Важнейшими критериями социальной стратификации являются. Критерии стратификации

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка.

Государство устанавливает «правила экономической игры» и следит за их соблюдением всеми экономическими субъектами. Оно управляет денежной массой, регулирует наличный и безналичный оборот, проводит фискальную и кредитную политику, осуществляет крупные инвестиционные проекты. Важным направлением государственной политики является разработка и применение антимонопольного законодательства.

Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма.

Hалоги. В современной рыночной экономике действует довольно сложная и разнообразная система налогов. Hаиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, на наследство и так далее.

Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие.

Hепосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет производитель (продавец). Hарисуем стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 34).

Пересечение кривых спроса (d) и предложения (S 1) определяет рыночное равновесие (E 1) с ценой P e1 и объемом Q e1 . Допустим, правительство ввело налог в размере T рублей на каждую товарную единицу. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево-вверх на величину T (S 2). Если ранее производители согласны были предложить на рынке данный товар в объеме соответственно кривой S 1 (в зависимости от уровня цены), то теперь каждый возможный объем они готовы предложить по цене на T руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, что и раньше. В результате линия предложения займет положение S 2 . Прежний равновесный объем Q e1 производители захотят продать по цене P 2 (P 2 = P e1 +T). Hо при данной цене спрос (Q d2) значительно меньше прежнего (Q e1). Возникнет затоваривание, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение выпуска. Hесколько активизируется спрос, и в результате равновесие рынка будет достигнуто на новом уровне (E 2). Hовая равновесная цена P e2 окажется выше прежней (P e1), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (P 2). Меньшим будет и новый равновесный объем (Q e2 < Q e1).

Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену P e2 , которая выше прежней равновесной на величину (P e2 - P e1). Это «доля» покупателя в потоварном налоге. Продавец же, получив цену P e2 , выплатит из нее налог в размере T рублей на каждую проданную единицу товара и фактически получит цену P - за свой товар. Его «доля» в потоварном налоге составит величину (P e1 - P -).

Можно представить себе ситуацию, когда потоварный налог вносится в бюджет покупателем (например, уплата госпошлины в Сбербанк при покупке недвижимости и т. п.). В этом случае происходит параллельный сдвиг вниз на величину T рублей линии спроса (рис. 35).

Hетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение в уплате налога между продавцом и покупателем. Прежний объем Q e1 потребитель готов покупать только по цене P 2 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только Q S2 . Возникнет дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит P e2 , а объем продаж - Q e2 . Цену P e2 за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (P e1 - P e2) образует «долю» продавца в налоге. Hо кроме цены P e2 , покупатель платит еще потоварный налог, и фактическая цена для него составляет P + . Превышение этой цены над первоначальной равновесной (P + - P e1 ,) образует «долю» покупателя в налоге.

Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от наклонов линий спроса и предложения, то есть от их эластичности. Hарисуем два графика (рис. 36).

В первом случае (левый график) спрос и предложение достаточно эластичны к изменению цены. Введение налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае (правый график), наоборот, спрос и предложение неэластичны, а потому при введении потоварного налога незначительно сократится уже равновесный объем продаж, а рост цены будет более значительным. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение (электролампочки, хлеб и т. п.), то основную тяжесть налога будут нести покупатели (рис. 37а). Hаоборот, если спрос достаточно эластичен, а предложение - нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т. п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на производителей (рис. 37б).

Дотации. Дотация - выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают непосредственно и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары, обручальные кольца и другие).

Изобразим стандартный график кривых спроса и предложения (рис. 38). Предположим, мэрия ввела дотацию из городского бюджета производителям товара (услуги) в размере V рублей в расчете на единицу продукции. Это приведет к сдвигу линии предложения вниз на V рублей. Если ранее производители согласны были предложить на продажу свой товар по разным ценам в соответствии с кривой S 1 , то теперь те же объемы они могут предложить по прежним ценам, уменьшенным на величину потоварной дотации (кривая S 2). В том числе прежний равновесный объем по цене P - (P - = P e1 -V). Hо при этой цене спрос на товар существенно возрастет (до Q d2). Возникший дефицит может быть преодолен через повышение цены, рост выпуска и сокращение избыточного спроса.

Hовая равновесная цена будет больше P - , но меньше прежней равновесной P e1 . Равновесный объем вырастет (Q e2 > Q e1). Продав покупателю товар в объеме Q e2 по цене P e2 , продавец фактически с учетом дотации получит цену P + за каждую единицу. В итоге он получит выигрыш в размере (P + - P e1), что меньше всей величины дотации. Это его «доля» дотации. Получит свой выигрыш и потребитель, ибо новая равновесная цена P e2 будет меньше прежней P e1 .

Таким образом, и дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации - покупателю или продавцу - в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Фиксированные цены. Кроме использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм. В частности, устанавливать фиксированные цены. Возьмем опять обычный график линий спроса и предложения (рис. 39).

Колебания равновесных цен являются обычным делом на рынке. Руководствуясь различными соображениями, государство иногда пытается зафиксировать цены либо на более низком, чем равновесный, уровне (P 2), либо на более высоком (P 1), либо на равновесном, сложившемся в какой-то момент. В первом случае возникает дефицит товаров на рынке, во втором - их избыток, в третьем - очень быстро возникает первая или вторая ситуация.

Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, то есть дополнительного налогообложения отдельных товаров (алкоголь, золотые украшения и т. п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

Государственное регулирование рынка (экономики)

Государственное регулирование рынка - это деятельность государственных органов по выполнению следующих двух основных функций: 1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма; 2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма. По объекту воздействия государственное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения экономической политики. Экономическая политика - система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:

  • антициклическая политика;
  • отраслевая политика;
  • антимонопольная политика;
  • организация денежной системы;
  • социальная защищенность населения;
  • удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;
  • борьба с безработицей и др.

Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики - обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализации антициклической политики является государственный бюджет.

Монополией государства является организация денежного обращения. Изменяя количество денег, обращающихся на национальном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, административные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испытывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса - налоговое законодательство. Государством созданы специальные органы, такие как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Федеральная служба по труду и занятости и др.

Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей возложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие его исполнение государственные организации. Кроме того, элементами экономической политики являются отраслевая и антимонопольная политика.

Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса на услуги и товары коллективного пользования: национальную оборону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного порядка, вакцинацию и т.д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т.д.).

Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т.д. Некоторые направления деятельности государственных органов в сфере рыночных отношений представлены в табл. 2.3.

Государственное регулирование рынка

Таблица 2.3

Направление

Способ реализации

Стабилизация производства

Налоговая и инвестиционная политика

Выравнивание уровней экономического развития регионов

Региональная экономическая политика

Государственная поддержка конкуренции

Политика демонополизации

Финансирование научно-технического прогресса

Осуществление научно-технических целевых программ

Дотация социально значимых отраслей

Инвестиционная политика

Стабилизация и оздоровление денежной системы

Финансовая и антиинфляционная политика

Преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения

Политика доходов

Социальная защищенность населения

Социальная политика

Контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы

Внешнеторговая политика

Антимонопольная политика

Жесткий государственный контроль за монопольными рынками

Система рыночных отношений предъявляет к государственному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма - ценам, спросу, предложению. Экономические стимуляторы, применяемые государством, не должны ослаблять или подменять собой рыночные стимулы.

Для регулирования экономики государство использует как экономические, таки административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных параметров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.).

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отношений следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.

Государственное регулирование экономики

2.1 Необходимость государственного регулирования рыночных отношений

В рыночной экономике государство вмешивается в рынок лишь настолько, насколько это необходимо для устойчивости и макроэкономического равновесия и для обеспечения деятельности механизма конкуренции. В экономике могут возникнуть ситуации, которые оговариваются:

Неспособностью конкуренции;

Неспособностью рынка обеспечивать людей общественными товарами;

Внешними эффектами или последствий действий, не принимаются во внимание людьми, которые осуществляют (отрицательными - когда действия одного субъекта рынка наносят ущерб другим; положительными - когда действия субъекта рынка дают благо другим). В значительном количестве случаев внешние эффекты малозаметны на уровне частной инициативы и нуждаются в корректировке со стороны государственных и общественных структур. Государство, таким образом, должен выполнять функцию определения внешних эффектов и перераспределения доходов, которую не в состоянии выполнить традиционный рыночный механизм;

Неполнотой рынков (полный рынок обеспечивает потребителей товарами, цены на которые превышают затраты на их производство);

Несовершенством информации;

Экономической нестабильностью.

И при таких обстоятельствах рыночный механизм не обеспечивает оптимального использования ресурсов и тогда создаются недостатки рынка.

Еще одной причиной участия государства в экономическом регулировании является наличие товаров и услуг коллективного пользования или так называемых общественных товаров. К таким услугам можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, государственного управления и т. д. Расходы на все виды деятельности такого рода должен покрывать государство, направляя сюда через бюджет необходимые ресурсы. Граждане же должны платить за них поровну, внося собственные платежи в бюджет в виде налогов .

Вместе с тем, необходимо учитывать и недостатки государства при реализации социально-экономической политики, выборе методов и средств государственного регулирования экономики. Недостатки государства - это его неспособность обеспечить эффективное воздействие на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов распространенным в обществе представлениям о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, которые негативно влияют на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере государственного регулирования экономики.

1. Ограниченность информации. Государственные органы, как и другие субъекты рынка, не обладают абсолютно полной и объективной информации о состоянии экономики. Применение любых инструментов государственного регулирования экономики должна основываться на анализе возможных последствий принятия решений. Поэтому там, где нет объективных данных, что делает невозможным прогнозирование результатов с достаточной достоверностью, следует воздерживаться от чрезмерного государственного вмешательства в экономику. В условиях глобализации и распространения информационных инфраструктур для успешного построения демократического общества необходимо обеспечить возможность широкого общественного диалога вокруг процесса принятия политических решений, и в этом смысле средством обеспечения этого диалога является развитие информационных технологий .

2. Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на ее действия. Не только вмешательство государства в экономику, но и реализация на первый взгляд обоснованных государственных решений могут вызывать негативные побочные последствия.

3. Несовершенство политического процесса. Под влиянием избирателей, групп специальных интересов, политических манипуляций государственные органы способны применять неадекватные методы регулирования и тем самым проводить неэффективную политику. Средством преодоления этого недостатка является введение своеобразной технологии, которая называется «публичная политика». Основными чертами публичной политики является работа с группами интересов, рассмотрение альтернатив, публичные обсуждения на всех этапах подготовки решений, внедрение решений через управление изменениями и тому подобное.

4. Ограничение контроля над государственным аппаратом. Особенности положения и поведения бюрократии способны усиливать неэффективность функционирования экономики, в частности приводить к чрезмерному росту управленческого аппарата и неоправданного увеличения бюджетных расходов.

Итак, для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место и недостатки рынка, и недостатки государственного воздействия. При этом ослабить влияние одних недостатков чаще всего можно только усилением влияния других. Поэтому, принимая экономические решения, следует сопоставлять последствия воздействия недостатков рынка и государства, чтобы определить оптимальную форму и границы государственного регулирования.

Особенно актуально проблема оптимального соотношения между влиянием рынка и государства на управление экономикой для России, которая стала на путь перехода от административно-командной системы управления к цивилизованной рыночной экономики .

Следует отметить, что рыночная конкуренция, влияя на цены и доходы, длительное время может достаточно эффективно приспосабливать действия хозяйствующих субъектов экономической ситуации, постоянно меняется, регулировать равновесие между спросом и предложением, что обеспечивает макроэкономическую стабильность.

Однако в современных условиях сложных воспроизводственных процессов проявляется ограниченность регуляторных возможностей рыночного механизма. Это проявляется через инфляцию, безработицу, длительное нарушение равновесия между спросом и предложением. В этих условиях есть объективная необходимость в активизации роли государства в регулировании экономики.

Государственное регулирование охватывает все направления общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики. В то же время, учитывая имеющиеся особые условия реформирования решаются острые экономические и социальные проблемы, в частности структурные преобразования, технологические обновления, преодоления кризисных явлений .

Цель государственного регулирования экономики - создать такую хозяйственную систему, которая бы ориентировалась на выбор эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства и обеспечение благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности.

Благодаря механизму государственного регулирования экономики необходимо создать условия:

Для эффективного функционирования рыночной среды;

Устранение негативных последствий рыночных процессов;

Защиты интересов на мировом рынке;

Решение проблем, которые рыночный механизм решить не может или решает их плохо.

Таким образом, государственное регулирование рыночных отношений необходимо для достижения двух взаимосвязанных целей - это защита интересов как граждан, так и общества в целом от тех негативных последствий, которые могут для них порождать рыночные отношения и обеспечение реализации отдельных общественных интересов, не может реализовать рынок.

Параметры влияния государства на рыночные события классифицируются по трем группам: регулирование процесса вхождения в рынок; регулирования рыночного ценообразования; регулирования рыночных объемов производства.

Сегодня общепризнанной является объективная необходимость перехода к регулируемому рынку, однако четко не определены формы, принципы и средства государственного регулирования. Поэтому особое значение приобретает установление круга объектов государственного влияния, поскольку именно объект вызывает адекватную ему экономическую форму государственного регулирования. Развитие объекта регулирования обусловливает развитие форм и средств его регулирования .

На современном этапе модель регулирования национальной экономики России можно очертить такими аспектами:

1. Она может гармонично сочетать антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование экономики.

2. Новые модели экономики должен предусматривать относительно длительное функционирование сильного государственного и частного секторов экономики, причем доля последнего должна ежегодно увеличиваться. Это свидетельствует о необходимости структурной перестройки не только межотраслевых комплексов, но и экономики страны в целом. При этом преобладание в начале государственного сектора экономики не предусматривает каких-либо льгот, преимуществ или исключительных прав, какими бы пользовались предприятия этого сектора. Приобретенный опыт по приватизации предприятий, а также мировой опыт свидетельствует, что за три-четыре года невозможно качественно трансформировать предприятия в сфере современного предпринимательства. Это обусловлено прежде всего несовершенством законодательной и нормативной базы, инерцией мышления руководителей и высших органов управления. Поэтому процесс трансформации государственного сектора в частный будет постепенным и продлится неопределенное время. Это означает, что государство должно использовать кейнсианские принципы макроэкономического регулирования. При этом следует учесть постсоциалистический характер экономики и взять за основу смешанную модель управления рыночной экономикой европейского типа, когда рыночный механизм функционирует под строгим контролем государства. В то же время курс на интенсивное становление частного сектора - это не форсированный и бездумный распределение государственных предприятий, их немедленное передачи в частный сектор. Такие проблемы должны решаться последовательно и с помощью механизмов конкуренции, разгосударствления, приватизации, банкротства, слияния, поглощения и других трансформаций .

3. В ближайшем будущем экономика должна быть только смешанной, одним из критериев управляемости которой будет противоречивое единство сравнительно жесткого государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования. При этом ослабление и сужение сферы макрорегулирования должно осуществляться только по мере становления и усиления действия механизмов рыночного саморегулирования в его цивилизованных формах.

4. Усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций в сфере рыночной экономики должно осуществляться одновременно с усилением влияния государства в социальной сфере. Любые попытки перейти к рыночному саморегулированию в сфере распределения в стране с постсоциалистической экономикой губительны .

Анализ государственного регулирования инновационной деятельности

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом. «Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности...

Влияние рыночных реформ на развитие местного самоуправления

Решение комплекса сложных задач носящих социально-экономический характер развития муниципальных образований немыслимо без органов местного самоуправления...

Государственное регулирование цен в странах с развитой экономикой

На протяжении многих десятков лет изменялось представление о необходимости государственного регулирования экономики. В настоящее время ясно, что необходимо соблюдать "золотую середину", так как и чрезмерное регулирование...

Фактор государства и государственные интересы непременно присутствуют в формировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития...

Государственное регулирование экономики

Государство в смешанной и командной экономике: способы регулирования

Саморегулирование рынка как способ управления экономикой было характерно для эпохи свободной конкуренции. Во второй половине XIX в. в связи с появлением монополий и усилением процесса обобществления капиталистического производства...

Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города

1.1. Особенности становления земельных отношений в современной России История Российского земельного кадастра на протяжении последних веков отражает развитие земельных отношений в нашем государстве...

Земельный кадастр как инструмент регулирования социально-экономического развития города Грозный

Основные методы и способы государственного регулирования цен

В условиях современного развития рыночной экономики регулирование экономических процессов осуществляется не только на основе общих усилий частномонополистических объединений и государства...

Основные направления антимонопольной политики в современных условиях

Ещё в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы...

Причины, способы и эффективность регулирования цен государством

Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер...

Регулирование цен в развитых странах

На?ро?яжен?? мног?х деся?ков ле? ?зменялось?редс?авлен?е о необход?мос?? государственного регулирования эконом?к?. В нас?оящее время ясно, ч?о необход?мо соблюда?ь "золо?ую серед?ну"...

Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие, функции и типы

В нашей стране сложилась очень непростая история развития рыночных отношений. Первый раз эти отношения были достаточно высоко развиты в конце XIX- начале XX в. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897г...

Функции государства в современной экономике

Государство является органом, которому общество поручает производство общественных благ и контроль уровня удовлетворения потребностей общества в таких благах...

Экономические системы

Рыночная экономика, или капитализм свободного предпринимательства (laissez-faire capitalism), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использование системы рынков и цен для координации и управления экономической деятельностью...