Атомный авианосец джеральд форд. Что представляет собой самый дорогой авианосец в истории «Gerald R

Все животные, обитающие на земле, по-своему уникальны и неповторимы. Живые существа в мире способны поразить человека не только своей необычной внешностью, но и размерами. Так, например, самые маленькие животные в мире могут удивить не только своей миниатюрностью, необычными формами и некоторыми способностями, но и своей ядовитостью.

Фенек

Фенек открывает десятку самых маленьких животных, которые имеются на Земле. Этот необычный и симпатичный зверек относится к роду лисиц. Размер миниатюрного животного не превышает 40 см в длину и 20 см в холке. Весит фенек в среднем 1 килограмм. Забавный хищник, питающийся падалью, насекомыми, яйцами птиц, имеет невероятно большие уши, которые позволяют им улавливать малейший шорох вокруг. Кроме этого, фенеки отличные прыгуны: они способны подпрыгивать на высоту более чем полуметра. Такие особенности зверька делают его непревзойденным хищником, от которого сложно укрыться и убежать. Обитают фенеки чаще в Сахаре. Из-за маленьких размеров и красивой внешности в настоящее время их все чаще и чаще заводят в качестве домашних любимцев, однако стоит такой питомец будет достаточно дорого.

9 Звездонос

Звездонос не только одно из самых маленьких, но и необычных животных в мире. Обитатель Северной Америки из семейства кротовых имеет на голове наросты, которые напоминают форму звезды. Отсюда и пошло название зверька. В среднем размер звездоносов в длину составляет 1 дециметр, а вес менее 100 гр. Живут эти представители семейства кротовых, как и их ближайшие родственники, под землей. Также звездоносы отличные пловцы, которые предпочитают охотиться на дне водоемов, но могут добывать себе пропитание и на поверхности земли. Этим необычным животным свойственна моногамия: самка и самец продолжают жить вместе даже после брачного периода.

8 Карликовая игрунка самая маленькая обезьянка в мире

Карликовая игрунка - самая маленькая обезьянка в мире, представитель отряда приматов, размеры которого в длину не превышают 15 сантиметров, а масса тела - 150 грамм. Этих забавных зверят можно встретить в Бразилии, Перу, Колумбии вдоль береговой линии рек. Они редко, когда спускаются на землю, потому как предпочитают все свое время проводить на деревьях, где и добывают себе пищу. В качестве питания карликовые игрунки выбирают сок деревьев и фрукты, но также могут питаться пауками и насекомыми. Период жизни этих животных составляет в среднем 10 лет. Карликовая игрунка - это идеальный домашний питомец, обладающий высоко развитым интеллектом.

7 Брукезия малая

Брукезия малая - самая маленькая ящерица-хамелеон в мире, длина тела которой составляет менее 5 сантиметров. Защитной функцией ящерицы выступает ее окрас, который напоминает цвет отмерших, опавших листьев, поэтому чаще всего их можно встретить в листве. Питаются эти хамелеоны преимущественно насекомыми и их личинками, которые обнаруживают в почве.

6 Stout Infantfish

Stout Infantfish - самая маленькая рыба в мире, которая была обнаружена учеными относительно недавно. Животное относится к эндемикам и обитает в болотах Суматры. Длина взрослой особи чуть менее 1 сантиметра, что позволяет этому животному входить в список самых маленьких.

5 Карликовая многозубка

Карликовая многозубка - самый маленький представитель семейства землеройковых и самое маленькое млекопитающее в мире. Этого необычного и миниатюрного зверька можно встретить в Южной Европе, Северной Африке, Китае и Японии. Предположительно, ранее карликовые многозубки также жили на территории Казахстана, так как вовремя раскопок были обнаружены их останки. Длина тельца этого животного колеблется в пределах 3-5 сантиметров, а масса тела в среднем составляет лишь 1,5 грамма. Местом обитания карликовые многозубки выбирают заросли рядом с водоемами, а также горные ущелья. Также этого удивительного зверька можно встретить на обрабатываемых земельных участках человеком - садах и огородах. Они способны самостоятельно рыть норы, но нередко занимают и жилища кротов. Несмотря на свои крошечные размеры - это прирожденные хищники, которые смело нападают не только на насекомых, но и на животных, превышающих их размеры - лягушек, ящериц, молодых грызунов и т.д.

4 Колибри-пчелка

Колибри-пчелка - самая маленькая птица, существующая в природе. Самые маленькие представители этого вида имеют размеры тела, которые не превышают 5 сантиметров в длину, а масса тела в среднем составляет 1,5 грамма, что меньше веса среднего пера страуса. Эти крылатые животные не только очень маленькие, но и невероятно красивые. Издалека эту птичку легко можно перепутать с насекомым, окрашенным в яркие, переливающиеся цвета. Колибри-пчелка относится к эндемикам, которые обитают на Кубе. Свое название животное получило не только из-за маленьких размеров, но и из-за предпочтений в пищи - она питается исключительно цветочным нектаром. Причем это она осуществляет только налету, совершая в этот момент до 100 взмахов крыльями лишь в 1 секунду!

3 Медуза ируканджи

Медуза ируканджи не только очень маленькое, но и самое опасное и ядовитое животное в мире, обитающая в водах Тихого океана. Размеры тихоокеанского обитателя без щупалец не превышает 2,5 сантиметров. Однако его нитевидные и практически полностью прозрачные щупальца могут достигать 1 метра. В них содержится большое количество высокотоксичного яда, который может быть смертельным для человека. Укус ируканджи приводит к паралитическим эффектам, которые проявляются в виде мышечных и головных болей, учащения сердцебиения, повышения кровяного давления и отека легких.

2 Карликовый мышиный лемур

Карликовый мышиный лемур относится к самым маленьким животным в мире, длина тела которого составляет всего 10 сантиметров, а масса тела не превышает 50 грамм. Местом обитания этот зверек выбрал западные леса Мадагаскара. Мышиный лемур всеяден: в его рацион могут входить как насекомые, пауки и мелкие животные, так и нектар цветов, фрукты и листья. В дикой природе эти зверки ведут одиночный образ жизни, реже живут парами. Карликовый мышиный лемур обычно активен только в сезон дождей, в сухую погоду он впадает в оцепенение и питается за счет накопленных запасов. Эти «свободолюбивцы» не совсем подходят для содержания в неволе, так как в домашних условиях становятся довольно-таки агрессивными.

1 Морской конек Дениха

Морской конек Дениха (Hippocampus Denise) - самый маленький морской обитатель вод, длина тела которого не более 1,5 сантиметров. Живет этот вид морских коньков в теплых тропических водах японских островов. Свое название водный обитатель получил в честь фотографа Дениха Тэкетта, который стал первым, кто смог обнаружить и сфотографировать этого морского конька.

Обладают десятью авианосцами, - совсем недавно их было 11, но «Энтерпрайс» списали. Сорок лет корабли этого класса не сходили с американских стапелей. Самый современный авианосец «Джеральд Форд» в 2016 году должен встать в строй, для того чтобы естественная убыль была восполнена. Естественно, что при его постройке учитывались самые последние достижения технологии. Служить кораблю предстоит полвека, за это время многое может произойти.

Авианосцы как часть глобальной стратегии США

Уже во время Второй мировой войны авианесущие корабли превратились из просто плавучих аэродромов в грозные боевые единицы флота. Впрочем, на европейском морском театре военных действий их роль оказалась не очень важной, они представляли собой слишком крупную цель, да и надобности в них особой не было. Зато против Японии их применяли широко, сказывалась потребность тактической авиационной поддержки вдали от американских берегов. Затем была Корея и Вьетнам, в течение этих региональных войн был очерчен круг боевых задач, предполагавших, что использование авианесущих соединений наиболее эффективно, если противник не обладает серьезным противокорабельным потенциалом. По этой причине в годы Холодной войны США отдавали предпочтение обычным наземным военно-воздушным базам, которые стремились как можно ближе придвинуть к границам СССР и стран Варшавского блока. Вывод из этого прост - новейший авианосец «Джеральд Форд» является средством реализации политики «большой дубинки», которой уже исполнилось более века, и будет служить средством устрашения небольших непокорных государств, находящихся вдали от берегов США.

Президент Форд

Джеральд Рудольф Форд-младший, безусловно, был выдающимся политическим лидером эпохи 70-х годов, и даже успел послужить народу США на президентском посту. Однако название нового корабля и всей последующей серии, в которой он занимает титульное место, вызвало уже на этапе проектирования, начавшегося в 1996 году, возражения руководителей Пентагона и простых офицеров ВМС. При всех своих достоинствах, по мнению многих флотских «ястребов», не заслуживает экс-президент, умерший в 2006 году, того, чтобы в честь его назвали авианосец. Джеральд Р. Форд не отличался воинственностью, был сторонником разрядки в отношениях с Советским Союзом, к тому же он стал единственным президентом, не избранным по принятой в Америке процедуре, а занявший пост «автоматически» после отставки замаравшегося в Уотергейте Никсона. Предлагалось другое гордое имя, может быть не очень оригинальное, но внушительное, «Америка». Но, несмотря на возражения, при закладке все же назвали авианосец «Джеральдом Фордом».

Проект

Замысел отличался особой амбициозностью. После столь длительного перерыва требовалось что-то особое, демонстрирующее немеркнущую славу и титаническое могущество американского флота, самого мощного в мире. Предлагались различные решения, в том числе самые революционные. Новый корабль собирались изначально построить по технологии Стеллс, придав его обводам характерную для «невидимок» угловатость. Однако, посчитав сметные расходы, руководство страны все же решило ограничиться корпусом уже проверенного проекта «Нимица» с некоторыми оправданными изменениями и сосредоточиться на технологических аспектах оснастки. Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» и так обошелся бюджету по самым скромным оценкам в 13 миллиардов, что вдвое выше (даже с учетом падения доллара), чем расходы на предыдущие аналогичные проекты. Сумма, кстати, не окончательная.

Сравнительная эффективность («Нимиц»)

При, в общем-то, сходных характеристиках (водоизмещение 100 тыс. т, размеры полетной палубы 317 х 40 метров) с последней серией авианосцев, состоящей на вооружении в настоящее время, этот корабль имеет ряд безусловных преимуществ. Не останавливаясь на экономике, можно оценить то, что в первую очередь интересует военных моряков, а именно боевые возможности, которыми будет обладать авианосец «Джеральд Форд». Характеристики у него следующие:

  • Число самолетов авиакрыла - 90.
  • Количество вылетов в течение суток - от 160 (нормальный показатель) до 220 (максимально, в боевых условиях).

Именно последний показатель является основным аргументом критиков проекта. Устаревший «Нимиц» мог «выстреливать» в небо и принимать на свою палубу 120 самолетов в день (в обычном режиме). Боевая эффективность выросла всего на 30% при увеличении расходов на авианосец «Джеральд Форд» вдвое.

Сколько стоит сбросить бомбу?

Американцы считают все. Например, то, что за последнее десятилетие морская авиация отправила на головы сербов, иракцев, ливийцев и прочих «плохих парней» 16 тысяч бомб и ракет. Деление этой цифры на число самолетов дает цифру 18 (столько бомб в среднем доставила к цели каждая боевая единица техники). Но и это еще не все, Есть и данные по стоимости сброса каждого отдельного боеприпаса - 7,5 млн $. Дороговато? Так вот, если учитывать цену палубного самолета F-35C, которым собираются комплектовать авианосец «Джеральд Форд», и расходы на его обслуживание, то сумма эта может вырасти в несколько раз. Сам корабль тоже вдвое дороже. Следовательно, для того чтобы бюджет не треснул, нужны меры по экономии. И они были приняты, причем на принципиально-конструктивном уровне.

Как на авианосце сэкономить?

Главные статьи расходов при эксплуатации боевого корабля включают траты на содержание экипажа, топливо, амортизацию и мероприятия, связанные с учебно-боевой работой. При проектировании авианосца «Джеральд Форд» (Gerald Ford) учитывались пожелания руководства страны и командования флота о сокращении по сравнению с «Нимицем» личного состава экипажа, и Главным «пожирателем денег» на кораблях с атомной силовой установкой считается реактор (на «Форде» их два), особенно в момент замены энерговыделяющих элементов. Срок службы авианосца - 50 лет, и все эти годы он может обходиться без перезарядки. загруженное в активную зону при постройке, расходуется полвека.

Что касается экипажа, то он сокращен на тысячу человек, и состоит из 2500 членов команды. Это достигнуто за счет автоматизации многих операций. И все равно эксплуатация корабля за время его службы обойдется в сумму свыше 22 миллиардов.

ТТХ и вооружения

Следующий авианосец типа «Джеральд Форд» проект (CVN-77) будет называться «Джон Кеннеди». В течение ближайших двенадцати лет четыре корабля этого типа планируется к постановке на боевое дежурство. Известно о них не так уж много, но кое-какие данные опубликованы. Ход авианосца - 30 узлов в час) при неограниченной дальности плавания, осадка составляет 7,8 метра. Палуб 25. Надстройки спроектированы так, чтобы максимально уменьшить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), в результате авианосец «Джеральд Форд» на экранах радаров будет «светиться» как относительно небольшой эсминец. В конструкции широко применены композитные материалы (в том числе демпфирующие шумы) и радиопоглощающие покрытия. Корабль обладает мощным радарным и навигационным оборудованием, системами обеспечения полетов, спутниковой кодированной связи и многим другим, включая систему «Иджис». Основой авиакрыла станут «Супер-Хорнеты» F-18, и, возможно F-35C, если их производство возобновят. Новейший американский авианосец рассчитан на использование широкого спектра беспилотных аппаратов. Корабельная ПВО базируется на ракетах SM-3 «Стандарт» с достаточно скромными характеристиками.

Насколько страшен «Форд»?

Корабль впечатляет и размерами, водоизмещением, количеством самолетов на палубе и под ней, и своей электроникой. Безусловно, с его появлением американский флот станет еще сильнее. Однако сам факт упора на ударные возможности авиакрыла в ущерб защите от возможного воздушного (в том числе ракетного) нападения наводит на мысль, что, в отличие от многих других систем вооружения, авианосец «Джеральд Форд» США строят не для того, чтобы им угрожать России. Флот РФ намного (в разы) уступает американскому по общему водоизмещению, но при этом имеет эффективную структуру, позволяющую держать этих морских гигантов на безопасном расстоянии.

Авианосцы - оружие карательное, для реального боя с сильным противником они малопригодны.

«Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford (CVN-78)) - американский авианосец, головной сверхтяжёлый корабль одноимённого типа, пришедшего на смену авианосцам типа «Нимиц». В настоящее время в составе флота. Корабль назван в честь 38-го президента США Джеральда Р. Форда, который служил в ВМС во время Второй мировой войны на борту лёгкого авианосца Монтерей, на Тихоокеанском театре военных действий.

Авианосец Джеральд Р. Форд - видео

Строительство началось 11 августа 2005 года, когда компания Northrop Grumman провела символическую резку 15-ти тонного листа, который стал частью корпуса корабля. Спущен на воду 9 ноября 2013 года. Согласно графику, корабль должен был вступить в состав ВМС США в марте 2016 с первым назначением в 2019 году. 31 мая 2017 года «Джеральд Р. Форд» введён в строй, заменив USS Enterprise (CVN-65), который закончил свою 51-летнюю службу в декабре 2012 года.

История имени

В 2006 году, когда Джеральд Форд был ещё жив, сенатор от штата Виргиния Джон Уорнер предложил внести изменения в Закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2007 год, предложив, что CVN-78 «должен быть назван USS Gerald Ford». В финальной версии закона, подписанного президентом Джоржем Бушем 17 октября 2006 года, говорилось что это только «мнение Конгресса что… CVN-78 должен быть назван USS Gerald Ford». Поскольку «выражение мнения» обычно ни к чему не обязывает и не имеет силу закона, ВМС не обязаны были называть корабль в честь Форда.

3 января 2007 года бывший Министр Обороны США Дональд Рамсфелд во время памятной речи в Епископальной Церкви Грейс, в городе Ист Гранд Репидс (англ.: East Grand Rapids), штат Мичиган, объявил, что авианосец может быть назван в честь Форда. Рамсфелд отметил, что лично сказал об этом Форду во время визита к нему домой в Ранчо Мираж, за несколько недель до смерти Форда. Это делает авианосец одним из немногих кораблей США, названных в честь живущего человека. Позже ВМС США подтвердили, что авианосец может быть назван в честь бывшего президента. 16 января 2007 года министр ВМС США Дональд Винтер официально присвоил имя CVN-78 - USS Gerald R. Ford. Дочь Форда Сьюзан Форд была названа спонсором корабля. Объявление было сделано в Пентагоне, церемонию посетили: вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер (республиканец, Виргиния) и Левин (демократ, Мичиган), генерал-лейтенант Guy C. Swan III, Бейлс, трое других детей Форда и остальные.

Строительство

10 сентября 2008 ВМС США подписали контракт на $5,1 миллиардов на проектирование и строительство авианосца с компанией Northrop Grumman Shipbuilding, которая начала строительство авианосца заранее по контракту на $2,7 миллиарда в 2005 году. Строительство началось в компании Huntington Ingalls Industries (ранее Northrop Grumman) на верфи Newport News Shipbuilding (19 000 сотрудников), в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Киль нового корабля был торжественно заложен 14 ноября 2009 года в сухом доке № 12 дочерью Форда, Сьюзан Форд Бейлс. В своей речи к собравшимся рабочим и представителям министерства обороны она сказала: «Отец столкнулся со сложным вызовом - восстановить доверие к президентству и вылечить раны нации после Уотергейта, и только он знал как это сделать - с абсолютной честностью и неподкупностью. И это наследие мы вспоминаем сегодняшним утром.».

Как было заявлено в августе 2011, авианосец «конструктивно наполовину готов». В апреле 2012 года готовность оценивалась на 75 %. 24 мая 2012 была достигнута важная веха в завершении строительства корпуса корабля выше ватерлинии, когда носовая часть была поднята и установлена на место. Это была 390-я (из примерно полутысячи) грузоподъёмная операция цельных модульных частей (из которых собран корабль). 8 октября 2012 года Huntington Ingalls Industries в своём пресс-релизе доложили что они «достигли 87 % завершения конструкционных работ CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 конструкционные строительные работы достигли 90 %. «Из около 500 подъёмных работ необходимых для завершения корабля, 446 были завершены.»

Установка рубки, изначально запланированная на 2012 год, прошла 26 января 2013. 9 апреля 2013 года взлётная палуба авианосца была завершена вслед за пристройкой верхней носовой секции, доведя корабль до 96 % готовности конструкционных работ.

7 мая 2013 года последняя из 162 основных грузоподъёмных работ была завершёна, доведя корабль до 100 % готовности конструкционных работ. Оставшиеся работы - покраска корпуса, работы по установке валов, завершение электрических работ, установка и наладка швартового оборудования и радарных антенн, и заполнение водой сухого дока.

11 июля 2013 года, в продолжении традиций ВМФ США, на авианосце была заварена капсула времени.

9 ноября 2013 года в 11:00 (по времени Восточного побережья) состоялась церемония спуска авианосца на воду, бутылку о борт корабля разбила Сьюзен Форд Бейз, дочь Джеральда Форда. Готовность корабля на этот момент, по заявлениям представителей ВМС США, составила 70 %.

В июне 2016 года агентство Bloomberg опубликовало новость, что авианосец не прошел проверку боеспособности, его ввод был перенесён на 2017 год. В управлении операционного тестирования и оценки Минобороны США установили, что многие важные системы корабля имеют серьёзные неполадки, часть из которых можно устранить только перепроектированием. Проблемными являются системы взлёта и посадки самолётов (предварительно, взлётно-посадочная полоса нуждается в замене) и управления воздушным движением (катапультой), а также в системы самообороны корабля и доставки вооружений (специалистам комиссии не удалось провести испытания 11-ти подъёмников для боеприпасов). Электромагнитная катапульта корабля может произвести только 400 запусков, после чего с большой вероятностью даст сбой (вместо положенных 4166 взлетов). Аэрофинишер может принять подряд 25 самолётов, после чего даст сбой (вместо положенных 1600 посадок). Также неизвестны возможности двухдиапазонной радиолокационной станции - радар тестировался только на суше, причём с незавершённым программным обеспечением.

Особенности конструкции

Изначально предполагалось, что «Джеральд Форд» заменит собой USS Энтерпрайз (CVN-65), который по состоянию на 2012 год прослужил в составе флота более 50 лет. Однако, эти планы не оправдались, «Энтерпрайз» был выведен из состава флота 1 декабря 2012 года.

Корабль оснащён электромагнитной катапультой EMALS на основе линейного электродвигателя. Она позволяет разгонять боевые самолёты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.

Два новых реактора, разработанных для авианосца, способны производить на 25 % больше электроэнергии, чем энергоустановка авианосца предыдущего поколения. Запас мощности позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолёты (может взять на борт до 75 самолётов и вертолётов). Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы. Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R.Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р.Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

С сокращением числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись США на 4 млрд долл. дешевле, чем его предшественника. Планируемый срок службы «Джеральда Форда» тоже 50 лет, стоимость постройки трёх авианосцев нового класса составит примерно 42 млрд долл.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2015 финансовых годах планировалось дополнительно выделить около 1,3 млрд. долларов.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов.

Головной «Джеральд Р.Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R.Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов.

По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно. Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов.

За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.

Тактико-технические характеристики авианосца Джеральд Р. Форд

Назван в честь: Джеральда Форда
Класс и тип судна: Авианосец типа «Джеральд Р. Форд»
Изготовитель: Соединённые Штаты Америки Newport News Shipbuilding, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния
Заказан к постройке: 10 сентября 2008
Строительство начато: 13 ноября 2009 года
Спущен на воду: 9 ноября 2013 года
Введён в эксплуатацию: 31 мая 2017 года

Водоизмещение авианосца Джеральд Р. Форд

Около 98 425 т полное

Габариты авианосца Джеральд Р. Форд

Длина: 337 м наибольшая
- Ширина: 41 м по ватерлинии; 78 м наибольшая
- Высота: 76 м

Вооружение

Зенитное вооружение

  • ЗРК Evolved Sea Sparrow.

Авиационное вооружение:

  • 75 самолётов F-35C, F/A-18E/F, EA-18G, E-2D, C-2A;
  • Вертолёты MH-60R/S;
  • БПЛА .

Однотипные корабли

Gerald R. Ford (рус. «Джеральд Р. Форд») - американский авианосец, головной корабль одноимённого типа, пришедшего на смену типу «Нимиц». Назван в честь 38-го президента США Джеральда Форда.

Основная информация

USS Gerald R. Ford (CVN-78) - головной корабль одноимённой серии авианосцев ВМС США. Как было объявлено ВМС США 16 января 2007 года, корабль назван в честь 38-го Президента США Джеральда Р. Форда, который нёс службу во время Второй Мировой войны на борту лёгкого авианосца USS Monterey на Тихом океане.

Закладка киля USS Gerald R. Ford состоялась 13 ноября 2009 года. Строительство началось 11 августа 2005 года, когда Northrop Grumman провела торжественный вырез 15 тонного стального листа, образующего борт судна.

Получение имени

В 2006 году, когда Джеральд Форд был еще жив, сенатор Джон Уорнер из Вирджинии предложил внести поправки в 2007 оборонно-расходный законопроект заявив, что CVN-78 «должен быть назван в честь Джеральда Форда». Окончательный вариант, подписанный президентом Джорджем Бушем на 17 октября 2006 гласил - «Конгресс считает, что... CVN-78 должен быть назван в честь Джеральда Р. Форда».

3 января 2007 года, бывший госсекретарь США обороны Дональд Рамсфелд во время хвалебной речи для президента Форда на Грейс Епископальной Церкви в Ист-Гранд-Рапидс, в штате Мичиган, заявил, что авианосец будет назван в честь Форда. Позже, в тот же день, представители ВМС США также подтвердили, что авианосец будет действительно назван в честь бывшего президента.

На церемонии в Пентагоне, 16 января 2007 года, секретарь военно-морского флота Дональд Винтер (англ. Donald C. Winter ) официально назвал авианосец - CVN-78 USS Gerald R. Ford . Во время презентации присутствовали вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер и Левин, генерал-майор Гай С. Сван III.

Крещение авианосца бутылкой шампанского

История создания

10 сентября 2008 года, ВМС США подписали контракт стоимостью $ 5,1 млрд с Northrop Grumman Shipbuilding в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, чтобы спроектировать и построить носитель. Northrop начали заранее строительство корпуса по договору в размере $ 2,7 млрд в 2005 году строящегося на Хантингтон Ingalls (ранее Northrop Grumman) в Хэмптон-Роудс, штат Вирджиния, в которых работают 19 000 сотрудников.

По состоянию на август 2011 года, авианосец, как сообщается, «был готов на 50 %». В апреле 2012 года было сказано, что 75 процентов носителя завершено. 8 октября 2012 года, носитель достиг более 88 процентов от полного структурного построения. В Hantington Ingalls сообщалось (в 8 ноября 2012 GLOBE NewsWire пресс-релизе), что они «достигли 87 процентов структурной завершение CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 года постройка закончена на 90-процентов.

9 апреля 2013 года, палуба носителя была достроена после добавления верхней части носовой части корпуса, в результате чего корабль достиг 96 процентов структурного завершения.

7 мая 2013 года установлены последние компоненты корабля, в результате чего корабль стал готов к спуску на воду. Оставшиеся задачи включали в себя покраску корпуса, работу с валами, настройку электрических систем и прокладку коммуникаций, установку причального оборудования, монтаж радиолокационных массивов.

Корабль был первоначально запланирован к спуску в июле 2013 года и поставки в ВМФ в 2015 году.

Gerald R. Ford в сухом доке

11 октября 2013 года, сухой док судна был затоплен в первый раз, чтобы проверить различные системы на основе морской воды. 9 ноября 2013 года дочь Форда провела церемонию крещения корабля при помощи традиционной бутылки шампанского.

По состоянию на 2013 год, расходы на строительство оцениваются в $12,8 млрд, на 22% больше в сравнении с бюджетом 2008 года. Из-за бюджетных трудностей, начальник военно-морских операций адмирал D. Greenert предупредил, что сроки окончательной достройки и сдачи заказчику могут откладываться.

В июне 2016 года после испытаний корабля, агентство Bloomberg сообщило, что авианосец не прошел проверку боеспособности, и ввод в эксплуатацию переносится на 2017 год. Выявлены серьёзные неполадки систем корабля, в том числе системы взлёта и посадки, системы самообороны корабля. В частности обнаружились неполадки электромагнитной катапульты и аэрофинишера. Радиолокационная станция в море не испытывалась, а проведённые на суше испытания проводились с незавершённым программным обеспечением.

8 апреля 2017 года авианосец вышел на заводские ходовые испытания. После прохождения испытаний судовых систем, корабль отправится в порт в Вирджинии, затем инспектора военно-морского флота проведут приёмные испытания.

Подробное описание структуры авианосца

Вооружение корабля

Свыше 75 самолётов, вертолётов и БПЛА

Планируется: Малозаметные истребители - бомбардировщики пятого поколения - F-35C

Палубные истребители - бомбардировщики - F/A-18E/F

Палубные самолёты радиоэлектронной борьбы - EA-18G

Палубные самолёты дальнего радиолокационного обнаружения - E-2D

Палубные тактические транспортные самолёты средней дальности - C-2A

Много целевые вертолеты - MH-60R/S

МОСКВА, 2 июн — РИА Новости. Принятый на вооружение ВМС США авианосец Gerald R. Ford стал самым дорогим в мире из-за обилия техники новейшей разработки, изготавливаемой впервые, считает российский военный эксперт Виктор Мураховский.

Эксперт об авианосце Gerald R. Ford: в Пентагоне уже начали "чесать репу" ВМС США приняли на вооружение самый дорогой авианосец в мире. Военный обозреватель Виктор Баранец в эфире радио Sputnik отметил, что после испытания в РФ гиперзвуковой ракеты "Циркон" дальнейшее строительство таких авианосцев остается под вопросом.

По заявлению американского флота, к полномасштабной эксплуатации Gerald R. Ford будет готов только в 2020 году, совершив до этого времени несколько выходов в море для "обкатки" боевых и инженерных систем.

"Такого рода корабли, это не эсминцы и фрегаты, которые могут строиться серийно, десятками единиц. Поэтому, по сути, каждый авианосец — это уникальный корабль, соответственно и стоимость оборудования, которое на нем используется, увеличивается", — рассказал Мураховский РИА Новости.

По его словам, высокая цена обусловлена уникальностью тем, что оборудование авианосца разработано и ставится на производство впервые, поэтому вся стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ложится на единицу оборудования.

В качестве примера эксперт привел впервые используемые электромагнитные катапульты для разгона самолетов. Ранее авианосцы оснащались паровыми катапультами.

Эксперт также напомнил, что авианосец представляет собой чрезвычайно сложную систему с большим количеством элементов, основанную на взаимодействии морской техники и авиации. По его словам, такие системы могут давать сбои при интенсивном использовании даже без сопротивления потенциального противника.

"Достаточно посмотреть на использование авианосцев США в период войны во Вьетнаме, где они очень активно использовались. Было множество катастроф, происшествий, с гибелью людей, с пожарами большими на кораблях. Без воздействия противника, просто при интенсивном применении возникает серьезная опасность", — отметил Мураховский.

По словам эксперта, только у США есть на сегодняшний день возможность строить такого рода корабли. "Конгресс выделяет деньги, вообще, американское общество, в целом, весьма лояльно на это смотрит", — сказал он.

"Потому что это один из основных инструментов проекции силы далеко за пределы США. Кроме того, США - страна двух океанов, поэтому они считают необходимым, как они говорят, доминировать на морских пространствах. И авианосец является одним из ключевых средств такого доминирования", — пояснил Мураховский.

Строительство Gerald R. Ford, начавшееся в 2009 году, оценивается в 12,9 миллиарда долларов. Корабль водоизмещением около 100 тысяч тонн будет обслуживаться экипажем из около 2500 человек. На палубе смогут разместиться более 75 самолетов и вертолетов. Всего США планируют построить 10 подобных авианосцев на замену кораблям типа "Нимиц".