Просмотр содержимого документа
«Проект «Скоро в школу» (подготовительная группа)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №51 "Родничок" первой категории, село Кагальник
Проект «Скоро в школу»
(подготовительная группа)
Верещагина М.Л.
2016-2017 уч. год.
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
3. Сроки и этапы реализации проекта
4. Ожидаемые результаты
6. Литература
Паспорт проекта.
Тема: | «Скоро в школу» |
Участники проекта: | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели подготовительной группы, родители, учитель - логопед, педагог - психолог. |
Вид проекта: | Долгосрочный. |
Тип проекта: | Познавательно - творческий |
Сроки реализации проекта: | Сентябрь 2016 г. – май 2017 г. |
Разработчики: | |
База реализации проекта: | МБДОУ ЦРР - детский сад № 51 «Родничок», село Кагальник, Азовского района |
Формы организации деятельности: | 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми. 2. Совместная деятельность ребенка со взрослыми. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Интерактивная работа с родителями. |
Цель: | Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС. |
Задачи: | формирование положительной учебной мотивации; Формировать представления детей о школе и её значении; Воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах; Развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); Развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе; Систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе. Воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей. Активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения; Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо -эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений. |
Предполагаемый результат: | Сформированность у детей старшего дошкольного возраста «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования; Накопление большого багажа знаний о школе; Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением; Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей; Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. Подготовка руки к письму; Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания. |
Актуальность.
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьнуюжизнь.
Этапы реализации проекта.
I Этап. (Сентябрь 2016г.)
Подготовительный
Основной
III Этап (Май 2017г.)
Итоговый
I Этап. (Сентябрь 2016г.) Подготовительный Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта. Проведения мониторинга состояния речевого развития, мотивации к школьному обучению. Определение школьной зрелости и факторов риска школьной дезадаптации. (Тест Керна-Йерасека, методика С.Д.Забрамная). Октябрь, апрель. Участие в ПМПк Доу выявление детей с низкой мотивационной готовностью к школе. Работа по составлению и оформлению совместной документации педагога – психолога, учителя-логопеда и воспитателей «Журнал взаимодействия специалистов». Подбор методического материала для составления перспективных планов работы с детьми и родителями; Подбор методик, справочной литературы по подготовке детей к школе; Подготовка необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.); Анкетирование родителей. Консультация для родителей «Совместная деятельность семьи и педагогов ДОУ по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению» |
|||
Основной Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта. Определение уровня психологической готовности детей к школе; Укрепление материально- технической базы в ДОО и построение соответствующей развивающей среды; беседы с детьми; Индивидуальные консультации-практикумы для родителей; развивающая работа с детьми, испытывающими временные трудности в развитии основных познавательных процессов; Развивающая работа, направленная на личностное развитие ребёнка (мотивационная готовность к школе, развитие умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми в новой социальной ситуации); Встреча с учителями начальных классов; Родительские собрания; Показательные занятия для воспитателей и учителей начальных классов с последующим анализом. III Этап (Май 2017г.) Итоговый Цель: подведение итогов реализации проекта. Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами. Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности: Оценка эффективности реализации проекта; Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата; Проводя работу по проекту «Скоро в школу» в период с 2016-2017 годы можно сделать следующие выводы: Проект «Скоро в школу» хорошо сочетается с программой обучения и воспитания детей в МБДОУ; Данный проект помогает научиться работать в команде, вырабатывая алгоритм действий достижения поставленной цели; Взаимодействие с семьёй позволило добиться хороших результатов в подготовке детей к обучению в школе. |
|||
Сроки выполнения | Название мероприятий | Ответственные | |
Октябрь | Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби» Игра - путешествие «Путь от дома до школы» Беседа о школе. Чтение и рассказывание стихотворений о школе. - «Что такое школа» Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов. Слушание детских песен "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе» Памятка для родителей будущих первоклассников «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет» Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником». Пополнение картотеки игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей распознавать эмоции по мимике и интонации; изображать эти эмоции используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей. Консультация «Леворукий ребёнок» Экскурсия в школу (презентация) | Воспитатели группы Верещагина М.Л. Веретельник С. В. Педагог – психолог Негодаева Е.Н. |
ноябрь | Индивидуальная коррекционная и развивающая деятельность по развитию познавательной сферы по программе «Цветик-семицветик» Н.Ю.Куражева, для детей старшего дошкольного возраста; Групповая коррекционно - развивающая деятельность по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста: Дополнительная адаптированная программа «Цветик-семицветик», автор Н.Ю.Куражева, Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Погружение в сказку» для детей старшего дошкольного возраста, автор Погосова Н.М. Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности» Лото «Школьные принадлежности. Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова» Беседа о правилах поведения в школе НОД «Школьные принадлежности» Чтение стихотворений про 1 класс «Слово о моей учительнице» Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы». Виктор Голявкин « Карусель в голове» Аппликация «Школьные принадлежности» Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина Советы педагога-психолога родителям « Скоро в школу» Памятка родителям будущих первоклассников - «Особенности психологии старших дошкольников» Игры на развитие коммуникации: социально-личностного развития. Учитель - логопед « Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма». | Педагог – психолог Негодаева Е.Н. Педагог – психолог Негодаева Е.Н. Педагог – психолог Негодаева Е.Н. Педагог – психолог Негодаева Е.Н. |
декабрь | НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок». Чтение «Три звонка» Знакомство с пословицами и поговорками об учении. Вечер загадок «Скоро в школу». Аппликация «Школа» Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории» Чтение стихотворений о школьных принадлежностях О. Дриз «Когда человеку шесть» Беседа о прочитанном Ю. Вийра «Дедушкины валенки». Конструирование «Здание школы» Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский. Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность ». | учитель – логопед Стрельцова Е.А. Педагог – психолог Негодаева Е.Н. |
январь | Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок» Виктор Голявкин « Моя работа» Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков Консультация «Режим дня будущего первоклассника» Просмотр мультфильмов на школьную тему. Дополнительная адаптированная коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической направленности эмоционального развития детей «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Консультация ««Критерии готовности ребенка к школьному обучению" | Педагог – психолог Негодаева Е.Н. |
февраль | Консультация «Готовим руку к письму» Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики» Составление рассказа по картине «В школу» Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей; Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится» - «Папа, мама, я - спортивная семья» Интегрированная деятельность «В поисках улыбки» Цель: выявление уровня сформированности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы готовности ребенка к школе. Час загадок и ребусов о школе. | учитель – логопед Стрельцова Е.А. Педагог – психолог Негодаева Е.Н. воспитатели группы. Лобачёва А.С. Педагог – психолог Негодаева Е.Н. , учитель – логопед Стрельцова Е.А. |
март | Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов». Беседа «Каким ты представляешь себя в школе» Чтение рассказов К. Драгунская «Когда я была маленькая» М. Зощенко. «Не надо врать» Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки» Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»? Шесть правил адаптации ребенка к школе. - « Игры для развития речи» Круглый стол с показом деятельности «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации стандартов образования» | Воспитатель по ИЗО Дворниченко М.Л. Педагог – психолог Негодаева Е.Н., воспитатели группы, учитель – логопед Стрельцова Е.А. |
апрель | Дидактические игры лото «Считаем и читаем», « Составляем предложение» Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Слушание аудиозаписи ««Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский Консультация для родителей будущего первоклассника "Психологическая готовность к школьному обучению" Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться» Родителям на заметку «Комната первоклассника» Работа в тетради по ФЭМП Вечер (скороговорки и пословицы о цифрах) | Педагог – психолог Негодаева Е.Н. |
Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам. Чтение рассказа Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница» Сергей Махотин «Вот папа дает!» Аппликация «Моя школьная форма» Рисование «Школьный ранец» Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью». Открытый показ деятельности для родителей «Проделки ворона Метра» Оформление фото альбома, презентации о проделанной работе по проекту. Итоговое мероприятие «Выпускной утренник». | учитель – логопед Стрельцова Е.А. |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида № 1 « Теремок»
Познавательно-творческий проект
«Скоро в школу»
(подготовительная группа)
педагог-психолог Слабожанинова К.А.
Цель проекта : формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи проекта :
Познакомить детей со школой и профессией учителя;
Создать предметно-развивающую среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры) ; развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь;
Способствовать взаимопониманию, дружелюбию, снятия чувства тревоги перед встречей со школой; повысить уровень родительской компетентности в вопросах перед школьной подготовки.
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы,родители,педагог-психолог,воспитатели,школа№12
Продолжительность: краткосрочный
Основное направление проекта - информационное
Актуальность проекта : Поступление в школу - серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир.
Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Продукт проектной деятельности : выставка рисунков, газета «Мы тоже были школьниками», игра, пакет рекомендаций для родителей.
Ожидаемый результат : формирование у детей мотивационной готовности к школе; повышение родительской компетентности в вопросах перед школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Этапы работы над проектом.
Первый этап - организационный.
Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов в непосредственно образовательной деятельности, бесед, консультаций для родителей, изготовление настольно-печатных игр). Создание предметно-развивающей среды школьной тематики.
Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
Второй этап - практический.
Дни недели.Совместная деятельность взрослого и детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями.
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Понедельник
Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения
М. А Понфилова «Лесная школа»
Цель : познакомить с творчеством М. А. Понфилова, учить понимать главную мысль литературного произведения, осмысливать характеры персонажей. Беседа «Будьте добры»
(вежливые слова в жизни будущего школьника)
Цель : приучать детей к самоконтролю своего поведения. Рассматривание иллюстративных книг.
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»
Цель: формировать представления детей о важности умения считать. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.
Вторник
Виртуальная экскурсии в школу (использование ИКТ технологий) Беседа с детьми
«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Цель : создание положительных установок на школу.
Просмотр мультфильма «Остров ошибок»
Цель : формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Среда
Игра - соревнование
«Первоклассник»
Задачи: Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
«Вечер загадок»
Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.
Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании.
Создание книжки «Сборник загадок»
Сюжетно - ролевая игра
Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
Анкетирование для родителей
«Как вы готовите ребёнка к школе»
Четверг
Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»
(на основе личных знаний)
Цель : отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей.
Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)
Цель : активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Просмотр мультфильма
«Наш друг Пиши-читай»
Цель : формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.
Подготовка консультации для родителей
«Подготовка детей к школе»
«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе
Пятница
Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь.
Цель: расширять представления детей о школе.
Беседа «Мы будущие школьники»
Цель: формирование установок на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели. Дидактические и настольно - печатные игры школьной тематики:
- «Слоговые домики»
- «Числовые домики»
- «Логический поезд»
- «Лёгкий счет» и т. д.
Организация фото выставки «Мы тоже были школьниками»
(Фото родителей из школьной жизни)
Третий этап - обобщающий.
Презентация проекта.
Создание детьми сборника загадок.
Фото - выставка «Мы тоже были школьниками».
Оформление выставки рисунков «Скоро в школу».
Цель проекта - стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Повысить интерес к школе и сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Скоро в школу»
Баргатина Лариса Викторовна
Воспитатель 1 кв. категории
подготовительной к школе группы
МБДОУ №189 «Солнышко»
г. Камень-на-Оби
2015 г.
1. Паспорт проекта
2. Вид проекта
3. Цель, задачи и направления проекта
4. Принципы реализации проекта
5. Актуальность проекта
6. Этапы проекта
7. Ожидаемый результат
8. Поэтапный план реализации проекта
9. Перспективы развития и применения проекта в практике
10. Заключение
11. Список литературы
12. Приложение
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.)
Вид проекта : детско-педагогический, информационный, практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители.
База внедрения проекта: подготовительная к школе группа №6 «Звездочка», МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко».
Проект разработала: Баргатина Лариса Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.
Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель проекта: Стимулировать развитие познавательной активности и деятельности детей. Повысить интерес к школе и сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Принципы реализации проекта:
Личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе воспитания положительного отношения к школе;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Направления проекта совместной деятельности с детьми:
1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой
2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других
3. Развитие речи и мелкой моторики
4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте
5. Развитие элементарных математических представлений.
Взаимодействие с родителями.
Задачи проекта:
1. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста.
2. Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
3. Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Актуальность проекта:
Жизнь ребенка, поступающего в школу, перестраивается полностью! В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов. Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу. Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе - недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья?
Проект «Скоро в школу» разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы. Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей. Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы работы над проектом:
I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2015 г.)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2016г.)
Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний».
Создание презентации «Первый класс!»
Оформление папки с материалами проекта.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
Эмоционально положительное отношение к школе.
Поэтапный план реализации проекта:
I этап – диагностико-аналитический (сентябрь 2015 г.)
II этап – реализация проекта (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.)
1. НОД:
- Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;
- Рисование на тему: «Школа»;
- Конструирование на тему: «Портфель».
2. 1.Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
2.2. Дидактические игры на школьную тематику.
2.3. Дидактические и пальчиковые игры, направленные на подготовку руки к письму.
2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе.
6. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
7. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
8. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах;
9. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т.д.
10. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Мои родители - школьники».
11. Слушание и заучивание песен о школе.
12. Серия занятий «Играем, пишем, читаем».
13. Занятия в кружках «АБВГДейка», «Веселая математика», с логопедом.
14. Оформление страничек к книжке-самоделке «Азбука».
2. Мероприятия:
2.1. День Отца («Это мой папа!» в подготовительной группе) (октябрь).
2.2. День Матери (семейный творческий конкурс «Мама мастерица!», посвященный Дню Матери) (октябрь).
2.3. Мини-проект «Зимушка-Зима» (декабрь).
2.4. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно - музыкальный праздник «Наши защитники») (23 февраля).
2.6. Досуг «Страна Знаний» (май)
III этап
– итоговый (май 2015г.)
Мероприятия:
1. Защита проекта в виде досуга «Страна Знаний».
2. Оформление презентации проекта «Первый класс!».
3. Оформление папки с материалами проекта.
Перспективы развития и применения проекта
в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта «Скоро в школу» в детском саду заключается в подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие воспитателей и родителей по формированию у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «Скоро в школу», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В первую очередь уделяется внимание личностной готовности ребенка к школе, мотивационной готовности.
Список литературы:
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
3. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
4. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
5. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005
6. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
7. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
8. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
9. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002
10. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
11. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб. : Питер, 2004.-205с.
12. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
13. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. - Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, - 112с.
14. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
15. Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем» - «Детство-Пресс», 2004, - 63с.
16. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
17. Программа кружка «Веселая математика», автор-разработчик: Баргатина Л.В.
19. Групповой проект «Малыш и книга», автор-разработчик: Баргатина Л.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организация занятий по проекту «Скоро в школу»
(31 занятия – 1 раз в неделю)
Комплекс занятий включает в себя следующие блоки
1 блок: «Введение в школьную жизнь»
Цель:
Дать будущему первокласснику представление об образе настоящего школьника. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения;
Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактической игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание;
Формировать наличие первоначального уровня знаний и умений; уровня предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровня развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом. В области структурных компонентов развития личности – уровня сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности детей к школе, уровня мотивации.
Тематический план занятий 1 блока «Введение в школьную жизнь»
Тема занятия | Цель занятия |
|
Школьник и дошкольник | Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Познакомить со школьным правилом «Готов к уроку», «Урок окончен». Учить хоровому ответу и ответу цепочкой. Познакомить детей со школьной нормой общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом «Поднятая рука». |
|
Для чего ходят в школу | Создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса. |
|
Учимся работать дружно | создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса. |
2 блок: занятия в кружке «Веселая математика»
Цель:
Формировать основы логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения;
Развивать речь и коммуникативные навыки
На занятиях 2 блока будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве. Подготовка к изучению математики осуществляется в трех направлениях: формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; подготовка к оперированию знаками.
Тематический план
Тема занятия | Цель занятия |
|
Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами. | Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей. |
|
Прямой и обратный счет в пределах 10. | Порядковый и ритмический счет. |
|
Представления об элементарных геометрических фигурах. | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать. |
|
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). | Пространственное ориентирование по клеткам. |
|
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Ориентировка во времени. |
|
Сравнение количества предметов на наглядной основе. | Соотношение количества предметов между двумя группами. |
|
Составление фигур из частей и деление фигур на части. | Конструирование фигур по заданному образцу. |
|
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | Сравнение предметов в группах разного количества. |
3 блок: «Основы грамоты»
(включает занятия в кружке «АБВГДейка», и занятия с логопедом)
Цель:
Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие рассказы;
Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.
На занятиях этого блока используются игры со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Тематический план занятий 3 блока «Основы грамоты»
Тема занятия | Цель занятия |
|
Ау нас сегодня – капустник! Штриховка (овощи). | Знакомство с правилами штриховки. |
|
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой. |
|
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками. | Развитие фонематического слуха и зоркости. |
|
Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. | Соотношение звуков и знаков. |
|
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские сказки о мифологических персонажах. Домовой. | Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки. |
|
Ориентировка на линованной бумаге. Игра «Путь к домику» | Определение правой и левой сторон предмета. |
|
Речь (устная и письменная) – общее представление. Штриховка-копирование. | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. |
|
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные». | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) |
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №1 «ЗНАКОМСТВО»
Цель: Знакомство детей с учителем и друг с другом, познакомить с правилом " Поднятая рука”
Приветствие.
Рассказ учителя о себе.
Знакомство детей друг с другом.
Игра "Снежный ком”
Ознакомление с помещением (классной комнатой).
Обмен первыми впечатлениями о школе в рисунках и устно.
Обсуждение вопросов: Что такое школа? Что нравится? Что не нравится?
С приходом в школу меняется статус дошкольника. Что это значит быть школьникам. В чем различие, между школьником и дошкольником. Какие обязанности появляются с изменением статуса дошкольника. Тема следующего занятия.
ЗАНЯТИЕ №1
Тема: Знакомство.
Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
Оборудование: игрушка-персонаж «Учитель», знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка, мягкая игрушка, как предполагаемый символ класса.
Ход занятия
«Учитель» встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.
«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. А давайте поиграем? Если согласны похлопайте в ладошки.
Где мы с вами находимся?
Сейчас какое время года?
А вам хочется познакомиться со мной получше?
«Учитель»: - Меня зовут Мария Ивановна. Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть домашние животные, два кота. Я люблю мороженое. Не люблю ссоры и драки. Самое большое мое увлечение рисовать. Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
«Учитель»: - А что такое школа? (Ответы детей.) Правильно!
Воспитатель: - Давайте ребята посмотрим презентацию о школе.
«Учитель»: - Школа - это чудесный дворец знаний, с уроками, открытиями, учениками и тетрадками, учителями и одноклассниками. Здесь вы познакомитесь с удивительным Миром Знаний, многому научитесь.
Воспитатель: - Теперь пришло время Марии Ивановне с вами познакомиться.
«Учитель»: - Сейчас я встану в центр круга, и ко мне будут подбегать те, кого я позову, Будьте внимательны! Итак, начали:
Ко мне бегут мальчики. (Мальчики подбегают к воспитателю, у которого в руках игрушка) - Спасибо, молодцы, садитесь на место.
Ко мне бегут девочки.
Ко мне бегут те, у кого серые глаза.
Ко мне бегут те, кто любит мороженое.
Ко мне бегут те, у кого есть бантики.
Ко мне бегут те, кто живет на улице Ползунова.
Ко мне бегут те, кто будет учиться в 1-ом классе.
(Все дети подбегают к учителю, он их обнимает.)
Вот здорово, теперь я узнал, кто из вас любит мороженое, а у кого серые глаза.
«Учитель»: - Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»!
Давайте еще громче! Раз, два, три!
Воспитатель: - Ребята, в чем дело, почему учитель – Мария Ивановна не слышит ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения воспитатель подводит детей к этому правилу.
Воспитатель: - Послушайте дети, что предлагает нам …. - поднимать руку? Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить - подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку (введение знака).
(Таким, образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.)
Воспитатель: - Для чего нам нужно это правило? (Чтобы познакомиться).
Учитель: - Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
(Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило)
Воспитатель: - Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, мы согласны принять его в нашу жизнь?
Тренинг
Мальчик, как тебя зовут?
Воспитатель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятой руки. Если ребенок сразу ответил, то, спрашивает у детей:
Правильно ли …ответил на вопрос? Выполнил ли он моё задание?
Давай еще раз?
Мальчик, как тебя зовут?
Понравилось ли вам отвечать по-школьному ?
Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
Игра «Снежный ком»
«Учитель»: - Я сейчас назову свое имя. Слева от меня сидит Даша, и прежде чем назвать свое имя, она назовет мое. Тот, кто сидит за Дашей, сначала назовет мое имя, потом ее, и только лишь потом свое. И так далее. Значит, тому, кто будет говорить последним, нужно будет назвать сначала все имена по порядку, а только потом свое, И еще: когда произносишь чье-то имя. Нужно глядеть в глаза этому человеку.
«Учитель»: - Хорошо мы поиграли?
«Воспитатель»: - Ребята, пора прощаться. Нашего учителя, Марию Ивановну вернем на свое место, на полку.
Итог занятия
Ребята, у нас в детском саду я провожу занятия, а учитель в школе …
Какое у нас теперь есть школьное правило?
Когда нужно поднимать руку?
Зачем люди знакомятся?
Что можно сделать, если ты забыл чье-то имя?
Интересно ли было?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2 « Школьник и дошкольник. Я – ученик»
Цель: Осознание нового статуса школьника.
Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости
Познакомить детей с пространством школы.
Для будущего первоклассника все новое: ребята, помещение для занятий, новый статус, учитель. И, новые формы взаимодействия. Необходимо показать, научить и показать как использовать новую норму общения –молчаливый выбор отвечающего, уточнить возможности человеческого общения.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Школьник и дошкольник. Я – ученик.
Цель : Осознание нового статуса школьника. Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости. Познакомить детей с пространством школы.
Задачи: Ознакомление с пространством школы. Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника. Познакомить с правами и обязанностями школьника.
Оборудование : Права и обязанности школьника, мультфильм о школьниках.
Ход занятия
Воспитатель и игрушка-персонаж «Учитель» встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.
«Учитель» : - Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Я долго думала с чего мы начнем наше занятие и решила прочитать вам стихотворение.
А Кондратьевой « Здравствуйте» (читает учитель)
Здравствуйте!-
Ты скажешь человеку.
Здравствуй!-
Улыбнется он в ответ.
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают друг другу здоровья. Любая встреча начинается со слов приветствия.
Какие слова приветствия вы знаете?
(рассказ учителя о разных способах приветствия: раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием, реверанс, дает краткую историческую справку о возникновении данных форм приветствия; предлагает детям обменяться рукопожатием мальчикам, девочкам присесть в реверансе).
А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем.
(Дети предлагают разные варианты.)
А вы знаете о молчаливом приветствии? (варианты детей)
Чтобы молча поздороваться, надо встать рядом со столом, а как называются столы в школе? (парты). Давайте попробуем, поздороваться, как школьники.
ШКОЛЬНИКИ ДОШКОЛЬНИК
Ребята, через год вы первый раз пойдете в 1 класс. Скажите, а как вас будут называть? (школьники, первоклассники).
А что вы делаете сейчас, пока не попали в школу? Как вас называют? (дошкольники)
Пока вы еще не ходите в школу, вас называют дошкольниками. Скажите, чем отличаются школьники от дошкольников? (школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания.
А что делают дошкольники? (играют, бегают).
А может ли школьник играть и бегать?
На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а иногда как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников.
Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой ситуации - как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, и будем пользоваться правилом «поднятой руки».
«Учитель» : - На уроке, на прогулке, дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В школьной столовой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке.
Игра «Море волнуется раз»
«Учитель» : - «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда - как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется, раз», но мы будем играть в нее по-особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока морё волнуется, можно ходить, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне.
Можно усложнить задание, называя не роли школьника или дошкольника, а различные ситуации из жизни детей: на уроке, на и дома с мамой и т. д.
«Учитель» : - «Замечательно, вы отлично умеете превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. А сейчас проверим, знаете ли вы, как школьник ведёт себя в школе. Встаньте, пожалуйста, в круг и послушайте стихотворение Т. Пушкаревой.
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКЛАССНИКАМ
Когда вы впервые приходите в школу,
Немедленно, тут же начните с футбола,
Пусть вместо мяча у вас будет портфель,
А вместо ворот - ваша школьная дверь.
Затем хорошо бы немного подраться,
Кого-то толкнуть и над ним посмеяться.
Мелом на стуле соседа писать,
Чем-нибудь гадким испачкать тетрадь.
Когда же вы вволю навеселитесь,
Спокойно, с ногами на парту ложитесь.
Ведь так хорошо на уроках поспать
Или о чем-то своем помечтать!
Как вам понравились эти советы!
Скажите, пожалуйста, мне по секрету.
«Учитель» : - Что в этих советах – шутка?
Расскажите, а как должны вести себя школьники?
(По ходу беседы озвучиваются права и обязанности школьника.)
Игра «Угадай-ка»
Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаги нарисуете школьника или дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать - это ваш секрет. Дети в группах должны будут этот секрет угадать. Договорились?
Дети самостоятельно выполняют рисунки.
«Учитель» : - Я вам предлагаю посмотреть мультфильм о школьниках, согласны?
Итог занятия
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: развивать умение анализировать свои эмоциональные переживания на протяжении всего занятия.
Воспитатель с помощью пиктограмм предлагает детям вспомнить, как менялось их настроение на протяжении занятия, выбрать лицо, отражающее их состояние после занятия, и объяснить, почему каждый выбрал именно то, что выбрал.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3. «Форма устного ответа»
Цель: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».
Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.
Выбор приветствия.
Продолжение знакомства с правилами.
Формы устного ответа: "хор”, "цепочка”.
Введение знаков: "хор”, "цепочка”.
Упражнение в применении правил и знаков.
Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия на мир и с миром. Каждого ребенка нужно привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть и учится вместе интересно. В процессе игры формируются его положительные качества личности, развиваются его познавательные способности, формируются навыки позитивного общения и их закрепление.
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Форма устного ответа
Цель : показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор»
Оборудование: мяч, знаки «Я» и «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я люблю».
Ход занятия
«Учитель»: - Здравствуйте, дети! Давайте начнем наше занятие по-школьному тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени на отгадывание загадок.
Создание проблемной ситуации
Учитель загадывает загадки и провоцирует детей на шумные ответы.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш... (Малыш)
Она красива и мила,
Имя ее – от слова «зола». (Золушка)
«Учитель»: - Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?
(дети: мы шумели)
«Учитель»: - А почему так произошло?
«Учитель»: - Что же делать? Как поступают школьники?
(Дети обсуждают ситуацию и приходят к выводу, что в школе иногда требуется отвечать всем вместе, то есть хором.)
Учитель вводит знаки «Хор» и «Я».
Упражнение в применении знаков «Хор» и «Я»
«Учитель»: - Сейчас я буду задавать вам вопросы и показывать один из этих знаков. Смотрите внимательно, когда надо отвечать хором, а когда поднимать руку и отвечать по одному. (Учитель задает вопросы и показывает один из знаков)
Как звали сказочного героя, которого бабка и дед слепили из теста? («Хор»)
Правда ли, что Колобок смог уйти и от Зайца, и от Медведя? («Хор»)
Каких сказочных героев ты знаешь? («Я»)
Правда ли, что самая длинная шея – у жирафа? («Хор»)
«Учитель» показывает рисунок.
– Хором назовите имя этого героя! Как вы узнали, что надо отвечать хором? Я ведь не показала вам никакого значка. Какие вы внимательные! Действительно, если внимательно слушать задание, можно точно определить, как надо отвечать: хором или по одному.
Игра на внимание
Воспитатель:
- Давайте поиграем и определим: кто самый внимательный. Я буду задавать вопрос и бросать мяч. Если на вопрос надо отвечать хором, вы приседаете и отвечаете на вопрос, тогда я не смогу никому бросить мяч. Если я задаю вопрос и на него надо отвечать одному человеку, я бросаю мяч тому, кто знает ответ и знаком показывает мне, что готов отвечать.
- Кто знает, какое сейчас время года?
Скажите хором: сколько месяцев в году?
Кто знает, почему птицы осенью улетают в теплые края?
Игра «Пчелы»
Воспитатель:
- Кто видел пчелок? Чем они занимаются?
- А пчелки все одинаковые или нет?
Вы сейчас будете пчелками. Пчелки умеют действовать по звонку. Пчелки, слушайте меня внимательно: я буду вас охранять. Когда все будет в порядке, я дам один звонок – вы можете спокойно собирать с цветочков сладкий нектар. Если вдруг я замечу что-то подозрительное – дам два звонка, вы собираетесь вместе. Если прилетят трутни, я дам три звонка – вы должны замолчать, перестать жужжать.
Упражнение в применении знаков «Поднятая рука» и «Хор»
Воспитатель:
- Я сейчас буду вас испытывать.
Проверим, как вы умеете работать по знакам и . Я буду загадывать вам загадки и показывать, какого ответа жду от вас: хорового или индивидуального.
Сорок одежек, и все без застежек. (Кочан капусты)
Висит сито, не руками свито. (Паутина)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапку нашел. (Гриб подосиновик)
У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. (Рука, пальцы)
Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. (Глаза)
Итог занятия
«Учитель»: - Чему вы научились сегодня? Чем полезно новое школьное правило? Что нового вы узнали друг про друга?
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4. Играем, общаемся, учимся дружно.
Парная форма работы
Цель: Повторить правила честной и дружной игры.
Учить взаимодействию в парах
Закрепить правила общения в паре, правила совместной деятельности.
Игры "Зеркало”
Возможность самовыражения человека состоит в умении: переживать, чувствовать. Как выразить свое согласие или недовольство, что не обидеть другого человека. Как установить доверительные отношения с другими. Как улучшить настроение. Это важно для ребенка т.к. он живет эмоциями, а научить управлять ими – это огромный труд и искусство.
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Играем, общаемся, учимся дружно.
Цель : Повторить правила честной и дружной игры, формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Оборудование: знаки «Поднятая рука» и «Хор», новый знак «Мы»; цветные билеты для распределения детей в группы, конверты от зайчика и бельчонка с морковками.
Ход занятия
«Учитель»: - Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание. На каком транспорте нужно плыть по морю? Каждый пассажир должен иметь билет.
Учитель раздает детям билеты.
– На столах стоят кораблики тех же цветов, что и билеты. Как узнать, где чей корабль?
Дети. По цвету.
«Учитель»: - Рассаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Удобно ли вам?
Знакомство в группах: игра «Зеркало»
Воспитатель: - В одиночку такое плавание не совершить, поэтому нам нужна дружная команда. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова. Сейчас мы проверим, как вы готовы к путешествию. Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает воспитатель с любым из детей.
Введение нового знака взаимодействия
«Учитель»: - Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли, играли и поссорились.
(разыгрывает воспитатель при помощи игрушек)
– Поспорили Зайчонок и Бельчонок, чья морковка длиннее. Один кричит: «Моя!», другой: «Нет, моя!» Ругались, ругались и даже подрались.
«Учитель»: - Понравилось ли вам, как спорили друзья? Почему? Как можно им помочь? Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как узнать, чья морковка длиннее? Сравните морковки и приготовьтесь дать ответ.
«Учитель»: - Ребята, как я узнаю, что вы выполнили работу?
(Дети предлагают варианты)
«Учитель»: - А я предлагаю сделать еще проще: взяться за руки и поднять их. Давайте попробуем, вы же работали в парах.
подготовительная группа
Февраль-апрель
Проблема :
Внешняя мотивация к учёбе в школе.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе.
3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.
Цель:
- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.
Задачи:
1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.
2. Развитие у детей «школьной зрелости».
3. Формирование психологической готовности дошкольников к школе (Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально- волевая).
Выполнение проекта:
В начале проекта было проведено психологом обследование детей.
Форма обследования:
индивидуальная (кратковременная речевая и зрительная память, интуитивный речевой анализ – синтез, речевые антонимы, речевые классификации, речевые аналогии, произвольное владение речью) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
групповая (Тест Тулуз - Пьерона, Гештальт- тест Бендер) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
тест рисуночный «Я в школе!» (Е. И. Захарова) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
В ходе реализации проекта задачи решались в процессе:
1. Непосредственно образовательной деятельности с детьми.
2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми.
3. Самостоятельной деятельности детей.
4 Интерактивной работы с родителями.
1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми
- Ознакомление с окружающим
«Экскурсия в общеобразовательную школу» (посещение музея, уроков, знакомство с учителями, просмотр презентаций, химических опытов) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
«Что такое школа?»
«Школьные профессии»
- Развитие речи
«Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ),
«Басни учат!»
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
- Лепка
«Лепим буквы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 30)
«Мы школьники!»
- Рисование
«Я в школе!» (диагностическое, в начале и конце проекта) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
«Кем я хочу быть!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
«Мой будущий портфель» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
- Социальный мир
«Кто такие первоклассники?»
«Скоро в школу!»
Цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
- Математика
«Работа в тетради в клеточку», «Математическая тетрадь» (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах,
замысловатые вопросы) (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
- Цикл игровых занимательных занятий с мультпрезентациями в библиотеке (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)
- Познавательные занятия от Городского краеведческого музея «Солдатушки, бравы ребятушки!», «Лодка в чемодане!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 11)
2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми
- Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»
- Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?»,
«Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего»
- Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Волшебные слова»
- Создание «Семейных альбомов» совместно с родителями и вечера разговора по ним (ПРИЛОЖЕНИЕ 12)
- Ручной труд
«Закладки для книг» (ПРИЛОЖЕНИЕ 13)
«Книжки – малышки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)
«Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами)
- Чтение художественной литературы (ПРИЛОЖЕНИЕ 15)
- Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти (ПРИЛОЖЕНИЕ 16)
- ММР «Составим цифры из счётных палочек», «Диктанты по клеточкам» (ПРИЛОЖЕНИЕ 17) , «Штриховка», «Тушевка», «Проволочные человечки»
- Развлечения
«Встреча с ученицей школы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 18)
«Просмотр мультфильмов на школьную тему» (ПРИЛОЖЕНИЕ 19)
«Мультимедийные презентации о школе» (ПРИЛОЖЕНИЕ 20)
Час загадок и ребусов о школе (ПРИЛОЖЕНИЕ 21)
- Встречи с интересными людьми. (Поездка в пожарную часть посещение медицинского кабинета, прачки, встреча с военным - ветераном войны) (ПРИЛОЖЕНИЕ 22)
- Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», «Игровая переменка»,
«Я спортсмен!», «Звучит сигнал! », «Найди!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 23)
- Экскурсия по улицам родного города, к памятникам, мемориалам, достопримечательностям города (ПРИЛОЖЕНИЕ 24)
- Посещение выставки рисунков на тему «Мой любимый город!» (к 75 – летию Северодвинска) в МБОУДОД «Детская художественная школа №2) (ПРИЛОЖЕНИЕ 25)
- Организация в группе весенних посадок на тему «Школьный огород» (ПРИЛОЖЕНИЕ 26)
3. Самостоятельная деятельность детей
- Сюжетно ролевая игра «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики» (рисования…)
- Режиссерские игры « Школьная переменка», «Наш класс»
- Художественное творчество на тему, персональные выставки (ПРИЛОЖЕНИЕ 27)
4. Интерактивная работа с родителями
- Встречи с психологом (ПРИЛОЖЕНИЕ 28)
Лекция – диспут «Как правильно выбрать школу и учителя!»
Памятка «Как готовить домашнее задание!»
Презентация «Ваш ребёнок готов к школе?»
Выступление «Компьютер: польза или вред?»
- Наглядная информация (ПРИЛОЖЕНИЕ 29)
Папка «Родителям будущих первоклассников!»
Папка «А вы готовы к школе?»
Папка «Развивающие игры по развитию речи»
Папка «Ориентировка в пространстве и на листе»
Стенд «Модель выпускника!»
Инструкция «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!»
- Встреча с учителем 1 класса
- Родительское собрание « Готовность к школе родителей и детей!»
- Консультации психолога и логопеда по подготовке к школе.
Результат проекта:
- В конце проекта было проведено психологом повторное обследование детей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Тест рисуночный «Я в школе!» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Диагностика показала, что на конец учебного года у всех детей сформирован учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе. Проективное рисование представило эффективность проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у всех детей приобрела оптимальный характер (учебно-познавательный).
- Организована для родителей фотовыставка – отчёт «Мы хотим в школу!», где можно было увидеть проделанную работу по проекту. (ПРИЛОЖЕНИЕ 30)
- Цель и задачи в проекте решены.
Полную версию работы с приложениями можно .