Основные виды деятельности автотранспортного предприятия. Виды автотранспортных предприятий по принадлежности

Общая характеристика предприятия:

Автотранспортное предприятие (АТП) -- организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

  • организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;
  • хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
  • материально-техническое снабжение предприятия;
  • содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования;
  • подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;
  • организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

Основное производство на автомобильном транспорте -- выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия-- это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта. Автотранспортное предприятие для успешной деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями.

Автотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб:

  • эксплуатационной -- организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.
  • технической -- обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии, возглавляется главным инженером.
  • обслуживающей -- обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.

Техническая служба включает следующие подразделения:

  • производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно механический,электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, ремонта холодильных установок, шиномонтажный, кузнечно-рессорный, мойки и смазки, сварочный, медницкий,кузовной, малярный);
  • зону текущего ремонта;
  • зону первого технического обслуживания;
  • зону второго технического обслуживания;
  • зону ежедневного осмотра.

К обслуживающей службе относятся:

  • гараж-стоянка,
  • контрольно-технический пункт

Классификация предприятий автомобильного транспорта:

По характеру перевозок и типу подвижного состава АТП делятся на легковые таксомоторные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т. е. скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и т. п.

По целевому назначению, характеру производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть: ведомственные, акционерные, частные и др.По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные. К автономным АТП относятся самостоятельные предприятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных АТП имеет широкий диапазон; для грузовых? от 100 до 500 единиц подвижного состава, для автобусных? от 100 до 400, для легковых таксомоторных? от 200 до 1000 единиц. На автомобильном транспорте общего пользования имеются крупные автономные АТП (автокомбинаты) с числом автомобилей от 600 до 1500 и более, в том числе специализированные по виду перевозок и типу подвижного состава. К кооперированным относятся АТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава.

Организационно-правовые формы предприятий автомобильного транспорта. Малые предприятия и индивидуальное предпринимательство на автомобильном транспорте:

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Организациомнно-правовамя фомрма -- способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения N 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.

На автомобильном транспорте осуществляют свою деятельность как коммерческие, так и некоммерческие организации, которые имеют различные цели своей деятельности.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности предусматривают извлечение прибыли. Организации, не имеющие такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, относятся к некоммерческим. Коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций и союзов.

Для функционирования юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, характерны такие организационно-правовые формы, как хозяйственные товарищества и общества, производственные, кооперативные, государственные и муниципальные предприятия.

На автомобильном транспорте в связи с проводимой экономической реформой создаются такие организационно-правовые формы деятельности, при которых участники (учредители) имеют обязательные права на имущество. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. В случае, если учредители имеют право собственности или иное вещное право, создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами деятельности на автомобильном транспорте являются: хозяйственные товарищества и общества, акционерные общества (открытого и закрытого типа), производственные кооперативы, государственные унитарные предприятия и др.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются, как правило, коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. В исключительных случаях хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества и товарищества на вере (командного товарищества).

Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) согласно заключенному между ними договору занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Учредительный договор, помимо общих требований (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления, предметы и цели деятельности, условия передачи имущества, условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, управления деятельностью, выхода учредителей из его состава) содержит условия о размере и составе уставного капитала товарищества; данные о размере и порядке изменений долей каждого из участников в уставном капитале, размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; определяет ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов, обязанности участника полного товарищества и др.

Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Выбывший участник полного товарищества отвечает по обязательствам товарищества в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в который он выбыл из товарищества. Участник полного товарищества вправе с согласия остальных его участников передать свою долю в уставном капитале или ее часть другому участнику товарищества либо третьему лицу.

Полное товарищество ликвидируется на основании общей статьи 61 и пункта 1 статьи 72 Гражданского кодекса Российской Федерации или когда в товариществе остается единственный участник.

Товарищество на вере организуется в том случае, если наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. К товариществу на вере применяются правила о полном товариществе.

На автомобильном транспорте организуются хозяйственные общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью учреждается одним или несколькими лицами. Его уставный капитал разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью является учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество утверждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников. Общество в праве преобразоваться в акционерное общество или в производственный кооператив.

Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определяемые учредительными документами. Участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учредительными документами общества. При несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения не предусмотрен учредительными документами общества.

На автомобильном транспорте России широкое распространение получила организация акционерных обществ как открытого, так и закрытого типа.

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Сами участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами приватизации этих предприятий.

Акционерное общество, в котором участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается 54 открытым акционерным обществом. Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на соответствующих условиях. Как правило, открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди учредителей или лиц иного, заранее определенного, круга лиц. Такое общество не имеет права проводить открытую подпискуьна выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют право приобретать акции, продаваемые другими акционерами этого общества.

Главной целью акционерных обществ автомобильного транспорта является создание механизма управления транспортным процессом, обеспечивающего гарантированное удовлетворение хозяйства страны и населения в перевозках грузов и пассажиров на основе конкуренции и соотношения спроса и предложения в общем рынке услуг.

Учредителями открытого акционерного общества могут выступать транспортные организации, крупные производители и потребители продукции, транспортно-экспедиционные организации, а также местные органы самоуправления, использующие совместно как собственное, так и арендованное имущество, которое становится неделимой собственностью общества как юридического лица.

С экономической точки зрения создание акционерного общества позволяет организовать инфраструктуру реального рыночного ценообразования на основе концентрации и централизации товарных и финансовых ресурсов и соединить производство товаров и их потребление.

Учредители акционерного общества заключают между собой договор, который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные законом об акционерных обществах. Помимо договора, учредительным документом акционерного общества является его устав. Устав акционерного общества, помимо общепринятых требований, должен содержать условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальную стоимость и количество; устанавливать размер уставного капитала общества; определять права акционеров, состав и компетенцию органов управления обществом и порядок принятия ими решений.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Однако акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала акционерного общества не должна превышать 25 %.

Помимо акций, акционерное общество вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер уставного капитала, либо размер обеспечения, предоставляемого обществу в этих целях третьими лицами.

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Оно вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

В практической деятельности предприятий автомобильного транспорта могут образовываться дочерние и зависимые хозяйственные общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом. Зависимым хозяйственным обществом признается такое общество, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 25 % голосующих акций акционерного общества или 25 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

На автомобильном транспорте создаются также производственные кооперативы. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией.

На автомобильном транспорте существуют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия, помимо общих сведений, содержит сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, о порядке и источниках его формирования. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, который утверждает учредительный документ предприятия -- его устав. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, образуется по решению правительства на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (федеральное казенное предприятие). Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства.

Федеральным казенным предприятием на транспорте является Министерство транспорта РФ, на которое возложены функции управления различными видами транспорта: автомобильным, воздушным, морским, водным внутренним.

Малые предприятия на автомобильном транспорте.

Для определения размерности и отнесения АТП к малому, среднему или крупному чаще всего учитывают численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. В мировой экономической практике нет унифицированного определения какого либо размера АТП, и используются разнообразные критерии отнесения предприятий к малому, среднему или крупному.

Зарубежные экономисты выделяют четыре характерные черты присущие именно малым предприятиям:

  • 1. На малых предприятиях главные управленческие должности достаточно часто удерживаются учредителями предприятия, их родственниками.
  • 2. На малых предприятиях сравнительно невелик не только объем, но и номенклатура производимой продукции.
  • 3. В менеджменте малых предприятий слабо развиты методы стратегического управления.
  • 4. Сама система менеджмента, как правило, не структурирована.

Для малых АТП характерны своеобразные методы предупреждения рисков. В отличии от крупных и средних предприятий они предпочитают уклонения от рисков методом диссипации и компенсации. Т.О малое предприятие - это не уменьшенный вариант крупного или среднего предприятия, а организация со специфическими характеристиками деятельности.

На автомобильном транспорте малый бизнес получил весьма широкое развитие по сравнению с др. видами транспорта.

Основные формы предпринимательской деятельности - индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (предусматривает создание юридического лица).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статус индивидуального предпринимателя он получает после государственной регистрации в установленном законом порядке. Предпринимателю, оказывающему транспортные услуги, необходимо обратить внимание на положения гл. 40 "Перевозка" ГК РФ, которая регулирует отношения сторон, связанные с предоставлением транспортных услуг, и на основании которой общие условия авто перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Эти документы, конечно, нужно иметь в виду при осуществлении данного вида деятельности. Однако следует учитывать, что конкретные условия авто перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательством не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

Предприятие имеет право продавать и передавать другим юридическим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять безвозмездно во временное пользование или взаймы, принадлежащее ему средства производства. Также эти права могут быть переданы физическим лицам.

Предприятия на добровольной основе могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному и другим принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав представления общих интересов как государственных и иных органах, так и международных организаций. Объединение может быть централизованное для выполнения отдельных производственно-хозяйственных функций. Предприятия входящий в состав объединения сохраняют свое самостоятельность и юридическое лицо.

Ликвидация предприятия происходит либо по решению собственника (органа уполномоченного решать эти проблемы) либо по решению арбитражного суда. Причины ликвидации: 1.Банкротство 2.Запрет деятельности из-за не выполнения условий законодательства 3.Запрет из-за невыполнения условий лицензии

Предприятия классифицируются по следующим признакам:1.Отраслевая принадлежность 2.Структура производства 3.Мощность производственного потенциала(размер предприятия)

В зависимости от отраслевого различия выпускаемой продукции предприятия делятся: 1.Промышленные предприятия (выпуск машин, оборудования, инструментов, добыча сырья, выработка электроэнергии, производство материалов и средств производства) 2.Сельхоз предприятия 3.Предприятия строй индустрии 4.Транспортные предприятия

Крупные отрасли народного хозяйства состоят из более мелких, специализированных отраслей. В народном хозяйстве используют 2 определения отраслевой принадлежности предприятия:1.Административно-организационная принадлежность, где учитывается заявленный вид деятельности и принадлежность какому либо ведомству 2. Продуктовая принадлежность: структура и объем производства по каждой продуктовой(чистой) отрасли.

По структуре предприятия делятся на узко специализированные, многопрофильные и комбинированные. Узко специализированные предприятия изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

Многопрофильные предприятия выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Комбинированые предприятия один вид сырья или готовой продукции превращают в параллельно или последовательно др. вид и т.д.

По количественным параметрам предприятия делятся на малые, средние и крупные. Отнесения предприятий к этим видам осуществляется по численности работающих. В промышленности, в строительстве и на транспорте малым считается предприятие с численностью до 100 человек (закон РФ о гос. Поддержке малого предпринимательства в РФ). В сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 человек, в оптовой торговле до 50, в розничной торговле и в бытовом обслуживании до 30.


2. Автотранспортная деятельность заключается в выполнении комплекса работ и услуг, связанных с организацией и осуществлением автомобильных перевозок, грузов и пассажиров, включая техническую эксплуатацию транспортных средств, транспортно экспедиционные работы и другие услуги. Перевозки выполняются по договорам с клиентом, либо по обращению любого гражданина или юридического лица. Техническая эксплуатация- комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту, хранению и инструментальной проверки технического состояния транспортных средств.

Транспортная экспедиция- организация и или выполнение оператором услуг связанных с заключением и выполнением договора автомобильной перевозки груза. В зависимости от назначения предприятия транспорта разделяются на 3 типа:1. Автотранспортные (автоэксплуатационные) 2. Автообслуживающие 3. Авторемонтные

АТП выполняют главную задачу транспорта. В зависимости от вида перевозок АТП делятся на грузовые и пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные. Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными.

Комплексные АТП осуществляют не только перевозки но и хранение грузов ТО и ТР транспортных средств принадлежащих этому предприятию хотя могут на коммерческой основе оказывать эти услуги сторонним организациям и лицам.

Специализированные АТП выполняют только перевозки. Чаще всего это малые предприятия где содержание собственной ремонтной базы не целесообразна.

По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования (входят в систему министерства транспорта РФ) и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе и ведомственные (входят в состав отраслей не транспортного назначения) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли в которую входят.

Основными клиентами АТП являются предприятия товаропроизводящих отраслей. Вторая группа автообслуживания предприятия это автосервисные предприятия, терминалы, АЗС, автовокзалы, гаражи-стоянки.

По производственному признаку автопредприятия делятся на грузовые, легковые, смешанные, а по территориальному признаку - городские, районные, дорожные.

Виды и формы предпринимательства.

2.Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства.

1.Виды предпринимательской деятельности.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам:

По виду деятельности;

По формам собственности;

По количеству собственников;

По организационно-правовым и организационно-экономическим формам;

По степени использования наемного труда;

1) По виду или назначению предпринимательскую деятельность делят на:

а) производственную, включающую в себя инновационную деятельность, научно-техническую деятельность, производство товаров, оказание услуг, производственное потребление товаров, производственное потребление услуг и информационной деятельности;

б) коммерческую, включающую в себя: торговую деятельность, торгово-закупочную деятельность, торгово-посредническую деятельность, товарные биржи;

в) Финансовую, включающую в себя: банковскую деятельность, аудиторскую деятельность,страховую деятельность, аудиторскую деятельность, лизинговую деятельность, фондовые биржи;

г) консультативную деятельность: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, управление производством, информационные технологии, специализированные услуги;

2) По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, либо находится в собственности общественных организаций;

3) По количеству собственников: индивидуальная, коллективная.

Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая единовременно нескольким субъектам, либо с определением долей каждого из них (тогда это называется долевая собственность), либо без определения долей (совместная собственность);

4) К организационно-правовым формам относятся: товарищества, общества, кооперативы;

5)К организационно-экономическим формам относят: концерны, ассоциации, консоциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), и т.д.

Все формы предпринимательской деятельности делятся на организационно-правовые и организационно-экономические.

К организационно-правовым формам относятся:

1) Товарищество – объединение лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность. Они создаются в том случае, когда в предпринимательстве решает принять участие 2 и более партнера.

Преимущества:

Возможность привлечения дополнительного капитала,

Наличие нескольких владельцев, позволяет осуществить специализацию внутри организации на основании знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатки:

Каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от его вклада,

Действия 1 из партнеров являются обязывающими для всех остальных.

Товарищества могут быть полными (тогда поучают название товарищества с неограниченной ответственностью) и коммандитными (товарищества с ответственностью).

2) Общество – создается по согдашению не менее 2-х граждан или лиц путем объединения их вкладов для осуществления хозяйственной деятельности, подразделяются на ООО (общество с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам и несут ответственность только в пределах стоимости внесенных вкладов) и общества с дополнительной ответственностью (несут ответственность всем своим имуществом).

Наиболее распространенными являются акционерные общества, им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций.

Участники акционерных обществ (АО) несут ответственность за результаты свой деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

3) Кооператив – предприятие созданное группой лиц для совместной деятельности, здесь обязательным является личное трудовое или иное участие его членов, при его создание объединяются имущественные паевые взносы участников.

К организационно – экономическим формам относят:

1) Концерн – многоотраслевое АО контролирующее предприятия через систему участия.

Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний являющихся по отношению к нему дочерними.

2) Ассоциация – мягкая форма добровольного объединения экономики самостоятельных предприятий, которые одновременно могут входить в другие предприятия.

В его состав входит односпециализированные предприятия расположенные на определенной территории. Цель создания ассоциаций – совместное решение технических, экономических, социальных, научных и других задач.

3) Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. Оно имеет возможность вложить средства в крупный проект при этом риск вложений уменьшается, так как ответственность делится среди участников.

4) Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

5) Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, о разделе рынка сбыта, о долях в общем объеме производства, и т.д.

6) Финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединение промышленного, банковского, страхового, торгового капиталов и интеллектуального потенциала предприятий.

Сюда также относятся унитарные предприятия – не имеют права собственности, только распоряжаются ею (МУП).

Общая производственная структура предприятия.

1. Производство и производственные структуры.

2. Типы производственной структуры.

3. Типы организации производства.

Производство – процесс создания материальных благ необходимых для существования и развития общества.

1) Целесообразную работу или самостоятельный труд;

2) Предмет труда, т.е. все то, на что направлена деятельность человека.

3) Средства или орудия труда при помощи которых человек преобразует предметы труда.

Продукт производства – благо, которое представляет собой объединение вещества природы и труда.

Почти каждое предприятие состоит из производственных подразделений:

Участков;

Обслуживающих хозяйств;

Органов управления;

Организаций и учреждений удовлетворяющих нужды работников предприятия.

Общая структура предприятия состоит из комплекса производственных подразделений, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи, соотношение между ними по размеру площадей, численности работников и пропускной способности.

Производственную структуру предприятия составляют:

Участки;

Обслуживающие хозяйства;

Связи между ними взятые в совокупности.

Она определяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективности производства.

Основной структурной производственной единицей предприятия является цех.

Цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производства. Бывают:

Основными (заготовительные, обрабатывающие, сборочные);

Вспомогательными;

Побочными (очистка);

Подсобными (транспортный).

Также в структуре могут быть цеха службы и отделы обслуживающие не промышленные хозяйства.

Также на предприятиях имеется складское хозяйство, санитарно-технические устройства, коммуникации.

На предприятиях имеются конструкторские технологические подразделения, НИИ, лаборатории.

Существует 3 основных типа производственных структур предприятия:

1) Предметная структура:

Основные цеха предприятия и участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия.

Преимущество такой структуры:

Упрощает и ограничивает производственную взаимосвязь между цехами;

Сокращает путь движения деталей;

Упрощает и удешевляет межцеховой и цеховой транспорт;

Уменьшает длительность производственного цикла;

Повышает ответственность рынка за качество работ;

Повышает эффективность использования высокопроизводительных станков и оборудования.

2) Технологическая структура:

Здесь определяется четкая технологическая обособленность каждого цеха, участка.

Преимущества:

Упрощает руководство цехом;

Позволяет маневрировать расстановкой людей;

Позволяет перестраивать производство с одной номенклатуры изделий на другую.

Недостатки:

Возникновение встречных маршрутов движения изделий;

Усложнение производственных взаимосвязей между цехами;

Большие затраты времени на переналадку оборудования;

Ограниченность применения высокопроизводительного оборудования.

3) Смешанная структура: характеризуется наличием на одном и том же предприятии цехов, организованных как по предметному, так и по технологическому принципу.

Преимущества:

Уменьшение объемов внутрицеховых перевозок,

Снижение длительности производительного цикла;

Улучшение условий труда;

Высокий уровень загрузки оборудования;

Рост производительности;

Снижение себестоимости.

Тип организации производства – комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня производства.

На тип организации производства оказывает влияние ряд факторов к числу которых относят:

Уровень специализации;

Масштабность производства;

Сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий.

В связи с этим различают 3 основные типа организации производства:

1. Единичное производство – штучный выпуск изделий разнообразной и не постоянной номенклатурой ограниченного потребления.

Особенности:

Многономенклатурность выпускаемой продукции;

Организация по технологической специализации;

Использование универсального оборудования;

Преобладание высококвалифицированных рабочих универсалов;

Большая длительность производственного цикла;

Большая величина незавершенного производства.

2. Серийное производство – предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течении длительного времени.

Особенности:

Постоянство относительно большой номенклатуры повторяющейся продукции;

Специализация рабочих мест;

Периодичность изготовления сериями;

Преобладание специализированного оборудования;

Большая численность рабочих средней квалификации;

Небольшая длительность производственного цикла.

При серийном производстве различают: мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное.

3. Массовое производство – характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах.

Массовое производство является высшей формой специализации производства. Условием такого производства является высокий уровень стандартизации и унификации деталей, узлов, агрегатов, и т.д.

Особенности:

Строго установленный выпуск небольшой номенклатуры изделий в большом количестве;

Специализация рабочих мест для выполнения одной операции;

Большой удельный вес специализированного оборудования;

Высокий процент автоматизированных процессов;

Минимум времени на операции;

Применение труда рабочих невысокой квалификации.

Тип производства оказывает влияние на формирование структуры предприятия, условия, требования и критерии рациональной организации производства.

На производственную структуру влияет ряд факторов:

1) Отраслевая принадлежность. От нее зависят: номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, используемое сырье.

2) Простота конструкции и технологичность изделия;

3) Уровень требований предъявляемых к качеству продукции;

4) Тип производства и уровень специализации;

5) Состав оборудования и технологичность оснастки;

6) Способность производства оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции;

На предприятиях должна постоянно вестись работа по поиску основных путей в совершенствовании производственной структуры. К ним относятся:

Укрупнение предприятий и цехов;

Поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов и производств;

Соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

Интеграция отдельных предприятий в объединения;

Обеспечение пропорциональности между всеми цехами предприятия;

Изменение производственного профиля;

Развитие комбинированного производства;

Достижение однородности продукции за счет стандартизации и унификации;

Создание безцеховой структуры управления производством.

Материально-техническое обеспечение АТП.

1.Определение потребностей в материальных ресурсах.

2. Форма материально-технического обеспечения.

3. Организация складского хозяйства.

1. Определение потребностей в материальных ресурсах.

Объектами материально-технического снабжения является Подвижной состав, инструменты, гаражное и ремонтное оборудование, топливо топливо-смазочные материалы, шины, зап.части, материалы для ремонта, электроэнергия, тепло и т.д.

Задачами службы материально-технического обеспечения (МТО) является определение потребности в ресурсах, организация хранения, получения, выдачи материалов, а также контроль за использованием этих ресурсов. Потребность в МТО устанавливается исходя из норм расхода этих ресурсов.

1) Потребность в топливе определяют для каждой марки ПС на основании линейных норм расхода, учитывающих дорожные, климатические условия и специфику перевозок. Расход топлива на ремонт автомобиля и хозяйственные расходы в эти нормы не включается и фиксируется отдельно. Норма расхода топлива утверждается Минтрансом и периодически пересматривается. Для автомобилей общего назначения устанавливаются следующие нормы:

Базовые нормы на 100 км пробега;

Норма на 100 т·км транспортной работы;

Норма на ездку с грузом;

Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя. Норма на ездку с грузом учитывает маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-выгрузки. Базовая норма устанавливается для определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы.

Расход топлива зависит от множества факторов, главным из которых является пробег. Также на расход топлива влияет техническое состояние, категория условий эксплуатации, категория водителей и т.д. Для учета этих факторов к нормам расхода вводятся поправочные коэффициенты. При работе автомобиля в зимнее время базовые нормы увеличиваются:

В южных районах на 5%;

В северных районах на 15%;

На крайнем севере 20%;

в остальных регионах на 10%.

При эксплуатации автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода снижаются.

2) Потребность в топливо-смазочных материалах рассчитывается на основании норм установленных для каждой марки и модели автомобиля в литрах на 100 л расхода топлива. А нормы расхода пластичных смазок в кг на 100 л расхода топлива. Нормы могут уменьшаться на 50% для всех автомобилей кроме ВАЗ и легковых иностранных, находящихся в эксплуатации до 3-х лет, и увеличивается до 20% для автомобилей находящихся в эксплуатации более 8 лет.

3) Потребность в шинах определяется на основании рекомендаций по нормам эксплуатации ресурса шин (центроргтрудавтотранс минтранса). Нормы эксплуатации пробега шин устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом они устанавливаются для каждого типа, размера и модели шины. Учет дорожно-траспортных условий производится при помощи поправочных коэффициентов.

4) Потребность в материалах и запчастях. Нормы расхода устанавливаются на 1000км пробега по видам технического воздействия. При этом потребляемое количество запчастей и материалов определяют делением запланированного пробега автомобилей на 10000 км и умножением полученного результата на норму расхода. На крупных АТП потребность в запчастях и материалах рассчитывают на основании норм среднегодового расхода конкретной детали на 100 автомобилей в год. Мелкие АТП определяют потребность в запчастях по фактическому расходу.

5) Электроэнергия – снабжаются АТП на основании договоров с местной эксплуатирующей организацией. Расход электроэнергии зависит от расходов на основное технологическое оборудование, освещение, выработку сжатого воздуха, вентиляцию. Расчет производится для каждого потребителя отдельно.

6) Тепловая энергия – расход тепла зависит от расхода на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение. Расход зависит от объема отапливаемого здания, внутренней темперетуры, средней наружной температуры за отопительный период, данных о расходе горячей воды в течение года.

7) Водопотребление – годовой расход воды складывается из расходов на производственные, хозяйственно-бытовые нужды и противопожарные нужды.

2. . Форма материально-технического обеспечения

Для приобретения материалов и запчастей предприятие применяет способы:

1) прямые хозяйственные связи;

2) Оптовая торговля;

3) Приобретение материалов на предприятии мелкорозничной торговли.

При прямых связях заключаются договора на поставку и используются договорные цены.

Транзитная форма (от изготовителя к потребителю) уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы и хранения на промежуточных базах.

При оптовой торговле договора заключаются с оптовыми организациями. При этом посредник осуществляет поставку широкого перечня наименований. С другой стороны оптовая торговля предполагает применение складской формы организации сбыта. Поэтому такая форма снабжения целесообразна для крупного АТП.

Складское хозяйство – комплекс складов и обслуживающий персонал, осуществляющие приемку, размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к потреблению и отпуск материальных ресурсов.

Производственные запасы материалов и запчастей хранят в специально оборудованных складах. На крупных и средних АТП должны функционировать: Основной материальный склад, специализированный склад, склад утиля.

Склады обеспечивают сохранность, пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников.

ТСМ должны храниться в стандартных резервуарах, которые либо закапывают, либо располагают в подвалах и открытых площадках.

Горючее может храниться в тарах от 125 до 500 л.

Масла хранятся в подвальных помещениях под постами ТО.

На складах смазочных материалов хранятся также керосин, тормозная жидкость.

Шины хранятся в сухих помещениях с температурой от 10 до 25°С при влажности 50-60%.

Запчасти и агрегаты хранят в закрытых складах.

Учет материальных ценностей поставленных на склад, выданных в производство и возвращенные обратно осуществляются с использованием типовой первичной документации: приходный ордер, акт о приемке материалов, накладная, характеристики складского учета, ведомости учета остатков материалов на складе.

При поступлении на склад новых материалов оформляется приходный ордер. Движение материалов оформляется накладной в 2-х экземплярах.

Учет материальных ценностей ведется по сальдовому методу. При этом на складах осуществляется количественный учет, в бухгалтерии – стоимостной.

На складах составляются карточки складского учета, в бухгалтерии – оборотные ведомости. В конце каждого месяца остатки карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается их общая стоимость и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.

Специфика перевозочных систем, объединяемых в автотранспортные предприятия (АТП).

АТП организуется для перевозок конкретных грузов, конкретных предприятиям и является объединением конкретных транспортных комплексов (транспортных систем). Специфика транспортных систем объединяемых в АТП, заключается:

в однородности производственных процессов (перевозка грузов или пассажиров, хотя могут быть и смешанные АТП);

в территориальной компактности (интегрируемые транспортные системы могут функционировать в одном или нескольких близлежащих административных районах);

в постоянно повторяющемся производственном процессе, в котором научно-технический прогресс, как правило, проявляется в смежных отраслях - автомобилестроении, дорожном строительстве, ПРМ, что ограничивает сферу научных исследований в АТП.

Для организации перевозок грузов на определенной территории создается автотранспортное предприятие. Автотранспортное предприятие оценивает различные варианты перемещения грузов с учетом их соответствия задачам обслуживаемых предприятий, проводит поиски возможных стимуляторов в целях повышения эффективности функционирования транспортных комплексов, обобщает и разрабатывает требования к подвижному составу автомобильного транспорта. На уровне АТП решаются вопросы стратегии транспортных комплексов, развитие транспортной сети, определение рациональных маршрутов и т. д.

Основные процессы производственной деятельности АТП.

Основными процессами производственной деятельности АТП являются: основное производство, вспомогательное производство, обслуживающее производство и управление производством.

На автомобильном транспорте основным производством является перевозочный процесс. Перевозочный процесс является определяющим для АТП, однако он нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ, таких, как техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов, изготовление средств малой механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.

Вспомогательное производство АТП - это совокупность процессов материального производства, имеющая свой предмет труда, свой результат производства в виде определенного коэффициента технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Их продуктом являются услуги основному и вспомогательному производству, такие, как информационное обслуживание, обслуживание энергоресурсами, контроль качества технического обслуживания и текущего ремонта, и другие работы.

Производственная структура автотранспортного предприятия формируется составом: основная служба - служба организации перевозок, вспомогательное производство - техническая служба, обслуживающее производство - служба главного механика и энергетика, служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.), службы управления. Каждая служба имеет своих исполнителей. Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о поведении своего объекта управления. Получаемая информация требует анализа, а в случае отклонения от нормы - воздействия путем принятия решения. Появляется необходимость в управлении.

Та или иная организация производства формируется под воздействием ряда факторов, которые по форме и закономерности их воздействия на тот или иной объект разбиваются на классы - группы относительно постоянного действия и относительно переменного действия. К факторам первой группы относятся: оборудование, производственные площади, состав служб и их размещение, система информации, микроклимат и т. п.

Под воздействием организационно-технических мероприятий они могут меняться, но раз изменившись, продолжают действовать относительно длительное время (например, состав парка подвижного состава АТП). Ко второй группе относятся: номенклатура перевозимых грузов, объем перевозок, величина затрат, время выполнения транспортного цикла и цикла перевозки и др.

АТП, для успешного функционирования, должно состоять из ряда структурных подразделений с определенным числом работников, между которыми должны быть строго определенные количественные отношения (рис. 1).

В диалектическом понимании любая система не статична, она находится в непрерывном развитии, которое протекает во времени и пространстве. Следовательно, и производственная система должна находиться, во всех своих структурных элементах, во временных и пространственных отношениях.

Автотранспортное предприятие (АТП) как хозяйственный субъект является, с одной стороны, потребителем материальных, финансовых и других видов ресурсов, а с другой - производителем материальных услуг: транспортных услуг, подлежащих распределению между соответствующими потребителями.

В связи с этим очевидна необходимость постоянной и тесной взаимосвязи для АТП его функциональных подразделений, а именно таких, как заготовительные (снабжение), внутрипроизводственные (производство), распределительные (сбыт), ресурсные (материальные, информационные, кадровые и другие ресурсы).

Основными задачами заготовительных подразделений являются:

    прогнозирование и планирование материальных ресурсов;

    оптимизация номенклатуры потребляемых материальных ресурсов;

    управление запасами на складах АТП;

    организация закупок и завоза материалов;

    организация хранения материалов на складах;

    разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;

    контроль за исполнением сметы затрат на снабжение и т. д.

К главным задачам внутрипроизводственных подразделений относятся:

    прогнозирование и планирование транспортных услуг (основное производство);

    управление техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава (вспомогательное производство);

    экономическая оценка транспортной продукции;

    оперативное управление основным и вспомогательным производством;

    контроль за количеством и качеством транспортных услуг и др.

Распределительные подразделения и соответствующие им функции решают задачи сбыта продукции, рассматриваемого обычно в виде стадии процесса воспроизводства.

К основным задачам распределительных подразделений относятся:

    выбор видов и типов транспортных средств;

    совместное планирование транспортных процессов для различных видов транспорта;

    определение рациональных маршрутов;

    совместное планирование транспортного, складского и производственного процессов и т. д.

Как известно, планирование грузовых перевозок подразделяется на стратегическое (часто называемое перспективным), текущее и оперативное.

Стратегическое планирование и организация перевозок грузов включают в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период (как правило, от 5 до 15 лет). В его рамках все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе (а в некоторых случаях и в стране в целом) и анализа рыночной конъюнктуры. При этом большое значение имеет правильное использование современных методов прогнозирования.

Прогнозируемый на перспективу объем перевозок строительных грузов определяется исходя из планируемых объемов строительства отдельно по строительству промышленных и гражданских объектов с учетом коэффициента неравномерности строительства

Текущее планирование осуществляется на один год. В этом случае объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работ по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса АТС и возможность выполнении разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТП по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам подвижного состава: коэффициент выпуска и использование парка АТС; автомобиледни в работе; возможные объемы перевозок; годовой пробег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии; расход ГСМ; себестоимость перевозок.

Оперативное планирование - это конкретизация плановых заданий по времени выполнения; в пространстве (по местам выполнения заданий), по специфике технологий и организации производства управляемого объекта (структура подвижного состава, выбор технологий и т. д.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТП и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие основные задачи:

Расчет провозных возможностей АТП;

Расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

Составление почасовых графиков движения работы ПС;

Составление плана работ по клиентуре;

Расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

Составление сменно-суточного плана работы АТП, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Структурная схема системы элементов АТП (т. е. совокупность основных подразделений и внутрихозяйственных связей и взаимоотношений между ними при выполнении возложенных на них функций) представлена на рис.10.

Рис. 10. Структурная схема системы элементов АТП

Успешное решение вопроса о межфункциональной и внутри функциональной координации в области управления материальными и финансовыми потоками АТП во многом зависит от рационального построения организационной структуры системы управления в целом и ее отдельных подсистем. В настоящее время при формировании внутренней структуры подсистем управления разделение труда между ее элементами чаще всего основывается на функциональной специализации; при этом наиболее распространенная структура системы управления линейно-функциональная.