Международный лизинг и его виды. Международный лизинг

Кредит под залог ПТС в Москве выдается не всеми банками. Ориентирован на автовладельцев транспортных средств. В 2019 году получить деньги онлайн на карту можно без подтверждения доходов, срочно. В качестве обеспечения может выступать ПТС на машину или ПТС спецтехники. От этого будет зависеть сумма кредита.

Условия кредита под залог ПТС

Кредит под ПТС в Москве отличается от предложений с залогом в виде автомобиля тем, что машина в первом случае не изымается банком. Она остается в полном распоряжении владельца, но продать или использовать ее для обеспечения повторно не получится. В банк передается и один комплект ключей. К преимуществам относится:

  • возможность получить денежные средства срочно;
  • оформление кредита на довольно крупную сумму;
  • использование предложений с небольшими процентными ставками.

Требования и документы

Кредит под ПТС автомобиля в Москве выдается после оценки транспорта. Под паспорт грузового автомобиля или легкового можно взять до 60% от оценочной стоимости. Машина должна быть ликвидной. В зависимости от выбранной программы требования могут предъявляться к стране и году выпуска.

К общим требованиям относится:

  • эксплуатация транспорта не больше 5 лет для китайских и отечественных авто, 7 – для техники иностранного производства;
  • оформление КАСКО;
  • трудовой стаж автовладельца от 6 месяцев.

Кредитополучатель обязательно должен быть собственником, по генеральной доверенности получить деньги не получится.

Потребуется удостоверение личности, паспорт ТС, правоустанавливающие документы. Иногда нужно предъявить справку о доходах и копию трудовой книжки.

Предложения банков

Процентная ставка по предложениям от банков Москвы начинается от 11%, максимум составляет 16%. Взять сумму в некоторых учреждений можно без ограничений, в зависимости от оценки транспорта. Чаще выдаются кредиты на срок от 12 до 48 месяцев. Потребительский кредит можно оформить в:

  • Тинькофф Банке;
  • Росбанке;
  • Восточном Банке;
  • Заубер Банке;
  • ПримСоцБанке и других.

Как взять кредит под залог ПТС в Москве онлайн?

Потребительский кредит наличными под залог ПТС в Москве взять можно с помощью нашего сайта. Предлагаем:

  1. Рассчитать основные параметры с помощью кредитного калькулятора .
  2. Отсортировать предложения по нужным условиям, например, без подтверждения дохода.

После получения ответа достаточно выбрать способ выдачи. Это может быть перечисление на карту или выдача наличными. Погашение кредита по графику происходит в кассах, через терминалы, интернет-банк или любую удобную платежную систему.

Где еще взять кредит под залог ПТС в Москве?

Если нужны средства срочно, получить их в день обращения можно через наш сайт. В разделе «Займы» есть варианты от МФО. В них выдача происходит круглосуточно, с минимальными требованиями к кредитополучателю. Оставьте онлайн-заявку на займ , чтобы ускорить процедуру выдачи.

Когда нужно получить некую сумму денег, а источники финансирования ограничены, можно воспользоваться распространенным решением: при помощи онлайн-ресурса сайт исследовать вопрос на предмет получения кредита под залог авто в Москве. Удобные функции сайта помогут сделать это с минимальными временными затратами. А данные рейтинга и отзывы клиентов укажут путь к верному выбору.

Преимущества и недостатки субсидирования в счет авто

Среди явных плюсов такого финансирования можно отметить несколько факторов. Возможность пользоваться автомобилем в течение всего периода выплат, оформление сделок в короткие сроки, гибкие системы начисления процентных ставок.

Большинство потребителей обращаются за финансовой помощью в виде денег под залог автотранспорта по причине того, что данный вид движимого имущества не входит в категорию основополагающих факторов, определяющих жизнь субъекта. Другими словами, при возникновении спорной ситуации или обстоятельств, отрицательно влияющих на платежеспособность, с автомобилем легче расстаться, чем, к примеру, с недвижимостью.

Недостатками такого субсидирования являются факторы, представляющие собой совокупность большого числа процедур, проведение которых требуется для выбора подходящего продукта. Проще говоря, разобраться во множестве предложений и их условиях - задача не из легких. Это поводит к тому, что невнимательные потребители наталкиваются на производство мошеннических схем.

Как проходит процесс оформления

Клиенту необходимо собрать пакет документов. Его состав определяет финансовая политика фирмы, однако, часть из них является постоянной составляющей подобных соглашений. Для того чтобы выяснить, какие бумаги начинать собирать, обратитесь в ближайший офис выбранной вами организации. Ниже приводится фиксированный перечень документации:

  • Паспорт. Это должно быть удостоверение личности гражданина РФ, постоянно проживающего на территории страны. На соответствующей странице должна стоять отметка о постоянной регистрации в пределах данного региона;
  • Водительские права. Они подтверждают, что вы допущены к участию в дорожном движении, в состоянии обеспечить сохранность залога в момент его эксплуатации;
  • ПТС. Эта бумага может пригодиться в качестве фактического залога. Фирма может запросить ее у вас для передачи на хранение;
  • Трудовая книжка/ее копия;
  • Справка о доходах.
  • Приняв ваше заявление, финансовый орган производит проверку их актуальности и рассматривает залоговый объект на предмет соответствия условиям договора.

    Для этого организуется оценочная комиссия. В ее состав могут входить независимые уполномоченные лица, способные оценить техническое состояние транспорта с точки зрения его пригодности для реализации на рынке. В рамках проверки отмечаются следующие критерии транспортного средства:

  • Дата производства. Не должна превышать оговоренный временной рубеж;
  • Состояние механизмов и узлов отвечает требованиям эксплуатации;
  • Внешнее состояние и целостность корпуса удовлетворительно.
  • Как найти ближайший офис

    Для этого воспользуйтесь функцией сайта «показать на карте». Так вы сможете определить, где находится близлежащее отделение той или иной организации. После этого проверьте ее рейтинг на финансовом рынке при помощи нашего сайта.

    Лизинг – предоставление лизингодателем материальных ценностей лизингополучателю в аренду

    на разные сроки без перехода права собственности.

    Особенности:

    1) объект сделки выбирает лизингополучатель, а не лизингодатель, который приобретает материальные ценности за свой счет;

    2) срок лизинга меньше срока физического износа оборудования (от 1 года до 20 лет) и приближается к сроку налоговой амортизации (3-7 лет);

    3) по окончании действия контракта клиент может продолжить аренду по льготной ставке или приобрести арендуемое имущество по остаточной стоимости, если в условия контракта включен опцион (право выбора) лизингополучателя на его покупку;

    4) в роли лизингодателя обычно выступают не банки, а специализированные лизинговые компании, создаваемые банками, предприятиями. Сформированы международные лизинговые компании с участием банков ряда стран.

    Лизинг - одна из форм международного кредита, так как лизингополучатель получает на определенный срок от иностранного лизингодателя заказанные материальные ценности с отсрочкой платежей за аренду и в свою собственность в случае их покупки по остаточной стоимости по истечении договора.

    Лизинг - это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в товарной форме, укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для развития важных отраслей. Кроме того, лизинг как альтернативная форма кредитования усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, оказывает понижающее влияние на ссудный процент, что, в свою очередь, стимулирует приток капиталов в производственную сферу.

    Важнейшие преимущества лизинга состоят в обширном пакете услуг, предоставляемых в рамках этой формы кредитования. В частности, он включает: организацию и кредитование транспортировки, монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга, обеспечение запасными частями, консультационные услуги, например по вопросам налогообложения, соблюдения таможенных формальностей; организационные, координирующие и информационные услуги.

    Все это придает лизинговому кредитованию гибкость, позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры при закупке необходимого оборудования. Клиент сам принимает участие в определении содержания и организации сделки, совместно с лизинговой компанией согласовывает основные условия кредитования: срок аренды, сумму и периодичность арендной платы и др.

    В условиях дефицита платежного баланса лизинг привлекателен еще и тем, что обязательства по нему в соответствии с международной практикой не включаются в объем внешней задолженности страны.

    1. Факторинг. Форфейтинг. (стр.253, стр.255)

    Международный факторинг - кредитование экспорта в форме покупки факторинговой компанией (иногда банком) неоплаченных платежных требований экспортера к импортеру и их инкассация.

    Авансируя экспортеру средства до наступления срока требований, факторинговая компания кредитует его. Величина ссуды колеблется от 70 до 90% суммы счета-фактуры в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10-30% после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на счет клиента. Средства этого счета служат для покрытия не принятых факторинговой компанией коммерческих рисков (недостатки качества товаров, их некомплектность, споры о цене и т. д.). После инкассации платежных требований факторинговая компания закрывает счет и возвращает экспортеру его остаток, включая выплаченные импортером пени за просрочку.

    Виды факторинговых операций разнообразны.

    Различают конвенционный (открытая цессия) факторинг, при котором экспортер извещает импортера о переуступке своих платежных требований на его имя факторинговой компании, которая при этом осуществляет все агентские функции (финансово-бухгалтерские, юридические и др.).

    При конфиденциальном факторинге (скрытая цессия) импортер об этом не уведомляется и компания выполняет лишь часть комиссионных операций, кредитуя экспортера путем покупки неоплаченных счетов- фактур и их инкассации.

    С точки зрения заключения договора различаются следующие виды международного факторинга:

    1) взаимный (двухфакторинговый) предусматривает взаимодействие двух факторинговых компаний, обслуживающих внешнеэкономическую сделку соответственно в стране экспортера и импортера;

    2) прямой импортный - заключение экспортером (при регулярных сделках) договора о факторинговом обслуживании в стране импортера путем инкассации экспортной выручки или выдачи платежной гарантии за импортера;

    3) прямой экспортный - заключение экспортером в своей стране договора с факторинговой компанией, которая берет на себя кредитный риск; при этом варианте факторинговая компания осуществляет оценку платежеспособности импортера и инкассацию выставленных на него счетов-фактур.

    Преимущества от факторингового обслуживания:

    Досрочное получение основной суммы валютной выручки в форме факторингового кредита сроком до 120 дней;

    Освобождение от инкассирования задолженности импортеров;

    Сокращение срока инкассации на 15-20% в среднем;

    Экономия на бухгалтерских, управленческих и других расходах, так как факторинговые компании обеспечивают квалифицированное обслуживание расчетных операций импортером;

    Переуступка риска появления сомнительной дебетовой задолженности, просрочки или ее неоплаты импортерам. Факторинговая компания, купив неоплаченные счета-фактуры, принимает на себя эти риски; тщательно проверяет приобретаемые платежные требования с точки зрения платежеспособности импортера; устанавливает лимит задолженности отдельных импортеров;

    Возможность пользоваться разнообразными услугами факторинговых компаний, включая юридические, информационные, консультативные.

    Форфетирование - предоставление определенных прав в обмен на наличный платеж.Экспортное форфетирование - это кредит в форме покупки форфетором платежных требований экспортера на иностранного импортера на полный срок без права их регресса (оборота) на прежнего владельца(т.е. экспортера) для возмещения уплаченной суммы.

    Особенности:

    1) покупка существующих платежных требований, а не будущих, еще не полностью определенных, что характерно для экспортного факторинга;

    2) используется по долгосрочным (до 8 лет) и крупным сделкам (от 250 тыс. долл.);

    3) долги импортера должны быть оформлены векселями, авалированными (гарантированными) первоклассным банком, что необходимо для их переучета; передача векселей оформляется индоссаментом;

    4) высокая стоимость. Учет векселей осуществляется по ставке, индексируемой по ставке ЛИБОР или по ставке определенной страны. Размер дисконта зависит от валюты и срока векселя, рисков, принятых на себя форфетором;

    5) все виды рисков, присущих факторингу (неплатежа, неперевода, валютный и др.), присутствуют и при форфетировании в дополнение к риску, связанному с долгосрочным характером приобретаемых долговых требований;

    6) в связи с возможными рисками при форфетировании важное значение имеет способ перечисления платежей по векселям и другим долговым обязательствам. Обычно с этой этой целью используется корреспондентская сеть банка, участвующего в этой операции;

    7) форфетирование отличается от лизинга простотой документального оформления, часто осуществляется по телефону с последующим подтверждением.

    Форфетирование как форма экспортного кредита дает ряд преимуществ экспортеру : досрочное получение экспортной выручки; упрощение баланса за счет частичного освобождения его от дебиторской соответствующими рисками. Это дает возможность экспортерам заключать сделки с отсрочкой платежа, превышающие их финансовые возможности, когда невозможно получить государственный кредит или гарантию.

    Сфера применения форфетирования развивается: вначале по первоклассным экспортным операциям и при строительстве предприятий «под ключ» за рубежом, затем - по экспорту оборудования, сырья, товаров широкого потребления. Часто экспортное форфетирование практикуется при экспорте в некоторые государства Восточной Европы и развивающиеся страны, для которых характерны политическая и валютно-экономическая нестабильность.

    Ульяновский государственный университет



    Артюхина Е.В.


    г. Ульяновск


    ВВЕДЕНИЕ


    Достижение конкурентоспособного уровня технологического производства, соответствующего лучшим зарубежным и отечественным образцам, продвижение разработок инноваторов, а также широкомасштабное техническое перевооружение осуществляются на новом оборудовании и технике. Этот процесс во всем мире реализуется при активном использовании такого инновационного механизма, которым является лизинг.

    В данной работе особое значение уделяется финансовому лизингу, т.к. преимущественно его используют крупные компании, которые приобретают дорогостоящие имущество на долгий срок эксплуатации. Отсутствие необходимых средств для осуществления капиталовложений затронуло предприятия большинства отраслей.

    Так сегодняшнее техническое состояние авиационного парка, его количественное сокращение является следствием низкой инвестиционной активности предприятий данной отрасли.

    Износ основных фондов и оборудования в авиационной отрасли превышает 50%, кроме того, в последние годы сократилось производство отечественных самолетов. Кроме того, в условиях жестких международных требований к эксплуатации воздушных судов, одной из основных задач становится замена устаревшего парка судов российских авиакомпаний, которая требует значительных инвестиций. В данной отрасли альтернативу лизингу найти практически невозможно, потому что ни одна российская авиакомпания не в состоянии единовременно выплатить стоимость самолета.

    Таким образом, тема работы весьма актуальна для предприятий авиаотрасли нашей страны.

    Цель данной работы - показать преимущества и ограничения механизма лизинга как формы инвестиционного процесса и доказать возможность его успешного применения в авиационной отрасли.

    В соответствии с поставленной целью в работе решается ряд задач:

    1.Раскрыть содержание лизинга и показать его роль как формы финансирования инвестиционных процессов в современных экономических условиях России;

    2.Провести анализ международных лизинговых операций

    .Показать практическую применимость предложенного инструментария для расчета параметров лизинговых сделок на примере одной из российских авиакомпаний.

    Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области финансовой аренды, т.е. лизинга, законодательные, нормативные и методические материалы. Данные, используемые в расчётах, были получены на сайтах авиаремонтных предприятий, заводов изготовителей, сайтах размещающих объявления о купле продаже авиационной техники и оборудования.

    Научная новизна исследования состоит в доказательстве возможности применения предложенного математического аппарата для определения эффективных, выгодных как лизингодателю, так и лизингополучателю, параметров сделки, связанной с приобретением авиационной техники в лизинг российской авиакомпанией.


    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ


    Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

    Лизинговая операция осуществляется по следующей схеме:

    Лизингополучатель нуждается в некотором имуществе, вследствие чего обращается лизинговую компанию. Лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом. Как правило, продавца и приобретаемое имущество выбирает лизингополучатель. Однако, в зависимости от условий договора, эта функция может быть возложена и на лизингодателя.

    В качестве лизингодателя может выступать коммерческий банк, кредитная небанковская организация, лизинговая компания. Лизингодателем может быть и юридическое и физическое лицо.

    Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

    Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. В зависимости от объекта лизинга различают лизинг оборудования и лизинг недвижимого имущества.

    Субъектами лизинга являются:

    ·собственник имущества (лизингодатель) - лицо, которое специально приобретает имущество для сдачи его во временное пользование;

    ·пользователь имущества (лизингополучатель) - лицо, получающее имущество во временное пользование;

    ·продавец имущества - лицо, продающее имущество, являющееся объектом лизинга.

    Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об иностранных инвестициях в РФ".

    За свою многовековую историю мировая практика выработала многочисленные варианты лизинговых соглашений. Упоминание о подобных лизингу хозяйственных операциях относятся к древнейшему государства Шумер, широко применялись аренды земли, домашнего скота, оборудование и в других древних цивилизациях - в Греции, Египте и Риме, в средние века лизинг различных видов имущества был популярен в Европе. Первая в мире лизинговая компания - «Бирмингем Вагон компании» - была зарегистрирована в Великобритании 1855 году, начало развития лизинговых операций на российском внутреннем рынке относится к середине 1989г. до сегодняшних дней в литературе нет однозначного толкования видов лизинга, четкой классификация лизинговых отношений, определенности и упорядоченности в терминологии.

    Лизинг может быть представлен двумя основными формами:

    ) внутренний, когда и лизингодатель, и лизингополучатель - резиденты России;

    ) международный, когда лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом России.

    Основными видами лизинга, признаваемого во всем мире являются: финансовый лизинг (financelease) и операционный лизинг (operatinglease). Основными критериями такой классификации служат срок использования оборудования, условия его амортизации механизм распределения случайной гибели или порчи передано в лизинг имущества.

    Наряду с этим выделяют следующие виды лизинга:

    ) в зависимости от объема обслуживания:

    чистый (все расходы по эксплуатации имущества несет арендатор, и они не включаются в лизинговые платежи);

    «мокрый» (с полным набором сервисных услуг, т.е. предоставление арендодателем комплексной системы технического обслуживания, ремонта, страхования, а также, по желанию арендатора, поставки необходимого сырья, подготовки квалифицированного персонала, маркетинга, рекламы, выпускаемой продукции и др.);

    ) в зависимости от вида организации сделки:

    прямой (изготовитель или владелец имущества сдает его в аренду);

    косвенный (сдача имущества в аренду осуществляется через третье лицо);

    левередж-лизинг (кредитный, паевой, раздельный).

    Предполагает дополнительное привлечение средств для лизинговых операций со стороны, когда объектом лизинга является дорогостоящее оборудование. Основной арендодатель получает преимущественное право

    на получение арендных платежей;

    сублизинг (переуступка прав пользования предметом лизинга третьему лицу);

    револьверный (возобновляемый по истечении первого срока договора с учетом необходимости замены арендуемого имущества на более производительное);

    В мировой практике наиболее распространены четыре основные модели международных лизинговых операций.

    Первая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране.

    Вторая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через расположенную в стране лизингополучателя свою дочернюю фирму.

    Третья модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в другой стране, но через посредника - расположенную в стране лизингополучателя лизинговую фирму. Фирме-посреднику поручается организация и проведение переговоров, подготовка и заключение на согласованных условиях договора лизинга, а также его исполнение. Юридически отношения между двумя лизинговыми фирмами оформляются обычным агентским соглашением (т. е. договором о выполнении фирмой-посредником от имени и в интересах лизингодателя определенного рода обязанностей), а расчеты осуществляются в форме либо комиссионного вознаграждения за услуги, либо встречной сделки, либо раздела прибыли.

    Четвертая модель: лизингодатель одной страны осуществляет контакты по организации и реализации лизинговой операции с лизингополучателем, находящимся в этой же стране. Исполнение заключенного лизингового договора лизингодатель передает лизинговой фирме-посреднику, расположенной в другой стране на условиях агентского соглашения.

    Рассмотрим методы аналитической оценки эффективности инвестиционных проектов, предполагающих финансирование лизинга оборудования на примере авиакомпания UTair . Под эффективностью проектов понимается получение определенной выгоды субъектом лизинговой сделки по сравнению с другими способами ведения финансовой деятельности.

    Свою историю авиакомпания UTair начала 7 февраля 1967 года. Тогда, Приказом Министра Гражданской авиации СССР, было организовано Тюменское управление Гражданской авиации, которое было реорганизовано в государственную авиакомпанию Тюменьавиатранс. Решением общего собрания акционеров 1 октября 2002 г. авиакомпания переименована в ОАО Авиакомпания UTair .

    Авиакомпания UTair осуществляет свою деятельность на основе принципов рыночной экономики. В число основных функций авиакомпании входят: выполнение вертолетных работ на территории России; выполнение вертолетных работ за рубежом; осуществление пассажирских перевозок (пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях самолетами различных типов) .

    Перед авиакомпанией UTair всегда стоит выбор: покупать самолет или взять его в аренду. Выбор можно сделать на основе сопоставления приведенного дохода с учетом риска обоих вариантов.

    Чистые преимущества варианта аренды (или покупки) рассчитываются по формуле:


    (3.1)


    Чистая приведенная стоимость аренды,

    Чистая приведенная стоимость покупки

    Ставка корпоративного налога; - амортизационные отчисления в момент t; k - взвешенная ставка дисконтирования (в качестве весов выступают значения риска по компонентам дохода);- срок жизни проекта, - арендная плата в момент t; - накладные расходы арендодателя; - цена продажи актива в конце срока аренды; - амортизационные отчисления за период t.

    Если ввести следующие предположения:

    а)=0;

    б)срок действия договора об аренде равен нормативному сроку эксплуатации актива;

    в)амортизация начисляется равномерно;

    г)величина годовых арендных взносов неизменна;

    д)основная сумма долга погашается равномерными частями;

    е)=0

    То можно воспользоваться формулой:


    (3.2)


    Допустим, что авиакомпания UTair арендует Ил-96-300, срок лизинга 15 лет, общая сумма лизинговых платежей 54 млн. долларов, ежемесячные платежи составят 300 тыс. долларов. Так же компания могла купить самолет за 45 млн. долларов со сроком эксплуатации 15 лет, и выплачивать кредит ежемесячно в размере 250 тыс. (плюс выплаты процентов за кредит равные 15%), =24%.

    Учтем риски при расчете ставки дисконтирования, используя метод кумулятивного построения, основанный на предпосылке, что ставка дисконтирования является функцией риска и рассчитывается как сумма всех рисков, присущих каждому конкретному объекту.

    международный лизинг финансирование авиационный

    Ставка дисконтирования = Безрисковая ставка + Премии за риск.


    Премия за риск рассчитывается суммированием значений рисков.


    Премия за риск = риск вложения + риск низкой ликвидности

    Премия за риск = 2.6 +6.1 = 8.7%


    В качестве безрисковой ставки, т.е. ставки, при которой риск потери вложенных денежных средств стремится к нулю, возьмем ставки доходности по долгосрочным государственным облигациям 6.65%. Риск вложения рассчитывается суммированием значений рисков, присущих данному объекту.

    Потребление топлива является одной из основных затратных составляющих компании, поэтому нужно учесть риск неблагоприятных изменений цен на топливо. Его не стоит рассматривать, т.к. он ограничивается за счет использования компанией различных механизмов хеджирования - контрактов с фиксированной ценой исполнения, приобретения более экономичных самолетов, а также ресурсосбережение.

    Подставив в формулу значения, имеем:

    Получили, что чистые преимущества варианта аренды равны 16 млн. долларов.

    Допустим UTair арендует самолет у ЗАО Пермская инвестиционно-финансовой компании Авиализинг, авиакомпания должна внести депозит в размере 25 000 долларов, с учетом того, что прибыль от эксплуатации самолета составляет 20 600 долларов, и компания до момента окончания сделки хочет получить чистый доход от нее не менее 68 600 долларов. Тогда:

    2 = 0,28(20 600 - 0,26·68 600 - 0,11?25 000 - 3,6) = 2,9


    Получим систему:


    k> 1,84 - 54,55 v

    k< 2,9 - 10,13 v


    Т.е. если, например, переменный платеж от невозмещенной суммы составит v = 3%, то постоянный платеж k будет не менее 0,2.

    Последняя предложенная в работе математическая модель может быть использована для решения ряда важных задач, связанных с лизинговыми платежами. Например, управляя долей прибыли, направленной на расширенное воспроизводство, авиакомпания может регулировать и величину ставки лизинговых платежей и сроки погашения ее суммы. Кроме того, сокращая затраты за счет экономии и рационального использования ресурсов также можно положительно влиять на указанные выше величины.

    75 000 долларов - затраты на производство полетов включают в себя:

    затраты на авиатопливо;

    затраты по амортизации самолета, стоимости капремонта самолета, страхованию ВС, другие затраты на авиатехнику;

    оплату труда летного и инженерного состава, менеджмента с отчислениями на государственное, социальное и обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения, форменное обмундирование, страхование летного состава и прочие летные затраты;

    затраты по базовым и транзитным аэропортам;

    затраты на аэронавигационное обслуживание ВС на воздушных трассах стран;

    сборы за пользование маршрутным аэронавигационным оборудованием в зоне управления воздушным движением каждого иностранного государства;

    затраты на бортпитание пассажиров и летного состава в базовых и транзитных аэропортах.

    Затраты на авиатопливо связаны с большой неопределенностью, они содержат в себе риск, связанный с неблагоприятным изменением цен.

    Уровень эффективности затрат на производство полетов составляет 50% (k=1,5). Посчитаем, какую часть выручки (?) необходимо перечислять ежемесячно в виде лизинговых платежей, чтобы удовлетворить требованиям лизингодателя, т.е. выплатить S=54 млн. долларов в течение срока аренды. При условии, что отчисления на расширенное производство ?1=10%, ставка налога на прибыль ?=24%,

    Применив формулу:


    (3.3)


    Получим ?= 15%. То есть авиакомпания сможет полностью рассчитаться с лизинговой компанией и приобрести самолет в собственность, если будет ежемесячно перечислять 15% своей выручки на лизинговые платежи.

    Предположим, перед компанией стоит вопрос о снижении сроков лизинговых платежей.

    Для ответа на этот вопрос рассмотрим формулу и выведем из нее выражение для T:


    (3.4)


    Либо в другом виде:


    (3.5)


    Итак, для того, чтобы сократить сроки лизинговых платежей, например, до 6 лет, необходимо выплачивать 51% от прибыли в лизинговой сделке при отчислении на расширенное производство ?1=10% или 30% при ?1=0%. При этом, сможет ли авиакомпания уплачивать такую значительную часть выручки остается на усмотрение финансовых служб компании.

    Данная модель дает возможность управлять проектом в зависимости от имеющегося потенциала авиакомпании и желаемого результата.

    Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что финансирование с помощью лизинга является выгодным для авиакомпании, а получение субсидии государства делает лизинговый проект еще более привлекательным для лизингополучателя.

    Лизинговые платежи признаются расходами для целей налогообложения, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При реализации сделки финансового лизинга существует большая гибкость в управлении финансовыми потоками, так как лизинговые платежи можно планировать таким образом, чтобы это было максимально приемлемо и выгодно, комбинируя дату платежа и частоту выплат.

    Описанные выше модели были использованы на примере авиакомпании Ютэйр. На основании данной работы можно сделать следующие выводы: во-первых, лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой или покупкой; во-вторых, применение модели финансового лизинга дает предприятию возможность, управляя проектом и регулируя величину лизинговых платежей достичь желаемого результата.

    Необходимо отметить, что при оценке эффективности лизинга для различных субъектов следует учитывать специфику и ситуацию в отрасли. Так же эффективность одного субъекта не определяет эффективность для всей отрасли. Если рассматривать область гражданской авиации, то финансовый лизинг авиатехники является однозначно выгодным способом финансирования проектов обновления парка воздушных судов, так как ни одна авиакомпания в России не может приобрести самолет, единовременно выплатив всю сумму.

    С помощью финансового лизинга появляется возможность приобрести необходимую авиатехнику, не изымая крупных средств из оборота. Реструктуризация парка воздушных судов сложна или невозможна на основе привлечения банковского кредита из-за отсутствия достаточного залога, краткосрочности кредита и появления прочих расходов. В случае финансового лизинга сама авиатехника является предметом залога. Лизинговые платежи признаются расходами для целей налогообложения, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При реализации сделки финансового лизинга существует большая гибкость в управлении финансовыми потоками, так как лизинговые платежи можно планировать таким образом, чтобы это было максимально приемлемо и выгодно, комбинируя дату платежа и частоту выплат.

    Таким образом, при оценке эффективности лизинга необходимо получить детальное аналитическое обоснование заключения лизинговой сделки. При этом важным моментом является сравнительная оценка альтернативных вариантов финансирования приобретения средств производства. Также при принятии решения использования в качестве финансового инструмента лизинговые операции необходимо оценить различные варианты лизинговых проектов, условия их заключения, в частности специфику выплаты лизинговых платежей.

    На основании данной работы можно сделать следующие выводы: во-первых, лизинг имеет ряд преимуществ перед обычной ссудой или покупкой; во-вторых, применение модели финансового лизинга дает предприятию возможность, управляя проектом и регулируя величину лизинговых платежей достичь желаемого результата.

    Необходимо отметить, что при оценке эффективности лизинга для различных субъектов следует учитывать специфику и ситуацию в отрасли. Так же эффективность одного субъекта не определяет эффективность для всей отрасли. Если рассматривать область гражданской авиации, то финансовый лизинг авиатехники является однозначно выгодным способом финансирования проектов обновления парка воздушных судов, так как ни одна авиакомпания в России не может приобрести самолет, единовременно выплатив всю сумму. С помощью финансового лизинга появляется возможность приобрести необходимую авиатехнику, не изымая крупных средств из оборота.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1.Арт Я.В. Список лизинга // Карьера.-№3.-с.76-85.

    2.Газман В.Д. Аритмия лизингового рынка // Вопросы экономики.-№3.- с.87-92.Режим доступа:

    Газман, В.Д. Инновационное финансирование лизинга//Вопросы экономики-2011.-№9-с.76-89.

    Морозова Ж.А. Все о лизинге // Библиотечка "Российской газеты" .-2008.-№4.

    Просветов Г.А., Лизинг: задачи и решения.- М: Альфа-Пресс,2008г.-с.175-178.

    Николаенко А.В. Особенности международного финансового лизинга.- М.: Финансы и статистика.-2008 .- с.188.- Режим доступа:

    Колосов А.Е., Лизинг автотранспорта-2008.Финансовый бизнес. - 2008. - №7 - С.25-28.- Режим доступа:

    Кирилловых А.А. Правовые основы лизинг: Юстицинформ.- 2009.-с. 112

    Галиаскаров А.А. Модель финансового лизинга самолетов нового поколения российскими авиакомпаниями.- Режим доступа:

    Сайт авиакомпании Ютэйр //

    Информация о результатах проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области развития гражданской авиации.- Режим доступа:


    Первые сделки международного лизинга были заключены американскими лизинговыми компаниями в 50-х гг. XX в. Различное оборудование, произведенное в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны. В этом случае лизингодатель -- резидент США имел возможность применять ускоренную амортизацию предмета договора лизинга, а также получать инвестиционные налоговые льготы и таким образом уменьшать стоимость сделки международного лизинга для лизингополучателя -- нерезидента. Позднее к этому опыту присоединились фирмы Великобритании и других стран Европы.

    Любое государство мировой системы поощряет развитие международного лизинга в интересах стимулирования экономического роста. Однако, острая конкуренция на мировом рынке, несовпадение национального законодательства, методики расчетов налогообложения создают трудности для развития международного лизинга.

    Международный лизинг -- это предоставление лизингодателем (лизинговой компанией) материальных ценностей иностранному лизингополучателю в аренду на разные сроки. Международный лизинг применяется для стимулирования экспорта-импорта товаров.

    Объектом международного лизинга обычно является оборудование, импортируемое в страну лизингополучателя, в связи с этим международный лизинг осуществляется в трех направлениях:

    • - экспортный лизинг, при котором зарубежной стороной является сторона арендатора и предназначенное для лизинга оборудование вывозится из страны на условиях экспортного контракта;
    • - импортный лизинг, при котором зарубежной стороной является лизингодатель и оборудование поставляется в страну арендатора на условиях импортного контракта;
    • - транзитный лизинг, при котором все участники находятся в разных странах.

    В основном на мировом рынке лизинговых услуг лизинговые компании подразделяются на сервисные и финансовые, которые по договору лизинга передают имущество на срок, равный или несколько меньший его нормативного срока службы, т.е. срока, заложенного в расчет нормы амортизационных отчислений.

    Отличие между ними состоит в том, что сервисные компании дополнительно берут на себя обязательства, связанные с ремонтом и обслуживанием оборудования. Финансовые лизинговые компании дополнительно занимаются страхованием, расчетом налогов, а также частичным управлением рисками.

    Структура мирового рынка лизинговых услуг представлена на рис. 1.

    Рисунок 1. Структура мирового рынка лизинговых услуг

    Как показано на рис. 1, в структуру мирового рынка лизинговых услуг входят лизинговые ассоциации, которые объединяют профессиональных лизингодателей, ассоциации финансовых компаний, домов, банков. Основными задачами ассоциаций являются:

    • - представление интересов членов ассоциации как внутри страны, так и за рубежом;
    • - формулирование общего мнения членов ассоциации по лизинговой проблематике и лоббирование интересов в различных государственных органах;
    • - разработка предложений по изменению законодательных актов, учету и регулированию лизинга в стране;
    • - сбор и обработка информации по лизингу;
    • - организация форума по вопросам лизинга;
    • - продвижение стандартов в лизинговом бизнесе.

    Лизинговые ассоциации оказывают позитивное влияние на развитие мирового лизингового бизнеса. Ассоциации организуют, как правило, независимые объединения с членством на принципах добровольности.

    Национальные ассоциации объединяют лизингодателей по отраслевому признаку. Такие ассоциации включают в свой состав, в основном, лизингодателей автотранспортных средств в странах, где доля операций с этими объектами значительна. Существуют ассоциации, в которые входят лизингодатели компьютерной техники (США), лизингодатели имущества для государственных органов (США) и лизинговые брокеры (США, Великобритания).

    Международные лизинговые ассоциации объединяют национальные ассоциации: Европейская федерация национальных ассоциаций со штаб-квартирой в Брюсселе (1972 г.), Латиноамериканская лизинговая федерация в Мехико (1983 г.), Азиатская лизинговая ассоциация (Сингапур, 1982 г.), Африканская лизинговая ассоциация (Нигерия, 1993 г.).

    Особая роль в структуре мирового рынка лизинговых услуг принадлежит консультационным и брокерским компаниям. К ним относятся компании, которые напрямую не участвуют ни в инвестировании, ни в исполнении договоров лизинга. Тем не менее, их роль в организации и оформлении лизинговых сделок достаточно велика. В качестве юридических консультантов обычно выступают крупнейшие юридические фирмы мира. Они отвечают за подготовку договорной документации и юридическое исполнение сделки. Кроме того, они занимаются сбором и анализом информации о состоянии локальных лизинговых рынков. Основной функцией лизинговых брокерских компаний является посредническая деятельность между потенциальным пользователем и банком. Лизинговый брокер, не являясь прямым участником лизинговых отношений, выступает в качестве агента по сбыту, действующего в интересах производителя имущества за комиссионное вознаграждение. Однако, чаще всего именно лизингополучатели выплачивают брокеру вознаграждение после организации лизинговой сделки или одновременно с каждым лизинговым платежом. При этом заключается специальное соглашение, по которому брокер принимает обязательства по организации лизинговой сделки, включая риски.

    Независимые лизинговые компании в большинстве стран занимают относительно скромное положение в объемах лизинговых операций. К полностью независимым в настоящее время относятся, в основном, небольшие компании, которые работают на локальном рынке с постоянными клиентами и специализируются на лизинге определенных видов имущества. Объемы операций этих компаний невелики. Их штат укомплектован специалистами, способными как обслуживать клиентов, так и оказывать им техническую помощь. Владельцами независимых компаний могут выступать физические лица, небольшие коммерческие банки, филиалы сберегательных банков, страховые компании и фонды.

    Лизинговые компании подразделяются по объемам лизинговых сделок и специализации. Среди них можно выделить: крупные компании -- лизинговые сделки таких компаний, в основном, заключаются по авиатехнике, судам, промышленному оборудованию и др.; средние компании, которые специализируются на определенном наборе близких по свойствам объектов; небольшие компании, деятельность которых в значительной мере зависит от объектов лизинговых сделок и осуществляется по стандартным схемам лизинга.

    Мировой рынок лизинговых услуг отличается многообразием форм. Существуют следующие формы международного лизинга: стандартный; возвратный; «мокрый»; «чистый»; возобновляемый.

    Выгодность применения сделок международного лизинга состоит в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

    Сделки международного лизинга являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, т.к. практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы, представленной на рис.2.


    Рисунок 2. Схема международных лизинговых операций

    Условные обозначения:

    • 1 - подача потенциальным лизингополучателем заявки на оборудование;
    • 2 - заключение о платежеспособности лизингополучателя;
    • 3 - получение банковской ссуды;
    • 4 - подписание договора о купли-продажи предмета лизинга;
    • 5 - поставка предмета лизинга;
    • 6 - оплата поставки;
    • 7 - акт приемки оборудования в эксплуатацию;
    • 8 - подписание лизингового соглашения;
    • 9, 9а - подписание договора о страховании предмета лизинга;
    • 10 - осуществление лизинговых платежей;
    • 11 - возврат предмета лизинга;
    • 12 - возврат ссуды и выплата процентов.

    Лизингополучатели получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.

    Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволяет привлечь более дешевые средства от иностранных финансовых учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте продукции своей промышленности в какую-либо страну.

    Несомненным преимуществом международного лизинга для страны-арендатора является тот факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной задолженности, т.е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между источниками финансирования и уровнем капиталовложений.

    Анализ международной практики позволяет классифицировать сделки международного лизинга, представленной на рис.3.


    Рисунок 3. Классификация сделок международного лизинга

    Лизинг с условной продажей представляет собой продажу оборудования с рассрочкой платежа. Объект лизинга выступает в качестве обеспечения предоставленного фирмой кредита. Срок аренды обычно составляет 75% от предлагаемого срока службы имущества. В случае использования лизинга с условной продажей лизингополучатель после истечения срока действия договора имеет право приобрести лизинговое имущество по льготной цене, фиксированной в договоре.

    Истинный лизинг направлен на оптимизацию налоговых платежей. При использовании данного вида лизинга срок экономической жизни оборудования больше, чем срок действия лизингового договора, а лизингополучатель имеет право приобрести лизинговое имущество по справедливой рыночной цене после истечения срока действия лизингового договора. Истинный лизинг подразделяется на следующие виды:

    • - прямой лизинг, при котором лизингодатель приобретает лизинговое имущество за счет собственных средств и несет все риски по мобилизации ресурсов, необходимых для приобретения передаваемого в лизинг имущества;
    • - сублизинг -- это операция через посредника. При этом имеется основной лизингодатель, который через посредника, как правило, также через лизинговую компанию, сдает оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать основному лизингодателю. В международной практике сублизинговые сделки получили название «дабл диппинг», в которых используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах.

    Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от налоговых льгот в одной стране больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в другой стране - если лизингодатель имеет право владения. Учитывая данные особенности, лизинговое соглашение может быть построено по следующей схеме: национальная лизинговая компания покупает оборудование (право собственности) и отдает его в лизинг иностранной лизинговой компании (право владения), которая в свою очередь передает их в лизинг местным лизингополучателям;

    Хеджированный лизинг--это особый вид сделки, который заключается в предоставлении лизингодателем лизингополучателю части денежных средств для покупки объекта лизинга, при этом остальная часть средств, необходимых для приобретения имущества, перечисляется самим лизингополучателем на нерегрессионной основе. Данный вид лизинга пока в России широкого применения не получил.

    Лизинг с опционом используется при работе с автотранспортом, предназначенным для эксплуатации на шоссейных автодорогах. Ни грузовой автотранспорт, ни сельскохозяйственная и строительная техника не могут являться объектом лизинга с опционом, что существенно снижает его значимость для лизинговых операций с недвижимостью.

    Лизинг как специфическая форма экономических отношений отражается в юридическом документе, где оговариваются необходимые поручения, право доверительной собственности, договор о купле-продаже и др.

    Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Германия, Дания) не принимали специального законодательства по лизингу, а реализуют его в рамках обычного коммерческого права, в то время как Франция, Португалия, Швеция имеют специальное законодательство, где указаны в основном права лизингодателя и лизингополучателя, их взаимоотношения с производителями имущества, сдаваемого в лизинг.

    Одни страны, например, Франция, Бельгия, Италия, придерживаются концепции экономического собственника (как правило, опцион является обязательным условием лизинга). Другие же (Великобритания, Ирландия, Голландия и США) строят взаимоотношения исходя из концепции юридического собственника. Кроме того, некоторые страны Западной Европы занимают в юридическом отношении промежуточное положение, имея в своем законодательстве элементы, характерные как для той, так и для другой правовой системы.

    В Бельгии, Италии, Франции обязательным условием лизинга является продажа имущества по истечении срока соглашения по предварительно согласованной цене (опцион). В Великобритании, США предусматривается аренда-продажа. При этом в США лизинг имеет форму финансовой сделки, используемой наряду с кредитом и другими займами.

    Законодательством Германии, Швейцарии предусмотрен опцион, который приводит лизинг к соглашению купли-продажи в рассрочку особого типа, когда владельцем имущества остается лизингодатель, а в случае купли-продажи в рассрочку право владения переходит к получателю в момент оформления соглашения. Лизинг отличается от аренды-продажи, купли-продажи в рассрочку, от сделки под обеспечение в основном экономически обоснованным размером платежей, т.е. договор лизинга как таковой определяется не по экономическим критериям, а по форме на соответствие юридическим нормам .

    Французское законодательство не позволяет изготовителю имущества совершать лизинговые операции. Во Франции лизинговые соглашения, предусматривающие по окончании оговоренного срока возможность опциона (права выкупа по остаточной цене), относятся к сделкам кредит-аренда, причем такое различие имеет принципиальное значение, поскольку сделки типа кредит-аренда регулируются государством другими методами.

    Законодательствами Италии, США, Франции предусмотрены специальные требования к лизинговому механизму. Лизинговые соглашения подлежат регистрации в судебных органах с целью оповещения определенного круга лиц, предусмотренного законодательством о собственнике имущества, передаваемого в лизинг.

    В Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах лизинговая деятельность, как правило, не регулируется и не ограничивается .

    Существуют страны, где развитию лизинга препятствуют некоторые ограничения. Например, в Греции запрещен лизинг недвижимости, а также грузового автотранспорта и автобусов. Тормозом являются нормы амортизации, которые регулируются государством.

    Хорошо развиты лизинговые отношения в Японии. Японские лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых услуг, особенно на европейском и американском. Только в Нью-Йорке работают более 20 представительств лизинговых компаний. Основное направление деятельности лизинговых компаний -- лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых компаний этой страны объясняется тем, что экспортно-импортный банк Японии до недавнего времени активно способствовал усилению их влияния на международном рынке лизинговых услуг.

    В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный на обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального жилья.

    Активно развивается международный лизинг в Китае, Индонезии, Сингапуре, Малайзии, Южной Корее. Азия пошла по пути создания лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными инвесторами. Это связано с тем, что использование лизинга в международном масштабе может помочь азиатским компаниям увеличить объемы реализации своей продукции на других мировых рынках.

    При осуществлении операций международного лизинга необходимо учитывать риски, с которыми могут столкнуться участники данных сделок. Основными видами рисков, возникающих в практике международного лизинга, являются :

    • 1) риски возникновения дополнительных налоговых выплат -- это налог на доходы иностранных юридических лиц, который должен удерживаться плательщиком (лизингополучателем). При заключении лизингового договора участникам сделки необходимо предусмотреть процедуру во избежание двойного налогообложения (соглашение), каким образом лизингополучатель будет возмещать расходы как лизингодателя-нерезидента, так и кредитора-нерезидента по выплате налогов на доходы иностранных юридических лиц;
    • 2) кредитные риски, связанные с вероятностью невозврата основной суммы кредита и процентов по нему;
    • 3) политические риски, связанные с политической нестабильностью, с возможной экспроприацией, национализацией, прямым или косвенным вмешательством государства в осуществление лизинговых проектов;
    • 4) риски, связанные с нарушением поставок сырья и материалов;
    • 5) риски, связанные с реализацией продукции, опасностью потери постоянных покупателей;
    • 6) валютные риски, возникающие в результате изменения валютного курса в период реализации лизинговой сделки.

    Всё это свидетельствует о том, что инвестиционные проекты всегда сопряжены с определенной долей риска. Поэтому любой инвестор заинтересован в максимальном снижении рисков. В настоящее время существует несколько способов снижения рисков при осуществлении международных лизинговых операций: распределение риска между участниками проекта; диверсификация рисков; лимитирование рисков; страхование сделки от возможных убытков; создание резервного фонда.

    В России эти процессы имеют свою специфику. Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в нашей стране является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании, не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь, развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных лизинговых компаний создали совместные предприятия и филиалы в России, занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного производителя, но и лизингом самого различного оборудования.

    Наиболее активными инвестиционными партнерами России являются Германия, Великобритания, Италия, Финляндия, Швейцария, Австрия, США, Китай, Кипр. Зачастую активность этих стран стимулируется действующими на российском рынке их крупными компаниями, для которых экономическая нестабильность и несовершенство российской законодательной базы не являются значительным препятствием .

    Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России.

    Международные лизинговые сделки в России были организованы крупными лизинговыми компаниями при содействии ведущих банков РФ: Мосбизнесбанк -- «Лизингбизнес», Межрегиональный банк -- «Меликон», «Промстройбанк» -- «Балтиз» (Санкт-Петербург). В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг», объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний .

    Структура российских лизинговых компаний представлена на рис.4.


    Рисунок 4. Структура лизингового рынка в России

    международный лизинговый операция

    Однако, несмотря на бурный рост числа лизинговых компаний в России, большинство из них не смогли достигнуть необходимого уровня. Более успешно работают лишь те, которые имеют доступ к использованию в той или иной форме бюджетных и других финансовых средств или статус уполномоченных органов исполнительной власти федерального или местного уровней.

    Хотя и имеет место существенный ежегодный рост объемов лизинговых услуг, их доля в общем объеме инвестиций остается все-таки незначительной, где-то в пределах 20%, тогда как в развитых странах мира она достигает 30-40%. При этом большая доля лизинговых услуг обеспечивается крупными лизинговыми компаниями, и в основном на операциях международного лизинга. Причем более 80% сделок осуществляются на передаче оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья, производства пищевой продукции, телекоммуникационной, компьютерной техники, грузовых автомобилей и др.

    В общем объеме лизинговых операций в России значительную долю составляют международные сделки. При международном лизинге имущества в роли лизингополучателей, как правило, выступают российские юридические лица. Лизингополучателями могут быть также и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в России. Чтобы международная лизинговая сделка соответствовала российскому законодательству об иностранных инвестициях, лизингодатель должен быть иностранным инвестором. Что касается изготовителя имущества, то страна его местопребывания не имеет значения (это может быть как иностранное предприятие, так и российское). Главное, чтобы имущество, изготовленное им и приобретенное иностранной лизинговой компанией предназначалось для российского лизингополучателя.

    Международный лизинг является действенной формой привлечения инвестиций в национальную экономику, поэтому его развитие является важной тактической и стратегической задачей в осуществлении модернизации экономики России.