Должностные обязанности автомеханика. Профессия автослесарь

Бухгалтерский учет – это совокупность документов, которые отражают все самые полные сведения о хозяйственном, финансовом и экономическом состоянии предприятия. То есть бухгалтерский учет содержит данные об имуществе предприятия, доходах, налогообложении, задолженности, расходах и убытках предприятия и тому подобное.

Система регулирования бухгалтерского учета – это совокупность требований по его составлению и ведению. В частности, предусматривается, что ведение бухгалтерского учета на различных предприятиях должно быть единообразным, своевременным и достоверным. Общие правила ведения бухгалтерского учета устанавливаются Правительством Российской Федерации, приоритетное право регулирования предоставлено Министерству финансов, которое непосредственно разрабатывает и утверждает пособия, Положения и рекомендации по ведению документов. Эти Положения и рекомендации являются правовой основой бухгалтерского учета и обязательны для исполнения.

Любые другие, регулирующие бухгалтерскую отчетность, документы должны составляться с учетом их требований и не могут противоречить их нормам. При этом некоторые методические рекомендации и комментарии носят рекомендательный характер и к исполнению не обязательны, но что касается законов и Положений – тут двузначного толкования быть не может, требования этих документов обязательны для всех.

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (таблица 1).

Таблица 1.

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Продолжение Таблицы 1.

Таким образом, на современном этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регулятивы имеют ряд особенностей.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регулятивы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно обобщенный характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регулятивы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Важно отметить, что данными нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регулятивам приходится руководствоваться Налоговым кодексом в части определения затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу форм. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований. В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами различного уровня не отработано до сих пор. Поэтому имеется довольно много противоречий, как в отдельных документах, так и при их совместном рассмотрении.

Законодательный уровень представлен законами и иными законодательными актами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно бухгалтерский учет. К документам этого уровня относят:

Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) , Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Так, например, в Налоговом кодексе (ст. 247) указано, что: «объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком». Налоговым кодексом регулируется, что относится к доходам и расходам при определении прибыли (ст. 248 п.1, ст.253 п.2).

Наиболее важным документом в первом уровне является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 2013 года вступила в силу обновленная версия данного закона. Было внесено достаточное количество изменений и поправок в него, которые свидетельствуют о стремлении к совершенствованию законодательной базы в целом и сближению ее к мировым стандартам. Так, к примеру, в статью 14 «Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности» были внесены изменения в части состава бухгалтерской отчетности, где указывается, что теперь она состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, где содержатся основные показатели финансовых результатов деятельности организации.

На первом, законодательном, уровне достаточно полно раскрыта информация по бухгалтерскому учету. К тому же обновленный закон способствует упрощению способов ведения бухгалтерского учета.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они призваны конкретизировать соответствующие Федеральные Законы. К данному уровню можно отнести следующие нормативные документы:

    Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (в ред. от 24.12.2010).

Важнейшим документов в бухгалтерском учете является данное Положение. Оно определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Также в данном положении разъясняется суть бухгалтерского учета, что является его объектом, ответственность за нарушения. Данное положение регулирует в частности и бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации. Так в нем даны следующие указания. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.

В случае реализации и прочего выбытия имущества организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов (доходов) у некоммерческой организации.

В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (в ред. от 27.04.2012).

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без умения применять которые заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (в ред. от 08.11.2010).

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и прочие. Отчет о прибылях и убытках содержит числовые показатели выручки и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, а также прибыли по видам (валовая, чистая и т.д.).

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (в ред. от 24.12.2010).

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации, и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период, рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Для более структурированного понимания того, сколько положений прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет финансовых результатов деятельности организации, составим таблицу №2.

Таблица №2. Нормативные акты бухгалтерского учета, прямо или косвенно регулирующие учет финансовых результатов

Номер, год принятия

Дата принятия

Номер приказа

Наименование нормативного акта

Раздел, пункт, абзац

(в ред. от 24.12.2010)

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Пункты 25, 28, 32,40, 54, 56,66, 69, 70, 77, 78, 79, 80, 81,82,83

(в ред. от 27.04.2012)

Учетная политика организации

Учет договоров строительного подряда

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Пункты 13,18, 19,

(в ред. от 08.11.2010)

Бухгалтерская отчетность организации

Разделы 3 и 5

Учет материально-производственных запасов

Учет основных средств

Пункты15, 31

События после отчетной даты

Доходы организации

Расходы организации

Учет государственной помощи

Пункты 8, 9, 10, 13, 14

Учет нематериальных активов

Пункты 21,23, 27, 29

Учет расходов по займам и кредитам

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Пункты 10,15

(в ред. от 24.12.2010)

Учет расчетов по налогу на прибыль

Учет финансовых вложений

Пункты 20, 34, 35, 36, 38, 39,40, 42

Информация об участии в совместной деятельности

Но хотелось бы отметить, что вышеизложенный внушительный перечень нормативных документов по бухгалтерскому учету в целом и в частности по бухгалтерскому учету финансовых результатов не имеет отраслевой градации. А это значительный недостаток нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета. Новый Федеральный закон № 402-ФЗ гласит о том, что одним из наиболее важных принципов регулирования бухгалтерского учета является «применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов». Однако на данный момент это требование еще не выполняется в полной мере.


Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчётности в России. Это, прежде всего, связано с тем, что бухгалтерская отчётность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта (пользователя) рынка необходимой ему финансовой информацией. В конце XIX в., когда результатом промышленной революции стало развитие акционерной формы собственности и вторичных рынков ценных бумаг, сложилась ситуация, при которой практически все ведущие страны мира столкнулись с необходимостью законодательного регулирования состава бухгалтерской отчётности и её публикации. Это нашло отражение в торговых кодексах Германии, Франции, гражданских кодексах Испании и Италии, в законе о компаниях Великобритании, национальных стандартах бухгалтерского учёта в США.
В России состав бухгалтерской отчётности первоначально в общем виде регулировался Торговым уставом (1887г.), а затем - законом «О промысловом налоге» (1898г.), в развитие которого тогдашнее Министерство финансов выпустило четыре инструкции (1901-1904гг.). В этих нормативных актах впервые в отечественной практике предписывалось всем хозяйствующим субъектам составлять бухгалтерские отчёты (баланс и отчёт о прибылях и убытках). Закон действовал до 1917г. В дальнейшем состав бухгалтерской отчётности стал регулироваться подзаконными актами - инструкциями Министерства финансов и Центрального статистического управления СССР.
Система нормативного регулирования. Начиная с 1996г. бухгалтерская отчётность в России регулируется нормативными правовыми актами четырех уровней.
Первый уровень «законодательный». Главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. №129-ФЗ, в составе которого имеется глава III «Бухгалтерская отчётность», включающая статьи 13-17. Этот закон вступил в действие 21 ноября 1996 г. Появление его связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учёта находятся в ведении Российской Федерации (ст.71, п. «р») и не входят в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (ст.72 Конституции). Иными словами, субъекты Федерации не вправе утверждать свои правила ведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учёта: на всей территории России как едином экономическом пространстве обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчётной информации по всем организациям независимо от их организационно-правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности. К нормативным документам первого уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, в которых сформулированы базовые определения и понятия бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. В порядке исключения к документам первого уровня приравнивается и Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998г. №34н, в ред. приказа Министерства финансов РФ от 24.03.2000г. №31н), повторяя нормы Закона «О бухгалтерском учёте», детализирует их, определяя общие подходы к организации бухгалтерского учёта. С практической стороны такой подход оправдан, поскольку ст.165 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Министерство финансов РФ возложены полномочия по осуществлению методологического руководства в области бухгалтерского учёта и отчётности юридических лиц страны.
Второй уровень «нормативный». Он представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учёту. К числу таких документов, прежде всего, относится Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. № 43н, которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчётности организаций - юридических лиц, кроме кредитных и бюджетных организаций. Для кредитных организаций (банков) состав бухгалтерской отчётности устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а для бюджетных организаций - Министерством финансов РФ. Содержание ПБУ 4/99 базируется на нормах, зафиксированных как в Законе «О бухгалтерском учёте», так и в Положении по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчётности организации для внутренних целей, отчётности для статистического наблюдения, отчётных форм для представления данных кредитным организациям и отчётной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчётности не предусматривается использование ПБУ 4/99.
Третий уровень «методический». Он включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчётности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Министерства финансов РФ:
«О порядке отражения в бухгалтерском учёте отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчётности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.1995 г. № 81;
«О порядке публикации годовой бухгалтерской отчётности открытыми акционерными обществами» от 28.11.1996г. №101;
«О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности» от 30.12.1996г. №112;
«О формах бухгалтерской отчётности организаций» от 22.07.2003г. №67н.
Переходный период реформирования экономики выявил избыточность объема показателей ранее действующих типовых форм бухгалтерской отчётностей для субъектов малого предпринимательства и недостаточность их для крупных и крупнейших организаций. Поэтому впервые в российской практике государство отказалось от централизованного утверждения типовых форм бухгалтерской отчётности и перешло к рекомендуемым формам. Эти условия предоставляют организациям возможность самостоятельно формировать отчётные показатели для внешних пользователей с соблюдением общих требований к бухгалтерской отчётности, с учётом специфики их деятельности, отраслевой принадлежности, а также иных факторов, влияющих на итоговую информацию о финансовом положении, финансовых результатах и изменении финансового положения. При этом ПБУ 4/99, а также Международные стандарты финансовой отчётности отмечают, что упор должен делаться на пояснительную записку - текстовую часть бухгалтерской отчётности, а не на отчётные формы, как это было в планово регулируемой экономике.
Приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчётности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчётности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчётность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и не формирует её параллельно по российским правилам. Необходимость выделения вариантов формирования отчётности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа - организации, формирующие бухгалтерскую отчётность по расширенному варианту - оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа - закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которые составляют отчётность по стандартному варианту.
Четвертый уровень «инструктивный». Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчётности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учётной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчётности как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.

Нормативное регулирование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положения по ведению бухгалтерского учета и БФО в Российской Федерации. Требования, предъявляемые к отчетности на предприятиях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

неГОСУДАРСТВЕННОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОе УЧРЕЖДЕНИе

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Липецкий эколого-гуманитарный институт»

факультет экономико-гуманитарный

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ В ЭКОНОМИКЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Информационные технологии формирования бухгалтерской отчетности»

на тему: «Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Выполнила: Студентка группы П-09

Богданчикова А.Н.

Проверил:

доц., канд. эконом. наук Кривых Н.Н.

Липецк - 2013

  • Введение
  • 1. Нормативное регулирование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • 2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и БФО в Российской Федерации
  • 3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Требования, предъявляемые к отчетности
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

бухгалтерский финансовый отчетность закон

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия.

Поэтому бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Данная тема является на сегодняшний момент актуальной, так как:

Составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;

Бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа.

1. Нормативное регулирование формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру.

Первый уровень системы составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

К данному уровню системы относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. Так, например, в части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

К первому уровню системы также относятся Федеральные законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другие федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

Главным актом первого уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Второй уровень системы составляют национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата.

При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

- «Учетная политика организации». ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.) .

- «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. В Положении изложены требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления .

Третий уровень нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и пр. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.

Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1-3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации.

Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1-3-го уровней.

Основными рабочими документами конкретной организации являются :

Документ по учетной политике предприятия;

Утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

Графики документооборота;

Утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

Утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положения по ведению бухгалтерского учета и БФО в Российской Федерации

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех глав и 32 статей .

В первой главе «Общие положения» дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете.

Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе «Общие требования к бухгалтерскому учету» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе «Регулирование бухгалтерского учета» перечислены принципы регулирования бухгалтерского учета, документы в области регулирования бухгалтерского учета, субъекты регулирования бухгалтерского учета.

В четвертом разделе «Заключительные положения» изложен порядок хранения документов бухгалтерского учета

В ст. 3 п. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится о том, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Таким образом, действующий Закон предполагает, прежде всего, систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. Такой подход был характерен для экономики централизованного управления, в которой множество явлений хозяйственной жизни можно было заранее предопределить, а значит и регламентировать. Рыночная среда - это динамичное явление. Регламентировать централизованно заранее все случаи хозяйственной практики по определению невозможно. Если придерживаться концепции тотальной регламентации при формировании законодательства, значит, заранее обрекать его на противоречия и несовершенства уже на этапе создания нормативных актов.

Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется органами государственного регулирования бухгалтерского учета (уполномоченным федеральным органом) и органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями аудиторов, бухгалтеров).

Положения призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и включают шесть разделов .

В разделе I «Общие положения» определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).

В разделе III «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разделе IV «Порядок представления бухгалтерской отчетности» указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разделе V «Основные правила составления сводной отчетности» излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI «Хранение документов» определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

Положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Международные стандарты разрабатываются комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Он создан с целью выработки единого международного языка общения бухгалтеров и пользователей отчетности. Количество стандартов постоянно меняется .

Стандарты не указывают предприятиям, какие выбирать счета, какую форму учета, какие составлять первичные документы и т.д., они не являются правилами ведения финансового учета. Международные стандарты финансовой отчетности построены таким образом, что выбор конкретного правила всегда обусловлен общепризнанными правилами учета, которые положены в основу составления финансовой отчетности. В соответствии с принципами целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении и о результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом положении широкому кругу пользователей.

Элементами финансовой отчетности МСФО являются :

Баланс (активы, обязательства, капитал);

Отчет о прибылях и убытках (доходы, расходы).

Методы оценки:

Фактическая стоимость приобретения;

Восстановительная стоимость;

Возможная цена продажи;

Дисконтированная стоимость.

При рассмотрении различных учетных систем выделяют 3 учетные группы :

1) британско-американская;

2) континентальная;

3) латиноамериканская (южноамериканская).

Британско-американская (США, Канада, Индия):

а) ориентация финансовой отчетности на нужды инвестора;

б) регламентирование финансовой отчетности небольшим числом стандартов;

в) свобода учетных работников в технике ведения учета (отсутствие плана счетов, обязательной формы первичных документов, формы ведения учета).

Континентальная (Германия, Франция):

Учетная система ориентирована на правительственные органы, тесная связь между бухгалтерским и налоговым учетом.

Латиноамериканская:

Ориентация на требования плановых органов.

3. Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Требования, предъявляемые к отчетности

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. N 106н. Положение включает четыре раздела :

І. Общие положения;

II. Формирование учетной политики;

III. Изменение учетной политики;

IV. Раскрытие учетной политики.

В раздел I «Общие положения» дано определение учетной политики и указана сфера его применения. Под учетная политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Раздел II «Формирование учетной политики» содержит положения согласно которому учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

Раздел III. «Изменение учетной политики». Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Раздел IV. «Раскрытие учетной политики». Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

Причину изменения учетной политики;

Порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

Суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

Сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды .

БФО включает следующие данные :

1) В бухгалтерскую (финансовую) отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Если выясняется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения к рекомендованным Минфином РФ показателям.

2) При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий, такая информация не является нейтральной.

3) Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетных год составляет не менее пяти процентов. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенной информации, отличной от вышеназванного. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

4) По каждому числовому показателю бухгалтерской (финансовой) отчетности, кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

Организация вправе раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года.

Если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более), то должна быть обеспечена сопоставимость данных за все периоды.

5) В бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

6) Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин.

7) При составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации:

Об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние ан финансовое положение, движение денежных средств или финансовый результат деятельности организации;

Об операциях в иностранной валюте;

О материально-производственных запасах;

Об основных средствах;

О доходах и расходах организации;

О событиях после отчетной даты и о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности;

Об информации по операционным и географическим сегментам;

Иной информации об активах, капитале и резервах и обязательствах организации.

В современных условиях входящие в состав бухгалтерской отчетности формы не являются жестко регламентированными, а составляются организациями с учетом рекомендаций Минфина РФ. При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе рекомендуемых Минфином РФ образцов должны соблюдаться рассмотренные выше общие требования к бухгалтерской отчетности.

Заключение

Обобщая все выше сказанное, можно сделать следующий вывод.

К нормативной базе бухгалтерского учета относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней:

1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основы построения системы бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.

В заключение хотелось бы отметить, что для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней.

Список используемой литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;div=LAW;dst=100004;rnd=0.15002472535707057.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=153957;div=LAW;dst=100006;rnd=0.38724654470570385.

3. «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186н) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111058;div=LAW;dst=100014;rnd=0.39572810172103345.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, с изм. от 18.12.2012 № 164н) // http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2013/Novaya_redaktsiya_prikaza_106n.pdf.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изм. 08.11.2010 г. № 142н) // http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2010/PBU_4.pdf.

6. Камышанов П.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: Омега - Л, 2006. - 287 с.

7. Кутер М.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие/ М.И. Кутер, Н.Ф Таранец., И.Н. Уланова. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 232 с.

8. Ларионова А.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учебное пособие / А.Д. Ларионова, Н.Н. Карзаева, А.И. Нечитайло; Под ред. Ларионова А.Д. - М.: Велби, 2006. - 208 с.

9. Соколова Е.С., Егорова Л.И., Арабян К.К. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебно-методическое пособие. - Изд.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2006. - 136 с.

10. Чернов В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 127 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, назначение, содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и ее нормативное регулирование. Основные интересы пользователей информации, формирующейся в бухгалтерском учете. Пользователи бухгалтерской отчетности и их требования.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. Методические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности. Планирование и проведение аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности ОАО Корпорация "СтройСиб".

    курсовая работа , добавлен 24.02.2012

    Назначение и состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Нормативное регулирование и принципы формирования показателей отчетности, общие требования, предъявляемые к ней. Бухгалтерский баланс как источник информации о финансовом положении организации.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2009

    Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности. Особенности построения Бухгалтерского баланса в соответствии с МСФО. Состав собственного капитала. Методы формирования Отчета о движении денежных средств. Искажения бухгалтерской отчетности.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2013

    Нормативное регулирование формирования отчетности экономического субъекта, осуществляющего торговую деятельность. Назначение, виды и состав бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2009

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Состав и порядок представления (сроки и правила подачи) бухгалтерской отчетности. Сведения, которые должны содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2010

    Аспекты состава и требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности на современном этапе. Понятие бухгалтерского учета, сущность и задачи. Теоретические основы бухгалтерской отчетности предприятий. Значение бухгалтерской отчетности для предприятий.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2010

    Система учетных данных. Процесс бухгалтерского учета. Основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности. Содержание и формы бухгалтерского баланса. Отчет о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2011

    Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ. Состав, структура и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, порядок формирования показателей. Исследование бухгалтерской отчетности как базы для проведения анализа её показателей.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2010

    Понятие бухгалтерской отчетности, ее значение и виды. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности, требования к ее составлению. Бухгалтерский баланс как элемент метода учета в условиях рыночных отношений, его виды. Состав бухгалтерской отчетности.