Складывание всероссийского. Складывание всероссийского рынка

В XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Образовалось несколько областных торговых центров:

Торговый устав 1653 г . устанавливал единую рублевую пошлину для купцов и отменял ряд внутренних пошлин. В 1667 г. был принят Новоторговый устав, по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на территории России.

Таким образом, в экономике России XVII в. господствующее положение занимал феодальный уклад. В то же время в стране начинают складываться раннебуржуазные элементы, которые были подвержены деформирующему воздействию феодального строя.

В советской историографии XVII в. именовался началом нового периода русской истории. К этому времени ряд историков относил начало разложения феодализма и возникновение в его недрах капиталистического уклада хозяйства.

Городские восстания середины века и прикрепление к городам посадских людей. Юридическое оформление системы крепостного права. Соборное Уложение 1649 г.

Перед государством стояла задача возвращения отторгнутых в годы интервенции земель. Для этого нужны были средства на содержание армии. Финансовое же положение государства было крайне тяжелым. Всю тяжесть ликвидации последствий интервенции феодальное государство перекладывало на народные массы. Помимо поземельного налога прибегали к чрезвычайным денежным сборам - "пятинным деньгам",которые собирались с 1613 по 1633 г. семь раз. Население всячески сопротивлялось сбору чрезвычайных налогов. Сильно возрос самый тяжелый прямой налог на содержание войска - "стрелецкие деньги".

Было еще одно обстоятельство, ухудшавшее положение простых посадских тяглецов - проникновение в города феодального землевладения. Слободы в городах, принадлежавшие феодалам, назывались белыми, и их население освобождалось от уплаты государственных налогов. Многие посадские тяглецы уходили в белые слободы, спасаясь от государственных налогов, а доля налогов, приходившаяся на ушедших, распределялась на оставшееся население. Посадские люди требовали уничтожения белых слобод. Противоречия между городской беднотой и феодальной знатью, а также примыкавшей к ней купеческой верхушкой непрерывно возрастали.

Это привело к целому ряду городских восстаний.

Потерпев неудачу со сбором недоимок прямых налогов в 1646 г ., правительство боярина Б.И.Морозова установило косвенный налог на соль. Народ оказался не в состоянии покупать соль по новым ценам. Вместо пополнения казны произошло сокращение денежных доходов. В 1647 г. государство отменило налог на соль. Тогда Морозов, стоявший во главе правительства, попытался сократить денежные расходы за счет уменьшения жалования стрельцам, пушкарям, чиновникам приказов. Это привело к невиданному размаху взяточничества и казнокрадства, недовольству стрельцов и пушкарей, по своему положению все более смыкавшихся с посадским тяглым людом.



Деятельность правительства Морозова вызвала мощные городские восстания. В 1648 г. восстания произошли в Козлове, Воронеже, Курске, Сольвычегодске и ряде других городов. Самым мощным было восстание в Москве летом 1648 г . Поводом для восстания послужила попытка подать челобитную с требованием ликвидации белых слобод, ограждения от несправедливых судей Земского приказа (Морозова и Плещеева), снижения тягла. Народ, пытавшийся вручить царю челобитную, был разогнан. Горожане разгромили дворцы Морозова.

Соборное Уложение 1649 г.

Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение.

Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. окончательно оформилось крепостное право. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и посадских людей. Собственностью феодала становился не только крестьянин со своей семьей, но и его имущество.

Уложение признавало за дворянином право передачи поместья по наследству при условии, что сыновья будут служить, как и отец. Таким образом, две формы феодальной собственности - вотчина и поместье - сближались. Было ограничено церковное землевладение. Белые слободы были ликвидированы. Их население обязано платить тягло. Посадские люди также прикреплены к общине, как крестьянин к феодалу. Служилые люди по прибору - стрельцы и др. - со своих торгов и промыслов обязаны были платить государственные налоги.



В 1650 г. вспыхнули восстания горожан в Пскове и Новгороде . Государству нужны были средства на содержание государственного аппарата и войска. Стремясь увеличить доходы казны, правительство с 1654 г. начало вместо серебряной монеты чеканить медную по той же цене. За восемь лет их было (в том числе и фальшивых) выпущено столько, что они просто обесценились. Это привело к росту цен. Серебряные деньги исчезали, а налоги государство принимало только ими. Росли недоимки. Взвинчивание цен привело к голоду. Отчаявшиеся посадские люди Москвы в 1662 г. восстали (Медный бунт). Восстание было жестоко подавлено, но медные деньги перестали чеканить.

К середине XVII в. было преодолено большинство негативных последствий Смуты. За счёт дальнейшего освоения земель Сибири, Приуралья, Дикого поля значительно расширились границы государства, а население достигло 10,5 млн. Экономическое положение Русского государства стабилизировалось. Царская власть, заинтересованная в оживлении торговли, предоставила ряд привилегий купечеству, в частности, льготное налогообложение. Это способствовало тому, что дворянство, боярство, монастыри всё активнее стали участвовать в торговых отношениях, тем самым стимулируя создание общего рынка.

Среди новых явлений в экономике следует отметить перерастание ремесла в рыночно ориентированное мелкотоварное производство. Развивалось горное дело. Центрами металлургии стали Тульско-Серпуховско-Московский и Устюжно-Железнопольский районы. Деревянные изделия производились в Москве, Твери, Калуге. Ювелирным производством славились Великий Устюг, Тихвин, Нижний Новгород, Москва, добыча соли велась в Прикамье и на соляных озёрах Прикаспия.

Специализация отдельных районов способствовала формированию общероссийского рынка, функционировавшего в рамках единой экономической системы. Проводились ярмарки. Крупнейшими считались Макарьевская (Нижний Новгород), Свенская (Брянск), Ирбитская (Сибирь), Архангельская. Во внешней торговле важными центрами были Архангельск, через который проводились торговые операции с Западной и Северной Европой, и Астрахань, ставшая торговыми воротами на Восток.

Несмотря на то, что сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью экономики, развитие товарного производства привело к появлению первых мануфактур — предприятий с применением ручного труда наёмных рабочих, построенных на принципе разделения труда. В XVII веке в России уже действовало около 30 мануфактур. Первые из них были образованы ещё в конце предыдущего столетия — Монетный двор, Пушкарский двор. В течение XVII в. встали в строй металлургические заводы на Урале и под Тулой, кожевенные мануфактуры действовали в Казани и Ярославле, текстильный (Хамовный) двор существовал в Москве. Первой частной мануфактурой стал Ницинский завод по плавке меди, построенный на Урале в 1631 г. На мануфактурах трудились приписные крестьяне. Те мануфактуры, которые пользовались поддержкой государства, назывались «посессионными».

Для стимулирования экономики при царе Алексее Михайловиче широко использовался протекционизм — политика, поощряющая развитие национального производства и предусматривающая защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции путём введения импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. К примеру, в 1667 г. был издан новый Торговый устав, повышавший пошлины на товары иностранного производства. В 50‑х гг. XVII в. осуществлена денежная реформа.

Изменения в экономическом укладе страны привели к падению былой мощи боярства, которое по своему социальному статусу сближалось с дворянством, ставшим после Смуты главной опорой царской власти. Низший слой служилых людей составляли служилые люди по набору: казённые мастера, ямщики, пушкари, стрельцы и др.

Среди городского населения привилегированное положение занимали купцы, контролировавшие торговлю. Большую часть городских жителей, объединённых в тягловую общину, называли посадскими людьми. Ремесленниками создавались слободы и сотни по их профессиональным занятиям. Особое положение в социальной структуре общества продолжало занимать духовенство. Самой массовой группой населения оставалось крестьянство.

Юридическое оформление крепостного права. Продолжалась политика закрепощения крестьян. С 1581 г. существовали «заповедные лета», когда переход крестьян был запрещён и в Юрьев день. В это же время начинают составляться писцовые книги, появление которых упростило контроль феодалов над крестьянами. С конца XVI в. широкое распространение получили указы об «урочных летах», определявшие сроки сыска и возвращения беглых крепостных крестьян (от 5 до 15 лет).

С 1597 г., даже после выплаты всех долгов, лишили права на освобождение кабальных холопов, которые пожизненно закреплялись за своими кредиторами. Что касается добровольных холопов, то достаточно было полугода их работы на хозяина, чтобы они перешли в категорию полных холопов. Как вольные, так и кабальные холопы могли рассчитывать на свободу только после смерти своего феодала.

Уложением 1607 г., принятым при Василии Шуйском, сыск беглых крестьян устанавливался сроком в 15 лет. Этот документ также предусматривал серьёзные штрафы для тех, кто перепрятывал беглецов. В течение первой половины XVII в. ещё неоднократно издавались указы, предусматривавшие разные сроки розыска беглых крестьян (в 1619, 1637, 1642 гг.).

Окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное уложение 1649 г., отменившее «урочные лета», запретившее переходы крестьян от одного владельца к другому и установившее бессрочность сыска. Черносошным и дворцовым крестьянам также запрещалось покидать свои общины. Именно Соборное уложение 1649 г. юридически оформило крепостное право. Это привело к заметному обострению социальных отношений в Российском государстве.

Во второй половине XVII в. существовало две категории крестьян — крепостные и черносошные. Крепостные крестьяне вели свои хозяйства на вотчинных, поместных и церковных землях, за что отбывали целый ряд феодальных повинностей в пользу землевладельцев. Черносошные крестьяне принадлежали к разряду «тяглых людей». Они платили налоги и подати в казну государства. Контроль над этой категорией осуществлялся органами государственной власти. Количество черносошных крестьян постоянно уменьшалось, тогда как к концу XVII в. значительно возросло дворянское землевладение, проникшее в Поволжье и многие районы Дикого поля.

Промежуточное положение между двумя этими категориями занимали дворцовые крестьяне, которые обслуживали хозяйственные потребности царского двора.

Церковный раскол

Реформы патриарха Никона

В середине 1650‑х гг., по инициативе патриарха Никона, в Русской церкви был осуществлён комплекс богослужебно-канонических мер, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве обрядовой традиции и превращение русской церкви в центр мирового православия. Их суть состояла в устранении расхождений с греческими обрядами и возвращении церкви к греческим канонам, а также повышении порядков и нравственных устоев духовенства.

Основные реформы патриарха Никона (1653-1656):

  • исправление богослужебных книг по греческим образцам;
  • изменение обрядности Русской православной церкви;
  • введение троеперстия при крестном знамении.

Сторонники реформ патриарха именовались «никонианами».

Раскол церкви. Неприятие реформ рядом высокопоставленных духовных и светских лиц, основанное на мнении о «превосходстве» русского благочестия над греческим, вместе с резкостью самих реформаторов, привело Русскую церковь к расколу. В результате возникло множество разнообразных течений старообрядцев в официальной традиции, именуемых «раскольниками», духовным лидером которых стал протопоп Аввакум (1620-1682) — противник церковной реформы, духовный писатель. Автор 43 сочинений, в том числе знаменитого «Жития». Он стоял у истоков новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Долгое время провёл в ссылке, после чего был сожжён.

Старообрядчество — совокупность религиозных течений в рамках Русской православной церкви, не принявших церковные реформы патриарха Никона, поддержанные царём Алексеем Михайловичем, целью которых была унификация обрядовости Русской и греческой (Константинопольской) церквей. Старообрядцы стремились к возврату дореформенных порядков. Раскольники инициировали несколько крупных народных восстаний, среди которых стоит выделить Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Соловецкий монастырь долгое время оставался главным символом старообрядчества на Руси.

Социальные движения XVII в

Народные бунты

XVII в. оказался насыщенным различными народными выступлениями — «бунташный век». Постоянные войны, внутренние неурядицы, церковный раскол, установление крепостнических порядков — всё это ухудшило положение народных масс. Волна восстаний прошла по многим крупным городам страны: Псков, Владимир, Новгород, Курск, Воронеж. Наиболее крупные волнения пришлись на Соляной и Медный бунты в Москве.

Соляной бунт (1648) — одно из крупнейших восстаний городского населения середины XVII в. Повышение налогов на соль привело к погромам горожанами купеческих и боярских домов. Наиболее активное участие принимали низшие и средние слои посадского населения, ремесленники, стрельцы и дворовые люди. Царю пришлось выслать из Москвы главу своего правительства — боярина Б. Морозова. Только с помощью подкупа стрельцов бунт удалось подавить.

Медный бунт (1662) — восстание городских низов, ставшее реакцией на повышение налогов в годы Русско-польской войны 1654-1667 гг., и чеканка с 1654 г. медных монет, обесценивавшихся по сравнению с серебряными. При этом правительство продолжало собирать основные налоги в серебряной монете. Восставшие двинулись на резиденцию царя в Коломенском, требуя от него выдать наиболее одиозных бояр, которых они считали повинными в своём бедственном положении. Во время переговоров подошли отряды стрельцов, верные царю, и разогнали бунтовщиков. Во время подавления Медного бунта было убито до 7 тыс. москвичей. Тем не менее властям пришлось пойти на некоторые уступки и вновь вернуться к чеканке серебряной монеты.

Восстание Степана Разина

Апофеозом народных волнений XVII в. стало казацко-крестьянское восстание под предводительством донского казака Степана Разина (1630-1671) в 1667-1671 гг. Центром восставших был Яицкий городок (Уральск). В 1668-1669 гг. казаки С. Разина осуществили набег на побережье Каспийского моря, попутно разбив флот персидского шаха. На обратном пути бунтовщики, выступавшие против крепостнических порядков, овладели рядом крупных городов (Царицын, Астрахань). Это уже стало серьёзным вызовом центральной власти.

Поход 1670 г. на Волгу имел неприкрытую антиправительственную направленность. С. Разину удалось объединить казаков, крепостных крестьян, бурлаков, посадских людей. Его войско имело интернациональный характер и, кроме русских, включало украинцев, чувашей, татар, мордвинов и др. Выступая против крепостничества, многие восставшие всё ещё верили в «доброго и справедливого» царя, направляя свою ярость на представителей боярского и дворянского сословий. После захвата Саратова и Самары восстание распространилось на огромные территории: от низовьев Волги до Слобожанщины.

Апогеем восстания стала осада Симбирска. Лишь с помощью 30-тысячного войска Алексею Михайловичу удалось снять осаду и разгромить основные силы восставших. Самого Степана Разина после предательства зажиточных казаков вывезли в Москву, где летом 1671 г. он был казнён на Красной площади.

Б. Промышленность и мануфактуры. Новые явления в экономике страны

1. В XVII в. начинаются новые процессы в хозяйственном развитии страны:

> во-первых, в рыночные отношения все больше втягиваются крупные вотчинные хозяйства, монастыри, ремесленники, возникают предпосылки для создания всероссийского рынка;

> во-вторых, возникают мануфактуры;

> в-третьих, все большая часть ремесленников производит продукцию для рынка;

> в-четвертых, формируется рынок наемной рабочей силы.

2. Широкое распространение получает домашнее ремесло. Крестьяне производят сукно, веревки, канаты, одежду, лапти и т. п. Через скупщиков эти товары поступают на рынок. Крестьяне полностью или частично порывают с земледелием. Появляются торгово-промышленные села. Прослеживается тенденция превращения ремесла в мелкотоварное производство.

3. Намечается товарная специализация отдельных районов. Производство металла велось к югу от Москвы - Серпухов, Кашира, Тула. Железо расходилось по всей стране, казна делала большие заказы пушек, ядер, стволов. В районах Устюга, Тихвина в расчете на покупателя производили сохи, лопаты, мотыги, гвозди, сковороды.

4. В Нижнем Новгороде и Вологде были основаны канатные заводы, на Севере и в Поволжье - соляные варницы, в Дединове построена верфь.

5. В середине XVII в. в России появляются мануфактуры - крупные предприятия, основанные на разделении труда, в основном ручного, при участии наемных рабочих. Возникло 30 мануфактур. Мануфактуры делились на:

> казенные - принадлежали государству, выполняли его заказы, на них работали государственные крестьяне, а также крестьяне, приписанные к заводам (приписные). Известны мануфактуры - Пушечный двор, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Бархатный двор;

> купеческие - принадлежали богатым купцам; на них работали купленные к заводам крестьяне, иностранные мастера; продукция шла на рынок. Это канатные дворы в Вологде, Холмогорах, Архангельске, металлургические заводы Урала, рыбные промыслы в Астрахани;

> вотчинные - принадлежали крупным боярам, на них работали крепостные крестьяне, производили лен, пеньку, холст и т. п.

Русские мануфактуры были основаны по преимуществу на крепостном труде, но наемный труд играл уже заметную роль.

1. В XVII в. произошли изменения в области торговли. Правительство отменило мелкие поборы, ввело единую пошлину. Мелкие ремесленники и небогатые купцы отдавали свои товары крупным купцам, которые перевозили их партиями на значительные расстояния. Купеческие обозы соединяли между собой отдаленные районы страны. Хозяйственная жизнь одной области начинает зависеть от наличия торговых связей с другой областью России.


2. Отдельные области специализируются на производстве определенных товаров. Например, Астрахань вывозила икру, рыбу, соль; Новгород, Кострома и Ярославль - лен, холст и кожи; Казань - кожи и сало; Сибирь - меха. Москва стала центром рыночных связей, здесь производилась торговля по 120 видам товаров.

3. Возникают крупные ярмарки, на которые съезжаются купцы из разных мест. Большую роль в развитии торговли играли ярмарки: Макарьевская (Н. Новгород), Свенская (Брянск), Ирбитская (Западная Сибирь), Сольвычегодская.

Таким образом, в конце XVII в. складываются предпосылки для создания общероссийского рынка.

4. Развиваются и внешние торговые связи России. Растет торговля с Англией, Голландией, Персией, Бухарой, Китаем. Главным пунктом в торговле с Западной Европой был Архангельск, на него приходилось 75% внешнеторгового оборота; в торговле с Востоком - Астрахань. У России отсутствовал собственный торговый флот, поэтому многие товары скупались иностранными купцами по дешевым ценам. Из России вывозились лес, мед, смола, деготь, сало, икра, мясо, хлеб. В Россию ввозились пряности, вина, тонкое сукно, драгоценности, оружие. Иностранцы свободно торговали на нашем внутреннем рынке, конкурируя с русскими купцами, спекулируя русскими товарами. Необходимо было оградить русский рынок от засилья иностранцев. В 1667 г. под давлением русских купцов был принят Новоторговый устав (автор - А. А. Ордин-Нащокин), по которому иностранным купцам запрещалась розничная торговля на территории России, запрещался также ввоз в Россию некоторых видов товара.

XVII век - важнейший этап в развитии рыночных торговых связей, начало формирования всероссийского национального рынка. По мере развития торговли продолжал развиваться класс купечества. Высшей привилегированной корпорацией купечества в России были гости. Они вели крупные торговые операции как внутри страны, так и за рубежом, назначались на ответственные посты в центральные и местные хозяйственные и финансовые органы. Например, в Москве их было около тридцати человек. Кроме того, имелись купеческие корпорации - гостиная сотня и суконная сотня.

Понимая, что внешняя торговля - важный источник доходов, правительство Алексея Михайловича всячески поощряло ее развитие. Это благотворно сказалось на развитии торговли с европейскими (Швецией, Англией) и азиатскими странами (Ираном, Индией, Китаем).

Россия вывозила пушнину, лес, деготь, поташ, кожи, канаты, холсты. Ввозила (для феодальных верхов) вина, пряности, зеркала, сукна, оружие, металлические изделия, бумагу, краски и другие товары.

Проявляя заботу о развитии внутренней торговли, правительство всемерно поддерживало купечество, что нашло отражение в принятом в 1653г. Таможенном уставе. Разнообразные пошлины, взимавшиеся с продавцов товаров, были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с оборота. Во владениях светских и духовных феодалов взимание проезжих пошлин было запрещено. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 3-е, стереотипное. - М.: Информационно-издательский Дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1999. - с.59

На внутренних рынках России во второй половине XVII в. сложилось засилье иностранного капитала. Испытывая трудности конкуренции, русские купцы неоднократно обращались к царю Алексею Михайловичу с просьбой об ограничении доступа иностранных торговцев на российские рынки. В связи с этим в 1667 г. был принят Новоторговый устав, который предусматривал для иностранцев ряд ограничений: им не разрешалось производить торговые операции во внутренних городах России; они могли торговать только в пограничных городах: Архангельске, Новгороде, и Пскове и только во время работы ярмарок. Для торговли за пределами этих городов требовалось специальное разрешение (грамота). Иноземные купцы должны были платить пошлину в размере 6% с продажной цены, а с предметов роскоши (например, вин) 15%. История мировой экономики. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1999. - с.278

Новоторговый устав, проект которого был подготовлен выдающимся экономистом и крупным государственным деятелем А.Л. Ордын-Нащекиным, носил протекционистский характер и имел целью монополизировать внутренний рынок в руках крупных русских купцов-оптовиков.

Экономическое развитие страны в XVII в. привело к слиянию всех земель и княжеств в одно экономическое целое, предопределенному усиливающимся объемом товаров, объединением небольших местных рынков в один всероссийский рынок. На всю страну были известны такие ярмарки, как Макарьевская недалеко от Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском, Ирбитская за Уралом.

Образование всероссийского рынка означало преодоление экономической замкнутости отдельных территорий и слияние их в единую экономическую систему. Этим завершился длительный процесс образования Российского централизованного государства.

На западе внешняя политика России серьезных успехов не имела. Об этом свидетельствовала неудачная война с Польшей за Смоленск (1632 - 1634). Однако по-другому обстояло дело на востоке. В необычайно короткий срок русские землепроходцы, продолжая походы казацкого атамана Ермака, прошли от Оби до Тихого океана, Камчатки и Курил. В 1645 г. В. Поярков вышел к Амуру и совершил плавание по Охотскому морю. С. Дежнев с двадцатью пятью казаками обогнул северо-восточную оконечность Азии и открыл пролив между Азией и Северной Америкой (1648 - 1649). В 1649 - 1653 гг. Е. Хабаров с отрядом казаков совершил ряд походов на Амур. История мировой экономики. Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:Юнити, 1999. - с.279

Казаки-первопроходцы закладывали города и остроги. За ними шли предприимчивые купцы, промышленники, крестьяне и разные «вольные» люди. В конце XVII в. численность русского населения Сибири составляла около 150 тыс. человек. Местное население должно было платить государству ясак дань пушным зверем, особенно соболиными шкурками. К концу XVII в. сибирское земледелие стало производить столько хлеба, что его хватало для пропитания всего населения Сибири.

В конце XVII в. Россия занимала огромную территорию от Архангельска до Каспия и от Левобережной Украины до Тихого океана. Население страны составляло 10,5 млн. человек.

Завершение экономического объединения страны, складывание всероссийского рынка, начало мануфактурного производства создавали объективные возможности для преодоления относительной отсталости России.

буржуазный россия торговля рынок социальный

Новым, исключительным по своему значению явлением было образование всероссийского рынка, центром которого становится Москва. По движению товаров в Москву можно судить о степени общественного и территориального разделения труда, на основе которого складывался всероссийский рынок: Подмосковье поставляло мясо и овощи; масло коровье везли из Среднего Поволжья; рыбу привозили из Поморья, Ростовского уезда, Нижнего Поволжья и приокских мест; овощи поступали также из Вереи, Боровска и Ростовского уезда. Железом Москву снабжали Тула, Галич, Устюжна Железопольская и Тихвин; кожи привозили главным образом из Ярославско-Костромского и Суздальского районов; деревянную посуду поставляло Поволжье; соль - города Поморья; Москва являлась крупнейшим рынком сбыта сибирских мехов. На основе производственной специализации отдельных районов складывались рынки с преимущественным значением каких-либо товаров. Так, Ярославль славился сбытом кож, мыла, сала, мяса и текстильных изделий; Великий Устюг и особенно Соль Вычегодская были крупнейшими пушными рынками - поступавшие из Сибири меха доставлялись отсюда либо в Архангельск для экспорта, либо в Москву для продажи внутри страны. В Смоленск и Псков из близлежащих районов свозились лен и пенька, поступавшие затем на заграничный рынок. Некоторые местные рынки завязывают интенсивные торговые связи с далеко отстоящими от них городами. Тихвинский посад с его ежегодной ярмаркой поддерживал торговлю с 45 городами России. Закупая у местных кузнецов изделия железоделательных промыслов, скупщики перепродавали их более крупным торговцам, а последние отвозили значительные партии товаров в Устюжну Железо-польскую, а также в Москву, Ярославль, Псков и другие города. Громадную роль в торговом обороте страны играли ярмарки всероссийского значения, такие, как Макарьевская (близ Нижнего Новгорода), Свенская (под Брянском), Архангельская и др., продолжавшиеся в течение нескольких недель. В связи со складыванием всероссийского рынка повысилась роль купечества в хозяйственной и политической жизни страны. В XVII столетии из общей массы торговых людей еще заметнее выделяется верхушка купеческого мира, представители которой получили от правительства звание гостей. Эти крупнейшие купцы выполняли также роль финансовых агентов правительства - по его поручению они вели заграничную торговлю пушниной, поташом, ревенем и пр., выполняли подряды на строительные работы, закупали продовольствие для нужд армии, собирали налоги, таможенные пошлины, кабацкие деньги и т. д. Гости привлекали для выполнения подрядных и откупных операций более мелких купцов, деля с ними огромные барыши от продажи вина и соли. Откупа и подряды являлись важным источником накопления капиталов. В руках отдельных купеческих семей порой скапливались крупные капиталы. Н. Светешникову принадлежали богатые соляные промыслы. Стояновы в Новгороде и Ф. Емельянов в Пскове были первыми людьми в своих городах; с их мнением считались не только воеводы, но и царское правительство. К гостям, а также близким к ним по положению торговым людям из гостиной и суконной сотен (объединений) примыкала верхушка горожан, именовавшихся «лучшими», «большими» посадскими людьми. Торговые люди начинают выступать перед правительством в защиту своих интересов. В челобитьях они просили запретить английским купцам торговать в Москве и в других городах, за исключением Архангельска. Челобитье было удовлетворено царским правительством в 1649 г. Эта мера мотивировалась политическими соображениями - тем, что англичане казнили своего короля Карла I. Большие изменения в экономике страны отразились в Таможенном уставе 1653 г. и в Новоторговом уставе 1667 г. В создании последнего принимал участие начальник Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокин. Согласно меркантилистическим воззрениям того времени Новоторговый устав отмечал особое значение торговли для России, так как «во всех государствах окрестных в первых государственных делех свободные и прибыльные торги для сбора пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким береженьем остерегают». Таможенный устав 1653 г. отменял множество мелких торговых сборов, сохранявшихся еще от времени феодальной раздробленности, и взамен их вводил одну так называемую рублевую пошлину - по 10 коп. с рубля за продажу соли, по 5 коп. с рубля со всех остальных товаров. Кроме того, была введена повышенная пошлина для иностранных купцов, продававших товары внутри России. В интересах русского купечества Новоторговый устав 1667 г. еще более увеличил таможенные сборы с иностранных торговцев.

Культурное развитие

Культурное развитие

Просвещение

В XVII в. в разных областях русской культуры произошли большие сдвиги. «Новый период» в истории России властно порывал с традициями прошлого в науке, искусстве и литературе. Это сказывалось в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»). Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий. Громадные и плодотворные последствия для русского, украинского и белорусского народов имело воссоединение Украины с Россией. Зарождение театра, распространение партесного пения (церковное хоровое пение), развитие силлабического стихосложения, новые элементы в архитектуре были общими культурными явлениями для России, Украины и Белоруссии XVII в. Грамотность сделалась достоянием значительно более широких кругов населения, чем раньше. Большое количество торговых людей и ремесленников в городах, как это показывают многочисленные подписи посадских людей на челобитьях и других актах, умело читать и писать. Грамотность распространялась и среди крестьянского населения, главным образом среди черносошных крестьян, о чем можно судить по записям на рукописях XVII в., сделанным их владельцами - крестьянами. В дворянских и купеческих кругах грамотность была явлением уже обычным. В XVII столетии делаются усиленные попытки создания в России постоянно действующих учебных заведений. Однако только в конце столетия эти попытки приводят к созданию первого высшего учебного заведения. Сначала правительство открыло в Москве училище (1687 г.), в котором ученые греки братья Лихуды преподавали не только церковные, но и некоторые светские науки (арифметику, риторику и пр.). На основе этого училища возникла Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая видную роль в русском просвещении. Она помещалась в здании Заиконоспасского монастыря в Москве (часть этих зданий сохранилась до нашего времени). Академия в основном готовила образованных лиц для замещения духовных должностей, но дала и немало людей, занятых различными гражданскими профессиями. В ней, как известно, учился и великий русский ученый М. В. Ломоносов. Дальнейшее развитие получило книгопечатание. Главным его центром был Печатный двор в Москве, каменное здание которого существует и в настоящее время. Печатный двор в основном издавал церковные книги. За первую половину XVII в. было выпущено около 200 отдельных изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был учебник патриаршего дьяка Василия Бурцева - «Букварь языка славенского, сиречь начало учения детям», впервые изданный в 1634 г. Во второй половине XVII в. количество светских книг, выпускаемых Печатным двором, резко увеличивается. К их числу принадлежали «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав и пр. На Украине важнейшими центрами книгопечатания были Киев и Чернигов. В типографии Киево-Печерской лавры был напечатан первый учебник по русской истории - «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа».

Литература. Театр

Новые явления в русской экономике XVII в. нашли отражение в литературе. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть. «Повесть о Горе и Злочастии» описывает мрачную историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном пути. «Ино я сам знаю и ведаю, что не класти скарлату без мастера», - восклицает герой, приводя пример из жизни ремесленников и торговцев, знакомых с употреблением скарлата (бархата). Ряд сатирических произведений посвящен осмеиванию отрицательных сторон русской жизни XVII в. В повести о Ерше Ершовиче высмеиваются неправедные приказные суды. Ерша знают и кушают только «бражники и кабацкие голыши», которым не на что купить хорошей рыбы. Главная вина Ерша в том, что он «скопом и заговором» овладел Ростовским озером, - так в повести пародируется статья «Соборного уложония» о выступлениях против правительства. Возникает также едкая сатира на церковные порядки. «Калязинская челобитная» высмеивает лицемерие монахов. Архимандрит гонит нас в церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг ведра (с пивом) без порток в одних свитках в кельях сидим... не поспеть нам... и взвар с пивом ведра испорознить». В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам». В литературе второй половины XVII в. все сильнее сказываются народные элементы: в повестях об Азове, в сказаниях о начале Москвы и т. д. Народные запевы звучат в поэтической повести об Азове, в плаче казаков: «Простите нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия заводи. Прости нас, море синее и реки быстрые». В XVII столетии утверждается новый вид литературного произведения - записки, которые получат особенное развитие в следующем веке. Простым и ясным языком написано замечательное произведение основателя раскола - «Житие» протопопа Аввакума, повествующее о его многострадальной жизни. Учитель царевны Софьи Алексеевны Симеон Полоцкий развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных виршей (стихов), драматических произведений, а также учебников, проповедей и богословских трактатов. Для печатания новых книг была создана особая придворная типография у «государя на верху». Большим культурным событием было появление в России театральных постановок. Русский театр возник при дворе царя Алексея Михайловича. Для него Симеон Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне». В ней изображалась история блудного сына, раскаявшегося после распутной жизни и обратно принятого отцом. Для представления в подмосковном царском селе Преображенском выстроили «комедийную храмину». Здесь была разыграна пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса чрезвычайно понравилась Алексею Михайловичу, а царский духовник избавил его от сомнений в греховности театра, указав на примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные зрелища. Режиссером придворного театра был Грегори, пастор из Немецкой слободы. Вскоре его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии (1675 г.). В том же году в придворном театре были поставлены балет и две новые комедии: об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра насчитывала свыше 70 человек исключительно мужского состава, так как женские роли исполнялись также мужчинами; среди них были и дети - «неискусные и несмышленные отрочата».

Архитектура и живопись

В XVII столетии большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились не только в городах, но стали обычным явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Образцами таких домов являются «Поганкины палаты» в Пскове, дом Коробова в Калуге и др.

В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких шеях, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством. В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший иногда неправильное название «русского барокко». Храмы имели крестовидную форму, и главы их стали располагаться также крестовидно вместо традиционной расстановки по углам. Стиль подобных церквей, необыкновенно эффективных по их богатой внешней декорации, получил название «нарышкинского», потому что лучшие церкви такой архитектуры были построены в усадьбах бояр Нарышкиных. Прекрасным его образцом является церковь в Филях, под Москвой. Постройки такого рода воздвигались не только в России, но и на Украине. Необыкновенно стройные и в то же время богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля восхищают своей красотой. Этот стиль по территории его распространения можно было бы назвать украинско-русским. Лучший мастер-живописец той эпохи Симон Ушаков стремился писать не отвлеченные, а реалистические образы. Иконы и роспись такого «фряжского письма» показывают стремление русских художников приблизиться к жизни, покинув отвлеченные схемы. Новые веяния в искусстве вызывали глубокое возмущение ревнителей старины. Так, протопоп Аввакум ядовито отзывался о новых иконах, говоря, что на них «спас милостивый» изображен наподобие пьяного иноземца с румянцем на щеках. Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву и т. д. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора. Во всех областях культурной жизни России ощущались новые веяния, вызванные глубокими хозяйственными и общественными сдвигами. Эти сдвиги, а также ожесточенная классовая борьба и мощные крестьянские восстания, потрясавшие феодально-крепостническое государство, нашли свое отражение в народной поэзии. Вокруг величественной фигуры Степана Разина сложился цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», - воспевает народная песня подвиги Разина и его сподвижников, зовет к борьбе против помещиков, крепостничества, социального угнетения.