Тотальная уберизация: как это работает. Кстати о качестве — клиенту есть за что опасаться

Все волнения уже позади. Место выбрано, дата вылета определена, билеты забронированы. Можно вздохнуть спокойно – вы точно летите со своим малышом на отдых. Но потом вас начинают охватывать тревога, а вопрос как лететь в самолете с годовалым ребенком беспокоит все сильнее.

Маленьким детям сложнее адаптироваться за время пути, чем взрослым. Чтобы перелет стал максимально комфортным, заранее продумайте некоторые моменты, проведите тщательную подготовку.

Посетите своего педиатра

Желательно показать малыша перед поездкой своему педиатру. Даже если нет никакого заболевания, осмотр лишним не будет. Особое внимание стоит обратить на недоношенных или перенесших асфиксию ребятишек. Перепады давления могут сказаться на сосудах головного мозга, а врач даст необходимые рекомендации.

При проблемах с ушами или носоглоткой при взлете и посадке может возникнуть дополнительный дискомфорт. Врач посоветует специальные капли для облегчения этого состояния.

Укажите тип питания

На электронном портале авиакомпании постарайтесь не забыть выбрать нужный тип питания. Обычно есть выбор – еда для детей до полугода либо для детей постарше. Важно помнить, что во время полета сделать выбор будет невозможно – заказы формируются за сутки до рейса. Еще одна особенность спецпитания – ваш заказ могут приготовить раньше, чем другим пассажирам, а напитки будут холодными.

Если ваше чадо придирчиво относится к еде, то лучше захватить знакомые продукты. По правилам авиаперевозок воду, сок с детским питанием, а также медицинские препараты, разрешено брать с собой на борт столько, сколько необходимо.

Узнайте, как быть с коляской

Многие родители уверены, что детскую коляску нужно сдать вместе с остальным вещами в багажный отсек. На самом деле все зависит от компании. Вероятность сдать прямо у трапа, а после прилета получить обратно на выходе – очень высока.

Если коляска складная, то, скорее всего, ее можно взять с собой. Это облегчит перелет и даст дополнительное безопасное пространство малышу. Некоторые аэропорты коляску предлагают напрокат.

Нужно ли вам автомобильное кресло

Многие родители по аналогии с проездом на автомобиле убеждены, что до 2 лет ребенок на борту самолета должен находиться в автокресле. По правилам авиаперелетов, дети имеют право лететь без оплаты за место на руках у родителей. Если кресло прошло сертификацию для применения при полете (смотрите сертификат), то за место придется платить. Еще как вариант: на борту могут предложить собственное кресло. Кстати, ни коляску, ни кресло не включают в вес багажа.

Позаботьтесь о решении деликатной проблемы

Во время полета, даже если он не продолжительный, туалетная комната бывает периодически занята. Взрослые справляются с такой заминкой легко, а вот перелет в самолете с годовалым ребенком тогда может обернуться катастрофой. Конечно, можно периодически прорываться через запертую дверь и приводить окружающих в чувство глубокого возмущения. В экстренном случае можно уговорить стюардессу провести вас к туалетной комнате бизнес-класса, где пассажиров меньше.

Один из наиболее подходящих выходов – купить походный горшок с одноразовыми впитывающими пакетами. В любом детском торговом центре есть разные варианты – складывающиеся, надувные, в виде рюкзака. Стоимость их невысока, а компактность и легкость дадут возможность пользоваться ими на земле.

Подготовьтесь к увлекательным играм

Замкнутое пространство, присутствие посторонних людей и общая атмосфера не окажут положительное влияние на настроение вашего малыша. Поэтому родителям придется ответственно подойти к вопросу «Чем же мы сейчас займемся».

Часто авиакомпании предлагают наборы пазлов, фломастеры и головоломки. Но не всегда они соответствуют ожиданиям и возрасту маленьких пассажиров. Что можно придумать заранее.

  • Купите новые игрушки, спрячьте до вылета, не показывая заранее;
  • Выбирайте «долгоиграющий вариант» — пазлы, книжки с наклейками, мягкий конструктор, заводные игрушки и пирамидки;
  • Заполните память вашего гаджета мультфильмами и сказками, новыми интерактивными играми.

Не стоит выбирать:

  • Игрушечные пистолеты, так как их придется сдать в багажное отделение;
  • Музыкальные игрушки – они вряд ли приведут в восторг ваших соседей;
  • Слишком большое количество игрушек увеличит вес ручной клади и его придется оплачивать дополнительно.

О чем надо помнить во время полета

Помните главное – ваша тревога передается малышу. Поэтому запаситесь неисчерпаемым терпением и спокойствием. В этом случае перелет с годовалым ребенком будет комфортным и принесет вам радость.

Выбор места

Если во время бронирования места не были указаны, то на регистрацию стоит прийти как можно раньше. В экономклассе самыми удобными местами считается первый ряд из-за дополнительного пространства впереди. На нем можно удобно расположить вещи, а для малыша сделать зону для игр. На передней стене можно прикрепить люльку для совсем маленьких детей. Она поможет комфортно устроиться младенцу.

Самые неприятные моменты

  1. Смена и перепады давления при взлете с посадкой создает дискомфорт даже для взрослых пассажиров. Маленькие дети будут реагировать намного сильнее. Один из старых и проверенных способов – предложить ему бутылочку с водой или грудь. Если малыш постарше, то конфета типа «чупа-чупс» будет оптимальным решением.
  2. Хоть авиаперевозчики и утверждают, что обновление воздуха внутри салона происходит не менее 15 раз за час, во время полета туда все равно попадают разные вещества. Это продукты горения топлива, озон, разнообразные микробы и бактерии, что неизбежно внутри замкнутого пространства. Для профилактики хорошо помогает оксолиновая мазь либо ее аналоги.
  3. Влажность воздуха на борту составляет не более 20%. Для человека оптимальный показатель от 40 до 80%. Такой уровень может привести к обезвоживанию организма и чтобы этого не случилось, нужно как можно чаще поить малыша.
  4. Еще одна проблема – укачивание. Хотя до года строение вестибулярного аппарата крайне редко допускает подобное. Если возникают подозрения, что малыш склонен к укачиванию, то стоит заранее до полета принять безопасное лекарство.

Что еще взять на борт с маленьким ребенком

  • Сменную одежду, носки.
  • Влажные салфетки, предпочтительнее антибактериальные.
  • Необходимые лекарства.
  • Конфеты, сухофрукты, печенье.
  • Любимую игрушку для сна.
  • Подушку-воротник.
  • Воду, соки и детское питание.
  • Полиэтиленовые пакеты.
  • Теплую одежду.

Тщательно продуманное и заранее подготовленное путешествие поможет вам избежать многих неприятностей и получить удовольствие от полета на самолете вместе с вашим малышом.

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но все чаще он не только помогает преодолевать трудности реальной жизни, но и изменяет саму реальность под себя. Казалось бы, такие полезные сервисы, как Uber, “Яндекс.Такси”, BlaBlaCar или Profi.ru, должны приветствоваться всеми. Но на деле они множат армию наемных работников, чей достаток, социальные гарантии и трудовые права почти или вообще никак не регламентированы. “Солидарность” выяснила плюсы и минусы uber-экономики.

В 2009 году двое друзей из Сан-Франциско решили облегчить себе и таким же, как они, путь от дома до работы и обратно. Им надоело ждать такси по вызову или ловить попутку у обочины. Они написали программу, которая в интернете запускает мини-аукцион для тех, кто дешевле, быстрее и, конечно, надежнее довез бы пассажиров до пункта назначения. Спрос не просто родил предложение - элемент аукциона породил жесткую конкурентную борьбу. И вот сегодня сервис по онлайн-вызову такси, получивший название Uber, действует в США, Европе и практически во всех городах-миллионниках России. Uber - не самое первое онлайн-приложение для оказания услуг, но уж точно одно из главных, чье название стало нарицательным.

Вслед за Uber в различных странах стали создаваться аналогичные приложения: в Европе - это GetTaxi, в Индии - Ola, DidiKuaidi в Китае. Российским пользователям сети больше известно “Яндекс.Такси”. Но современные технологии не ограничились одним лишь онлайн-вызовом такси.

Спектр услуг весьма разнообразен и покрывает большинство главных человеческих потребностей. Все, что необходимо, - это компьютер или гаджет и, конечно, деньги. Однако за простотой такой конструкции кроются масштабные структурные изменения социально-экономической жизни людей по всей планете.

ПО РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЭКРАНОВ

Отличительной чертой приложения в стиле Uber является то, что программа выступает посредником между покупателем товара или услуги и их продавцом. Приложение подбирает наилучшие предложения согласно запросу пользователя программы, что позволяет экономить не только время, но и деньги. Притом - обеих сторон. А благодаря службе отзывов в таких приложениях за качество человек может быть спокоен. Это объясняет, почему подобные программы так распространены по всему миру.

“Постоянно пользуюсь услугами интернет-такси. Можно выбрать класс автомобиля, указать, чтобы машина была для некурящего человека, еще перед заказом можно узнать ориентировочное время поездки и сумму. Это гораздо удобнее, чем звонить куда-то, ждать водителя, который неизвестно где едет, и надеяться, что машина будет не прокурена, что в ней будет безопасно и что не обманут с ценой поездки” , - написала в группе соцсети одного из интернет-такси Марина Быкова.

Но если с пользователями услуги все понятно, ведь в первую очередь данное приложение рассчитано на них, то вот с наемными работниками интернет-компаний дело обстоит иначе. Их отзывы разные, но негативных больше.

“Минимальная плата за проведенный заказ составляет 500 рублей. Но если вся сумма заказа составляет 1000 рублей, то мастер просто вынужден поднимать цену, чтобы не отдавать 50% заработка. Но клиент-то уже рассчитывает на озвученную ему на сайте сумму, потому может отказаться. А если отказывается, то сайт не даст мастеру новое задание, пока не закроет предыдущее. Причина отказа сервис не интересует. Мастеру легче из собственного кармана отдать 500 рублей, чтобы работать дальше. Во всех остальных случаях комиссия составляет 20%. Есть еще процент для диспетчеров: от 5 до 15%. Это добровольный взнос, но легко проследить, что лучшие заказы получают только те мастера, что платят. Ты приходишь зарабатывать, а в итоге ощущаешь себя дойной коровой” , - рассказал наемный строитель из Москвы Юрий П. о сервисе Profi.ru.

“Я из Санкт-Петербурга, в том районе, где живу, курьеров, кроме меня, нет. Но постоянно заказ уходит другому человеку из города или пригородов рядом, так как у меня еще нет рейтинга. А рейтинг я взять не могу, пока не начну выполнять заказы. Вот такая тут замкнутая система, - негодует Дмитрий К., работающий с сервисом “Достависта”

Впрочем, будем объективны: есть множество положительных отзывов, причем о тех же самых компаниях, и в этих отзывах работники довольны если уж не всем, то многим. Как есть и крайне негативные отзывы пользователей услуг приложений. Вот два примера отзывов о BlaBlaCar:

“Я-то сам с области, а как пошел второе высшее получать, так чуть ли не каждый день начал в центр ездить. Денег на бензин уходило жуткое количество. Потом уже мне дочь сказала про такое приложение. Стал набирать попутчиков. В итоге не только траты на бензин покрывал, но еще чуть-чуть себе оставалось. Так и езжу с тех пор с кем-то. И выгодно, и весело, знакомлюсь с новыми людьми, с парой человек уже не один раз вместе ехали” , - сообщил водитель Дмитрий Кучин.

“Крайне негативное отношение. Прозвонил несколько объявлений и был в ярости: все назвали цену гораздо выше, чем указывали. Многие признались, что коммерческие рейсы совершают, так ищут клиентов. После “комфортабельного микроавтобуса “Соболь” по цене, которая в 2,5 раза превышает цену проезда в автобусе, я вообще удалил приложение” , - написал Михаил Михонов из Москвы на одном из автомобильных форумов о BlaBlaCar.

А вот эксперты по интернет-услугам просят людей быть несколько сдержаннее и подходить к использованию услуги или возможности с полной ответственностью за свой выбор. Для покупателей в подобных приложениях предусмотрены и разные подсказки, и служба сервисного контроля, куда можно обратиться, как если бы это была обычная компания, а не программа для современных гаджетов.

Но особенную бдительность стоит проявить тем, кто устраивается наемным работником в интернет-компанию. Ведь в большинстве случаев из-за интернет-специфики деятельность подобных фирм слабо регулируется законом. А значит, наемные водители, строители, репетиторы, курьеры и арендодатели являются потенциальными жертвами обмана со стороны работодателя.

АРМИЯ ВРЕМЕНЩИКОВ

Распространение интернет-услуг и посреднических приложений породило целую армию временных работников: фрилансеров, подрядчиков, парт-таймеров, поденных работников, микробизнесменов, соло-предпринимателей - и как только человеческая фантазия не назвала наемный временный труд!

Часть из них являются сотрудниками компании Profi.ru. Все эти люди при регистрации на сервисе в качестве соискателей работы вряд ли читали договор оферты, а ведь начинается он со слов “договор считается заключенным в Гонконге”. Конечно же, далее есть отдельная и большая глава о том, что компания ни за что ни перед кем не может отвечать, и уж тем более что-то гарантировать. Временный труд под “честное слово” работодателя - новая реальность современного рынка труда.

За комментарием мы обратились к заместителю председателя профсоюза работников АПК Галине Юровой.

Договор должен быть составлен лично, он должен содержать реквизиты фирмы, зарегистрированной в России, и личные данные работника, условия занятости и оплаты, а его копия должна быть выдана на руки работнику. Если договор считается заключенным в Гонконге, а работник трудится в России, это противоречит российскому законодательству. Этим вопросом должны заняться юристы, - пояснила Галина Михайловна. - Другой вопрос, кто платит налоги и отчисления во внебюджетные фонды за работника. Если эти вопросы не урегулированы - налицо теневая занятость.

В то же время Юрова отмечает, что, несомненно, подобные сервисы выгодны для людей. Как для покупателей услуг, так и для продавцов, которые благодаря приложению имеют возможность рекламировать свои услуги. За кадром остается лишь важный вопрос охраны труда и личной безопасности. Например, если условный сантехник Иван Иванович, выполнив работу на дому, был избит клиентом, остался без денег - вот куда он должен обратиться? У него на руках нет договора. Случись такая ситуация с сантехником из ЖЭКа, за него вступится управляющая домом организация. А в данном случае за защитой работнику обращаться не к кому. Как и клиенту, если работы выполнены некачественно и не в срок.

Другой момент - когда сантехник Иван Иванович не просто подрабатывает в свободное время, а эта работа является у него основной, так как он не имеет возможности устроиться по специальности нигде, кроме как через этот сервис. Тогда эта проблема уже должна приобретать общественный резонанс. Потому как работа с такими сервисами - это негарантированный, незащищенный и нелегальный труд.

Если мы видим, что люди работают через этот сервис как на основном месте работы, значит, в обществе что-то неправильно устроено. Следовательно, необходимо принимать меры. Потому что стандарты Международной организации труда и те принципы, которые мы отстаиваем, говорят, что стандартная занятость должна быть долгосрочной, постоянной, устойчивой и безопасной для человека, - добавляет Галина Юрова.

Вопросы так и будут оставаться нерешенными, пока не начнет накапливаться статистика, уверена зампред профсоюза работников АПК. Да, члены профсоюзов фиксируют, что по ряду российских предприятий расширяются аутсорсинговые услуги, например в вопросе подбора персонала. Но это не дает полного понимания рисков для работников.

Рынок труда меняется, и по таким изменениям нам не хватает не только данных от профсоюзов, но и экспертиз от самого профессионального сообщества. Например, недавно профессиональное сообщество таксистов в России выступило единым фронтом, доказывая, что Uber или “Яндекс.Такси” демпингуют, подрывают не только рынок перевозок, но и снижают уровень доходов участников рынка. А в вопросе о сотрудниках Profi.ru - их сектор не консолидирован и хаотичен. Достаточной статистики и экспертизы по этому рынку пока нет. Конечно, профсоюзы должны более внимательно присмотреться к новым явлениям на рынке труда, к новым формам занятости, которые все время видоизменяются, и своевременно реагировать на случаи обмана и несправедливого отношения к работникам данного сервиса, - подытожила зампред профсоюза. - Но и сами работники должны пройти трудный путь профессиональной самоидентификации и иметь смелость организовываться в профсоюзы для решения неурегулированных проблем.

ПРОФСОЮЗНЫЙ ОПЫТ

В оценке опасности нерегулируемой деятельности интернет-компаний с отечественными специалистами согласны и иностранные профсоюзные организации. Тем более что они напрямую испытали на себе всю разрушительную для отрасли силу, например, Uber.

Французские таксисты, недовольные нечестной конкуренцией, еще в прошлом году вышли на улицы с требованием запретить деятельность американского сервиса по онлайн-вызову такси на территории Франции. Конечно, сразу таксистов никто не послушал, отчего конфликт разгорелся с удвоенной силой. С одной стороны, во время митингов перекрывались улицы, вспыхивали беспорядки, горели автомобильные покрышки. С другой - разъяренные своей беспомощностью таксисты срывали гнев на конкурентах из Uber. Водители традиционных таксомоторных предприятий намеренно начинали конфликты с “коллегами” из Uber. В лучшем случае такие инциденты заканчивались повреждением машины “интернет-таксиста”, в худшем - uber-таксист оказывался в больнице. Ситуация угрожала ростом насилия и отказом всей отрасли общественных автомобильных перевозок работать, если бы в дело не вмешался национальный профсоюз таксистов Франции.

Таксисты во Франции должны заплатить 235 евро за получение лицензии на таксомоторную деятельность, и согласно лицензии водитель обязан соблюдать ряд строгих правил. Но из-за системы VTC (когда водитель арендует авто и может быть таксистом без лицензии) и приложения Uber водители арендуют машины из-за рубежа, а потом ни перед кем не отвечают. Мы столкнулись с прямой конкуренцией со стороны интернет-сервисов, деятельность которых практически никак не регулируется. Мы - как два боксера на ринге, но у одного руки связаны за спиной, - объяснил телеканалу France 24 представитель национального профсоюза таксистов Франции Карим Лалвани.

Используя свои рычаги давления на власть, в том числе забастовки и СМИ, профсоюз сумел отстоять права рядовых водителей. Власти настолько всерьез взялись за разрешение назревшей проблемы, что вслед за запретом деятельности Uber во Франции над интернет-компанией начался еще и суд. Суд республики постановил, что за неконкурентную борьбу Uber обязан выплатить почти 1,2 млн евро. Причем даже не в казну государства, а самому профсоюзу таксистов.

Само собой, после такого успеха профсоюзы других стран почувствовали себя увереннее и начали аналогичную борьбу с Uber. Однако добиться кому-либо из них такого же ошеломительного эффекта не удалось. Максимум, что получалось сделать, - запретить деятельность Uber в каком-либо конкретном городе.

УБЕРИЗАЦИЯ

Распространение интернет-приложений для оказания услуг - Uber, BlaBlaCar, YouDo и похожих на них - породило совершенно новый термин: uber-экономика. Подобные сервисы выступают посредниками между продавцом и покупателем. Как и любой посредник в бизнесе, за свои услуги интернет-компания получает процент. Логично предположить, что в таком случае она должна платить налоги. На деле же еще ни одно государство в мире не имеет достаточно совершенной системы регулирования экономических вопросов в интернете. Все имеющиеся на сегодня отчисления от доходов интернет-компаний в казну государства - это отдельный метод регулирования или вовсе результат некой договоренности между властью и компанией: вы нам платите - мы вас не трогаем.

Но из-за отсутствия системного подхода невозможно достоверно отследить ни доходы компании, ни отчисления, которые она делает в пользу страны. Таким образом, сверхприбыли, которые получают подобные компании, не просто проходят мимо социальных нужд государства, а вовсе не могут быть учтены.

Есть еще и другой аспект - “схлопывание” рынка ряда отраслей. Выступая посредником между продавцом услуги и покупателем, электронная программа подменяет собой ряд профессий. Так, Uber заменяет таксопарки с собственными телефонными центрами, с автомеханиками и прочим персоналом. Водитель-таксист превращается в самостоятельную единицу. А сервис BlaBlaCar напрямую конкурирует с официальными перевозчиками и деятельностью автовокзалов. Что уж говорить про сервисные центры, частные школы, рекламные или концертные агентства, если пользователь программы сам может выбрать себе понравившуюся услугу и исполнителя, как это предлагают Profi.ru или YouDo. А что с людьми вышеперечисленных профессий? Их, конечно, ждет увольнение, поскольку работодатель при таком штате окажется просто неконкурентоспособным.

Ни одна отрасль мелкого и среднего бизнеса не защищена от подобного влияния интернет-услуг. За счет получаемых сверхприбылей интернет-компании могут существенно занижать цены, демпинговать. Более того, даже присуждаемые штрафы и сборы, как в случае с Францией, - лишь малая часть тех средств, что получают интернет-компании в качестве инвестиций или чистой прибыли. То есть под угрозой находится весомый сектор экономики государства.

УГРОЗА ОТРАСЛИ

Во всех странах первый удар интернет-услуг пришелся на отрасль перевозок - на такси. Как говорилось выше, отстраненность властей от проблемы привела к митингам и всплеску насилия. Чтобы не доводить ситуацию до такого, российские власти решили принять превентивные меры. Так, Департамент транспорта города Москвы с зимы прошлого года добивается от Uber подписания соглашения. В документе всего два пункта: использование труда только сертифицированных московскими властями таксистов и передача данных о местоположении автомобилей, работающих с Uber. Компания обещала подписать соглашение, но уже несколько раз переносила сроки. Если так пойдет и дальше, глава транспортного департамента столицы Максим Ликсутов обещал обратиться за помощью в правоохранительные органы: “Если Uber не подпишет соглашение, обратимся с требованием запретить его работу в Москве”, - цитирует “Газета.ру” слова вице-мэра Москвы.

Впрочем, ни стороны конфликта, ни эксперты не сомневаются, что соглашение будет подписано. Но если с Uber идет диалог, то прочие сервисы в основном продолжают работу на основе саморегулирования. Следующие отрасли, в которых могут возникнуть сложности, связаны со строительством, клининговыми услугами (уборка), курьерской службой и образовательными услугами. YouDo.com и Profi.ru копят большое количество частных специалистов (хотя среди них могут оказаться люди, далекие от профессии). При этом речь идет не только о сокращении рынка и ликвидации конкурентов, а о тысячах, если не десятках тысяч наемных работников, чьи права регулируется лишь формулой “хочешь денег - работай, не нравятся условия - не работай”. Временные наемные рабочие и служащие добровольно отказались от социальных гарантий и защиты в погоне за большим заработком или свободным графиком, де-факто став современными крепостными.

За несколько лет своего существования интернет-приложения низвергли мировую экономику до состояния неофеодализма. Такой термин использует в своей аналитической статье о сервисе Uber технологический обозреватель The Wall Street Journal Кристофер Мимс. Посредник, владелец сервиса фактически стал держателем рынка услуг и отдает команды, где и как нужно поработать, отмечает уже в своем исследовании Ребекка Смит, замдиректора NELP (консалтинговая организация, занимающаяся изучением проблем на рынке труда).

Опасность uber-экономики для существующей социальной и экономической модели становится очевиднее с каждым днем, с каждым новым городом, к которому подключили тот или иной сервис, с каждым новым пользователем приложения. Сами интернет-компании не собираются меняться и гарантировать своим служащим какие-либо социальные гарантии. А правительства имеют крайне ограниченный набор инструментов для воздействия. Менять правила во время игры, конечно, можно, но, по оценкам экспертов, сбалансированное законодательство, которое бы регулировало работу через интернет, будут создавать еще довольно долго. В шахматах такое положение называется цугцванг. То есть ситуация, когда необходимо сделать ход, но любой ход непременно ухудшит позицию.

Uber - международная технологическая компания, которая присутствует в более 360 городах и 66 странах мира. Uber начал свою работу в Москве в декабре 2013 года. На сегодняшний день Uber доступен в семи российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Uber работает в соответстви с законодательством РФ.

Uber - это мобильное приложение, которое соединяет пользователей и водителей. В основе платформы Uber лежат новые технологии, которые позволяют сделать сервис не только доступным, надежным и безопасным, но и создать новые экономические возможности для экономик государств, отдельных секторов промышленности и частных лиц.

СОЗДАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Для партнеров

Мы создаем новые экономические возможности для тысяч людей в каждой стране, где мы работаем. Водители, которые являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, выбирают сотрудничество с Uber по разным причинам. Кто-то хочет иметь постоянный источник дохода, кто-то ищет гибкие форматы работы, совместимые, к примеру, с личными проектами, или дополнительный заработок. По результатам опросов наших партнеров, более 80% из них выбирают сотрудничество с Uber, поскольку хотят быть независимыми. Этот факт наиболее актуален на сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, где все больший упор делается на развитии самозанятости населения.

Технологии, которые лежат в основе работы Uber, позволяют партнеру более эффективно организовать свое время, имея при этом достойный заработок. Система перенаправляет запрос на поездку от пользователя ближайшему водителю. Это позволяет сократить время простоя и холостого хода. В конце 2015 года Uber выпустил ряд обновлений для водительского приложения, которые поддерживают тезис об эффективности:

  • в приложении появилась новостная лента, которая сообщает о важных событиях в городе, карты спроса на поездки с указанием участков с дефицитом водителей, информация о рейтинге и комментариях пользователей в агрегированном виде, а также отчеты о заработках. Все это позволяет водителю эффективнее организовывать свой день и принимать решение о времени выхода на линию.
  • была внедрена функция, которая позволяет водителю за несколько минут до завершения текущей поездки получать информацию о месте подачи автомобиля для следующей поездки. Это обновление позволяет водителю эффективнее планировать будущий маршрут, выстраивая его уже в момент завершения текущей поездки.

Эти технологические решения позволяют партнерам совершать больше поездок в единицу времени и при доступных для пользователей тарифах зарабатывать при этом больше.

Для городов

Uber не принимает к оплате наличные - все транзакции происходят автоматически: они прозрачны и их можно контролировать. Новая контролируемая экономическая деятельность делает вклад в увеличение налоговых поступлений в стране. Деньги, которые мы выплачиваем партнерам за поездки, становятся частью экономики страны.

Благодаря присутствию Uber в странах выигрывают и смежные индустрии, в том числе, производство и обслуживание автомобилей, автокредитование и страхование, среди прочих. Uber заключил соответствующие соглашения с Baidu и AliPay в Китае и с Tata в Индии. Мы уже сотрудничаем со многими российскими компаниями и рассматриваем возможность заключения похожих соглашений новыми местными партнерами в России.

ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Экономика совместного потребления - относительно новое явление, однако оно уже успело доказать свою устойчивость и эффективность. Она подразумевает освоение неиспользуемых или недоиспользуемых объектов или ресурсов. По нашим подсчетам, автомобиль является одним из самых неликвидных активов и используется всего на 4% от своих возможностей, а 96% времени стоит на парковке. При этом в среднем до 15% городского пространства мегаполиса отводится на парковочные места.

Uber может повысить эффективность использования личных автомобилей в 4 раза (собственные подсчеты: персональный автомобиль, совершая примерно 2-2,5 поездки в день, перевозит около 4 пассажиров, автомобиль партнера Uber совершает до 10 поездок, перевозя при этом 16 пассажиров в день). Таким образом, такой низколиквидный актив, как личный автомобиль не только повышает свою эффективность, но и становится инструментом для получения дополнительного источника дохода. В сегодняшней экономической ситуации пользу платформы Uber в этом смысле нельзя отрицать.

ТАРИФЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Помимо преимуществ работы платформы для партнеров и экономики городов, описанных выше, нельзя забывать о преимуществах наличия приложения в городе для обычных пользователей.

Тарифы на поездки на Uber понятны и прозрачны пользователю. Пользователь всегда может оценить стоимость поездки перед ее началом через приложение, а оплата происходит только по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность. Тарифы на поездки с момента запуска популярного сервиса uberX в разных городах России не повышались.

Система Uber равномерно распределяет автомобили по городу на основе анализа данных о спросе. Запрос на поездку направляется ближайшему автомобилю. Это позволяет значительно снизить время подачи. В Москве, например, с момента запуска сервиса среднее время подачи снизилось с 10 до около 6 минут в среднем, благодаря чему Uber стал дополнением транспортной системы города и удобной альтернативой существующим способам передвижения. На более зрелых рынках для Uber (США, Китай) среднее время подачи автомобиля может составлять 3 и даже 1 минуту.

Uber уже расширил спрос на услуги своих партнеров - через приложение Uber поездки заказывают не только те, кто раньше пользовался услугами такси, но и те, кто этого никогда не делал, поскольку эти услуги были недоступны или неудобны.

Мы наблюдаем за усилиями региональных властей повысить привлекательность городов для туристов как из России, так и из-за рубежа, и очень высоко оцениваем эти усилия. Платформа Uber, доступная в более 360 городах мира, станет альтернативным способом перемещений по городу для иностранных туристов, путешествующих по России, а также для российских путешественников внутри страны.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Безопасность пользователей и водителей - приоритет для Uber. Платформа Uber обладает рядом технологических преимуществ, которые делают вклад в безопасность пользователей и водителей до, во время и после окончания поездки.

ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

  • Пользователям Uber нет необходимости ловить машину на улице - вместо этого можно заказать поездку через приложение и дожидаться приезда автомобиля в помещении.
  • При заказе поездки через приложение Uber система соединяет пользователя с ближайшим к нему водителем. Система распределения заказов не подразумевает каких-либо предпочтений по месту подачи автомобиля или месту назначения.
  • Поездки не являются анонимными. Как только система принимает запрос на поездку, пользователь получает большое количество информации о водителе, в том числе имя, фото, номер и марку машины, а также рейтинг.
  • Кроме того, пользователь всегда может связаться с водителей напрямую через приложение.

ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ

  • Место нахождения автомобиля обновляется в приложении в режиме реального времени. Пользователи знают, где они находятся в каждый момент поездки.
  • Пользователи могут отправить своим близким ссылку на маршрут своей поездки с возможностью наблюдать за передвижением автомобиля в режиме реального времени, а также с информацией об ожидаемом времени прибытия.
  • Оплата за поездки осуществляется автоматически - стоимость списывается с банковской карты, привязанной к приложению. Это позволяет снизить риск споров по поводу стоимости поездки, избавляет от необходимости носить наличные и исключает возможность неоплаты поездки. Безналичная оплата является существенным преимуществом для водителей-партнеров: наличие больших сумм наличных денег делает их потенциальной мишенью для злоумышленников.
  • Технология GPS позволяет оценить эффективность выбранного маршрута для каждой поездки. Это мотивирует водителей более ответственно выбирать маршрут и существенно повышает качество сервиса.

ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ

  • Система рейтингов. Пользователи и водители-партнеры ставят друг другу рейтинг после каждой поездки и могут оставить отзыв с комментариями.
  • Эффективная служба поддержки. В случае, если у пользователей или водителей-партнеров возникают вопросы по деталям поездки или по работе сервиса в целом, они могут связаться со службой поддержки по адресу support@сайт, которая всегда готова предоставить необходимую информацию.

КАК ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ ВКЛАД В ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

  • Существует прямая зависимость между работой Uber в городах и сокращением количества случаев вождения в нетрезвом виде. По оценкам исследователей из университета Temple University, доступность приложения Uber в различных городах Калифорнии снизила количество смертельных случаев, связанных с вождением в нетрезвом состоянии, примерно на 5%.
  • Uber в США стал партнером организации Mothers Against Drunk Driving (MADD). Целью партнерства является привлечение внимания к проблеме вождения в нетрезвом состоянии и информирование общественности о доступных альтернативах.

Как сервис по заказу такси знаком, пожалуй, каждому, хотя компания стартовала относительно недавно – в 2009 году. Несмотря на это, почти за девять лет ей удалось не только реформировать рынок, но и создать целый тренд в экономике, который носит название «уберизация».

Под уберизацией понимают использование бизнесом digital-платформы для создания добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.

Зачастую технология реализуется через приложение в смартфоне, которое идентифицирует покупателя, соединяет его с оптимальным поставщиком услуги и способствует максимально эффективной организации взаимодействия, используя систему рейтингов и отзывов.

Исполнитель находит заказчика, минуя одного, а иногда и множество посредников – получается дешевле, удобнее и быстрее. Строго говоря, посредник есть, но он всего один – Uber или компании, подобные ему. За счет эффекта масштаба и наличия нескольких крупных игроков на рынке комиссия сервиса невелика, а здоровая рыночная конкуренция сдерживает аппетиты и стимулирует развитие и улучшение качества услуг.

Uber стал новой бизнес-моделью

Возникнув на Западе, понятие Uber быстро стало нарицательным: теперь так можно назвать любой сервис, объединяющий и координирующий агентов рынка в режиме реального времени.

Благодаря синергии каждый из участников получает свою выгоду:

  • Для агентов – это возможность сократить издержки на оказание услуг.
  • Для сервиса – это получение прибыли в виде процентов со сделок, и охват большей доли рынка за счет привлечения новых агентов.

Так простой исполнитель, не обладая специальными навыками в области развития собственного бизнеса, маркетинга и рекламы, зарегистрировавшись и пройдя нехитрое обучение и авторизацию сервисом, в кратчайшие сроки получает возможность подработать водителем такси, курьером или, например, заняться сдачей жилья в аренду.

Стремительное развитие технологий и повсеместная дигитализация породили on-demand economics: клиенты хотят получать услуги тогда, когда им это нужно, а не тратить время на ожидание.

Это стало фундаментом для новой бизнес-модели, основанной на «мгновенном удовлетворении» (instant gratification). Высокая скорость оказания услуги становится новым стандартом качества на всех рынках одновременно с упрощением и стандартизацией самого бизнес-процесса, уменьшением цепочки участников и вовлечением большого количества игроков.

Преимущества и недостатки модели Uber

В условиях такой глобальной трансформации экономических подходов проявляются как положительные, так и отрицательные стороны Uber.

Преимущества.
  • Онлайн-сервисы ставят в равные условия большие корпорации и небольшие стартапы. Это положительно сказывается как на отдельных потребителях, так и на экономике страны в целом.
  • Бизнес-модель Uber делает процесс получения услуги дешевле, проще и удобнее

Недостатки.

  • Посредники вроде Uber дают обычно меньше опций (например, такси нельзя заказать заранее) и меньше гарантий в случае неприятных и непредвиденных ситуаций. Этот процесс еще требует отладки и доработки.
  • Кроме того, с позиции брендов, глубоко укоренившихся в традиционной модели, тренд на уберизацию практически неизбежно означает уход с рынка или необходимость тотальной и срочной реформы своих бизнес-процессов.

Таким образом, одни компании получают бесплатные и эффективные каналы продаж, а другие теряют вложения, направленные на построение бренда и повышение его узнаваемости.

Несмотря на то, что уберизация избавляет рынок от посредников, маловероятно, что агентская модель в ближайшее время исчезнет вовсе.

Например, сервис для аренды жилья хоть и оставил позади по количеству бронирований мировые отельные сети, но отели продолжают приносить стабильную прибыль: посетители им доверяют, это привычная и понятная для них модель.

Краудсорсинг становится инструментом для решения бизнес-задач

Традиционные компании не могут обеспечить необходимую в новых условиях срочность оказания услуг по доступной цене. Это открывает пространство для деятельности игрокам, использующим новые технологии для привлечения к работе самозанятых граждан.

Так работают, например, краудсорсинговые платформы.

Краудсорсинговые платформы очень схожи по принципам работы с Uber и являются основой для проникновения технологии в другие отрасли, развивая заданный еще в 2000-х тренд на совместное потребление.

Люди стремятся пользоваться, а не владеть. В этом принцип совместного потребления вещей и технологий вроде timesharing – совместного владения недвижимостью, откуда и вырос Uber.

В 2014 году экономика совместного потребления оценивалась в $15 млрд. Согласно оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году доходы сервисов, занятых в сфере совместного потребления, достигнут $335 млрд.

Этот тренд включает в себя и развитие самозанятых граждан: компании больше не стремятся «владеть», то есть брать в штат сотрудников и обеспечивать им рабочее место в бизнес-центре, заставляя появляться в офисе с 9 до 18.

Желание людей заработать, управлять своим временем и самим увеличивать или уменьшать нагрузку, встраивая рабочие процессы в удобный для них график, повышает спрос на возникновение и использование подобных технологий.

Таким образом, краудсорсинг постепенно становится полноценным инструментом для решения разнообразных бизнес-задач, завоевывая все новые сферы, так как он одинаково эффективен как для B2B-компаний, так и для B2C.

А что в ритейле?

Предпосылки для развития краудсорсинга и уберизации в рознице связаны с массовым использованием смартфонов и планшетов, которые сейчас превращаются в современные орудия труда. Через них работники получают и выполняют задания, оперативно собирая требуемые данные.

На первый взгляд, все очень просто, но за такими платформами стоят серьезные технологические решения, предназначенные для сбора и обработки огромных массивов данных.

Благодаря развитию краудсорсинга даже крупные территориально диверсифицированные сети могут получать информацию из самых отдаленных населенных пунктов. А небольшие компании сокращают свои издержки на персонал, получая необходимую маркетинговую информацию из торговых точек за небольшие деньги.

Работают краудсорсинговые решения достаточно просто: ритейлер или производитель размещает на платформе задание, которое нужно выполнить, указывая необходимые SKU, адреса торговых точек, количество фотографий. Плюсом таких решений являются фиксированная стоимость задания и возможность контролировать процесс его выполнения по фотоотчету и GPS-координатам.

Сервисы, построенные по модели Uber

Как скоро наступит будущее, в котором мы с вами будем зарабатывать во время покупок в гипермаркете, просто загружая в программу фотографии, сделанные мимоходом? Кто станет первым счастливчиком, и как скоро uber-технологии приведут нас к дополнительному заработку?

Мобильный uber-мерчендайзер и uber-трейд-маркетолог – вот профессии будущего «полевого» маркетинга.

Все началось, как и сам Uber, с Запада.

По такому принципу уже работают некоторые иностранные компании:

  • Field Agent
  • Gigwalk
  • MobiAudit.

На российском рынке основными игроками сейчас являются:

  • Crowd Systems
  • Million Agents
  • Street Bee
  • YouDo
  • «Яндекс.Толока»

В их приложениях видны доступные задания с описанием конкретной задачи и указанием размера вознаграждения. Взявшись за него, исполнитель выполняет работу при помощи мобильного приложения, делает фотографии и вносит необходимую информацию.

Основное отличие этого инструмента от традиционных – деперсонализация исполнителя задачи. За ее решение может взяться любой человек, установивший приложение и откликнувшийся первым. Как правило, размещаемые задания достаточно простые, для их исполнения не требуется специальная подготовка.

Но бывают и сложные задания, требующие вовлеченности исполнителя. Например, надо не просто сфотографировать товар на полке магазина, но вручную внести данные о его цене, артикуле, величине скидки, проходящих промо-акциях, а также ответить на дополнительные вопросы в анкете.

В условиях спада экономики традиционный бизнес не может себе позволить расширить штат для выполнения большего количества заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников остается незанятой.

В то же время сервисы, построенные по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сокращать его, когда появится необходимость. Для бизнеса это означает снижение рисков, увеличение гибкости и числа потенциальных «сотрудников», а также их мобильности.

Уберизация в доставке товаров

Отдельного внимания заслуживает сервис краудсорсинговой доставки. Это достаточно новое явление, но уже уверенно завоевавшее свое место на рынке. Логистические компании не всегда успешно справляются с экспресс-доставкой.

Для своевременной доставки заказов ритейлеры и рестораторы все чаще используют не специализированных перевозчиков, а сервисы, работающие с непрофессиональными курьерами – таксистами и людьми, заинтересованными в дополнительном заработке.

В этом случае вся необходимая информация также аккумулируется в онлайн-сервисе, посредством которого клиент обращается напрямую к тому подрядчику, работать с которым для него наиболее удобно в настоящий момент.

Примеры сервисов, работающих на западном рынке

  • В США завоевал огромную популярность сервис доставки еды Postmates . Сервис работает по принципу on-demand delivery. Заказ оформляется онлайн с помощью приложения по доставке еды. Пользователь выбирает любой доступный ресторан и заказывает блюда.

После поступления заказа курьеры получают уведомление и, находясь территориально рядом, могут принять заказ. Компания получает 20% от стоимости доставки. Остальное, включая чаевые, зарабатывает курьер.

  • В Нидерландах создано мобильное приложение TringTring , которое доставляет покупку велокурьерами в течение одного часа. Работники такого сервиса называют себя «трингерами». Они доставляют письма, бандероли, посылки, продукты и другие покупки из интернет-магазинов.

Мобильное приложение TringTring работает по контрактам с магазинами-ритейлерами и обслуживает не частных клиентов, а непосредственно сами магазины.

Примеры сервисов, работающих на российском рынке.

  • С 2012 года услуги срочной курьерской доставки для малого и среднего бизнеса предоставляет компания Dostavista . Курьеры могут купить и привезти товары и продукты из магазина, организовать доставку для интернет-магазина, кафе, ресторана.
  • C 2013 года на российском рынке курьерского сервиса работает компания Bringo . В 2015 году она запустила платформу, которая также предоставляет услуги курьеров-краудсорсеров. Компания работает как с крупным ритейлом, так и с небольшими частными магазинами.

Бизнес должен приспособиться к новой реальности

Влияние глобального мирового тренда неизбежно обеспечит переход на новые экономические условия всех стран, а уберизация одних отраслей так или иначе скажется на смежных. Например, изменение процессов в ритейле сказывается на логистике и доставке.

Так что же нас ждет – светлое будущее с удобной, близкой к дому работой, множеством заказов и возможностью выполнять их в удобный день и час? Что несет в себе этот непонятный digital – позитивные или негативные изменения? Уже сегодня дигитализация кардинально изменила мир: теперь бизнес во всех странах должен приспосабливаться к новой реальности.

Представители компаний единогласны в одном: изменения будут. Невозможно искусственным образом сдерживать переход на модель Uber, поэтому определенных перекосов в экономике не избежать.

С другой стороны, любые изменения порождают новые возможности. Это потенциал и точки роста для заказчиков со стороны ритейла, FMCG и для всех нас, потенциальных исполнителей новой Uber-экономики.

Компания Uber не просто положила начало новой экономической модели, но и дала ей собственной название. Мобильные устройства и интернет, и большие данные позволили совершить очередную технологическую революцию и соединить напрямую покупателей и продавцов там, где им это нужно.

Идея Uber - соединить с водителем всех, кто в нем нуждается, сейчас выглядит банально. Но они добились такого успеха благодаря инновации. То, что начиналось как приложение, которое соединяло водителей и пассажиров, быстро превратилось в сервис, где почти каждый сам может стать водителем такси, и каждый может заказать машину откуда угодно и когда угодно.

Сам Uber сейчас возглавляет список «единорогов» – стартапов, оценивающихся более чем в 1 миллиард долларов. Стоимость компании превышает 60 миллиардов долларов, но это лишь верхушка айсберга под названием «уберизация». Она коснулась, кажется, уже всего, от автомобилей до уборки, от готовки до кредитов и медицинского обслуживания. По мнению экономистов, все, что может быть лишено посредников и переведено в состояние сервиса или приложения, рано или поздно будет приведено в это состояние.

Uber изнутри

Казалось бы, Uber – это простое приложение для заказа машины. Однако, конечно, это далеко не так. Простое приложение вряд ли оценивают в 50 миллиардов долларов. Инженерную инфраструктуру Uber можно сравнить с Facebook или Google – за фасадом приложения большие данные, диспетчерские системы, динамическая установка цен, карты, маршруты и множество других подсистем, обеспечивающих подачу машины в нужное время в нужное место.

В начале в компании было 40 инженеров, но за три года их количество выросло до 1,200. Как они не превратились в большую бюрократическую машину?

CTO компании Туан Фам объясняет, что все организуются в небольшие команды, работающие над определенными задачами – это подобно стартапам внутри одного большого стартапа. Сейчас внутри компании работает 50-60 таких целевых команд, состоящих из программистов, инженеров по работе с данными, продукт-менеджеров, дизайнеров и т.п. У них свои роадмепы, планы и отчетность, но поддерживают их инфраструктурные службы – хранения данных, вычислений, обеспечения надежности. Это позволяет в целом компании очень быстро развиваться на основе единой архитектуры и сервисов.

Большой рост

Тот же Туан объясняет, что одно из главных правил, которым научил его Uber – страсть к риску и небоязнь провала. При таком росте невозможно делать все идеально, всегда есть ошибки и падения, большие и малые решения, которые принимает компания, не всегда срабатывают. Но непринятие никаких решений – это еще большая ошибка. Таким образом, всегда нужно иметь определенную толику бесстрашия с одной стороны, и понимание проблем и их приоритетов с другой. Надо положиться на свой опыт и знание, чтобы принимать лучшие решения из всех, что возможны. Совершенно точно некоторые из них не сработают, и это будет очень больно. Но надо продолжать двигаться вперед, учиться и делать все снова и снова.

“Чем быстрее вы падаете, тем больше вы учитесь, тем лучше вы становитесь”, – говорит Фам. “Это самая трудная работа, за которую мне приходилось браться, но в то же время и самая забавная работа в моей жизни, - рассказывает Туан Фам. - Каждый день я занимаюсь новыми вещами и чувствую, что совершенствуюсь”.

И большие данные

Тревис Каланик, основатель и руководитель Uber тоже может многое рассказать о данных. “Вся бизнес-модель Uber зависит от данных”, – говорит он. Большое количество данных требует все больше и больше специализированных навыков.

“Вы видите, что становится все больше науки, ученых, экспертов по машинному обучению. Эта работа становится главной, по крайней мере в технологических компаниях. Все, начиная от цены, маркетинга, обслуживания потребителей, становится вопросом машинного обучения. Мы думали, что совершим революцию, наняв нейрофизиолога в нашу логистическую команду, но в Долине этим уже никого не удивишь”.

И данных будет еще больше. Такие компании как Uber сами переписывают правила дистрибуции приложений. Вместо того, чтобы бы одной из миллиона других иконок, они выбирают через интеграции с регулярно используемыми сервисами. Это положило начало массовой миграции из магазина приложений, которая может разрушить старую и неидеальную модель. Uber изменяет не только экономику извоза, но экономику приложений.

Будущее уберизации

Сам Uber сейчас перевозит несколько миллионов людей каждый день, но смотрит уже далеко вперед. Компания мечтает о сотне или даже полумиллиарде поездок каждые сутки. Это не просто поездки, это полная трансформация экономики и мира. Uber – это не только люди, но и еда, грузы, даже беспилотные автомобили – компания становится операционной системой между цифровым и физическим миром. Ее миссия – надежные перевозки, всего для всех.

Вы сможете создать свой продукт и стать новым Uber. 20 и 21 мая Бизнес-инкубатор МГУ и Группа QIWI в Москве проводит конференцию и хакатон , посвященный технологиям и продуктам, меняющим привычные бизнес-модели и избавляющим их от лишних посредников.

Основными темами конференции являются финтех, блокчейн, чатботы и автоматизация бизнеса, которые раскроют эксперты компаний VISA, Группы QIWI, YouDo, Uber, VoxImpant, AmoCRM и другие. Приходите и сделайте новую экономику реальностью.