственные нор¬мативные акты (инструкции, приказы), постановления феде¬ральных судебных инстанций могут, а в надлежащих случаях должны включать в себя ссылки на международные договоры (нормы), аргументы международно-правового характера. Тако¬го рода ссылки в одних случаях имеют решающее значение, в других оказывают помощь при его обосновании.
5. Поскольку высшие судебные органы, Генеральная про¬куратура, другие правоохранительные органы федерального уровня могут выступать в качестве конечной инстанции в сис¬теме внутригосударственных средств правовой защиты, вполне реальны сегодня (и особенно в перспективе) их действия, осно¬ванные на международных договорах относительно междуна¬родных контрольных механизмов по защите прав и свобод, и соответственно их взаимоотношения с межгосударственными органами, рассматривающими индивидуальные обращения. Наи¬более эффективный вариант - взаимоотношения с Европей¬ским Судом по правам человека в рамках Совета Европы.
6. Самостоятельной функцией компетентных органов явля¬ется заключение международных договоров межведомственно¬го характера. Строго говоря, Федеральный закон "О междуна¬родных договорах Российской Федерации" именует договорами межведомственного характера лишь те, которые заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти (ч. 2 ст. 3). Прибегая к расширительному толкованию, можно отне¬сти к этой категории соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ с прокуратурами зарубежных государств, а также соглашения о сотрудничестве между верховными (выс¬шими) судами различных государств. Согласно указанному За¬кону Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Ге¬неральная прокуратура РФ могут представлять на рассмотре¬ние Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации.
Компетенция органов, определяемая на основе федераль¬ных законов и международных договоров РФ, порядок их дея¬тельности обусловлены, естественно, их правовым статусом, их основным назначением и функциями.
Соответственно ниже, в отдельных параграфах, характе¬ризуется роль международно-правовых норм в деятельности судов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов, в деятельности Генеральной прокуратуры РФ и региональных прокуратур, в деятельности Ми¬нистерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета РФ. За рамками темы остаются такие правоохранительные органы, как Федеральная служба безопасности, Налоговая полиция, некоторые другие, обобщение работы которых предстоит в дальнейшем. Для нас очевидно, что и рассматриваемые органы нуждаются в более солидной характеристике, поскольку то, что сказано в этой гла¬ве, лишь в малой степени отражает их реальную правоприменительную практику, связанную с действием международных договоров РФ, международно-правовых норм.

Органы государственной власти, осуществляющие установ­ленные для них функции в сфере судопроизводства и правоох­ранительной деятельности, руководствуются не только отече­ственным законодательством, но и международными договора­ми РФ, признанными Россией международно-правовыми нор­мами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской право­вой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполни­тельной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различ­ные универсальные и региональные конвенции по вопросам обес­печения и защиты прав и основных свобод, т. е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и пра­вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным де­лам. В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Вен­ская конвенция о дипломатических сношениях, Венская кон­венция о консульских сношениях и сходные с ними по предме­ту регулирования международно-правовые акты. В области со­трудничества уголовно-правового характера должны исполнять­ся указанными органами конвенции о борьбе с международны­ми преступлениями и преступлениями международного харак­тера. В рамках гражданско-правовых отношений, включая от­расль между

народного экономического права, реализуются су­дами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам меж­дународной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуаль­ной собственности и т. д.

Получают распространение и такие международно-право­вые акты, которые затрагивают относительно узкие, специаль­ные вопросы правоохранительной деятельности. Примерами такого рода могут служить Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г., представляю­щие особый интерес для Государственной автомобильной ин­спекции МВД.

Можно с удовлетворением констатировать, что в большин­стве случаев в самих нормативных правовых актах междуна­родные договоры РФ включаются в правовую основу деятель­ности соответствующих органов. Сошлемся на ст. 11 Арбитраж­ного процессуального кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 4 Федерального зако­на "Об органах федеральной службы безопасности", п. 3 Поло­жения о Министерстве внутренних дел РФ. В Таможенном ко­дексе РФ сходная по замыслу статья имеет в виду только зако­нодательство РФ о таможенном деле, но во многих других стать­ях идет речь о применении международных договоров.

Особое значение имеет федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому (ст. 3) единство судебной системы обеспечивается пу­тем применения всеми судами не только Конституции РФ, фе­деральных законов и законов субъектов РФ, но и общепризнан­ных принципов и норм международного права и международ­ных договоров РФ. Именно судам, а также прокуратуре "адресо­вана норма п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ о непосредст­венном применении к гражданско-правовым отношениям меж­дународных договоров РФ. Столь определенного предписания нет, к сожалению, в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодек­се РФ, Транспортном уставе железных дорог РФ.

Существенным фактором в рассматриваемой проблеме слу­жит согласование норм о правовой, в том числе судебной, за­щите в Конституции РФ и в международных актах. Так, в Кон­ституции каждому гарантируются государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45) и судебная защита (ч. 1 ст. 46). В Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах закрепле­на обязанность участвующих в Пакте государств обеспечить находящимся на их территории и под их юрисдикцией лицам право на правовую защиту, обеспечиваемое компетентными органами, и развивать возможности судебной защиты (ст. 2). В рамках Совета Европы действует Конвенция о защите прав че­ловека и основных свобод, согласно ст. 13 которой каждый, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, распо­лагает эффективными средствами правовой защиты перед на­циональными властями.

В российском законодательстве международные договоры рассматриваются и как регулятор прямых связей, взаимоотно­шений правоохранительных органов с родственными органами зарубежных государств. Так, согласно ст. 4 Закона РФ "О фе­деральных органах налоговой полиции" эти органы осуществ­ляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми службами других государств на основе международных догово­ров и обязательств РФ.

В международные договоры нередко включаются согласо­ванные между их участниками предписания относительно го­сударственных органов, ответственных за реализацию договор­ных положений. Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 5 марта 1993 г. ориентировано на сотрудничество компетентных органов с це­лью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия пре­ступлений. В качестве компетентных органов в самом Соглаше­нии (п. 2 ст. 1) названы: для Российской Стороны - Министер­ство безопасности (ныне Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура и Го­сударственный таможенный комитет; для Финляндской Сторо­ны - Полицейская служба, Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.

Кроме того, на основе заключенных договоров на уровне высших органов государственной власти могут назначаться ис­полнители договорных правил. Характерно в этом плане пос­тановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", в котором было четко определено, какие вопросы ока­зания правовой помощи находятся в введении Министерства юстиции СССР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, Министерства иностранных дел СССР.

В конкретных ситуациях возможны различные методы ре­шения вопроса о компетентных органах, что можно показать на примерах двух договоров Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. В договоре о правовой помощи по гра­жданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. непосредственно названы те центральные учреждения, через которые осуще­ствляются сношения при обращении с просьбами и оказании правовой помощи со стороны РФ - Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ; со стороны КНР - Мини­стерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР (ст. 2). В Договоре о выдаче от 26 июня 1995 г. порядок сноше­ний определен иначе: для целей настоящего Договора Догова­ривающиеся Стороны сносятся друг с другом через назначен­ные ими компетентные органы. До их назначения связь осуще­ствляется по дипломатическим каналам (ст. 6). Поскольку здесь назначение органов отнесено к ведению самих государств, Фе­деральное Собрание РФ при ратификации Договора о выдаче (Федеральный закон от 13 июня 1996 г.) установило, что компе­тентными органами со стороны РФ в соответствии со ст. 6 Дого­вора являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ.

В обобщенном виде можно представить себе следующие виды международного правоприменения в деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ определяют общее состоя­ние правоохранительной деятельности, ее подчинение приня­тым нашим государством по согласованию с другими государ­ствами либо в пределах международного сообщества в целом правилам и обязательствам. Действия указанных и всех иных органов государственной власти подчинены принципу добросо­вестного выполнения международных обязательств.

2. Суды и другие органы обладают в пределах своей компе­тенции полномочиями по непосредственному применению меж­дународных договоров РФ, признанных Россией международ­но-правовых норм, В этом контексте они при рассмотрении дел (вопросов), содержание которых затрагивается не только внут­ригосударственным, но и международно-правовым регулиро­ванием, используют применимые международные нормы как юридическое, основание принимаемых решений. Имеются в виду варианты самостоятельного, совместного и (или) приоритетного применения правил международных договоров.

3. Суды и другие органы в соответствии с международны­ми договорами РФ вступают в деловые контакты с родственны­ми органами других государств, прежде всего в сфере правовой помощи и правового сотрудничества. Общим правилом являет­ся поддержание таких отношений между центральными орга­нами взаимодействующих государств (применительно к России имеются в виду федеральные органы).

4. Правоприменительные акты, принимаемые компетент­ными органами (в их числе приговоры судов и судебные реше­ния), а также - в пределах их ведения - ведомственные нор­мативные акты (инструкции, приказы), постановления феде­ральных судебных инстанций могут, а в надлежащих случаях должны включать в себя ссылки на международные договоры (нормы), аргументы международно-правового характера. Тако­го рода ссылки в одних случаях имеют решающее значение, в других оказывают помощь при его обосновании.

5. Поскольку высшие судебные органы, Генеральная про­куратура, другие правоохранительные органы федерального уровня могут выступать в качестве конечной инстанции в сис­теме внутригосударственных средств правовой защиты, вполне реальны сегодня (и особенно в перспективе) их действия, осно­ванные на международных договорах относительно междуна­родных контрольных механизмов по защите прав и свобод, и соответственно их взаимоотношения с межгосударственными органами, рассматривающими индивидуальные обращения. Наи­более эффективный вариант - взаимоотношения с Европей­ским Судом по правам человека в рамках Совета Европы.

6. Самостоятельной функцией компетентных органов явля­ется заключение международных договоров межведомственно­го характера. Строго говоря, Федеральный закон "О междуна­родных договорах Российской Федерации" именует договорами межведомственного характера лишь те, которые заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти (ч. 2 ст. 3). Прибегая к расширительному толкованию, можно отне­сти к этой категории соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ с прокуратурами зарубежных государств, а также соглашения о сотрудничестве между верховными (выс­шими) судами различных государств. Согласно указанному За­кону Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Ге­неральная прокуратура РФ могут представлять на рассмотре­ние Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации.

Компетенция органов, определяемая на основе федераль­ных законов и международных договоров РФ, порядок их дея­тельности обусловлены, естественно, их правовым статусом, их основным назначением и функциями.

Соответственно ниже, в отдельных параграфах, характе­ризуется роль международно-правовых норм в деятельности судов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов, в деятельности Генеральной прокуратуры РФ и региональных прокуратур, в деятельности Ми­нистерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета РФ. За рамками темы остаются такие правоохранительные органы, как Федеральная служба безопасности, Налоговая полиция, некоторые другие, обобщение работы которых предстоит в дальнейшем. Для нас очевидно, что и рассматриваемые органы нуждаются в более солидной характеристике, поскольку то, что сказано в этой гла­ве, лишь в малой степени отражает их реальную правоприменительную практику, связанную с действием международных договоров РФ, международно-правовых норм.

Органы государственной власти, осуществляющие установ­ленные для них функции в сфере судопроизводства и правоох­ранительной деятельности, руководствуются не только отече­ственным законодательством, но и международными договора­ми РФ, признанными Россией международно-правовыми нор­мами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской право­вой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" об их непосредственном действии в Российской Федерации.

Суды, прокуратура, правоохранительные органы исполни­тельной власти уполномочены применять Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, различ­ные универсальные и региональные конвенции по вопросам обес­печения и защиты прав и основных свобод, т. е. договоры в сфере международного гуманитарного права, многосторонние и двусторонние конвенции (договоры) о правовой помощи и пра­вовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным де­лам. В соответствующих ситуациях подлежат соблюдению Вен­ская конвенция о дипломатических сношениях, Венская кон­венция о консульских сношениях и сходные с ними по предме­ту регулирования международно-правовые акты. В области со­трудничества уголовно-правового характера должны исполнять­ся указанными органами конвенции о борьбе с международны­ми преступлениями и преступлениями международного харак­тера. В рамках гражданско-правовых отношений, включая от­расль международного экономического права, реализуются су­дами и другими компетентными органами, наряду с договорами о правовой помощи, конвенции (соглашения) по вопросам меж­дународной купли-продажи товаров, поставок товаров, международных перевозок пассажиров, грузов и багажа, банковских контактов, налогообложения, таможенного дела, интеллектуаль­ной собственности и т. д.

Получают распространение и такие международно-право­вые акты, которые затрагивают относительно узкие, специаль­ные вопросы правоохранительной деятельности. Примерами такого рода могут служить Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г., представляю­щие особый интерес для Государственной автомобильной ин­спекции МВД.

Можно с удовлетворением констатировать, что в большин­стве случаев в самих нормативных правовых актах междуна­родные договоры РФ включаются в правовую основу деятель­ности соответствующих органов. Сошлемся на ст. 11 Арбитраж­ного процессуального кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 4 Федерального зако­на "Об органах федеральной службы безопасности", п. 3 Поло­жения о Министерстве внутренних дел РФ. В Таможенном ко­дексе РФ сходная по замыслу статья имеет в виду только зако­нодательство РФ о таможенном деле, но во многих других стать­ях идет речь о применении международных договоров.

Особое значение имеет федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", согласно которому (ст. 3) единство судебной системы обеспечивается пу­тем применения всеми судами не только Конституции РФ, фе­деральных законов и законов субъектов РФ, но и общепризнан­ных принципов и норм международного права и международ­ных договоров РФ. Именно судам, а также прокуратуре "адресо­вана норма п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ о непосредст­венном применении к гражданско-правовым отношениям меж­дународных договоров РФ. Столь определенного предписания нет, к сожалению, в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодек­се РФ, Транспортном уставе железных дорог РФ.

Существенным фактором в рассматриваемой проблеме слу­жит согласование норм о правовой, в том числе судебной, за­щите в Конституции РФ и в международных актах. Так, в Кон­ституции каждому гарантируются государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45) и судебная защита (ч. 1 ст. 46). В Междуна­родном пакте о гражданских и политических правах закрепле­на обязанность участвующих в Пакте государств обеспечить находящимся на их территории и под их юрисдикцией лицам право на правовую защиту, обеспечиваемое компетентными органами, и развивать возможности судебной защиты (ст. 2). В рамках Совета Европы действует Конвенция о защите прав че­ловека и основных свобод, согласно ст. 13 которой каждый, чьи права и свободы, изложенные в Конвенции, нарушены, распо­лагает эффективными средствами правовой защиты перед на­циональными властями.

В российском законодательстве международные договоры рассматриваются и как регулятор прямых связей, взаимоотно­шений правоохранительных органов с родственными органами зарубежных государств. Так, согласно ст. 4 Закона РФ "О фе­деральных органах налоговой полиции" эти органы осуществ­ляют свою деятельность во взаимодействии с налоговыми службами других государств на основе международных догово­ров и обязательств РФ.

В международные договоры нередко включаются согласо­ванные между их участниками предписания относительно го­сударственных органов, ответственных за реализацию договор­ных положений. Соглашение между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством финляндской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 5 марта 1993 г. ориентировано на сотрудничество компетентных органов с це­лью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия пре­ступлений. В качестве компетентных органов в самом Соглаше­нии (п. 2 ст. 1) названы: для Российской Стороны - Министер­ство безопасности (ныне Федеральная служба безопасности), Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура и Го­сударственный таможенный комитет; для Финляндской Сторо­ны - Полицейская служба, Ведомство пограничной охраны и Таможенное ведомство.

Кроме того, на основе заключенных договоров на уровне высших органов государственной власти могут назначаться ис­полнители договорных правил. Характерно в этом плане пос­тановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", в котором было четко определено, какие вопросы ока­зания правовой помощи находятся в введении Министерства юстиции СССР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, Министерства иностранных дел СССР.

В конкретных ситуациях возможны различные методы ре­шения вопроса о компетентных органах, что можно показать на примерах двух договоров Российской Федерации с Китайской Народной Республикой. В договоре о правовой помощи по гра­жданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г. непосредственно названы те центральные учреждения, через которые осуще­ствляются сношения при обращении с просьбами и оказании правовой помощи со стороны РФ - Министерство юстиции РФ и Генеральная прокуратура РФ; со стороны КНР - Мини­стерство юстиции КНР и Верховная народная прокуратура КНР (ст. 2). В Договоре о выдаче от 26 июня 1995 г. порядок сноше­ний определен иначе: для целей настоящего Договора Догова­ривающиеся Стороны сносятся друг с другом через назначен­ные ими компетентные органы. До их назначения связь осуще­ствляется по дипломатическим каналам (ст. 6). Поскольку здесь назначение органов отнесено к ведению самих государств, Фе­деральное Собрание РФ при ратификации Договора о выдаче (Федеральный закон от 13 июня 1996 г.) установило, что компе­тентными органами со стороны РФ в соответствии со ст. 6 Дого­вора являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ.

В обобщенном виде можно представить себе следующие виды международного правоприменения в деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ определяют общее состоя­ние правоохранительной деятельности, ее подчинение приня­тым нашим государством по согласованию с другими государ­ствами либо в пределах международного сообщества в целом правилам и обязательствам. Действия указанных и всех иных органов государственной власти подчинены принципу добросо­вестного выполнения международных обязательств.

2. Суды и другие органы обладают в пределах своей компе­тенции полномочиями по непосредственному применению меж­дународных договоров РФ, признанных Россией международ­но-правовых норм, В этом контексте они при рассмотрении дел (вопросов), содержание которых затрагивается не только внут­ригосударственным, но и международно-правовым регулиро­ванием, используют применимые международные нормы как юридическое, основание принимаемых решений. Имеются в виду варианты самостоятельного, совместного и (или) приоритетного применения правил международных договоров.

3. Суды и другие органы в соответствии с международны­ми договорами РФ вступают в деловые контакты с родственны­ми органами других государств, прежде всего в сфере правовой помощи и правового сотрудничества. Общим правилом являет­ся поддержание таких отношений между центральными орга­нами взаимодействующих государств (применительно к России имеются в виду федеральные органы).

4. Правоприменительные акты, принимаемые компетент­ными органами (в их числе приговоры судов и судебные реше­ния), а также - в пределах их ведения - ведомственные нор­мативные акты (инструкции, приказы), постановления феде­ральных судебных инстанций могут, а в надлежащих случаях должны включать в себя ссылки на международные договоры (нормы), аргументы международно-правового характера. Тако­го рода ссылки в одних случаях имеют решающее значение, в других оказывают помощь при его обосновании.

5. Поскольку высшие судебные органы, Генеральная про­куратура, другие правоохранительные органы федерального уровня могут выступать в качестве конечной инстанции в сис­теме внутригосударственных средств правовой защиты, вполне реальны сегодня (и особенно в перспективе) их действия, осно­ванные на международных договорах относительно междуна­родных контрольных механизмов по защите прав и свобод, и соответственно их взаимоотношения с межгосударственными органами, рассматривающими индивидуальные обращения. Наи­более эффективный вариант - взаимоотношения с Европей­ским Судом по правам человека в рамках Совета Европы.

6. Самостоятельной функцией компетентных органов явля­ется заключение международных договоров межведомственно­го характера. Строго говоря, Федеральный закон "О междуна­родных договорах Российской Федерации" именует договорами межведомственного характера лишь те, которые заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти (ч. 2 ст. 3). Прибегая к расширительному толкованию, можно отне­сти к этой категории соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ с прокуратурами зарубежных государств, а также соглашения о сотрудничестве между верховными (выс­шими) судами различных государств. Согласно указанному За­кону Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Ге­неральная прокуратура РФ могут представлять на рассмотре­ние Президента РФ или Правительства РФ рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации.

Компетенция органов, определяемая на основе федераль­ных законов и международных договоров РФ, порядок их дея­тельности обусловлены, естественно, их правовым статусом, их основным назначением и функциями.

Соответственно ниже, в отдельных параграфах, характе­ризуется роль международно-правовых норм в деятельности судов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов, в деятельности Генеральной прокуратуры РФ и региональных прокуратур, в деятельности Ми­нистерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета РФ. За рамками темы остаются такие правоохранительные органы, как Федеральная служба безопасности, Налоговая полиция, некоторые другие, обобщение работы которых предстоит в дальнейшем. Для нас очевидно, что и рассматриваемые органы нуждаются в более солидной характеристике, поскольку то, что сказано в этой гла­ве, лишь в малой степени отражает их реальную правоприменительную практику, связанную с действием международных договоров РФ, международно-правовых норм.