Какие креативные идеи можно использовать для конференция. Заглянуть в пакет участника: какой мерч дают на российских конференциях

Поэтапная логика научного исследования

1-й этап - выбор темы, обоснование актуальности проблемы;

3-й этап - определение объекта и предмета исследования;

2-й этап - постановка цели, гипотез и конкретных задач исследования;

4-й этап - выбор методов (методики) проведения исследования;

5-й этап - описание процесса и содержания исследования;

6-й этап - обсуждение результатов исследования;

7-й этап - формулировка выводов с оценкой полученных результатов.

Выбор темы. Выбор темы научной работыважная задача. От него зависит успех работы в целом. Критериями правильности выбора темы являются:

Актуальность темы;

Изученность темы;

Уровень теоретической и практической подготовки исследователя;

Наличие условий и средств для организации исследования;

Не слишком широкий охват вопросов, входящих в тематику исследования;

Практическая выполнимость темы.

При выборе темы работы необходимо ознакомиться с основной литературой по изучаемой проблеме, определить степень изученности того или иного вопроса.

Специальность «13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет основные направления теоретических, фундаментальных и прикладных исследований таких компонентов системы физической культуры, как физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладная, оздоровительная и адаптивная физическая культура.

Области исследований:

1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.

2. Теория и методика физического воспитания.

3. Теория и методика спорта.

4. Теория и методика профессионально-прикладной физической подготовки.

5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.

6. Теория и методика адаптивной физической культуры.

7. Психология физической культуры.

Для спортивной школы наибольшую значимость представляют следующие направления исследований: методика воспитания физических качеств в возрастном аспекте; система построения многолетней подготовки юных спортсменов; нормирование и структура тренировочных воздействий; система отбора юных спортсменов; методика комплексного контроля подготовленности учащихся спортивных школ и ряд других.

Также представляет интерес проблема управления спортивной школой в современных условиях, различные аспекты деятельности руководителей и организаторов методической работы в спортивной школе.

Научное исследование это управляемый процесс, направленный на получение новых знаний. Управление процессом научного исследования осуществляется как принятие и исполнение решений.



Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов. Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются последовательно. Очередность их отражена в схеме построения исследования (Приложение 1).

Каждая работа начинается с формулировки названия, которое должно четко отражать цель, содержание исследования и быть лаконичным.

Планирование исследования. Началу исследования предшествует его тщательное планирование. Организация научного исследования начинается с составления плана, в плане указываются сроки начала и окончания этапов разработки темы с перечислением выполняемых заданий.

Обычно намечаются следующие этапы:

- сбор и изучение литературных источников (выявление литературных источников по библиографическим указателям; составление картотеки литературы; чтение источников);

- определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования является учебно-тренировочный, воспитательный, учебный, организационный процесс то есть то, что исследуется. Предметом исследования является прогнозирование, развитие и совершенствование учебно-воспитательного процесса, то есть то, что в этом объекте получает научное объяснение, качество учебно-тренировочного процесса. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Пример: объект исследования – предыгровая подготовка хоккеистов-юниоров предмет исследования – методика регуляции психических состояний спортсменов в хоккейной команде, тема исследования – формирование состояния готовности к игре хоккеистов-юниоров.

- формулировка цели, задач и рабочей гипотезы исследования.

- Цель исследования конечный результат, который исследователь намерен получить после завершения работы. Цель формулируется кратко, точно, выражая тот результат, к которому стремится исследователь. Пример:цель исследования – формирование состояния готовности хоккеистов-юниоров в процессе предыгровой подготовки. Определив цель, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. Задачи исследования – круг проблем, которые необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Пример: задачи исследования: 1) выявить характерные особенности психических состояний хоккеистов перед соревновательной игрой; 2) разработать методические подходы к психологической подготовке хоккеистов-юниоров в процессе предыгровой подготовки; 3) экспериментально обосновать эффективность средств регуляции предыгровых состояний хоккеистов-юниоров. Гипотеза исследования – это предварительное предположение о возможных результатах исследования. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявленные факты. Пример: научная гипотеза – психологическая подготовка хоккеистов-юниоров должна основываться не только на знаниях озакономерностях специфической игровой деятельности, но и на знании особенностей «психической конституции» юных спортсменов, а такжк особенностей структуры и динамики психического и психофизиологического состояния в процессе подготовки к игре. В ходе исследований гипотеза может быть подтверждена, подвергнута коррекции или отвергнута как не оправдавшая себя.

- этап исследований включает в себя выбор методов исследований, овладение методикой исследований, постановка предварительного и основного экспериментов, обработка экспериментальных данных, обобщение результатов исследований.

- этап завершения и оформления исследования – описание результатов исследования, формулирование выводов и практических рекомендаций, оформление результатов исследования (в виде методической разработки, статьи, диссертации, учебного пособия и т.д.). Внедрение результатов исследования в практику (в форме методических рекомендаций).

Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов4.1 Формулирование темы научного исследования Подготовительным этапом научно-исследовательской работы является выбор темы научного исследования. Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определенному научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимают сферу научных исследований научного коллектива, посвященных решению каких-либо крупных, фундаментальных теоретических и экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Например, научные исследования, выполняемые экономистами, охватываются общим направлением «экономика» (экономические науки). Внутри его можно выделить конкретные направления, основой которых являются специальные экономические науки: экономическая теория, экономический анализ, налогообложение, мировая экономика, экономика организаций. Структурными единицами направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и вопросы. Комплексная проблема включает в себя несколько проблем. Научная проблема – это совокупность сложных теоретических или практических задач; совокупность тем научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема может быть отраслевой, межотраслевой, глобальной. Проблема состоит из ряда тем. Тема - это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах. Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной области научного исследования. Результаты решения этих задач имеют не только теоретическое, но, главным образом, и практическое значение, поскольку можно сравнительно точно установить ожидаемый экономический эффект. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными . Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием литературных источников. Практические темы разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа фактов. Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования. При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании - разработать новую конструкцию, прогрессивную технологию, новую методику и т. д. Выбору тем предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками данной и смежной специальности. Постановка (выбор) проблем или тем является трудной, ответственной задачей, включает в себя ряд этапов . Первый этап - формулирование проблем . На основе анализа противоречий исследуемого направления формулируют основной вопрос - проблему - и определяют в общих чертах ожидаемый результат. Второй этап включает в себя разработку структуры проблемы . Выделяют темы, подтемы, вопросы. Композиция этих компонентов должна составлять древо проблемы (или комплексной проблемы). По каждой теме выявляют ориентировочную область исследования. На третьем этапе устанавливают актуальность проблемы , т. е. ценность ее на данном этапе для науки и техники. Для этого по каждой теме выставляют несколько возражений и на основе анализа, методом исследовательского приближения, исключают возражения в пользу реальности данной темы. После такой "чистки" окончательно составляют структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы, вопросы. При выборе важно уметь отличать псевдопроблемы от научных проблем. Псевдопроблемы (ложные, мнимые), какую бы не имели внешнюю форму, в основе своей имеют антинаучный характер. После обоснования проблемы и установления ее структуры научный работник (или коллектив), как правило, самостоятельно приступает к выбору темы научного исследования. По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование. К теме предъявляют ряд требований. Тема должна быть актуальной , т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время. Это требование одно из основных. Критерия для установления степени актуальности пока нет.Так, при сравнении двух тем теоретических исследований степень актуальности может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок ошибки не возникают, если более актуальной окажется та тема, которая обеспечит большой экономический эффект. Тема должна решать новую научную задачу . Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублирование исключается. Дублирование возможно только в том случае, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших государственных проблем в кратчайшие сроки. Таким образом, оправданное дублирование тем (разработок) иногда может быть одним из требований. Тема должна быть экономически эффективной и должна иметь значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве. Это одно из важнейших требований. На стадии выбора темы исследования ожидаемый экономический эффект может быть определен, как правило, ориентировочно. Иногда экономический эффект на начальной стадии установить вообще нельзя. В таких случаях для ориентировочной оценки эффективности можно использовать аналоги (близкие по названию и разработке темы). При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости. Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований, или направленных на совершенствование общественных ипроизводственных отношений и др

Лекция 3.Выбор научного направления сследования, проблемы и темы

Научное направление – это исследование, в процессе которого решаются крупные задачи в определенной отрасли науки. Составной частью научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы, вопросы.

Под проблемой понимают сложную научную задачу, которая охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. Проблема состоит из ряда тем.

Комплексная проблема включает в себя несколько проблем. Полезность исследований в рамках комплексной проблемы или проблемы на первых порах можно определить только ориентировочно.

Тема – это научная задача, охватывающая определенную область научного исследования. Она базируется на отдельных научных вопросах.

Под научными вопросами понимают мелкие научные задачи, являющиеся составной частью темы.

Если проблема – крупная задача, связанная с открытием или с решением комплекса научных задач, ускоряющих технический прогресс, то при разработке темы; диссертации выдвигается конкретная цель исследования . Например, разработать новую методику, с помощью которой можно совершенствовать технологические процессы, агрегаты и машины.

С первых шагов соискатель встречается с рядом вопросов, которые требуют глубокого обоснования и доказательства. Это - выбор темы исследования, доказательство ее актуальности на сегодняшний день, определение цели исследования и разработка задач диссертации, являющихся шагами (этапами) к достижению намеченной цели. При этом соискатель должен четко представлять, что проводимая им работа своевременна, соответствует современным требованиям науки и техники, с точки зрения требований народного хозяйства имеет своих заказчиков, которые нуждаются в результатах исследований соискателя и готовы внедрить результаты исследований в производство.

Выбор темы для диссертации - серьезное и ответственное дело не только самого исполнителя, но и того коллектива, в котором он работает.

При выборе темы возможны различные варианты, когда инициатива в предварительном выборе диссертационной темы принадлежит то диссертанту, то научному руководителю.

Но, в конечном счете, конкретная формулировка ее достигается обязательно при их обоюдном согласии. При этом большую ответственность несет научный руководитель как человек, более эрудированный и знакомый с состоянием изученности рассматриваемой проблемы.

Выбор темы диссертации во многом предопределяется наличием планов работы кафедр или лабораторий института, наличием тематики.

При выборе темы важно уметь отличать реальные научные темы от мнимых научных тем .

Мнимые темы - это в первую очередь такие, которые повторяют уже решенные задачи. Если аспирант, соискатель недостаточно глубоко изучил объект исследования и по информационным источникам не обнаружил, что тема уже решена ранее, то вследствие слабой эрудиции он может выбрать мнимую тему.

По данным ВНИИГПЭ, более 50 направляемых заявок на изобретения в той или иной степени дублируют уже решенные вопросы.

К мнимым научно-исследовательским темам следует также отнести такие темы, новизна которых носит не научный, а инженерный характер. Например, дается новое инженерное решение (даже с выдачей авторского свидетельства) конструкции (масса, конструкция узла, кинематика), но не изучен теоретически объект исследования (процесс). С позиций требований к диссертации такая проблема мнимая. Мнимой проблемой в прикладных научно-исследовательских работах может быть и такая тема, решение которой не дает экономического эффекта.

Это положение не относится к теоретическим, фундаментальным исследованиям, где экономический эффект не имеет первостепенного значения. Там важно открытие новых законов природы. Экономический эффект появится в дальнейшем при использовании этих законов в прикладных исследованиях.

Например, исследования К. Э. Циолковского начали приносить экономический эффект через 40 лет при освоении космоса.

При выборе темы диссертации соискатель должен определить ее соответствие той или иной научной специальности по паспорту специальности. Инженер-механик руководствуется паспортами.

Может оказаться так, что выбранная тема находится за пределами указанных специальностей. Тогда соискатель должен принимать новое решение по выбору темы.

При постановке и утверждении темы диссертации, которая должна иметь научную новизну , особенно важно коллективное обсуждение для избегания ошибок на первой стадии работы.

По мнению некоторых ученых, выбрать тему зачастую более сложно, чем провести само исследование.

Если разрабатывается пусть даже новая задача, но на основе уже открытого закона, - это область инженерных, а не научных разработок.

3.1. Цель и задачи исследования

Нередко мы встречаемся с таким положением, когда диссертант путает понятия цели и задачи диссертации. Соискателю следует четко определить конечную цель исследования , носящую, как правило, практическое значение для производства, и указать промежуточные этапы – задачи исследования.

Характеризуя цель исследования, следует отметить, в какие этапы исследования предмета предполагается сделать свой основной научный вклад:

В постановку проблемы;

В разработку или развитие теории познания предмета исследования;

В методологию решения проблемы;

В совершенствование технических средств исследования;

В анализ существующей практики.

3.2. Предмет и объект исследования

Строгому разграничению должны подвергнуться такие понятия, как "предмет" и "объект" исследования . Соискатели зачастую становятся в тупик, пытаясь объяснить эти понятия. Между тем существует четкое разделение их. Под объектом исследования понимают технологические или динамические процессы, которые изучаются в работе. Предметом исследования в научной работе является установление закономерностей изучаемых процессов, например, взаимодействия рабочих органов машин со средой (почвой или растениями).

3.3. Актуальность исследований

Показывая актуальность научных исследований, соискатель должен отметить своевременность для народного хозяйства данных исследований соответствующей области науки и техники. Необходимо доказать целесообразность, предпочтительность или желательность исследований, которые собирается выполнить автор. Желательно иметь прогноз по экономической эффективности предполагаемых результатов исследований.

Актуальность исследований должна обосновываться ссылками на директивные документы, планы развития отраслей, планы развития науки и общеупотребительные прогнозы.

3.4. Научная новизна исследования

Новизна может быть присуща различным этапам исследования.

Например, анализируя сложившуюся систему использования и обслуживания сельскохозяйственной техники, соискатели приходят к выводу, что условия резко изменились (миграция населения из села в город, нехватка рабочих рук, сложность современных машин, и т.д.), что требует новой постановки основных задач сельскохозяйственного производства;

Развитие теории изучаемого объекта исследования;

Развитие методов и методологии решения проблемы;

Совершенствование технологии и машин, выполняющих производственные процессы;

Развитие и совершенствование технических средств и методов экспериментальных исследований, позволяющих подучить новые важные данные об объекте исследования, на основании которых могут быть изменены теория и практика рассматриваемой проблемы;

Научное обобщение всех исследований по проблеме, позволяющее по-новому оценить ее развитие, современное состояние и перспективы на будущее, в результате чего соискатель делает новые научные выводы.

Каждый соискатель, аспирант, докторант должен ясно представлять и четко сформулировать научную новизну своей диссертационной работы.

При работе над докторской диссертацией возникает необходимость в выборе и постановке научной проблемы . Понятие "научная проблема" нельзя отождествлять с понятием "вопрос", как это иногда делается. Осознание противоречия между ограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшего развития и приводит к постановке новых научных проблем. Любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации.

Возникновение проблемы свидетельствует о недостаточности или даже об отсутствии необходимых знаний, методов и средств, для решения новых задач, постоянно выдвигаемых в процессе практического и теоретического освоения мира.

Правильная постановка и ясная формулировка новых научных проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение самих проблем. Чтобы правильно сформулировать проблему, необходимо не только видеть проблемную ситуацию, но и указать возможные способы и средства ее решения.

Возникновение проблемной ситуации в науке свидетельствует либо о противоречии между старыми теориями и вновь обнаруженными фактами, либо о недостаточной корректности и разработанности самой теории, либо о том и другом одновременно.

Из теории познания известно, что исходной позицией научного исследования является постановка проблемы, которая, в свою очередь, обосновывается проблемной ситуацией.

Проблемная ситуация - это возникающее в процессе развития объективного мира противоречие между знанием о потребностях общества в каких-либо практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов и способов для их овладения, чему, в свою очередь, препятствует отсутствие знаний законов тех объектов, которыми приходится оперировать.

На основании проблемной ситуации возникает проблема, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребности человеческого общества в определенных теоретических и практических действиях и незнанием путей и средств их достижения.

Постановка проблемы - большая задача для каждого исследователя, это осуществляемый выход за пределы познанного. В сферу того, что должно быть познано.

Не всякая проблемная ситуация влечет за собой постановку научной проблемы. Если возникшее противоречие может быть разрешено уже известными средствами, то речь идет о практической проблеме. Разрешение же научной проблемы должно привести к получению нового знания.

Узловым пунктом любой проблемы является центральный вопрос , который связан с предположением о возможности открытия новой закономерности (закона) или нового способа практического применения теории и прямо нацелен на их выявление. Вокруг этого вопроса группируются другие вопросы, ответы на которые обеспечивают исследователя данными, необходимыми для поиска ответа на центральный вопрос проблемы. Формирование основного вопроса по сути дела и означает постановку проблемы.

В качестве примера проблемной ситуации в сельском хозяйстве можно привести следующее. Недостаток механизаторских кадров на селе особо остро поставил вопрос о повышении производительности машинно-тракторных агрегатов и сокращении сроков полевых работ.

Решение этого вопроса предложено осуществить за счет повышения мощности единичных агрегатов путем внедрения тяжелых тракторов Т-150К, К-701, К-710 или комбайнов "Дон-1500" и других тяжелых машин. Повышение мощности ведет к увеличению массы тракторов и комбайнов, а это, в свою очередь, вызывает значительное уплотнение почвы ходовым аппаратом. Кроме того, стремление полнее использовать мощность двигателя вызывает повышение скоростей МТА, а это ведет к дополнительному распылению почвы, ее уплотнению и снижению плодородия. По этим причинам в США ежегодно недобирают урожай, оцениваемый в 1,18 млрд. долларов.

Проблемная ситуация, описанная выше, может быть сформулирована так. Стремление увеличить производительность МТА требует повышения мощности двигателей мобильных машин и их массы, что приводит к уплотнению и распылению почвы и снижению ее плодородия.

Решение этой важной научной и хозяйственной проблемной ситуации связано с проблемой эффективного использования мощных мобильных энергетических средств (ММЭС), не уплотняющих почву ходовым аппаратом. К таким ММЭС следует отнести: мостовые агрегаты с программным автоматизированным управлением; агрегаты канатной тяги; средства для уборки зерновых культур с обмолотом на стационаре и др. Решение, возникшей проблемной ситуации, возможно также путем развития и внедрения технологии с минимальной обработкой почвы, когда агрегаты выходят на поле только для посева и уборки.

Чтобы сформулировать проблему, надо не только оценить ее значение в развитии науки, но и располагать методами и техническими средствами для ее решения. Это означает, что не всякая проблема может быть поставлена перед наукой. Любой ученый, приступая к исследованию, должен считаться с объективными факторами, определяющими успех дела. К их числу относится степень зрелости или развитости предмета исследования. Познание ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления.

Выбор и постановка научных проблем во многом зависят от уровня знаний в конкретной отрасли науки. Это такой же объективный фактор, как и степень зрелости исследуемого объекта, и ученый вынужден с ним считаться.

Очень часто, рассматривая докторскую диссертацию, решающую крупную научную проблему, применяют оценку ее значимости по критерию – находится ли она на переднем крае науки. Можно ли говорить, что докторант разрабатывает новое перспективное направление в соответствующей отрасли науки или им осуществлено теоретическое обобщение и дано решение крупной научной проблемы, имеющей важное хозяйственное, политическое или социально-культурное значение? При положительном ответе на поставленные вопросы высшая аттестационная комиссия считает, что соискатель заслуживает присвоения ученой степени доктора наук.

3.5. Состояние вопроса исследования

Приступая к выполнению научно - исследовательской работы, соискатель должен четко определить исходные позиции исследования. Кратко, но достаточно глубоко показать исходный уровень изученности данного предмета исследования. Следует описать достигнутый к моменту начала исследований автора теоретический и экспериментальный уровень знаний предмета исследования и дать оценку этих результатов. Указать наиболее существенные недостатки в работах предшествующих авторов, если данное исследование предполагает другой способ достижения цели, или наметить пути продолжения проведенных ранее исследований, если при этом открываются новые положительные качества или перспективы использования предмета исследования.

В заключение первой главы отчета по НИР следует указать, какие перспективы открываются в результате исследования, сформулировать научную проблему и основные идеи, лежащие в основе ее решения, если это возможно - сформулировать рабочую гипотезу и основные задачи исследования. Среди научных задач могут быть такие как:

Разработка или уточнение общей или частной методик и средств проведения исследования;

Изучение физико-механических свойств материалов или среды;

Установление стабильных связей изучаемого процесса;

Составление иди разработка математической модели, целевой экономической функции;

Установление оптимальных параметров и оптимальных режимов изучаемого процесса;

Способы внедрения результатов исследований, оценка экономического эффекта и др.

3.6. Теоретические исследования

Решение выдвинутых задач следует начинать с выбора общей и частных методик исследования. На этой стадии работы во многом может помочь научное предвидение , состоящее из глубокого знания изучаемого предмета исследования, известных закономерностей и теорий. Чем больше здравого смысла и учета прошлого опыта, тем значительней результаты предвидения.

Научное предвидение нельзя относить к области голых абстракций, это сплав новых точных данных, полученных в результате экспериментов и наблюдений на границе познанного и познаваемого, строгого логического заключения, теоретического объяснения факторов и мастерства исследователя.

Предвидение новых научных факторов основано на точном знании объективных законов действительности и смелом, уверенном научном поиске.

Здесь уместно напомнить высказывание академика Л. Д. Ландау о том, что наше сознание оставило далеко позади возможности фантазии, ум физика сегодня работает там, где воображение человека уже бессильно.

Соискатель, используя уровень накопленных данных, должен принять решение: какие известные ему общие методы и частные методики могут быть использованы в его работе. Здесь в первую очередь потребуются знания форм и методов научного познания.

На предварительной стадии обоснования научной гипотезы необходимо предъявить ряд требований к гипотезе , чтобы отклонить неприемлемую, маловероятную гипотезу. Такими требованиями являются:

    эмпирическая оценка гипотезы,

    теоретические обоснования гипотезы;

    логическое обоснование гипотезы;

    наличие в гипотезе информативности (способность объяснять явления);

    предсказательная сила гипотезы;

    наличие принципа простоты построения.

Степень вероятности гипотезы существенным образом зависит от тех посылок, которые служат для ее подтверждения. С изменением посылок, получением новой информации меняется и вероятность гипотезы.

Трудоемкость выполнения научно-исследовательской работы на разных этапах неодинакова. Теоретическая часть требует больших умственных затрат. Это наиболее сложный творческий этап. От его результатов зависит успех всей диссертации.

При работе над диссертацией особенно важно логически определить, какой математический аппарат будет использоваться при исследовании (теория вероятностей, транспортная задача, распределительная задача, корреляционный анализ, статистическая динамика и др.).

Определившись в методологическом плане, следует заняться подробным изучением математического аппарата. Если этого не сделать, время работы над теоретическим разделом проблемы увеличится. А без теоретического осмысления исследования не рекомендуется приступать к экспериментам.

С продолжительностью исследований тесно связана проблема старения информации.

Ценность информации, полученной в результате выполнения опытно-конструкторских работ, прикладных и фундаментальных исследований, уменьшается со временем, информация "стареет".

Сроки старения научной информации: листки технической информации - I год, экспресс-информация - 4, прикладные журнальные статьи - 6 лет, кандидатские диссертации - от 8 до 10, теоретические журнальные статьи - 10, монографии – от 10 до 12, изобретения, докторские диссертации – от 14 до 18 лет.

В связи с обесцениванием информации во времени, в том числе и полученной при выполнении диссертационных работ, с особой остротой встает вопрос о сроках работы над кандидатскими и докторскими диссертациями.

Если кандидатская диссертационная работа в области прикладных наук затянулась на 8 - 10 лет, то к моменту окончания она может быть полностью обесценена.

Если, над докторской диссертацией, соискатель трудился 14 - 18 лет, то можно с уверенностью сказать, что к моменту защиты основные положения работы широко известны и, более того, уже модернизированы и развиты другими исследователями.

Защита таких "устаревших" диссертаций становится трудной и малоэффективной. Вот почему Министерство образования РФ, ВАК требуют от аспирантов выполнять диссертационные работы за 3 года.

Требования к докторским диссертациям таковы, что они должны представлять собой крупный вклад в отрасль или раскрывать новое научное направление.

Необходимыми условиями для работы над диссертацией являются:

Готовность аспиранта-соискателя к проведению самостоятельной научно-исследовательской работы (знание научных методов исследования, современной аппаратуры, теории вероятности, умение составить алгоритмы решения научных задач и работы на ПЭВМ);

Умение работать с литературой и знание всех современных источников информации.

С целью ускорения поиска информации издаются реферативные журналы (тематические), периодические тематические обзорные выпуски и экспресс-информация. Интернет технологии.

В зависимости от темы НИР количество источников информации может достигать в диссертации 100 - 400 и более наименований. Однако, основное внимание в обзоре литературы должно быть уделено анализу изданий за последние 10-15 лет.

1.Выбор научного исследования

2. Проблемы и темы

3. Реальные и мнимые темы

4. Цель и задачи исследования

5. Предмет и объект исследования

6. Актуальность исследования

7. Научная новизна

8. Проблемная ситуация

9. Состояние вопроса

10.Теоретические исследования.

Тесты

1.Научное направление это:

а) исследование крупной задачи;

б) исследование темы;

в) исследование вопроса.

2.Проблема это:

а) региональная задача

б) сложная научная задача;

в) экспериментальная задача.

3.Тема это:

а) научная задача;

б) отдельный научный вопрос

в) отдельный эксперимент.

4. Цель исследования:

а) конечный результат;

б) промежуточный результат;

в) начальный результат.

а) повторение уже решенной задачи;

б) решение новой задачи;

в) проведение эксперимента.

6. Задачи исследования:

а) Начальный этап исследования;

б) конечный этап исследования;

в) промежуточные этапы исследования.

7.Объект исследования это:

а) изучение закономерностей;

б) изучение технологических или динамических процессов.

8.Под предметом исследования понимается:

а) изучение технологических процессов;

б) установление закономерностей;

в) изучение динамических процессов.

9. Актуальность исследований обосновывается ссылками на:

а) директивные документы;

б) акты обследования.

10. Новизна научного исследования может быть присуща:

а) одному из этапов исследования;

б) всем этапам исследования;

в) двум этапам исследования

Цель научного исследования - всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная или идеальная система. Предмет - это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы и вне ее, закономерности развития, различные свойства, качества и т. д.

Научные исследования классифицируются по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования.

По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т. п.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности.

Цель - Установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека. В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, в свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, нахождение путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований. В результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т. п.

Целью опытно-конструкторских работ является подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции. В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленны процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называются разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.


В зависимости от источника финансирования научные исследования делятся на госбюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Госбюджетные научные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками на основе хозяйственных договоров. Такие организации могут быть как производственные, так и научно-исследовательские. Нефинансируемые исследования выполняются по договорам о сотрудничестве.

Каждую научно-исследовательскую работу можно отнести к определенному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают: техническое, биологическое, социальное и т. п. направления с возможной последующей детализацией. Таким образом, основой научного направления является специальная наука или ряд специальных наук, входящих в ту или иную научную отрасль, а также специальные методы исследования и технические устройства.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы; проблемы, темы и научные вопросы. Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединенных единой целью; проблема - это совокупность сложных теоретических и практических задач, решения которых назрели в обществе. С социально-психологических позиций проблема - это отражение противоречия между общественной потребностью в знании и известными путями его получения, противоречия между знанием и незнанием.

Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на «невозможность» в достижении цели. Проблема может быть глобальной, национальной, региональной, отраслевой, межотраслевой, что зависит от масштаба возникающих задач. Так, например, проблема охраны природы является глобальной, поскольку ее решение направлено на удовлетворение общечеловеческих потребностей. Кроме перечисленных различают проблемы общие и специфические, К общим относят проблемы общенаучные, общенародные и т. п. Специфические проблемы характерны для определенных производств той или иной промышленности.

Тема научного исследования является составной частью проблемы. В результате исследований по теме получают ответы на определенный круг научных вопросов, охватывающих часть проблемы. Обобщение результатов ответов по комплексу тем может дать решение научной проблемы.

Под научными вопросами обычно понимаются мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов является чрезвычайно ответственной задачей. Направление исследования часто предопределяется спецификой научного учреждения, в котором работает исследователь. Поэтому выбор научного направления для каждого исследователя часто сводится к выбору отрасли науки, в которой он желает работать. Конкретизация же направления исследования является результатом изучения состояния производственных запросов, общественных потребностей и состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени.

В процессе изучения состояния и результатов уже проведенных исследований могут сформулироваться идеи комплексного использования нескольких научных направлений для решения производственных задач. Следует при этом отметить, что наиболее благоприятные условия для выполнения комплексных исследований имеются в высшей школе, в ее университетах и политехнических институтах, в связи с наличием в них учебных научных школ, сложившихся в различных областях науки и техники. Выбранное направление исследования часто в дальнейшем становится стратегией научного работника или научного коллектива, иногда на длительный период.

При выборе проблемы и тем научного исследования вначале на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, исполнители, устанавливается их актуальность. При этом важно уметь отличать псевдопроблемы (ложные, мнимые) от научных проблем. Наибольшее количество псевдопроблем связано с недостаточной информированностью научных работников, поэтому иногда возникают проблемы, целью которых оказываются ранее полученные результаты. Это приводит к напрасным затратам труда ученых и средств. Вместе с тем следует отметить, что иногда при разработке особо актуальной проблемы приходится идти на ее дублирование с целью привлечения к ее решению различных научных коллективов в порядке конкурса.

После обоснования проблемы и установления ее структуры определяются темы научного исследования, каждая из которых должна быть актуальной (важной, требующей скорейшего разрешения) иметь научную новизну, т. е. должна вносить вклад в науку, быть экономически эффективной для народного хозяйства. Поэтому выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете. При разработке теоретических исследований требование экономичности иногда заменяется требованием значимости, определяющим престиж отечественной науки.

Каждый научный коллектив (вуз, НИИ, отдел, кафедра) по сложившейся традиции имеет свой научный профиль, квалификацию, компетентность, что способствует накоплению опыта исследований, повышению теоретического уровня разработок, качества и экономической эффективности, сокращению срока выполнения исследования. Вместе с тем нельзя допускать монополию в науке, т. к. это исключает соревнование идей и может снизить эффективность научных исследований. Важной характеристикой темы является возможность быстрого внедрения полученных результатов в производство. Особо важно обеспечить широкое внедрение результатов в масштабах отрасли, а не только на предприятии заказчика.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежных специальностей. Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему. При коллективной разработке научных исследований большую роль приобретают критика, дискуссии, обсуждение проблем и тем. В процессе дискуссии выявляются новые еще не решенные актуальные задачи разной степени важности и объема. Это создает благоприятные условия для участия в научно-исследовательской работе вуза студентов различных курсов.

Идеи — сердце любого творческого процесса. Тем не менее, лишь минимальное количество действительно хороших идей родилось в мгновения внезапного вдохновения. Да, такое бывает — появляются слабые проблески идеи или смутные ощущения, — однако, в любом случае, с ними еще нужно работать, отшлифовывать их и развивать. Идеям, как настоящему хорошему сыру, необходимо время, чтобы созреть. Да, на самом деле, «миг вдохновения» — момент, когда человек кричит «эврика» — это всего лишь часть довольно длительного процесса, который, если не обращать на него внимания, может привести к тому, что большинство идей просто забудутся или повиснут в воздухе.

Так как мы «находим» идеи? Просто сидим и ждем, пока наконец они сами неожиданно не полезут к нам в головы? Едва ли большинство из нас может позволить себе такую роскошь. Нет, большинству из нас приходится выжимать из себя эти идеи каждый божий день. И чтобы выдержать это, вам необходимо вооружиться необходимой технологией.

Как будто по волшебству

Слово «креативный» последнее время пользуется величайшей популярностью и авторитетом. Креативные люди неожиданно волшебным образом придумывают новые идеи, которые становятся чудесными решениями для самых сложных проблем — и все это с легкостью фокусника, достающего кролика из шляпы. А толпы восторженных зрителей восхищаются: «Какое волшебное искусство! Как же он это делает?!»

Ладно, мне придется немного развею эти иллюзии. Это вовсе не волшебство. Эти люди ничем не отличаются от вас или меня. Они просто немного по-другому смотрят на проблему и возможности ее решения. И, что хорошо, они используют для этого методы, которыми сможет воспользоваться каждый.

Краткое описание

Разработка большинства web-проектов начинаются с писем. В целом, конечно, это не лучшая отправная точка для начала проекта. Большинство писем вовсе не страдают краткостью и часто состоят из нескольких страниц текста — подробного описания и необходимой документации. Ни то ни другое абсолютно не вдохновляет.

Когда я получаю подобное письмо, я от всей души пытаюсь вникнуть, в чем же суть проблемы, и кратко изложить ее в одном предложении.

Краткое описание идеи — это одно-два предложения, обобщающие суть проекта и отражающие его как проблему, которую необходимо решить. Это вопрос, нуждающийся в ответе. Нечто вроде:

Нам необходимо сделать редизайн проекта, чтобы привлечь больше посетителей.

Как нам привлечь нашу старую аудиторию к новому проекту социальной сети?

Это должно быть простое предложение или вопрос, на который надо ответить. Потом, в процессе генерации идей, его можно будет использовать в качестве отправной точки. Как только вы его сформулировали и полностью им довольны — распечатайте его и повесьте на видном месте. Затем, в процессе работы над проектом, постоянно обращайтесь к этому листку. Ваши решения смогут помочь решить проблему? Очень легко утонуть в кипах документации и ваша задача состоит в том чтобы воздержаться от этого — и здесь вам как раз и поможет краткое описание идеи.

Структурирование идей

Так, теперь краткое описание идеи у нас есть, что же дальше?

Мы не можем в поисках идей всегда полагаться только на внезапное вдохновение. Наверняка вы множество раз сидели перед девственно чистым листком бумаги или пустым экраном монитора и думали: «Сегодня не выходит — ничего не поделаешь. Так что, честно пойду поиграю.»

В большинстве случаев над идеями требуется поработать. Их нужно отшлифовывать, придавая им нужную форму с помощью команды заинтересованных профессионалов. И у нас есть один полезный инструмент, который поможет нам в этом: идейные мини-конференции.

Идейные мини-конференции

Вероятно, все хоть раз участвовали в чем-то подобном. Иногда это называют еще мозговым штурмом.

Мне не очень нравится идея классических мозговых штурмов. Верный рецепт от всех бед: соберите вместе нескольких людей, чтоб решить проблему. У всех у них свое мнение, но в итоге вам нужно прийти к общему решению, с которым будет согласен каждый. В итоге это решение обычно не работает.

Есть несколько моментов, необходимых как раз для удачной и продуктивной работы с идейными мини-конференциями.

Проектная группа

Идейные мини-конференции это групповая работа и в ней непременно должны принимать участие ключевые члены проектной группы. Это важно. Для того, чтобы идея воспринимали серьезно, можно попробовать продать ее людям, которые в ней заинтересованы: гендиректору или директору по маркетингу. Если же продать ее и соблюсти все интересы клиента не удается, то скорее всего такую, возможно даже очень заманчивую идею, ожидает неминуемый провал.

Хороший фасилитатор

Другой важный член такой конференции это фасилитатор. Они должны быть мастерами своего дела и уметь любыми средствами, уговорами и принуждением, выявить все лучшие идеи, которые может предложить команда. В то же время, они должны оставаться объективными и беспристрастными и не комментировать идеи, а просто поддерживать все предложения, стараясь направить энергию участников дальше в креативное русло.

Распорядок конференции

Я понимаю, это может показаться ограничением, однако подобным семинарам необходимо внутреннее расписание. Люди, даже «креативные», любят структурность — и неважно что будет на повестке дня. Вот, например, каким может быть распорядок типичной мини-конференции.

  1. Представление участников.
  2. Изложение проблемы — цель настоящей конференции (краткая идея).
  3. Правила мозгового штурма.
  4. Первый порыв.
  5. Контексты — 4 метода.
  6. Энтузиазмометр.

Правила

Вслед за представлением участников и описанием (в виде краткой идеи) проблемы, стоящей на повестке дня, фасилитатор должен озвучить правила. Они необходимы для того, чтобы общение в процессе мозгового штурма шло спокойно и вежливо. Вот они:

  1. Все идеи равны между собой.
  2. У нас здесь очень много идей.
  3. Не судим.
  4. Анализируем идеи позднее.
  5. Здесь все равны (не используем служебное положение в личных целях).
  6. Получаем удовольствие.
  7. Следим за временем.
  8. Идеи выдвигаем по очереди (одна идея в один конкретный промежуток времени).

Первый порыв

Дальше следует первый порыв. Тут цель — сразу записать первичные мысли и мнения, которые уже есть. На мини-конференцию все участники приходят уже немного «предвзятыми», то есть они так или иначе представляют себе, как должен развиваться проект. В целом, на этом этапе записываются самые очевидные идеи, часто с конкретными деталями. Здесь чаще высказываются более уравновешенные и менее рискованные или необычные идеи.

Фасилитатор должен записывать идеи и ободрять участников высказывать новые. Однако важно также не сосредотачиваться лишь только на одном направлении. Здесь задачей является найти как можно больше идей и в этот момент речь идет больше о количестве, чем о качестве. Пока что.

Контексты

Как только первый порыв завершен и все первоочередные и очевидные идеи высказаны и записаны, фасилитатор начинает помогать участникам идеи меняя направление их мыслей с помощью смены контекста. Очень удобным инструментом генерации идей для того чтобы конференция не застряла на каком-то одном контексте или варианте, являются нижеследующие четыре метода.

Четыре метода

Здесь я представляю четыре метода генерации идей. Фасилитатор в процессе конференции может пользоваться ими для того чтобы участники переключались с одной идеи на другую, не пытаясь анализировать или высказывать свое мнение по поводу предыдущей, а также в том случае если участники начинают выдыхаться. Четыре метода — это:

Изменение

Под изменением подразумевается возможность перевернуть в идее все с ног на голову. Берем характеристики предмета, а затем переводим их в обратное или смещаем ракурс. Например, в пивной четыре стены и крыша. А если стен не будет, а крыша останется?

Выразите другими словами

Выразите идею другим путем или с другой точки зрения. Для вас это фантастическая возможность влезть в шкуру клиента! Например, что если вам шесть лет и родители купили дополнительную подушку, чтобы вы, сидя в машине, могли использовать стандартные ремни безопасности?! Что именно для вас классного будет в этой дополнительной подушке?

Родственные сферы деятельности

Подумайте о родственных сферах деятельности и попробуйте взять идеи оттуда.
Например, кулинария и садоводство. Какие элементы садоводства могут помочь в продаже поваренных книг?

Случайные связки

Попробуйте найти связь с неким случайным объектом или предметом. Так могут возникнуть величайшие идеи. Случайные связки часто порождают идеи краткие или обрывочные, однако это не столь важно. Бывает, что по-настоящему новаторские идеи рождались именно такими путем. Уверен, что дизайнеры Ситроена использовали именно этот метод, когда решили сделать модель 2CV похожей на улитку.

Куча отличных идей, что дальше?

Фасилитатор выписывает все идеи на одном листке бумаги. После того как конференция закончена, фасилитатор по очереди зачитывает их группе и группа оценивает их с помощью «энтузиазмометра» (модное название для пачки стикеров). К каждой идее приклеивается от одного стикера (не вдохновляет) до трех (вау, вот это великолепно).

Идеи, получившие самые высокие оценки заносятся в окончательный список и затем с ними можно продолжать работать уже на следующем этапе. Следующий этап включает другие идейные конференции, однако на этот раз участники уже фокусируются на какой-то одной идее. Здесь уже цель — конкретизировать идею до точно сформулированной проблемы или утверждения, которые отдел разработки сможет просто взять на вооружение и претворить в жизнь.

Мгновения вдохновения

Однажды Билли Коннолли охарактеризовал Палату Лордов в Великобритании как «место в котором хоронят хорошие идеи».

Думаю, он имел в виду, что любые идеи (в данном примере, идеи законопроектов) могут запросто потонуть в процессе полемики. Бесконечное детальное обсуждение и отшлифовывание идеи могут ее фактически похоронить. Это вполне возможно и случается в разных ситуациях довольно часто. Однако, если подходить к идеям правильно и развивать структурно, они могут полностью реализовать весь заложенный в них потенциал.

Мгновения вдохновения очень важны и не менее важен конечный продукт, однако обратите внимание на путь, который лежит между ними.

Об авторе

Марк Боултон живет в Великобритании. Занимается графическим дизайном, пишет и делает первые шаги в искусстве выращивания карликовых деревьев. У него своя собственная крошечная дизайн-студия «Марк Боултон дизайн». Кроме прочего, он регулярно и занудно пишет на темы традиционной теории графического дизайна в своем блоге.

Сметана наиболее известна двумя роликами - шуточное новогоднее поздравление Россиян Медведевым в 2012 году и ролик про хомяка и сотрудника ГИБДД . Артем Иванов рассказал о принципах работы над виральными роликами и обратил внимание на то, с чем стоит поработать.

Когда перед агентством стоит задача создать вирусное видео, главное, что нужно сделать - это отснять максимально интересный ролик. Ведь мы зарабатываем исключительно на пиаре, если ролик не достоин того, чтобы вы им поделились, значит мы не выполнили нашу работу.

Одна из фишек, которая работает почти всегда - нарушение табу. Например, посмеяться над тем, над кем в обычной жизни мы никогда не смеемся. Так сработал ролик с Дмитрием Медведевым. Хотите сделать что-то интересное - постарайтесь нарушить табу, но аккуратно, в рамках законов.

Универсальной формулы создания вирального ролика не существует. Все это стечение огромного количества обстоятельств - операторы, режиссеры, креативщики, смелый клиент. Главное - не бояться экспериментировать.

Если концепт не укладывается в простое предложение, идея не выстрелит

Петр Бондаренко, Fancy Sho t

Петр рассказал о том, как снимался один из самых нашумевших клипов группы Ленинград. За 5 месяцев ролик набрал 75 млн просмотров, более 40 упоминаний в СМИ, команда получила приглашение на популярные телешоу, а в Instagram прошел тематический флешмоб .

Такой реакции на ролик команда честно не ожидала. Изначально идея была создать клип о том, как девушка 5 минут мучительно надевает штаны, но было ясно, что этого недостаточно, чтобы сделать по-настоящему интересный ролик. Тогда ребята стали думать о том, кто эта девушка. У нее должна была быть глобальная цель - собираться на свидание к парню ее мечты. Тема, конечно, довольно избитая, но любая извечная тема - это баян.

Чтобы детально продумать сценарий, команда сделала небольшой макет всего пространства, всех комнат, и отсняли первый ролик на телефон с помощью фигурок персонажей. После этого начали навешивать нюансы на основную картинку, продумали, кто эта девушка. Огромный медведь на велотренажере, шкаф с мягкими игрушками, картина с котиком, все это позволяет зрителю сразу дать определенную эмоциональную оценку персонажу. Получился клип для семейного просмотра.

В работе Петр Бондаренко руководствуется одним единственное правилом. Если концепт нельзя уложить и описать в одном предложении в простых словах, значит идея плохая, она не выстрелит.

Три мифа Real-Time PR

Лилия Глазова на примере клипа «Экспонат» развенчала три главных мифа Real-Time PR:

Реакция должна быть актуальной;

Тема должна быть релевантна ценностям бренда;

Контент должен быть адаптирован к особенностям аудитории определенной соцсети.

1. Нужно ли торопиться?

Все помнят о том, как после выхода ролика, его популярность использовали организаторы выставки «Ван Гог. Ожившие полотна 2.0». Но как скоро это произошло? Акция была объявлена через две недели после выхода ролика, тем не менее на ее актуальность это не повлияло.

2. Должны ли новость и ее содержание быть релевантными ценностям бренда?

Третьи игроком в истории про лабутены стали представители самой компании Лубутен, которые в начале выпустили совместное заявление с представителями выставки о том, что Лубутен не имеет никакого отношения к проводимой акции, а затем начали обучать пользователей тому, как отличить настоящие туфли Лабутен от подделки. В этом примере изначальная новость полностью противоречит ценностям бренда, но компания ловко ее обыграла. До выхода клипа «Экспонат» в Яндексе было 50 тыс запросов «лабутен», после выхода - 1 млн.

3. Должен ли контент быть адаптирован к особенностям аудитории определенной соцсети?

Клип вышел всего один и был прекрасно воспринят во всех соцсетях.

Что мешает нам развиваться и мыслить креативно?

Артем Петров, Dada Creative

Артем рассказал о том, что мешает мозгу развиваться и не позволяет нам создавать прорывные идеи.

Главное, что не дает мозгу развиваться, это:

Инфоголод и пожирание бесполезной информации;

Шаблоны, привычки;

Отсутствие опасности, которая стимулировала бы нас искать новые пути.

Как с этим бороться? Помогают физические тренировки, осознанное чтение, терпение. Умение контролировать свои мысли и эмоции.

Все, что мешает нам развиваться влияет и на креативное мышление. Всего существует семь главных врагов креатива:

  1. Фактор первой идеи

Первая идея всегда кажется безумно заманчивой, но, как правило - это не лучшее, что вы можете придумать. Поэтому лучше сесть, накидать первый парочку банальных идей и постепенно перейти к чему-то по-настоящему интересному.

2. Страх неизвестности

Вы не можете быть на 100% уверены, что именно эта идея сработает, часто страх неизвестности не дает жизнь хорошим идеям.

3. Страх выглядеть глупо

Еще один страх, мешающий креативу. Побороть его довольно просто - необходимо создать комфортную обстановку, окружение, где вы сможете говорить любые глупости.

4. Зависимость от старых идей

В эту ловушку рано или поздно попадает каждый из нас. Вы придумали несколько идей для одного проекта, какая-то часть из них не пошла в проект и у вас тут же возникает соблазн применить эти “хорошие” идеи где-нибудь еще. Постарайтесь освободиться от сожалений по старым идеям.

5. Ранняя оценка идеи

Слишком быстрая оценка идеи может погубить прекрасный креатив. Дайте идее «забродить», не отбрасывайте ее слишком быстро.

6. Предыдущий успех

Предыдущий успех подсказывает вам верную схему решения вашей проблемы. Соблазн пройти второй раз по проторенному пути велик, но будет ли это решение верным?

7. Сопротивление изменениям

Часто крутые идеи требуют серьезных изменений в привычной работе продакшна и вносят дополнительное напряжение в работу. Это мало кто любит, поэтому от таких идей предпочитают отказываться. Не бойтесь работать с тем, что бросает вам вызов.

И еще несколько советов:

  • генерируйте как можно больше идей, минимум 10-15
  • больше читайте и развивайтесь в разных областях
  • выносите ваши идеи на коллективное обсуждение.

Эволюция поиска идей

Влад рассказал о том, как постепенно эволюционирует процесс поиска идеи.

Украсть

Украсть трудно, но первое, что мы делаем в индустрии - воруем идеи.

Скопировать

Скопировать сложно. Самый простой способ научиться делать хорошие истории - попытаться собрать тендерную презентацию по видеокейсу, который вам понравился.

Наткнуться

Иногда вы можете просто случайно получить хорошую идею.

Придумать

Этот этап самый сложный. Для того, чтобы что-то придумать, нужно обладать гигантским объемом знаний.

Что необходимо тем, кто хочет выдавать по-настоящему интересные идеи?

1. Важно копить идеи

Генерируя идеи для одного проекта, не выбрасывайте те, которые в итоге были не реализованы, положите их в стол и достаньте тогда, когда придет их время.

2. Экспериментировать

Пробуйте что-то новое, думайте о том, можно ли показать плохие свойства продукта и сыграть на этом.

Не просто в рамках какого-то проекта, а в рамках компании, вашей личности. Так создали лейбл для бездомных музыкантов .

Больше чтения, знаний и креатива!