Эластичность спроса по цене всегда. Эластичный и неэластичный спрос


1. Государственный контроль за деятельностью страховых организаций

Список литературы


1 Государственный контроль за деятельностью страховых организаций


Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпри­нимательства связано с социальной значимостью функции страхова­ния, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.

Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям:

законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;

установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;

проведение специальной налоговой политики;

государственный надзор за страховой деятельностью;

защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.

Государственное воздействие на страховую деятельность осуще­ствляется через представляемую отчетность о деятельности стра­ховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регу­лирование страховой деятельности (рис.1).

Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка.


Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.

Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

К основным функциям органа страхового надзора относят:

лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

выдача в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;

обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.

С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:

стабильность системы органов;

стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;

соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;

обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти;

неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический).

Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Полученная страховщиком лицензия дает право на проведение тех видов страхования, которые указаны в ней с учетом правил страхования, зафиксированных в приложении к лицензии. При необходимости расширения перечня предоставляемых страховых услуг (видов страхования) страховщик вновь проходит процедуру лицензирования и наряду с этим подвергается контролю со стороны надзорного органа за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами.

Предметом контрольной формы надзора является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, обеспечением наличия свободных активов в размере установленных нормативов, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Статистическая форма базируется на финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерской отчетности, принципы бухгалтерского учета и план счетов утверждены соответствующими нормативными документами. Согласно российскому законодательству страховые компании обязаны публиковать в средствах массовой информации годовую отчетность о своей деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности ее содержания независимыми аудиторами.

Российское законодательство предусматривает двухступенчатую процедуру «появления» страховой организации. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права – получение лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование осуществляется органами страхового надзора.

Основные условия получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере страхового дела предусматривают:

регистрацию соискателя на территории РФ;

наличие уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством;

выполнение определенных нормативных соотношений между собственными средствами и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности;

выполнение ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску.

В соответствии с директивами Европейского Союза при лицензировании страховой деятельности действуют различные регламентации и состав документов для осуществления страхования жизни и иных страхований. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов, их покрывающих. В Российской Федерации, в отличие от большинства стран, сохраняется возможность проведения одним страховщиком, как страхования жизни, так и других видов страхования.

За последние годы сформировался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора в виде инструкций, положений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.


2 Тест


1. Страховая деятельность - это

А. Деятельность по защите имущественных интересов юридичес­ких и физических лиц и государства.

Б. Деятельность по защите интересов государства.

2. Назовите отрасли страхования

А. Страхование от несчастного случая.

Б. Личное страхование.

В. Страхование космических рисков.

Д. Имущественное страхование.

Е. Страхование на случай смерти.

Ответ: Б; Д.

3. Страхователь - это

А. Лицо, имеющее имущественный интерес и уплачивающее стра­ховые взносы.

Б. Лицо, обеспечивающее защиту имущественных интересов и вып­лачивающее страховое возмещение.

В. Лицо, указанное в завещании.

4. Страховые резервы страховщиков могут быть размещены в:

А. Ценные бумаги, выпущенные другим страховщиком.

Б. Банковские вклады.

В. Государственные ценные бумаги.

Ответ: Б; В

5. Какие виды страхования относятся к личному страхованию?

А. Страхование грузов.

Б. Страхование жизни.

В. Страхование имущества физических лиц.

Г. Страхование от несчастных случаев.

Ответ: Б; Г.

6. Получат ли наследники страхователя страховое возмещение, если договор страхования заключен в пользу выгодоприобретателя, не являющегося наследником?

В. Да, как наследники по закону.

Г. Да, в равных долях с выгодоприобретателем.


3 Задача


Сельскохозяйственное предприятие заключило договор страхования урожая трав, страховая сумма составляет 100% стоимости урожая. Площадь посевов – 100 га сена и 20 га семян клевера. Средняя урожайность за последние 5 лет – сена 24 ц/га, семян клевера – 1,7 ц/га. В результате неблагоприятных погодных условий урожайность составила: сена 18 ц/га, семян клевера – 1,0 ц/га. Определить размер страхового возмещения, если стоимость 1ц сена – 55 руб, 1ц семян клевера – 4200 руб.

Страх. Сумма = 100% ст-ти урожая

ПП1 = 100 га сена

ПП2 = 20 га семян клевера

СУ1 = 24 ц/га сена

СУ2 = 1,7 ц/га семян клевера

У1 = 18 ц/га сена

У2 = 1,0 ц/га семян клевера

РЦ1 = 55 руб.

РЦ2 = 4 200 руб.

Страх. возмещение - ?

1) Страх. возмещение1 = (СУ1 – У1) * ПП1 * РЦ1

Страх. возмещение1 = (24 ц/га – 18 ц/га) * 100 га * 55 руб. = 33 000 руб.

2) Страх. возмещение2 = (СУ2 – У2) * ПП2 * РЦ2

Страх. возмещение2 = (1,7 ц/га – 1,0 ц/га) * 20 га * 4 200 руб. = 58 800 руб.

3) Страх. возмещение = Страх. возмещение1 + Страх. возмещение2

Страх. возмещение = 33 000 руб. + 58 800 руб. = 91 800 руб.

Ответ: Страховое возмещение составит 91 800 рублей.

Список литературы


Архипов А. П., Гомеля В. Б., Туленты Д. С. Страхование. Современный курс – М.: Финансы и статистика, 2007.

Шахов В.В. Страхование. Учебник – М.: Юнити, 2003.

Грищенко Н. Б. Основы страховой деятельности – М.: Финансы и статистика, 2008.

Кабанцева Н. Г. Страховое дело – М.: Форум, 2008.

Федорова Т. А. Страхование – М.: Экономистъ, 2004.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Страхование — это правовой договор. В нем страховщик обязуется принять на себя возможные риски другой стороны — страхователя. Все правовые отношения между страховщиком и страхователем должны быть документально оформлены в виде договора.

Чтобы клиент обязательно получил при наступлении страхового случая сумму, существует специальный государственный надзор за работой всех страховых компаний. И именно в этих деятельность должна быть лицензированной. Что же такое, в надзор, и каковы его функции?

Страховой надзор в России

Принимает на себя риски, указанные в договоре, на определенных условиях и за определенную плату. Чтобы не обанкротиться, у каждой компании должны быть актуарии — те работники, которые просчитывают степень вероятности того или иного события. У актуариев должна быть необходимая квалификация.

Доходы от покупок полисов должны перекрывать расходы, чтобы организация была и далее платежеспособной и выполняла свои функции в экономике страны. К тому же некоторые виды страховки в России являются обязательными. Например, страхование нотариальной практики.

Страхователи, покупая полис, полностью защищены от последствий возможного бедствия. Во всех странах мира страховые агентства аккумулируют значительные суммы. И за выполнением их обязательств необходимо осуществлять пристальный надзор.

Если клиент не получает возмещения убытков либо получает меньшую сумму, чем указано в договоре, доверие к таким организациям пропадает.

Кто осуществляет надзор за страховыми организациями?

При переходе на рыночную экономику в суровых 90-х, когда заново строилось государственное устройство, функции надзора за страховыми агентствами и частными службами страховки с 1996 года выполнял Департамент надзора при Министерстве Финансов. С 2004 г. все полномочия по надзору были переданы Федеральной Службе Минфина.

В 2011 году ФССН упразднили. Функции ФССН выполняли ФС по фин. рынкам и Банком РФ. На данный момент (начиная с 2013 г.) все эти функции по надзору за страховщиками выполняет Департамент страхового рынка при Центральном Банке РФ.

Законодательство, регламентирующее страхование и надзор за страховым бизнесом

Как регламентируется надзор в российской Федерации осуществляется на основе гл.48 ч.2 Гражданского кодекса. Лицензирование осуществляется на условиях, установленных приказом № 02-02/08. А медицинское страхование подчиняется закону «О медицинском страховании» от 29.06.91.

Функции страхового надзора

Страховой надзор в Российской Федерации как целостная система выполняет следующие важнейшие функции:

  • Департамент следит за соблюдением страхового законодательства.
  • Проводит аттестацию актуариев.
  • Выдает или отбирает лицензии.
  • Обеспечение единой государственной политики.
  • Нормотворческая функция.
  • Контроль субъектов страхового дела. Предупреждение их банкротства.

Конечно, одной из главных функций является защита прав страхователей. Департамент также выдает страховым агентствам разрешение на увеличение уставного капитала или разрешение на открытие в России филиала агентства с иностранными инвестициями.

Кроме этого, важным моментом является контролирование государством страхового рынка, с целью не допустить монополии на этом рынке. Антимонопольный комитет также постоянно следит за страховиками.

Принципы страхового надзора

Орган страхового надзора наделен определенными полномочиями. Он вполне вправе провести проверку и наказать административно виновных или начать дело в суде. Но сам орган надзора также подчиняется некоторым принципам, поскольку это также подведомственная структура.

Страховой надзор осуществляется на принципах:

  1. Законности . Устанавливаемым государством законам подчиняются все органы государственной власти и все должностные лица.
  2. Организационного единства. И территориальные отделения и центральное действуют как единое целое.
  3. Гласности . Принцип означает, что вся информация о деятельности Департамента присутствует в общем доступе. Она публикуется в интернете для широкой общественности, чтобы каждый имел доступ к информации. Также каждая страховая компания просто обязана предоставлять общественности для анализа их конкурентноспособности свои финансовые показатели. Правдивые данные относительно финансового состояния страховой фирмы помогут сориентироваться страхователю в выборе, если тот еще не определился, в какую фирму ему лучше обратиться.

Так, Департамент может контролировать страховое дело в России и следить, чтобы все субъекты подчинялись единым законным требованиям, а страхователи спокойно, без тревог вкладывали деньги.

Цель страхового надзора в России

Государство и основные игроки рынка должны "слышать" друг друга и работать совместно. Это в интересах обеих сторон. Поэтому страховой надзор предполагает постановку Департаментом следующих целей:

  • Формирование интереса потенциальных потребителей услуг страховщиков.
  • Дальнейшее построение системы государственного надзора
  • Гарантирование выполнения страховщиками обязательств по выдаче денег
  • Формирование страховки.
  • Подготовка новых кадров.
  • Создание условий для инвестирования в сферу страхования.

Все те меры контроля, которые предпринимает страховой надзор РФ, способствуют развитию страхового рынка.

Нужно заметить этот контроль также регулирует деятельность зарубежных компаний и компаний с преобладающей долей иностранного капитала. Рынок страховых услуг в РФ должен быть цивилизованным, а значит, налоговая политика для страховых компаний должна быть усовершенствована.

Как осуществляется надзор за страховой деятельностью?

Деятельность Департамента осуществляется через создание нормативных актов и контроль за их исполнением.

Страховой надзор в РФ может воздействовать на рынок следующими способами:

  • разъясняет некоторые вопросы, которые относятся к компетенции органа страхового надзора;
  • дает сведения из единого реестра субъектов страховки или реестра различных объединений субъектов страховки;
  • акты о контроле действия лицензии на страховую деятельность;
  • акты об отзыве лицензии.

Надзор направлен главным образом на развитие страхового бизнеса, он осуществляется не с целью препятствования ему. Поэтому такой контроль проводится в интересах и клиентуры, и самого страхового агентства.

Ответственность сторон в соответствии с законами РФ

За нарушение условий, описанных в договоре, обе стороны (и страховщик, и страхователь) несут полную ответственность. Страхователь защищен "Законом о Защите прав потребителей». За нарушение прав потребитель страховых услуг вправе требовать моральный ущерб.

Страхователь может не выплачивать компенсацию, в том случае, когда виновен в происшедшем событии сам клиент страховой фирмы. Ведь для законов РФ все субъекты рынка равноценны.

Также есть такое положение, которое говорит, что физическое лицо, которое по закону обязано застраховаться, но не застраховано, может вызываться в суд. Более подробно все отношения этих субъектов освещены в гл. 48 «Страхование» Гражданского Кодекса.

Высокая ответственность, которую несут страховые компании, и их большое количество вызывает необходимость в контроле и коррекции страховой деятельности в целом. Для контроля страховой деятельности и работы страховых компаний существует специальный орган - страховой надзор. В России этот орган входил в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Данная служба существовала в 2004—2011 году.

Федеральная служба по финансовым рынкам

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР. За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий.

Банк России (ЦБ РФ)

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ.

В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. Страховой надзор по настоящее время находится в структуре Центрального Банка Российской Федерации.

Государственное регулирование страховой деятельности

Регулирование страховой деятельности со стороны государства заключается в следующих действиях:

  • обеспечение законодательной базой сферы страхования;
  • поощрение и популяризация страхования среди граждан;
  • лояльная налоговая политика для страховщиков;
  • страховой надзор со стороны государства;
  • создание условий для конкуренции и исключение монополизма на страховом рынке.

Функции страхового надзора

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции:

  • регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  • обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  • контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  • создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  • контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  • составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  • проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  • собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  • проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  • предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.

Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее – страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, в целях эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора (Федеральная служба страхового надзора) и его территориальными органами.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Отсюда основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

в) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

д) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

Субъекты страхового дела, в свою очередь, обязаны:

представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с действующим законодательством.Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом об организации страхового дела в РФ, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;

4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности;

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в настоящей статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии являются:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;

2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям законодательства;

4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;

5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;

8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

9) несостоятельность (банкротство, в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

Решение органа страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных законодательством. А именно, временная лицензия может выдаваться на срок: указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года; от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в иных случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование;

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) cтрахование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков.

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Предписание дается в случае:

1) осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

2) несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

3) несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

4) нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

5) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

6) установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

7) непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в правила страхования по видам страхования.

Предписание направляется субъекту страхового дела, при необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме. Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом об организации страхового дела в РФ.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии. При необходимости копия решения об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для отмены ограничения и приостановления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме. Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела. Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:

1) при осуществлении страхового надзора:

в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

2) по инициативе субъекта страхового дела – на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

Страховщик в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора. Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора следующие документы:

1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления субъекта страхового дела – юридического лица, уполномоченным принимать указанные решения в соответствии с учредительными документами, или субъектом страхового дела, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя;

2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля);

3) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа и заключением аудитора на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии;

4) оригинал лицензии.

В случае неполучения органом страхового надзора вышеназванных документов до истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В страховом деле, созданном на коммерческой основе, не- обходим государственный надзор за страховой деятельностью, который осуществляется в целях соблюдения требований за- конодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, стра- ховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

1 Российский статистический ежегодник. 2004, с. 514; 2006, с. 645; 2007, с. 617.


Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации в настоящее время осущест- вляется Федеральной службой страхового надзора, находящей- ся в ведении Министерства финансов РФ.

До 1996 г. службу государственного надзора за страховой деятельностью в России возглавлял федеральный орган уп- равления - Росстрахнадзор . Однако за последние годы Росст- рахнадзор как самостоятельный орган исполнительной власти показал недостаточную эффективность. Указом Президента РФ от 29 ноября 1996 г. № 1611 функции Росстрахнадзора были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В составе Министерства финансов РФ был образован Департа- мент страхового надзора.

№ 2 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации” было предусмотрено: “Министерство финансов Российской Феде- рации является правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью”. Этим же постановлением решено передать в ведение Министерства финансов РФ терри- ториальные органы Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью со штатной численностью 112 единиц, сохранить права и функции территориальных органов страхового надзора, передаваемых в ведение Министерства финансов РФ.

На Департамент страхового надзора Министерства финан- сов РФ были возложены следующие функции:

· выдача страховщикам лицензий на осуществление стра-

ховой деятельности;

· ведение единого Государственного реестра страховщи- ков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;



· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обес-

печением платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения стра- ховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;


· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятель- ностью;

· обобщение практики страховой деятельности, разработ-

ка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для выполнения своих функций Департамент страхового надзора Минфина РФ был вправе:

· получать от страховщиков отчетность о страховой дея-

тельности, информацию об их финансовом положении, получать информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан;

· производить проверки соблюдения страховщиками зако-

нодательства Российской Федерации о страховании и достовер- ности представляемой ими отчетности;

· при выявлении допущенных страховщиками нарушений

закона давать им предписания по их устранению, а в случае не- выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

· обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации

страховщика в случае неоднократного нарушения им законода- тельства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

№ 314 образована Федеральная служба страхового надзора в ведении Минфина РФ. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 определены основные функции этой службы. В них сохранена преемственность деятельности бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность не- посредственно и через свои территориальные органы (ей переда- ны территориальные органы страхового надзора Минфина РФ).


Среди функций как бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ, так и нынешней Федеральной службы на первом месте обозначено лицензирование страховой дея- тельности.

Общие правила лицензирования страховой деятельности определены Законом РФ о страховании:

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, пред- ставленных в соответствии с настоящим Законом.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (да- лее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, полу- чившему лицензию.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соиска- телю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

С 1993 г. в РФ функционируют территориальные органы страхового надзора - региональные инспекции страхового над- зора (в каждой республике в составе РФ) и 7 кустовых инспекций (в городах Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екате- ринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске). Территори- альные органы страхового надзора вправе проводить проверки достоверности отчетности, представляемой страховыми орга- низациями, соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков отчетность о страховой деятельности, инфор- мацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков.


Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическая сущность страхова- ния?

2. Какие характерные черты присущи страхованию?

3. В каких формах создаются страховые фонды?

4. В каких формах осуществляется страхование?

5. Какие виды страхования являются наиболее распростра- ненными?

6. Расскажите об организации страхования в стране в до- военный период.

7. Что такое страховой рынок?

8. Назовите участников отношений на страховом рынке.

9. Раскройте содержание договора страхования.

10. Перечислите обязанности страховщика.

11. Каковы порядок и условия страховых выплат?

12. В чем заключается сущность перестрахования?

13. Каким должен быть размер оплаченного уставного ка- питала страховой организации?

14. Какие государственные органы осуществляют надзор за страховой деятельностью в стране?

15. Какие функции выполняют органы страхового надзора в стране?

16. Назовите общие правила лицензирования страховой деятельности.