Преобразование гуп в ао. Специфика реорганизации фгуп через акционирование и приватизацию

состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон РФ от 5 марта 1992 года N 2446-1 Отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба ГОСТ 30390-95

Отличное определение

Неполное определение

БЕЗОПАСНОСТЬ

состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Организационно-правовые основы обеспечения безопасности РФ определяются Законом РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Граждане, общественные объединения и иные организации также являются субъектами безопасности, обладают соответствующими правами и обязанностями. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. В соответствии с Конституцией РФ безопасность находится в ведении Российской Федерации (ст. 71). Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по вопросам обеспечения безопасности. Правительство РФ обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Природа безопасности. Понятие "безопасность", согласно словарю Робера, стало употребляться с 1190 г. Оно означало спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности.

Но в этом значении оно употреблялось редко. Лишь в XVH-XVHI вв. термин "безопасность" практически во всех странах начал применяться с позиции государства: главной целью государства является обеспечение общего благосостояния и безопасности. В России термин "государственная безопасность" был применен в "Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" от 14 августа 1881 г.

В современных условиях понятие "безопасность" приобрело особо актуальное значение. Это обусловлено тем, что индустриализация, проникшая во все сферы жизнедеятельности человека, с одной стороны, выступает в качестве прогресса, облегчая труд, создавая комфортность в быту и на производстве, увеличивая скорости передвижения человека и т. д., с другой - технический прогресс таит в себе угрозу безопасности для населения, связанную с загрязнением окружающей среды, техникотехнологических катастроф, различного рода аварий.

Все это сопровождается не только материальными потерями, исчисляемыми миллиардами долларов, но и огромными человеческими жертвами. Об этом свидетельствует статистика крупных мировых катастроф за 1994 г. (табл. 31.1.1).

Таблица 31.1.1

Статистика крупных мировых катастроф, 1994 г.

Наименование катастроф Количество

катастроф

Число человеческих жертв Объем ущерба, в млн. дол.
Стихийные бедствия 136 1166 14427
Пожары и взрывы 39 895 1604
Авиакатастро фы 35 1456 2236
Кораблекрушения 40 2993 362
Транспортные аварии 58 1638 нет данных
Аварии в шахтах 9 444 553
Обвалы зданий и мостов 14 373 120
Прочие катастрофы 16 1152 45

В России за первое полугодие 2002 г. зарегистрировано 547 чрезвычайных ситуаций, в результате которых пострадали 335,05 тыс. человек, 810 погибли. Количество чрезвычайных ситуаций в первом полугодии по сравнению с тем же периодом 2001 г. возросло на 25%, при этом техногенных аварий и катастроф стало больше на 28%, а природных катаклизмов - на 30%.

В результате промышленных аварий и катастроф, по данным МЧС, с начала 2002 г. пострадали 2097 человек и 533 погибли. В результате террористических актов, совершенных на территории Южного Федерального округа, погибли 69 человек и 299 получили ранения.

За первое полугодие 2002 г. произошло 128860 техногенных пожаров, материальный ущерб от которых составил 1 млрд.

Безопасность - это сложное многоаспектное явление, проявляющееся в качестве уровня защищенности жизненно важных интересов всех хозяйствующих структур общества от внутренних и внешних угроз и создание условий для их существования и развития.

Безопасность выступает как деятельность, содержание которой формируется в процессе разрешения противоречия между объективной реальностью, заключающей в себе элементы угроз жизнедеятельности хозяйствующих субъектов и разумными потребностями индивидов, социальных групп и общностей, стремящихся предотвратить эти угрозы, локализовать их и устранить негативные последствия, создаваемые ими. Таким образом, объектом безопасности как деятельности являются угрозы в виде экономических, военных, экологических, национальных, а конкретными носителями этих угроз - природные, социальные, общественные процессы.

Виды безопасности. Безопасность имеет многоуровневый характер. В экономической литературе обычно выделяют следующие уровни безопасности: индивида (личность), фирмы, региона, страны, мирового хозяйства. В современных условиях резкое возрастание нестабильности затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов.

В России негативные процессы, связанные с переходом на рыночные методы хозяйствования, привели к обострению всех типов противоречий в народном хозяйстве: экономических, социальных, экологических, правовых, национальных и т. д.

В сфере экономики сокращение исследований в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, вызывает противоречие между имеющимся научно-технологическим потенциалом и возможностями его реализации. В результате происходит отток высококвалифицированных кадров за рубеж, разрушается научно-технический потенциал и нарастает опасность деградации наукоемких производств.

В сфере территориальной организации производства сокращение внутреннего валового продукта и экономическая дезинтеграция усиливают сепаратистские настроения ряда субъектов Российской Федерации. В результате нарастают противоречия, с одной стороны, между отдельными регионами, с другой - между регионами и центром. Это ведет к ослаблению единого экономического пространства России, нарушению ее федеративного устройства.

В социальной сфере. Дифференциация и глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, а также ослабление системы государственного регулирования и контроля порождают имущественные противоречия, которые способствуют росту преступности и криминализации общественных отношений.

На международном уровне интересы государства в различных сферах пересекаются с интересами других стран и на этой основе возникают конфликтные ситуации. Преодоление их вызывает необходимость создания системы международной безопасности.

Международная безопасность - это такое состояние системы международных и военно-политических отношений, которое гарантирует безопасность каждой стране, ее функционированию как целостной системы, исключает угрозу возникновения военных конфликтов и обеспечивает разрешение возникающих противоречий путем принятия определенных соглашений, не нарушая суверенитета и целостности. Внешняя и внутриполитическая деятельность каждой страны строится с учетом объективно существующих национальных интересов, возникновения потенциально возможных угроз этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.

В. И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность».
По мнению С. И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность или возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают способности общества противостоять возможным угрозам.
Опасность - это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба интересам общества.
Иногда понятия «опасности» и «угрозы» отождествляют, считая различия между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба. Это значит, что она может существовать, а угрозы не будет, и только в определенных условиях опасность может достичь характера угрозы.
Угроза - это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.
Ее характеризуют четыре важнейших признака. Во-первых, это динамическая возросшая опасность. Во-вторых, демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-третьих, угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-четвертых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность.
Например, после прихода к власти в начале 30-х годов прошлого века Гитлер заявил, что необходимое для Германии жизненное пространство находится на Востоке. Такие взгляды представляли собой опасность для Советского Союза. Угрозой стала концентрация немецко-фашистских войск у советской границы.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях.

В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось также, но в несколько урезанном виде, как отсутствие опасности , сохранность. Однако применительно к нашему предмету исследования данного лингвистического толкования понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации . Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна , а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Безопасность не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого является самосохранение и развитие.

Бытовая безопасность , или безопасность существования человека, есть его защищенность от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму. Данная категория безопасности относится к человеку как биологическому существу и отражает необходимость защиты его чисто физиологических потребностей, заложенных природой, в первую очередь потребности в самосохранении. Данная безопасность обеспечивается соблюдением человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в повседневной жизни, в быту. Сюда относятся противопожарная безопасность, безопасность на транспорте, безопасность труда и т. д.

Безопасность животного и растительного мира - это защищенность всех видов фауны и флоры от вымирания и исчезновения из-за негативных воздействий различного характера. Она обеспечивается выработанными природой различными механизмами регуляции в ходе борьбы за существование.

Понятие «безопасность» встречается с древних времен и связывается обычно всемогуществом Бога, способного оградить от опасности. Так, например, в Ветхом Завете в Книге Премудрости Соломона указывается: «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность » (Прем 4; 16-17). А в Книге пророка Исайи сообщается: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных , и в покоищах блаженных» (Ис 32; 15-18).

В Новом Завете также можно встретить термин «безопасность», например, в посланиях Апостола Павла: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность ", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут » (1 Фес 5; 1-3).

Размышляли о безопасности и в Древнем Риме. Цицерон, к примеру, на первое место выдвигал проблему безопасности (видимо, с учетом конкретных условий общественной жизни того времени). Он говорил, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь...избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни» [Цицерон. Об обязанностях. М., 1999. С. 131.].

В Российской империи понятие, «безопасность» стало употребляться только с 80-х годов XIX в. и имело весьма специфическую направленность. В основном упор делался на «охранение общественной опасности», как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с термином «общественная безопасность».

Традиции самодержавного правления по обеспечению институтов государства сохранились и в послеоктябрьский период российской истории. В СССР «безопасность» фактически отождествлялась с государственной безопасностью. Законодательное закрепление в июле 1934 г. понятия «государственная безопасность» можно считать одним из наиболее ярких признаков огосударствления общества. В сферу государственной безопасности были включены также ситуации, возникающие в духовной жизни общества, связанные с реализацией права граждан на создание объединений, организаций, союзов, с проведением в жизнь конституционного принципа свободы совести и т.д. В целях безопасности широко использовались репрессивные и иные принудительные меры, включая жесткое подавление инакомыслия, преследование любой критики и проявления недовольства политическим режимом и другими условиями жизни общества.

Смена общественного и государственного строя привела к эволюции как в теоретико-правовых понятиях, так и в отношениях к самой проблеме обеспечения безопасности. В 90-х гг. прошлого века появились многочисленные публикации, посвященные социально-политической сущности безопасности личности, общества и государства. При этом подчеркивалось, что понятие «безопасность» как сложнейшее социальное явление объективно имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество».

В советский период в нашей стране доминировала узкая трактовка безопасности, под которой понималась исключительно государственная безопасность, да и та сводилась главным образом к области контрразведки и недопущению какой-либо оппозиции и инакомыслия. Даже в военной сфере практически никогда не говорилось о военной безопасности, а преимущественно об обороноспособности страны, что далеко не одно и то же.

Если понятие безопасность используется давно, то термин "национальная безопасность» появился по историческим меркам недавно. Впервые это понятие было использовано в 1904 году в Послании президента США Теодора Делано Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности».
Термин «национальная безопасность» появился в теоретической и практической политологии после Второй мировой войны, когда в 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности». Но для нашей страны он практически новый. В1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и сегодня Совет национальной безопасности (СНБ).
В нем разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. С 1971 года действует подкомитет СНБ, устанавливающий приоритеты США.

В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».
В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось в рамках комитета Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности. Были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп. Результатом многолетней работы наших ученых и депутатов явился Закон Российской Федерации «О безопасности», который был принят Верховным Советом России 5 марта 1992 года.
В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года, а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О национальной безопасности» в 1996 году. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Основополагающий документ в области безопасности, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 году, в новой редакции 2000 года, называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
В нем определено, что к основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство.
Общество и государство тесно связаны между собой. При этом главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение.
Безопасность личности состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, закона и порядка, упрочение демократии, достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия.
Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, установлении политической, экономической и социальной стабильности, безусловном выполнении законов, решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам получения власти в эгоистических целях.
Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности.
Что представляют собой эти слагаемые национальной безопасности?
Политическая безопасность - такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение.
Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности. В этом контексте уместны слова нашего великого соотечественника, историка Николая Михайловича Карамзина: «Безопасность собственная есть высший закон в политике...».
Неотъемлемым признаком политической безопасности государства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории, и независимость в международных отношениях.
Экономическая безопасность - состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.
Социальную безопасность можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.
Под информационной безопасностью понимается способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной информации и сохранение постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.
Военная безопасность - есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, если войны избежать не удалось.
Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.
Исторический опыт показывает, что отсутствие или слабость государства в военном отношении часто подталкивали другие страны к вооруженной агрессии, осуществлению своих интересов в конкретном регионе за счет игнорирования или ущемления чужих.

В XIX веке прусский генерал Ф.Д. Гальц справедливо утверждал, что лучшее средство для сохранения мира - это наличие сильной и хорошо организованной армии, ибо «сильный не так легко рискует быть затронутым, как слабый».
На смену Концепции национальной безопасности Российской Федерации в редакции 2000 года пришла «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия). Она утверждена главой государства 12 мая 2009 года Указом № 537 и более подробно будет рассмотрена в последующих темах.

Согласно Стратегии Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец.

Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе - частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе.

Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности.

Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический принцип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства. Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны.

В определении национальной безопасности содержится понятие личности , а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте.

Личность - это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт. Индивид - это отдельный человек с его специфическими особенностями.

Общество - это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.

Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.


3. Сущность и содержание безопасности

Под сущностью принято понимать нечто существенное, наиболее важное, реально существующее, не ограниченное временем и пространством, связанное с Сущим, с Богом. Сущность – это духовное проявление явления, его духовный смысл.

Безудержное распространение в последние десятилетия термина «безопасность» (например, безопасность военной службы, информационная безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность и т.п.) и внедрение его в правовое поле – результат непонимания духовных основ и духовных целей человеческой жизни, средство усыпления бдительности и внимания к угрозам, результат подмены понятий, ведущий к дезориентации, путанице, ложным, заведомо неосуществимым целям. Как может быть военная служба без опасностей, тягот и лишений, особенно в военное время? Как можно добиться отсутствия опасности в области информации, если именно она как раз и является главным источником возникновения преступных помыслов, беззакония и зла, опасностей и угроз, как это и было выявлено и наглядно показано во второй главе настоящего исследования?

Между тем, эта прописная истина была известна издавна. Так, фламандский иеромонах Фома Кемпийский (1379-1471) в своих наставлениях о духовной жизни прямо указывал: «Не может быть в мире безопасности и полного мира… ибо в нас самих то, что искушает нас».

В большинстве случаев безопасность определяется (в научной литературе, а вслед за ней и в правовых актах) как состояние защищенности того или иного объекта, а не как состояние отсутствия опасности (как это следует из его буквального значения). Если же внимательно посмотреть и вдуматься в содержание этого термина и его определение, то обнаруживается тонкая подмена понятий, явное противоречие: состояние отсутствия опасности отождествляется с состоянием защищенности, т.е. готовности противостоять опасности. Возникает в этой связи бросающееся в глаза недоразумение – как можно защищаться от опасности, которой не существует?

В этой связи нелепыми звучат и выражения с применением этого ложного термина, например, «повышение безопасности» (непонятно, как можно повышать или понижать то чего нет, – если нет денег в кармане, то никому не приходит в голову говорить о повышении отсутствия в этом кармане денежных средств, поскольку пустоты в кармане от этого больше не станет) или «обеспечение безопасности» (абсурдно даже в далеком будущем надеяться на возможность достижения обществом или человеком состояния полностью исключающего все возможные опасности уже хотя бы потому, что человек никогда не сможет выявить все потенциальные объективно (а не субъективно) существующие опасности (в силу ограниченности своих знаний об окружающем мире и человеке), тем более все их предотвратить, а пытаться обеспечить такое состояние полного отсутствия опасностей и вовсе безрассудно).

Между тем, опасность это категория субъективная, психологическая. Осознание степени опасности или осознание ее отсутствия зависит от многих личностных качеств (знаний, духовного уровня, внимательности, чуткости, наблюдательности, аналитического склада ума, памяти и т.п.) и в первую очередь от бдительности. То, что для одного человека представляет серьезную угрозу, для другого может показаться незначительным, а для третьего и вовсе не представлять никакой опасности. Поэтому и самый «надежный» способ борьбы с опасностями – не обращать на них внимания, не придавать им значения, стараться их не замечать. А самый «верный» путь достижения безопасности – распространение в общественном сознании и воспитание в обществе беспечности, безразличия, равнодушия к угрозам, с одной стороны, и вытеснение бдительности, с другой. Также все более важное значение приобретает управление общественным вниманием путем переведения его с более важных угроз на незначительные, посредством его организованного и целенаправленного отвлечения, захвата и удержания на менее важных, специально, искусственно созданных объектах.

Таким образом, произошедшая подмена понятий и фактическая замена, повсеместное вытеснение термина «защита» термином «безопасность» оказывает пагубное воздействие на сознание людей и их деятельность, поскольку вместо призыва к бдительности, концентрации усилий общества для защиты от подстерегающих опасностей и угроз гражданам постоянно внушают прямо противоположную мысль об отсутствии опасности (возможности достижения с помощью законов, тех или иных правовых средств некоего состояния безопасности общества), что, в свою очередь, неизбежно приводит к беспечности и расслаблению людей, а вслед за этим – к духовной и физической деградации, разложению и гибели как граждан, так и всего народа в целом.

Негативно отразилось данное явление и на деятельности Вооруженных Сил, у которых в настоящее время согласно Военной доктрине РФ нет вероятного противника, а значит и готовится к войне, повышать боеготовность войск, обороноспособность государства не имеет смысла. Отсюда и отношение общества к армии и военной службе, уровень ее финансирования и фактически резкое падение поставок вооружения, значительное снижение технического оснащения войск (по сравнению с советским периодом). Расходы же на оборону, военная служба по призыву превращаются (в сознании общества) в непомерную обузу, которую и ликвидируют постепенно вместе с Вооруженными Силами, посредством их бесконечных сокращений. С сокращением армии и экономии на ней неуклонно падает обороноспособность страны, а значит, и защищенность граждан.

Таким образом, складывается, казалось бы, парадоксальная ситуация – чем больше говорят о безопасности, подразумевая защищенность, тем ее (этой защищенности) меньше. Объяснить такой обратный эффект можно с помощью духовных законов. В частности, весь Новый Завет пронизывает требование, призыв – бодрствуйте, мужайтесь. Одним словом, согласно духовным законам требуется постоянно пребывать в состоянии повышенного внимания, быть бдительным, стремиться распознать зло и быть в готовности с ним бороться. Однако, посредством управления вниманием (подробно рассматривалось выше в параграфе 2.6), путем перевода его с необходимости защиты (мобилизации сил, концентрации внимания на угрозах) – на состояние отсутствия опасности (расслабленности, беспечности), притупляется бдительность и ослабляется духовная воля, т.е. создаются благоприятные условия для размножения и распространения зла (опасности от него исходящего) со всеми вытекающими из этого крайне негативными социальными последствиями, которые особенно сильно захлестнули Россию в последнее время.

Для избежания подобных попаданий в духовные капканы системой координат, в которых должна измеряться и оцениваться правовая работа, должен быть Закон Божий и основанное на нем учение Православной Церкви, в свете которых и следует внимательно рассматривать правовую работу, разрабатываемые и внедряемые правовые средства. Именно с помощью духовных законов необходимо выявлять в правовой работе слабые места и на основе, прежде всего, именно этих законов вырабатывать действенные правовые и другие средства по исправлению недостатков.

Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
Важно отметить, что безопасность общества в целом зависит от состояния защищенности всех его сфер (областей), таких, как здравоохранение, образование, культура, наука, экология и т.д.

Учебные вопросы

1. Предмет и система курса

2. Понятие, история и структура безопасности

3. Сущность и содержание безопасности

ТЕМА 2: Безопасность как социальное явление

Безопасность

Понятие «безопасность»

Центральным понятием науки безопасность жизнедеятельности является понятие «безопасность». Согласно словарю Робера термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении он не вошел прочно в лексику народов Западной Европы и использовался до XVII в. мало.


Сравнительно редкое употребление на протяжении почти шести веков термина «безопасность» объясняется, в частности тем, что с середины XIII в. все более широкое распространение получало иное понятие - «полиция». Содержание его было чрезвычайно широким, оно трактовалось как государственное устройство, государственное управление, целью которого вообще благо и безопасность.


Практически во всех странах в XVII-XVIII вв. утверждается точка зрения о том, что государство имеет своей главной целью обеспечение общего благосостояния и безопасности. Поэтому термин «безопасность» получает в это время новую трактовку - состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.


Весьма длительный промежуток времени в России термин «безопасность» употреблялся редко. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с «общественной безопасностью». Уже через несколько лет в законодательстве прочно укрепилось понятие «охранения общественной безопасности» как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями и являющейся прерогативой политического сыска.


В Большой советской энциклопедии раскрывалось лишь понятие «Безопасность международная», которое фактически сводилось к противодействию внешним военным опасностям и угрозам.


В современных толковых словарях безопасность трактуется как отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо». Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно, В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз.


Поскольку полное отсутствие угроз невозможно, целесообразно обозначить безопасность как такой уровень опасности, с которым на данном уровне научного и экономического развития можно смириться. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться.


Поэтому наиболее приемлемой выглядит следующая формулировка: безопасность - это состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека, общества, государства. Жизненно важными интересами называют совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития человека, общества и государства.


Наиболее часто безопасность рассматривается как понятие, характеризующее определенное состояние какой-либо системы (биологической, природной, социальной и др.). В этом случае безопасность становится явлением, тождественным гомеостазу системы. Под гомеостазом при этом понимается тип динамичного равновесия, состоящий в поддержании важных для сохранения системы параметров в допустимых пределах.


В таблице представлены определения термина «безопасность» в различных словарях, а также текстах действующих Законов и государственных стандартов РФ.


Анализ различных определений термина «безопасность» позволяет выделить несколько элементов данного понятия. Во-первых, безопасность как состояние потенциальной жертвы, объекта опасности. Причем не любое состояние, а состояние защищенности от опасностей и угроз. Во-вторых, безопасность как способность объекта (человека, общества) сохранить свою сущность и основные характеристики в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или возникающих в самом объекте. В-третьих, это свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности. Безопасность призвана защитить каждое из этих свойств системы, так как разрушительное воздействие на любое из этих свойств приведет к гибели системы в целом.

Понятие «безопасность» в словарях и текстах законов РФ

Источник информации

Определение понятия «безопасность»

Даль В.И. Толковый словарь живого велико­русского языка

БЕЗОПАСНОСТЬ - отсутствие опасности, сохранность, на­дежность. Безопасный - неопасный, неугрожающий, не мо­гущий причинить зла или вреда; безвредный, сохранный, верный, надежный.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка

БЕЗОПАСНЫЙ. Не грозящий опасностью, не причи­няющий вреда; безвредный. 2. Находящийся вне опасности, не подвергающийся ей.

ФЗ РФ «О безопасно­сти» (1992)

БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

ФЗ РФ «О пожарной безопасности» (1994)

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

ФЗ РФ «О промышлен­ной безопасности опас­ных производственных объектов» (1997)

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ опасных производ­ственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опас­ных производственных объектах и их последствий.

ФЗ РФ «О безопасности гидротехнических со­оружений» (1997)

БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИИ - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

ФЗ РФ «Об охране ок­ружающей среды» (2002)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защи­щенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера, их последствий.

ФЗ РФ «О техническом регулировании» (2002)

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ (процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, го­сударственному или муниципальному имуществу, окру­жающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

ГОСТ Р 22.0.02-94 Безо­пасность в чрезвычай­ных ситуациях. Термины и определения основных понятий

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ - со­стояние защищенности населения, производственного пер­сонала, объектов народного хозяйства и окружающей при­родной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях

ГОСТ Р 22.0.05-94 Безо­пасность в чрезвычай­ных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙ­НЫХ СИТУАЦИЯХ - состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов народного хозяйст­ва и окружающей природной среды от опасностей, возни­кающих при промышленных авариях и катастрофах в зонах чрезвычайной ситуации.

ГОСТ Р 12.3.047-98 ССБТ. Пожарная безопас­ность технологических процессов. Общие требо­вания. Методы контроля

БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и ка­тастроф на промышленных объектах.

В соответствии с обозначенными выше элементами понятия безопасности можно выделить два типа безопасности:

  1. гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;
  2. реальная защищенность системы от опасностей, способность надежно противостоять им.

Под системой безопасности предприятия в настоящее время понимается организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия и государства от внутренних и внешних угроз. Удовлетворить современные требования по обеспечению безопасности предприятия и защиты его конфиденциальной информации может только система безопасности.

Опасности – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести моральный или материальный ущерб предприятию и предпринимательской деятельности.
Опасность способна приобретать различные формы. Она может быть в виде намерений, планирования действий и их реализация с целью уничтожения, ограбления, изменения, ослабления и т. д.

Понятие «угроза» родственно понятию «опасность». Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.

Угроза – потенциально возможное или реальное действие злоумышленников, способных нанести моральный, материальный или физический ущерб персоналу. Различают внутренние и внешние угрозы, которые могут быть направлены на персонал, материальные, финансовые и информационные ресурсы.

Как и любая система, система безопасности предприятия имеет свои цели, задачи, методы и средства деятельности, которые формируются в зависимости от конкретных условий.

Целями системы безопасности являются:

Защита прав предприятия, его структурных подразделений и сотрудников;

Сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов;

Повышение имиджа и роста прибылей за счет обеспечения качества услуг и безопасности клиентов.

В качестве основных задач системы безопасности рассматриваются:

Своевременное выявление и устранение угроз персоналу и ресурсам; причин и условий, способствующих нанесению финансового, материального и морального ущерба интересам предприятия, нарушению его нормального функционирования и развития;

Создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявления негативных тенденций в функционировании предприятия;

Пресечение посягательств на ресурсы и угроз персоналу на основе комплексного подхода к безопасности;

Создание условий для максимально возможного возмещения и локализации наносимого ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц, для ослабления негативного влияния последствий нарушения безопасности на достижение стратегических целей.
Для достижения указанных целей и задач используются различные средства обеспечения безопасности предприятия, среди которых можно выделить следующие:


Технические средства. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео-радиоаппаратура, средства обнаружения взрывных устройств, бронежилеты, заграждения и т.д.

Организационные средства. Создание специализированных оргструктурных формирований, обеспечивающих безопасность предприятия.

Информационные средства. Прежде всего это печатная и видеопродукция по вопросам сохранения конфиденциальной информации. Кроме этого, важнейшая информация для принятия решений по вопросам безопасности сохраняется в компьютерах.

Финансовые средства. Совершенно очевидно, что без достаточных финансовых средств невозможно функционирование системы безопасности, вопрос лишь в том, чтобы использовать их целенаправленно и с высокой отдачей.

Правовые средства. Здесь имеется в виду использование не только изданных вышестоящими органами власти законов и подзаконных актов, но также разработка собственных, так называемых локальных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности.

Кадровые средства. Имеется в виду прежде всего достаточность кадров, занимающихся вопросами обеспечения безопасности. Одновременно с этим решают задачи повышения их профессионального мастерства в этой сфере деятельности.

Интеллектуальные средства. Привлечение к работе высококлассных специалистов, научных работников (иногда целесообразно привлекать их со стороны) позволяет внедрять новые системы безопасности.

Следует заметить, что применение каждого из указанных средств в отдельности не дает необходимого эффекта, он возможен только на комплексной основе, который может быть реализован в виде определенной последовательности следующих этапов:

I этап. Выделение финансовых средств.

II этап. Формирование кадровых и организационных средств.

III этап. Разработка системы правовых средств.

IV этап. Привлечение технических, информационных и интеллектуальных средств.

При реализации этих средств используются соответствующие им методы. Соответственно можно говорить о технических, организационных, информационных, финансовых, правовых, кадровых и интеллектуальных методах. Приведем краткий конкретный перечень этих методов: технические – наблюдение, контроль, идентификация и т.д.; организационные – создание зон безопасности, режим, расследование, посты, патрули и т.д.; информационные – сбор сведений о сотрудниках, аналитические материалы и учеты конфиденциального характера и т.д.; финансовые – материальное стимулирование сотрудников, имеющих достижения в обеспечении безопасности, денежное поощрение информаторов и т.д.; правовые – судебная защита законных прав и интересов, содействие правоохранительным органам и т.д.; кадровые – подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечивающих безопасность предприятия, их воспитание и т.д.; интеллектуальные – патентование, ноу-хау и т.д