Инновационная разработка. Инновационный проект

Классификация затрат предприятия.

В России до 2002 г. существовал базовый перечень затрат, вклю­чаемый в себестоимость продукции, определяемый федеральным законом. Министерство финансов РФ письмом от 15 октября 2001 г. отменило Положение o составе затрат от 5 августа 1992 г. В насто­ящее время состав затрат, включаемый в себестоимость регламен­тируется Налоговым кодексом РФ и Положением по бухгалтер­скому учету «Расходы организаций», которые определяют издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, производимые за счет соответствующих источников финансирования (прибыли предприятия, фондов специального назначения, целевого финансирования и целевых поступлений и др.).

На основе Налогового кодекса РФ и Положения по бухгалтер­скому учету министерства, ведомства, межотраслевые государствен­ные объединения, концерны и другие организации разрабатывают отраслевые положения o составе затрат и методические рекомен­дации по вопросам планирования, учета и кaлькулирования себе­стоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных пред­приятий (фирм). Классификация таких затрат производится по ряду признаков.

Классификация затрат по первичным элементам ха­рактеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат. На практике под элементом рас­ходов понимают экономически однородные затраты. Полученные по элементам расходов данные необходимы для определения фи­нансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период, разработки бизнес-планов, определения объема закупок ресурсов и др.

Элемент «Материальные затраты» включает стоимость сырья, основных материалов (за вычетом возвратных отходов), комплек­тующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемых со стороны для производства продукции, a также затраты на топливо и энергию всех видов, приобретаемых со стороны, расходуемых, как на технологические цели, так и на обслуживание производства. Элемент «Затраты на оплату труда» включает затраты на основную и допол­нительную заработную плату всего промышленно-производствен­ного персонала, а также работников, не состоящих в штате пред­приятия. Отчисления на социальные нужды отражают отчисления по установленным нормам в пенсионный фонд, на медицинское и социальное страхование и др.

В «Амортизацию основных фондов» входит сумма амортиза­ционных отчислений по установленным нормам от полной первоначальной стоимости производственных основных фондов предприятия, включая ускоренную амортизацию их активной части.

B элемент «Прочие затраты» входят затраты, которые не могут быть
отнесены ни к одному из перечисленных элементов (командировочные расходы, налоги и сборы, оплата услуг связи и т. д.).

Каждый из перечисленных общепринятых элементов включает качественно однородные по своему характеру затраты не зависимо от места (сферы) их применения и производственного назначения. Поэтому классификация по экономическим элементам лежит в основе определения общей сметы затрат на производство про­дукции предприятия, что позволяет взаимно увязывать этот раздел c другими разделами бизнес-плана предприятия.

Классификация затрат по статьям калькуляции представляет собой деление их по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции. Классификация по калькуляционным статьям расходов служит основой для разработки калькуляции себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг), всей товарной продукции предприятия.

По способу отнесения на себестоимость продукции выделяются прямые и косвенные расходы. Прямые расходы непосредственно связаны c изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия). Косвенные расходы обуслов­лены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку. K ним относятся часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепро­изводственные, общехозяйственные и другие расходы.

П о функциональной роли в формировании себесто­имости продукции различают основные и накладные расходы. Основные расходы непосредственно связаны с технологическим про­цессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих. К накладным расходам относятся затраты, связанные c созданием необходимых условий для функционирования производства, c его организацией, управ­лением, обслуживанием. Накладными являются общепроизвод­ственные и общехозяйственные расходы.

По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на пропорциональные и непропор­циональные. Пропорциональные затраты (условно-переменные) - это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т. п.). Непропорциональные затраты (условно-постоянные) - это затраты, абсолютная вели­чина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала)

B свою очередь, постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на стартовые и остаточные. К стартовым отно­сится та часть постоянных издержек, которые возникают c возоб­новлением производства и реализации продукции. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие несмотря на то, что производство и реализация про­дукции на какое-то время полностью остановлены. Сумма посто­янных и переменных издержек составляет валовые издержки пред­приятия.

По степени однородности затрат расходы делятся на элементные и комплексные. К элементным (однородным) отно­сятся расходы, которые нельзя расчленить на составные части (за­траты на сырье, основные материaлы, амортизация основных фондов). Комплексными называются статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на содержание и эксплу­атацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы), которые могут быть разложены на первичные элементы.

В зависимости от времени возникновения и отнесе­ния на себестоимость продукции затраты могут быть текущими, будущих периодов и предстоящими. Текущие возникают преимуще­ственно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода. Расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции после­дующих периодов в определенной доле. Предстоящие затраты - это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т. п.). Этот вид классификации позволяет экономически обосновать равномерное распределение затрат на производство и сбыт продукции.



По рациональности затрат различают производитель­ные и непроизводительные затраты. Производительными считаются затраты труда на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства (планируемые расходы). Непроизводительные затраты являются следствием недостатков в технологии и организации производства (брак продукции, потери от простоев и др.) (непланируемые расходы).

Имеются и другие признаки классификации затрат на производство и продaжу продукции, некоторые из которых важны для управленческого учета. Релевантные затраты (принимаемые расчет) - это затраты, имеющие отношение к принимаемому решению. Релевантные затраты, как минимум, должны покрываться в цене для того, чтобы компания осталась на рынке. Нерелевант­ные затраты (не принимаемые в расчет) -- это затраты, которые необходимо исключить при принятии окончательного решения.

Для контроля и регулирования затраты классифицируются на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые затраты - это расходы, величина которых может зависеть от руководителя (менеджера) соответствующего уровня управления. Нерегулируемые затраты - это расходы, величина которых в малой степени зави­сит от руководителя (менеджера), a то и вообще может не зависеть от менеджера. Для руководителя предприятия практически все рас­ходы фирмы являются регулируемыми; для руководителя цеха -лишь затраты в пределах цеха, для бригадира - затраты в преде­лах бригады и т. д. По возможности осуществления контроля за затратами они подразделяются на контролируемые и неконтроли­руемые. Контролируемые затраты могут контролироваться работниками предприятия. Неконтролируемые затраты не поддаются контролю со стороны работников предприятия (повышение цен на топливно-энергетические ресурсы, ставки налогов и т. д.).

Явные затраты - это затраты, которые осуществляет органи­зация в процессе производства и продажи продукции (работ, ус­луг). Альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативного варианта из нескольких. Они означают упущенную выгоду, возникающую при ограниченных ресурсах. Инкрементные (приростные или дифферен­циальные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополнительных товаров. Например, если в результате прироста выпуска
продукции на 10% затраты увеличатся на 70 условных единиц, то эта сумма составляет инкрементные затраты. Маргинальные (предельные) затраты - это дополнительные затраты на единицу продукции (a не на весь выпуск). Безвозвратные затраты - это затраты прошедшего (истекшего) периода, на сумму которых уже ничто не может повлиять.

Инновационная экономика России: стойкое ощущение, что «приводные ремни дымятся, а маховик еле крутится». В данном вопросе важно не допустить малейшей драматизации и остановить оценочные суждения. Чтобы разглядеть прогрессивные тренды и предпосылки системных решений, необходимо погрузиться в предметную область базовой проектной методологии. Детально препарировать инновационный проект как сущностное явление, определиться с видами, методами отбора и инициации, моделями исполнения. Это дает чувство опоры и истока знания.

Базовые моменты инновационной теории

Понятие инновации в общем смысле – это произведенные изменения, позволяющие вносить существенные нововведения в процесс мышления и действий. Инновация в бизнесе – это изобретение, новшество, доведенное до стадии коммерческого или иного нового продукта. Оно способно существенно изменить расстановку сил на рынке за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Настоящее определение не претендует на канон в силу того, что само понятие до сих пор не устоялось в современном мире. Инновационная концепция следует идее изобретения и новаций в форме иных, ранее неиспользуемых:

  • способов;
  • средств;
  • методов;
  • продуктов;
  • технологий.

Инновация должна иметь практическое применение. Рядом с понятием «инновация» всегда находятся сопутствующие ей «инновационный процесс», «инновационные проекты» и «инновационная активность». Понятие активности в научный и деловой оборот ввел академик Л.И. Абалкин. Ниже приведен ряд данных им определений.

Философский смысл создания инноваций заключается в разрешении регулярно возникающего противоречия между существующими возможностями и возросшими потребностями. Эффективность реализуемого нового в бизнесе состоит в том, чтобы удовлетворить ожидания потребителей и заложить фундамент расширенного воспроизводства инновационного процесса. Поэтому деятельность по разработке и рыночному использованию нововведений должна быть априори прибыльной. Таким образом, признаками введения нового является следующее.

  1. Новизна как совокупность уникальных научно-технических знаний.
  2. Способность быть реализованным в продуктах, технологиях, появляющихся на рынке или в социуме впервые или в новом качестве.
  3. Удовлетворение ожиданий представителей целевой аудитории, которые голосуют рублем за признаваемую ими успешность инноваций.
  4. Присутствие экономического, технологического и социального эффекта, достаточных для расширенного воспроизводства новшеств.

Три типа инноваций

Функции инноваций делятся на функции в экономической среде и функции социального значения. Функции нововведений в результате деловой активности и государственной политики делятся на стимулирующую и воспроизводственную. Если компания получает прибыль от вывода на рынок уникально нового, это стимулирует к новым инновациям. В этом заключается суть стимулирующего значения.

Инновации позволяют воспроизводить не только себя, но и весь комплекс предприятия как системы: и операционную деятельность, и развитие. Повышение эффективности труда и производственных процессов в обществе в целом выполняет серьезную социальную функцию. Повышение уровня производства, качества продукции и услуг благодаря инновациям повышает уровень жизни в обществе. Развивается интеллектуальный потенциал человека как субъекта социума.

Проектная деятельность в инновационной сфере

Можно сказать, что вокруг активно формируется научная теория, управленческая система и система знаний в сфере нововведений. К содержательной части слов «менеджмент», «процесс», «программа», «проект» все чаще применяется значение «инновационный». Инновационный проект (ИП) – это базовый элемент системы организации и управления инновациями. Под ним понимается проект (в традиционной для project management интерпретации), направленный на решение уникальной задачи создания, внедрения, освоения инноваций, выводу на потребителей их результатов и получение выгод.

Представленное определение формирует особую идеальную и универсальную картину итогов проекта. Инновационные проекты не зря выделены из некого «субстрата», поля деятельности по управлению нововведениями. Проекты как средство достижения целей и задач не могут закрыть собой всей гаммы управленческой системы создания нового. Перед проектами необходимо проводить мощнейшую идеологическую, стратегическую, образовательную, структурную подготовку. Требуется, чтобы философия инноваций вошла в ментальную и культурную зоны общества и организаций.

Инновационные проекты связаны в единую проектную систему с комплексом взаимосвязей между собой, с проектами иных типов в контексте воплощения стратегического замысла. Цепь проектных событий создает единую воспроизводственную модель новшеств. Кроме того, локальные задачи создания и внедрения нового не способны отрабатывать вопрос вывода с рынка предыдущих поколений инновационного продукта. А это тоже часть системы.

Потребители результатов новшеств находятся в разнообразных нишах и средах. Внутрикорпоративные потребители ожидают уникальные новшества на своих рабочих местах. Рыночные потребители находятся в составе целевых аудиторий продуктов компании. Потребители социальных услуг выступают в ролях родителей, учащихся, пенсионеров и т.д. Государственные институты составляют самый значительный класс потребителей нововведений: армия, здравоохранение, наука, образование.

Инновационные проекты могут быть выполнены последовательно друг за другом. Реализация их допустима также и в независимом параллельном режиме. Более того, с одной и той же тематикой могут осуществляться несколько проектов-дублей. Разновидностью данной формы деятельности является ее имитационный, копирующий характер. Такой вид работ по созданию нового, когда происходит присвоение чужих интеллектуальных результатов, тоже существует. Как это ни парадоксально, имитация и компиляция чужих новаций способна породить новое, но уже свое.

Соотношение инновационных проектов и процесса

Компания, избравшая стратегию инноваций, неизбежно проходит через становление и развитие инновационного процесса. Организация и исполнение настоящего комплексного процесса происходит с включением отдельных инновационных проектов. Системный комплексный процесс отбора и выбора, генерации нового знания, внедрение и распространение на всем рыночном пространстве – это и есть инновационный процесс. С ним сопряжены существенные преобразования в вещественной и социальной средах общества.

Функцию создания новшества, его реализации и распространения выполняют отдельные экономические субъекты – компании. Форма такой деятельности – инновационные проекты, представляющие собой объекты и средства управления развитием. Теперь вообразим, что в обществе, бизнес-среде непосредственно витают идеи, ждущие своего воплощения. В качестве совершенно условного примера можно рассмотреть техно-идеи самоуправляемых экипажей (автомобилей), дополненной реальности, носимых технологий и т.п. В каждом из указанных случаев сначала появляется субъект коммерческой деятельности – компания, которая принимает эту идею, как объект инноваций.

Предположим, фирма-инноватор приступает к инновационному процессу, который на первых стадиях своего развития никогда не обходится без кооперации с прикладной наукой, венчурными фондами и без государственной поддержки. Скорее всего, потребуется также кооперация в области опытно-конструкторских разработок и c владельцами технологических мощностей для массового производства продукции. Единицы компаний в мире обладают полным комплексом возможностей для реализации всех этапов инновационного процесса. К их числу относится, например, компания Samsung.

Модель инновационного процесса

Не хотелось бы называть инновационный процесс глобальным, но в современном мире это именно так. Практически невозможно сузить всю широту происходящих в процессе событий до размеров одной фирмы. Другое дело – разработка инновационного проекта. Концепция инновационного процесса позволяет посредством проекта решать локальные или комплексные задачи этапов под единым управляющим органом. Рассмотрим состав основных компонентов инновационного процесса. Он включает взаимосвязанные совокупности:

  • знаний, научной, маркетинговой информации;
  • научных исследований и маркетинговых проработок;
  • эффективных средств труда, позволяющих облегчить труд и сделать его более производительным.

Инновационные процессы имеют определенные отличия от производственных и других основных и обеспечивающих процессов операционного цикла. Деятельности по созданию нововведений присущи следующие моменты.

  1. Возникают значительные риски и состояние неопределенности в отношении способов достижения предполагаемого результата.
  2. Детальное планирование не представляется возможным, ориентироваться на прогнозы нельзя.
  3. Имеет место перманентное сопротивление не только лиц, участвующих в инновационном процессе, но и самой среды потребления его результатов в социуме или на рынке.
  4. Сам этот процесс зависим от рынка и социума, в котором он производится и развивается.

Стадии инновационного процесса

Содержание инновационного менеджмента

Реализация инновационной активности компании внутри ее и на рынке опирается на систему созданного в ней раздела управления, именуемого «инновационный менеджмент» или «менеджмент инноваций». Управление нововведениями стоит на традиционных «китах»: организации, анализе среды и подходах к решению проблем. Помимо базиса система управления включает блок возможностей, ограничений и обеспечения безопасности инноваций, разделы распределения ресурсов и получения опыта. Организационные установления данной системы включают следующие аспекты.

  1. Распределение ответственности за управление инновациями.
  2. Поиск и ранжирование инновационных идей.
  3. Разработка инновационной политики компании и доведение ее до участников процесса.
  4. Формирование инновационной стратегии и состава, вытекающих из нее задач.
  5. Качественное и надежное проектирование (инновационные проекты).
  6. Воспитание инновационной культуры в сотрудниках фирмы.
  7. Создание особой среды, допускающей возможность обучения на ошибках.
  8. Развитие сотрудников до передовых инновационных позиций, расширение их компетенций и намерений содействию инновационной программе компании.

Алгоритм поиска инновационной идеи: обязанности, сроки, исполнение

При анализе среды в системе управления нововведениями обеспечивается бенчмаркинг инновационных решений у конкурентов и в компании. Действует перманентный контроль существующих трендов, тенденций на рынке. Оцениваются технологии и зарегистрированная интеллектуальная собственность на ноу-хау. Приемлемые технологии оцениваются и ранжируются к применению. Подходы к решению проблем включают в себя следующее.

  1. Целостный подход к продуктам.
  2. Стимулирование генерации идей, вычленения значимых и минимально конкурентоспособных, их эффективная переработка.
  3. Выявление корневых проблем и несоответствий ожиданий потребителей рыночным предложениям. Формулирование инновационных задач в ценностном поле потребительских предпочтений.
  4. Симулирование потребительского опыта в течение всего жизненного цикла продукта компании в качестве базиса для организации моделирования и проектирования работ по поиску нового.
  5. Комплексная оценка рисков и возможностей по степени новшества и распределению работ по времени.

Методы и средства инициации инновационной активности

В начале статьи мы уже рассмотрели некоторые понятия и категории инноватики как отрасли управленческой науки. Среди них мы затронули понятие инновационной активности. Инновационный процесс охватывает большое число участников как внутри компании, включая самого новатора, так и в ближнем и дальнем окружении. Под новатором мы понимаем сотрудника компании, который не только является носителем идеи инновации, но и лично лидирует в ее воплощении.

Нами было установлено, что инновационный процесс обычно выходит далеко за пределы компании – владельца такого процесса. Это означает, что когда мы говорим об активности, следует рассматривать всю цепочку участвующих в процессе сторон. Инициация такого большого числа лиц на активную деятельность в создании, внедрении и продвижении новшеств – дело сложное. И моей широты взгляда явно не хватит, чтобы представить вашему вниманию универсальные средства подобной инициации. Однако относительно компании это вполне возможно.

Организационные барьеры для инициации инновационной активности в компании

На показанной выше схеме отражены основные барьеры инициации активности. Инновационная активность, как и проекты с процессом, должна соответствовать стратегии компании. Она демонстрирует существующую связь между планируемым содержанием деятельности и результатами. Рассмотрим основные методы и средства инициации в инновационном менеджменте.

  1. Мотивация команд, сбор, регистрация и архивирование идей.
  2. Ретроспективный обзор, анализ информации и решений.
  3. Сессии группового поиска идей и их ранжирование методами командной работы.
  4. Обеспечение реализации моделей получения потребителями опыта использования продукта новшества.
  5. Выполнение этнодемографических исследований.
  6. Многоаспектное проектирование (включая собственно инновационный проект).
  7. Решение вопросов с интеллектуальной собственностью.
  8. Выделение, становление и развитие менеджмента знаний и управления талантами.
  9. Образное макетирование предполагаемых результатов.
  10. Оценка всевозможных рисков реализации проекта.

Разнообразие типов инновационных проектов

Классификация инновационных проектов как системного явления, в первую очередь, производится с точки зрения включения главного элемента новшества – глубины его обоснования. В современности высшим мерилом этого выступают научный метод и подход. Следовательно, все ИП могут быть поделены на две дихотомические части: использующие научно-технические исследования, разработки и не использующие их.

Таким образом, выделяют научно-технические новшества, подразделяемые на продуктовые и процессные виды инновационных проектов. Это деление выполнено подобно тому, что сами инновации по направленности делятся на уникальные изменения продукта, процесса и стратегии. Продуктовые и процессные новшества взаимосвязаны, так как нововведения в продуктах вызывают процессуальные новации и наоборот. Модель деления проектов по данному признаку представлена на схеме.

Схема классификации проектных инноваций по характеру нововведений

Если новшество основано на научно-технической разработке, оно для своей реализации предполагает выполнение проекта. Инновационный проект среди первых этапов включает стадию НИР. Следующей классификацией проектов является их деление на основе степени охвата стадий инновационного процесса. Выделяют полный проект разработки и внедрения новшеств, неполный проект первого рода и неполный проект второго рода инновационной наполненности.

Двухфазная модель полного инновационного проекта

Виды инновационных проектов делятся также по уровню научно-технической значимости и по масштабности решаемых задач. По первому из названных классификационных признаков проекты подразделяются на 4 типа.

  1. Модернизационные проекты. Прототип продукта, его конструктивные особенности, технология производства принципиально не изменяются.
  2. Новаторские проекты. В конструкцию продукта вносятся существенные улучшения.
  3. Опережающие проекты. Используются опережающие технические решения, принципиально отличающие новый продукт от старого.
  4. Пионерные проекты. Разрабатываются совершенно новые материалы, конструктивные решения, появляются уникальные технологии.

Инновационные проектные задачи с учетом масштабности реализуемых проектов делятся на 3 группы.

  1. Монопроекты. Единственная инновационная идея воплощается и продвигается на рынок в рамках действий одной компании.
  2. Мультипроекты. Целый пул монопроектов регулируется из координационного центра. Мультипроекты решают многоплановые технологические задачи (создание уникального медицинского центра хирургии, строительство коллайдера и т.д.).
  3. Мегапроекты. Многоцелевые и межотраслевые программы с централизованным государственным финансированием. Под них создаются специальные управляющие центры под контролем министерств и ведомств (уровень создания прорывной технологии в отрасли, проектов перевооружения отраслей и т.п.).

Жизненный цикл инновационных проектов

Жизненный цикл инновационного проекта, как и любой другой проектной задачи, подчиняется определенным закономерностям. В нем последовательно включены основные элементы инновационного проекта и две краеугольные временные точки: моменты запуска и закрытия. Внутренние этапы создания новшеств по своему составу зависят от вида, внутренней наполненности и масштабов проекта. Вехи как контрольные точки принятия судьбоносных решений обладают особой спецификой.

В связи с тем, что разработка инновационного проекта имеет более высокие риски неудачного завершения и потери средств, в моменты наступления вех требуется тщательно анализировать достигнутые результаты. Особое значение имеет уровень лица, принимающего решение о следующих этапах проекта и целесообразности его продолжения. К проектным событиям следует относиться, как к минному полю: сделал шаг – остановился и осмотрелся, шансы по-прежнему высоки – двигаемся дальше.

Поэтому для инновационного проекта активно применяется система поэтапной проверки промежуточных результатов и решений. Преимущество данной системы проявляется при разработке плана проектных работ такого уровня глубины, чтобы поставленные задачи позволяли осуществлять и непрерывный и поэтапный контроль. Все этапы проекта по Стандарту ГОСТ Р 55347-2012 предусматривают процедуру подтверждения удовлетворительности их результатов.

Подтверждению сопутствуют промежуточные проверки, распространяющиеся на ревизию работ на одном или всех предшествующих этапах. Они должны подтвердить, что уровень организации, функциональная среда неизменны, соответствуют стратегии компании, задачам проекта и ожиданиям потребителей. Одним из выводов промежуточных проверок могут стать рекомендации по переориентации или закрытию проекта при наличии отклонений от исходных целей или необоснованного их дробления. Стадии проверки решений и варианты событий включают:

  • согласование мероприятий по этапу, новое утверждение плана проекта для перехода на следующий этап;
  • разрешение перехода на следующий этап;
  • требования по внесению изменений и дополнений в содержание этапа;
  • требования повторной проверки в случае необходимости;
  • возврат проектировщиков к предыдущим этапам для доработок и перепроектирования;
  • отказ в приемке результатов выполненных работ по этапу и требование повторного их выполнения;
  • приостановка хода работ по проекту, консервирование результатов на определенный срок или безвременно;
  • остановка выполнения проекта и выход из него.

Стадии ЖЦ и вторичная структура продуктового инновационного проекта

Особенности фазы проектирования в ИП

Еще одна модель жизненного цикла ИП будет представлена в настоящем разделе. В данной модели практически не выражены этапы коммерческого продвижения, распространения продукта проекта, занимающие большой объем работы. То есть, показанный на схеме жизненный цикл тяготеет к новшествам второго рода без учета наличия научно-технического аспекта. Разработка инновационного проекта обладает спецификой в связи с особой ролью двух состояний, которые к фазе проектирования не относятся. Имеются в виду фазы деятельности до проектной разработки и внедрения и фазы после нее.

Важнейшие этапы при проектировании инноваций по Стандарту ГОСТ Р 55347-2012

Перед тем, как рассмотреть этапы проектирования, восстановим общую последовательность событий. В компании принята стратегия инновационного развития. Активно внедряется менеджмент инноваций. Из числа высшего руководства назначен ответственный за инноватику и развитие деятельности в форме ИП. Он же выступает куратором соответствующих проектов. Сформирована структура внутри компании, занимающаяся данной темой. Запущен инновационный процесс. Идеи отобраны, ранжированы и готовы к переводу в предпроектную фазу. Такова инфраструктура и предтеча проектирования новшеств.

Как правило, создаваемый совет по инновационной политике (иногда научно-технический совет) практически в полном составе формирует команды управления ИП. Первой задачей команды управления проектом является определение самих возможностей выполнить проект. Затем производится первая итерация проектного плана в укрупненной форме. Выходом данной фазы является утверждение лицом, принимающим решение, презентации проекта с заключением о его старте.

Представленная выше схема иллюстрирует этапы проектирования новшества, опытного производства и перехода к массовому производству и распространению продукта. Некоторые стадии выполняются одновременно. Особенности отдельных ИП допускают также наличие дополнительных и промежуточных этапов внутри фазы. Стадии проектирования и внедрения подлежат детализации и конфигурированию для целей оптимального планирования. В исходный состав информации об этапах включаются:

  • сведения общего характера об этапе (наименование, назначение);
  • задачи, решаемые на этапе;
  • список мероприятий незадачного типа, подлежащих выполнению;
  • состав ответственных лиц за мероприятия и задачи этапа;
  • сроки задач и заданий;
  • механизмы и ресурсы, привлекаемые на этап;
  • методики, методы и другие инструменты инновационных решений на этапе;
  • результаты задач и всего этапа;
  • показатели для проведения поэтапных проверок.

Состав участников инновационного проекта

Когда мы говорим о системе инновационного менеджмента, целесообразно разделять участников инновационного процесса и участников ИП. Составы участников этих двух категорий во многом пересекаются, но поскольку процесс существенно шире проекта, различия есть. В первую очередь, рассмотрим, кто является заинтересованными сторонами и в процессе, и в увеличении числа проектов в инновационной сфере:

  • государство в лице многочисленных институтов и регионов;
  • муниципальные органы;
  • фундаментальная наука;
  • субъекты научно-исследовательских и прикладных разработок;
  • венчурные и инвестиционные фонды;
  • компании-разработчики инновационных решений и их владельцы;
  • компании-производители комплектующих и самого продукта;
  • конечные потребители продукта.

Участники инновационного процесса делятся на лица, формирующие спрос на новшества, на субъекты, предлагающие инновационные решения, и на участников-посредников. К первой категории относятся государственные органы и институты (армия, медицина, образование и т.п.), компании, использующие инновационные продукты для производства, конечные потребители. Группа участников, активно формирующих (фактически или ожидаемо от них) предложение на рынке инновационных продуктов:

  • холдинги и предприятия ОПК;
  • НИИ и ВУЗы;
  • инжиниринговые компании;
  • производители высокотехнологичных товаров и услуг.

В группу инновационных посредников входят:

  • рынок инвестиционного капитала;
  • бизнес-инкубаторы;
  • технопарки;
  • свободные экономические зоны как субъекты хозяйствования и налоговых льгот;
  • инновационно-технологические центры;
  • патентно-лицензионные органы;
  • коммерческие банки;
  • страховые и лизинговые компании.

Все, что было отмечено выше, предопределяет состав участников и заинтересованных сторон в инновационном проекте. Участники инновационного проекта все взаимодействие выстраивают через разработчика. Ниже представлена соответствующая схема, в ней под разработчиком рассматривается коллективный участник в составе куратора, менеджера проекта, группы управления проектом и команды. Среди ближнего окружения можно выделить заказчика, инвестора, проектировщика и исполнителя (если исполнитель – отдельная компания, НИЦ).

Основные заинтересованные стороны и участники ИП

Методики отбора инновационных проектов

В силу высоких рисков разработки и реализации ИП финансовое обоснование выбора проекта среди многочисленных инновационных намерений имеет большое значение. Данная процедура значима еще и потому, что помимо рисков настоящей категории проектных задач свойственны большие потенциалы по доходной части и прибылям в случае успеха. Теория стратегии голубого океана детально демонстрирует такие возможности благодаря инновационному подходу не только в материальном воплощении новой идеи, но и по всей цепочке добавленной ценности для потребителя.

Среди важных инновационных посредников выступает банковский сектор. Некоторые коммерческие банки начинают специализироваться в долгосрочном кредитовании проектов под инвестиции в инновации. Они самостоятельно осваивают методы отбора инновационных проектов. Кредитные организации все активнее проводят независимую оценку интеллектуальных продуктов, что само по себе может придать импульс не только в решении задач кредитования инноваторов. Банковская оценка – инструмент внешней экспертизы при отборе проектов. Инновационный проект получает финансовое обоснование, которое проходит квалифицированную проверку и испытание.

Некоторые банки в составе кредитных департаментов имеют группы профессиональных экспертов, способных произвести квалифицированную оценку портфеля инновационных проектов. На первом этапе производится анализ и выдача предварительного заключения по внутренним инновационным характеристикам (доходность инвестиций, срок реализации проекта и т.п.). Обоснование привлечения внешних источников подвергается анализу по банковской методике, выводы вносятся в заключение. Базовым оценочным показателем выступает цена капитала плюс норматив добавочной прибыли. Определяются пределы капитала для самофинансирования инноваций и возможности его привлечения.

Методы отбора инновационных проектов, используемые банками, включают в своем составе активные инструменты оценки. Среди них – метод оценки нематериальных активов, а именно аудит зарегистрированных прав интеллектуальной собственности. Экспертный анализ направлен на проверку обоснованности заявленной стоимости объекта интеллектуальной стоимости, установление размеров возможной отдачи с позиции рыночной оценки. Эксперты также производят дополнительный анализ защищенности интеллектуальных ресурсов, поскольку данный вопрос является фактором риска проекта.

Далее экспертная группа приступает к основному аналитическому блоку. Проверке и оценке подвергаются представленное обоснование в форме бизнес-плана по проекту, расчетов эффективности внутренних и внешних инвестиций, анализ чувствительности и состав всевозможных рисков. Модель мероприятий по отбору проектов к долгосрочному кредитованию, а, следовательно, и к возможному их запуску с использованием заемных средств, представлена далее.

Модель оценочных процедур по отбору инновационных проектов

Теория циклов Кондратьева и мировые новости очевидно свидетельствуют о том, что в ближайшие годы свое шествие начнет шестой технологический уклад. В России об этом говорят, но инновационный процесс все никак не набирает оборотов. Как ни странно, но шансы у российской экономики стать инновационной до сих пор сохраняются. Я убежден в том, что это неизбежно. Поэтому практикующему PM обязательно стоит потратить время на освоение инновационной специфики, изучить основы разработки и реализации ИП, этапы его жизненного цикла, методы их отбора. Представьте, что завтра нормативная база изменится, появится российский уникальный механизм массовых инноваций, а вы уже готовы – отличный вариант, не так ли?

Инновационный проект: понятия, основные этапы создания и реализации

1. Понятие «инновационный проект»

2. Жизненный цикл инновационного проекта

3. Структуризация проекта

4. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта

5. Оформление инновационных проектов

6. Управление проектом

1. Понятие «инновационный проект»

В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление инновационными проектами – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления нововведениями.

Понятие «инновационный проект» употребляется в нескольких аспектах:

    как дело , деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

    как система организационно-правовых и расчетно-финансовыхдокументов , необходимых для осуществления каких-либо действий;

    как процесс осуществления инновационной деятельности.

Эти три аспекта подчеркивают значения инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.

В целом, инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Классификация инновационных проектов

Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов. Ниже приведена классификация инновационных проектов.

Инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости :

    Модернизационный , когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);

    Новаторский (улучшающие инновации) , когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

    Опережающий (базисные инновации) , когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

    Пионерный (базисные инновации) ,когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии).

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды инновационных проектов по основным типам :

По предметно – содержательной структуре и похарактеру инновационной деятельности проекты подразделяются на:

    исследовательские;

    научно-технические;

    связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;

    проекты системного обновления предприятия.

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на:

    международные;

    республиканские;

    региональные;

    отраслевые;

    отдельного предприятия.

По характеру целей проекта подразделяются на:

    конечные - отражают цели, решения проблемы в целом;

    промежуточные.

По периоду реализации подразделяются на:

    долгосрочные (более 5 лет);

    среднесрочные (до 5 лет);

    краткосрочные (1-2 года).

По типу инноваций подразделяются на:

    новый продукт;

    новый метод производства;

    новый рынок;

    новый источник сырья;

    новая структура управления.

По виду удовлетворяемых потребностей , могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

По типу инноваций , могут быть:

    ведение нового или усовершенствованного продукта;

    создание нового рынка;

    освоение нового источника сырья или полуфабрикатов;

    реорганизация структуры управления.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

Мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

Мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям. Инновационные проекты могут носить разный характер и отличаться по ряду классификационных призхнаков.

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться нескольких аспектах:

как совокупность мероприятий для достижения инновационным целей,

как процесс осуществления инновационной деятельности, как пакет документов, обосновывающих и описывающих это мероприятия.

Эти три аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.

Рыночные механизмы координации деятельности фирм и различных институтов в области разработки, внедрения и коммерциализации новшеств весьма несовершенны. Это объясняется и состоянием российской экономики, и неблагополучным инвестиционным климатом и инерционностью крупных промышленных фирм, и нехваткой ресурсов у малого бизнеса. Одной из наиболее благоприятных возможностей создания и внедрения новшеств является особая система организации и финансирования инновационных проектов.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем обеспечивает комплексный, системный подход. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие десятки организаций проектного и промышленного профиля, различные финансовые институты, научные, общественные и государственные учреждения, коммерческие структуры. Основные элементы и участники инновационного проекта представлены на рис. 11.1.

Таким образом, реализация замысла инновационного проекта обеспечивается десятками участников и организаций. Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов.

Рис. 11.1. Структура инновационного проекта

По предметно-содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на исследовательские, научно-технические, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата, а также на проекты системного обновления предприятия. Кроме того, инновационные проекты подразделяются по уровню решения, по характеру целей, по виду инноваций, по периоду реализации.

Виды инновационных проектов даны на рис. 11.2 .

Разработка инновационного проекта - длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис. 11.3).

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.


Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной ресурсной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты.

Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач и любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки и пересмотра на следующих этапах и в многочисленных контрольных точках. Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией.

Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон - государства и частного сектора. Для выработки и осуществления таких экономически обоснованных, скоординированных действий инновационной стратегии России целесообразна разработка государственной информационной системы "Инновационная политика реального сектора экономики". Ее: использование поможет предприятиям и организациям в корректировке стратегии и тактики их инновационной и предпринимательской деятельности.

Важным условием осуществимости инновационного проекта ~, является выбор надежной базы прогнозирования и анализа новшества и привлечение к участию в проекте команды специалистов-: профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных учредителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения. Зачастую

в инновационных проектах большие сложности вызывает нахождение базовой модели.

Еще одной особенностью инновационного проекта является: проблема выделения индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа. Если в инвестиционном проекте это рутинная процедура, то вычленение одного новшества из взаимосвязанных множественных элементов инновационной деятельности оказывается самостоятельным сложным процессом. Интенсивные исследования в отдельном виде инновации вызывают сложную гамму сопутствующих "инкрементных", частичных, менее радикальных новшеств.

По мере накопления опыта число модификаций постепенно уменьшается и появляется базовая модель. Становится очевидным что в то время, как первоначальное единичное новшество находит- ся в расцвете своего жизненного цикла и приносит финансовый успех, возможно его моральное устаревание вследствие изменения самой базовой модели. Снижение технической неопределенности инновационного проекта не означает снижения финансового и коммерческого риска. Более того, при разработке ряда проектов принципиальных нововведений устранение технических рисков приводит к выявлению недостатков выбранной технологии и оборудования, что само по себе уже может вызвать прекращение финансирования. Технические и коммерческие риски в инновационных проектах не находятся в какой-либо корреляционной зависимости, и для устранения или предупреждения рисков следует идти эмпирическим путем.

Большое значение в выборе метода прогнозирования и анализа новшества имеет продолжительность планируемого жизненного цикла инновации. У нововведений, имеющих короткий жизненный цикл, сохраняется высокая степень зависимости от длительности стадии НИОКР, от появления конкурирующих новинок и разработки нововведения, опирающегося на данный технический принцип. При прогнозировании такого типа инноваций, всегда следует предусмотреть возможное время устаревания данного принципа в рамках новшества.

Следует иметь в виду, что финансовый успех может зависеть от удлинения цикла жизни новшества, за счет как увеличения сроков его полезного функционирования, так и более раннего выхода на рынок. При сопоставлении финансовой эффективности альтернативных новшеств успех будет во многих случаях на стороне наукоемкой, коротко живущей новинки, а не на стороне освоенного продукта.

Инновационный проект, следовательно, должен развиваться в рамках необходимых и достаточных условий и рациональных ограничений. Каждый проект начинается с четкой постановки его цели, критериев успешного осуществления и предварительных набросков главных этапов его реализации. Граничными условиями могут выступать неопределенность и непредсказуемость фундаментальных исследований и несоответствие проекта целям организации, все возможные ресурсные и технологические ограничения. На стадии первичной разработки следует уделить внимание именно критериям успешности, а не деталям осуществления проекта.

Критерии успешности инновационного проекта также требуют внимательного и строгого рассмотрения.

Если для инвестиционного проекта единственным и главным критерием выступает финансовая успешность, то для инновационных проектов не менее важны прин- ципиальная новизна, патентная чистота, лицензионная защита, приоритетность направления инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества. К тому же в критериях успешности сохраняют силу производственные и ресурсные возможности, техническая осуществимость, финансовая эффективность, а также социальная целесообразность решения.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.