Подходы к разработке проектов в здравоохранении. Социальные проекты в здравоохранении

медицинской организации с использованием методов, инструментов и принципов проектного подхода.

СМК является уникальным продук­том, работы по ее разработке и внедрению имеют начало и конец. Про­цессы управления проектами детально описаны в ГОСТ Р ИСО 10006- 2005. Руководители проектов также используют стандарт РМВОК - Project Management Body Of Knowledge (Свод знаний по управлению проектами). Управление Проектом (Project Management) - применение знаний, опыта, средств и технологий в процессе проведения проекта с целью удовлетворить (или превысить) требования или ожидания заказ­чика от данного проекта. Обычно это требует сбалансированности между:

Объемом работ, временем, стоимостью и качеством;

Заказчиками с разными потребностями и ожиданиями;

Определенными требованиями (требования) и неопределенными тре­бованиями (ожидания).

Как правило, для удобства управления проекты разбиваются на несколько фаз. Все фазы вместе называются Цикл жизни проекта (Project Life Cicle). Внутри каждой фазы и в целом по проекту процессы организо­ваны в пять групп:

Процессы инициирования - принятие решения о начале проекта или фазы;

Процессы планирования - создание и поддержка рабочей схемы для достижения бизнес-целей проекта;

Процессы выполнения - координация людских и других ресурсов в соответствии с планом;

Процессы управления - мониторинг хода выполнения и принятие необходимых действий по корректировке;

Процессы окончания - формальное принятие решения о завершении фазы или проекта.

Цели проекта внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации могут быть сформулированы следующим образом:

1. Внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требова­ниями ГОСТ ISO 9001-2011, обеспечивающей повышение эффективности управления, качества медицинских услуг и конкурентоспособности орга­низации.

2. Сертификация созданной СМК на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011.

3. Повышение эффективности деятельности медицинской орган по всем ее составляющим: медицинская, социальная, экономичеекг

В чем состоит преимущество применения стандартов ИСО в ме ской организации? Разработанная в соответствии со стандартом ИСО 9000:2000 система менеджмента качества - это управленчесн система, в основе которой лежит структурированный набор доку регламентирующих основные аспекты деятельности любой органи- том числе и медицинской. Одна из главных особенностей модел заключается в универсальности требований. Требования стандарт! можно применять для любой организации вне зависимости от ее деятельности, рынка, количества работающих и т.д., они предна: для применения во всех областях деятельности и для всех стран. Д тация системы менеджмента качества должна описывать деяте организации, особенно те процессы, которые существенно влияют на качество выполняемых медицинских услуг. Документальное о ключевых процессов деятельности обеспечивает их прослежив; четкое понимание, управление и постоянное улучшение.

Важным инструментом для этого является проектный мене который тесно связан с понятием менеджмента инноваций. Мы бу сматривать проектный менеджмент прежде всего как удобный инс для быстрого и эффективного внедрения инноваций в деятельное цинской организации. Именно проектное управление является t оптимальным вариантом сопровождения процесса разработки и Bt системы менеджмента качества.

Проект - это мероприятие, направленное на достижение унк результата в заданные сроки и в рамках запланированного (как правиле ченного) бюджета. Под это общее определение попадает большинст выполняющихся в организации. Например, выполнение работы пс договору, в котором закреплен результат работы, сроки выполнения \ - это проект.

Выполнение работы в рамках поручения руководяще организации (например, органа управления здравоохранением), где крепляется цель работы, сроки и бюджет (или ограничивается число - ков, которых можно привлечь к работе) - это тоже проект. Выполне пой сотрудников поручения руководителя своего отдела - это тоже г

Основными признаками проекта являются:

Уникальность и неповторимость целей и работ проекта;

Координированное выполнение взаимосвязанных работ;

Направленность на достижение конечных целей;

Ограниченность во времени (наличие начала и окончания);

Ограниченность по ресурсам.

Для достижения стратегических целей выбирается определенная страте­гия и в рамках выбранной стратегии предпринимаются те или иные проекты.

Многие организации в различных отраслях изначально являются про- ектно-ориентированными по своей сути: их деятельность заключается в выполнении проектов в интересах заказчиков. Но в медицинских органи­зациях, которые не является проектно-ориентированными, существует множество других видов деятельности, которыми можно управлять, как проектами. В качестве примера реализованных проектов можно привести приобретение и инсталляцию нового высокотехнологичного оборудова­ния, разработку и внедрение медицинской информационной системы, лабораторной информационной системы, внедрение в клиническую прак­тику новых методов диагностики и лечения, внедрение принципов процес­сного подхода, разработку и внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, проекты организации филиалов, пунктов дистанционного забора крови, деятельность по обнов­лению основных средств и многие другие.

Обобщенная схема цикла управления проектом в медицинской органи­зации представлена на рис. 8.

Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. У каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию разработки, реализа­ции проекта и стадию завершения работ по проекту (рис. 9).

Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проек­та является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно теку­щая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используе­мые методики и инструментальные средства. Руководители проектов раз­бивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проекте по разработке программного обеспечения отдельного направления деятельности медицинской организации могут быть выделены такие этапы, как осознание потребности в информационной системе, формули­рование требований, разработка технического задания и проектирование системы, создание программы группой разработчиков, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако наиболее традиционным является разбивка проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, пла­нирование, осуществление и завершение.

Планированию проекта внедрения системы менеджмента качества необходимо уделять особое внимание, так как описания подобного опыта медицинских организаций в доступной литературе не найдено.

Рис. 8. Обобщенная схема цикла управления проектом в медицинской организации

Рис. 9. Жизненный цикл проекта

Именно на этапе планирования должны использоваться системы для управления проектами, предоставляющие руководителю набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Ганта, гистограммы

распределения ресурсов. План проекта не должен оставаться неизменным и по мере осуществления может подвергаться постоянной корректировке с учетом текущей ситуации. После утверждения формального плана на руко­водителя проектом ложится задача по его реализации.


Начало обучения

ПО НАБОРУ ГРУППЫ
(25 человек)

Учебных часов

72
аудиторных часа

Форма обучения:
очная

Целевая аудитория

Руководители и участники медицинских организаций, руководители и администраторы проектов, руководители функциональных подразделений



Цели программы:

Формирование у участников понимания ключевых принципов проектного менеджмента в медицинских организациях, а также развитие у них навыков:

  • постановки целей проекта
  • разработки устава проекта и плана проекта по срокам, финансам, персоналу в медицинской организации
  • разработки системы контроля реализации проекта в медицинской организации
  • управления рисками и изменениями проекта в медицинской организации
  • разработки всей необходимой документации: устав, сводный план, отчеты
  • формирования и управления командой проекта в медицинской организации
  • применения ИТ — средств и инструментов для управления проектом в медицинской организации
  • внедрения проектного менеджмента в организации и создание корпоративной системы управления проектами в медицинской организации.
В программе рассматриваются следующие вопросы:


Тема 1. Основы управление проектами в медицинской организации

  1. Основные понятия управления проектами: проект, программа и портфель проектов, цели, ключевые факторы успеха, участники
  2. Структура проектного менеджмента в медицинской организации
  3. Жизненный цикл проекта: фазы и этапы
  4. Процессы управления проектом в клинике
  5. Функциональные области управления проектами
  6. Основные типы организационных структур для управления проектами: функциональная, матричная, проектная, смешанная

Тема 2. Инициация проекта в медицинской организации

  1. Цель формальной инициации проекта
  2. Основные работы, методы и инструменты, применяемые на стадии инициации
  3. Документы стадии инициации
  4. Разработка Паспорта (Устава) проекта — ключевого документа стадии инициации в медицинской организации

Тема 3. Планирование проекта в медицинской организации

  1. Содержание проекта (scope) и структурная декомпозиция работ (WBS)
  2. Сетевые графики: построение, расчет, оптимизация
  3. Календарный план-график проекта (Диаграмма Гантта)
  4. Планирование потребности в ресурсах медицинской организации
  5. Планирование финансов проекта: основные показатели экономической эффективности (NPV, IRR, PI). Документы: смета, бюджет, график финансирования
  6. Управление качеством: роль в проекте, инструменты
  7. Управление коммуникациями: назначение и инструменты. План управления коммуникациями в медицинской организации
  8. Управление стейкхолдерами проекта: методы, балансировка интересов разных заинтересованных сторон

Тема 4. Управление персоналом в проектах медицинской организации: команда проекта, роли, ответственность и полномочия

  1. Формирование команды проекта в медицинской организации: роли, компетенции, ответственность и полномочия. Матрица ответственности.
  2. Подбор и отбор участников: поиск, оценка, включение в команду
  3. Групповая динамика. Формальное и неформальное лидерство. Повышение авторитета руководителя проекта

Тема 5. Управление рисками и изменениями в медицинской организации

  1. Риски в проектах. Классификация
  2. Выявление. Качественная и количественная оценка рисков. Методики ранжирования
  3. Формирование плана управления рисками. Практические инструменты
  4. Планирование изменений в медицинской организации: процедуры, необходимые документы

Тема 6. Контроль проекта, отчетность, прогнозирование в медицинской организации

  1. Назначение и структура системы контроля
  2. Основные инструменты, применяемые для контроля в медицинской организации
  3. Методика освоенного объема (Earned Value) для управления стоимостью проекта в медицинской организации
  4. Методы прогнозирования

Тема 7. Система управления проектами в медицинской организации

  1. Корпоративная система управления проектами в медицинской организации
  2. ИТ — средства и инструменты для управления проектами в медицинской организации
  3. Ключевые условия и основные шаги внедрения управления проектами в медицинской организации


Системный подход к системе здравоохранения позволяет построить объективный стандарт, помогающий определить в социально-гигиенических, медико-статистических терминах установленных критериев оптимальность требуемых отношений и перспектив развития отрасли.

Совокупность выбранных критериев включает конкретные правила и принципы решений. В целом методология системного решения проблем:

Предписывает систему, которая функционально организует общий процесс решения проблемы реформирования отрасли;

Обусловливает параметры системы, которые дают структуру, необходимую для решения проблемы;

Описывает модели системы и ее возможности, позволяющие осуществлять рассмотрение альтернатив выходов процесса решения проблемы.

Процесс решения представляет собой конструирование, оценку и отбор альтернатив решения проблем по критериям стоимости, времени, эффективности и возможного риска с учетом отношений между предельными значениями приращений этих величин. Выбор границ этого процесса определяется условием, целью и возможностями его реализации. Решение проблем реформирования системы здравоохранения в новых социально-экономических условиях предполагает осуществление следующих мероприятий:

Выявление проблемы и оценка ее актуальности, определение цели и принуждающих связей, соответствующих критериев;

Анализ структуры существующей системы и определение ее сбойных элементов, ограничивающих получение заданного выхода;

Оценку веса их влияния на выходы системы;

Построение набора альтернатив и их оценку, выбор альтернатив для реализации;

Определение процесса реализации;

Согласование результата найденных решений и их реализации;

Оценивание конечных результатов.

Выбирают такие управленческие решения, которые являются лучшими по комплексу показателей для реально заданных условий: социальными, экономическими, юридическими, экологическими, политическими. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти оптимальное решение, т.е. наилучшее из всех возможных.

Системные идеи дают руководителям здравоохранения средство, позволяющее создать структуру формального подхода к решению соответствующих проблем. Если решение этих проблем может рассматриваться как цель, то системные идеи - как принуждающие связи.

Решение устанавливает, каким образом будет заполнен промежуток между существующим и планируемым состоянием системы здравоохранения, поэтому решение - есть такое заполнение между существующим и планируемым состояниями, которое выполняет преобразование одного состояния системы в другое. Решение описывает различие, существующее между двумя состояниями, в терминах объектов, свойств и связей. Оно определяет способ, которым должно быть введено заполнение, чтобы получить планируемое состояние.



Стимул, который возбуждает функционирующую систему, есть вход. Подсистема же обратной связи содержит модель планируемого состояния. Эта модель порождает воздействие, заполняющее промежуток и тем самым сохраняющее функционирование системы здравоохранения в предписанных пределах. Управление с помощью обратной связи является средством, при применении которого существующее состояние выхода преобразуется в планируемое состояние выхода. Этот процесс (рисунок 3) есть процесс решения проблемы.

Рисунок 3 - Процесс решения проблемы

Объективный и всесторонний мониторинг процесса охраны здоровья с точки зрения безопасности страны должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений соответствующих индикаторов такой безопасности. Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы здоровью населения России и устойчивость национальной системы здравоохранения, первоочередной задачей является создание глобальной организационно-информационной базы безопасности страны в области здравоохранения.

Для реализации государственной стратегии развития здравоохранения должны быть разработаны критерии и параметры состояния здоровья населения России и неразрывно связанные с ними показатели эффективности функционирования национальной системы здравоохранения, выход за пределы которых создает угрозу безопасности страны.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом как системы, но и для каждого ее региона и каждой отдельной службы, подразделения здравоохранения, т.е. подсистем и элементов. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности России по регионам и службам должен корреспондировать с соответствующим составом глобальных критериев и параметров в части, касающейся состояния здоровья населения и национальных интересов в целом.



На основе сформулированных в государственной стратегии развития здравоохранения критериев и параметров определяются меры и разрабатываются механизмы реализации государственной политики в области охраны здоровья населения. Эта деятельность государства осуществляется по следующим основным направлениям:

Выявление ситуаций, когда фактические или прогнозируемые параметры развития здравоохранения отклоняются от пороговых значений;

Разработка комплексных мер по выходу страны из зоны угрозы здоровью населения;

Организация работы по реализации мер по преодолению (недопущению возникновения) соответствующих угроз;

Экспертиза принимаемых стратегических решений по всем важнейшим вопросам жизнедеятельности общества с позиций охраны здоровья.

Реализация мер по обеспечению стабильности в здравоохранении требует постоянного, надежного и эффективного контроля за их исполнением со стороны государства и общественности. В соответствии с концепцией правового государства при осуществлении такого контроля должны в полной мере учитываться права и ответственность руководителей и собственников организаций здравоохранения.

Среди множества целей государственной политики в области охраны здоровья населения можно выделить как общие и стратегические цели, так и цели реформирования и развития отдельных хозяйствующих субъектов (таблица 1).

Таблица 1. Цели реформирования и развития здравоохранения

Общие цели реформирования и развития здравоохранения Стратегические цели развития здравоохранения Цели реформирования и развития хозяйствующих субъектов здравоохранения
Достижение реальных позитивных сдвигов в показателях индивидуального и общественного здоровья, сокращение прямых и косвенных потерь общества от заболеваемости и преждевременной смерти граждан Создание современной высокотехнологичной базы здравоохранения, обеспечивающей всеобщую доступность качественной и эффективной медико-социальной помощи населению при одновременном расширении возможностей инвестирования в собственное здоровье Формирование внутренних и внешних условий для эффективного функционирования и развития организаций здравоохранения в гармоничном взаимодействии с окружающей их социально-экономической и эколого-гигиенической средой

Цели формируют определенные задачи. Основными задачами реформирования и развития отечественного здравоохранения являются:

1. Обеспечение адекватности размеров финансирования отрасли государственным гарантиям в сфере здравоохранения;

2. Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

3. Организация эффективного государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;

4. Сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, новых медико-производственных, информационных и организационно-управленческих технологий;

5. Совершенствование медико-экономического и организационно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов здравоохранения;

6. Формирование и развитие регулируемого социально-ориентированного рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения;

7. Развитие негосударственного сектора здравоохранения;

8. Повышение уровня квалификации и степени социальной защищенности работников здравоохранения;

9. Актуализация участия профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций в реализации государственной политики в области здравоохранения;

10. Активизация участия населения в решении вопросов здравоохранения.

При формировании экономической политики в области здравоохранения следует исходить прежде всего из необходимости обеспечения преимущественного развития тех направлений охраны здоровья и видов медико-социальной помощи, которые способны в кратчайшие сроки дать наибольший эффект по показателям здоровья в пересчете на единицу потребляемых ресурсов.

Одним из важнейших направлений государственной стратегии реформирования и развития здравоохранения в России является повышение качества медицинской помощи. Прежде всего необходима интегральная оценка качества медицинского обслуживания населения, которая строиться на основе совокупности комплексных многопараметрических медико-экономических показателей, которые представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Показатели интегральной оценки качества медицинской помощи населению

В масштабах Российской Федерации, а также в отдельных субъектах в качестве компонентов интегрального критерия качества медицинской помощи населению могут выступать следующие частные критерии, подлежащие количественной оценке:

коэффициент медицинской эффективности (отношение числа случаев достигнутых медицинских результатов к общему числу случаев оказания медицинской помощи);

коэффициент экономической эффективности (отношение получаемого обществом совокупного экономического эффекта от деятельности организаций здравоохранения к общим затратам на здравоохранение);

коэффициент социально-экономической эффективности (отношение нормативных затрат на один случай медицинской помощи к фактически произведенным затратам и т.п.).

Крайне важно, чтобы деятельность здравоохранения удовлетворяла предъявляемым к ней населением требованиям как по совокупности соответствующих физических параметров, так и по цене, времени, месту и способу предложения. Все население в той или иной мере прямо (оплата услуг и товаров медицинского назначения) или косвенно (через систему обязательного медицинского страхования - ОМС) участвует в финансировании здравоохранения и поэтому вправе рассчитывать на получение максимально возможного удовлетворения от оказываемой медицинской помощи.

Проблемы обеспечения качества медицинской помощи и структурных преобразований в здравоохранении затрагивают следующие группы вопросов:

1. Повышение уровня преемственности всех видов служб и секторов медико-социальной помощи населению с ориентацией на преимущественное развитие амбулаторно-поликлинического звена. Предусмотрено перераспределение ресурсов (экономических, кадровых, материально-хозяйственных, информационных и др.) и объемов деятельности между структурными образованиями больничной, внебольничной и медико-социальной помощи. Особое внимание обращается на опережающее развитие системы стационаро-замещающих структур для оказания в них до 25% объемов госпитальной помощи. Среди этих структур - дневные стационары, стационары на дому, специализированные центры (подразделения) амбулаторной хирургии, способных осуществлять до 30% оперативных вмешательств, пока проводимых в стационарных условиях.

2. Активизация и развитие профилактического и эколого-гигиенического направлений деятельности учреждений здравоохранения и центров Госсанэпиднадзора, центров (подразделений) здоровья и профилактики болезней.

3. Структурные преобразования деятельности стационаров (ее интенсификация и повышение эффективности используемых ресурсов) предусматривают:

а) сокращение коечного фонда наряду с оптимизацией его мощности и структурных преобразований на всех уровнях - от федерального до отдельных учреждений и их подразделений;

б) дифференциацию коечного фонда с учетом особенностей и характера лечебно-диагностического процесса, а именно: интенсивного - до 20%, реабилитационно-оздоровительного - до 45%, лечения хронически, длительно текущих нозологий - до 20%, медико-социальной помощи - до 15%;

в) увеличение числа дней работы и оборота койки за счет сокращения времени ее простоя и продолжительности лечения, использования передовых информационно-управленческих технологий, более широкого внедрения ресурсо- и пациенто-сберегающих технологий диагностики и лечения.

4. Увеличение доли врачей первичного звена медико-санитарной помощи (ПМСП) до 45-50% от общей их численности, в том числе за счет расширения системы врачей общей практики; оптимизация численности как подготавливаемых и выпускаемых врачей, так и врачей различных специальностей путем более эффективного их распределения по различным типам и профилям служб, учреждений (подразделений).

В условиях социально ориентированной рыночной экономики государство, действуя в интересах всего общества, может весьма существенно ограничивать экономическую свободу и самостоятельность хозяйствующих субъектов в здравоохранении посредством административных и экономических средств.

Административные методы регулирования функционирования здравоохранения включают такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредными, ненужными, не допускаемыми к применению, использованию каких-либо услуг и товаров медицинского назначения, а также их компонентов.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления, обладающим соответствующим правом.

Согласно Гражданскому кодексу (ГК) РФ (ст. 49), отдельными видами деятельности хозяйствующие субъекты могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Отношения, возникающие между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования, регулируются Федеральным законом «О лицензировании» от 26.11.98 г. № 178-ФЗ. Если организация здравоохранения осуществляет деятельность, на которую требуется лицензия, без таковой ее деятельность может быть признана незаконной.

Система государственного лицензирования в такой социально значимой сфере деятельности, как здравоохранение, особенно важна. Она позволяет оценивать не только возможности той или иной медицинской организации, но и конкретные результаты клинико-диагностического процесса, степень и эффективность использования имеющихся ресурсов (оборудования, медицинского персонала, оборотных фондов).

Принуждение является методом управления, основанным на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, несвоевременная уплата налогов, уменьшение налогооблагаемой базы приводят к взиманию штрафов с налогоплательщиков.

В современном обществе государственное регулирование деятельности в здравоохранении осуществляется также посредством экономических средств. Существенные позиции среди них занимают денежно-кредитная политика, бюджетно-финансовая политика, ускоренная амортизация, текущее регулирование экономики, государственное программирование.

Среди инструментов денежно-кредитной политики можно выделить такие, как регулирование учетной ставки. Эта мера оказывает активное влияние на инвестиционную и инновационную деятельность хозяйствующих субъектов в здравоохранении.

Непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов в здравоохранении оказывает бюджетно-финансовая политика государства. В здравоохранении она сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию бюджетно-финансовой и денежной систем для реализации целей охраны и укрепления здоровья.

Бюджетно-финансовая политика в здравоохранении зависит от конкретной хозяйственной и политической ситуации, от стратегии социально-экономического развития страны, места и роли здоровья в системе общественных ценностей. В зависимости от этих факторов предусматривается разная степень приоритетности бюджетного финансирования здравоохранения. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику, она также тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

Ускоренная амортизация - это амортизация по повышенным по сравнению с действующими или средними ставкам. Этот метод занимает особое место среди комплекса мер государственного регулирования экономики. Смысл ускоренной амортизации состоит в установлении такого уровня ежегодных списаний в амортизационный фонд, который превышает размеры фактического морального и физического износа элементов основного капитала. Ускоренная амортизация разрешает переносить существенную часть прибыли в статьи издержек производства, не облагаемых налогами. Это позволяет в последующем направлять указанные суммы в новые капитальные вложения. Таким образом, политика ускоренной амортизации способствует росту собственных финансовых возможностей хозяйствующих субъектов для осуществления капитальных вложений, а также снижению доли заемных средств в процессе капитального строительства и модернизации основного капитала.

Используя метод ускоренной амортизации, государство имеет возможность влиять на структуру здравоохранения - может ускорить процесс развития отдельных сфер здравоохранения, введя для них особо благоприятные ставки амортизации. Дифференциация норм амортизационных отчислений применяется также для изменения региональной или территориальной структуры здравоохранения, поддержки создания новых сфер и направлений медицинской деятельности.

Рисунок 5 - Общий подход к решению проблем развития системы здравоохранения

Основные задачи СА системы здравоохранения могут быть представлены в виде трехуровневого дерева функций (рисунок 6).

Рисунок 6 - Дерево функций СА здравоохранения

На этапе декомпозиции, обеспечивающем общее представление о рассматриваемой системе, осуществляются:

Определение и декомпозиция общей цели исследования и реформирования основной функции системы охраны здоровья населения как ограничение траектории в пространстве ее состояний или в области допустимых ситуаций. Наиболее часто декомпозиция проводится путем построения дерева целей и дерева функций;

Описание воздействующих на состояние популяционного здоровья факторов окружающей среды;

Описание тенденций развития системы здравоохранения, неопределенностей разного рода;

Функциональная (по функциям), компонентная (по виду элементов, компонентов, свойств) и структурная (по виду отношений между службами, звеньями, секторами) декомпозиции системы здравоохранения.

Глубина декомпозиции ограничивается необходимостью изменения уровня абстракции - представления структурных составляющих: служб, звеньев, секторов отрасли как подсистем. Из общей теории систем известно, что большинство их могут быть декомпозированы на базовые представления подсистем. К ним относят последовательное и параллельное соединение элементов, соединение с помощью обратной связи.

Среди наиболее часто применяемых стратегий декомпозиции выделяют:

Функциональную, базирующуюся на анализе функций системы;

Декомпозицию по жизненному циклу, когда целью системы является оптимизация оздоровительно-профилактических, лечебно-диагностических, медико-экологических и других процессов и когда можно определить последовательные стадии преобразования входов в выходы соответствующих результатов;

Декомпозицию по физическому процессу, применяемую в ситуациях, когда целью модели является описание физических сторон изучаемых медико-демографических процессов.

На этапе анализа, обеспечивающем формирование детального представления системы охраны здоровья, осуществляются следующие его виды:

Функционально-структурный, позволяющий сформулировать требования к создаваемой (реформируемой) системе;

Морфологический - анализ взаимосвязи компонентов, феноменов, категорий здоровья;

Генетический - анализ организационных принципов предыстории развития отечественного здравоохранения, причин ухудшающейся ситуации, имеющихся тенденций и перспектив реформирования служб, звеньев, секторов охраны здоровья, их сценариев при построении прогнозов;

Анализ существующих аналогов системы за рубежом;

Анализ эффективности (по результативности, ресурсоемкости, управляемости). Он включает выбор шкалы измерения, формирование показателей эффективности, обоснование и формирование критериев эффективности, непосредственно оценивание и анализ полученных показателей состояния и перспектив развития изучаемой системы охраны здоровья;

Формирование требований к реформируемой системе, включая выбор критериев ее оценки и ограничений по ресурсам.

Этап синтеза системы , решающей проблему, представлен в виде упрощенной функциональной диаграммы (рисунке 7).

Рисунок 7 - Упрощенная функциональная диаграмма этапа синтеза системы охраны здоровья

На этом этапе осуществляются: разработка модели требуемой системы (выбор математического аппарата, моделирование, оценка модели по критериям адекватности, простоты, соответствия между точностью и сложностью, много-вариантности реализаций); оценивание вариантов синтезированной системы (обоснование схемы оценивания, реализация модели, проведение эксперимента по оценке, обработка результатов оценивания, анализ результатов, выбор наилучшего варианта). Оценка степени снятия проблемы проводится при завершении СА.

Методологию анализа системы здравоохранения составляют принципы, методы и средства организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной на исследование и улучшение функционирования лечебно-диагностических и реабилитационно-оздоровительных процессов. Эта методология включает в себя следующие этапы:

Исследование и анализ ситуации, сложившейся в здравоохранении, и тенденции его развития;

Исследование принципов формирования соответствующих подсистем, служб и секторов;

Выявление наиболее значимых факторов внешней среды, оказывающих воздействие на состояние здоровья и систему его охраны, а также являющихся основой функционирования и развития здравоохранения;

Определение основных задач реформирования и развития здравоохранения и способов их решения;

Систематизация результатов исследования общественного здоровья и медико-демографических процессов;

Анализ удовлетворения потребностей в лечебно-профилактической помощи, а также взаимодействия компонентов и выявление закономерностей.

Преимущества использования СА здравоохранения можно охарактеризовать следующими положениями:

Основное внимание направлено на целеобразование;

Применяется для решения таких проблем системы, которые не могут быть поставлены и решены отдельными формальными (математическими) методами;

Используются не только формальные методы, но и методы качественного анализа, направленные на активизацию использования знаний и опыта специалистов междисциплинарных областей.

Построение системы анализа основной деятельности медицинского учреждения базируется на ее соответствии действующим медико-социальным и экономическим законам и исходит из необходимости решения основных задач здравоохранения. Анализ деятельности медицинского учреждения - необходимое звено в системе управления ПМСП, так как его результаты обосновывают выбор оптимального решения на всех этапах планирования и усовершенствования соответствующих видов деятельности.

В целях обеспечения комплексности анализа разрабатывается единая система взаимосвязанных аналитических показателей, которая учитывает все виды информации: финансово-аналитической, медико-статистической, инженерно-технической.

Основные элементы комплексного анализа можно представить схематически (рисунок 8).

Рисунок 8 - Схема составных элементов комплексного анализа деятельности медицинской организации

Основные аспекты деятельности медицинского учреждения включают следующие показатели.

1. Статистические:

Показатели профилактической работы;

Количество пролеченных больных (в стационаре, дневном стационаре при поликлинике, стационаре дневного пребывания, стационаре на дому);

Количество проведенных койко-дней в стационаре (дней пребывания в дневном стационаре);

Средняя длительность пребывания в стационаре;

Функционирование койки в стационаре, ее оборот, количество и профиль коек;

Число посещений в поликлинике и количество законченных случаев лечения в поликлинике;

Количество выполненных в параклинических подразделениях операций и отдельных терапевтических манипуляций;

Хирургическая активность и летальность;

Показатели качества медицинской помощи.

2. Финансово-экономические :

Объем бюджетных ассигнований;

Лимиты бюджетных обязательств;

Тарифы на единицу медицинской помощи и нормативы затрат по статьям расходов;

Объем доходов от предпринимательской деятельности по видам;

Себестоимость услуги и рентабельность;

Расходы по статьям экономической классификации и источникам финансирования;

Износ основных средств и амортизационные отчисления;

Прибыль (убытки), дебет/кредит;

Число штатных единиц и средняя заработная плата по категориям персонала;

Фондовооруженность труда, фондоотдача основных средств и фондоемкость производства.

3. Инженерно-технические:

Общая (полезная) площадь зданий и их объем;

Протяженность коммуникаций;

Объем потребляемых энергоресурсов;

Количество подвижной техники и единиц оборудования по видам и структурным подразделениям.

Приведенный перечень показателей деятельности медицинского учреждения не является закрытым; в зависимости от целей, задач и назначения проводимого анализа он может быть дополнен по усмотрению администрации учреждения.

С учетом используемой информации и времени проведения различают анализ оперативный (на основе ежедневно поступающей информации) и периодический (по установленным периодам времени - ежемесячный, квартальный и т.д.). В зависимости от круга изучаемых вопросов анализ подразделяется на полный и тематический.

Один из наиболее простых видов сравнительного анализа - сопоставление фактически достигнутых результатов с плановыми показателями. Эта разновидность анализа практически важна для принятия управленческих решений.

Из общеметодологических подходов к познанию и принятию управленческих решений выделяется прежде всего комплексный подход. Это способ исследования, рассмотрения проблем, задач, объектов здравоохранения с различных взаимосвязанных сторон.

Применение комплексного подхода к процессу управления в здравоохранении можно изобразить схематично в виде «колеса обозрения» различных аспектов проблем общественного здоровья (рисунок 9).

Рисунок 9 - Схема взаимосвязи факторов и условий управления решением проблем общественного здоровья

Во всех стадиях и процессах оздоровления населения принимают участие различные структуры системы здравоохранения. Само участие в этих процессах требует определенных (по составу) и необходимых (по количеству) средств. Кроме того, ограниченность последних вызывает, особенно в условиях рынка, необходимость оптимизации использования данных средств. Все это требует ориентации здравоохранения в целом и его подразделений в частности в сторону их общественной значимости и экономической эффективности. Поэтому подготовка и принятие управленческих решений в структурах здравоохранения должны осуществляться согласно схеме, представленной на рисунок 10 с упором на следующие элементы:

Рисунок 10. Направленность управленческих решений в деятельности по охране здоровья

1. Охрана или восстановление здоровья (миссия, цель или общественный эффект).

2. Средства, необходимые для осуществления мероприятий по охране здоровья и его восстановлению (ресурсы или общественно необходимые затраты).

3. Оптимизация использования имеющихся ресурсов для осуществления мероприятий по охране здоровья (медицинская, социальная, экономическая эффективность).

В условиях рынка существуют и усиливаются определенные противоречия между мероприятиями, осуществляемыми по охране здоровья и по его восстановлению: чем лучше охраняется здоровье (профилактические, эколого-гигиенические и другие мероприятия), тем меньше спрос на медицинские услуги (лечебные, оздоровительно-восстановительные процедуры). Снижение спроса должно привести при прочих равных условиях к сокращению предложения или уменьшению цен на данные услуги. Выйти из данной ситуации в какой-то мере позволяет применение квалиметрического подхода в принятии решений.

Данный подход основан на соизмерении различных свойств медицинской услуги. Главная цель квалиметрического подхода в здравоохранении заключается в непрерывном поиске повышения эффективности и качества работы медицинских организаций. В каждом конкретном случае главная (глобальная) цель квалиметрического анализа реализуется через совокупность частных (локальных) целей, относящихся к различным аспектам деятельности организаций здравоохранения.

Любой процесс управления начинается прежде всего с постановки цели и целеполагания. Данный этап процесса управления был подробно рассмотрен выше. Здесь же рассмотрим составляющую этого этапа - управление проектами (УП).

Современное состояние культуры проектирования нельзя считать удовлетворительным. В современной медицинской, социальной и деловой практике общеприняты редуцированные проекты, лишенные одной или даже двух указанных в приведенном выше определении составляющих. Например, как только проект перестает приносить прибыль или государственное финансирование его прекращается, прекращается и его сопровождение, он оставляется на произвол судьбы, и его отдаленные последствия оказываются неприятными сюрпризами или даже техногенными, а то и социальными катастрофами.

Цель проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Наряду с традиционными, появились совершенно различные по своему содержанию виды проектирования:

1) проектирование как процесс разработки не отдельных предметов, а целых систем (аэропорты, транспорт, супермаркеты, радиопрограммы, программы обучения, банковские системы, компьютеры);

2) проектирование как соучастие, как включение общества в процесс принятия решения;

3) проектирование как творчество, потенциально присущее каждому;

4) проектирование как учебная дисциплина, синтезирующая искусство и науку и, возможно, идущая дальше, чем то и другое порознь;

5) проектирование без объекта как процесс или образ самой жизни.

В зависимости от сферы деятельности, в которой осуществляется проект, различают: технический проект, организационный, экономический, социальный, а также все их возможные комбинации (смешанные проекты). Таким образом, объем понятия проектирования растет.

В наиболее общем значении проектирование есть создание продукта мышления, перенос его из действительности мышления в окружающую реальность и сопровождение до стадии завершения включительно (рисунок 11).

Рисунок 11 - Основные компоненты процесса проектирования

Проект есть система, включающая процесс (или их совокупность), а также обеспечивающие его структуры и совокупность функциональных связей между элементами этих структур.

На 1-м этапе жизни проекта ведущими оказываются креативные и когнитивные процессы.

На 2-м этапе роль креативности снижается. Ведущим процессом проекта становится перенесение продукта или совокупности продуктов мышления из мыслительной действительности в реальность.

На 3-м этапе жизни проекта ведущими становятся мониторинг группового взаимодействия по поводу проекта, а также реакции заказчика и потребителя.

В развитых странах применяются также текущее регулирование и государственное программирование здравоохранения.

Текущее регулирование здравоохранения осуществляется в основном посредством бюджетно-финансовой политики. Существенная роль в таком регулировании отводится государственным расходам: заказы и закупки услуг и товаров медицинского назначения; прямые затраты на содержание здравоохранения, различные субсидии и другие расходы.

Текущее регулирование здравоохранения нацелено прежде всего на поддержание определенного уровня охраны и укрепления здоровья.

Государственное программирование здравоохранения - это долговременное, целевое регулирование здравоохранения.

Государственное программирование здравоохранения включает разработку и реализацию соответствующих программ; оно может охватывать здравоохранение в целом или его отдельные сферы и отрасли. Государственные программы могут распространяться на территорию всей страны, на отдельные регионы, конкретные группы населения и др. Можно выделить ряд видов государственных программ в здравоохранении (таблица 2).

Таблица 2 - Классификация государственных программ в здравоохранении

Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет, среднесрочные охватывают период в 3-5 лет, долгосрочные составляют на срок от 5 лет и более.

Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры развития здравоохранения. В России к общегосударственной программе развития индустрии здоровья можно отнести Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (1997-2007 гг.).

Региональные программы охватывают развитие здравоохранения в отдельных регионах страны.

Целевые программы предусматривают развитие конкретных направлений (разработка методики лечения той или иной болезни, создание конкретных лекарственных средств, медицинской техники и др.), охрану и поддержание здоровья отдельных групп населения (пенсионеров, детей, матерей и т.д.), оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи и т.д.

Отраслевые программы составляются и реализуются с учетом специфики отдельных подсистем здравоохранения (медицинская промышленность, санаторно-курортное дело и др.).

Чрезвычайная программа разрабатывается для ликвидации кризисного состояния, возникшего в сфере охраны и укрепления здоровья (последс

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:

Научно-техническая обоснованность планов.

Выделение приоритетных проблем.

Сочетание текущего и перспективного планирования.

Сочетание отраслевого и территориального планирования.

Экономическая эффективность планов.

План здравоохранения - это порядок развития здравоохранения, являющийся составной частью единого государственного плана развития народного хозяйства (экономического и социального развития страны), отвечающий требованиям экономических законов.

Все народнохозяйственные планы разделяются на территориальные и отраслевые.

План здравоохранения является отраслевым планом, поскольку планируется развитие определённой народнохозяйственной отрасли - здравоохранения. Планирование здравоохранения - это, прежде всего, планирование рационального и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли с целью наиболее полного удовлетворения населения в медицинской помощи в соответствии с экономическими возможностями государства.

План здравоохранения предусматривает основные направления в развитии лечебно-профилактического и санитарно-гигиенического обслуживания отдельных контингентов населения (детей, подростков, женщин, рабочих промышленных предприятий и пр.), отдельных служб здравоохранения (педиатрическая, акушерско-гинекологическая и пр.), специализированных видов помощи, развитие сети медицинских учреждений в отдельных регионах, например, в сельской местности и т.п.

Планирование развития здравоохранения как отрасти и планирование в здравоохранении, то есть, внутриотраслевое, в современных условиях опирается на определённую выработанную стратегию (концепцию развития). Стратегия определяет дальнейшее направление развития отрасли и её целевых и функциональных областей.

Основным стратегическим планом развития здравоохранения Республики Беларусь является Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь.

Во исполнение данного стратегического документа создаются остальные планы в белорусском здравоохранении.

Различают два основных типа планирования в здравоохранении: программно-целевое и функционально-отраслевое.

Программно-целевое планирование обеспечивает системный подход к составлению плана, позволяет направить каждое планируемое мероприятие на выполнение определённой цели. Например, программноцелевым планом является Национальная программа демографической безопасности и пр.

Функционально-отраслевое планирование включает планирование отдельных функциональных областей здравоохранения и отрасли в целом, осуществляемое главными субъектами управления здравоохранением страны. Функционально-отраслевыми, например, являются следующие планы: планы развития здравоохранения как отрасли народного хозяйства страны, планы развития научных исследований, планы развития медицинского и фармацевтического образования, производство и распределение продукции медицинской промышленности, утверждение нормативов обеспечения населения медицинской помощью, утверждение единой номенклатуры ЛПО и типовых положений о них, утверждение штатных нормативов ЛПО и др.

Виды планов в здравоохранении Республики Беларусь:

1. По срокам исполнения: перспективные (как правило, перспективный план рассчитан на пять и более лет) и текущие (часть перспективного, рассчитан на год).

2. По охватываемой планированием территории: республиканский, областной, городской, районный, отдельной ЛПО.

Основными разделами территориальных планов развития здравоохранения являются:

1) планирование сети ЛПО (амбулаторно-поликлинической помощи и стационаров);

2) планирование кадрового состава ЛПО;

3) планирование финансовой деятельности ЛПО.

3. По решаемым проблемам (программно-целевое планирование): например, Президентская программа «Дети Беларуси».

4. По особенностям финансирования планируемых мероприятий: различают государственные программы, получающие целевое финансирование (например, Г осударственная программа развития специализированной медицинской помощи), и национальные программы, также представляющие собой комплекс разработанных мер, но не получающие дополнительного финансирования.

Основными принципами планирования здравоохранения являются:

1. Соответствие планируемых мероприятий реальной потребности населения.

2. Сочетание планирования количественных показателей (экстенсивных коэффициентов: сеть ЛПО, их мощность и пр.) и качественных характеристик, отражающих медицинскую, социальную и экономическую эффективность здравоохранения.

3. Научно-техническая обоснованность.

4. Экономическая эффективность.

5. Главенство перспективных стратегических планов.

6. Выделение приоритетных звеньев плана.

7. Сочетание перспективного и текущего планирования.

8. Сочетание отраслевого и территориального планирования и соответствие государственному народнохозяйственному плану страны.

Главной целью планирования здравоохранения является выработка стратегии управления отраслью на основе глубокого и всестороннего анализа и проведения мер по обеспечению оптимального использования всех ресурсов для достижения более полного удовлетворения потребности населения а медицинской помощи.

Основные задачи планирования в здравоохранении:

1. Улучшение санитарного состояния населения.

2. Удовлетворение потребностей населения в лечебнопрофилактической помощи (учитывая Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи и минимальные государственные социальные стандарты).

3. Пропорциональное потребностям населения и народнохозяйственному плану страны развитие служб здравоохранения, оптимальная структура и размещение сети ЛПО.

4. Совершенствование форм и методов управления

здравоохранением.

5. Способствование выработке рационального хозяйственного механизма в отрасли.

6. Способствование распространению прогрессивных форм

оказания медицинской помощи, внедрению достижений научнотехнического прогресса в практику здравоохранения.

7. Обеспечение снижения удельной затратности оказания

медицинской помощи.

Планирование в здравоохранении включает использование следующих методов планирования:

Аналитического (анализ комплекса факторов, влияющих на развитие здравоохранения: показателей здоровья населения, результатов работы медицинских учреждений);

Балансового (пропорциональность в развитии здравоохранения);

Нормативного (соответствия нормам и нормативам), экспериментального (апробация результатов научных исследований перед внедрением их в практику).

При составлении плана развития здравоохранения учитываются:

1. Санитарно-демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост, численность населения, возрастнополовой состав).

2. Заболеваемость населения.

3. Характеристики выполнения плана за предшествующие годы, ожидаемое выполнение в этом году.

4. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность системы здравоохранения.

Общая схема планирования в здравоохранении может быть представлена в виде:

1) определение основных целей и функций ЛПО (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, консультативная или лечебная, специализация и пр.);

2) определение видов и объёмов медицинской помощи, оказание которой ведёт к достижению цели;

3) формирование сети ЛПО;

4) определение потребности в ресурсах;

5) расчёт предположительных поступающих средств;

6) корректировка плановых показателей;

7) определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей.

При формировании перспективной сети ЛПО в Беларуси учитывается:

Территориально-административное разделение республики;

Фактор доступности (обеспечение полной и равной доступности медицинской помощи жителям в минимальное время, по принципу, что в нужный момент времени в нужном месте должен быть доступен нужный специалист);

Фактор единства нормативного обеспечения потребности жителей города и села в медико-санитарном обслуживании;

Системность (функционально-организационное единство всех ЛПО территории);

Ступенчатость (иерархическая соподчинённость организаций здравоохранения) и этапность (по принципу усложнения) оказания медицинской помощи.

Согласно территориальному размещению населения страны, при

планировании здравоохранения территории выделяют следующие зональные типы ЛПО:

Первичные: ФАПы, аптечные пункты четвёртой категории (в пределах пешеходной доступности - радиус до 5 км, центр - укрупнённые сельские поселения), амбулатории врача общей практики, сельские аптеки (при численности населения более 1500 чел.).

Местные: объединяющие несколько первичных систем расселения радиусом 15 - 20 км (30-минутная транспортная доступность, центр - города, городские посёлки, численность населения 6000 - 15000 чел.), амбулатории, участковые и городские больницы.

Районные: включают несколько местных систем расселения с радиусом 20-50 км (часовая транспортная доступность, центр - города - районные центры), расположены ЦРБ, районные диспансеры, ЦГЭ, центральные районные аптеки и пр.

Межрайонные, или зональные: радиус 35-80 км (полуторадвухчасовая транспортная доступность, во главе с городами), городские и межрайонные больницы, отделения, диспансеры и пр.

Областные: группируют ряд зональных систем расселения, во главе с областными центрами.

Республиканская: центр - г. Минск, зона влияния более 300 км,

республиканские ЛПО.

При планировании сети ЛПО мощность и структура отдельных учреждений увязывается с численностью обслуживаемого населения, при этом используются нормативные показатели мощности амбулаторнополиклинических (число посещений в смену) и стационарных (коечный фонд) ЛПО, рассчитываемые на определённое количество населения, а также понятие «функциональная лечебная единица» (ФЛЕ). ФЛЕ представляет собой минимальную экономически и территориально целесообразную мощность различных типов ЛЕЮ (стационаров или амбулаторно-поликлинических учреждений).

Для стационаров ФЛЕ - это отделение определённой мощности (для республиканских, областных и городских больниц - не менее 60 коек, до 120 коек; для 1ДРБ - 40-60 коек; в сельской местности и малых городах - больничная секция 25-30 коек). Если численность населения недостаточна для развёртывания отделения, соответствующего ФЛЕ, этот вид помощи планируется на вышестоящем этапе.

Для ряда узкоспециализированных видов помощи в качестве ФЛЕ принимается не отделение, а специализированная ЛПО (психиатрическая больница на 500 коек, корпус детской психиатрии на 120 коек, корпус радиологической онкологии на 100 коек).

Для амбулаторно-поликлинических ЛПО ФЛЕ определяется по числу посещений, обеспечивающих полную нагрузку на врачебную должность.

Основными направлениями совершенствования планирования в системе здравоохранения и повышения эффективности ее деятельности являются:

Планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, а также нормативам объема и себестоимости медицинской помощи;

Разработка и реализация территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

Реструктуризация медицинской помощи, внедрение ресурсосберегающих технологий;

Концентрация ресурсов на приоритетных (наиболее эффективных по соотношению затрат и результатов) направлениях деятельности;

Стандартизация медицинских технологий и создание эффективной унифицированной системы управления качеством медицинской помощи;

Развитие внебюджетной деятельности;

Создание унифицированной системы стратегического и оперативного планирования, нормирования, лицензирования, сертификации;

Использование методов программно-целевого управления, экономического управления, экономического анализа, принципов экономической самостоятельности и ответственности организаций здравоохранения; введение унифицированной структуры органов управления здравоохранением;

Совершенствование управления по отклонениям от моделей КРД;

Совершенствование форм и систем оплаты труда;

Приоритетное развитие ПМСП, службы охраны материнства и детства, медико-генетической помощи, а также специализированных медицинских служб и медицинских технологий, которые оказывают наибольшее влияние на трудовой потенциал страны и обеспечивают снижение преждевременной смертности и инвалидности;

Развитие профилактических и реабилитационных технологий, включая формирование ЗОЖ, иммунопрофилактику инфекционных болезней, организацию демонстрационных проектов профилактической направленности;

Борьба с туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, болезнями, передаваемыми половым путем;

Информатизация системы здравоохранения с созданием единой информационно-аналитической сети;

Разработка комплекта нормативных правовых актов, определяющих новую медико-экономическую модель здравоохранения; изучение основ этой модели в ЛПО.

Достижение высокой эффективности функциональной деятельности объектов здравоохранения требует:

❖ разработки целевых программ;

♦♦♦ осуществления постоянного контроля за качеством услуг, эффективностью лекарственных средств, изделий медицинского назначения и т.д.;

♦♦♦ применения всех доступных экономических методов управления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ явления инвалидности с юридической и медицинской точки зрения, рассмотрение социальной инфраструктуры работы с пожилыми инвалидами. Причины и классификация основных заболеваний, ведущих к инвалидности. Формы социального обслуживания инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Система управления и организации социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами в Управлении социальной защиты Новоильинского района г. Новокузнецк. Принятые и утвержденные социальные программы. Законодательная база социальной защиты.

    отчет по практике , добавлен 20.10.2013

    Концепция социальной защиты людей пожилого возраста. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Распространенные сложные ситуации, создающие проблемы в жизни пожилого человека. Формы и методы работы с пожилыми людьми.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Пожилые люди как объекты социального обслуживания на дому. Современные проблемы и социальная защита людей пожилого возраста. Социальная медицина в системе социальной работы. Значимость социально-медицинской помощи людей пожилого возраста.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Теоретические основы социальной работы в здравоохранении, цели, функции и объекты. Социальная работа в наркологии, особенности разработки мероприятий по оказанию помощи наркозависимым. Организация медико–социальной работы и профилактики в онкологии.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Пожилые люди как социальная общность. Формы и методы работы с пожилыми людьми. Виды социальных услуг и опыт оказания социальной поддержки пожилым людям на примере отделений дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

    Функции и этапы проведения социологического эксперимента. Организационная работа по проведению социологического исследования. Основные позиции, которые должны отображаться в протоколе эксперимента. Основные недостатки экспериментального метода.