Компьютерная зависимость у детей: причины формирования и методы профилактики. Компьютерная, игровая и интернет зависимости у детей и подростков

Март 19th, 2013 Людмила


Нет повести печальнее на свете,

Чем про детку,

Выросшую в интернете…

Мир, в котором мы живем сегодня стремительно меняется: то, что когда-то было пределом мечтаний для всей молодой семьи, как например, компьютер, сегодня становится не только доступным для этой семьи, но и для каждого отдельного ее члена в частности. Например, в моей семье – 4 компьютера, а человек – 5 (пятая – моя внучка Дианочка, которой пока полгодика). Сегодня компьютеры используют везде: на работе, в учебных заведениях, в различных учреждениях, госслужбах, дома – сложнее будет сообразить, где их нет. Они буквально «заполняют» все пространство вокруг нас. Еще немногим больше десяти лет назад многие дети проводили своё свободное время на улице, гуляли, бесились, просто «валяли дурака», при всём при этом они довольно полноценно общались. Сегодня же большинство детей, причем любого возраста, проводит свой досуг за компьютерной игрой в сети интернет. И эта «паутина» затягивает в свои сети все новых и новых пользователей, которые становятся зависимыми не меньше наркоманов и алкоголиков от своей пагубной привычки жить в виртуальном мире, постепенно теряя навык и желание жить в мире реальном.

Казалось бы, чего беспокоиться: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало!» Сидит себе дома, не влезает ни в какие житейские уличные передряги, но, увы, интернет-зависимость у детей и подростков различного возраста, несмотря на всю свою внешнюю безобидность, по сути, скорее всего, является бомбой замедленного действия.

Конечно, уже ни для кого не является секретом существование самого факта наличия игровой зависимости, она запускает свои щупальцы повсеместно. Ни для кого не секрет, что ей страдают всё более и более молодые, а иногда даже совсем юные детки. В настоящее время многие родители игнорируют процесс организации досуга для собственных детей и беспечно доверяют его интернет-сети. Такой выбор впоследствии может обойтись родителям слишком дорого. Да чего греха таить-то, иногда именно сами родители демонстрируют свое интернет-зависимое поведение детям. Например, есть уже довольно старый анекдот про будни игромана.


Спрашивает дочка у мамы:

— Мам, а кто этот волосатый дядя с красными глазками?

— Так это же твой папка, доченька.

— А он что, заболел, что ли?

— Да нет, он просто к интернету подключился…

Как уж тут не вспомнить частушку: «Меньше лазишь в интернете – здоровее будут дети!»

Люди часто видят только одну сторону медали, что интернет сближает, сокращает расстояния, помогает развиваться. Но есть и другая сторона медали – в интернете вроде бы все вместе, но на самом деле – каждый одинок. Зачастую у пользователя есть лишь иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия любви, иллюзия жизни… Если разобраться – все хрупко как стеклянная пирамида. Ткни пальчиком – и получишь груду осколков, из которых ничего не собрать и, уж тем более, не построить…

Конечно же в этом процессе есть свои плюсы и минусы, ну и, наконец, каждый родитель сам для себя решает, что позволить или же не позволить своему ребенку. Конечно, здорово, что в интернете возможно получить практически любую информацию, которую можно использовать для повышения уровня своей образованности. Только вот именно это направление пользователи используют гораздо реже, чем другие направления. И правда жизни состоит в том, что остальное время дети и подростки проводят за играми в социальных сетях. Именно благодаря виртуальному общению некоторые дети, имеющие различные психологические комплексы, начинают себя ощущать не такими одинокими, как на самом деле, пытаются стать более раскованными, что в свою очередь придает им уверености, но отнюдь не решает никакие их психологические проблемы при общении с другими людьми в реальности.

Что же на самом деле опасного таит в себе длительное времяпрепровождение перед экраном монитора персонального компьютера? Так ли опасна интернет-зависимость у детей? Да, опасна, и далеко не безобидна по своей сути. Это – словно поездка на машине времени – присел на пять минуточек и пары часов – как ни бывало. Сначала вроде бы случайно потеряется чувство реального времени, затем оно может почти полностью исчезнуть, затем появится быстрая утомляемость, еще немного позже нарушится нормальный цикл сна-бодрствования, как следствие — снижается физическая активность, а также, как правило,наблюдается и ухудшение успеваемости.


Уже сейчас многие ученые, медики, психологи пришли к однозначному выводу, что до трех лет ребенка категорически нельзя подпускать к персональному компьютеру. Детям от 3 до 5 лет работать за компьютером можно не более получаса, а до 10 лет —всего лишь один час.

Вот какие шуточные стихи пишут некоторые интернет-зависимые:

«Я узнал, что у меня есть огромная семья:

Монитор, системный блок. В сети вставлен проводок.

Винд, заставка — небо голубое. Это – все мое, родное!

Без инета жить нельзя – игровой наркоша я!»

Если ребенок или подросток проводит у экрана монитора более 4 часов в день, то это уже является более чем серьезным поводом для родителей, чтобы срочно бить тревогу. В этом случае родителям пора призадуматься над собственным семейным укладом и попробовать спланировать совместный досуг таким образом, чтобы у ребенка как можно реже возникало желание погрузиться в виртуальный мир.

Однако ирония судьбы заключается в том, что родители зачастую даже не имеют ни малейшего представления о том, какие игры занимают воображение их ребенка. А ведь игра игре рознь. Современные компьютерные развлечения полностью отражают реальную жизнь, в которой и так уже существует переизбыток насилия, жестокости и других видов агрессии. Что же тогда удивляться, что подросток неожиданно начинает вести себя несколько неадекватно? Именно детская и подростковая несформировавшаяся психика наиболее восприимчива к воздействию различных факторов, в том числе и интернета. Сколько уже известных случаев, когда дети или подростки избивали или даже убивали взрослых, которые пытались прекратить их бесконечную компьютерную игру.

Всё больше и больше с головой погружаясь, как в пучину, в сеть интернета,ребенок действительно становится зависимым от него. И это легко диагностировать по некоторым признакам. Если подросток испытывает беспокойство, не выходя в сеть даже непродолжительное время, то уже можно констатировать факт зависимости. Если он игнорирует обращения к нему значимых взрослых. Если все остальные сферы сужаются, а иногда и полностью нивелируются для него. «Компьютер, стул и интернет – и человека больше нет. Год проходит и другой, глянешь, детка с бородой…»


Дорогие родители, которые сегодня читают мою статью! Протяните руку помощи собственным, поймавшимся словно рыбка на крючок, детям! Однажды окунувшись в завлекательный мир интернет-паутины с головой, ваш ребенок рискует больше не появиться на поверхности нашей реальности – сначала исчезнут из его жизни реальные живые друзья, им на смену придут виртуальные, затем исчезнут его социальные проявления, а потом и он сам. И вернуться к прошлому будет ой как непросто, ничуть не проще, чем бросить употреблять алкоголь или наркотики. Ребенок может попросту обесценить сою реальную жизнь, превратив ее буквально в ничто, бросив её к ногам своего нового сверхценного виртуального мира, в котором он не чувствует себя таким, а также настолько одиноким… Это становится похоже на хождение по мукам в лабиринте, из которого реального выхода он сам может так и не найти.

Если Вас коснулась такая беда — обращайтесь к психотерапии за профессиональной помощью. Чем дольше продлится зависимость – тем труднее с ней будет справиться, чтобы вернуться не к прошлой, а к сегодняшней своей нормальной жизни. Как говорится: «Жизнь реальную не просыпайте, а для чего живете – осознайте…»

С уважением, Лилия Семёнова.

19.03.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

О том, что такое интернет-зависимость и как с ней бороться, рассказывает Евгений Макушкин, доктор медицинских наук, профессор, заместитель председателя Российского общества психиатров, главный детский специалист - психиатр Минздравсоцразвития России, заместитель директора ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского».

Официально

В настоящее время интернет-зависимость не включена в список психических заболеваний и расстройств. В ныне действующих МКБ-10 и DSM –IV (основная классификация психических заболеваний, принимаемая Американской психиатрической ассоциацией) ее нет.

В то же время вокруг включения интернет-зависимости в обновленный список DSM-V, который вступит в силу с 2013 года, ведутся бурные дебаты. Ряд авторов рассматривают интернет-зависимость как аддикцию, отклонение в поведении, при котором нарушается чувство реальности, ограничено руководство поступками, наконец, возникают психическая и физическая зависимость, утрачивается критика.

Однако тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

Тем более, в России вопрос вреда наносимого ребенку той или иной информацией поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начинает действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Какая бывает зависимость?

Психологи и психиатры по-разному классифицируют разновидности интернет-зависимости. Обычно выделяют шесть типов, из которых для подростков характерны три:

Навязчивый веб-серфинг – беспорядочные переходы с сайта на сайт.

Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, превалирования общения в чатах, форумах и социальных сетях живому общению.

- Игровая зависимость - разнообразные онлайн-игры и игры по сети.

Как формируется?

В отличие от алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостей, в случае интернет-зависимости нет действующего вещества . Тем не менее, механизм формирования зависимости – точно такой же.

«Работают те же самые рецепторы адреналина, серотонина, дофамина в центрах удовольствия, - говорит Макушкин, - однако это не химическая, а чисто психическая зависимость ».

Факторы риска

Разумеется, не каждый подросток, заходящий в интернет, становится зависимым. Существует несколько факторов риска, каждый из которых может «запустить» зависимость. В основном они схожи с факторами риска зависимости подростка от алкоголя или наркотиков.

Главные факторы – наследственная склонность к формированию зависимостей, неблагополучная ситуация в семье, когда ребенку уделяется слишком мало или, напротив, слишком много внимания родителей и отрицательное влияние сверстников.

Признаки зависимости

«Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет», - говорит психиатр.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

Увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,

Снижение успеваемости в школе,

Потеря интереса к происходящему вокруг,

Нарушения сна ,

Часты резкие перепады настроения ,

- неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Профилактика

Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий.

1. Находите время для общения с ребенком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2. Будьте для ребенка проводником в интернет, а не наоборот. «Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета», - говорит Макушкин. Нужно самим показать ребенку все возможности сети – и не только игры и социальные сети.

3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», - отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается.

4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше.

Важный момент : эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши.

Самое важное

Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того, чтобы ребенок с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними.

Июн 14, 2016 tigress…s

Сегодня даже годовалые малыши тянутся к компьютеру, охотно нажимая на мышку и клавиатуру. Подобная картинка вызывает умиление, однако столь раннее и тесное общение с гаджетами может вызвать серьезные последствия в будущем. Например, компьютерную зависимость, которую врачи называют одной из главных проблем современного общества.

Чаще всего привыкание к интернету и компьютерным играм возникает не раньше десяти лет. Однако предпринимать меры по его предотвращению необходимо в дошкольном возрасте, пока интерес к ноутбукам не превратился в серьезную болезнь. К сожалению, сегодня даже дошкольники являются активными пользователями приставок и планшетов.

Вот почему родителям следует внимательно прочитать нашу статью и решить, какие правила и ограничения должны быть дома, как общаться с малышом, чтобы у него не появилась и не развилась компьютерная зависимость.

Виды зависимости от компьютера

Специалисты определяют компьютерную зависимость у детей, как намеренный уход в виртуальное пространство с потерей интереса к реальным играм, общению со сверстниками и прочим занятиям.

Нездоровая любовь к компьютеру бывает трех видов:

  • игровая – это чрезмерная увлеченность компьютерными играми. Дети часами играют в персональные и сетевые «стрелялки» и «бродилки». Маленький игроман забрасывает учебу, не следит за распорядком дня, забывает обедать и ужинать;
  • «сетеголизм» – неодолимое желание проводить все свободное время в чатах, форумах и социальных сетях. Ребенок (чаще подросток) не может обходиться без постоянной активности в интернете, коммуникации в соцсетях. Такая проблема встречается у неуверенных в себе и тревожных детей, которые испытывают трудности взаимодействия со сверстниками;
  • интернет-серфинг – проявляется в бесцельном и бесконтрольном переходе с одного сайта на другой. На первый взгляд, эта зависимость не так опасна, как предыдущие, однако просмотр огромных пластов информации (не всегда допустимой, а иногда и опасной) способен нанести вред детской психике.

8 признаков компьютерной зависимости у детей

В детском возрасте привыкание происходит намного быстрее, чем у взрослых. Специалисты установили определенную закономерность: чем раньше малыш «подружится» с гаджетом, тем выше вероятность, что компьютер вытеснит реальный мир.

Родители смогут распознать зависимость по нескольким явным симптомам.

  1. Несмотря на ранее достигнутые договоренности, ребенок не способен оторваться от компьютера. Срок сидения за экраном давно истек, а он по-прежнему играет или общается. Попытка же оторвать от гаджета зачастую заканчивается скандалом.
  2. Ребенок перестает выполнять поручения: не выгуливает собаку, не убирается в детской, не моет посуду. Он не может правильно планировать свой день, предпочитая сидеть за клавиатурой. Страдает и учеба – домашние задания не выполняются, успеваемость снижается.
  3. Дети отказываются общаться со сверстниками и близкими людьми, проводя все время за компьютером. Особенно тревожный знак – нежелание идти в гости и отказ от семейных праздников.
  4. Привыкание к соцсетям и играм приводит к тому, что дети не расстаются с ноутбуками даже в ванной.
  5. Лишение компьютера способно вызвать «ломку», вследствие чего дети становятся раздражительными, вспыльчивыми и агрессивными. Если забрать у них планшет, они тут же перейдут к телефону.
  6. Общение происходит чаще всего в соцсетях, однако новые знакомства так и остаются виртуальными. С друзьями и одноклассниками ребенок также общается в сети.
  7. В отсутствие компьютера или мобильника с выходом в интернет дети не могут найти себе занятие. Книги и настольные игры им просто не интересны.
  8. Ребенок не желает рассказывать, чем он занимается в сети. Родительские расспросы вызывают лишь агрессию и приводят к истерике.

Чем опасна компьютерная зависимость?

Некоторые родители недооценивают вред подобной увлеченности, считая раннее знакомство с высокими технологиями своеобразной нормой. На самом же деле зависимость от гаджетов способна нанести серьезный вред детскому организму и психике.

  • Электромагнитное излучение. Специалисты уверяют, что воздействие электромагнитных волн, которые излучают компьютеры, может привести к гормональным нарушениям, нервным расстройствам, снижению иммунитета и даже к онкологии.
  • Психическое напряжение. Детская психика еще не способна справиться с огромным потоком различной информации, которую получает ребенок. Излишняя нагрузка на нервную систему делает детей импульсивными, раздражительными и агрессивными.
  • Последствия гиподинамии. Сидячая поза способна привести к лишнему весу, сутулости и остеохондрозу. Манипуляции с мышкой вызывают неприятные ощущения при движениях пальцами и запястьем.
  • Проблемы со зрением. Острота зрения начинает понижаться уже через шесть месяцев постоянного нахождения перед монитором. Часто у детей возникает так называемый синдром «сухого глаза», который проявляется резью, постоянным зудом в глазах.
  • Напряжение шейного отдела позвоночника. Из-за сидячего положения и нагрузки на шею страдают сосуды головного мозга. Недостаток их кровоснабжения приводит к кислородному голоданию, вегето-сосудисто й дистонии. У ребенка возникают постоянные мигрени и головокружения.
  • Узкий круг интересов. Детям интересны лишь игры, соцсети и форумы. Зачастую в их виртуальной жизни не остается места для чтения литературы, посещения библиотек, театров, музеев. Привычка общаться короткими сообщениями без соблюдения правил русского языка приводит к снижению грамотности.
  • Уменьшение социальных контактов. У ребенка снижается желание общаться с людьми. Он становится замкнутым, не умеет поддерживать беседу, договариваться и решать даже самые простые повседневные проблемы.

Прежде всего, взрослым необходимо понять причины появления зависимости от компьютера.

Это могут быть сложные отношения в семье, неуверенность и чрезмерная . Что же делать взрослым, если их чадо часами сидит перед монитором?

  1. Постарайтесь создать дома теплую и дружескую атмосферу, чтобы дети не убегали в виртуальную реальность за поддержкой и общением. Проводите с ребенком больше времени, играйте и разговаривайте на самые разные темы.
  2. Не перекладывайте свою роль воспитателя на телевизор и компьютер. Некоторые несознательные мамочки включают мультфильмы или ставят игры, вместо того чтобы заниматься с детьми и гулять с ними по театрам и музеям.
  3. Постарайтесь ограничивать время пребывания за монитором. Будьте тверды, если ребенок выпрашивает лишний часок, чтобы посидеть в сети. Однако и вам не следует засиживаться за компьютером, пусть ваш пример подвигнет ребенка на большую активность.
  4. Если ваше чадо неуверенно в себе и стремится компенсировать собственные комплексы, проводя много времени в сети, хвалите его за любые достижения в реальной жизни. Возможно, вам следует увлечь ребенка активным видом спорта, развивающим командный дух. Конечно, исходя из его собственных предпочтений.
  5. Если вы перепробовали все способы, а решить проблему компьютерной зависимости своими силами не получается, позовите на помощь квалифицированно го психолога. Не стоит стесняться подобной проблемы, самое главное – психическое и физическое здоровье ребенка.

И все же, не стоит воспринимать компьютер и планшет как абсолютное зло. Игры можно подобрать развивающие, а фильмы – познавательные.

С помощью интернета можно увидеть мир, изучить иностранный язык, познакомиться с интересными людьми. Необходимо лишь направить детскую энергию в правильное русло.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Интернет-зависимость у детей школьного возраста

Елагина А.Д., 1 курс, 11 группа

интернет зависимость психологический

Введение

1.Причины возникновения интернет-зависимости

2.Влияние интернет-зависимости на личность подростка

3.Симптомы “поражения” интернетом

4.Последствия интернет-зависимости

5.Профилактика интернет-зависимости

Заключение

Введение

За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от каких-нибудь зависимостей. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть интернет, так же известная под названием «Всемирная паутина». Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, сидеть в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам. Всю необходимую вам информацию вы можете получить, не отходя от экрана вашего компьютера.

В данной работе изучается проблема интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведение. Актуальность исследования определяется, во-первых, постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета, во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на психику.

Интернет сам по себе - ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым.

Цель: найти решения, способы отвлечения детей от виртуального мира

Задачи: выявить и изучить причины появления интернет-зависимости, рассмотреть влияние интернета на личность подростка с психологической точки зрения, оградить детей от интернет-аддикции.

1. Причины возникновения интернет-зависимости

Как известно, освоение любой новой деятельности, под которой можно понимать и компьютеризацию, включает в себя как необходимое условие контроль (произвольный и непроизвольный) над действиями, с другой стороны - в качестве самоконтроля как свойство личности и показателя развитости мотивационно-волевой сферы.

Были проведены экспериментальные исследования, получены результаты и сделаны следующие выводы:

1. В качестве основного фактора, определяющего отношение человека к компьютеризации трудовой деятельности и его фиксацию на субъективных трудностях, выступает утрата контроля над деятельностью, связанная с неосвоенностью новой ситуации.

2. Стрессогенность фактора утраты контроля над деятельностью определяется взаимодействием объективных условий и мотивационно-волевой диспозицией личности - модусом контроля над деятельностью. Основной устойчивости испытуемых к стрессу и ориентации на достижении успеха является высокая продуктивность деятельности без значительного психического напряжения в сочетании с активностью, инициативностью, уверенностью в себе и оптимистической оценкой ситуации.

3. Если доминирующей чертой личности испытуемых является высокая тревожность, то отсутствие уверенности в себе и высокая чувствительность к неудачам обуславливает их низкую активность в жизни и стремление избегать ситуаций, способных нанести ущерб самооценке. Вынужденно оказавшись в ситуации утраты контроля, они склонны реагировать ростом внутренней напряженности, которая не позволяет разрешать эти ситуации оптимальным образом.

Эксперимент Лаборатории труда помогает понять причины психической зависимости пользователей Интернета. Глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователя объясняется так же и спецификой, ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности», которыми выступают «погружение», т.е. ощущение присутствия в виртуальном мире и интерактивность, т.е. возможность взаимодействовать с объектами этого мира и влиять на них (Крылеев, Ф.П. Виртуальный мир/ Ф.П. Крылеев [Электронный ресурс]/narcom.ru. - Режим доступа.:. - 09.04.13)

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это еще одна причины, объясняющая пристрастие к Интернету.

Интернет - зависимость связана с такой проблемой современности. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий проведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Например, компьютерная игра становится механизмом бегства определенной части детей и молодежи от реальности. Уже существуют концепции, согласно которым «алкоголем» постиндустриальной эпохи бы наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.

Интернет-расстройствам более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, тогда как специалисты по компьютерным сетям приобретают интернет-зависимость крайне редко. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины, они составляют 67%.

2. Влияние интернет-зависимости на личность подростка

Подросток - это развивающая личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Для кого я?" и "Каков я?". В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности.

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности, преобразования деятельности (ее мотивационных, целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием с Интернетом.

Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная.

3. Симптомы “поражения” интернетом

Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет - это не вирус, попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.

Вопрос о том, что работа в Интернете может стать источником болезни, и является наркоманией в буквальном смысле слова. Другие говорят, что «не очень ясно, правомерно ли вообще говорить об Интернет-зависимости. Web-серфинг, очевидно, является не столь разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием: куда, например, отнести любовь к музыке? Третьи утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно провести время и не вызывает физиологической зависимости. Это «экологически чистый» помощник от стрессов.

Я же отношусь к мнению тех, кто советует завсегдатаем сети все-таки заботиться о своем здоровье и задумываться о том, как и зачем вы используете Интернет. Как правило, со стороны чью-то зависимость от интернета увидеть несложно.

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Психологические симптомы:

1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

2. невозможность остановиться;

3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

4. пренебрежение семьей и друзьями;

5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

7. проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

1. синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

2. сухость в глазах;

3. головные боли по типу мигрени;

4. боли в спине;

5. нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

6. пренебрежение личной гигиеной;

7. расстройства сна, изменение режима сна.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.

4. Последствия интернет-зависимости

Пребывание в сети дает возможность человеку ощутить себя в роли творца, пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Специалисты утверждают, что люди, «подсевшие» на интернет, в действительности очень часто одиноки или испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг, одна из главных специалистов по киберболезням, выяснила, что интернет-зависимые, как привило, «пасутся» в чатах. Янг отмечает, что если обычные пользователи занимаются преимущественно сбором информации, то интернет-зависимые «зависают» на общении.

Человек, заболевший интернет-зависимостью, стремиться уйти от своих жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить свое психическое состояние. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» он выбирает искусственное перемещение в идеальную жизнь. Конечно, подобное поведение свойственно всем людям, но проблема патологической зависимости возникает тогда, когда стремление отключиться от реальности начинает доминировать, и становится центральной идеей человека.

По данным проведенных социологических опросов, в интернете людей привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Интернет-зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют сеть для получения социальной поддержки, психологического и сексуального удовлетворения, а также возможности создания нового «Я», которое получает признание окружающих таким образом. Привыкание к интернету можно определить как расстройство волевого контроля без употребления химических веществ.

5. Профилактика интернет-зависимости

Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний. Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, «интернетомания» приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается наших детей.

Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета уже известны и были рассмотрены нами. Сегодня специалистам образовательной среды, а так же родителям необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости и предложить способы по ее устранению. Существует множество тестов и опросников с помощью которых можно диагностировать Интернет-зависимость. Ассистент кафедры психологии Самарского государственного университета Павлова Елена Александровна в своем докладе «О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учащихся» предложила профилактическую программу. Профилактическая программа, по мнению автора, должна быть направлена не только на группу Интернет-зависимых, но и на всех учащихся школы, она должна быть универсальна. Целью программы должны являться: развитие у школьников коммуникативных навыков, ответственности; сплочение ученической группы. Но наибольшая ответственность в вопросе обеспечения безопасности детей в Интернете лежит на их родителях. Они должны быть информированы о том, какие опасности ожидают их детей в сети. Специалистами даются практические рекомендации для родителей, которые помогут предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что средний пользователь в киберпространстве становится моложе с каждым годом. Растет число подростков, практически живущих второй жизнью в киберпространстве. Давно известно, что некоторые сетевые игры делают подростков более агрессивными, становятся причиной того, что тинэйджеры все больше отрываются от реальной жизни и смотрят на мир все более пессимистично. Если пользование компьютером в школе и вне ее не будет организовано с учетом культуры и традиций общества, то среди молодежи начнут распространяться дурные привычки и поведенческие расстройства. Современная жизнь тяжела, и родители должны быть проинформированы о «заднем плане» многих сетевых операций, кажущихся безвредными на первый взгляд.

Заключение

В данной работе поставлен вопрос о направлениях изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с Интернетом развивается психологическая зависимость от киберпространства. Приведенные примеры дают основания полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. Рассмотрены наиболее распространенные и значимые виды деятельности пользователей Интернета. Все они, как показано, действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка.

Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей - вот противоядие Интернет - зависимости.

Список используемой литературы

1. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский. - М., 2000. - 131 с.

2. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью/ С.И. Выгонский. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.

3. Егоров, А.Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью/ А.Ю. Егоров. - М., 2005. - 67 с.

4. Зуев, К.А. Компьютер и общество/ К.А. Зуев. - М.: Политиздат, 1990. - 315 с.

5. Зыкова, М.Е. Интернет-зависимость. Игромания/ М.Е. Зыкова. - М., 2008. - 54 с.

6. Кимберли, С. Янг. Пойманные в сеть/ С. Янг Кимберли. - США., 2011. - 113 с.

7. Крылеев, Ф.П. Виртуальный мир/ Ф.П. Крылеев [Электронный ресурс]/narcom.ru. - Режим доступа.:http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html . - 09.04.13

8. Маслобойникова, Н.Н. Информационная среда как средство социализации/ Н.Н. Маслобойникова. - М., 2011. - 44 с.

9. Николаев, И.В. О социальном программировании личности/ И.В.Николаев. - М., 2007. - 138 С.

10. Павлова, Е.Д. Средства массовой информации - инструмент скрытого воздействия на сознание/ Е.Д. Павлова. - М.: Наука, 2007. - 206 с.

11. Сатин, Д.К. Круглый стол "Психология и Интернет"/Д.К. Сатин// [Электронный ресурс]//psychology.ru. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/internet/round/140400 . - 09.04.13

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ психологических особенностей поведенческой Интернет-зависимости, которая проявляется в том, что человек отказывается от реального общения в пользу виртуального. Международный опыт лечения Интернет-аддикции. Способы преодоления Интернет-зависимости.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Зависимость от Интернета: постановка проблемы, методы изучения, практика. Понятие и критерии интернет-зависимости. Психологические особенности подростка. Влияние интернет-зависимости на развитие личности подростка, причины ее формирования и профилактика.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    История термина "интернет-зависимость", психологическая проблема поведения со сниженным уровнем самоконтроля, грозящим вытеснить нормальную жизнь. Классификация, симптомы и опасность интернет-зависимости, избавление от чрезмерного увлечения Интернетом.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    История создания компьютера. Причины и последствия интернет-зависимости. Психологические и физические симптомы развития данной патологии по Кимберли Янгу. Анализ современного состояния сети интернет в России. Результаты теста на интернет-зависимость.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Психологические и физиологические симптомы Интернет-зависимости. Интернет-аддикция как феномен психологической зависимости от сети Интернет. Результаты социологического исследования в школе по шкалам "Потеря счёта времени" и "Одушевлённость Интернета".

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Сущность интернет-зависимости и этапы ее развития. Возрастные особенности формирования данной аддикции у подростков. Методы диагностики интернет-зависимости. Психологическая работа с подростковым навязчивым стремлением постоянно находиться в Интернете.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2016

    Анализ проблемы Интернет-зависимости (синдрома Интернет-аддикции) которая проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной и проводят до 18 часов в день в киберпространстве.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Выявление сущностных характеристик и критериев Интернет-зависимости. Ознакомление с основами психологической защиты среди молодежи. Исследование основных направлений психологической профилактики Интернет-зависимости у современных юношей и девушек.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Понятие психологической зависимости в научной литературе. Интернет–зависимость, ее сущность, специфика. Причины утраты связи между людьми. Навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2014

    Психологическая характеристика студенческого возраста; особенности Интернет-зависимости: причины, типы, признаки, последствия. Диагностическая программа исследования Интернет-зависимости, анализ результатов, разработка профилактических мероприятий.

Компьютерная и интернет зависимость у детей и подростков это бич нашего времени. И, по мнению специалистов, со временем проблема будет только усугубляться. Помочь своим детям избавится от такой зависимости очень сложно. Чаще всего, без помощи специалистов решить эту проблему невозможно.

Компьютерные, интернет и игровые зависимости у подростков могут стать причиной серьезных психологических проблем. Научившись заводить друзей и общаться через «Всемирную паутину», дети и подростки не могут адаптироваться во взрослой жизни. Это приводит к развитию социальных и психологических проблем. Именно поэтому, многие психологи такую зависимость приравнивают к зависимости от алкоголя и наркотиков.

Основные типы компьютерной зависимости у детей

Для того, чтобы понять всю серьезность этой проблемы необходимо правильно определить типы компьютерной зависимости

По мнению психологов, она может быть двух типов:

1. Игровая зависимость – тяга подростков, школьников и некоторых взрослых людей к компьютерным играм. Игроман может часами просидеть за своей любимой компьютерной игрой. Очень часто от этой проблемы страдает учеба, а социальные навыки затормаживаются. Редкие перекусы и нездоровая пища выливается в нарушениях пищеварения. Что может привести к развитию серьезных заболеваний ЖКТ.

2. Зависимость от Интернета или сетеголизм. Очень распространенное в последнее время психологическое отклонение. Часто развивается на почве сложностей «нормальных» взаимоотношений между сверстниками. Подростку легче завести новых друзей и общаться по средствам сети Интернет, чем это делать в реальном мире.

Как определить компьютерную, игровую и интернет зависимость у детей и подростков?

Если вы заметите у своих детей патологическую тягу к компьютеру, электронным гаджетам или сети интернет, то лучше всего проконсультироваться по поводу такой зависимости со специалистом.

Только психолог сможет точно определить, есть ли у подростка вышеописанная проблема или родители сгущают краски. К психологу стоит отправляться в том случае, если:

  • Ребенок проводит время за монитором компьютера больше 3 часов в день
  • Сразу после пробуждения или возвращения в учебы подросток включает компьютер
  • Если ребенка отвлечь от компьютера или ограничить время его нахождения за ним возникают ссоры и конфликты
  • Ребенок больше времени общается с помощью социальных сетей и мессенджеров
  • При отсутствии доступа к компьютеру, планшету или смартфону ребенок не знает, чем себя занять
  • Из-за долгого времяпрепровождения за компьютером ребенок пренебрегает домашними обязанностями и уроками
  • Все взаимоотношения со сверстниками строятся на обсуждении компьютерных новинок, игр и новостей интернета

Тест на компьютерную, игровую и интернет зависимость для детей и подростков

Существует специальный тест, благодаря которому можно понять, есть ли у вашего ребенка игровая или интернет зависимость

Ниже представлен перечень вопросов, на которые нужно отвечать либо «да» (1 балл), либо «нет» (0 баллов). После чего нужно подсчитать количество набранных баллов.

  • Ваш ребенок начинает утро с проверки почты и переписок в социальных сетях?
  • Если ребенок не «пообщается» с компьютером он становится раздражительным и злым?
  • У вашего ребенка есть аккаунты больше чем в одной социальной сети?
  • Ваш ребенок пренебрегает учебой, домашними обязанностями, приемом пищи и уроками ради компьютера?
  • При отвлечении ребенка от компьютера он высказывает недовольство и другие негативные эмоции?
  • Ребенок занижает время, проведенное за компьютером?
  • Без общения со своими виртуальными друзьями ребенку становится неуютно?
  • Чрезмерное увлечение компьютером вашего ребенка замечают даже знакомые и родственники?
  • Без компьютера ребенок считает свою жизнь унылой и безрадостной?
  • Ребенок неоднократно «забывает» о встречах и спортивных секциях из-за компьютера?

Подсчитываем результаты:

0-3 балла. Проблема зависимости от компьютера вашему ребенку пока не грозит. Но, терять бдительность не стоит. Эта проблема начинается с малого.

4-7 баллов. Признаки зависимости на лицо. Родители уже должны начинать бить тревогу и искать помощи у специалистов. Иначе, ваш ребенок может скатиться в мир иллюзорного пространства.

8-10 баллов. У вашего ребенка 100%-ная зависимость от компьютера, интернета или игр. Избавится от нее самостоятельно скорее всего уже не удастся. Нужно признать, что у вашего ребенка психологическая зависимость и решать ее нужно с помощью специалистов.

Как отучить ребенка от компьютерной зависимости?

Что можно сделать для решения такой проблемы самостоятельно?

Прежде всего, нужно обратить внимание на жизнь своего ребенка, поинтересоваться его увлечениями. Один из факторов того, что ребенок с головой окунается в виртуальный мир как раз и кроется в том, что родителям нет до него дела. Они сами провоцируют то, что ребенок ищет поддержку вне семьи. И легче всего это ему сделать с помощью компьютера и Интернета.

Зачастую, родителям важно, чтобы ребенок хорошо учился. А все время, которое он проводит вне учебы их не волнует. Но, этот подход в корне неверен. Именно то время, которое ребенок проводит вне учебы зачатую и формирует привычки, характер и личность.

Снизить тягу ребенка к компьютерам, гаджетам и интернету в домашних условиях можно с помощью:

  • Совместными физическими занятиями на свежем воздухе: бег, футбол и т.п.
  • Замена компьютера «оффлайн днями». Во время которых можно сходить в музеи, на экскурсию, в театр или на спортивное мероприятие
  • Любви к книгам. Найдите для него интересную литературу

Нужно показать ребенку, что интернет — это не только средство развлечения, но и главный источник информации и обучения. Если ребенку так нравится проводить время за компьютером, то его нужно пустить в нужное русло. Сегодня не выходя из дома, благодаря «Всемирной паутине», можно учиться программированию, веб-дизайну, иностранным языкам и т.п. То есть всему тому, что может пригодиться вашему ребенку в дальнейшем.

Лечение компьютерной зависимости у подростков

«Запущенная» компьютерная зависимость требует лечения

Нужно быть готовым к тому, что это длительный процесс. Простым ограничением времени, проведенным за компьютером, при прогрессирующей зависимости добиться положительного результата нельзя. Скорее всего, такие ограничения приведут к еще большим конфликтам.

Существует несколько методов лечения зависимости от компьютера:

Метод психоанализа. Этот метод считается сегодня основным при лечении компьютерной зависимости. Благодаря методу психоанализа можно выявить причину «ухода от реальности». Но, такое лечение может дать результат только если родители будут вовлечены в курс терапии. Только с помощью сеансов семейной психотерапии ребенок может избавиться от компьютерной зависимости.

Медикаментозное лечение. Этот метод лечения применяется в том случае, если компьютерная зависимость является причиной скрытой депрессии. Но, только одними лекарствами такой недуг не лечится. Нужен комплексный подход.

Метод гипноза. Один из способов избавления от компьютерной зависимости – гипноз. Психотерапевт вводит пациента в транс и внушает ему отвращение от онлайн игр, социальных сетей и других способов ухода из реальности. Метод гипноза менее эффективен, чем метод психоанализа. Зачастую, можно убрать лишь симптомы проблемы, но не ее самому.

Лечение компьютерной и интернет зависимости проходит в несколько этапов:

  • Подросток сам должен осознать свою проблему. Этот этап очень важен для родителей. Они не должны давить на ребенка, кричать и ругаться. Нужно сесть и поговорить с ним. Разобраться в проблемах. И уже после такого разговора отправляться к специалисту. Его авторитетное мнение должно помочь подростку определиться со своим внутренним миром

ВАЖНО: Без желания самого подростка вылечиться от такой зависимости ни один курс лечения помочь не сможет. Только если ребенок поймет, что проблема действительно существует, терапия сможет дать положительный эффект.

  • Поддержка близких. Без такой поддержки подросток, даже тот который осознает своею проблему, не сможет от нее избавится. Семейная терапия крайне важна. Именно поэтому, в кабинете психотерапевта вместе с подростком должны быть его родители
  • Восполнение пустоты. Также крайне важно восполнить пустоту, которая появится у подростка при отказе от компьютера и интернета. Такому подростку желательно записаться в спортивную секцию, найти хобби и реальных друзей. Психотерапевт на этом этапе лечения будет всячески поощрять и акцентировать внимание на «успехах» подростка в реальной жизни

Избавиться от компьютерной зависимости можно только под руководством квалифицированного специалиста, помощи членов семьи и близких людей.

Профилактика зависимостей ребенка от гаджетов

Проблема компьютерной зависимости очень актуальна

  • Компьютер сегодня выполняет множество функций и полностью ограничить ребенка от его использования нельзя. Но, можно попытаться минимизировать негативные моменты при его использовании
  • Профилактика такой психологической зависимости заключается в том, чтобы донести до сознания ребенка то, что компьютер — это не альтернативная реальность, а средство обучения, поиска информации
  • Важно не давить на ребенка и не ограничивать его в использовании компьютера, а найти замену такому времяпрепровождению. Занятия спортом или творчеством это отличная альтернатива компьютеру и интернету
  • Но, если компьютер для ребенка является увлечением, то возможно его нужно развивать? Бил Гейтс тоже был «повернут» на компьютерных технологиях. И ему удалось создать самую дорогую корпорацию в мире. Где бы он был сегодня, если бы родители запрещали ему проводить время за компьютером

Андрей. Сын начал проводить времени за компьютером больше необходимого. Я бы не обратил на это внимание, если бы он не скатился в учебе. Пришлось идти на радикальные меры. Я просто удалил из компьютера планки оперативной памяти. Возвращал ему их только когда он показывал дневник.

Ольга. У меня сын жить не может без компьютера. Сначала играл постоянно в какую-то онлайн игру. Даже с друзьями выиграли чемпионат города. Я не стала запрещать ему долго проводить время за компьютером, но стала «подсовывать» ему всякие разные статьи на счет саморазвития с помощью интернета. Сейчас он неплохо освоил вебдизайн. Делает сайты и продает их. Для подростка заработок просто отличный.

Видео. Компьютерная зависимость – это не шутка