Применение региональной надбавки при поставке жнвлс. Формирование торговых надбавок

Третий вопрос. Виды и типы рынков.

Понятие "рынок" объединяет в себе представление о множестве разнообразных рынков, которые отличаются друг от друга различными характеристиками. Все они постоянно взаимодействуют между собой, связывая в единое целое, систему всех участников рыночной деятельности. Существующие виды рынков можно классифицировать по следующим признакам (критериям):

- по экономическому назначению (по объектам купли-продажи): рынок потребительских продуктов, рынок СП, рынок труда, рынок услуг, рынок инвестиций, рынок научных разрабо­ток, рынок финансовый и денежный, рынок ценных бумаг, рынок валют, рынок духовных благ, рынок информации.

- по географическому положению : местный, национальный, мировой рынки. Например, рынок отдельного города - мест­ный, отдельной страны - национальный; если рассматривать рынки всех стран мира - мировой.

- по отраслям - рынок компьютеров, зерна, хлопка, автомобильный и т.д.

- по видам участников рыночных сделок - розничный, оптовый, рынок государственных закупок.

На рынке розничной торговли товары продаются поштучно или в незначительных количествах (как например, в магази­нах розничной торговли). Продавцами на таких рынках в большинстве случаев выступают фирмы. Покупателями являются отдельные люди.

На рынке оптовой торговли товары продаются крупными партиями. В качестве покупателей и продавцов на таких рынках, как правило, выступают целые фирмы.

На рынке государственных закупок покупателем выступает государство, которое приобретает необходимую ему продукцию для своей деятельности.

Продавцами на таком рынке являются производители этой продукции.

- по степени ограничения конкуренции. Рынок совер­шенной конкуренции (свободной), рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок абсолютной монополии.

Рынок отличается от натурального хозяйства (поми­мо того, что эти системы противоположны друг другу) - одной - рынок способен обеспечить его участникам максимальную степень экономических свобод. Мы уже подробно говорили, о том что это свобода выбора как для продавца, так и для покупателя, так и в отношениях друг с другом. Для покупателя и продавца свобода состоит в неограниченном выборе условий торговой сделки (например, …).

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа:

1. свободный;

2. нелегальный;

3. регулируемый.

Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании (сказано выше).

Но свободный рынок для кого? и свободен от кого? Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет . Так продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на классическом рынке строятся только по горизонтали . Между контрагентами складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего­ права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).



Такая свобода оборачивается своей непригляд­ной стороной. В наше время из-за своеволия субъек­тов рынка и несоблюдения ими правил игры этот тип рынка получил нелестные названия "дикий", блошиный, нецивилизованный.

Второй тип рынка –нелегальный – близок по харак­теру поведения его субъектов к первому типу. Нелега­льный рынок заключает в себе его разновидность - те­невую торговлю. Он ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов и лицензий, при неуплате сборов, налогов). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовать (например, наркотики, оружие, порнография).

Первому и второму типам рыночных отношений прису­ща определяющая черта - стихийность, непредсказуе­мость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают черты классического капита­лизма в рыночной сфере:

Множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, кому и как реализовывать;

Множество независимых потребителей, самостоятель­но решающих у кого покупать продукцию;

Эквивалентный обмен по стоимости;

Свободное, нерегулируемое, стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения;

Стихийное регулирование воспроизводственных про­порций;

Свободная конкуренция, свободный перелив капитала.

Такой рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.

Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреп­лен в правовых нормах и поддерживается государством. Переход в XX веке к этому типу рынка обуслов­лен объективными причинами. Прежде всего, важную роль сыграл резко возросший уровень концентрации и центра­лизации производства и расширение масштабов обоб­ществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как прежде вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными затратами капитала, крупные фирмы стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Примечательно, что по заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков – 100%.

Ко второй половине XX столетия рыночные связи существенно усложнились . Если в прошлом производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, то теперь на их пути - большая армия посредников . Они занимаются разными видами торгового сервиса как продажного, так и послепродажного обслуживания. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.

Четвертый вопрос: Рынок как социальный институт. Инфраструктура рынка.

Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, кото­рая регулирует правила поведения людей и их взаимо­отношения.

Во второй половине XX века нормальный рынок базируется на совокупности определенных ин­ститутов.

Что же входит в систему рыночных институтов?

Во-первых , правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:

1. организует правовое регулирование рынка - устанав­ливает для субъектов рынка единые правила поведе­ния;

2. защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыночных агентов.

Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне развитое законодательство, охватывающее всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс. Он выполняет роль экономичес­кой конституции. Очевидно, что рынок как социальный институт не может существовать без предварительного и опережающего развития правового законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность людей.

Во-вторых, в рассматриваемую систему входят органы государственного регулирования и контроля: учреждения по санитарному и эпидемиологическому контролю; нало­говая система; органы финансово- кредитной полити­ки государства. Значит, современный рынок развивает не только горизонтальные отношения , но и органи­чески включает качественно новые вертикальные связи . Они идут сверху вниз - от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих , к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профсоюзы). Они повышают степень орга­низованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.

В-четвертых , в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торго­вые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке то­варов (потребительских и производственных) имеются специализированные организации: товарные биржа, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью службы сервиса и др.

Таким образом, рынок как социальный институт прочно объединяет всю совокупность рыночных связей в единую целостность.

Итак, каждому рынку соответствует свой вид инфраструктуры:

пятый вопрос: Преимущества и недостатки рыночной экономики (плюсы и минусы рынка).

Рыночный механизм способствует эффективному рас­пределению ограниченных ресурсов общества . Именно благодаря действию рынка в обществе производятся те товары и услуги, которые необходимы, т.е. та продукция, на которую существует спрос.

Однако рыночный механизм не является безупречным. Он имеет как свои достоинства, так и свои недос­татки. Приведем основные из них.

Плюсы рынка.

1. В рыночной экономике производятся те товары и ус­луги, которые покупатели желают и могут купить.

2. Рынок обеспечивает высокую эффективность производства. Как мы уже говорили ранее, конкуренция способствует тому, что производители стремятся использовать новей­шие достижения научно-технических разработок, внедрять в производство новые технологии и оборудование.

3. Рынок способствует эффективному распределению ресурсов. Никто и ничто не сдерживает перелив ресур­сов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Это объясняет способность рынка к

3.1. быстрой переорганизации в производстве от одного вида продукции к другому;

3.2. а также его способность к удовлетворению разнообразных потребностей лю­дей;

3.3. к росту качества товаров и услуг.

4. Рыночный механизм обеспечивает свободу выбора действий участников рыночных отношений. Любой жела­ющий имеет право купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело.

Минусы рынка.

1. Рынок хорошо работает, когда существует конкуренция. Однако рыночный механизм не способен самостоятель­но решать проблемы, связанные с исключительным положением на рынке отдельных фирм, имеющих возможность не заботиться о повышении качества производимой ими продукции, а также диктовать свои цены покупателям.

2. Рыночная деятельность может оказать негативное вли­яние на состояние невосполнимых ресурсов (таких как леса, дикие животные, запасы морей и океанов, полезные ископаемые) и экологической обстановки в целом.

Выпуск большинства товаров и создание услуг сопровождается загрязнением окружающей среды. Борьба же с этими отрицательными последствиями производственной деятельности невыгодна производителям, т.к. связа­на с дополнительными расходами.

3. Рынок не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги, мосты, парки). В большинстве своем это не выгодно частным производителям, т.к. связано со зна­чительными затратами, которые не окупаются по ры­ночной цене. Например, многие из нас отказались бы платить высокую цену за вход в парк или за право про­езда по дороге на своем личном автомобиле. Трудно представить, каким образом частная фирма взимала бы плату с прохожих за освещение городских улиц.

4. Рынок не создает условия для развития фундамен­тальной науки, системы общего образования, учреждений культуры.

5. Рынок не гарантирует право на труд, доход, отдых.

6. Рынок не препятствует возникновению социальной не­справедливости и расслоения общества на богатых и бедных.

Недостатки рыночной экономики могут быть компен­сированы путем вмешательства государства в рыночный механизм.

Рыночная экономика – сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Поэтому рынки по определению не могут быть однородными. Они различаются по целому ряду параметров: количество и размер фирм действующих на рынке, степень их влияния на цену, вид предлагаемых товаров и многое другое. Эти характеристики определяют типы рыночных структур или иначе рыночных моделей. Сегодня принято выделять четыре основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия. Рассмотрим их более подробно.

Понятие и типы рыночных структур

Рыночная структура – комбинация характерных отраслевых признаков организации рынка. Каждый тип рыночной структуры имеет ряд характерных для него признаков, которые влияют на то, как формируется уровень цен, как взаимодействуют продавцы на рынке и т.д. Кроме того, типы рыночных структур имеют различную степень конкуренции.

Ключевые характеристики типов рыночных структур :

  • количество фирм-продавцов в отрасли;
  • размеры фирм;
  • количество покупателей в отрасли;
  • вид товара;
  • барьеры для входа в отрасль;
  • доступность рыночной информации (уровень цен, спрос);
  • возможность отдельной фирмы повлиять на рыночную цену.

Важнейшая характеристика типа рыночной структуры – уровень конкуренции , то есть возможность отдельно взятой фирмы-продавца повлиять на общую конъюнктуру рынка. Чем рынок более конкурентный, тем ниже такая возможность. Сама конкуренция может быть как ценовой (изменение цены), так и неценовой (изменение качества товара, дизайна, сервиса, реклама).

Можно выделить 4 основных типа рыночных структур или моделей рынка, которые представлены ниже в порядке убывания уровня конкуренции:

  • совершенная (чистая) конкуренция;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия;
  • чистая (абсолютная) монополия.

Таблица со сравнительным анализом основных типов рыночных структура показана ниже.



Таблица основных типов рыночных структур

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция

Рынок совершенной конкуренции (англ. «perfect competition» ) – характеризуется наличием множества продавцов предлагающих однородный товар, при свободном ценообразовании.

То есть на рынке действует много фирм предлагающих однородную продукцию, и каждая фирма-продавец, сама по себе, не может повлиять на рыночную цену этой продукции.

На практике, да еще в масштабах всей национальной экономики, совершенная конкуренция встречается крайне редко. В XIX в. она была характерна для развитых стран, в наше же время к рынкам совершенной конкуренции можно отнести только (и то с оговоркой) сельскохозяйственные рынки, фондовые биржи или международный валютный рынок (Форекс). На таких рынках продается и покупается достаточно однородный товар (валюта, акции, облигации, зерно), и его продавцов очень много.

Особенности или условия совершенной конкуренции :

  • количество фирм-продавцов в отрасли: большое;
  • размер фирм-продавцов: маленький;
  • товар: однородный, стандартный;
  • контроль над ценой: отсутствует;
  • барьеры для входа в отрасль: практически отсутствуют;
  • методы конкурентной борьбы: только неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции (англ. «monopolistic competition» ) – характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.

В условиях монополистической конкуренции вход на рынок достаточной свободный, барьеры есть, но они относительно легко преодолимы. Например, чтобы войти на рынок фирме может потребоваться получить специальную лицензию, патент и т.д. Контроль фирм-продавцов над фирмами ограничен. Спрос на товары имеет высокую эластичность.

Примером монополистической конкуренции может служить рынок косметики. Например, если потребители предпочитают косметическую продукцию «Avon», то они готовы заплатить за нее больше, чем за аналогичную косметику других компаний. Но если разница в цене будет слишком большой, потребители все же перейдут на более дешевые аналоги, например фирмы «Oriflame».

К монополистической конкуренции можно отнести рынки пищевой и легкой промышленности, рынок лекарственных средств, одежды, обуви, парфюмерии. Товары на таких рынках дифференцированы – один и тот же товар (например, мультиварка) у разных продавцов (производителей) может иметь множество различий. Различия могут проявляться не только в качестве (надежность, дизайн, количество функций и пр.), но и в сервисе: наличие гарантийного ремонта, бесплатная доставка, техподдержка, рассрочка платежа.

Особенности или черты монополистической конкуренции :

  • количество продавцов в отрасли: большое;
  • размер фирм: маленький или средний;
  • количество покупателей: большое;
  • товар: дифференцированный;
  • контроль над ценой: ограниченный;
  • доступ к рыночной информации: свободный;
  • барьеры для входа в отрасль: низкие;
  • методы конкурентной борьбы: главным образом неценовая конкуренция, и ограниченная ценовая.

Олигополия

Рынок олигополии (англ. «oligopoly» ) – характеризуется наличием на рынке небольшого числа крупных продавцов, товар которых может быть как однородным, так и дифференцированным.

Вход на олигополистический рынок затруднителен, входные барьеры очень высоки. Контроль отдельных компаний над ценами ограниченный. Примерами олигополии могут служить автомобильный рынок, рынки сотовой связи, бытовой техники, металлов.

Особенность олигополии в том, что решения компаний о ценах на товар и объемах его предложения взаимозависимы. Ситуация на рынке сильно зависит от того как реагируют компании при изменении цены на продукцию одним из участников рынка. Возможны два вида реакции : 1) реакция следования – другие олигополисты соглашаются с новой ценой и устанавливают цены на свой товар на таком же уровне (следуют за инициатором изменения цены); 2) реакция игнорирования – другие олигополисты игнорируют изменение цены фирмой-инициатором и поддерживают прежний уровень цен на свою продукцию. Таким образом, для рынка олигополии характерна ломаная кривая спроса.

Особенности или условия олигополии :

  • количество продавцов в отрасли: маленькое;
  • размер фирм: большой;
  • количество покупателей: большое;
  • товар: однородный или дифференцированный;
  • контроль над ценой: значительный;
  • доступ к рыночной информации: затруднен;
  • барьеры для входа в отрасль: высокие;
  • методы конкурентной борьбы: неценовая конкуренция, очень ограниченная ценовая.

Чистая (абсолютная) монополия

Рынок чистой монополии (англ. «monopoly» ) – характеризуется наличием на рынке одного-единственного продавца уникального (не имеющей близких заменителей) товара.

Абсолютная или чистая монополия – полная противоположность совершенной конкуренции. Монополия – это рынок одного продавца. Конкуренция отсутствует. Монополист обладает всей полнотой рыночной власти: устанавливает и контролирует цены, решает какой объем товара предлагать рынку. При монополии отрасль, по сути, представлена всего одной фирмой. Барьеры входа на рынок (как искусственные, так и естественные) практически непреодолимы.

Законодательство многих стран (в т.ч. России) борется с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией (сговор между фирмами в установлении цен, ).

Чистая монополия, особенно в масштабах всей страны, явление очень и очень редкое. Примерами могут служить небольшие населенные пункты (деревни, поселки, небольшие города), где лишь один магазин, один владелец общественного транспорта, одна железная дорога, один аэропорт. Или естественная монополия.

Особые разновидности или типы монополии :

  • естественная монополия – товар в отрасли может быть произведен одной фирмой с меньшими затратами, чем если бы его производством занималось множество фирм (пример: предприятия коммунального хозяйства);
  • монопсония – на рынке единственный покупатель (монополия со стороны спроса);
  • двусторонняя монополия – один продавец, один покупатель;
  • дуополия – в отрасли присутствуют два независимых продавца (такая модель рынка впервые была предложена А.О. Курно).

Особенности или условия монополии :

  • количество продавцов в отрасли: один (или два, если речь идет о дуополии);
  • размер фирмы: различный (чаще большой);
  • количество покупателей: различное (может быть как множество, так и единственный покупатель в случае двусторонней монополии);
  • товар: уникальный (не имеет заменителей);
  • контроль над ценой: полный;
  • доступ к рыночной информации: блокирован;
  • барьеры для входа в отрасль: практически непреодолимы;
  • методы конкурентной борьбы: отсутствуют за ненадобностью (единственное, фирма может работать над качеством для поддержания имиджа).

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

2. Оптовая и розничная торговые надбавки и их состав

Торговая наценка является элементом розничной цены и представляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями и фирмами. Поскольку рынок торговых услуг в условиях трансформации экономики развивается наиболее динамично, здесь в наибольшей степени присутствует конкуренция, быстрее оборачиваются вкладываемые средства, имеется больше предприятий негосударственной формы собственности, активнее, чем на других рынках, действуют рыночные факторы формирования цены.

Торговые предприятия в своей ценовой политике должны учитывать ряд особенностей сферы обращения. Главным ограничителем цен торговых услуг выступают розничные цены конечных потребителей товара с учетом их спроса, уровня конкуренции на рынке. На уровень цен торговых услуг оказывают влияние необходимость продажи ни конкретно одного товара, а ассортимента товаров с целью увеличения товарооборота, качество обслуживания покупателей, возможность быстрой реакции цен на изменение рыночной конъюнктуры.

Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Их сумма за реализацию всех товаров торгового предприятия формирует его валовой доход. Торговые надбавки, которые преимущественно используются в практике торговых организаций республики, устанавливаются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей налог на добавленную стоимость. По товарам, реализация которых освобождена от уплаты НДС, оптовые и торговые надбавки установлены к отпускным ценам, содержащим НДС в материальных затратах.

Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. Следует заметить, что торговые скидки больше соответствуют рыночным условиям, поскольку характеризуют долю конечной рыночной цены, определяемой конъюнктурой рынка, остающуюся торговой фирме. Поэтому за рубежом в основном используются торговые скидки. В отечественной практике они применяются лишь в случаях, когда государственные органы устанавливают на те или иные товары фиксированные цены, или изготовители согласовывают с покупателями конечную розничную цену.

Размер торговой надбавки можно определить исходя их торговой скидки, и наоборот:

Н т = С т / (100 - С т) 100,(1)

С т = Н т / (100 + Н т) 100,(2)

где Н т - торговая надбавка, %;

С т - торговая скидка, %.

Размеры торговых надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам. Это различие определяется конъюнктурой того или иного товарного рынка, т.е. складывающимся соотношением между спросом и предложением, принадлежностью торговых организаций к различным торговым системам, в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок (Минторга, потребительской кооперации, военторгов Министерства обороны), различным уровнем издержек обращения при реализации товаров (условиями транспортировки, хранения, скоростью обращения, трудоемкостью реализации товаров) и другими факторами.

В условиях перехода к свободному ценообразованию, когда рынок еще не насыщен в достаточной степени товарами, в сфере обращения у торговых организаций и фирм возникает стремление незаслуженно получить высокую прибыль за счет неоднократной перепродажи товаров. Следствием участия нескольких посредников при реализации товаров является рост розничных цен, снижение покупательной способности населения.

В этих условиях с учетом реальной ситуации государственные органы могут на какое-то время прибегать к регулированию цен на услуги торговых организаций.

Рынки товаров народного потребления формируются по территориям и местные органы власти лучше владеют информацией о состоянии их конъюнктуры, условиях торговли. Поэтому в переходный период они наделены правом регулирования размеров торговых надбавок (10 - 20 %) с учетом реально складывающихся условий реализации социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров (хлеб, молоко и молочнокислые продукты, масло животное, мясо говядины, свинины, птицы и некоторые другие). По мере насыщения рынка, формирования рыночных структур ограничения торговых надбавок должны сниматься.

Состав торговой наценки. Как и всякая цена, торговая наценка состоит из ряда отдельных элементов: издержек обращения торговой организации с учетом расходов за пользование банковским кредитом, прибыли, налогов и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством, отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Несмотря на то, что в торговой сфере в меньшей степени применим затратный подход при формировании торговых наценок, поскольку преобладает действие рыночных факторов, издержки все же представляют собой определяющую часть цены торговых услуг.

Издержки обращения торговых организаций включают расходы на грузовые перевозки, оплату труда торговых работников, затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизацию основных фондов, отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды, прочие расходы, налоги и неналоговые платежи, отражаемые в издержках.

Прибыль в торговых наценках определяется с учетом образования средств на социальные нужды предприятий и развитие материально-технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли (налог на недвижимость, на прибыль), взносы в создание инвестиционных фондов, а также совместных предприятий, акционерных обществ, отчислений на содержание аппарата управления министерств, ведомств и др. При этом показатель рентабельности в торговле при ценообразовании определяется как отношение прибыли к цене реализации товара.

Как и другие субъекты хозяйствования, предприятия торговли уплачивают и вносят отчисления в целевые бюджетные фонды финансирования расходов на содержание ведомственного жилого фонда и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции (определяемые от валового дохода).

Начиная с 1994 г., торговым предприятиям (оптовым и розничным), реализующим потребительские товары населению независимо от форм собственности разрешено отчислять на пополнение собственных оборотных средств 6 % валового дохода. С учетом всех составляющих размер торговой наценки (Ц т) будет определяться:

Ц т = И о + П + Ц с,(3)

где И о - издержки обращения при реализации товара, р.;

П - прибыль, р.;

Ц с. м - сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики, производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, р.;

О ф.с - отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и средств пользователями автомобильных дорог, р.;

О ОС - отчисления на пополнение собственных оборотных средств, р.

Обоснование размеров торговых надбавок (скидок) представляет определенные сложности. Завышение их размеров может, с одной стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств, недополучению прибыли. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса. Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей торгового предприятия: издержек по реализации товаров, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации того или иного товара.

Использование затратного подхода при определении цены торговых услуг с помощью прямого счета хотя и возможно, но не способствует гибкости ценообразования, нередко приводит к образованию значительных товарных запасов. Предпочтительнее применение оценки целесообразности сделки по закупке и реализации каждой конкретной партии товара на основе обратного счета. Такие расчеты дают возможность, ориентируясь на желаемую норму прибыли, оценить эффективность каждой закупки и успешно вести торговый бизнес.

Конечная розничная цена товара, включающая сумму отпускной цены и торговой наценки, определяется с учетом налога на добавленную стоимость. Цены таких товаров, как пиво, винно-водочные и табачные изделия содержат также налог с продаж, который торговые организации перечисляют в местные бюджеты. Расчет конечной розничной цены с налогами на добавленную стоимость и с продаж осуществляется по формуле:


Ц р.н. = [Ц б. н (100 + С ндс) / 100] / (100 - Н п) 100,(4)

где Ц р.н - розничная цена с налогами на добавленную стоимость и с продаж, р.;

Ц б.н - исходная розничная цена без налогов на добавленную стоимость и с продаж, р.;

С нп - ставка налога с продаж, %.

Торговые организации могут изменять свободные розничные цены с учетом конъюнктуры рынка. По товарам, которые не пользуются спросом из-за высоких цен или в результате сезонных колебаний спроса, производится уценка или снижение свободных розничных цен за счет торговых организаций. При согласовании конечных розничных цен уценка производится за счет изготовителя и торгового предприятия с распределением сумм уценки по соглашению сторон, а при недостижении согласия - поровну. При поставке предприятием-изготовителем товаров по ценам, не согласованным с торговыми предприятиями, уценка осуществляется за счет изготовителя.


Определить свободную отпускную цену предприятия методом прямого счета, если известно:

1) полная себестоимость изделия 1200 руб.;

2) норма прибыли 20 % к полной себестоимости продукции;

3) ставки налогов и отчислений, включаемые в отпускную цену представлены в Законе РБ о бюджете РБ.

Выручка от реализации составит: 1200 руб. + 0,2*1200 руб. = 1440 руб.

Рассчитаем налоги и отчисления, включаемые в отпускную цену:

1) НДС по ставке 18 %... и нерешенных вопросов, обусловленными как объективными, так и субъективными причинами. А значит и устранение последних требует комплексного подхода. Будем надеяться, что цивилизованный рынок ценных бумаг на Украине когда-нибудь появится. Глава ІІ. Законодательное регулирование РЦБ. Деятельность на украинском рынке ценных бумаг регулируют два основных законодательных акта ѕ закон Украины "О...

Денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. 1.2 Функции цены Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены...

Государство оказывает им временную помощь из бюджета. При этом само предприятие стремится как можно быстрее ликвидировать финансовые трудности, которые снижают его имидж на рынке. Таким образом, в настоящей главе были рассмотрены основные положения теории ценных бумаг – понятие, экономическая сущность, классификация ценных бумаг, понятие и виды рынка ценных бумаг, а также возможности рынка ценных...

ложивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества. Период "перестройки" можно разделить на два этапа:1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от...

К ценам оптовым, отпускным, закупочным и т.д. могут устанавливаться различные надбавки, которые выступают в качестве цены сферы услуг. На величину надбавок влияют:

· Затраты в сфере обмена;

· Соотношение между спросом и предложением;

· Ценовая политика оптовых торговых организаций;

· Политика правительства, субъектов Федерации, местных органов самоуправления в сфере обмена и другие факторы.

Надбавки на практике самостоятельно не функционируют, они включаются в цену товара, выступая в качестве одного из ее элементов. Надбавки тесно связаны с движением товара. В зависимости от звеньев товародвижения различают:

· Оптовые надбавки (снабженческо-бытовые);

· Торговые надбавки.

Что включают надбавки:

· Издержки обращения (включают заработную плату, расходы по реализации и т.д.);

· Прибыль.

Оптовые надбавки устанавливаются по согласованию сторон: с одной стороны торговый орган.

Эти надбавки устанавливаются к свободной закупочной цене без НДС, к свободной отпускной цене без НДС.

Торговые надбавки устанавливаются организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка в данном регионе. Надбавка устанавливается к цене приобретения товара без НДС (с 2000 года ), до 2000 года к цене с НДС.

Свободные отпускные (оптовые) цены порядок их установления и применения.

Свободные отпускные цены устанавливаются по согласованию сторон. Так, на товары народного потребления эти цены согласовываются предприятиями - производителями с оптовыми организациями, организациями розничной торговли и т.д.

Свободные отпускные цены фиксируются в протоколах согласования цены или в договорах на поставку товаров. Практикуется указание согласованных цен с покупателем в других документах (телеграмма, телефонограмма, телекс, телефакс и т.д.), подписанных руководителем предприятия - изготовителя.

Свободные отпускные цены включают в себя себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость по некоторым товарам, акциз. Размеры прибыли зависит от уровня согласования цены.

Порядок расчета свободной отпускной цены можно рассмотреть на следующем примере:

Отечественный производитель выпускает подакцизный товар - ювелирные изделия. Себестоимость изделия 2000 руб., рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости, 25 %, акциз - 5 %, НДС - 18 %. Отсюда прибыль равна 500 руб. (2000 Ч 0,25), акциз - 125 руб. [(2000 + 500) Ч 0,05], свободная отпускная цена (без НДС) - 2625 руб. (2000 + 500 + 125), НДС –472,5 руб. (2625 Ч0,18), свободная отпускная цена с НДС, предъявленная производителем покупателю (оптовой или розничной торговли) – 3097,5 руб.



При определении свободных отпускных цен учитываются качество, потребительские свойства продукции, конъюнктура рынка, транспортный фактор.

Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы, уровня заработной платы и других факторов, влияющих на формирование затрат и цен.

Устанавливая высокую монопольную цену, предприятия производители стремятся компенсировать необоснованные затраты, или с целью получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товаров. Монопольно низкие цены диктуются чаще всего покупателем с целью получения дополнительной прибыли или компенсации затрат за счет продавца. Такие цены могут устанавливаться и продавцом с целью завоевания большей доли рынка и вытеснения конкурентов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ: прибыль и рентабельность; себестоимость; НДС..

Монопольные цены, их виды.

Иногда предприятие, нарушая антимонопольное законодательство, диктуют цены, значительно отклоняясь от возможного уровня цен сложившегося под воздействием спроса и предложения. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах. Как правило, такие цены устанавливают монополисты, то есть хозяйствующие субъекты, занимающие на рынке определенного товара 65% и более. Иногда к таким монополистам относят и хозяйствующие субъекты, которые занимают на рынке от 35% до 65% товарного рынка, в этом случае антимонопольные органы должны доказать доминирующее положение данного субъекта, изучив предварительно конкретную ситуацию. Высокой монопольной ценой предприятия производители стремятся:

1. Компенсировать необоснованные затраты;

2. С целью получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкие цены диктуются прежде всего покупателем с целью получения ими дополнительной прибыли или покрытие необоснованных затрат за счет продавца, иногда монопольно низкие цены могут устанавливать и продавцы с целью завоевания наибольшей доли рынка.



Задачей антимонопольных органов является выявление таких цен, проведение политики по содействию, развитию товарных рынков, ограничению, предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. За нарушение антимонопольного законодательства применяются штрафы.

"Экономический вестник фармации. Приложение:

Законодательство, учет, налоги, менеджмент", 2003, N 8

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМЫ И ИЗМЕНЕНИЯ

Цены на лекарства первой необходимости регулируются государством. Оно устанавливает предельную стоимость, по которой фармацевтическая фирма может отпускать лекарственные препараты в продажу. Государство ограничивает и размер надбавки (торговой наценки), которую устанавливают на цены лекарств оптовые предприятия и аптеки, торгующие в розницу.

Прочитав статью вы узнаете, как зарегистрировать предельную отпускную цену, какую максимальную надбавку можно установить в том или ином случае (например, если лекарство импортное или отпускается по льготным или бесплатным рецептам).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВА

О том, что государство регулирует цены на лекарство, написано в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах". Однако цены регулируются не на все лекарства, а только на жизненно необходимые и важнейшие. Их перечень каждый год утверждает Правительство РФ. Так, в 2003 году действует Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2003 г. N 357-р. Все лекарства в этом Перечне разбиты на группы.

В Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств на 2003 год вошли такие группы препаратов:

Анестетики, миорелаксанты;

Анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, средства для лечения ревматических заболеваний и подагры;

Средства для лечения аллергических реакций;

Средства, влияющие на центральную нервную систему;

Средства для профилактики и лечения инфекций;

Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства;

Средства для лечения остеопороза;

Средства, влияющие на кровь;

Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему;

Диагностические средства;

Антисептики и средства для дезинфекции;

Средства для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта;

Гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему;

Средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей;

Средства для лечения офтальмологических заболеваний, не обозначенные в других рубриках;

Средства, влияющие на матку;

Средства, влияющие на органы дыхания;

Растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия, средства питания;

Витамины и минералы.

Цены на такие лекарства регулируются следующим образом. Предельные отпускные цены отечественных и импортных производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарства проходят государственную регистрацию. Кроме того, исполнительные органы власти субъектов РФ устанавливают предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства.

Чтобы зарегистрировать предельную отпускную цену, производитель или его уполномоченный должен представить в Минздрав России пакет документов. Их список определен пунктом 5 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 (далее - Положение о государственном регулировании цен). Итак, отечественный производитель лекарств подает в Минздрав России:

Копию лицензии на производство лекарства;

Копию регистрационного удостоверения на лекарство;

Данные о коде лекарства, его количестве в упаковке и его штрих-коде;

Проект протокола согласования и регистрации предельной отпускной цены производителя;

Справку о расчете предельной отпускной цены за упаковку. Причем цена должна быть определена на условиях доставки франко-склад предприятия. Форма справки утверждена Министерством экономики РФ 10 мая 1999 года в приложении N 2.

Иностранный производитель лекарств представляет в Минздрав России такие же документы. Только справку о расчете предельной отпускной цены за упаковку нужно заполнить по форме, утвержденной Министерством экономики РФ 10 мая 1999 года в приложении N 4.

Заметим, иностранная компания указывает цену на условиях "поставка без оплаты пошлины" и включает в цену расходы по таможенному оформлению лекарств (таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление).

Согласно пункту 10 Положения о государственном регулировании цен, предельная отпускная цена на российское лекарство должна быть выражена только в рублях. Что касается иностранных препаратов, то предельная отпускная цена указывается как в иностранной валюте, так и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации цены.

Цены на сырье постоянно растут, увеличиваются и другие расходы по производству лекарств, из-за этого завод повышает отпускные цены. Чтобы это сделать, завод должен перерегистрировать предельную отпускную цену на лекарство. Такая перерегистрация делается в том же порядке, что и регистрация. Это следует из пункта 11 Положения о государственном регулировании цен.

Как мы уже сказали, предельные оптовые и розничные надбавки устанавливают исполнительные органы власти субъектов РФ. В Москве такие надбавки установлены постановлением правительства Москвы от 23 апреля 2002 г. N 303-ПП "О государственном регулировании цен на лекарственные средства". Рассмотрим расчет оптовых и розничных надбавок на примере Москвы, так как во многих субъектах РФ действует аналогичный порядок.

Предельные отпускные цены на лекарства приведены на сайте www.regmed.ru

ПРЕДЕЛЬНАЯ ОПТОВАЯ НАДБАВКА

Размер такой надбавки и порядок ее расчета зависит от того, какой препарат продается - отечественный или импортный.

Предельная оптовая надбавка

на российское лекарство

В этом случае предельная надбавка равна 15 процентам от цены лекарства без НДС, которая была указана в договоре купли-продажи между заводом и оптовой организацией. Однако так можно поступать, если только цена лекарства не превышает ее предельную отпускную цену.

Пример 1.

В июне 2003 года ООО "Лекарь" купило 800 упаковок йодинола на фармзаводе по цене 9,13 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 0,83 руб.) за упаковку. Зарегистрированная предельная отпускная цена на упаковку йодинола равна 8,40 руб. (без НДС). Бухгалтер ООО "Лекарь" отразил эту ситуацию в учете так:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

6640 руб. ((9,13 руб./уп. - 0,83 руб./уп.) х 800 уп.) - оприходован йодинол;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

664 руб. (0,83 руб./уп. х 800 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

7304 руб. (6640 + 664) - погашена задолженность за йодинол;

664 руб. - принят к вычету НДС.

В июле 2003 года ООО "Лекарь" продало аптеке весь йодинол с максимальной предельной оптовой надбавкой. Эта надбавка равна:

(9,13 руб. - 0,83 руб.) х 0,15 = 1,25 руб.

Получается, что отпускная цена ООО "Лекарь" без НДС равна:

(9,13 руб. - 0,83 руб.) + 1,25 руб. = 9,55 руб.

В июле бухгалтер ООО "Лекарь" сделал такие проводки:

8404руб. ((9,55 руб./уп. + 9,55 руб./уп. х 0,1) х 800 уп.) - отражена задолженность покупателя;

764 руб. (9,55 руб./уп. х 0,1 х 800 уп.) - начислен НДС;

6640 руб. - списана себестоимость проданного йодинола;

1000 руб. (8404 - 764 - 6640) - определена в конце месяца прибыль от продажи йодинола.

Если цена покупки лекарства у завода превышает предельную отпускную цену, тогда надбавка в размере 15 процентов начисляется с предельной отпускной цены.

Счет 90 "Продажи" на конец месяца сальдо не имеет.

Пример 2.

В августе 2003 года ООО "Торговец" купило на фармзаводе 300 упаковок омизана по цене 159,5 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 14,5 руб.). Зарегистрированная предельная отпускная цена омизана равна 140 руб. за упаковку.

ООО "Торговец" продало в августе весь омизан аптекам с максимальной оптовой надбавкой. ООО "Торговец" купило омизан по цене (без НДС):

159,5 руб. - 14,5 руб. = 145 руб.

145 руб. > 140 руб.

Следовательно, оптовая надбавка должна быть рассчитана со 140 руб. Получается, что отпускная цена омизана (без НДС) у ООО "Торговец" следующая:

140 руб. + 140 руб. х 0,15 = 161 руб.

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

43500 руб. ((159,5 руб./уп. - 14,5 руб./уп.) х 300 уп.) - оприходован омизан;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

4350 руб. (14,5 руб./уп. х 300 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

47850 руб. (43500 + 4350) - погашена задолженность за омизан;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

4350 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

53130 руб. ((161 руб./уп. + 161 руб./уп. х 0,1) х 3000 уп.) - отражена задолженность покупателя;

4830 руб. (161 руб./уп. х 0,1 х 300 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

43500 руб. - списана себестоимость проданного омизана;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

4800 руб. (53130 - 4830 - 43 500) - определена в конце месяца прибыль от продажи омизана.

Нередко оптовая организация покупает лекарство не у завода, а у другого оптового предприятия. Тогда перепродать лекарство можно с 10-процентной надбавкой от цены без НДС по договору купли-продажи между оптовыми предприятиями. Однако при этом надо учитывать, что сумма всех оптовых надбавок организаций оптовой торговли Москвы не может быть более 15 процентов.

Ставка НДС по лекарствам равна 10 процентам.

Пример 3.

ОАО "Гиппократ" закупило у оптовой фирмы 100 упаковок верапамила по цене 16,1 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 1,46 руб.). Зарегистрированная предельная отпускная цена на верапамил (без НДС) равна 13,94 руб. ОАО "Гиппократ" продало весь верапамил аптеке по максимально допустимой цене. Такая цена (без НДС) составит:

13,94 руб. + 13,94 руб. х 0,15 = 16,03 руб.

В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

1464 руб. ((16,1 руб./уп. - 1,46 руб./уп.) х 100 уп.) - оприходован верапамил;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

146 руб. (1,46 руб./уп. х 100 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

1610 руб. (1464 + 146) - погашена задолженность за верапамил;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

146 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

1763,3 руб. ((16,03 руб./уп. + 16,03 руб./уп. х 0,1) х 100 уп.) - отражена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

160,3 руб. (16,03 руб./уп. х 0,1 х 100 уп.) - начислен

НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

1464 руб. - списана себестоимость проданного верапамила;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

139 руб. (1763,3 - 160,3 - 1464) - определена в конце месяца прибыль от продажи верапамила.

Предельная оптовая надбавка

на импортное лекарство

Импортное лекарство может быть куплено, во-первых, у производителя за рубежом, во-вторых, у оптовой организации.

В первом случае предельная оптовая надбавка равна 25 процентам от контрактной цены иностранного производителя. При этом контрактная цена не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену в валюте, пересчитанную в рублях по курсу ЦБ РФ на дату ее государственной регистрации.

Следует отметить, что расходы, которые связаны с таможенным оформлением груза (таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление), включаются в цену продажи сверх торговой надбавки. Однако такие расходы с учетом контрактной стоимости лекарства не должны превышать зарегистрированную предельную отпускную цену.

Пример 4.

ООО "Транзит" закупило 1000 упаковок дексаметазона по цене 1.10 долл. США за упаковку. По контракту право собственности на лекарство переходит к ООО "Транзит" в момент, когда будет оформлена грузовая таможенная декларация. В этот день курс доллара США был равен 30,2 руб. Такой же курс был и при расчете с иностранным фармзаводом, и на дату, когда импортер уплатил таможенный сбор.

Таможенный сбор за оформление груза в рублях равен:

1,10 USD/уп. х 1000 уп. х 30,2 руб./USD х 0,001 = 33,22 руб.

Таможенный сбор за оформление груза в иностранной валюте составит:

1,10 USD/уп. х 1000 уп. х 0,0005 = 0,55 USD.

Сумма НДС, которую нужно уплатить на таможне, равна:

1,10 USD/уп. х 1000 уп. х 30,2 руб./USD х 0,1 = 3322 руб.

Чтобы упростить пример, не будем рассматривать операции по сертификации лекарства.

В учете бухгалтер ООО "Транзит" закупку дексаметазона отразил так:

ДЕБЕТ 15 субсчет "Расчет фактической стоимости лекарств" КРЕДИТ 60

33220 руб. (1,1 USD/уп. х 1000 уп. х 30,2 руб./USD) - оприходованы лекарства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

33 220 руб. - погашена задолженность перед поставщиком;

33,22 руб. - начислен таможенный сбор в рублях;

ДЕБЕТ 15 субсчет "Расчет фактической стоимости лекарств" КРЕДИТ 76

76,67 руб. (0,55 USD x 302 руб./USD) - начислен таможенный сбор в иностранной валюте;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

33,22 руб. - отражен НДС, подлежащий уплате на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

33,22 руб. - уплачен НДС таможенным органам;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

33,22 руб. - возмещен из бюджета НДС, уплаченный на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

16,61 руб. - уплачен таможенный сбор в рублях;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 52

76,67 руб. - уплачен таможенный сбор в иностранной валюте;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15 субсчет "Расчет фактической стоимости лекарств"

33269,83 руб. (33220 + 33,22 + 16,61) - оприходованы лекарства по покупной стоимости.

Фактическую стоимость лекарств импортер определяет на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".

ООО "Транзит" продает аптекам дексаметазон с максимальной оптовой надбавкой.

Контрактная цена дексаметазона равна 33,22 руб. (1,1 USD/уп. x 30,2 руб./USD). Эта цена с учетом расходов по таможенному оформлению составит:

33,22 руб. + (33,22 руб. + 0,55 USD x 30,2 руб./USD) : 1000 уп. = 33,3 руб.

Зарегистрированная предельная цена дексаметазона, пересчитанная в рублях по курсу ЦБ РФ на дату ее государственной регистрации, равна 38,49руб.

33,3 руб. < 38,49 руб.

Следовательно, торговую надбавку ООО "Транзит" начисляет на 33,22 руб. Получается, что отпускная цена дексаметазона (без НДС) равна:

33,22 руб. + 33,22 руб. х 0,25 = 41,53 руб.

Допустим, что весь дексаметазон ООО "Транзит" продало. Эта ситуация в учете была отражена так:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

45683 руб. ((41,53 руб./уп. + 41,53 руб./уп. х 0,1) х 1000 уп.) - отражена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

4153 руб. (41,53 руб./уп. х 0,1 х 1000 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

33269,83 руб. - списана себестоимость проданного дексаметазона;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

8260,17 руб. (45683 - 4153 - 33269,83) - определена в конце месяца прибыль от продажи дексаметазона.

Как мы уже сказали, купить импортное лекарство можно не только у производителя, но и у оптовой организации. Тогда предельная оптовая надбавка составляет 10 процентов от цены покупки лекарства без НДС у оптовой организации. В то же время сумма всех оптовых надбавок не может превышать 25 процентов.

ПРЕДЕЛЬНАЯ РОЗНИЧНАЯ НАДБАВКА

Организации, которые торгуют в розницу, чаще всего покупают лекарства у оптовых фирм. В этом случае они могут накинуть к оптовой цене лекарства без НДС 25 процентов.

Пример 5.

В июле 2003 года ООО "Аптека здоровья" купило 200 упаковок гастроценина по цене 250,21 руб. (в том числе НДС по ставке 10% - 22,75 руб.). Аптека сделала по гастроценину максимальную розничную надбавку. Она равна:

(250,21 руб. -22,75 руб.) х 0,25 = 56,87 руб.

Получается, что отпускная цена без НДС составит:

250,21 руб. - 22,75 руб. + 56,87 руб. = 284,33 руб.

Весь гастроценин был продан в июле. ООО "Аптека здоровья" учет лекарств ведет по фактической себестоимости.

В июле 2003 года бухгалтер ООО "Аптека здоровья" сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

45492руб. ((250,21 руб./уп. - 22,75 руб./уп.) х 200 уп.) - оприходован гастроценин;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

4550 руб. (22,75 руб./уп. х 200 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

50042 руб. (45492 + 4550) - погашена задолженность за гастроценин;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

4550 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

62552,61руб. ((284,33 руб./уп. + 284,33 руб./уп. х 0,1) х 200 уп.) - отражена задолженность покупателя:

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость"

КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

5686,6 руб. (284,33 руб./уп. х 0,1 х 200 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

45492 руб. - списана себестоимость проданного гастроценина;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

14374,01 руб. (65552,61 - 5686,6 - 45492) - определена в конце месяца прибыль от продажи гастроценина.

Бывает, что аптеки покупают лекарства непосредственно на заводах. Тогда на цену этого лекарства они могут набавить 35 процентов.

Нередко поставщики лекарств дают скидки покупателям на те или иные лекарства. В данном случае будущую надбавку надо рассчитывать из цены со скидкой. Это достаточно легко сделать, если лекарство продали по более низкой цене.

Сложнее обстоит дело, если в качестве скидки поставщик дал дополнительное количество препаратов бесплатно. Тогда цена, на которую можно сделать надбавку, определяется так. Стоимость поставленной партии лекарств нужно разделить на их общее количество.

Пример 6.

В августе 2003 года ООО "Грани" купило на фармзаводе 1000 упаковок платифиллина по цене 27,5 руб. за упаковку (в том числе НДС 10% - 2,5 руб.). В качестве скидки фармзавод предоставил покупателю 50 упаковок платифиллина бесплатно. Зарегистрированная предельная отпускная цена платифиллина равна 25 руб. Покажем, как ООО "Грани" должно рассчитать предельную оптовую надбавку. Для этого нужно сразу посчитать, сколько заплатило ООО "Грани" фармзаводу без учета НДС:

(27,5 руб./уп. - 2,5 руб./уп.) х 1000 уп. = 25000 руб.

Полученную сумму надо разделить на количество оприходованного платифиллина. В результате получается:

25000 руб. : 1050 уп. = 23,81 руб./уп.

23,81 руб./уп. < 25 руб./уп.

Получается, что 23,81 руб./уп. - это стоимость лекарства, на которую ООО "Грани" будет начислять надбавку. ООО "Грани" решило установить надбавку в размере 12 процентов. Получается, что отпускная цена (без НДС) платифиллина равна:

23,81 руб. + 23,81 руб. х 0,12 = 26,67 руб.

Допустим, что весь платифиллин был продан в августе 2003 года. Тогда бухгалтер ООО "Грани" в этом месяце сделал такие проводки:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

25000 руб. ((27,5 руб./уп. - 2,5 руб./уп.) х 7000 уп.) - оприходован платифиллин;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

2500 руб. (2,5 руб./уп. х 1000 уп.) - отражен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

27500 руб. (25000 + 2500) - погашена задолженность за платифиллин;

ДЕБЕТ 68 субсчет "Расчеты по НДС" КРЕДИТ 19

2500 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет "Выручка"

30803,85 руб. ((26,67 руб./уп. + 26,67 руб./уп. х 0,1) х 1050 уп.) - отражена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по НДС"

2800,35 руб. (26,67 руб./уп. х 0,1 х 1050 уп.) - начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 41

25000 руб. - списана себестоимость проданного платифиллина;

ДЕБЕТ 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" КРЕДИТ 99

3003,5 руб. (30803,85 - 2800,35 - 25000) - определена в конце месяца прибыль от продажи платифиллина.

По лекарствам, которые отпускаются по льготным и бесплатным рецептам, правительство Москвы установило отдельный порядок расчета предельных оптовых и розничных надбавок. Так, уполномоченные фирмы, которые определены на конкурсной основе, могут установить надбавку к лекарству в размере 15 процентов от его зарегистрированной предельной отпускной цены.

Такая же 15-процентная надбавка предусмотрена и для аптечных складов (государственных унитарных предприятий), которые торгуют лекарствами для лечения онкологических и эндокринологических заболеваний.

Предельная суммарная оптовая надбавка к наркотическим средствам не может превышать 10 процентов от зарегистрированной предельной отпускной цены. Такой же размер установлен и для розничной надбавки.

Эксперт "ЭВФ"

С.Н.ЗАТУЛОВ

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.