Как определить число оборотов оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств и их элементов

К проблеме структуры личности в социологии существует не один подход. Структура личности в социологии - один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением.

Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я - это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны - с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением).

Некоторое время идеи Фрейда считались антинаучными. Но именно им структура личности в социологии стала рассматриваться как многоплановая, а в поведении человека увидел борьбу биологического и социального начал.

Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура - ценности и деятельности - реализацию потребностей, желаний, интересов человека.

Теория зеркального «Я» была разработана Дж.Мидом и Ч.Кули. Согласно этой доктрине личность является отражением реакций других людей. Определяет суть человека самосознание.

Психоаналитическая теория во главе с З.Фрейдом нацелена на раскрытие противоречий внутреннего мира человека, психологических аспектов связи человека и социума.

Ролевая теория была выведена Т.Парсонсоном, Р.Минтоном и Р.Мертоном. Согласно ей описывается двумя основными понятиями: «социальная роль» и «социальный статус». Статус означает позицию человека в социальной системе. Роль - это действия, которые выполняет человек, которому свойственен определенный статус.

Марксистская теория видит личность как продукт развития индивида в социуме.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Социальная структура личности

При изучении социального поведения личности социологам приходится

сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых

невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и

потребностям современной практики. К числу таких проблем относится

социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится

человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и

определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает

определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям

Прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием

деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного

рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная

ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает

основания для выделения биологической, психологической и социальной

структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и

социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не

учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры,

поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми.

Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые

присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая

структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее

устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного

рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее

деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к

совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя

сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее

социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и

субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его

разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в

которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной

структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как

взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта

деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности

невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид

("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия.

При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает

чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять

такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных

надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая

светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго

руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор

подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид.

Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу

автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения

откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет

нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и

стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а

в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности

ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока

представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны

также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и

собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки,

поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает

чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить

в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

Один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный

и неосознанно " живущий " для самой личности;

Второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только

наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю

жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают

человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом

конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом

является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

Наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода,

превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот

процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и

интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и

установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют

внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей,

ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их

преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к

личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные

условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи

личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме

естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность

в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между

ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают

социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного

развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них

отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее

направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной

мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными

причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, -

убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их

страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения

Ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на

определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным

из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы,

являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности.

Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном,

могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через

ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних

побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так

создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в

целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности -

достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной"

структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к

определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор

деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению

ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и

стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого

взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами

принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные

побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека

удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы

выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают

многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного

характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая

ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс)

действительности. Социальные установки - один из наиболее важных

регуляторов социального поведения личности, выражающий ее

предрасположенность, готовность действовать определенным образом в

отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к

среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют

деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор"

поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со

времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий

научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с

разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального

поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень

формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных

ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую

направленность поведения интересов личности. На среднем уровне

саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки

личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также

происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного

плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных,

непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей

оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят

непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки,

диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне

наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности

отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по

случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя

первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью

выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и

развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее

демографическим, социальным, профессиональным положением, местом,

занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру

в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как

своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической

теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру,

деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и

практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью

окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть

рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического

процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и

контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата

является основанием для выделения творческой или воспроизводящей

(репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также

инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть

изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на

язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно

общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего

на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований

Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой

является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть

деятельность экономическая, политическая, социальная, а также

производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется

множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все

эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных

отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее

образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования

личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной

доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром,

состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором

раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему,

в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она

условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить

наглядное представление о поднятых выше вопросах.

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Теория - это механизм, посредством которого разрозненные результаты

эмпирических исследований, часто воспринимаемые вне связи друг с другом и

используемые и различных контекстах, образуют единую систему.

Теории обращают внимание на конкретные проблемы, которые нелегко

заметить при неглубоком подходе к явлениям, но которые могут служить

основой объяснения и интерпретации этих явлении.

Теория обладает большим значением в практической деятельности, придаст

ей большую эффективность. Теория - это носитель знаний, рассуждений и

система определенных выводов, что крайне необходимо в жизни личности и

общества.

Нередко различают историю теории и методически разработанную теорию.

Первая выявляет самостоятельную мысль об обществе, принадлежащую отдельным

лицам (Гоббс, Кант), школам или периодам. Вторая, как правило, представляет

собой современное направление мысли об обществе. Многие мыслители, которых

нередко принимали за историков мысли, имея в виду значение их творчества,

на самом деле были по-настоящему оригинальными учеными, как по своему

стремлению, так и по образу мыслей. К тому же, многое в современной мысли,

называемое теорией, недостаточно методически приработано для общественной

науки; зачастую они свидятся к общим рассуждениям, подходам и пропаганде

идеологических предпочтений. В конечном счете, многие направления, уходящие

корнями в историю мысли, уцелели в качестве составных частей современных

теорий, которые и являются их последователями. Поэтому можно сказать, чти

"история" и "теория" в социологии растворяются друг в друге,

Что касается социологической теории, то это не результат простого

пополнения знаний, т.е. замены старого знания новым в свете более

действительного или точного знания. Скорее, это результат многогранного

прироста знаний, усложнения и обогащения более или менее оформившихся

направлений теоретического анализа личности и общества

Личность представляет собой как бы соединение гражданских,

политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими

социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует

процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью

общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей,

социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности

человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения

проблемы стадо формирование различных социальных концепций (теорий)

личности (со второй половины XX века): теория зеркального Я Ч. Кули,

ролевая теория Р. Липтона, Т. Парсонса, статусная теория, бихевиориальная (

поведенческая) теория Дж. Уотсона, психобиологическая теория 3. Фрейда,

теория референтной группы, теория установок и др.

Для всех этих теорий характерно то, что все они признают человеческую

личность специфическим образованием, совокупностью качеств, непосредственно

выводимых из социальных факторов (соотношение биологического и социального

в человеке).

В этой работе будут рассмотрены 3 социологические теории личности:

ролевая, статусная и поведенческая.

Ролевая теория личности

В научной литературе утвердилось мнение, что специальной

социологической теорией личности является ролевая концепция личности.

Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э.

Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и

других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А.

Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые

отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к

разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных

ситуациях. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления

человека к определенным условиям.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко

используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто

ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это

поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно

сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек,

попадая в люди.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные

Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается

и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат

непонимания ролей друг друга. Для их преодоления необходимо осознание

взаимных прав и обязанностей людей по отношению друг к другу, или

соединение своей роли с ролью другого человека, умение поставить себя на

его место, без чего невозможна социализация личности.

В соответствии с этой мыслью Т. Шибутани вводит 2 понятия: "играние

роли" и "принятие роли". Играние роли - это организация поведения в

соответствии с групповыми нормами, а принятие роли - требование к

действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого

человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки

зрения другого человека. Например, лектор и аудитория, начальник и

подчиненный, врач и пациент, продавец и покупатель. Способность человека

понимать жизнь, отличную от его жизни, - один из показателей его социальной

зрелости, что особенно важно для детей и юношества.

Некоторые роли, а их большинство, являются личностно незначимыми для

человека, например, пешеход, пациент, покупатель и т.д. Их отсутствие или

наличие человек воспринимает незаметно, не вкладывая в них частичку души и

своего Я. Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые

связаны с главным статусом, воспринимаются, как часть Я. Их потеря может

переживаться как внутренняя трагедия.

В структуре социальной роли обычно выделяют 4 элемента:

1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.

2. Предписание (требования), связанные с данным поведением. Человек

занимает в обществе определенную позицию или должность, а с ней

непременно связана совокупность прав и обязанностей (позиция учителя и

ученика, отца и сына). Исходя из этого, общество можно представить как

систему взаимодействующих должностей и позиций, а позицию как структурно

оформленную единицу общества. Роль в такой интерпретации означает

совокупность действий, которые производит субъект для реализации

занимаемой им позиции (требований должности). Позиция связана не только с

системой действий, но и с системой ожиданий. От человека, занимающего ту

или иную позицию, окружающие ждут соответствующих действий. И сам человек

рассчитывает на определенное к себе отношение.

3. Оценка выполнения предписанной роли. От человека требуют определенных

действий, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль

играет и какую роль хотел бы играть на "сцене", именуемой жизнью.

4. Санкции, т.е. социальные последствия того или иного действия в рамках

требований социальной системы.

Такие санкции могут быть моральными, реализуемыми непосредственно

социальной группой через ее поведение (презрение), или юридическими,

политическими, экологическими и т.д., реализуемыми через деятельность

конкретных социальных институтов. Смысл санкции - побудить человека к

определенному типу поведения.

Т. Парсонсом была впервые предпринята попытка систематизации ролей

Любая из ролей описывается 5-ю основными характеристиками:

1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие -

раскованности;

2) способом получения - одни роли предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая -

4) формализацией - одни роли представляют собой действие в строго

установленных правилах, другие - произвольное;

5) мотивацией - одни направлены на личную прибыль, другие на общее благо и

И.С. Кон выделяет 3 понимания роли: в обыденном сознании, где «быть в

роли» значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного

поведения; в социальной психологии, которая использует это понятие для

«описания повторяющихся, стандартизированных форм поведения», и, наконец, в

социологии, в которой понятие социальной роли обозначает безличную

социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто

занимает данную позицию.

Действительно, в поведении человека всегда есть нечто заданное,

стандартизированное. Человек, сознающий себя «в роли», становится не только

актером, но и зрителем собственных поступков. Это вносит в его поведение

элементы отчужденности. Он ведет себя так, как если бы он был не самим

собой, а кем-то другим, и это порождает у него внутреннюю напряженность,

чувство неестественности своего поведения (даже если окружающие его не

видят). И.С Кон отмечает, что прежде чем реагировать на внешний символ,

человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли.

И.С. Кон приходит к выводу, что процесс формирования личности означает

ее вживание в различные социальные роли и составление своей ролевой

системы, где человек идентифицирует себя с различными ролями. С одними -

личностно значимыми - больше, с другими - второстепенными - меньше. Однако

абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию

отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся

линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой

линии, что ведет к ограничению творческой активности личности, порождая

конформизм. Если степень идентификации личности с ролью высока, то они

могут срастись, и роль может стать неотъемлемой частью личности. Если нет,

то роль становится для личности совершенно чуждой, что часто и бывает.

Статусная теория личности

При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие

«социальное положение». Если это понятие соотносится с социальной ролью, то

последнюю можно рассматривать как функцию социального положения.

Однако. «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным

положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие

«социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную

и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает,

каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми,

обществом.

Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида

или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек

данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение)

или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются

соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе

общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец,

оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в

определенных количественных и качественных показателях (заработная плата,

премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.

Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает

большими потенциальными возможностями при решении задач социализации

личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального

статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный

статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы

поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью

своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой

сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще

подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с

активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным

оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной

самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям

и действиям человека.

Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные

статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и

ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей

деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний,

позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно

ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной

подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень

самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества

личности.

Поведенческая теория личности

Поведение человека составляет совокупность поступков и других

социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный

статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его

взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит.

Неотъемлемый элемент поведения личности - общение.

Социальную деятельность составляет система проявления поведения

личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и

преобразование его социальной сферы.

Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается

равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же,

определением социальной деятельности и социального поведения личности

выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные

потребности и интересы.

Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от

социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.

1) Естественные - это нужды человека как биологического существа

(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).

2) Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности

(потребности в.духовной культуре, общении, трудовой деятельности и

Потребности характеризуют условия жизнедеятельности

Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека,

который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него

возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из

следующих элементов:

1. положение человека в обществе;

3. пути и способы использования сложившихся социальных отношений

(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.

Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей

и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в

обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой ее

деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные

действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними

побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов

личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному

Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые

непосредственно, ситуационно определяют поведение людей. Мотивы - отражения

в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности,

внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних

побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека

внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности

человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают

материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие

и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная

заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать

себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.

Мотивы обуславливают выработку человеком целей деятельности, в

результате чего осуществляется переход интересов через деятельность,

опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы У.

Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог).

Ценностные ориентации выступают социальными установками личности,

регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и

определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются

как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.

Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта,

освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов

и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену

социальной общности.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации (5.6), а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

При исследовании процессов взаимодействия человека и общества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но, преимущественно, как субъект социальных отношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности оказывать обратное воздействие на социальную среду.

В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, нижний уровень которой составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший – социальные, престижные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители – стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В. А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня – это установки на социальные объекты и ситуации, ^диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно-данных условиях.

Таким образом, социологическое понятие личности выражает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.

Существует два основных научных подхода к формированию личности:

1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;

2) личность – это продукт в первую очередь социального опыта.

Необходимо отметить, что для создания полной картины, несомненно, нужно учитывать и биологические особенности личности, и ее социальный опыт. Большинство современных социологов считают, что социальные факторы формирования личности более значимы и являются определяющими. На формирование личности влияют: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и индивидуальный опыт.

Одна из главных задач социологии – проблема структурного анализа личности. Структура личности складывается из следующих элементов:

Социальная память;

Культура;

Деятельность;

Опыт (умения, знания, навыки, привычки)

Особенности отражения действительности (особенности мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; эмоциональных процессов – эмоций, чувств и др.);

Личные качества (убеждения, мировоззрение, интересы);

Биологические характеристики (протекание нервных процессов – возбуждения, торможения и т. п.; особенности, присущие определенному полу и возрасту).

Шесть типов личности: 1) теоретический; 2) экономический; 3) политический; 4) социальный; 5) эстетический; 6) религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные установки. Например, тип экономического человека характеризуется поисками собственного материального благополучия и т. п. Существует немало характеристик национальных типов личности. Широкое распространение сегодня получила и псевдонаучная астрологическая типология личностей. В зависимости от ценностей выделяют следующие типы личностей: традиционалисты – ориентированы в основном на исполнение долга, порядка (низко выражена креативность); идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традициям и пренебрежение авторитетами; реалисты – развитое чувство долга самодисциплина и самоконтроль; гедонисты – ориентированы на получение удовольствий «здесь и сейчас».

В зарубежной социологии наиболее распространена типология, связанная с социальным характером определенных социальных групп (тип «делового человека» и др.). Концепция Л.Н. Гумилева (типология по количеству энергии). Он выделяет несколько типов личности: первый располагает достаточной для нее энергией, второй («пассионарий») обладает избытком энергии и работает ради высоких, идеальных целей, третий располагает недостаточной энергией («субпассионарий»). Соотношение людей разных типов определяет лицо нации или региона.

18. Социализация личности: понятие и механизмы.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства и до глубокой старости. При этом социальное развитие человека нельзя изучать в отрыве от его семьи, социальной группы и культуры. Это явление не сводится к социальному обучению. Социализация – это процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству (хотя существуют и другие точки зрения). Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «я»-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Существуют различные подходы к определению этапов социализации личности. Но все подходы связаны с определенными возрастными периодами жизни человека (детство, отрочество, юность, зрелость и т. д.)

Социальная структура личности характеризует как внешнюю так и внутреннюю соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей поведения (как динамической структуры статусов); внутренняя соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций). Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой – в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами: индивидами и группами. Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, и в-третьих, обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли). Социальный статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Каждый человек обладает множеством социальных статусов, один из которых может считаться главным, а другие – второстепенными. В зависимости от жизненной ситуации статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемые личными обстоятельствами, и достигаемые являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий. Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу.

На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции («субъективные» позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности – устойчивая направленность на определенные ценности. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Олпорту. Личность как динамическая психофизическая система строится из первичных компонентов темперамента, интеллекта и физической конституции. Олпорт выделил общие черты, характерные для данной культуры, и индивидуальные черты – диспозиции. В социологии основатели – У. Томас, Ф. Знанецкий. В.А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций:

Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей

Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях

Базовые социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов

Система ценностных ориентаций, связанных с высшими целями индивида

При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.

Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям - прогресс и регресс - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к разного рода отклонениям, получившим название девиантного поведения.

В первом приближении личность может рассматриваться как структурная ценность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основания для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых соответственно биологией, психологией и социологией Биологическая структура личности не может, конечно, не учитываться социологией, ни лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять всех тех функций, которые присущи здоровому человеку Больше с социальной связана психологическая структура личности, включающая совокупность эмоций, переживаний, волевые ее устремления, память, способности и прочее. Здесь важно не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле, сопровождающее деятельность индивида. Но социологическая структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности - ее социальное качество.

Социологическая структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины.

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

    один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности;

    второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим

    наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы.

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения). Вместе с тем резкой грани между ними нет, поскольку потребность в одежде, жилье, и даже еде приобретают социальную "оболочку". Особенно это характерно для периода кризисного развития общества

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности. Они оказываются главными причинами действий. "Ближайшее рассмотрение истории, - писал Гегель, - убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль".

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения - ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Поэтому ценностные ориентации, так же как и потребности и интересы, являются одним из основных факторов, регулирующих мотивацию деятельности. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересы, отражаясь в сознании людей, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности. Смысл этой деятельности - достижение определенной цели, венчающей "усилия этого механизма".

Другой "внутри личностный" механизм связан с "диспозиционной" структурой личности. Диспозиция личности - это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция - это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Что же означают названные элементы структуры личности? Под мотивами принято понимать, как уже отмечалось чуть выше, внутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки - это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки - один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям. Стало быть, установки во времена предшествуют деятельности, в них отражается "нацеленность на тот или иной вектор" поведения. В западной социологии установки принято назвать "аттитюдами" (со времен У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые ввели этот термин в широкий научный оборот и немало сделали для его изучения: В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший - уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. Другими словами, на этом уровне диспозиции регулируют общую направленность поведения интересов личности. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности - поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Отметим, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Такой подход, по меньшей мере, неточен. Но понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности.

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в ее "внешнем" выражении, отметим, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.

В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей (репродуктивной) деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной.

Разумеется, названные формы и виды деятельности личности могут быть изучены не только в рамках общей социологической теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследовании. Однако в силу достаточно общего характера это сделать не просто.

С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам. Это может быть деятельность экономическая, политическая, социальная, а также производственно-трудовая, бытовая, образовательная.

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством жизнедеятельности человека. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни. Представляется, что в процессе социологического исследования личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение. Как и всякое графическое изображение, она условна, но ее преимущество в том, что с помощью схемы можно получить наглядное представление о поднятых выше вопросах.