Понятие труда и трудовой функции. Трудовая функция в интересах работодателя и профессиональный стандарт

В социально-экономической литературе различают род, вид и подвиды труда. Под родом труда многие авторы понимают те сферы деятельности, которые исторически выделились из общей нерасчлененной деятельности первобытных людей в результате общественного разделения труда. К ним относятся занятия земледелием, ремеслом (промышленностью) и торговлей. Эти занятия получили названия отрасли экономики, или отрасли народного хозяйства.

В ходе дальнейшего развития из крупных родов деятельности выделялись многочисленные виды (отрасли внутри отраслей народного хозяйства) и подвиды (подотрасли) труда. Понятие «вид труда» тесно связано с понятием «вид продукта». Различные виды труда представлены в различных видах продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества. Следовательно, потребности в различных видах продуктов задают деление труда на различные виды его.

Процесс деления, дифференциации труда сопровождался усложнением структуры общественного производства и общественного труда. Из отдельных родов труда выделялись новые виды труда, связанные с созданием новых продуктов, ставших необходимыми для удовлетворения потребностей людей. Появление новых продуктов, превращение их в неотъемлемую часть потребления населения, в потребность, вело к становлению и обособлению конкретных видов труда, к специализации производства и людей, выделению новых отраслей в качестве самостоятельных. Новые виды труда отличались своей спецификой как в отношении предметов и орудий труда, так и профессиональных способностей, занятых в них работников.

В конце XX в. внутри каждой отрасли народного хозяйства насчитывается уже много отраслей и подотраслей, производящих отдельные виды конечных продуктов. Так, промышленность России в 1997 г., например, включала следующие отрасли: нефтеперерабатывающую, угольную, черную металлургию, цветную металлургию, нефтехимическую, машиностроение и металлообработку, деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную, текстильную, швейную, обувную, пищевую.

Каждая из названных отраслей, в свою очередь, подразделяется на подотрасли. Например машиностроение и металлообработка включает до 20 подотраслей, выпускающих конечную продукцию. Среди них: энергетическое машиностроение, металлургическое машиностроение, горно-шахтное машиностроение, железнодорожное машиностроение, автомобильная промышленность, электротехническая промышленность и т.д.

Наряду с процессом дифференциации шел и идет процесс интеграции отдельных подвидов (подотраслей) и видов (отраслей) в более крупные структурные подразделения в целях снижения издержек на производимую продукцию и сохранение устойчивой позиции на рынке. Так, автомобильная промышленность нередко объединялась с тракторным и сельскохозяйственным машиностроением. В 90-х годах активно проходил процесс деления и объединения отраслей и подотраслей, нормирования новых организационных структур (РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ, финансовые промышленные группы и т.д.). Становление новых хозяйственных структур обусловлено прежде всего экономическими причинами. Особенно большие изменения произошли в рыночной инфраструктуре. Были созданы фондовые, товарные, валютные биржи, биржи труда (центры занятости), коммерческие банки, новая налоговая система и т.д., которые пытаются оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В частности, под влиянием финансового кризиса 17 августа 1998 г. многие банки начали объединяться в новые финансовые структуры: холдинги (такую форму избрали банки Менатеп, Мост-банк, Онексим-банк и др.), пулы (московские коммерческие банки). В их действиях превалируют экономические соображения, интересы выгоды и выживания. Следует отметить, что возникновение новых хозяйственных структур не всегда является результатом рыночной самоорганизации хозяйственных субъектов. Нередко они возникают в результате волевых, административных решений федеральных органов власти (например, создание на базе министерств экономики и торговли единого министерства экономического развития и торговли РФ).

Следовательно, на дифференциацию и интеграцию новых видов и подвидов труда оказывают влияние изменения не только в производительных силах, но и в социально-экономических и организационных отношениях.

Содержание индивидуального труда. Категория «содержание труда» раскрывает общие свойства процессе труда как процесса, совершаемого между человеком и природой, независимо от конкретной общественной системы, от исторически определенного способа производства. Содержание труда обусловлено изменениями в материально-вещественных факторах производства и квалификации работника.

Понятие «содержание труда» чаще всего используется при характеристике индивидуального труда, конкретного рабочего места и специальности или профессиональной группы. Индивидуальный труд в условиях специализации производства представляет собой сумму, или совокупность, распределенных между отдельными рабочими взаимосвязанных действий или операций. Операции, внутренне присущие тому или иному виду труда, не отделимые от него и обеспечивающие создание продукта или полуфабриката, называют трудовыми функциями. Совокупность трудовых функций работника есть то главное, что раскрывает понятие «содержание труда».

Трудовые функции, являясь главной составной частью процесса труда, не исчерпывают всего его многообразия. Конкретному процессу труда в конкретной обстановке могут быть присущи отдельные действия, совершаемые до, после или во время труда, но которые могут быть переданы другим участникам без нарушения нормального процесса трудовой деятельности (поднос материалов, полуфабрикатов, складирование, погрузка в накопители готовой продукции или полуфабрикатов и т.д.). Все эти отдельные действия, входящие в процесс труда, но которые могут быть без ущерба выделены из основной деятельности и переданы другим, являются вспомогательными трудовыми операциями. Следовательно, конкретный процесс труда состоит из основных трудовых функций и вспомогательных операций. Выделение последних в самостоятельный вид труда стало основой формирования специальной категории трудящихся -- вспомогательных работников.

Содержание труда определяет способ функционирования работника, его связь с условиями и организацией труда. В доиндустриальную эпоху наиболее характерными трудовыми функциями, присущими индивидуальному труду были функции управления, исполнительная и источника физической энергии. С появлением машин функция источника энергии была в значительной степени передана механическим системам, орудиям труда.

Машины, предметы и орудия труда предъявляют определенные требования к работнику, его способностям. Работник должен уметь пользоваться ими, владеть определенными трудовыми приемами, навыками, привносить элементы творчества, обогащать физические действия умственной энергией. Все это ведет к развитию работника и обратному воздействию его на дальнейшее совершенствование орудий и предметов труда, на механизацию, компьютеризацию и организацию труда. Отсюда можно сделать вывод, что главным фактором, определяющим изменение содержание труда, служит научно-технический прогресс. В развитых странах вложение средств в работника, в повышение его квалификации, в так называемый человеческий капитал, стало более выгодным, чем вложения в орудия и предметы труда. А преимущественные вложения в развитие работника безусловно сказываются на содержании труда, делают его более осмысленным, творческим, оказывают воздействие на совершенствование орудий и предметов труда.

Научно-технический прогресс все большую роль отдает функции управления, которая сильно видоизменяется под его влиянием. За человеком она остается в виде целеполагания, т.е. определения цели производства, программирования его, контроля за производством и регулирования его. Эти функции становятся определяющими в современном производстве.

Изменения в содержании труда, т.е. в его функциях, ведут к изменениям в профессиях, к совмещению отдельных профессий и появлению профессий широкого профиля, а это в свою очередь приводит к изменению профессионального состава, структуры работников. Так, механизация транспортных работ сокращает и ликвидирует некоторые группы вспомогательных рабочих, занятых преимущественно ручным трудом, а использование автоматических линий вызвало к жизни появление такой новой профессии как наладчик автоматических линий. Эта профессия требует широкого технического кругозора, в труде возрастает доля умственных, логических операций. На изменение содержания труда и появление новых профессий существенное влияние оказывают изменения в организации производства и труда. Так, переход к рыночным отношениям, создание рыночной инфраструктуры способствовали появлению многих новых профессий: менеджер, аудитор, дилер, брокер, агент по рекламе и т.п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и сущность общественного разделения труда. Формы общественного разделения труда. Разделение и кооперация труда. Закон перемены труда. Новые тенденции общественного разделения труда. Роль разделения труда в развитии современных рыночных отношений.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Выявление социально-экономической сущности рынка труда и его основных характеристик. Изучение институтов рынка труда в экономике, анализ современного состояния рынка труда России. Основные направления совершенствования рынка труда РФ в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Сущность и содержание общественного разделения труда. Классификация, уровни специализации промышленного производства. Концентрация производства - организационно-экономическая форма общественного разделения труда. Разделение труда и организация управления.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Изучение основных видов разделения труда. Формы проявления общественного разделения труда и его взаимосвязь с разделением производства. Новые тенденции развития общественного разделения труда. Понятие и структура рыночной экономики и роль государства.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Виды и формы проявления общественного разделения труда, новые тенденции развития. Понятие, структура и сущность рыночной экономики; государственное регулирование. Научно-техническая революция и экономические факторы международного разделения труда.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2011

    Экономический рост - важнейшая характеристика общественного производства при хозяйственных системах. Государственное регулирование экономического роста. Факторы повышения общественного труда. Статистические данные производительности труда современной РФ.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Рассмотрение общей организации оплаты труда на предприятии. Изучение тарифной системы вознаграждения за выполненную работу и ее основных элементов. Ознакомление с формами и системами зароботной платы. Выявление особенностей оценки труда специалистов.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Методологический подход к определению взноса каждого фактора производства в повышение производительности общественного труда. Расчет эффекта от экономии общественного труда, который следует направить на увеличение доходов одного из субъектов рынка.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

Рассмотрим экономические элементы трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется через процесс труда. Любой процесс труда предполагает наличие прежде всего следующих элементов: рабочая сила, которой обладает работник, предметы труда и средства труда.

Работник обладает совокупностью физических и умственных способностей и навыков (рабочая сила), которые используются им в процессе труда.

Предметы труда – это всё то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего работник воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования средств труда.

Процесс труда есть процесс объединения и потребления рабочей силы, а также предметов и средств труда в целях создания новых потребительных стоимостей. Процесс труда осуществляется в определённой окружающей среде, которая характеризуется различными условиями труда. Причём процесс труда – это не просто механическое соединение его элементов, а органическое их единство, и решающим фактором здесь является работник. В процессе труда работник при помощи средств труда осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда.

Процесс труда возможен, если работник, предметы труда и средства труда будут выполнять определённые производственные функции: человек – трудовые функции, средства и предметы труда – механические, термические, химические и другие производственные функции по приданию предмету труда необходимых свойств.

Производственные функции это содержание процесса труда, позволяющее создавать материальные ценности и оказывать услуги. Осуществление производственных функций возможно в определённых организационных условиях: должна быть сформирована организационная структура производства, применимы методы организации производства, разработана технология производства продукции или оказания услуг. Методы организации производства – это способы воздействия на производственные коллективы и отдельных производственных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе изготовления продукции или оказания услуг. Организационная структура производства (производственная структура) – это состав производственных подразделений, их специализация, кооперация и взаимосвязи, подчинённость и взаимодействие в процессе производства продукции или оказания услуг. Технология производства – это способы воздействия на предметы труда, требования к производственным работникам, порядок и режимы использования средств труда при изготовлении продукции или оказании услуг.

Процесс труда невозможен без взаимодействия с окружающей средой и зависит от её состояния. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда – вещество природы, предметы или услуги, обладающее необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Окружающая среда – это обеспечение безопасности труда, соблюдение психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда с учётом экономических и социальных отношений в организации и стране.

В ходе выполнения трудовой деятельности задействованы такие элементы как:

    информация – предмет труда управленческого работника, который перерабатывает информацию, данные, поступающие на рабочее место, с целью принятия управленческого решения или получения новой информации;

    технические средства управления – это то, при помощи чего работник воздействует на информацию или данные. К ним относятся вычислительная техника, организационная техника, административные здания и сооружения, способствующие эффективной работе управленческого персонала;

    функции управления – это содержание процесса управленческого труда, обосновывающего, вырабатывающего, принимающего и реализующего управленческие решения;

    методы организации управления – это способы воздействия на управленческие коллективы и отдельных управленческих работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений;

    организационная структура управления – это состав управленческих подразделений и служб, их специализация и функциональные взаимосвязи (горизонтальные и вертикальные), подчинённость и взаимодействие в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений;

    технология управления – совокупность приёмов, способов, форм и методов установления рационального взаимодействия управленческих подразделений, линейных и функциональных руководителей с целью организации эффективной работы по обоснованию, выработке, принятию и реализации управленческих решений;

    управленческие решения – продукт управленческого труда, директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления.

Процесс труда осуществляется в окружающей среде, которая предъявляет требования к условиям труда. Условия труда – это совокупность элементов трудового процесса, окружающей среды, организация рабочего места и отношения работника к выполняемой работе, которые раздельно или в совокупности оказывают влияние на функциональное состояние организма человека в процессе труда, его здоровье, работоспособность, удовлетворённость трудом, продолжительность жизни, воспроизводство рабочей силы, всестороннее развитие физических, духовных и творческих сил и вследствие этого на эффективность труда и результаты трудовой деятельности.

Условия труда формируются под воздействиям совокупности взаимосвязанных социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов являются объективным общественным явлением. К социально-экономическим относятся социально-политические, экономические, нормативно-правовые и социально-психологические факторы. Эта группа факторов, как правило, положительно воздействует на формирование условий труда. Технико-организационные факторы – это средства и предметы труда, технология производства, организация производства труда, способы транспортировки сырья, продукции и т.п. Естественно-природные факторы – географические, климатические, геологические, биологические – имеют свои особенности. Эти факторы воздействуют практически постоянно, поэтому помимо учёта их непосредственного влияния на условия труда (на температуру, давление и пр.) требуется постоянный их учёт уже на ранней стадии создания оборудования, разработки технологии, организации производства и труда, а также при разработке и осуществлении многих нормативно-правовых и экономических мероприятий. Все три группы факторов важны, но наиболее существенное воздействие на изменение условий труда оказывает группа технико-организационных факторов.

Формирующиеся под воздействием совокупности указанных факторов условия труда подразделяется на четыре группы:

    психофизиологические;

    санитарно-гигиенические;

    эстетические;

    социально-психологические.

Формирование первых трёх групп условий производственной среды зависит от работодателя, поэтому адаптация условий труда к человеку – его обязанность. Что касается социально-психологической группы, то она формируется в результате отношения работника к выполняемой работе и, естественно, в первую очередь зависит от самого работника, хотя определённое влияние на его адаптацию к условиям труда оказывает работодатель.

Содержание труда определяется через трудовые функции. Трудовая функция – совокупность трудовых действий, приёмов и операций, выполняемых работником в определённой последовательности при производстве материальных благ или осуществлении других конкретных видов труда в различных сферах деятельности человека. В зависимости от роли работника в трудовом процессе различают следующие трудовые функции:

    энергетическую , когда работник приводит в движение средства труда;

    технологическую , когда работник посредством применения средств труда обрабатывает предметы труда;

    контрольно-регулирующую , связанную с наблюдением и контролем за движением предметов и средств труда, наладкой, регулированием оборудования и т.п.

    управленческую , связанную с руководством людьми, обоснованием, выработкой, принятием ми реализацией решений. Управленческая функция в свою очередь включает энергетическую, технологическую и контрольно-регулирующую функции применительно к условиям управленческого труда.

Под влиянием механизации, автоматизации, компьютеризации содержание трудовых функций изменяется.

На основании выполнения людьми различных трудовых функций формируется функциональное разделение труда.

Например:

    работники машиностроения, металлургии, транспорта, строительной индустрии и т.д;

    работники литейного, механического, сборочного, гальванического и других цехов;

    литейщики, станочники, ремонтники, электрики и т.д.;

    работники отдела сбыта, отдела кадров, планово-экономического отдела, экономического бюро и т.д.;

    менеджер по персоналу, менеджер по маркетингу, экономист, бухгалтер и т.д.

Признаком такого деления является характер содержания трудовой функции.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения. Труд в данном случае показан как непрерывный, постоянно обновляющийся процесс. Социологический аспект исследования заключается в изучении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдельных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников и трудовом процессе, коммуникационных связей между ними, т.е. взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако позже каждый работник неизбежно по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими работниками, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и т.д. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации.

То есть социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они как раз и являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, между определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Как и сам труд, социально-трудовые отношения весьма многогранны. Их можно классифицировать:

- по субъектам (межорганизационные «коллектив-личность», «личность-личность»);

- по объему властных полномочий (отношения по горизонтали и по вертикали);

По характеру разделения доходов (соответственно трудового вложения или не соответственно его);

- по уровню регламентированнности (формальные, официально оформленные и неформальные, т.е. официально не оформленные).

Вся совокупность социально-трудовых отношений - это и есть практически вся социальная жизнь в трудовых коллективах, в которых определяется место человека в трудовой среде, ее отношение к труду, мотивы труда, удовлетворение им, престиж и привлекательность профессии, динамика взаимоотношений и группами рабочих по поводу владения собственностью на условия и средства труда, динамика трудового поведения и др., т.е. все то, что подлежит дальнейшему соцанализу и изучению. От правильности ответа на эти и др. вопросы во многом зависит, удастся ли своевременно уменьшить социальное напряжение в социально-трудовых отношениях до безопасного уровня.

Содержание труда - это такая обобщающая характеристика процесса труда, которая учитывает многообразие функций труда, виды совершаемых трудовых операций, распределение производственной деятельности по отраслям, физическое и интеллектуальное напряжение работника в регулировании последовательности трудовых операций, возможность и степень новизны в решениях, принимаемых в ходе производственного процесса.

Содержание труда определяется его непосредственной технической вооруженностью и зависит от распределения трудовых функций в технологическом процессе. Оно играет определяющую роль в осуществлении всех основных социальных процессов в производстве. Те качественные сдвиги в социальной сфере, которые намечено осуществить в процессе перестройки, невозможны без глубоких преобразований в содержании труда. Основную роль здесь призвана сыграть техническая реконструкция народного хозяйства - механизация, автоматизация, компьютеризация, роботизация, которые должны иметь четкую социальную направленность.

Характер труда указывает на отношение работника к различным видам трудовой деятельности. По своему характеру труд может быть аграрным или индустриальным, простым или сложным, творческим или рутинным, организаторским или исполнительским, физическим и умственным.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой. Поскольку они выражают различные стороны одной и той же рудовой деятельности, постольку они соприкасаются и частично накладываются друг на друга. Значение вопросов усиления творческого содержания и коллективистского характера труда, повышения его культуры, ощутимого поощрения высококвалифицированной и высокопродуктивной работы в условиях перестройки существенно возрастет. Все это должно способствовать тому, чтобы труд на производстве был не только необходимостью, но и жизненной потребностью человека. Изучение характера труда в конкретных социологических исследованиях начинается с исследования содержания труда.

Труд - это целенаправленная деятельность человека, который приспосабливает природное вещество его потребителей. Экономическая сторона труда раскрывается в использовании рабочей силы как ограниченного ресурса в сочетании с другими ресурсами или факторами производства с целью получения выгоды. С точки зрения социологии, труд выступает как процесс социализации. Вхождение человека в коллектив сопровождается привлечением к установленному порядку. В трудовом коллективе человек становится объектом наблюдения, контроля и дисциплинарного влияния. Какой-либо индивид в коллективе осваивает не только профессиональные роли. Он тоже познает, что значит быть «подчиненным» или «начальником», «лидером» или «аутсайдером», «признанным» или «изгнанным», «товарищем» или «коллегой», «передовиком» или «отстающим».

В процессе труда индивид учится реагировать на давление извне, дозировать собственные усилия, получать и передавать информацию, решать конфликтные ситуации, устанавливать необходимые связи. Труд - это школа социализации, в которой проходит весомая часть нашей жизни. Тут рядом с производством продукции и услуг, полученный в процессе труда, сам труд выступает как производство и отображение самого человека.

Определяя труд, социологи выделяют основные общественные функции, которые выражают его деятельную сущность:

1. Способ удовлетворения человеческих потребностей.

2. Источник общественного богатства.

3. Развитие личности.

4. Движущая сила общественного прогресса.

5. Творец человека на протяжении всей истории человечества.

6. Статусная дифференциация.

7. «Сила, которая прокладывает человеку путь к воле, дает людям возможность учитывать все более выделенные природные и общественные последствия своих действий. Именно в труде и с помощью труда общество познает законы своего развития природы».

Трудовая функция

Система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции – одно из ключевых понятий современных профессиональных стандартов.

Трудовая функция – один из элементов иерархии понятий в концепции профессиональных стандартов:

– вид профессиональной деятельности (совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда);

– обобщенная трудовая функция (совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе);

– трудовая функция (система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции);

– трудовое действие (процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача).

Для понимания лучше рассмотреть пример. Предположим, некто устраивается на должность «Педагог-психолог» после 1 января 2017 года. Возможно, ему просто будет интересно знать, может быть и так, что это будет записано в трудовом договоре – что работа педагогом-психологом подпадает по вид профессиональной деятельности «Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса». Это означает, что не только педагог-психолог, но и какие-то иные должности могут подпадать под указанное сопровождение.

Согласно Трудовому кодексу, соискатель должности должен заключить трудовой договор с работодателем, и в этом договоре должна быть четко определена трудовая функция работника. В идеале должна быть определена и обобщенная трудовая функция (ОТФ), и конкретные трудовые функции.

Для ОТФ педагога-психолога уже возможны два варианта:

– вариант A «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ»;

– вариант B «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления».

То есть после 1 января 2017 года в трудовом договоре педагога-психолога может быть указана ОТФ или варианта A, или варианта B. Третьего, как говорится, не дано. От того, какая ОТФ будет выбрана, будут зависеть и конкретные трудовые функции.

Если в трудовом договоре указана ОТФ варианта A, тогда будут перечислены и следующие трудовые функции:

– «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»;

– «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций»;

– «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса»;

– «Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации»;

– «Психологическая диагностика детей и обучающихся»;

– «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса»;

– «Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).

Для ОТФ варианта B будут указаны следующие трудовые функции:

– «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»;

– «Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»;

– «Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»;

– «Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»;

– «Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Сразу заметно, что второй вариант это всего лишь частный случай первого: педагог-психолог делает все то же самое, но по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Сложно судить, зачем разработчики разнесли эти два варианта. Скорее всего, это полезно для подготовки педагогов-психологов: будет общая специализация, будет специализация по работе с «трудными».

Здесь следует также отметить, что законодатель требует соответствий в трудовых договорах профессиональным стандартам. Поэтому для блага организации нужно «буква в букву» переписывать трудовые функции из профессионального стандарта. Желательно ничего не добавлять, но и не убавлять.

Однако стоит оговориться и сказать про то, что трудовые функции могут быть разделены среди работников с одинаковым звучанием должностей. Предположим, в организации работает два педагога-психолога. ОТФ у них будут одинаковыми («... сопровождение...», но трудовые функции могут быть разными. Один, например, занимается просвещением и психопрофилактикой, другой остальным. Для администрации это может быть невыгодно, потому что пропадает взаимозаменяемость двух педагогов-психологов, но для повышения качества работы разделение труда, очевидно, на пользу.

В профессиональном стандарте также указаны разные трудовые действия, на которые распадаются трудовые функции. Например, трудовая функция «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» распадается на следующие трудовые действия:

– «Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам»;

– «Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам»;

– «Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося»;

– «Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам»;

– «Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся»;

– «Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)».