Понятия этапы и стадии профессионального становления личности. Профессиональное становление личности

Стадии профессионального становления

Важнейшим условием становления профессионала является направленность личности, включающая следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение, представление о векторе карьеры. На разных этапах генезиса субъекта труда эти компоненты имеют различное психологическое содержание.

Возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии, чтобы проследить изменение жизненных и профессиональных планов, перестройку структуры личности и направленность личности. Также рассмотрение стадий профессионального становления позволит проследить, как отражаются возрастные задачи развития в профессии.

Дональд Сьюпер (Е.В. Охотский, 1997) разбил цикл трудовой жизни на пять этапов профессионального пути, исходя из того, какое место работа занимает в нашей жизни на том или ином ее отрезке. Во время профессионального самоопределения человек развивает и уточняет свою профессиональную "Я-концепцию".

1. Этап роста (от рождения до 14 лет): развитие "Я-концепции".

Дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях. У них появляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет): люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях; определить варианты профессиональной карьеры; осваивают профессию.

3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет): работники стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности.

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет): люди стремятся сохранить то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5. Этап спада (после 65 лет).

Роберта Хейвигхерста (Толочек В.А., 2005) интересовали стадии приобретения установок и трудовых навыков, которые необходимы для того, чтобы стать полноценным работником.

1. Идентификация с работником (5-10 лет). Дети идентифицируют себя с работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их "Я-концепции".

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (10-15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и совершать усилия для выполнения различных задач, в определенных обстоятельствах начинают следовать принципу: сначала работа, а потом игра.

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (15-25 лет). Человек выбирает профессию, готовится к ней, приобретает трудовой опыт, помогающий ему сделать выбор и начать карьеру.

4. Становление профессионала (25-40 лет). Человек совершенствует свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и движется вверх по служебной лестнице.

5. Работа на благо общества (40-70 лет). После достижения пика профессиональной карьеры люди начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом, новым поколением.

6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70лет). После выхода на пенсию люди с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Выстраивая общую логику основных кризисов развития человека, Б. Ливехуд акцентирует внимание на изменении ценностно-смысловой сферы личности, выделяя следующие фазы:

1) ассимиляция, интеграция, душевное восприятие, рост (до 20 лет);

2) экспансия: переработка опыта, характеризуется равновесием между биологической и духовной линиями развития (20-40 лет);

3) социальная, или фаза руководства (после 40 лет): передача своего опыта другим предполагает продолжение психического, духовного развития, но угасание - биологического. Духовное развитие является решающим для последней фазы жизни, оно как бы компенсирует угасание биологического развития (Ливехуд Б., 1993).

Признанные отечественные периодизации представлены в работах В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева и др. Обобщая их, Э.Ф. Зеер выделяет следующие этапы профессионального развития личности: В развиваемой концепции выделяются стадии (Зеер Э.Ф., 2005):

1) Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. Овладение системой социально значимых ценностных представлений о построении жизни и профессионального пути. Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы.

2) Следующая стадия профессиональной подготовки становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Формирование ценностных представлений о данной профессиональной общности, развитие и наполнение предметным содержанием будущей профессиональной активности. Ведущая деятельность: профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии.

3) После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Дальнейшее развитие самоопределения в избранной профессии, самосознание правильности выбора, согласование жизненных и профессиональных целей и установок. Ведущая деятельность: профессиональная. Но уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

4) По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста. Дополнение намерений, коррекция плана развития. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность, характеризующаяся индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения.

5) Второй уровень профессионализации . На нем происходит становление профессионала. Реализация профессионального потенциала, корректируются жизненные цели. Дальнейшее повышение квалификации, выработка собственной профессиональной позиции, высокая производительность труда. Ведущая деятельность: профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности.

6) И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства. Изменение устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытки преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, стремление выйти за пределы себя. Ведущая деятельность: Творческая и социальная активность личности; поиск новых, более эффективных способов выполнения деятельности.

Выделенная учёным фазовость в профессиональном развитии субъекта позволяет более дифференцированно представить жизненный путь профессионала как определённого рода целостность. Можно отметить, что выделенная периодизация также подчеркивает переход в уровне деятельности со стадии профессионализма на стадию мастерства, к этим стадиям человек подходит приблизительно к 35 - 45 годам. Различия будут наблюдаться в сверхнормативном подходе к выполнению деятельности, стремлении творить, что также должно определяться направленностью профессиональной деятельности личности.

Подводя итог рассмотрению периодизаций профессионального становления, можно заключить, что к возрастному периоду 35-45 лет люди находятся на достаточно высоком уровне овладения профессией. Приближаясь к 40-детию у человека должен переместиться вектор деятельности с себя (развития личностно-профессиональных качеств, карьеры, сохранения положения в организации, обеспечения материального благополучия), на других (передача опыта, отдача предприятию в виде создания качественно новых продуктов труда и др.). Теперь для нас важно проанализировать какими особенностями сопровождается указанный переход в профессиональной деятельности.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. Проанализировав различные подходы к проблеме возраст­ной периодизации, Э.Ф.Зеер предлагает выделить следующие периоды и стадии возраст­ного развития человека:

1) дошкольное детство (стадии: младенчество, раннее детство, дошкольное детство);

2) школьный возраст (стадии: младший школьный возраст, отрочество, ранняя юность);

3) ранняя взрослость (стадия: юность);

4) взрослость (стадии: молодость, зрелость);

5) старость (стадии: пожилой возраст, старчество);

6) социальное бессмертие - представленность лич­ности в социально-профессиональной деятельнос­ти после ухода из жизни.

Введение в возрастную периодизацию социального бессмертия, считает он, позволяет рассматривать возрастные изменения как открытый процесс. Открытость означает динамичное равновесие взаимодействую­щих параметров системы и исключает ограничен­ность, замкнутость, предельность профессионального пространства. С позиции синергетики открытость яв­ляется исходным понятием, объясняющим вариатив­ность, вероятностность, нелинейность и необратимость профессиональной биографии человека.

В настоящее время наибольшую известность в России приобрела периодизация жизненного пути профессионала, предложенная Е.А.Климовым, который предлагает в профессиональном становлении личности вычленять следующие стадии, или фазы :

· оптация – период выбора профессии и пути ее приобретения;

· адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;

· фаза интернала – приобретение профессионального опыта;

· мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

· наставничество – передача опыта молодому поколению.

А.К.Маркова в качестве критерия для выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она различает пять уровней и девять этапов :

1) допрофессионализм – этап первичного ознакомления с профессией;

2) профессионализм у нее состоит из трех этапов : адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;

3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов : свободное владение профессией на уровне творчества, овладение рядом смежных профессий, самопроектирование себя как личности;

4) непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;

5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.



За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости (в некоторых изданиях – от 4 до 6 этапов):

1) рост – развитие интересов и способностей (до 14 лет);

2) исследование – апробация своих сил (14-25 лет);

3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);

4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);

5) спад – уменьшение профессиональной активности (после 65) .

Проанализировав различные классификации, Э.Ф.Зеер предлагает свою периодизацию профессионального становления личности, выбрав в качестве оснований для нее следующие факторы:

1) социальную ситуацию, характерную для данного возрастного этапа;

2) уровень реализации ведущей деятельности.

В результате получилась такая картина.

Название стадии и возраст Социальная ситуация Ведущая деятельность Основные психологические новообразования на данной стадии
1. Аморфная оптация (0-12 лет) Влияние родителей, родственников и учителей Сюжетно-ролевые игры и учеба в школе, занятия в кружках и секциях Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей
2. Оптация (12-16 лет) Завершающий период детства. Поиск своего места в мире профессий и в жизни Учебно-профессиональ-ная. Развитие познавательных и профессиональных интересов Профессиональные намерения. Выбор пути профессионального образования, учебно-профессионального самоопределения
3. Профессиональная подготовка (16-23 года) Поступление в профессио-нальное учебное заведение. Новые социальные роли, взаимоотношения, социальная независимость Профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
4. Проф-ая адаптация (18-25 лет) Новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе Профессиональная деятельность на нормативно-репродуктивном уровне Освоение новой социальной роли, самостоятельного выполнения ПД, развитие ПВК
5.Первичная профессиона-лизация Новая система отношений к окружающей действительности Стабильная профессиональная деятельность Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, ИСД
6. Вторичная профессионализация Стабилизация профессиональной активности, высокий уровень профессиональной деятельности и ИСД Дальнейшее повышение квалификации, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда Профессиональный менталитет, идентификация с профессональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль и высококвалифицированная деятельность
7. Профессиональное мастерство Этой стадии достигают не все, а только обладающие творческой потенцией, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации Высокая профессиональная и социальная активность, поиск новых способов деятельности и взаимоотношений, стремление выйти за пределы себя Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина проф.развития

Таким образом, можно сделать следующие выводы .

1. Переход от одной стадии ПСЛ к другой означает: смену социальной ситуации развития; изменение содержания ведущей деятельности; освоение (присвоение) новой социальной роли и профессионального поведения.

2. Такие изменения личности не могут не вызвать ее психической напряженности, и как следствие, кризисов ПСЛ. Но это нормативные кризисы, которые, в отличие от ненормативных, не вызывают заметных профессиональных деструкций.

В профессиональной деятельности становление личности происходит особенно интенсивно, поскольку она концентрирует на себе основную активность субъекта. Формирование личности здесь представляет собой процесс образования особого типа системных отношений. Е. А. Климовым выделены основные фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность. Оптант (фаза оптанта, оптации). Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший трудоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности. Фазе оптации предшествует профессиональная ориентация. Ее возрастные границы определяются социальными факторами (дети из неблагополучных семей, воспитывающиеся в школах-интернатах, относительно рано, уже в подростковом возрасте, определяют свое профессиональное будущее, поступая в профессиональные училища; оканчивая кратковременные курсы, приступают к работе на производстве).

Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт - человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве - слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.

Интервал (или фаза интернала) - это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

Авторитет (или фаза авторитета). Он, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Наставник (фаза наставничества, наставника в широком смысле слова как человека, у которого коллеги готовы поучиться, перенять опыт). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями.

Кризисные моменты, отмечаемые в периодизациях возрастного развития, частично совпадают с кризисами профессионального развития. Особенно отчетливо это обстоятельство проявляется при анализе нормативных кризисов взрослой жизни. Так, первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период ранней взрослости, связан с задачей перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, "кризис рождения профессионала". Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.

После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса - кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах. Возможны 5 основных путей разрешения этого кризиса: 1 - прекращение профессионального роста; 2 - стабилизация на достигнутом уровне; 3 - ограничение профессиональных притязаний; упрочение одной из сторон профессиональной деятельности; 4 - поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень; 5 - деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Нормативный кризис середины жизни (40-44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

В процессе профессиональной деятельности происходит профессио­нальное становление личности.

Профессиональное становление - это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой - накопление опыта практической деятельно­сти, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профес­сии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профес­сиональное мастерство и творчество. Эти этапы можно представить графически (см. график).

Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления.

Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возмож­ностями (профессиональное самоопределение) должен быть сделан к мо­менту окончания общеобразовательной школы. Выпускник школы далее приобретает профессиональное образование -профессиональную обученность. И уже в процессе профессиональной деятельности форми­руется профессиональная компетентность. Термин «компетентный» в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального тру­да, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность включает профессио­нальную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них - уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в том числе и в годы школьного обучения.

Следующая ступень профессионального становления личности - про­фессиональное мастерство - это высший уровень овладения профессио­нальной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения ма­стерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов.

Профессиональное мастерство обусловлено следующими личностными качествами:

□ профессиональные знания и умения, обеспечивающие успешное вы­полнение сложной трудовой деятельности;

□ высокий уровень общей и технологической культуры;

□ профессиональная мобильность;

□ профессиональная самостоятельность;

□ стремление к самосовершенствованию;

творческий подход к работе.

Восхождение к мастерству - процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вершин в профессио­нальной деятельности. Но, к сожалению, есть люди, которые «довольству­ются малым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причины то­му могут быть разные. Среди них - неудачное профессиональное самоопре­деление, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возмож­ности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.

Качество профессионального мастерства предполагает элемент профес­сионального творчества.

Профессиональное творчество - это создание человеком нового, ори­гинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, - создание объек­тивно и субъективно нового .

Профессиональное творчество, как правило, начинается с создания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявля­ется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилиза­ции, без которых человечество не мыслит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творчески­ми людьми.

Некогда считалось, что творчество, изобретательство - удел избран­ных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изоб­ретателей и рационализаторов, которые в результате глубокого изучения своей специальности развили творческие способности и стали «двигателями прогресса» своего времени.

Современному человеку трудно представить, что почти весь окружаю­щий его сегодня искусственный предметный мир, ставший простым и при­вычным, всего 150-200 лет назад считался фантастическим. Это касается электричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомобилей и летательных аппаратов и многого другого.

«Невозможно» - этот психологический барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пытались, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается прежде всего с преодоления этого барьера «невозмож­ности и непосильности».

Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фантазия, вооб­ражение, способность к созданию представлений и мысленных ситуаций, не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантазией А.Н. Толстого. Авторы лазера - А.Г. Басов и А.М. Прохоров сделали фанта­зию реальностью. Важно понимать, что развитие способности к творче­ству - посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться создавать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 2949 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

В педагогической науке понятие Профессиональное становление определяется как «формообразование» личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности.

В жизни каждого человека профессиональное становление занимает важное место. Если данный процесс рассматривать во времени, то он занимает большую часть жизни человека от выбора профессии в старшей ступени общеобразовательной школы до окончания профессиональной деятельности. Причем профессиональное становление – это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных возрастных этапах. В зависимости от выбранной профессии процесс профессионального становления имеет свои особенности.

8.2. Профессиональное становление личности специалиста. Этапы профессионального становления

Так профессия педагога относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий «человек – человек». Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования в данном типе профессий являются социальные системы, сообщества, группы людей и поэтому профессиональное становление происходит в процессе общения, деятельности и других видов активности.

Прежде чем обсуждать данные процессы и их роль в становлении педагога попробуем ответить на вопрос: что такое «профессиональное становление педагога» ?

Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.

Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.

В исследованиях В.И. Слободчикова процесс становления рассматривается как составляющая процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление – это «переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование – оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития – преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование – саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение — преимущественно относится к духовно-практическим структурам. Антропологический смысл процесса становления человека, по мнению ученого, заключается в становлении его субъектности. Речь идет о субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры.

Ученым выделены следующие уровни профессионального становления педагога:

первый уровень – потребности в самовоспитании еще не приобрели конкретного содержания. Как правило, на этом уровне профессиональное становление осуществляется под воздействием внешних условий и объективных требований;

второй уровень – целеполагание становится более конкретным. Учитель ставит перед собой определенные задачи по саморазвитию. Эти задачи чаще всего касаются не личности в целом, а частных качеств и умений. Многое по-прежнему зависит от обстоятельств;

третий уровень – учитель самостоятельно и всесторонне анализирует и формулирует цели собственного профессионального развития, самостоятельно осуществляет планирование, намечает средства и приемы работы над собой, производит самоконтроль промежуточных и конечных результатов, уточнение целей и коррекцию действий.

Э.Ф. Зеер определяет становление личности как «непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности» . Внешними факторами, влияющими на процесс становления личности, по мнению автора, являются условия жизни, внешние воздействия, которые определяют становление личности через взаимодействия человека с другими посредством его деятельности в среде.

Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:

1. формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;

2. профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;

3. профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;

4. мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.

Не отрицая, как имеющую право на существование классификацию фаз профессионального становления Е.А.

Климова мы в своей работе придерживаемся точки зрения Э.Ф. Зеера и особенностям стадий профессиональной подготовки посвящаем вторую главу, профессионализации и мастерства – третью.

Культура профессионально-личностного самоопределения включает, по мнению авторов:

· самопознание;

· выбор жизненных и профессиональных целей, ценностей;

· овладение способами планирования, программирования, принятия решений в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях;

· освоение различных способов и психотехник саморазвития и самоопределения;

· наличие развитой рефлексии.

Таким образом, культура профессионально-личностного самоопределения, с их точки зрения обеспечивает становление педагога как саморазвивающейся личности.

Сущность процесса профессионального становления заключается в совершенствовании личностно-деловых и профессиональных качеств педагога, а также повышении уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности.

Предыдущая12345678910111213Следующая

Вернуться назад на Становление личности

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях. Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепция непрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Стадии профессионального становления

Развитие личности
Роль личности
Формирование личности
Личностный рост
Воспитание личности

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Кто из нас не был новичком? Сколько ошибок приходится совершать по неопытности! Мастерство приходит с опытом, а опыт нарабатывается постепенно. Однако главная (если не единственная) ошибка особенно в начале карьерного пути – не исправлять своих прошлых ошибок.

Получив желанное место работы, человек может расслабиться, подумав, что все основные испытания позади. Но чаще всего новому работнику предстоит выдержать еще одно испытание. Ему назначается испытательный срок, который может длиться от недели до полугода. В это время руководство тщательно следит за работой новичка и может изменить свое решение. Поэтому именно в этот период работнику необходимо доказать, что он – лучшая кандидатура для той должности, на которую претендовал. Для этого требуется умение эффективно организовывать время и определять основные приоритеты.

Выделим некоторые аспекты начального этапа профессиональной деятельности, знание и учет которых поможет молодому сотруднику со временем добиться карьерного успеха:

1. Демонстрация результатов работы и скромность личности. На начальных этапах работник знакомится со следующим парадоксом: с одной стороны, ему нужно благоприятно зарекомендовать себя, показать, на что он способен, с другой – ему требуется быть как можно сдержаннее, чтобы коллеги не почувствовали в нем сильного соперника и не постарались «убрать с дистанции» пока не поздно.

Поэтому новичкам можно по советовать, с одной стороны, быть сдержаннее и не делиться своими планами с сослуживцами, а с другой – качественно и добросовестно выполнять то, что предписано должностными обязанностями.

2. Внимание к факторам гигиены труда. Для достижения той или иной профессиональной цели необходимо иметь благоприятные орудия и условия труда.

Тема «Этапы и условия профессионального становления»

Фредерик Герцберг назвал подобные внешние обстоятельства и условия труда факторами гигиены труда. Условия труда являются важнейшим фактором удовлетворенности работой. Тесное помещение, плохое освещение, устаревшая техника, неудобные стулья или постоянный шум также могут стать причиной не только раздражения, но и снижения показателей работы. Но если новому сотруднику повезет и он будет работать в хорошем помещении, в удобное для него время, если он будет обеспечен всем необходимым для работы, то можно предположить, что у него больше шансов быть удовлетворенным совей работой, а значит, и показать лучшие результаты. Внимание к факторам гигиены труда повышает не только самооценку и мотивацию сотрудника, но и преданность своему делу.

3. Выбор способа продвижения. В начале карьерного пути человек может избрать несколько вариантов продвижения. Первый из них – не рисковать и выполнять рутинную работу, второй – стремиться к самосовершенствованию и к новым возможностям применения своих навыков. Самолюбие и самоуважение порождают у человека желание добиться большего в своем деле, заставляют его проявлять инициативу. Если работа становится скучной, можно найти множество способов, чтобы сделать ее разнообразнее и увлекательнее. Например, можно на время отложить одно дело и приняться за другое.

4. Выбор стратегии и тактики отношений с коллегами. Не секрет, что отношения с коллегами могут стать главной причиной желания или нежелания человека менять место работы. От психологического климата в коллективе зависит продуктивность работы. Для выпускника университета или любого другого учебного заведения может стать неприятной новостью, что условия сосуществования в студенческой группе значительно отличаются от условий сосуществования в рабочем коллективе. В первом случае студент более-менее знает, что, если он будет добросовестно учиться, то в конце срока обучения он получит диплом об окончании учебного заведения. Такой же или чуть лучше диплом получат и все остальные (за исключением отстающих). Степень результативности обучения студента зависит прежде всего от него самого. С такой психологией бывший студент может прийти и на свое место работы. Однако здесь царят совершенно иные законы: при внешней любезности и доброжелательности работавшие ранее коллеги воспринимают новичка как потенциального или реального соперника, особенно если он уже успел проявить себя с положительной стороны. Сам же новый сотрудник может поначалу не понять за внешней вежливостью истинного к нему отношения и вести себя достаточно опрометчиво с коллегами, доверяя им так же, как когда-то он доверял своим одногруппникам. И если в ситуации отсутствия явной конкуренции (студенческие годы) его успехами восхищались (преподаватели, друзья, товарищи по учебе), то в рабочей группе они могут быть восприняты в штыки, раскритикованы, не замечены, вызвать чувство зависти и неприязни.

Таким образом, следует четко осознавать, что коллеги чаще всего представляют серьезную опасность для карьерного роста. Отношения с ними следует выстраивать очень осторожно, избегать излишней доверительности, не рассчитывать на дружбу с коллективом. Конечно, среди коллег могут быть друзья, однако ситуации соперничества и борьбы за власть могут и их превратить во врагов. Причем психологами давно замечено, что самыми лютыми врагами становятся чаще всего бывшие друзья, поскольку ухудшение их отношений, вызванное различными причинами (в том числе и внешними), воспринимается как предательство. Последнее, как известно, считается одним из самых тяжких преступлений, если не самым тяжким. Поэтому человеку, желающему добиться успеха в карьере, рекомендуется сохранять определенную дистанцию в отношениях с коллегами, находящимися на той же или более низкой ступени иерархии. С вышестоящими – особенная вежливость и дипломатия, которая, однако, не превращается в заискивание и подобострастное отношение.

⇐ Предыдущая37383940414243444546Следующая ⇒

Вопрос 1. Профессиональное становление личности. Понятие о профессиональном становлении и развитии личности.

Профессиональное становление - это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления - к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

предварительный этап - человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

подготовительный этап - человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

этап адаптации - начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

этап профессионализации - этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы - только подготовка к нему; о этап уменьшения активности - снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепциянепрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Вопрос 2. Роль инструктивных карт в профессиональном образовании. Методика составления инструктивных карт.

Основная задача средних специальных учебных заведений — подготовка учащихся к предстоящей трудовой деятельности. В труде специалиста большое место занимает умение — способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях.
Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результаты своего труда. И умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимы многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий: задач, расчетов, анализа ситуации.
А использование разнообразных методов и приемов создает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности. Существует несколько классификаций методов обучения.
Можно рассмотреть классификацию, предложенную на слайде, согласно этой классификации методы обучения делятся на 2 группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями и методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками. Для закрепления знаний и совершенствования умений используют репродуктивные и активные методы, среди которых можно выделить выполнение упражнений по образцу, лабораторные работы по инструкции и так далее.
Более точную информацию об изучаемом предмете дает применение различных средств обучения. Большая роль средств обучения состоит в интенсификации труда преподавателя, позволяющей повысить темп изучения учащимися учебного материала, широко опираясь на их самостоятельную работу.
Выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные (словесные) средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).
Инструктивные карты относят к вербальным (словесным) средствам обучения.
Их применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений учащихся, для самостоятельного изучения материала, выполнения практических заданий.
При отборе содержания практических заданий по предмету руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста.
Эффективность работы зависит в значительной степени от того, как проинструктированы учащиеся о выполнении работы. Опытные преподаватели используют инструктивные карты для самостоятельного проведения учащимися заданной работы.
Карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выпоняемых заданий.
При подготовке к работе по карте учащиеся получают возможность спланировать свою деятельность.
В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:
1. Тема 2. Цель работы 3. Оборудование 4. Вопросы для повторения 5. Ход работы
Их последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал, повторение пройденного, на заметку, порядок выполнения работы (инструкции к выполнению), задания предварительной проработки, подведение итогов, закрепление материала, форма отчета, домашнее задание и т.д. на усмотрение преподавателя.
Содержание практических работ обычно составляют:
— изучение нормативных документов и справочных материалов, анализ производственной документации, выполнение заданий с их использованием
— анализ производственных ситуаций, решение конкретных производственных, педагогических и других заданий, принятие управленческих решений
— решение задач разного рода, расчет и анализ различных показателей, составление и анализ формул, уравнений, реакций, обработка результатов многократных измерений
— изучение устройств машин, приборов, инструментов, аппаратов, измерительных механизмов, функциональных схем
— ознакомление с технологическим процессом, разработка технологической документации
— упражнения в работе на различных машинах, аппаратах, приспособлениях, с измерительными инструментами, подготовка к работе, обслуживание техники
— конструирование по заданной схеме, сборка и демонтаж механизмов, изготовление моделей заготовок
— диагностика качества различных веществ, изделий.
Методика обучения учащихся практическим навыкам требует соблюдения определенной последовательности: полного и четкого выявления условий, уточнения знаний и практического опыта, на основе которых может быть решена задача, составление плана решения. Схема решения может быть следующей:
1. Что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления, поступка). 2. Что известно и в какой степени известное может помочь в решении поставленной задачи. 3. Гипотезы решения. 4. Методы решения. 5.

Основные этапы становления личности профессионала

Способы предупреждения ошибок. 6. Выводы и предложения.
Если содержание различных типов занятий и является принципиально разным, то методика их проведения в значительной мере близка. Структура проведения в основном сводится к следующему:
— сообщение темы и цели работы
— актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рацтональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности
— разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности
— инструктаж по технике безопасности (при необходимости)
— ознакомление со способами фиксации полученных результатов
— непосредственное проведение экспериментов или практических работ
— обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков, отчетов и т.п.)
— подведение итогов работы.
Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. В случае необходимости, если учащийся пропустил какое-то занятие, он может выполнить его индивидульно во внеурочное время.
Важную роль, конечно, играет и руководство педагога. На начальных этапах большое значение имеет четкая постановка задачи, а также, инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать учащихся на самоконтроль.
Потребность в руководстве преподавателя многие учащиеся испытывают, когда приступают к выполнению самостоятельного задания. На этом этапе некоторым учащимся нужна помощь, коррекция действий, проверка промежуточных результатов. Но не стоит спешить подсказывать учащемуся готовое решение или исправить допущенную ошибку, лучше понаблюдать за действиями учащихся, одобрить или предупредить о возможной неудаче, поставить вспомогательный вопрос.
Наблюдения за работой позволяют направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ.

Инструктивные карты могут использоваться при любой форме организации обучения.
Важное значение в реализации связи теории с практикой имеют практические занятия или лабораторный практикум. Это занятия, которые содействуют формированию и оснащению будущего специалиста системой необходимых профессиональных умений.
На лабораторно-практических или комбинированных уроках можно использовать проблемные ситуации. Для этого имеются карточки — задания, инструктивные карты.

Учащимся могут выдаваться неисправные детали, узлы где специально предусмотрена неисправность. Учащиеся должны найти неисправность и устранить ее.
Постановка вопроса побуждает учащихся к самостоятельной теоретической и практической деятельности. На основе этого метода обучения происходит закрепление знаний учащихся, формирование профессиональных умений и навыков, накапливается первоначальный опыт профессиональной деятельности.
То есть, для успешного выполнения и защиты своей работы учащимся необходимо:
— получить инструктивную карту занятия (в бумажном варианте или на электронном носителе)
— использовать краткие теоретические сведения и дополнительные источники.

Развитие технологий предъявляет современному специалисту новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу.
Современное профессиональное образование должно принимать во внимание и внедрять новейшие достижения в области информационных технологий и правильно их использовать.
Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение большинства основных дисциплин, а не во включении отдельных компьютерных дисциплин в учебный план.
Так как, все более возрастает с каждым годом роль компьютерных технологий в процессе обучения, которые не только помогают облегчить работу преподавателя по подготовке ИКЗ, но и позволяет наиболее полнее и качественнее научить учащегося добывать информацию, вызвать уважение к педагогу. Поэтому все чаще педагоги обращаются к системе обучения с использованием ЭВМ. Компьютеры дают возможность решать профессиональные задачи на качественно ином уровне, предъявлять для решения большее количество задач.
Например, на локальном веб-сайте СГТК размещаются инструктивные карты занятий, методические материалы и учебные пособия в электронном варианте почти по всем спец дисциплинам. Причем, кроме этого имеются и варианты на бумажном носителе, как говорится – «на всякий случай». Широко используется на технологическом отделении методика формирования инструктивных карт средствами пакета прикладных программ MS PowerPoint. Что позволяет выполнить инструктивную карту более наглядной и привлекательной для учащегося.

Обобщенная структура веб-сайта СГТК
Обобщенная структура веб-сайта

Таким образом, при всей доходчивости и полноте теоретического обучения, учащиеся не могут запомнить всего увиденного и услышанного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при выполнении упражнений.

Это восполняется преподавателем в ходе текущего инструктирования учащихся. Но ведь педагог объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней учащимся:
Для избежания таких ситуаций применяется документация письменного инструктирования - специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнении.
Инструктивными картами на уроке пользуются и преподаватель - при проведении вводного инструктажа, и учащиеся - в процессе выполнения упражнений.
В инструктивных картах представлена информация двух видов: словесная - описания наиболее рациональной последовательности изучаемых практических действий; рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности; указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений, а также графическая - рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструктивная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой практической операции, вида работы.

Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте - «как делать»-в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.
Наибольший эффект дает такой способ использования инструктивных карт, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях.
Инструктивные карты фактически могут являться технологической документацией, применяемой на предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для учебных целей.
На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных пояснений.

Зав. кафедрой______________________________ З.И. Исламова

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

М. АКМУЛЛЫ

Институт профессионального образования и информационных технологий

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Отделение: ОДО

Специальность: Профессиональное обучение (информатика, ВТ и КТ)

Курс: 2 курс

Дисциплина: Психология профессионального образования

2012-2013 учебный год

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Этапы профессионального пути по Д. Сьюперу. Весь профессиональный путь Д. Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «я-концепцию».

1. Этап роста (от рождения до 14 лет).

2. Этап исследования (от 15 до 24 лет).

3. Этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет).

4. Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет).

5. Этап спада (после 65 лет).

Фазы профессионального пути по Хейвигхерсту. По Хейвигхерсту приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, является критерием определения этапов профессионального пути:

1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет).

2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет).

3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет).

4. Становление профессионала (от 25 до 45 лет).

5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет).

6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет).

Этапы профессионального пути по Е.А. Климову.

1. Фаза аморфной оптации – начало профессионального становления, зарождение у детей профессионально ориентированных интересов и склонностей.

2. Фаза оптации. Человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

3. Фаза адепта. Адепт – человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве – слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников).

4. Фаза адаптации. Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадает, привыкает решать разнообразные профессиональные задачи.

5. Фаза интернала – это уже опытный, что называется, «наторевший» в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

6. Фаза мастерства. Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

7. Фаза авторитета. Авторитет – это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации. Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Кризисы профессионального становления – периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития.

Первый нормативный кризис взрослой жизни, выпадающий на период

ранней взрослости, связан с задачей перехода к самостоятельной жизни и независимости от родителей. На этот же период выпадает и начало самостоятельной профессиональной деятельности, по сути, «кризис рождения профессионала». Он включает в себя целый ряд сложностей: трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.

После завершения периода адаптации молодому специалисту требуется

некоторое реальное подтверждение его профессиональных достижений в виде прибавки в зарплате, повышения статуса или предложения интересных перспектив. Если этого не происходит после 4-5 лет работы, появляются эмоциональный дискомфорт, неосознанная неудовлетворенность трудом, дальнейшее сохранение ситуации становится залогом более тяжелого протекания следующего нормативного психологического кризиса – кризиса 30-летия, одного из самых острых кризисов нормативного развития. С профессиональной стороны основным его содержанием становится потребность в подведении промежуточных итогов, чувство некоторого застоя и потребность в некоторых ощутимых переменах. Возможны пять основных путей разрешения этого кризиса:

– прекращение профессионального роста;

– стабилизация на достигнутом уровне;

– ограничение профессиональных притязаний;

– упрочение одной из сторон профессиональной деятельности;

– поиск новых путей развития, выводящих на более высокий профессиональный уровень; деструктивное разрешение-конфликт, смена работы, попытка начать все сначала.

Нормативный кризис середины жизни (40–44 года) в профессиональной деятельности воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. В целом прохождение кризисов профессионального развития оказывает существенное влияние на весь профессиональный цикл.

Вопросы к главе 2

1. В чем различие понятий «дифференциация» и «периодизация»?

2. Дайте определение понятиям «период», «стадия».

3. Дайте определение психологическому возрасту.

4. Что лежит в основе периодизации развития личности З. Фрейда?

5. Что есть становление личности?

6. Дайте определение социальной ситуации развития.

7. Дайте определение ведущей деятельности. Раскройте специфику ведущей деятельности.

8. Дайте определение понятиям «индивид», «личность» и «индивидуальность». В чем состоит их отличие?

9. Чем характеризуется человек как личность с точки зрения психологии?

10. Назовите основные подходы к изучению личности в отечественной психологии.

11. Опишите иерархическую структуру личности, предложенную К.К. Платоновым.

12. Охарактеризуйте потребности как источник активности личности.

13. Перечислите основные классификации потребностей.

14. Дайте определение мотиву, мотивации. Классифицируйте мотивы по содержанию потребностей.

15. Что понимают под направленностью личности? Какие формы направленности различают?

16. Дайте определение профессиональному становлению.

17. Охарактеризуйте взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека.

18. Перечислите внутренние и внешние факторы, определяющие личностное и профессиональное развитие человека.

19. Проанализируйте периодизацию профессионального становления личности, предложенную Д. Сьюпером. В чем суть периодизации профессионального становления личности Хейвигхерста? Опишите фазы профессионального становления личности, выделенные Е.А. Климовым.

20. Дайте определение понятию «кризис профессионального становления личности». Перечислите основные кризисы профессионального становления, переживаемые человеком. Каковы пути разрешения кризисов профессионального становления?

21. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте. Почему учебная деятельность в подростковом возрасте теряет свое значение? Охарактеризуйте ведущую деятельность подросткового периода.

22. В чем своеобразие социальной ситуации развития в юношеском возрасте? В каких формах может реализовываться «обращенность в будущее» у старшеклассников?

23. В чем разница понятий «самоопределение» и «готовность к самоопределению»? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы.

24. В чем сложность определения понятия «взрослость»?

25. В чем специфика социальной ситуации развития в период зрелости?