Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.
Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018 - демоверсия от ФИПИ
Дополнительные материалы и оборудование
Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.
Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть
Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.
Задание 1 – выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительной информации.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение – 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, – 4 балла.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание – 3.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, – 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, – 4 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, – 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.
Демонстрационный вариант, тексты о выдающихся людях, три варианта для подготовки
«вариант 1»
Вариант 1
Задание 1
2 минуты.
В задании 2
В задании 3
В задании 4
Желаем успеха!
1
Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800)вслух.
Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́ссимусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя!
А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но
с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.
Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали.
Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами».
2
Перескажитепрочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова:
«Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова».
Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть1 минута на подготовку. |
3
Тема 1. | ||
Тема 2. | Мой любимый актёр (повествование на основе жизненного опыта). |
|
Тема 3. | Насколько важно для Вас мнение окружающих? (рассуждение по поставленному вопросу) |
|
У Вас есть 1 минута на подготовку. не более 3 минут. |
Карточка участника экзамена
Не забудьте описать:
место, изображённое на фотографии;
одежду девушки;
занятие девушки;
лицо девушки.
Карточка участника экзамена
Карточка участника экзамена
4
Чем Вы увлекаетесь?
Почему Вы выбрали именно это увлечение?
Когда Вы больше всего получаете удовольствия от того, чем увлекаетесь?
2017 г.
Просмотр содержимого документа
«вариант 2»
Вариант 2
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1
– чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –
2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1
Выразительно прочитайте текст о известном учёном, путешественнике Николае Михайловиче Пржевальском вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. |
Николай Михайлович Пржевальский - один из самых великих
путешественников в истории человечества. Ему при жизни вручили
специально выбитую золотую медаль с его барельефом и надписью:
«Первому исследователю Центральной Азии».
Пржевальский называл свои грандиозные экспедиции «научными
рекогносцировками», то есть разведкой, но их результаты грандиозны.
Трудно поверить, что один человек с немногими помощниками мог
столько совершить всего за два десятилетия. Он прошел более 33 тысяч
километров, в 63 пунктах определил географические координаты,
положил на карту 20 тысяч километров пути. Исследования охватили
территорию в 6 миллионов квадратных километров. Из Центральной
Азии Пржевальский привез гербарий из 16 тысяч экземпляров растений,
среди которых оказалось более двухсот видов, еще неизвестных науке.
Им открыты 30 новых видов птиц, новые виды млекопитающих: дикий
верблюд, дикая лошадь, дикий як, разновидность горных баранов.
Его зоологическое собрание состояло из семи с половиной тысяч чучел
различных животных, птиц, земноводных, а коллекция насекомых
2
Перескажитепрочитанный Вами текст, включив в пересказ слова известного русского писателя Антона Павловича Чехова о Н.М.Пржевальском:
«Один Пржевальский... стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Упорное, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, фанатическая вера в науку делает его в глазах народа подвижником... Недаром Пржевальского... знает каждый школьник».
Подумайте, где лучше использовать слова А.П.Чехова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть1 минута на подготовку. |
3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. | Увлечение (на основе описания фотографии). |
|
Тема 2. | Путешествие, которое запомнилось мне более всего (повествование на основе жизненного опыта). |
|
Тема 3. | Нужно ли бережно относиться к родному языку? (рассуждение по поставленному вопросу) |
|
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. |
Карточка участника экзамена
Не забудьте описать:
какими могут быть увлечения в зависимости от их тематической направленности;
что даёт человеку его увлечение;
опишите героев этого фотоснимка и их настроение.
Карточка участника экзамена
Карточка участника экзамена
4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Есть ли у вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность?
Какие необычные увлечения есть у ваших друзей и знакомых?
3) Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?
Просмотр содержимого документа
«вариант 3»
Вариант 3
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1
– чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –
2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий
Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт.
Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку. |
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных
лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва,
считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых
ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых
готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из
них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше
или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-
космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир
увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой
покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась
108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад
в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им
навсегда!
2
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова
С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли
это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их
собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы
можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть1 минута на подготовку. |
3
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. | Праздник (на основе описания фотографии). |
|
Тема 2. | Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего. (повествование на основе жизненного опыта). |
|
Тема 3. | Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) |
|
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. |
Карточка участника экзамена
Тема 1. Праздник
Не забудьте описать: место и время проведения праздника; событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; присутствующих на празднике; общую атмосферу праздника и настроение участников. |
Карточка участника экзамена
Карточка участника экзамена
4
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Карточка собеседника Тема 1. Праздник Просмотр содержимого документа
|
Основное общее образование
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)
Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)
Линия УМК Р. И. Альбетковой. Русский язык. Русская словесность. (5-9)
Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки
Ведущий методист по русскому языку и литературе, кандидат филологических наук Олег Бойцов представляет подготовку к новому этапу аттестации как общее формирование необходимых коммуникативных навыков.Развитие компетенции
Устное собеседование - это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Позже у большинства людей эти умения трансформируются в коммуникативную компетентность, важную составляющую зрелой личности.
Устное собеседование можно назвать метапредметным явлением. Нужная компетенция развивается на любых занятиях, где используется речь. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта - все это косвенная подготовка к устному собеседованию.
На уроках непосредственно русского языка важен комплексный подход. Корпорация «Российский учебник» предлагает два эффективных УМК по русскому языку для 5-9 классов: под редакциями М.М. Разумовской и А.Д. Шмелева . В учебниках представлено много заданий, направленных на усовершенствование коммуникативных навыков. Используя эти УМК, можно подготовиться к устному собеседованию без дополнительных пособий.
Купить
Читайте также:
- Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования, подготовка, условия
- Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям
Рекомендации и алгоритмы для учеников по выполнению заданий
Задание 1. Чтение вслух небольшого текста.
Обычно на уроках выразительно читают художественную литературу, а в задании на собеседовании представлены преимущественно публицистические тексты. При подготовке, обратите внимание на то, как звучат телеведущие в новостных выпусках и в документальных программах, лучших из них возьмите за образец. Начните с копирования речевых приемов, затем отрабатывайте чтение вслух на статьях в газетах и журналах. В итоге ваша речь должна привлекать внимание и «держать» слушателя.
Купить
Задание 2. Пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием.
Алгоритм выполнения:
- Прочтите текст.
- Сформулируйте тему текста и основную мысль.
- Выделите ключевые слова, в зависимости от типа текста: глаголы, деепричастия и наречия в повествовании; существительные, прилагательные и причастия в описании; слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли в рассуждении.
- Установите количество микротем.
- Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведенной в задании цитатой (прямой или косвенной).
- Выделите в тексте главную и второстепенную информацию, на основе этого сократите текст.
Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.
КупитьЗадание 3. Один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.
Обратите внимание на примерный план ответа, предложенный в карточке участника собеседования, и составьте по нему не менее 10 фраз. Как работать с каждым из вариантов беседы:
- Описание. Определите тему своего высказывания, а после хорошенько рассмотрите фото. Дайте ответы на вопросы: кто изображен на фото? чем он занят? о чем, возможно, думает? какие чувства, вероятно, испытывает? какие чувства вызывает у вас?
- Повествование. Определите тему высказывания, затем выберите из событий своей жизни ту историю, о которой будет вестись повествование. Дайте ответы на вопросы: когда и где это произошло? кто участвовал? что важного было в этом событии? как к событию отнеслись вы и другие его участники?
- Рассуждение. Определите, все ли понятно в предложенном вопросе, потом действуйте в соответствии со структурой рассуждения: сформулируйте тезис (мысль для обоснования), подберите доказательства (подходящие примеры), сделайте вывод. В ответе используйте вводные конструкции: «я думаю», «мне кажется», «я уверен», «возможно», «по-видимому», «следовательно» и другие.
Тетрадь предназначена для использования в комплекте с входящим в систему "Алгоритм успеха" учебником "Русский язык. 9 класс" под редакцией А. Д. Шмелёва. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов "Правописание" и "Культура речи".
КупитьЗадание 4. Участие в диалоге по теме предыдущего задания.
Алгоритм выполнения:
- Выслушайте вопрос.
- Определите ключевое слово вопроса.
- Исключите односложный ответ.
- Сформулируйте развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения.
- Не забывайте вводные слова, которые помогают «движению мысли» участников диалога («во-первых», «во-вторых», «таким образом» и другие).
Постоянно отрабатывайте выразительное чтение, грамотное изложения текста, использование цитат. Имейте в виду, что устное собеседование - это, в большей степени, ответ в форме неподготовленного выступления. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал на собеседовании, нужно чувствовать себя свободно и уверенно.
Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.
Основное общее образование
Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9) (углуб.)
Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)
Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)
Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования, подготовка, условия
Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования в 2019 году стал обязательным. Его успешная сдача является обязательным условием допуска девятиклассника к ОГЭ.
Об особенностях проведения экзамена рассказывает заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Шмакова:
– Необходимость во введении устного собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени.
В настоящее время корпорация «Российский учебник» разрабатывает пособия для подготовки к устному собеседованию, которые планируется выпустить в сентябре.
Тетрадь предназначена для использования в комплекте с входящим в систему "Алгоритм успеха" учебником "Русский язык. 9 класс" под редакцией А. Д. Шмелёва. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов "Правописание" и "Культура речи".
КупитьСроки проведения устного собеседования в 2019 году:
- Основной срок итогового собеседования – 13 февраля;
- Дополнительные сроки – 13 марта и 6 мая.
Типы заданий:
- выразительное чтение текста вслух;
- пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- диалог с экзаменатором-собеседником.
Система оценивания:
Общий итог: зачет/незачет
Максимум для каждого задания: от 2 до 4 баллов
в зависимости от типа задания
Суммарный максимум: 19 баллов
Минимум, необходимый для получения зачета: 10 баллов
Дополнительные баллы ставятся за соблюдение правил и норм литературного языка и за речевое оформление высказываний при выполнении 3 и 4 заданий (в монологе и диалоге).
Учитель выставляет оценки в специальный бланк непосредственно в процессе ответа в соответствии с установленными критериями.
В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.
КупитьВремя собеседования:
На подготовку к каждому из четырех заданий отводятся 1–2 минуты
.
Все собеседование длится не более 15-16 минут
.
Место проведения:
Девятиклассники будут проходить собеседования в своих школах.
Примеры заданий
Задание 1
Чтение вслух
в основном текстов научно-публицистического характера.
Время на подготовку: 2 минуты
.
Оценка: от 1 до 2 баллов
.
1. Экзаменатор-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом для чтения вслух и обращает его внимание на то, что текст предназначен для выполнения двух заданий – 1 и 2. Ученик в это время читает текст про себя. Этап занимает не более 2 минут.
2. После подготовки по напоминанию экзаменатора ученик читает текст вслух, а экзаменатор внимательно слушает его.
Внимание: Учитываются темп чтения, интонации, паузы в нужных местах, смысловые акценты.
Все тексты, используемые на собеседовании, посвящены выдающимся личностям: Циолковскому, Пирогову, Гагарину и др. Стоит отметить, что это не только люди, имена которых уже давно вошли в историю, но и наши современники, например, доктор Лиза.
Как показало тестирование, понимание текста, участие в беседе и выстраивание монолога могут вызвать проблемы, поскольку нынешние подростки не очень интересуются новостями. Следовательно, учитель должен больше внимания уделять работе с текстами современной тематики.
Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.
КупитьЗадание 2
Пересказ прочитанного текста
, который необходимо дополнить своими комментариями, размышлениями.
Время на подготовку: 2 минуты.
Оценивается от 1 до 4 баллов
.
1. Экзаменатор переключает ученика на другой вид работы – пересказ, объясняет, что участник собеседования имеет право пользоваться дополнительной информацией, необходимой для выполнения задания. Девятиклассник готовится к пересказу не более 2 минут.
2. Экзаменатор забирает у ученика текст и слушает пересказ, эмоционально реагируя на него. Ответ девятиклассника должен занять не более 3 минут.
Внимание:
Необходимо выделить главную тему текста и подтемы. При пересказе за уход в сторону от темы баллы снижаются.
Задание 3
Монолог на одну из предложенных тем
. Ученику предлагается несколько тем на выбор (например, праздник, поход, мода). Обычно к этому заданию прилагается фотография или рисунок и план пересказа.
Время на подготовку: 1 минута
Время ответа: не более 3 минут
Оценивается от 1 до 3 баллов
.
1. После завершения пересказа экзаменатор забирает у ученика материалы, по которым выполнялись первые два задания, и поясняет, что задания 3 и 4 будут иметь общую другую тему.
2. Экзаменатор предлагает ученику выбрать тему беседы из предложенных вариантов и дает ему соответствующую карточку. Задача педагога – предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание должно занимать не более 3 минут.
3. Ученик отвечает по теме выбранного варианта, а экзаменатор внимательно и эмоционально его слушает.
Задание 4
Диалог с экзаменатором
на эту же тему, которая была выбрана самим учащимся при выполнении третьего задания.
Оценивается максимум в 2 балла .
Педагог задает вопросы для диалога, в том числе отличающиеся от тех, которые предложены в КИМ, и эмоционально поддерживает ученика в процессе диалога, который занимает не более 3 минут.
Что может предложить в помощь учителю корпорация «Российский учебник»?
– ФГОС и Концепция преподавания русского языка и литературы требуют формирования коммуникативных навыков, поэтому введение новой формы итоговой аттестации было предсказуемо. Каждый учитель в принципе к этому готов: он занимается отработкой устной речи учащихся на уроках.
Все учебники, выпускаемые нашим издательством, соответствуют современным требованиям к развитию речи. Это УМК под ред. М. М. Разумовской, В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, новый УМК под ред. А. Д. Шмелева. Все перечисленные издания так или иначе готовят к новой форме итоговой аттестации, поскольку работа с текстом – обязательная часть многих заданий. Например, учащимся предлагается придумать заголовок к тексту, разделить его на основные части, составить план пересказа. Специальные пособия для подготовки к собеседованию будут выпущены в сентябре 2018 года.
При обновлении учебников все больше вводится устных заданий, соблюдается пропорция – 30% устных, 70% – письменных заданий. Хотя, наверное, правильнее было бы соблюдать пропорцию 50% на 50%.
Обратите внимание при подготовке на наши материалы: Рабочая программа по русскому языку к УМК Разумовской М.М. для 5-9 классов Рабочая программа по русскому языку к УМК Гусаровой И.В. для 10-11 классов . Доступно к просмотру и бесплатному скачиванию.
С самого начала внедрения Государственной итоговой аттестации обсуждалась устная часть по русскому языку. И действительно, если мы посмотрим на аналоги ЕГЭ в Европе или США, то обнаружим, что при сдаче экзаменов по языку (родному или иностранному) устная часть присутствует в обязательном порядке. Однако всё не так просто.
Главной особенностью ЕГЭ является объективность, но при оценке устной части всегда может возникнуть момент субъективности при оценивании. В этом отношении велась работа очень долго. Разработчиков ГИА поторопила новый Министр образования и науки Ольга Васильева. Апробация устной части ОГЭ была проведена в 2016-2017 учебном году, а теперь в 2017-2018 году устное собеседование собираются внедрять в 19 регионах России. Участие будет добровольным и результаты устного собеседования никак не повлияют на допуск к ОГЭ.
Цель устного собеседования по русскому языку
Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.
Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:
- проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
- принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
- учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.
Как видим, устная часть по плану должна стать своеобразным организационно-методическим фильтром выпускников 9-ых классов.
Какие задания будут предложены выпускникам?
Девятикласснику будет предложено 4 задания:
Задание № 1
Выразительное чтение научно-публицистического текста. При этом, если на первый взгляд это задание кажется простым, то при детальном рассмотрении оно уже таким не покажется. При оценке выразительного чтения будут оценивать Интонационное членение и темп речи. Что это подразумевает? Девятиклассник должен продемонстрировать знание синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции и пр. Обучить этому достаточно сложно, девятикласснику потребуется потренировать навыки чтения. На подготовку к этому заданию дается всего 2 минуты. Задача не из простых.
Задание № 2
Выразительно прочитанный текст теперь необходимо будет пересказать с привлечением дополнительных материалов.
На подготовку к данному заданию даётся всего 1 минута. За это время требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности.
Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов.
При оценке пересказа учитываются способности по сохранению микротем (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением).
Задание № 3
Тематическое монологическое высказывание - это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:
- Монолог-описание по предложенной фотографии.
- Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.
- Монолог-ответ на поставленный вопрос.
На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут. Причем по каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы соединить воедино.
Создание монологического высказывания потребует от сдающего предельной сосредоточенности, потому что проверять будут выполнение коммуникативной задачи (ответы на вопрос, логику связи ответов, отсутствие фактических ошибок), а также речевое оформление (следование нормам устной речи).
Задание № 4
Участие в диалоге с экзаменатором по заданной теме. По выбранной теме ученику будут задано 3 вопроса. Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом. Главное правильно ответить, т.е. справиться с коммуникативной задачей.
Речевое оформление
При оценивании собеседования очень важно говорить правильно. В речи должны отсутствовать грамматические, речевые и орфоэпические ошибки. Кроме того, в критериях оценивания есть такие формулировки «Богатство и точность словаря», «разнообразие синтаксических конструкций». На наш взгляд, это как раз и является субъективным - как можно определить богатство словаря и разнообразие конструкций? Мы считаем, что разработчикам стоит уточнить, хотя бы примерно, количество словаря и конструкций.