Терем-теремок, кто в тереме живет? – история о знаменитом доме Перцовых. Михаил Гончаров, «Теремок»: «Открыть одну точку и жарить там бургеры — много ума не надо

Вначале родители занимались совместно со своими детьми. Возраст детей был от 2 до 13 лет. Затем стали приходить знакомые, а позднее знакомые знакомых. Понадобилось уже отдельное помещение, которое позволило бы вместить всех желающих. Такое помещение было найдено на Красной Пресне. К работе были привлечены уже профессиональные педагоги. А некоторые из родителей, основателей "Теремка", приобрели новую профессию - педагог.

Спустя несколько лет, центр стал базовым коллективом Единого Научно-методического Центра Главного управления культуры, где работал один из создателей "Теремка" Анашкин Е. Ф. В это время с Центром "Теремок" сотрудничал кандидат педагогических наук Каменец А. В., грамотный теоретик, имевший собственную практику работы с детьми данного возраста. Его исследования заложили прочный фундамент в основу нашего центра. К сожалению, объективные причины не позволили продолжить это сотрудничество далее, но его вклад в развитие Центра "Теремок" очень ценен.

Менялись здания, педагоги, но основной стержень в работе Центра "Теремок" - любовь и уважение к детям, бережное отношение к традициям, сохранялись и приумножались.

Центр раннего творческого и интеллектуального развития "Теремок" получил свое второе рождение в 1993 г. и работает сейчас на базе трех клубных учреждений Южного административного округа.

Но Центр - это не сумма зданий, а технология общения детей, родителей и педагогов. Да и название "Теремок" - это аббревиатура девиза: "Творчество, Ежедневная Радость, Единство, Мудрость, Очищение Красотой". Это даже не девиз, а философия коллектива, поставившего перед собой цель - развитие детей раннего возраста. Идея создания такого центра созревала не один год и выкристаллизовывалась в результате обобщения собственного опыта и опыта отечественных и зарубежных энтузиастов.

Наш центр - это не детский сад и не школа для малышей. Центр "Теремок" - семейный клуб, в котором дети, родители и педагоги включены в единый художественно-творческий процесс, составляют его целостный механизм.

"Стоит в поле Теремок, он не низок, не высок". Так начинается известная сказка о "Теремке" и его обитателях, "Теремок", о котором идет речь к сказке никакого отношения не имеет, его история вполне реальна.
Коллектив педагогов формируется весьма тщательно. Бережно относимся к тем, кто уже нашел свое место в Центре, для кого судьба "Теремка" не пустой звук. Оказывается методическая помощь тем, кто хотел бы связать свою судьбу с нашим Центром, но еще не сложился как педагог. Образовательный ценз для нас не основной критерий, хотя мы отдаем предпочтение выпускникам искусствоведческих и гуманитарных вузов. Основные критерии - любовь к детям, умение творчески проводить занятия. Те, кто не отвечает этим требованиям, у нас долго не задерживаются.

Историю "Теремка" пишет не только время, но и дети, занимавшиеся и занимающиеся у нас. За эти десятки лет в "Теремок" не просто заглянули тысячи очаровательных детей, а прожили часть своей маленькой жизни, которая называется - младенчество и дошкольное детство. Радовались и огорчались вместе с нами, увеличенное в разы, число близких и дальних родственников.

И мы можем с уверенностью и гордостью сказать, что ни один ребёнок, занимавшийся в "Теремке", не стал плохим человеком. История Центра "Теремок" ждёт новых героев.
Добро пожаловать в эту Историю.

В 2008 году был создан наш сайт. В перспективе создание портала для детей и родителей. В планах по развитию сайта есть мысли о выпуске ежеквартального журнала, организация форума, консультации.

Мы расскажем о том, как сложилась судьба обычного детского сада.

С 1956 года в посёлке Шахтау функционирует детский сад. В начале, это было несколько небольших одноэтажных зданий, расположенных недалеко от подножья горы Шахтау, где проводились взрывные работы для содового завода. Это стало небезопасно для детского сада, и было принято решение построить новое здания учреждения на безопасном расстоянии. И вот однажды прекрасным предновогоднем днем 1975 года в городе Стерлитамак посёлка Шахтау распахнул свои двери для ребятишек новый детский сад

№ 20 с ласковым названием «Теремок» . С тех пор в его истории произошло много событий: менялись люди, совершенствовались формы воспитания и развития детей, становились на новые ступени развития взаимоотношения в педагогическом коллективе, педагогов и детей, педагогов и родителей. С момента своего существования детский сад несколько раз изменял свой статус. Сначала ясли - сад принадлежал ОАО «Сода» (ведомственный) , а в 2001 г. был передан г. Стерлитамак. Шефами детского сада являются ОАО «Сода» и ЗАО «Сырьевая компания» .

Коллектив детского сада, возглавляемый Шумовой Елизаветой Васильевной первой его заведующей, приняла бразды правления, в буквальном смысле своими руками обустраивал каждый уголок нового дома для детей: высаживали деревья и кустарники, разбивали клумбы, сажали цветы, шили и мастерили оборудование для сюжетных, дидактических и подвижных игр. Так в детском саду забурлила жизнь, зазвенели детские голоса, поселилась радость и веселье… Воспитателем-методистом в эти же годы работала Будаева Полина Никоноровна.

В 1978 году эстафету достойно приняла Звягинцева Мария Михайловна, душевный, чуткий и грамотный руководитель. Под ее руководством коллектив одержал не одну победу в конкурсах.

В 1981 год у руля стояла заведующая Захарова Мария Ивановна, ранее возглавляющая воспитательно-методическую работу педагогического коллектива с 1976 года. Воспитателями-методистами в эти же годы работали: Аксёнова Анна Тимофеевна с 1981 по 1986; Бухарметова Римма Рашитовна с 1986- 1990 год; Тазова Фарида Габбасовна с 1990 – 1994 год. Они до сих пор работают в нашем ДОУ на других должностях.

За эти годы оснащение, оформление интерьера детского сада претерпело большие изменения. Мечтой было создать такую обстановку, в которой ребенок чувствовал бы себя как дома. Для этого необходимо было создать соответствующую предметную среду, которая расширяла бы возможности контактов с другими детьми и взрослыми. Создав основу педагогической деятельности учреждения, передала эстафету в 1996 году творческому приемнику Гавриловой Таисии Григорьевне, которая больше 5 лет была главой большой педагогической семьи. В эти же года работала старшим воспитателем Шенкаренко Любовь Николаевна.

Новый этап в истории образовательного учреждения начался в ноябре 2001 года, когда детский сад передали г. Стерлитамак и и.о. заведующего детского сада стала Бухарметова Римма Рашитовна. И опять закипела работа. В этом период в ДОУ была открыта логопедическая группа. В апреле 2002 году на должность старшего воспитателя назначена Лёвочкина Лилия Александровна и работает по настоящее время.

В декабре 2002 года наступила новая эпоха в истории сада, которая связана со вступлением в должность молодой энергичной заведующей Ишкильдиной Лиры Рухулбаяновны. За небольшой отрезок времени детский садик стал еще краше. Преобразились групповые и спальные комнаты, превратившиеся в уютные комфортные помещения. Был сделан косметический ремонт холла детского сада. Очень порадовала глаз ухоженная территория детского сада.

В настоящее время (с 23 марта 2004) дошкольным образовательным учреждением заведует Шакирова Гюзель Разиловна, человек творческий, неравнодушный, знающий свое дело. С тех пор в нашем детском саду произошло много изменений, детский сад растет, развивается, шагает в ногу со временем: изменился интерьер групповых комнат, стали более благоустроенными детские игровые площадки, оборудована площадка по правилам дорожного движения с подбором дорожных знаков, а групповые комнаты наполнились современной детской мебелью и игрушками, значительно богаче стали учебно-методическая и материальная базы ДОУ.

С первого дня до настоящего времени в ДОУ работают: музыкальный руководитель Тютюкина Рима Ахатовна.

В настоящее время у нас замечательный творческий и высококвалифицированный коллектив. Профессиональный уровень педагогов и их мастерство позволяют участвовать в различных конкурсах не только им самим, но и их воспитанникам.

Мы гордимся своими педагогическими кадрами. Помним и уважаем тех, кто проработал с нами, бок о бок, много лет, кто открыл нам дорогу в большой и интересный мир детства и научил нас быть лучше, мудрее и самостоятельнее.

Если всем нам: и детям. И взрослым – вместе очень хорошо, значит, добрый и теплый получился у нас дом. Вот такая история.

Лёвочкина Лилия Александровна - старший воспитатель

Шакирова Гюзель Разиловна – заведующий МАДОУ

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» -комбинированного вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Этот необычный сказочный дом с причудливыми мифологическими существами, невиданными животными и растениями , привлекает внимание всех путешествующих через Патриарший мост возле Храма Христа Спасителя. Многие знают его как Дом Перцовой , рассматривают его фигуры и интересуются, для чего он был построен и что в нём сейчас.

Дом поражает своей необычной архитектурой и украшениями . Невооруженному вгляду кажется, что это непременно должен быть театр или какой то музей. Однако этот дом был построен как доходный в 1907 году для сдачи внаем квартир потомственным дворянином и инженером путей сообщения Петром Николаевичем Перцовым . А «записан», как тогда водилось, на супругу, чтобы в случае чего не отобрали.

Почему же дом такой сказочный и необычный? А всё дело в личном обещании и пристрастиях Петра Николаевича. Он облюбовал место для своего дома задолго до его строительства. В ноябре 1902 года Перцов посетил Ивана Евменьевича Цветкова, который построил на берегу Москва реки, напротив Храма Христа Спасителя, двухэтажный особняк в русском стиле по рисунку В.М. Васнецова для размещения своей коллекции картин. «Из окон его главного зала я залюбовался открытым видом на Кремль и высказал И.Е., что завидую ему, что он нашел такое прекрасное место под выстройку дома. И.Е. поймал меня на слове и предложил указать мне еще лучшее место при условии, что я, приобретя его, построю дом также в русском стиле . Я согласился, и тогда И.Е. объяснил мне, что все участки по набережной от его дома до площади под храмом Спасителя принадлежали Н.В. Ушакову и что у него еще остался во владении последний участок … на который зарится А.А. Левенсон, владелец известной в Москве типографии, купивший соседний, предпоследний участок. И.Е. высказал уверенность, что ежели я не постою за ценой, то Ушаков продаст мне участок, так как Левенсон выжимает у него цену. Я тут же отправился на место: Владелец был удивлен сделанному мною предложению, но, посоветовавшись с женой, объявил цену в 70 тысяч рублей. Я согласился, и на следующий же день сделка была оформлена у нотариуса под видом купчей на имя Зины» — вот так вспоминал сам Перцов об этой сделке.

Зимой 1905-06 года началась работа над проектом дома, был объявлен закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле», в котором участвовали Апполинарий Михайлович Васнецов, Сергей Малютин, архитектор А.И. Дидерихс и архитектор-художник Л.М. Браиловский . Первую премия составляла 800 рублей, вторая 500 рублей. Жюри конкурса по своему составу могло поразить любого – Виктор Михайлович Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский. При этом у хозяина было право выбрать проект, не взирая на премии жюри. Поэтому, несмотря на то, что первая премия была присуждена А.М. Васнецову, Перцов выбрал Малютинский проект , взявший вторую премию, так как больше понравился владельцу. Малюин рисовал, а архитектор Жуков и инженер Шнауберт исполнили задуманное.

Представляете себе объяснения с супругой, официальной владелицей дома? Вот что вспоминает сам Пётр Николаевич: «Дома неожиданно для меня вышло серьезное объяснение с женой, которая воспротивилась залогу дома, считая, что дом должен был служить обеспечением семьи и всех моих обязательств перед кредиторами. Взволнованный этим неожиданным для меня возражением со стороны Зины, я привлек к участию в нашем объяснении обоих сыновей и, объяснив им, в чем дело и что меня вынуждает на залог дома, я получил в их лице защитников моей точки зрения. Оформив, что требовалось, в Москве, я поспешил обратно в Петербург и заключил уже нотариальные условия с банком». Только в 1910 году дом был освобожден от залога.

Петр Николаевич прожил в своем доме пятнадцать лет, а потом как ярый защитник Храма Христа Спасителя от разорения в 1922 году он проходит как обвиняемый во втором процессе «церковников» и получает приговор в пять лет тюремного заключения. Однако в 1923 его освобождают и выселяют из собственного дома , в который он уже никогда не вернется.

В доме Перцова на верхних этажах облюбовали свои квартиры и мастерские авангардные художники того времени , за что дома прозвали «московским Монпарнасом». Там творили Соколов-Скаля, Александр Куприн, Василий Рождественский. Альтман написал первый портрет Ленина, показанный заграницей.

Ну а сейчас в этом доме говорят находится Главное управление МИДа России по обслуживанию дипломатического корпуса . Жаль, что попасть внутрь простому гражданину невозможно. Но дом настолько красив и снаружи, что обязательно нужно ИДТИ и рассмотреть его со всех сторон! Соймоновский проезд, дом 1.

Вконтакте

Среди предприятий быстрого питания выделяется один проект, где гостей, как в старину, называют сударем или сударыней, вкусно, недорого кормят и дарят искренние улыбки. Даже забываешь о том, что это фастфуд, потому что под категорию обычных забегаловок заведение явно не подходит. Это - «Теремок».

Сегодня «Теремок» входит в тройку лидеров на рынке фастфуда России и считается самой быстрорастущей сетью. Представлена она тремя форматами: стационарными ресторанами, уличными киосками и точками на фудкортах.

В наши дни никого не удивишь фастфудом с национальным колоритом. Чтобы выделиться среди конкурентов, рестораторы вынуждены осваивать самые экзотические кухни и придумывать нестандартные уловки. Но в 1999 году, когда на станции метро «Аэропорт» в Москве заработал первый киоск сети «Теремок», такого разнообразия не было. Конечно, уже открывались рестораны с традиционной русской кухней. Но, во-первых, это были именно заведения, рассчитанные не на быстрый перекус, а на долгие посиделки. И, во-вторых, ни одно из них не специализировалось именно на блинах.

Любой бизнес проходит сложный путь развития. Вот как рассказывает о зарождении компании генеральный директор сети Михаил Гончаров:

- На старте штат проекта состоял из семи человек, включая меня. Развитие шло равномерно - я бы сравнил его с переходом через болото. Находим кочку, встаем, ищем новую кочку и так далее. Только у нас вместо кочек были точки. Мы никогда не открывали рестораны исключительно ради увеличения оборота или завоевания доли рынка. Одной из важнейших задач и по сей день остается развитие концепции. Первые 5–7 лет ушли на создание школы обучения и технологий. А потом начался период модернизации и маркетинговых инициатив. В этом вопросе мы опирались на идеи Эдварда Деминга. На них построена вся современная система качества. К тому же мы не стеснялись учиться как у лучших мировых компаний, так и у скромных, но ярких представителей нового бизнеса, подсматривали буквально все. А дальше применяли собственные способности и опыт.

Как показало время, стиль для своих киосков и ресторанов создатели сети выбрали очень грамотно. Несколько сказочный и, безусловно, русский народный дизайн, чем-то напоминающий хохломскую роспись, позволяет «Теремкам» выделяться на фудкортах. А также делает их заметными и узнаваемыми на улице.

Сначала меню было основано на монопродукте - блинах. Они делились на «сытные» и «сладкие», с привычными начинками (сметаной, вареньем или икрой) и более сложными, фирменными, наполнителями. Сейчас ассортимент блюд гораздо шире. Есть даже полноценные обеды.

Основное меню: классические русские супы (борщ, уха, окрошка и т.д. - 6-7 видов), блины, гречневая каша с разными добавками, пельмени, тефтели, сырники, салаты и национальные напитки - квас и морс. Вообще блин - очень удобный, выигрышный продукт. Он может быть закуской, основным блюдом или десертом. Все зависит от наполнителя. Единственный недостаток блинного меню заключается в том, что его вряд ли назовешь диетическим. Но, по словам владельца сети, здесь стараются использовать натуральные ингредиенты. Так что лучше иногда съесть калорийный, но качественный блин, чем что-то химически-воздушное.

Ассортимент в «Теремке» постоянно пополняется. Причем делается это с учетом вкусов и пожеланий гостей, подчеркивает гендиректор:

- Мы запускаем две новинки каждые три месяца. Те из них, которые продаются хорошо, попадают в основное меню. При этом «аутсайдеров» нещадно вычеркиваем. Например, убрали блин с паштетом и ввели блин «Цезарь». И этот процесс идет уже много лет. Разрабатываются идеи согласно следующей цепочке: маркетинговая задумка - задание на разработку нашему шеф-повару (моей маме) - дегустации - утверждение. Задумки приходят отовсюду. Скажем, мы вспомнили о тефтелях, когда в прессе поднялся ажиотаж по поводу митболлов. В результате митболлы так и не стали сенсацией, а мы отлично продаем тефтели.

Еще одно несомненное достоинство сети заключается в том, что эта кухня привычна нашим соотечественникам. И даже отдельные блюда с легким европейским акцентом, такие как блин «Цезарь», максимально адаптированы к вкусам местных жителей. Вот что добавляет Михаил Гончаров о своем меню:

- Сегодня актуальна современная домашняя русская кухня. Под словом «современная» я понимаю использование новых технологий обработки пищи, модных ингредиентов и вкусов. Но тут важно знать меру. Например, в одном известном кафе была версия винегрета с соевым соусом. При всем уважении я бы не стал называть это современной русской кухней. Национальную кулинарию нужно чувствовать, а создавать и развивать ее может только человек, выросший или проживший в России длительное время. Ведь каждый из нас, возвращаясь из-за границы, ощущает некоторое облегчение - наконец-то можно поесть нормальной еды. Все рецепты «Теремка» новые и креативные. И это уже мастерство шеф-повара. Блюд иноземного происхождения у нас нет.

Благодаря тому, что «Теремок» работает в основном с российскими поставщиками, международные санкции, серьезно пошатнувшие многих рестораторов, почти не коснулись сети. Цены не взлетели вверх, оставаясь на том уровне, который делает меню кафе доступным практически всем слоям населения.

Все эти факторы вкупе с грамотным управлением позволяют бренду стремительно развиваться. «Теремок» сразу взял отличный старт и, как говорит Михаил Гончаров, не сбавляет темпы и по сей день:

- Мы развиваемся прежними темпами, открывая по 20–30 ресторанов в год. Долгосрочных прогнозов не делаем и не делали никогда. Запуск новых ресторанов такой крупной сети - не просто инвестиции в строительство, но и подготовка кадрового резерва, пересмотр и улучшение бизнес-процессов. Эти сложные управленческие решения и есть причина нашего постепенного развития.

Мы проектируем каждый ресторан индивидуально и готовы гибко встраиваться в перспективные торговые места. Ну а сами помещения выбираем исходя из разумного принципа: постепенно покрываем сетью «Теремков» Москву и Санкт-Петербург. Открываемся во всех торговых комплексах и больших бизнес-центрах. Причем работаем не только в двух столицах, но и в Краснодаре, Сургуте, Тюмени. За пределами страны пока точек нет, но мы идем к этому. И, конечно же, «Теремок» как русский национальный фастфуд очень интересен и Западу, и Азии, поскольку предлагает вкусный, современный и качественный продукт. Мы получаем отклики и приглашения со всего мира, начиная с Колумбии и заканчивая Японией. Но спешить тоже нельзя.

Пока «Теремку» и его обитателям удавалось реализовывать все свои задумки. «Авторская кухня и вкус на уровне настоящего хорошего ресторана. Таковы наши главные отличительные черты», - подчеркивает генеральный директор сети. Наверное, в этом и заключается основной секрет успеха, который позволяет двигаться только вперед.

А вы замечали, как малых деток радует чтение вместе с вами сказок, которые они уже знают, но пока самостоятельно прочитать не могут. Сказка «Теремок» как раз одна из таких. Зачастую, малыш даже сам начнёт вперёд вас рассказывать по памяти строки этой простенькой сказочки. Ведь сказка «Теремок» создана народной мудростью специально для самых маленьких слушателей. Связано это с тем, что в сюжете постоянно происходит повтор какого-либо действия – это, как вы помните из других сказок (см. сказка Курочка Ряба, сказка Гуси-лебеди, Кто сказал Мяу), кумуляция. Рассказывая ребёнку сказки на ночь, вы прикасаетесь к истокам национального культурного самосознания, поэтому так важно то, что слушает ваше чадо перед сном. Сказка «Теремок» великолепно подходит для такого вечернего чтива!

Сказка «Теремок»

Сказка «Теремок» несёт в себе архаичное самосознание, так как сказки для детей из «оперы» про животных являются таковыми. Как известно, абсолютно в любом тексте за каждым словом таится некий символ, заложенный автором или народным гласом. Сказка «Теремок» уже в самом названии обращает внимание читателя на некий дом, который вмещает в себя множество животных, дружно живущих друг с другом. «Теремок», как наша планета Земля, многообразен и многолик, в нём царит гармония и покой. Однако нарушить эту идиллию смог только один зверь, медведь.

Сказка «Теремок» -Просто эпилог или планетарная катастрофа

Уже не раз твердили миру,

Что кризис близко, он грядет…

Ну, право слово, сколько может,

Терпеть планета этот гнет…

В некоторых редакциях сказка «Теремок» заканчивается гибелью и теремка и всех его обитателей… И это конечно же более поздняя редакция! (опасайтесь подделок). Ведь в этой версии мы видим, что вандализм людей-медведей заканчивается полным разрушением и всё! А где же сказочный «хэпи энд» и поучительная мораль, спросят многие дети!? (их то не обманешь, они улавливают подвох). Настоящая сказка «Теремок», заканчивается раскаянием медведя - да теремок разрушен, но новый «Лучше прежнего выстроили!» (сказка «Теремок», цитата). Вот Вам и еще один образ этой сказки для детей. Люди-медведи пришли в новый мир, перестроили его сообща и в гармонии со всеми прежними обитателями. Старый мир умер, а новый стал еще лучше прежнего! И стали они жить-поживать! А Вам слабо, время еще есть!? (так и хочется спросить у всего человечества).