Требуется старший воспитатель в доу. Каким должен быть современный старший воспитатель доу

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ , отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств. Своими взглядами на то, каким должен быть современный старший воспитатель детского сада, поделиласьКсения Юрьевна Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

Всегда ли предъявлялись высокие требования к должности старшего воспитателя?

Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в.Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее - должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада - педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Какую часть в деятельности старшего воспитателя занимает сегодня работа с детьми?

Прежде всего, надо помнить о том, что старший воспитатель - не подменный воспитатель. Он не может и не должен быть постоянно подменным педагогом из-за отсутствия в группе по разным причинам основного воспитателя. Хотя раньше, да и сейчас в отдельных дошкольных учреждениях это практикуется. Сегодня основная работа старшего воспитателя - это работа с педагогиче-скими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя. Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а следовательно работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется прежде всего умение работать с людьми.

В чем заключается умение "работать с людьми" для старшего воспитателя?

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Умение работать с людьми - основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.

Работать с людьми - это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Назовите, пожалуйста, основные формы работы с педагогами, которые должен использовать старший воспитатель?

Прежде всего старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. И если вы создали рекомендации, алгоритм действий, напишите, кто участвовал в этой работе. Это не только приятно, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение. Старший воспитатель должен преследовать при этом и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом - все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

Во многих дошкольных учреждениях до сих пор методический кабинет воспринимается как личный кабинет старшего воспитателя. Как организовать его работу, чтобы он стал для педагогов своеобразным методическим центром?

Методический кабинет детского сада это не личный кабинет старшего воспитателя. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное не сколько кукол и кубиков находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т. д. Пополнять и оснащать методический кабинет - трудоемкий и длительный процесс.

Из своего опыта работы могу посоветовать следующий прием: зная сильных воспитателей, увлеченных той или другой методикой, старший воспитатель может сделать их помощниками в оснащении методического кабинета, предложив вместе скомплектовать, например, раздел по ознакомлению с окружающим миром или раздел по развитию речи. При этом необходимо дать возможность педагогам самим определить, какие материалы им нужны. Тогда они будут себя чувствовать хозяевами и не будут бояться заходить в методический кабинет. Педагоги будут знать, что они сами делали то или иное пособие. Пополняя кабинет пособиями, сразу заводите картотеки (тематические каталоги, библиографические списки) и учите воспитателей ими пользоваться. Чем более дифференцированными будут каталоги, тем легче педагогам с ними работать. Организуя деятельность таким образом, старший воспитатель снимает с себя обязанность выдачи пособий, что очень важно, т. к. на это уходит много времени. Это и есть научная организация методического кабинета. Кроме того, в кабинете обязательно должна быть представлена справочная литература. По возможности это должны быть не только энциклопедии, но и учебники, где можно найти необходимую информацию.

В детских садах-новостройках проблема организации работы методического кабинета и использования педагогами пособий осложняется также тем, что некоторые старшие воспитатели начинают с красивого оформления полок, систематизации материалов по папкам. Это важный блок работы, но не нужно стараться оформлять все сразу в один год. Нужно сосредоточить свои силы на решении годовых задач. Например, взять на этот год 2-3 задачи и по этим направлениям систематизировать и дополнять, постепенно оснащать методический кабинет. Это является самым важным моментом организации образовательного процесса.

С какими трудностями приходится сталкиваться старшему воспитателю детского сада-новостройки?

Еще одна проблема в деятельности старшего воспитателя, когда детский сад работает в режиме становления, новостройки, - умение распределять функционал, обязанности и ответственность каждого, а также написание таких документов, как программа развития и образовательная программа ДОУ. В данный момент с творческой группой специалистов Южного округа г. Москвы разрабатывается программа развития детского сада для новостроек. Она схематична, и мы думаем, что может быть использована как основа для работы в первый, второй год для всех новостроек.

Следует заметить, что в период становления детского сада очень много сил моральных и физических уходит на создание коллектива единомышленников, определение помощников в работе, установление человеческих взаимоотно-шений.

В этом отличие от детского сада, работающего в режиме функционирования, где все отлажено, каждый на своем рабочем месте, и старший воспитатель должен больше времени уделять организации инновационной деятельности, инициировать педагогов к творческому поиску, чтобы не было творческого застоя в коллективе, чтобы работа педагогов не превращалась в рутину.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя? В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.

Старший воспитатель детского сада сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести ее. Важная задача - умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.

Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие - добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, мы создаем, формируем, транслируем опыт лучших воспитателей. Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в округе, микрорайоне, городе, стране. Зная проблему в своем детском саду, не нужно пытаться решить ее только своими силами. Следует почитать литературу, периодические издания, например журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", где и дается как раз обзор передовых технологий работы с детьми, педагогическими кадрами и т. д. Познакомить педагогов с опытом коллег, попробовать применить в своей работе. Внедряя чей-то опыт, важно помнить, что ни один опыт не дает одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети. И значит, на основе этой инновации появится что-то свое, новое. Это бесконечный процесс совершенствования.

Очень хорошо, что во многих современных журналах дается обзор научных статей. Старшие воспитатели, готовящиеся к защите своей кандидатской, совершают первый шаг к глубокому обзору и анализу того, что есть в науке. Смотреть ли информацию в Интернете, ходить ли на конференции, читать журналы, каждый решает сам. Сегодня все источники важны. Инновационная и экспериментальная работа это еще и дополнительная нагрузка, и документация.

Сегодня старшему воспитателю важно уметь пользоваться информационными технологиями?

Учитывая, что нагрузка у старшего воспитателя увеличилась, хотя, казалось бы, цели остались те же, владение информационными технологиями действительно становится профессиональной необходимостью. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. - этому старший воспитатель должен тоже научиться. Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребенка, оставляют там свои отзывы о работе детских садов. Я рекомендую старшим воспитателям заглянуть на эти сайты, чтобы понять, как родители оценивают работу ДОУ, в чем они нуждаются. Уверена, что это позволит более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в вашем детском саду. Ведь формирование компетентного родительства - это также задача ДОУ в целом и старшего воспитателя в частности.

Подводя итог всему вышесказанному, какой он, современный старший воспитатель? Современный старший воспитатель - это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное - любящий свою профессию и детей. Я желаю всем старшим воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.

Анна Шорина
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность , к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании , развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления : касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно –образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций : определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели . Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее : цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя . Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например , если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям . Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется , прежде всего, умение работать с людьми.

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя . Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе .

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности .

Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например , старший воспитатель говорит о том , что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей . При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например , получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя . Прежде чем требовать с воспитателей , старший воспитатель должен определить , над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель , и только потом – все воспитатели . Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель . Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей .

Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в :

Подборе кандидатов на должности воспитателей , их помощников, специалистов;

Создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

Формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

Стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

Создании имиджа ДОУ среди населения;

Выборе (разработке) образовательных программ для детей;

Организации образовательной, воспитательной работы с детьми ;

Организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

Развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

Развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно- воспитательную , методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ , предусматривая :

Предложения в план работы ДОУ;

Повышение квалификации воспитателей ;

Помощь воспитателям в самообразовании ;

Аттестацию воспитателей ;

Составление сетки занятий по возрастным группам;

Методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

Обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

Ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

Развитие преемственности ДОУ и школы;

Совершенствование работы с родителями;

Комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную , методическую работу :

Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

Проводит для воспитателей открытые занятия , семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

Организует работу творческих групп;

Своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной , методической работы;

Ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

Комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;

Организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

Проводит совместные мероприятия со школой;

Готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания ;

Своевременно оформляет педагогическую документацию;

Формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям .

Осуществляет контроль за работой воспитателей :

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы ;

По графику посещает занятия в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя , психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию . Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе :

Наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности ;

Наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями , осуществляемой в режиме диалога;

Готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

Стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

Освоения культуры получения, отбора, воспроизведения , обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

Наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности .

По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен :

При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания , обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно -образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом ; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации : осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей , методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей , собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

При контроле : разрабатывать схему наблюдения за воспитательно -образовательной работой с детьми, диагностические материал).; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно -образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей ; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно -образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями , использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

При координации : изучать педагогическое мастерство воспитателей , социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы , свою организаторскую деятельность ; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей ; регулировать ход воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

При общении : владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности ; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям ; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формирование и методы. – М.: ТЦ. Сфера. 2005. – 96с. (Серия .)

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .)

3. Старший воспитатель детского сада : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.

Кредо - Раменки, Москва

100 000 руб.

...образовательных учреждений: Уфа. Москва. Казань. Детские сады/ школа. Готовность к непродолжительным командировкам 2 ... ...ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ, НЕ МЕНЕЕ 5 ЛЕТ В ДОЛЖНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ, СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ, МЕТОДИСТА - МОЖНО НАКОПИТЕЛЬНЫЙ, желательно в частной ...

23 дня назад

НОУ СОШ Академическая Гимназия - Москва

55 000 - 70 000 руб.

...обязанности: Методическое сопровождение воспитательного- образовательного процесса частного ... ...ежегодной процедуры набора воспитанников детского сада; Ведение отчетности. Требования: ... ...; Опыт работы от 3 лет в должности " Старший воспитатель"; Требуется знание ...

13 дней назад

Гимназия №1534 - Москва

Должностные обязанности: Уход и присмотр за детьми. Требования: Высшее профильное педагогическое образование. Стаж работы не менее 3-х лет. Порядочность, бережное отношение к детям и доброжелательное отношение к их родителям. Неконфликтность, умение работать в команде....

23 часа назад

АНДОО Филипп - Москва

60 000 руб.

...преподавателей, семинаров, конференций, учебные курсов и т.д. Организация учебной деятельности в детских садах Требования: Педагогическое образование Опыт работы методистом желателен, Знание методик, программ для дошкольников Умение передавать знания ...

10 дней назад

Детский сад "Тигрёнок" - Москва

60 000 руб.

Должностные обязанности: В новый, современно оснащенный, просторный детский сад с собственной огороженной территорией требуется воспитатель, который умеет - организовать интересное занятие для детей - увлечь, заинтересовать, привить интерес к получению знаний - обнять, ...

13 дней назад

Миллениум - Москва

30 000 - 40 000 руб.

Должностные обязанности: Планирование и организация учебно- воспитательной деятельности, способствующей физическому развитию и навыков общения ... ...другими работниками. Требования: Опыт работы в частном детском саду Знание возрастной психологии детей Уравновешенность ...

13 дней назад

Чудо-садик - Москва

40 000 - 50 000 руб.

Должностные обязанности: - планирование и осуществление воспитательно- образовательной работы в соответствии с программой; - строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий; - подготовка праздников, организация досуга детей; - проведение занятий, прогулок. ...

20 дней назад

Детский центр Сёма (ИП Лагутенко Анна Викторовна) - метро Аннино, Москва

25 000 руб.

Обязанности: Пятидневное ведение группы короткого прибывания для детей от 2 до 5 лет с 9:00 до 13:00. Проведение общеразвивающих и творческих занятий. Требования: Минимальный опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста год. Профильное образование...

12 дней назад

Центр развития детей "Мир Детства" - Москва

26 000 - 44 000 руб.

...пунктуальность; Грамотная речь и коммуникабельность; Интерес и любовь к детям! Мы предлагаем: Интересная работа в современной детском саду; Полный рабочий день Оформление по ТК РФ; Здоровое бесплатное питание; Квалифицированные коллеги, дружный коллектив; Возможность ...

27 дней назад

Детсад Комарик - Москва

50 000 - 70 000 руб.

...Обязанности: методическая поддержка и сопровождение образовательного процесса в детском саду; управление персоналом (воспитатели); привлечение новых клиентов, презентация детского сада родителям; ведение документации; контроль соблюдения режима: ...

25 дней назад

Джолли Полли - Москва

30 000 - 60 000 руб.

...возраста - Ведение развивающих занятий в соответствии с программой детского сада - Организация прогулок на детской площадке и присмотр за ... ...группы Требования: Нам требуется активный, дружелюбный воспитатель, который любит заниматься развитием и воспитанием детей, создавать ...

26 дней назад

Детский центр Super kids (ИП Анискин В.О.) - метро Октябрьское поле, Москва

50 000 руб.

В новый частный детский сад требуется воспитатель- педагог. Условия: График работы 5/2 с 9:00 до 19:00 Зарплата от 50000 р. Возрастная группа детей - 5-7 лет. В группе до 12 детей. Обязанности: Обучение и воспитание детей; Соблюдение ...

6 дней назад

СОШ "Академическая Гимназия" - Москва

50 000 - 70 000 руб.

...прогулок; Подготовка и проведение праздничных мероприятий в детском саду; Контроль дисциплины и порядка в группе; Осуществление комплекса ... ...питание - завтрак, обед, ужин; Работа совместно с помощником воспитателя; Для иногороднего специалиста предоставляем бесплатное ...

25 дней назад

Бэби-клуб (ИП Попов Антон Александрович) - Измайлово, Москва

30 000 - 40 000 руб.

...Бэби-клуб Семеновская приглашает воспитателя / специалиста по работе с детьми! Занятость: 5 дней в неделю Кого мы ... ...Приветствуется: ~ опыт работы воспитателем в саду или педагогом в детских дошкольных учреждениях. Работая у нас, Вы получаете ...

24 дня назад

Центр развития ребенка Айленд - метро Измайловская, Москва

40 000 - 45 000 руб.

...Общение с родителями Подготовка и проведение праздников и спектаклей Требования: Опыт работы в частном детском саду Знание возрастной психологии детей Уравновешенность Пунктуальность Оптимистичный подход к жизни Умение организовать ...

12 дней назад

Формула детства - метро Чертановская, Москва

70 000 руб.

Вы получили педагогическое образование по специальности воспитатель и собираетесь пойти работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада в общих чертах знаете, но вам не все понятно. Что же скрывается за стенами дошкольного учреждения? Можете быть, прочтение этой статьи поможет вам найти ответы на некоторые вопросы.

Иду работать в детский сад. Обязанности воспитателя детского сада от А до Я

В первую очередь воспитатель - это человек, который постоянно находится рядом с детьми: в группе, на прогулке, во время обеда и сна. Каждую минуту и секунду он должен неукоснительно следить за их благополучием и безопасностью. Но на этом не ограничиваются его обязанности. Кроме этого, воспитатель проводит развивающие занятия с детьми, читает и рассказывает им сказки, следит за порядком и дисциплиной в группе, ведет различную групповую документацию, принимает активное участие в организации и проведении утренников.

Рабочий день воспитателя

В чем заключаются основные обязанности воспитателя детского сада? Чтобы стало более понятно, рассмотрим рабочий день, начиная с утра и заканчивая вечером. Каждый день в дошкольном учреждении проходит в соответствии с режимом дня, которого придерживается детский сад. Обязанности воспитателя детского сада напрямую зависят от него.

Утро у воспитателя начинается с приема детей. В это время педагог должен пообщаться с каждым из родителей, проверить, все ли в порядке с ребенком. Когда все дети в сборе, воспитатель проводит с ними зарядку и ведет завтракать. После завтрака с детьми проводится непосредственная образовательная деятельность и прогулка. В промежутках между этими занятиями может проводиться второй завтрак, но это все зависит от особенностей работы детского сада. После прогулки дети обедают и ложатся спать. Во время тихого часа воспитатель может заниматься самой разнообразной деятельностью: заполнять документацию, оформлять различные стенды, уголки, готовиться к утренникам, мыть игрушки, знакомиться с новинками методической литературы.

После сна следует полдник, прогулка и ужин, после чего детей забирают родители.

Обязанности воспитателя

При приеме на работу каждый работник, принимаемый на эту должность, должен изучить должностные обязанности воспитателя детского сада под роспись. В этом документе прописано, что педагог должен быть компетентен в проведении мероприятий, способствующих укреплению здоровья детей и их физическому развитию, всевозможных видов организованной и самостоятельной деятельности и общения дошкольников. Дети должны получить все знания согласно основной программе дошкольного учреждения.

Должностные обязанности воспитателя детского сада подразумевают тщательный присмотр за детьми в помещении и на прогулочных площадках детского сада, взаимодействие с родителями. Также воспитатель планирует и организует игровую и самостоятельную деятельность и досуг детей, участие в конкурсах как внутрисадовского уровня, так и более высокого, после чего проводит выставки детских работ.

Педагог должен владеть современными инновационными технологиями и методиками и применять их на практике. Наряду с этим педагог следит за порядком и чистотой своего рабочего места, в группе и на вверенном ему участке. Проводит дезинфекцию игрушек в соответствии с нормами СанПиНа. Координирует работу младшего воспитателя. Ведет каждодневный учет посещаемости детей и фиксирует это в специальной тетради. Воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования старшего воспитателя и медсестры.

Старший воспитатель в обязательном порядке должен иметь высшее педагогическое образование и стаж работы в области дошкольного образования не менее пяти лет.

К основным обязанностям старшего воспитателя относится руководство деятельностью всех педагогов, работающих с детьми. Он занимается организацией и проведением педагогических советов, родительских собраний и всех остальных мероприятий, запланированных в детском саду. Два раза в год совместно с воспитателями проводит мониторинг для выявления уровня освоения программы каждым ребенком.

Старший воспитатель принимает участие в подборе кандидатов на должность воспитателя, узких специалистов, младшего воспитателя. Содействует в создании хорошего психологического климата в коллективе сотрудников детского сада.

В обязанности старшего воспитателя входит ведение всей методической документации: годовой план, анализ работы за год, циклограмма, различные мониторинги и многое другое. Он должен следить за уровнем образования педагогических работников, своевременным повышением их квалификации, помогать в подготовке к прохождению аттестации. Также активизировать воспитателей к участию в различных мероприятиях и конкурсах на районном и федеральном уровне.

Старший воспитатель находится в непосредственном подчинении у заведующего детским садом.

Роль младшего воспитателя

В обязанности младшего воспитателя детского сада входит поддерживание чистоты в группе. Он должен утром и вечером проводить уборку всех вверенных ему помещений, после тихого часа - делать влажную уборку в спальне. При наличии в группе ковров чистить их влажной щеткой и пылесосом. Один раз в месяц обязательно проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств, два раза в год моются окна.

Каждодневной обязанностью младшего воспитателя является санитарная обработка посуды, детских столов, за которыми они питаются, горшков (если они есть). Один раз в неделю либо при возникновении в этом необходимости меняет постельное белье. Гигиеническая обработка санузлов должна проводиться два раза в день. Следит за чистотой полотенец, постоянным наличием в группе кипяченой воды для питья. Помогает одевать и раздевать детей при проведении прогулки.

Наряду со всем вышеперечисленным младший воспитатель обязан помогать в организации работы с детьми, в проведении образовательной деятельности, организуемой воспитателем. Также в его обязанности входит организация работы по привитию детям основных навыков самообслуживания, приобщение к общественно-полезному труду в старших и подготовительных группах. Младший воспитатель организует кормление дошкольников, работает над освоением ими правил хорошего поведения во время приема пищи, культурно-гигиенических навыков. В вопросах своей компетенции взаимодействует с родителями дошкольников. Во время отсутствия воспитателя по уважительной причине и во время «тихого часа» присматривает за детьми.

Младший воспитатель находится в прямом подчинении у заведующего, выполняет требования воспитателя, медсестры, заведующего хозяйством.

Помощник воспитателя детского сада

Если сравнить должностные обязанности помощника воспитателя детского сада и младшего воспитателя, то мы увидим, что они практически совпадают. Их отличие лишь в том, что обязанностью младшего воспитателя является участие в проведении образовательной деятельности, которую организует воспитатель, а для помощника воспитателя данная функция в обязанности не входит.

Выбор за вами

Так стоит ли вам идти работать в детский сад? Обязанности воспитателя детского сада очень обширны и не каждому под силу. В этой статье мы постарались раскрыть все подробности работы в детском саду, начиная со старшего воспитателя и заканчивая помощником. Теперь выбор за вами - на какую должность вы можете претендовать. Все зависит от вашего образования, квалификации и желания работать.

P. S. Коротко о главном

А самое главное - это любовь к детям. Основное требование, которое не прописано ни в одной инструкции: любить детей и бережно к ним относиться.

Профессия воспитатель очень древняя и почетная. Когда она появилась, сказать сложно, однако известно, что ее история началась еще в Древней Греции. В те далекие времена в состоятельных семьях был раб, который занимался воспитанием детей. Он провожал его в школу. В остальное время оберегал ребенка от различного рода опасностей, следил за его развитием, невольно формируя его поступки и поведение. Раба называли педагогом, что в переводе с греческого означало "детоводитель". Позже появился домашний воспитатель. А сама профессия воспитатель возникла после популяризации общественного образования.

Характер человека, его жизненная позиция, взгляды и моральные принципы закладываются еще в детстве. Вот почему компетентность, образованность, всестороннее развитие личности воспитателя приобретает огромную социальную значимость. Работа эта очень ответственна, так как в процессе нее формируется не только новая личность, но и новый гражданин государства. В процессе дошкольного образования происходит формирование отношения ребенка к обществу, труду, самому себе. Что в свою очередь обуславливает его дальнейшее развитие.

Образование

Профессия воспитатель требует получения диплома об окончании среднего или высшего профессионального образования.

Качества, которые необходимы при работе воспитателем:

  • Желание и интерес к работе с детьми.
  • и креативность.
  • Воспитатель должен быть доброжелательным, отзывчивым, тактичным.
  • Внимание и память должны быть хорошо развиты.
  • Самоконтроль.
  • Хорошая организованность.
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Внятная и эрудированность, общая культура.
  • Отличные управленческие качества.

Воспитатель должен обладать знаниями:

  • Нормативно-правовых актов и других программно-методических документов по вопросам дошкольного образования и правам ребенка.
  • Педагогики и методики дошкольного воспитания.
  • Детской, возрастной, педагогической и социальной психологии, а также анатомии и физиологии детей.
  • Основ дефектологии.
  • Литературно-художественного и музыкального репертуара.
  • Различных методик обучения и развития детей.
  • Правил охраны здоровья и жизни детей.
  • Основ

Воспитатель должен уметь:


Характеристика деятельности

Воспитатель занимается организацией и проведением работ по умственному, физическому, трудовому, нравственному и эстетическому развитию детей, а также подготавливает их к школе. Обучает навыкам узнавания цифр и букв, устному счету, лепке, рисованию, пению. Занимается развитием речи детей, их мышления, знакомит с эстетическими и этическими правилами и нормами, с произведениями искусства.

Развивает у детей наблюдательность, творческую инициативу, сообразительность, самостоятельность. Воспитатель прививает детям навыки общения, развивает вежливость, правдивость, доброжелательность, приветливость и другие социально-значимые качества. Помогает укреплять здоровье воспитанников с помощью физических упражнений и закаливания, организует строгий режим занятий и отдыха.

Соблюдает санитарно-гигиенические нормы в помещениях, формирует у детей навыки личной гигиены. Контролирует качество и своевременность питания воспитанников, поведение их во время еды. Пытается приобщить детей к труду. Проводит консультации родителей по вопросам укрепления здоровья, воспитания и обучения детей. На воспитателя ложится большая ответственность за здоровье и жизнь подопечных.

Самообразование воспитателя

Для того чтобы быть успешным в современной системе образования, необходимо постоянно заниматься совершенствованием своих знаний. К сожалению, с каждым годом полученные знания теряют свою актуальность. Поэтому самообразование воспитателя - это самый эффективный способ улучшения педагогического мастерства.

Самообразование - это работа педагога по углублению и расширению полученных ранее теоретических знаний. А также это совершенствование и приобретение новых профессиональных умений и навыков, которые отвечают требованиям современной педагогики и психологии.

Категории воспитателей

Воспитатели, желающие повысить заработную плату, могут подать заявление о том, что они хотят пройти аттестацию для получения первой или высшей категории. Каждая категория дается сроком на 5 лет, по истечении этого срока ее необходимо подтвердить в том же порядке. Проходящие аттестацию письменно или с помощью компьютера отвечают на вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности. После окончания испытания комиссия выносит решение о том, соответствует или нет испытуемый занимаемой должности.

Педагогический состав

(ДОУ) в основном педагогическом составе находятся старшие и младшие воспитатели.

Старший воспитатель занимается организацией воспитательно-образовательного процесса в детском саду, его деятельность связана с методической работой. Его еще называют методистом. Совместно с заведующей этот специалист участвует в руководстве коллективом ДОУ, подбирает кадры, разрабатывает и внедряет новые программы и педагогические планы. Следит за тем, чтобы в группах было достаточно книг, игрушек, игр. Сотрудничает с другими ДОУ, а также школами, музеями, детскими центрами.

Старший воспитатель занимается проведением открытых занятий, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций. Работает с родителями детей: подготавливает стенды на различные темы, папки-передвижки и прочее.

Младший воспитатель помогает основному воспитателю правильно организовывать сон и отдых детей в группе, следит за здоровым и правильным питанием.

Его обязанности:

  • приносит и раздает еду;
  • убирает посуду со столов и моет ее;
  • умывает детей и моет им руки;
  • проводит два раза в день влажную уборку и проветривает помещение;
  • меняет постельное белье;
  • убирает площадки для прогулок;
  • помогает одевать детей перед прогулкой и раздевать после нее.

Организации, в которых может работать воспитатель

На самом деле их не так уж и мало.

  • Государственный или частный
  • Детский дом.
  • Центр социальной помощи семье и детям.
  • Развивающий центр.
  • Органы опеки и попечительства.

Карьерный рост

Работа воспитателем не предполагает большого Конечно, есть возможность когда-либо стать заведующей детским садом. Или, к примеру, заняться предпринимательской деятельностью, открыв частный детский сад или организовав развивающий центр.

Условия труда

Педагоги обычно работают посменно (днем либо вечером), в помещении или на открытом воздухе (во время прогулок и занятий на природе).

В заключение можно сказать, что профессия воспитатель безусловно актуальна и востребована в современном мире. А люди, посвятившие всю жизнь работе с детьми, достойны похвалы и большого уважения. Работа воспитателем сложна, но она многократно вознаграждается любовью детей.